Научная статья на тему 'Организация процесса стратегического планирования развития социальной инфраструктуры в Тульском регионе'

Организация процесса стратегического планирования развития социальной инфраструктуры в Тульском регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И ФУНКЦИИ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGION / GOVERNMENT AUTHORITIES / THE OBJECTIVES AND FUNCTIONS OF THE COMMISSION ON DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Сычева Наталья Андреевна

Исследована существующая практика стратегического управления развитием социальной инфраструктуры в России. Предложено внедрение в существующую организационную структуру правительства Тульской области Комиссии по вопросам развития социальной инфраструктуры с указанием ее состава, целевых установок и функций деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сабинина Анна Львовна, Сычева Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN TULA REGION

The existing practice of strategic management of the development of social infrastructure in Russia is investigated. Introduction of the Commission on issues of development of social infrastructure in existing organizing structure of the government of the Tula region is offered with indication her composition, objectives and functions of activity.

Текст научной работы на тему «Организация процесса стратегического планирования развития социальной инфраструктуры в Тульском регионе»

УДК 332.145 (470.312)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

А.Л. Сабинина, Н.А. Сычева

Исследована существующая практика стратегического управления развитием социальной инфраструктуры в России. Предложено внедрение в существующую организационную структуру правительства Тульской области Комиссии по вопросам развития социальной инфраструктуры с указанием ее состава, целевых установок и функций деятельности.

Ключевые слова: социальная инфраструктура региона, органы государственной власти, целевые установки и функции Комиссии по вопросам развития социальной инфраструктуры.

На сегодняшний день финансирование реализации задач стратегического планирования развития социальной инфраструктуры в различных отраслях и подотраслях социальной сферы субъектов федерации происходит сегодня в основном из одного источника - средств бюджетов различных уровней. Поэтому развитие каждой конкретной отрасли невозможно планировать в независимости от развития других отраслей. В противном случае это приводит к отставанию развития одних отраслей в противовес другим.

Для принятия стратегических решений по модернизации социальной инфраструктуры необходима концентрация информации в одном органе исполнительной власти субъекта федерации при непосредственной его связи с отраслевыми министерствами и департаментами социальной направленности. Однако анализ российского опыта показал, что на сегодняшний день эти вопросы курируются изолированно соответствующими министерствами и ведомствами.

Единственным регионом России, в котором развитием социальной инфраструктуры занимается специально созданный для этого орган исполнительной власти, является республика Саха (Якутия). В структуре министерства труда и социального развития правительства республики функционирует департамент развития социальной инфраструктуры. В Украине реализуется проект «Содействие развитию социальной инфраструктуры с участием, помимо украинской стороны, представителей немецкого бизнеса и министерства труда и социальной политики Правительства Германии.

На наш взгляд, для обеспечения сбалансированного развития социальной инфраструктуры в органах исполнительной власти должна быть создана постоянно действующая комиссия, которая своей деятельностью бу-

дет координировать работу отраслевых министерств и департаментов по вопросам стратегического развития социальной инфраструктуры. Ее целесообразно создать в качестве совещательного органа при заместителе губернатора региона по социальной политике.

На рис. 1 отражен фрагмент действующей организационной структуры правительства Тульской области в части министерств и комитетов, курирующих социальную сферу, с внедрением в нее Комиссии по вопросам развития социальной инфраструктуры (далее - Комиссия).

В состав Комиссии должны войти главы отраслевых министерств и департаментов социальной направленности с привлечением к обсуждению один раз в месяц специалистов соответствующего профиля для решения вопросов стратегического управления объектами капитального строительства социальной сферы региона.

Для получения информации о возможностях финансирования проектов, о степени разработанности инвестиционных проектов, о возможности государственно-частного партнерства к работе в Комиссии должны привлекаться другие участники процесса управления развитием социальной инфраструктуры. В частности, на заседании Комиссии в Тульской области должны обязательно присутствовать представители Министерства Финансов, Министерства экономического развития и промышленности, Министерства внутренней политики и развития местного самоуправления (данные на 10 июня 2013 г.)

Целью функционирования Комиссии должно стать содействие развитию социальной инфраструктуры Тульского региона на основе согласования интересов населения, бизнеса и региональной власти. Это означает максимальное удовлетворение потребностей населения в социальных услугах в регионе, эффективное расходование на них бюджетных средств с учетом установленной нами ее взаимосвязи с реальным сектором экономики и, наконец, заинтересованность инвесторов в реализации проектов, связанных с региональной социальной инфраструктурой.

Такой подход согласуется с принципом реализации Программы СЭР Тульской области - принципом «баланса интересов», «который подразумевает обеспечение соблюдения интересов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций» [1]. При этом целесообразно расширить один из прописанных в ней принципов организации деятельности основных исполнителей данной Программы - принцип справедливой социальной политики, включив в него целевые установки по социальной инфраструктуре, содержание которых представлено на рис. 2.

Реализация целевых установок предполагает формулирование укрупненных функций, которые должна реализовывать в своей деятельности Комиссия по вопросам развития социальной инфраструктуры. Их перечень приведен на рис. 3.

Согласование интересов населения, бизнеса и региональной власти для сбалансированного и эффективного развития социальной инфраструктуры Тульского региона

А

Удовл ет воре ни е пот ребнос тей населения б объектах социальной инфраструктуры

Территориальная и финансовая доступность объектов социальной инфраструктуры для населения

Низкий уровень износа и высокая техническая осн аще ннос ть о бъектов социальной инфраструктуры

Широкое вовлечение населения в вопросы развития социальной ин фра структуры

т

Эффективность бюджетных расходов, направляемых на развитие социальной инфраструктуры

Рациональный бы бор федеральных целевых программ для участия в них Тульского региона

Эффективный выбор объектов социальной инфраструктуры для включения их в долгосрочные целевые программы Тульского региона

Разработка системы целевых индикатор в развития социальной инфраструктуры

Привлечение внебюджетных источников финансирования социальной инфраструктуры

Развитие механизмов государственн о-час тного партнерства в социальной сфере

Стимулирование развития ведомственной социальной ин фра структуры

Разработка региональных преференций для бизнеса, участвующего в развитии социальной ин фра структуры

Так, на основе работы, проведенной отраслевым министерствами по выявлению неудовлетворенных потребностей населения в объектах социальной инфраструктуры в регионе посредством опросов и широких публичных обсуждений, Комиссия должна установить перечень «болевых точек» социальной инфраструктуры в каждом муниципальном образовании региона. Тем самым готовится информация для экспертов соответствующей группы.

Для аккумулирования информации о степени развития каждой подотрасли социальной сферы Комиссия должна анализировать данные кластерного анализа обеспеченности объектами каждой подотрасли социальной сферы во всех муниципальных образованиях региона, с целью выявления позиций региона в ЦФО и «болевых точек» инфраструктуры.

Для поиска бюджетных ресурсов на развитие социальной инфраструктуры Комиссия должна с определенной периодичностью заслушивать информацию о государственных программах, направленных на решение государственных вопросов с целью принятия в них участия.

Кроме того, Комиссия должна участвовать в мониторинге Банка инвестиционных предложений с целью оценки возможностей отбора из них предложений для разработки инвестиционных проектов по устранению выявленных «болевых точек» в инфраструктуре муниципальных образований. Тем самым, будет осуществляться отбор инвестиционных предложений для разработки на их основе инвестиционных проектов с целью устранения «болевых точек» инфраструктуры, выявленных на основе общественного мнения и результатов обработки статистики.

Наличие такой информации позволит реализовать еще одну укрупненную функцию комиссии по отбору объектов социальной инфраструктуры, требующих капитального ремонта или строительства для включения их в региональные и муниципальные целевые программы. Эта же информация может быть использована для поиска частных инвесторов, в том числе в ситуации, когда место расположения социального объекта территориально совпадет с местом реализации инвестиционного проекта реального сектора экономики.

Для их привлечения комиссия должна участвовать в разработке преференций для социально-ориентированного бизнеса. Так, региональная власть может лоббировать интересы бизнеса при получении государственных заказов, контролировать приход на территорию региона конкурентного бизнеса. Ресурсы муниципальной власти включают арендные отношения, бюрократические послабления, касающиеся упрощения процедур оформления разрешительных документов, льготы при оплате за использование муниципальной собственности и другие преференции.

Кроме того, на сегодняшний день бизнес готов также вкладываться в инфраструктурные социальные проекты на условиях государственно -частного партнерства.

Опыт ведущих стран показывает, что на создание и отладку системы ГЧП в социальной сфере уходят десятки лет. Но, несмотря на возникающие риски, девять из десяти компаний, принимающих участие в реализации проектов ГЧП, планирует в будущем продолжать свое участие в следующих проектах [2]. Это свидетельствует о высоком экономическом интересе частных компаний и необходимости дальнейшей проработки всех аспектов реализации проектов ГЧП в социальной сфере в России на федеральном, региональном и местном уровнях.

Решению всех перечисленных вопросов должно способствовать сотрудничество Комиссии со специалистами в области государственного и муниципального управления по вопросам развития региональной социальной инфраструктуры, бизнесом и общественностью субъекта федерации.

Список литературы

1. О программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года: Закон Тульской области № 1560-зто от 28 апреля 2011 года.

2. Publik-Private Partnership Handbook/Asian Development Bank, September2008/ URL: http://www/adb.org/Dokuments/Handbooks/Publik-Private-Partnership/Charter4.pdf (дата обращения: 14.02.2013).

Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сычева Наталья Андреевна, инженер, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN TULA REGION

A.L. Sabinina, N.A Sychova

The existing practice of strategic management of the development of social infrastructure in Russia is investigated. Introduction of the Commission on issues of development of social infrastructure in existing organizing structure of the government of the Tula region is offered with indication her composition, objectives and functions of activity.

Key words: social infrastructure of the region, government authorities, the objectives and functions of the Commission on development of social infrastructure.

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic science, associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Sychova Natalia Andreevna, engineer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.