Научная статья на тему 'Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока'

Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
969
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / УСЛУГИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / SOCIAL SERVICES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH / ЖИЛЬЁ / HOUSING / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Найден Светлана Николаевна

В статье рассматривается развитие социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке в конце XX начале XXI вв. Проанализированы параметры воспроизводства объектов социальной инфраструктуры в разрезе субъектов Дальневосточного федерального округа. Выявлены межрегиональные различия в уровне обеспеченности услугами социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Social Infrastructure in the Far East

Development of social infrastructure in the Russian Far East in the late XX early XXI centuries is considered in the article. Reproduction parameters of social infrastructure are analyzed in the context of the regions of the Far Eastern Federal District. Regional differences in the level of provision of social services are identified.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока»

1E H1 f £ Jo J .1 im 1

» K-IÏT

кегианапистика

Ч—J bffîr I У&У»; ' Мм?

' J.

■Ж

ШЫ

DOI: 10.14530/reg.2015.3

ZJ'.

НАЙДЕН Светлана Николаевна

Доктор экономических наук, заведующая сектором Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

NAIDEN

Svetlana

Nikolaevna

Doctor of Economics, section head

Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

nayden@ecrin.ru

m

УДК 332 + 338

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В статье рассматривается развитие социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке в конце XX - начале XXI вв. Проанализированы параметры воспроизводства объектов социальной инфраструктуры в разрезе субъектов Дальневосточного федерального округа. Выявлены межрегиональные различия в уровне обеспеченности услугами социальной сферы.

Социальная инфраструктура, услуги социальной сферы, образование, здравоохранение, жильё, Дальний Восток

DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN THE FAR EAST

Development of social infrastructure in the Russian Far East in the late XX - early XXI centuries is considered in the article. Reproduction parameters of social infrastructure are analyzed in the context of the regions of the Far Eastern Federal District. Regional differences in the level of provision of social services are identified.

Social infrastructure, housing, Far East

social services, education, health,

© Найден С.Н., 2015

ж

ж шщшет Кегмоналистика

» К-1УТ

УЛ.

^ V:

■т

1 >.!

DOI: 10.14530/reg.2015.3

Введение

Социально-экономическое развитие отдельных регионов определяется не только уровнем и масштабами развития ведущих отраслей хозяйственного комплекса, продуцирующих экономический рост и наполняющих доходами региональные бюджеты, но и наличием социального потенциала, который способен обеспечивать поступательное развитие территории и решать тактические задачи при достижении стратегических целей.

Основу социального потенциала составляют человеческие ресурсы, спрос на которые в условиях Дальнего Востока является постоянным. К началу 2015 г. суммарная численность населения макрорегиона составила чуть более 6,2 млн человек (4,3% от общей численности населения России с учётом населения Крыма)1. За 25 лет (с начала 1990-х гг.) население Дальнего Востока сократилось на 23% или на 1,83 млн человек. Основной причиной сокращения численности населения продолжает оставаться миграция, которая в отдельные периоды усугублялась негативными тенденциями естественного движения населения [2].

С точки зрения накопленного социального потенциала Дальний Восток - регион больших контрастов, обусловленных различной освоенностью территории, плотностью населенных пунктов и транспортными связями, что оказывает непосредственное влияние на доступность услуг социальной сферы. Система поселений связана с основной полосой расселения лишь в южной части, для неё характерны крайне низкая плотность в целом (в 7,5 раз ниже, чем в среднем по России) и ярко выраженные пространственные диспропорции по субъектам Дальневосточного федерального округа (ДФО). Несмотря на то, что население в основном сосредоточено в городах и крупных посёлках, каждый чет-

. г1'

. ■■■ -

1 Численность населения на 1 января 2015 года (http://www. gks.ru).

вёртый житель Дальнего Востока проживает в труднодоступных, значительно удалённых локальных поселениях, не связанных с «Большой землёй», для которых объективно существуют ограничения по срокам, масштабам и форме завоза товаров. При этом в четырёх из 9 дальневосточных субъектов РФ (Магаданской области, Камчатском крае, Чукотском АО, Республике Саха (Якутия)) сезонное ограничение распространяется практически на всё население.

Гигантские расстояния и суровые природные условия предопределяют необходимость развития основных элементов социальной инфраструктуры в каждой изолированной локальной системе расселения, несмотря на небольшую численность населения. Ключевыми факторами развития социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке помимо особенностей системы расселения и природных условий стали специфика сформировавшейся сети учреждений сферы услуг, а также траектория социально-экономического развития в 1990-е - 2000-е гг.

Развитие социальной инфраструктуры Дальнего Востока в 1990-е гг.

Экономические реформы начала 1990-х гг. привели к снижению уровня жизни населения Дальнего Востока, который впервые со времени его освоения русскими стал терять население [1]. Дальневосточные территории пытались предотвратить усиливающийся отток населения путём увеличения жилищного фонда и

обеспеченности населения жильём (с 2 2 11,8 м на человека в 1980 г. до 16 м - в

1994 г., что составляло 92% от среднероссийского уровня). В начале 1990-х гг. объём государственных капитальных вложений (основного источника инвестиций) в жилищное строительство увеличился по сравнению с 1980 г. в 2 раза в расчёте на 10 тыс. жителей, что на 12% превысило

ж

ж шщшет Кегмоналмстика

» К-1УТ

УЛ.

^ V:

У Мл

/у -. ,

У--1£Гг\

|).К' I %

аналогичный показатель по стране. На средства населения в регионах Дальнего Востока вводилось не более 5% от всего вновь построенного жилья, за исключением Республики Саха (Якутия), где на долю частных инвестиций пришлось 40%. Но уже к середине 1990-х гг. произошло снижение темпов строительства жилья вследствие резкого роста цен на строительную продукцию и недостатка средств у застройщиков. Фактически началось сворачивание программы государственного жилищного строительства [7].

Особо следует отметить низкие параметры качества жилого фонда Дальнего Востока, имевшегося на тот момент, и высокую степень его износа, что было связано со спецификой размещения отдельных производств и создания временных посёлков в отдалённых и труднодоступных районах макрорегиона, где применялся вахтовый метод освоения природных ресурсов. Так, уровень ветхого и аварийного жилья к началу 1990-х гг. почти в 2,5 раза превышал среднероссийские показатели. Это приводило к тому, что большая часть вновь построенного жилья шла на возмещение выбывающего ветхо-аварийного фонда. Значительное отставание сохранялось и по уровню благоустройства: 1/3 жилых домов частично или полностью не была обеспечена водопроводом, канализацией и центральным отоплением (в то время как по России таких домов было всего 20%); половина жителей не имела доступа к горячему водоснабжению (по России -42%); только каждый пятый дальневосточник пользовался газом (по России - 3/4 населения)1.

Для сохранения населенческого потенциала в регионе требовалось не только наличие жилья, но и определённый уровень развитости отраслей социальной сфе-

DOI: 10.14530^.2015.3

Шй1

1 Регионы России. Социально-экономические пока-

затели (http://www. gks.ru); Социально-экономи-

ческое положение России. М.: Госкомстат России, 1994. 312 с.

_ _____ЩЩЩ1Ш

ры. По показателю обеспеченности объектами социальной инфраструктуры дальневосточники традиционно опережали среднероссийские параметры. На 10 тыс. жителей Дальнего Востока приходилось больничных коек, медицинского персонала, амбулаторно-поликлинических учреждений примерно на 20-30% больше, чем в среднем по России и центральным районам страны. Однако это не было связано со значительными успехами в медицинском обслуживании, а в большей степени объяснялось разбросанностью по территории населённых пунктов, менее развитой сетью автодорог и низкой транспортной доступностью, относительно более высокой занятостью населения в добывающих отраслях промышленности с вредными и сложными условиями труда, проживанием значительной части населения в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, имеющих экстремальные природно-климатические условия. К началу 1990-х гг. произошло сокращение удельных показателей медицинского обслуживания населения в результате сокращения числа государственных медицинских учреждений и оттока из них врачебно-медицинского персонала во вновь организованные частные, арендные и страховые компании.

На Дальнем Востоке стала складываться довольно напряжённая ситуация в сфере образования. Массовое закрытие детских учреждений пришлось на период 1990-1997 гг. и было связано не только с миграционным оттоком населения, но и с активной политикой «избавления» ведомств от непрофильных видов деятельности, находящихся на балансе промышленных предприятий, а также в связи с отсутствием у местных бюджетов средств на содержание дошкольных учреждений. Несмотря на высокую посещаемость детьми дошкольных учреждений (почти в 1,4 раза выше, чем в среднем по России), новое строительство подобных учреждений практически прекратилось. Почти треть

ж

ж шщшет Кегмоналистика

» К-1УТ

УЛ.

■ \\

МЛ

У

|).К' I %

зданий дневных общеобразовательных школ требовали капитального ремонта, в то время как 33% учащихся занимались во вторую смену. К началу 1990-х гг. заметно сократилось строительство средних специальных учебных заведений ввиду относительно высокой насыщенности отраслей народного хозяйства региона соответствующими специалистами, практически не улучшалась материально-техническая база средних и высших учебных заведений и общежитий студентов. По уровню квалификации профессорско-преподавательского состава дальневосточные учебные заведения среднего и высшего уровней образования в 3 раза отставали от среднего по России.

С началом экономических реформ государство, по существу, отказалось от своих обязательств в отношении какой-либо концентрированной экономической политики на Дальнем Востоке [7]. Ситуация с финансированием не только капитальных вложений, но и текущих затрат на содержание социальной инфраструктуры и жилья значительно ухудшилась. Ведомственные предприятия, которые содержали за счёт своих средств детские дошкольные учреждения, школы, жильё, коммунальные сети, дома культуры, отказались от их дальнейшего финансирования. В этих условиях попытка местных органов власти самостоятельно финансировать социальную инфраструктуру, чтобы сохранить достигнутый уровень, на фоне сокращения источников формирования доходной части местных бюджетов, не увенчалась успехом. Таким образом, к середине 1990-х гг. макрорегион постепенно утратил приоритеты в социальной сфере, потерял свою привлекательность для мигрантов, а проживающее в регионе население отреагировало изменением своего миграционного и репродуктивного поведения [2].

DOI: 10.14530^.2015.3

1ш1

Современный этап воспроизводства социальной инфраструктуры

Количество детских садов и яслей в регионах Дальнего Востока к началу 2014 г. сократилось в 2,2 раза по сравнению с 1990 г., при этом в Магаданской области - в 4,1 раза, а на Чукотке - в 6,1 раза1 (большее сокращение наблюдалось только в Архангельской области (6,7 раза) и в Ингушетии (11,3 раза); для сравнения: по стране в целом этот показатель составил 2). По охвату детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями все территории Дальнего Востока соответствуют среднероссийским стандартам. Традиционно лидерство сохраняют Чукотка и Магаданская область, где более 85% детей посещают подобные учреждения. К сожалению, данные показатели не отражают реальной ситуации, поскольку сглаживают и усредняют обеспеченность по отдельным муниципальным образованиям. В действительности в крупных городах и областных центрах существует острый дефицит (о чём свидетельствуют очереди, регистрируемые в муниципальных органах образования, а также репортажи и публикации в средствах массовой информации) на места в учреждениях дошкольного воспитания, что связано с нарастающими темпами рождаемости в последние годы. Ситуация усугубляется тем, что за 20 летний период (1995-2014 гг.) во всех регионах Дальнего Востока было введено в строй всего 19 695 мест для дошкольного воспитания (для сравнения: только за 5 лет (1990-1994 гг.) было введено в 2,7 раза мест больше). Из них 43% - это вклад Республики Саха (Якутия), которая ежегодно осуществляет воспроизводство и наращивание дошкольного фонда. При этом детские сады не вводились в строй в Магаданской области в течение 20 лет

iv.il

1 Что было связано со значительным сокращением местного населения в результате миграционного оттока.

й ША

» К-1УТ

кегионалмстика

\MzAR

7 --!£ГГ\

I ■■■■■ ЧС ' \Т уй-ЕЛГ, Ч.

ди.'.^ £ ---.й- ' • • \

(1995-2014 гг.), в Чукотском АО - 15 лет (1991-2005 гг.), на Камчатке - 12 лет (1994-2005 гг.), в Еврейской автономной области - 11 лет (1996-2006 г.). На Сахалине за 16 лет (1994-2009 гг.) был построен единственный детский сад на 50 мест, в Приморском крае за 12 лет (1995-2006 гг.) - также один детсад на 140 мест. В Хабаровском крае за 15 лет (1996-2010 гг.) введено в строй несколько малокомплектных детских учреждений всего на 126 мест. Если в среднем по ДФО за 1990-1994 гг. ввели в действие 43,6 места на каждые 10 тыс. жителей (по России этот показатель составил 38,4 за тот же период), то в 19952009 гг. - всего 9,4 места на 10 тыс. жителей (по стране - 14,2) (табл. 1).

Только в последние годы ситуация стала кардинально меняться в лучшую сторону. В 2010-2014 гг. в ДФО построено дошкольных учреждений на 13,3 тыс. мест, из них 28% - в Республике Саха (Якутия), 25% - на Сахалине, 19% - в

DOI: 10.14530^.2015.3

. г1'

113.

Приморском крае, 13% - в Хабаровском крае. Несмотря на позитивные сдвиги, общая потребность в детских учреждениях остается большой именно в южных субъектах ДФО, где проживает основная часть населения. Примерно треть детей соответствующего возраста Амурской области, Приморского и Хабаровского краёв, Еврейской автономной области остаются не охваченными дошкольной инфраструктурой.

Если дошкольное воспитание может быть продублировано и дополнено частными формами организации, то всеобщее обязательное образование предполагает полную обеспеченность соответствующей инфраструктурой. Сокращение общей численности населения в северных регионах Дальнего Востока, закрытие приисков и фактическое исчезновение населённых пунктов привело к тому, что число школ в Магаданской области за 1990-2014 гг. уменьшилось в 2,5 раза, на Чукотке - в

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввод в действие дошкольных учреждений в дальневосточных субъектах РФ,

мест на 10 тыс. человек

Территория Периоды

1990-1994 1995-1999 2000-2004 2005-2009 2010-2014

РФ в целом 38,4 4,8 2,4 7,0 22,9

ДФО в целом 43,6 3,6 2,4 3,3 21,2

Республика Саха (Якутия) 56,0 13,8 13,9 12,9 38,6

Камчатский край 39,6 - - 7,5 31,0

Приморский край 31,6 - 0,7 1,3 13,1

Хабаровский край 31,9 0,9 0,5 0,2 13,2

Амурская область 71,7 8,5 1,1 2,5 9,3

Магаданская область 39,4 - - - -

Сахалинская область 57,0 0,8 - - 67,9

ЕАО 37,7 9,4 - 4,3 4,6

ЧАО 37,3 - - 18,0 15,9

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www.gks.ги); Социально-экономическое положение России. 2014 г.: Аналитический доклад. М., 2015. С. 333-334.

» К-1УТ

кегионалмстика

\ - -

а

шжм

ммд

DOI: 10.14530/reg.2015.3

и'.

У --!£ГГ\

ЛЬ. ПК' I %

2,1 раза. Примерно на 35-40% сократилось число школ в Амурской области и Еврейской автономной области, где обезлюдели посёлки вдоль БАМ.

Отток населения приводит к уменьшению численности детей школьного возраста. С 1990 г. число учащихся общеобразовательных учреждений снизилось примерно в 2 раза и составило на 1 сентября 2014 г. 668,9 тыс. человек. Однако позитивным следует признать тот факт, что уже пять лет подряд этот показатель практически не меняется, а учитывая положительные демографические тенденции и активный прирост рождаемости, в перспективе можно ожидать роста числа учащихся. Следовательно, существует настоятельная потребность в новых и современных общеобразовательных учреждениях.

Несмотря на ввод в действие общеобразовательных школ на более чем 150 тыс. ученических мест за 19952014 гг., в 6 дальневосточных субъектах

С жЩ^

РФ доля учащихся во вторую и третью смену (за исключением Чукотского АО) превышает среднероссийский показатель (табл. 2, рис. 1). Продолжается закрытие ради повышения эффективности учебного процесса (по идеологии «нацпроекта») малокомплектных (в основном сельских) школ на территориях, испытывающих отток населения, что ускоряет процесс самоликвидации мелких населённых пунктов на этих и без того редко заселённых территориях.

Система начального профессионального образования за последние 25 лет сократилась на 25%. Изначально эти образовательные учреждения были нераздельно связаны с предприятиями и находились в ведении различных отраслевых министерств и ведомств, особенно в части технологического и кадрового обеспечения учебной базы. Наиболее сильно пострадали Хабаровский край и Еврейская автономная область, где закрытие предприятий

Таблица 2

Ввод в действие общеобразовательных учреждений в дальневосточных субъектах РФ,

ученических мест на 10 тыс. человек

Территория Периоды

1990-1994 1995-1999 2000-2004 2005-2009 2010-2014

РФ в целом 114,9 51,2 33,9 26,7 20,8

ДФО в целом 102,9 50,0 42,0 33,6 28,4

Республика Саха (Якутия) 200,1 135,5 160,8 137,8 88,5

Камчатский край 55,0 39,5 4,7 14,8 22,5

Приморский край 73,9 28,3 4,2 3,5 11,9

Хабаровский край 74,2 42,5 46,9 7,3 7,0

Амурская область 133,7 54,7 46,1 19,2 6,5

Магаданская область 20,3 5,3 - 16,1 5,9

Сахалинская область 148,1 36,2 4,6 17,7 68,4

ЕАО 77,8 - - 26,9 57,4

ЧАО 93,5 78,9 124,3 631,7 63,4

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www. gks.ги); Социально-экономическое положение России. 2014 г.: Аналитический доклад. М., 2015. С. 333-334.

Рис. 1. Удельный вес учащихся дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся во вторую и третью смены, % от общей численности учащихся

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www.gks.ru).

привело к двукратному уменьшению числа ПТУ. Система среднего специального и высшего профессионального образования в регионах Дальнего Востока не испытала такого падения, скорее наоборот. Доступность средней и высшей профессиональной квалификации выросла. Это произошло, во-первых, за счёт открытия передовыми ВУЗами европейской части страны своих представительств в дальневосточных регионах, во-вторых, путём создания негосударственных ВУЗов и, в-третьих, в результате преобразования части филиалов в самостоятельные высшие учебные заведения. Однако профессионально-квалификационный состав выпускаемых учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования специалистов не отвечает социально-экономическим потребностям регионов Дальнего Востока. Особенно остро не хватает рабочих высокой квалификации для промышленных и строительных организаций, врачей, а также инженеров различных технических специальностей. Специфической проблемой Дальнего Востока, особенно его северных регионов, стала своеобразная автономизация образовательной

среды, когда в связи с удорожанием жизни выпускники школ вынуждены выбирать учебные заведения, находящиеся в своих регионах, что существенно сокращает для них возможности реализовать свои творческие и образовательные амбиции.

Одной из ключевых позиций, характеризующих степень развития социальной инфраструктуры, является доступность и уровень развития здравоохранения в макрорегионе. Основные показатели обеспеченности медицинскими услугами на Дальнем Востоке традиционно остаются высокими по сравнению со среднероссийскими, поскольку существует настоятельная необходимость содержать широкую сеть учреждений во многих удалённых и малочисленных населённых пунктах. Тем не менее возможности стационарного лечения для населения Дальнего Востока за исследуемый период снизились, чему в немалой степени способствовала реализация проектов по оптимизации и модернизации национальной системы здравоохранения. Если в 1990 г. на 10 тыс. населения макрорегиона приходилось 148 больничных коек (в среднем по России - 137), то к 2014 г. этот показатель сократился на

!

I» '

ж

» К-1УТ

Кегионалмстика

\MzAR

' л.

DOI: 10.14530/reg.2015.3

У --!£ГГ\

I1 I ■■■■■ж-* ' \ШЕ\Г.- а

ДЛ.'.^ .у ---.Й- - • • \

32,1% и составил 112 коек (в среднем по России - 89,3). Высокий уровень обеспеченности больничными койками сохраняют практически все северо-восточные субъекты ДФО: Чукотский автономный округ (158,7), Магаданская область (134,1), Сахалинская область и Камчатский край (128,7), что связано с миграционным оттоком населения из этих регионов (рис. 2).

В то же время ситуация с материально-технической базой системы здравоохранения в субъектах ДФО остаётся сложной. Сложившаяся в 1980-х - начале 1990-х гг. норма ежегодного ввода в строй объектов здравоохранения на уровне не менее 15-17 койко-мест на 100 тыс. человек сократилась к 2014 г. почти в 4 раза и составила всего 4,3 койко-места. За 20002014 гг. за счёт политики «продавливания» инвестиционных проектов при разработке и утверждении национальных социальных

. г1'

Щш--

Л."'

. ■■■ -

программ и формировании соответствующих разделов федерального бюджета (используя при этом возможности софинан-сирования из региональных бюджетов) в строй было введено 6 515 больничных коек, из которых 44,5% - на территории Республики Саха (Якутия), 19% - в Хабаровском крае (табл. 3).

Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в регионе лучше, чем по стране в целом: в Чукотском АО на 10 тыс. жителей приходится 74 специалиста высшей медицинской квалификации (в 1,5 раза выше, чем в РФ); в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской и Магаданской областях - обеспеченность врачами в среднем на 10-15% выше среднероссийского уровня. Исключение составляет Еврейская автономная область, где сохраняется недостаток врачей наиболее дефицитных специализаций и обеспеченность

300 250 200 150 100 50

го

Ц го

Ю X

^ го

5 °

си

о.

о;

о

го

о о

ср 1=

го

О СО

О го

О.

ГО ^ Ю ГО

X

3 £

" £ ГО

I °

к го

^ .0

о н

X о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го го

Ч ц

ГО Ю

(О °

к го

^ .0

" Н

X о

^ го

^ с;

ГО Ю

го

о

О <

ш

О <

1990

1995

2000

2014

Рис. 2. Обеспеченность дальневосточных субъектов РФ больничными койками,

коек на 10 тыс. человек

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www.gks.ru); Социально-экономическое положение России. 2014 г.: Аналитический доклад. М., 2015. С. 335-336.

0

!

" Ж -I I -Ш \Ш :

» К-1УТ

^егионалмстика

УЛ.

ш

ШЫ

да

DOI: 10.14530/reg.2015.3

""¿и-'-' ... г^^А- ■"■' -У ■ ." > ' - '■■.'"?>'

^ШЖ шш

■ ПК \\ //1

/ км ■юн^-ка^юте»иИ.

Таблица 3

Ввод в действие больничных учреждений в дальневосточных субъектах РФ, койко-мест

Территория Периоды

1990-1994 1995-1999 2000-2004 2005-2009 2010-2014

РФ в целом 74 140 43 191 40 006 38 378 38 822

ДФО в целом 4 607 4 140 2 692 2 111 1 712

Республика Саха (Якутия) 1 226 1 004 1 526 831 540

Камчатский край 142 53 40 134 -

Приморский край 474 878 115 90 297

Хабаровский край 906 486 488 505 244

Амурская область 1 265 1 258 419 45 263

Магаданская область 50 195 - - 193

Сахалинская область 444 170 54 211 136

ЕАО - 96 50 147 -

ЧАО 150 -0 - 148 39

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www.gks.ru); Социально-экономическое положение России. 2014 г.: Аналитический доклад. М., 2015. С. 335-336.

достигает всего 37,7 специалиста на 10 тыс. населения против 48,9 в среднем по стране. К сожалению, официальная статистика, описывающая обеспеченность населения медицинскими кадрами и услугами в разрезе субъектов РФ, не позволяет увидеть реальную ситуацию. В условиях модернизации здравоохранения рост обеспеченности в целом по субъектам РФ происходит на фоне перераспределения медицинского персонала из малых и неперспективных муниципальных образований в пользу более крупных и развитых населённых пунктов. Для жителей малых поселений это становится катастрофой, поскольку непосредственно влияет на качество их жизни и доступность жизненно важных услуг.

Несмотря на то, что 2000-е гг. ознаменовались постепенным возвратом большей части дальневосточных территорий в двадцатку лидеров по обеспеченности медицинским персоналом за счёт сокращения

численности местного населения, того же нельзя сказать про уровень доступности медицинских услуг. Внедрение рыночных механизмов в систему здравоохранения и расширение перечня платных услуг при низком уровне доходов населения (особенно в периоды нетрудоспособности) существенно ограничило возможности профилактики и восстановления здоровья дальневосточников. Одновременно продолжается не учитываемое официальной статистикой социальное расслоение внутри регионов, когда растёт обеспеченность медицинскими услугами в крупных и центральных населённых пунктах за счёт деградации малых и неперспективных поселений [5].

Обеспеченность населения жильём по субъектам Дальнего Востока в среднем находится на уровне 22,4 м на человека, что традиционно ниже, чем в среднем по России (23,4 м2 на человека) (рис. 3). Ис-

Ж А Л1 У. АI С А Ш 1 ]

» К-1УТ

Ъ^г?* I

^егионапмстика

- \\

¡эгТГ»

|).К г.

^ Л V м / Л

DOI: 10.14530/reg.2015.3

щш

Щ1

Рис. 3. Строительство жилья в России и ДФО, % к уровню 1990 г.

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www.gks.ru); Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ в 2014 году. Стат. бюллетень № 4 (http://www .gks.ru).

ключение составляют Магаданская область (29 м ) и Чукотский автономный округ (25,9 м2), которые испытали миграционный отток населения при практически полном отсутствии жилищного строительства. В основном рост жилищной обеспеченности происходит не за счёт вновь построенного жилья, объёмы ввода которого на Дальнем Востоке упали, начиная с 1998 г., почти в 5 раз по отношению к уровню 1990 г. (по России - только в 2 раза), а в результате миграционного оттока и сокращения численности постоянно проживающего населения. По вводу жилья Дальний Восток стабильно занимает последнее место среди федеральных округов. Несмотря на то, что восточные территории в целом повторяют общероссийскую тенденцию по темпам ввода жилья относительно уровня 1990 г., сохраняется разрыв между этими трендами. Если в 1995 г. в целом по стране ввод жилья составил 66% от уровня 1990 г., то на Дальнем Востоке -всего 42% (в 1,4 раза меньше). К 2008 г. в целом по России был превышен рубеж 1990 года (103,8%). Строительным комплексом ДФО и в 2014 г. введено в строй

жилья только на 60% от уровня, достигнутого в 1990 г. Ежегодно в округе вводится в эксплуатацию в среднем не более 0,39 м2 общей площади жилья на человека, что почти в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России (0,55 м2 в 2014 г.) (табл. 4).

При этом для нормального воспроизводства и обновления жилищного фонда требуется вводить не менее 1 м2 на человека в год. К сожалению, все субъекты ДФО весьма далеки от достижения данного стандарта. Не менее важным остаётся вопрос о доступности для жителей Дальнего Востока приобретения жилья на имеющиеся у них доходы. При этом следует учитывать, что вновь приобретённое жильё необходимо содержать и обслуживать, неся соответствующие затраты, к которым относятся текущий ремонт, различные виды страхования, оплата коммунальных услуг и некоторые другие. Плата за содержание жилья и коммунальные услуги в условиях роста тарифов являются дополнительной составляющей растущих обязательных платежей, что косвенно ограничивает выбор дальневосточников [3; 4].

t£Riа, Ж1.1Ш

» li-D" Г

^егионалмстика

w

■Ж

.ЖТ,, ГЛ.:

n.K I

л v yj / л ^

ЙЗ й

DOI: 10.14530/reg.2015.3

Таблица 4

Ввод жилья по дальневосточным субъектам РФ, м на человека в год

Территория Годы

1990 1995 1999 2005 2014

РФ в целом 0,42 0,28 0,22 0,30 0,55

ДФО в целом 0,47 0,26 0,13 0,14 0,39

Республика Саха (Якутия) 0,67 0,62 0,35 0,27 0,49

Камчатский край 0,44 0,11 0,03 0,04 0,25

Приморский край 0,39 0,16 0,12 0,12 0,35

Хабаровский край 0,50 0,20 0,09 0,14 0,33

Амурская область 0,55 0,36 0,13 0,14 0,40

Магаданская область 0,50 0,08 0,04 0,05 0,09

Сахалинская область 0,37 0,21 0,08 0,08 0,62

ЕАО 0,52 0,16 0,05 0,09 0,61

ЧАО 0,59 0,06 0,00 0,47 0,04

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www.gks.ru); Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ в 2014 году. Стат. бюллетень № 4 (http://www .gks.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Несмотря на близость показателей уровня жизни и обеспеченности социальной инфраструктурой в дальневосточном макрорегионе к средним данным по стране, к этой территории нельзя подходить со средними мерками и нормативами. Во-первых, из-за суровых природных и климатических условий, предъявляющих более жёсткие, повышенные требования к завозимым или производимым на месте товарам, а тем более - возводимым объектам; во-вторых, из-за отдалённости значительной части населённых пунктов от центральных дорог круглогодичного использования (использование авиационного, морского и речного транспорта, а также зимников ограничено и зависит от погодных условий), что существенно удорожает доставку любых товаров; в-третьих, из-за неразвитости или недоступности современных каналов телекоммуникаций, которые способны хотя бы частично заменить

или упростить получение образовательных, медицинских и прочих услуг.

Следовательно, возможности социального развития Дальнего Востока заключаются именно в опережающем росте и расширенном воспроизводстве социального потенциала, способного повысить привлекательность региона за счёт превышения среднедушевыми региональными социальными стандартами среднероссийских параметров [6, с. 436-449]. Для достижения этого необходимо: а) внедрение специфических форм организации образования, оказания медицинских услуг, социального и культурного обслуживания с учётом географической и региональной специфики; б) восстановление или строительство новых мультифункциональных объектов социальной инфраструктуры в мелких населённых пунктах (независимо от численности проживающих там жителей); в) сохранение бюджетных обязательств относительно поддержки отраслей

ШёшттгШ Кегионапшика

«р.

А\

у-- М* < - I ! ^.«й» !> К 1 1

социальной сферы.

Стратегические интересы государства, безопасность, контроль, а также ресурсный потенциал территории, от которого зависит развитие страны в будущем, требуют повышенного внимания к Дальнему Востоку и значительных государственных вливаний, прежде всего в социальную инфраструктуру макрорегиона.

Список литературы

1. Дальний Восток России: экономическое обозрение / под ред. П.А. Минакира. М.: Прогресс-комплекс: Экопрос, 1993. 156 с.

2. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Население и социальное развитие российского Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2009. № 2. С. 47-67.

3. Найден С.Н. Общественные блага и коммунальные услуги / Отв. ред. П.А. Минакир. М.: Экономика, 2004. 176 с.

4. Найден С.Н. Расходы населения на содержание жилья и коммунальные услуги: пространственная дифференциация на Дальнем Востоке // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 1. С. 108-115.

5. Найден С.Н., Колбина Е.О. Города Дальнего Востока: социально-экономический потенциал и перспективы развития опорных центров расселения // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 4. С. 23-35.

6. Тихоокеанская Россия - 2030: сценарное прогнозирование регионального развития / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: ДВО РАН, 2010. 560 с.

7. Экономическая реформа: теория и практика / под ред. П.А. Минакира. Владивосток: Дальнаука, 1997. 328 с.

DOI: 10.14530/reg.2015.3

Шшш

:' 5!

ties. Ed. by P.A. Minakir. Moscow, 2004. 176 p. (In Russian)

4. Naiden S.N. Population Expenses on the Maintenance of Housing and Utilities: Spatial Differentiation in the Far East. Urovenj zhizni nase-leniya regionov Rossii [Living Standards of the Population in the Regions of Russia]. 2013. No. 1. Pp.108-115.

5. Naiden S.N., Kolbina E.O. Cities of the Far East: Social and Economic Potential and Prospects of Development of the Basic Centers of Settlement. Regionalistica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 4. Pp. 23-35. (In Russian)

6. Pacific Russia - 2030: Scenario Forecasting for Regional Development. Ed. by P.A. Minakir. Khabarovsk, 2010. 560 p. (In Russian)

7. Economic Reform: Theory and Practice. Ed. by P.A. Minakir. Vladivostok, 1997. 328 p. (In Russian)

Для цитирования:

Найден С.Н. Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока // Регионалистика. 2015. Т. 2. № 3. С. 6-17.

For citing:

Naiden S.N. Development of Social Infrastructure in the Far East. Regionalistica [Regionalistics]. 2015. Vol. 2. No. 3. Pp. 6-17. (In Russian)

References

1. The Far East of Russia: Economic Review. Ed. by P.A.Minakir. Moscow, 1993. 156 p. (In Russian)

2. Motrich E.L., Naiden S.N. Population and Social Development of the Russian Far East. Pro-stranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2009. No. 2. Pp. 47-67. (In Russian)

3. Nayden S.N. Public Goods and Public Utili-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.