УДК 336.71
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-9
1 Захид Фаррух Мамедов,
2 Эльхан Нариман оглы Велиев,
3Вейсов Емин Назим оглы
ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА АЗЕРБАЙДЖАНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
1 Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджан AZ1001, Баку, ул. Истиглалият, д. 6, Азербайджан 2Центр «Бизнес-консалтинг», AZ1000, Азербайджан, г. Баку, ул. Низами, д. 102a 3Белорусский Государственный Экономический Университет, 220070, Республика Беларусь,
г. Минск, пр. Партизанский, д. 26
e-mail: : [email protected], : [email protected], [email protected]
Аннотация. Быстро меняющиеся внешние условия и необходимость обеспечения финансовой стабильности заставляют переоценить политику, проводимую центральным Банком Азербайджана для защиты банковского сектора от внешних шоков и сформулировать предложения по ее совершенствованию. В связи с усилением действия внешних шоков после 2014 г. (Начиная с 2014 года из-за резкого падения цен на нефть и экономического кризиса, пережитого торговыми партнерами, в условиях процессов, протекающих в стране, таких, как снижение темпа экономического прироста, институциональных и структурных реформ, дефицита платежного баланса и ненефтяного бюджета, изменений в финансовом и банковском секторах, возникла потребность в разработке нового подхода инновативности и экономического развития сектора финансовых услуг в Азербайджане) тема работы приобретает особую актуальность. Слабая научная разработанность исследуемой проблемы обусловила ее актуальность, цели и задачи, а также необходимость ее дальнейшего изучения.
Целью работы является комплексный и всесторонний анализ и оценка деятельности банковского сектора Азербайджана, а также выработка рекомендаций по повышению эффективности и надежности функционирования банковской сектора Азербайджана в соответствии с национальными интересами. Исследования показывают, что, Азербайджану нужна систематическая программа развития банковского сектора, учитывающая вехи, новые вызовы, приоритеты экономики и извлеченные уроки.
Ключевые слова: Центральный Банк Азербайджана, Банковский сектор Азербайджана, «долларизация экономики», система регулирования и надзора на рынке финансовых услуг, влияние COVID-19 на финансовый сектор.
Информация для цитирования: Maмeдов З. Ф., Велиев Э. Н. оглы, Вейсов Е. Н. оглы. Оценка Национальный банковский сектор Азербайджана: становление и развитие // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 8. № 1. С. 85-98. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-9
Zakhid F. Mamedov, El'khan N. Valiev, Emin N. Veysov_
ASSESSMENT OF THE NATIONAL BANKING SECTOR IN AZERBAIJAN: FORMATION AND DEVELOPMENT
Azerbaijan State University of Economics, Baku, Azerbaijan, 6 Istiglaliyat St.,
Baku, AZ1001, Azerbaijan 2Consulting Business Centre, 102a Nizami St., Baku, AZ1000, Azerbaijan 3Belarus State Economic University, 26 Partizanskiy Ave., Minsk, 220070, Republic of Belarus
e-mail: [email protected], : [email protected], [email protected]
Abstract. Rapidly changing external conditions and the need to ensure financial stability make it necessary to re-evaluate the policy pursued by the Central Bank of Azerbaijan to protect the banking sector from external shocks and formulate proposals for its improvement. Due to the increased effect of external shocks after 2014 (Since 2014, due to the sharp drop in oil prices and the economic crisis experienced by trade and partners, in the conditions of the processes taking place in the country, such as a decrease in the rate of economic growth, institutional and structural reforms, the deficit of the balance of payments and the non-oil budget, changes in the financial and banking sectors, there was a need to develop a new approach to innovation and economic development of the financial services sector in Azerbaijan) the topic of the work becomes particularly relevant. The weak scientific development of the problem under study has determined its relevance, goals and objectives, as well as the need for its further study. The purpose of the work is a thorough and comprehensive analysis and assessment of the activities of the banking sector of Azerbaijan, as well as the development of recommendations to improve the efficiency and reliability of the functioning of the banking sector of Azerbaijan in accordance with national interests. Studies show that Azerbaijan needs a systematic program for the development of the banking sector, taking into account milestones, new challenges, economic priorities and lessons learned.
Key words: The Central Bank of Azerbaijan, the banking sector of Azerbaijan; "dollarization of the economy"; the system of regulation and supervision in the financial services market; the impact of COVID-19 on the financial sector
Information for citation: Zahid F. Mammadov, El'khan N. Valiev, Emin N. Veysov. "Assessment of the national banking sector of Azerbaijan: formation and development", Research Result. Economic Research, 8(1), 85-98, DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1 -0-9
Введение
Азербайджан является активным участником глобальных экономических процессов, в связи с этим экономика страны сильно зависит от конъюнктуры мировых рынков. С конца 2014 года экономика и банковский сектор Азербайджана и испытали воздействие ряда негативных
внешних шоков. резкое снижение цен на энергоносители на мировых товарных рынках и снижение валютных поступлений Азербайджана, что ограничило возможность финансирования модели экономического роста, реализованной за последние 10 лет. Снижение доходов от нефти тоже, в свою очередь, усилило
необходимость трансформации в новый подход к экономическому росту.
Начало периода низких цен на нефть создало серьезные вызовы для экономики Азербайджана. Так, основными каналами влияния новых условий на национальную экономику были внешний баланс (платежный баланс), внутренний баланс (государственные финансы, включая стратегические валютные резервы; спрос на частные инвестиции ^ экономический рост ^ макроэкономическая
стабильность), в том числе банковско-финансовый сектор (финансовая стабильность).
Негативные последствия падения цен на нефть не остались незамеченными и для банковского сектора, который является одним из каналов финансирования совокупного частного спроса (инвестиций и большего потребления). На фоне растущих рисков отсутствие у некоторых финансовых институтов устойчивой бизнес-модели и стратегии,
ориентированной на устойчивые и долгосрочные цели, а также примитивное управление рисками, затруднили адаптацию банковского сектора к новой экономической конъюнктуре и рыночным условиям и ограничили финансовое посредничество. В направлении разрешения новых вызовов были определены стратегические цели, включая меры по капитализации и оздоровлению активов банковского сектора. В частности, «Стратегическая Дорожная Карта по развитию финансовых услуг в Азербайджанской Республике» (Согласно Распоряжению Президента Азербайджанской Республики, об утверждении «Главных направлений стратегической дорожной карты по национальной экономике и основным секторам экономики» и вытекающих из этого вопросах от 16 марта 2016 года № 1897 разработана «Стратегическая Дорожная Карта по развитию финансовых услуг в Азербайджанской Республике» (далее - Стратегическая Дорожная Карта)), разработана в целях оперативной адаптации к процессам, про-
текающим в глобальной экономике и финансовых рынках, и поддержки модели постнефтяного экономического развития с учетом новых призывов и возможностей, стоящих перед финансовым сектором. Документ разработан на основе принципов гибкости, конкурентоспособности, инно-вативности и экономического развития сектора финансовых услуг.
История и эволюция развития банковского сектора Азербайджана
Рассматривая развитие банковской системы Азербайджана с начала 1990-х годов, можно выделить пять этапов:
1. 1990 - 1992 гг. - Период формирования национальной банковской системы (18 октября 1991 года Азербайджан восстановил свою государственную независимость). Одним из законодательных актов, принятых сразу после восстановления независимости Азербайджана, была статья 14 Конституционного закона Азербайджанской Республики «Об основах экономической независимости Азербайджанской Республики» от 25 мая 1991 года, озаглавленная «Банковская система и денежное обращение. В ней были определены правовые основы независимой банковской системы в Азербайджане, статус и полномочия Национального Банка. 7 августа 1992 года был принят первый закон, регулирующий деятельность Национального Банка, - Закон «О Национальном банке Азербайджанской Республики». Новый закон позволил Национальному Банку работать более эффективно и результативно по всем функциональным областям. Определение и реализация денежной и валютной политики, регулирование и развитие платежной системы страны, осуществление банковского надзора, поддержание и управление международными золотовалютными резервами государства - это лишь часть важных функций Национального Банка [Мамедов З.Ф., 2009].
2. 1992 - 1994 гг. - Период стремительного роста количества коммерческих банков в условиях гиперинфляции;
3. 1995-2003 гг.- Оптимизация и реструктуризация банковской системы в условиях макроэкономической стабилизации;
4. 2003-2014 гг. - Трансформация крупных валютных доходов страны в государственные инвестиции, в результате делового и потребительского спроса, а также связанные с экономическим ростом оптимистические ожидания еще более увеличили спрос на банковские услуги. позитивный момент развития банковской системы Азербайджана после глобального кризиса (2007-2009 гг.) состоял в следующем: «Быстрое укрепление маната подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств; Рост показателей внешней платежеспособности Азербайджана в сочетании с либерализацией валютного законодательства и укреплением маната стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность банковского сектора для иностранных инвесторов; Снижение уровня инфляции, рост конкуренции, обусловленный открытием ключевых сегментов национального финансового рынка, дали импульс быстрому развитию новых перспективных видов финансовых услуг» [Ибиш Дж, Мамедов З.Ф, Зейналов В., 2010].
За этот период финансовая глубина (ВВП активов/ненефтяного сектора) достигла 77%, а кредитный портфель возрос в 30 раз.
5. 2014 г по настоящее время - Резкое снижение цен на нефть и экономический кризис, с которым сталкиваются торговые партнеры, на фоне происходящих в стране процессов, в частности понижения темпа экономического прироста, институциональных и структурных реформ, дефицита платежного баланса и ненефтяного бюджета, изменений в финансовом и банковском секторах, спровоцировало в Азербайджане необходимость в новом подходе инновативности и экономического разви-
тия сектора финансовых услуг» [Мамедов З.Ф., Намазов В.Ф., 2021].
В 2016 году в рамках экономических и институциональных реформ в стране были внесены изменения в полномочия Центрального банка. Так, в соответствии с поправками к Закону Азербайджанской Республики «О Центральном банке Азербайджанской Республики», принятыми 4 марта 2016 года, функции лицензирования и регулирования банковской деятельности, контроль над банковской деятельностью были переданы вновь созданной структуре.
После этого полномочия Центрального банка были сосредоточены в основном на денежно-кредитной политике, поддержке макроэкономической политики и политики финансовой стабильности, обеспечении регулирования и развития межбанковских централизованных и других нелицензионных платежных систем, а также организации наличного денежного обращения.
Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 ноября 2019 года «О совершенствовании системы регулирования и надзора на рынке финансовых услуг» полномочия органа по надзору за финансовым рынком, определенные законами Азербайджанской Республики, включая его обязанности и права в области лицензирования, регулирование и надзора на рынке финансовых услуг, защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, были переданы в Центральный банк Азербайджанской Республики.
На основе подкрепления принципов, форм и методов банковского развития новыми законами банковской системы была подготовлена благоприятная почва для оптимальной защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов, а также для осуществления банковского контроля на основе Базельских принципов и повышения надежности Азербайджанской банковской системы в целом.
В результате реализации эффективных мер за вышеуказанный период банковская система Азербайджанского государства оказалась устойчивой относительно к экономическим потрясениям различного рода в условиях мирового рынка.
Влияние СОУГО- 19 (пандемии) на финансовый сектор страны. СОУГО-19 способствовал финансовой несостоятельности банков и компаний ряда стран, массовой безработице, переживанию мировой экономикой периода застоя и, как следствие, переходу глобальной экономики к спаду.
Пандемия пришла в Азербайджан позже, чем в другие страны, но стало наблюдаться явление удешевления цен на энергоносители. Успехи в поддержании макроэкономической стабильности в Азербайджане и решения, принятые для предотвращения глобальных рисков, ограничили риски увеличения глобальной волатильности для азербайджанского рынка [Мамедов З.Ф., 2020.].
Согласно Распоряжению Президента Азербайджана О ряде мер по снижению негативного влияния пандемии
коронавируса (СОУГО-19) и вызванных ею резких колебаний, происходящих на мировых энергетических рынках и рынках акций, на экономику Азербайджанской Республики, макроэкономическую
стабильность, вопросы занятости в стране и субъектов предпринимательства, были созданы четыре Рабочие группы (Официальный сайт президента...).
Рабочей группе, действующей под руководством председателя Центрального Банка, было поручено осуществить оценку предполагаемого негативного влияния пандемии на финансовый сектор и макроэкономическую среду Азербайджана, подготовить и представить Кабинету Министров предложения в связи с подлежащими принятию дополнительными мерами для поддержки стабильности курса азербайджанского маната и потребительских цен, для сохранения
макроэкономической стабильности в стране.
Рабочей группе, созданной под руководством председателя Центрального Банка, было поручено осуществить оценку предполагаемого негативного влияния пандемии на финансовый сектор и макроэкономическую среду
Азербайджана, в том числе:
-Поддержка стабильности курса азербайджанского маната;
-Поддержка стабильности потребительских цен
-Сохранение макроэкономической стабильности в стране.
В настоящее время как социальная, так и бюджетная, денежная политика в Азербайджане главным образом направлены на нейтрализацию доходов населения и бизнеса, пострадавших от пандемии.
Основная цель мер, предпринимаемых Правительством и Центральным Банком, заключается в оздоровлении финансовой системы в целом и защите интересов потребителей, в частности их вкладов в банках, и предотвращении угрозы их потери, создании возможностей для их свободного использования.
Для поддержки финансовой стабильности банковской системы, был принят ряд предупредительных мер по иммунизации до того, как стали ощущаться последствия кризиса. То есть, если можно так выразиться, в период экономического и кредитного бума принимались меры контрциклического пруденциального регулирования. Так, в годы бума роста высокими темпами банковских активов, Центральный Банк банки в условиях активного диалога:
-призвал к осторожной кредитной политике;
-обеспечил повышение уровня капитализации и резервирования;
-ужесточил нормативы пруденциального регулирования;
-применил обязательные резервы по иностранным займам.
Новые траектории развития финансового сектора.
В целом, по данным Центрального Банка Азербайджана, к концу 2020 года в стране действовали 26 банков, 27 страховых организаций, 91 небанковская кредитная организация, 42 кредитных союза, 63 национальных оператора почтовой связи Azэrpo9t, 5 инвестиционных компаний [7,1082].
Кредитные организации занимают доминирующее положение в финансовой системе. Доля банков и небанковских кредитных организаций в совокупных активах финансовой системы в 2015 году составила 88 процентов и 9,7 процента соответственно, а доля страховых компаний в совокупных активах - 2,3 процента.
Среднегодовые темпы роста страхового сектора в Азербайджане с 2010 по 2015 год составили 20%. В 2015 году объем страховых премий увеличился и составил 444 миллиона азербайджанских манатов. Однако доля страховых премий в ВВП составляет всего 0,8%. Уровень высокой зависимости от банковского сектора представляет собой серьезный риск для страховых компаний. Эффективное функционирование страхового рынка в Азербайджане зависит, прежде всего, от наличия необходимой нормативной базы. Рынок страхования регулируется на основании ряда нормативных актов, в том числе Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, соответствующих законов («страховая деятельность», «медицинское страхование граждан», «обязательное страхование пассажиров»), решений и распоряжений правительства Азербайджана и Центрального банка в качестве регулятора рынка.
В настоящее время на страховом рынке Азербайджана действуют 20 страховых и одна перестраховочная компания, 4 из них являются компаниями по страхованию жизни.
Около 73% (414,9 миллиона манатов) всех собранных на рынке сборов приходится на добровольное страхование, а 27% (153,6 миллиона манатов) - на сегмент обязательного страхования. Доля добровольного страхования по выплатам составила 73,5% (137,3 миллиона манатов), а доля обязательного страхования - 26,5% (49,6 миллиона манатов). При этом сборы десяти ведущих страховых компаний составили 508,99 миллиона манатов (89,54% от общего объема страховых премий).
К концу 2020 года ожидается продолжение развития рынка страхования в Азербайджане, особенно за счет страхования недвижимости и сельскохозяйственного страхования. У правительства уже есть дорожная карта по этому направлению. Исходя из ожидаемого увеличения суммы банковских кредитов на следующий год, особенно для розничного автомобильного рынка, то можно прогнозировать позитивный рост в области услуг по страхования КАСКО.
Страхование интеллектуальной собственности, которое было введено в прошлом году, все еще не пользуется большой популярностью среди местных организаций. Эксперты считают, что продукт может быть интересен иностранным компаниям, которые экспортируют различную продукцию в Азербайджан и борются с контрафактом.
Некоторые иностранные компании, работающие в Азербайджане, такие как Unilever, уже приобрели этот страховой продукт. Для органического роста страхования по интеллектуальной собственности необходимо упростить процесс получения патентов, что собственно позволит увеличить количество интеллектуальной собственности в целом.
Закон об Аграрном страховании в Азербайджане был принят в июне 2019 года. Следовательно, важно применять модель аграрного страхования, которая соответствует характеристикам местного страхового рынка, сельского хозяйства и государственной политики. Через год после
вступления закона в силу, в январе 2020 года, был запущен Фонд Аграрного Страхования. Цель Фонда является обеспечение организации, развития и устойчивости системы аграрного страхования.
Рынок капитала регулируется Центральным Банком Азербайджанской Республики, который является мегарегулято-ром всего финансового рынка (банки, институты рынка капитала и страховые компании). Все ценные бумаги дематериализованы на 99% и хранятся в Национальном Депозитарном Центре (НДЦ), которая также действует как центральная клиринговая и расчетная организация. Расчет осуществляется по принципу DVP, где члены НДЦ выступают в качестве расчетного агента.
Существует только один регулируемый рынок, организованный Бакинской Фондовой Биржей (БФБ). Бакинская фондовая биржа - это закрытая акционерная общество, принадлежащая 20-и акционерам, в основном местным банкам и инвестиционным компаниям, а также Стамбульской Бирже (Borsa Istanbul). 15 февраля 2000 года при учредительстве нескольких крупных банков и финансовых структур была создана Бакинская фондовая биржа, считающаяся основной торговой инфраструктурой на рынке ценных бумаг. Его основная функция заключается в организации купли-продажи всех видов ценных бумаг,
предусмотренных законодательством страны. Также был реорганизован Национальный Депозитарный Центр, начали появляться брокерские и дилерские институты - посредники современного фондового рынка. Техническая инфраструктура для торговли основана на торговой системе Корейской Биржи (Exture), разработанной компанией KOSCOM (подразделение Корейской Биржи).
На конец 2020 года на рынке ценных бумаг Азербайджана действуют 7 инвестиционных компаний (ЗАО «Инвестиционная компания PSG-Kapital», Инвестиционная компания "Kapital
Menecment", Инвестиционная компания "invest-Az", Инвестиционная компания "AzFinance", Инвестиционная компания "Unicapital", ЗАО Инвестиционная компания "PA§A Kapital", ЗАО Инвестиционная компания "Xalq Kapital", ЗАО Инвестиционная компания "BTB Kapital") и большинство из них являются производными от банков предприятиями.
В республике действуют 3 компании с депозитарными лицензиями: закрытые акционерные общества «Бакинская Фондовая Биржа» и «Национальный Депозитарный Центр», а также Общество с Ограниченной Ответственностью
Korporeyt Trast Eycensi".
Торговля на фондовой бирже осуществляется инвестиционными компаниями, которые являются членами БФБ.
Рынок облигаций имеет значительный удельный вес в общем обороте биржы, включая государственные облигации, выпущенные Министерством Финансов, ноты Центрального Банка и облигации, выпущенные Государственным Ипотечным Фондом. Годовая процентная ставка по государственным облигациям в национальной валюте составляет около 8,5% в среднем (выпускаются сроком на 1,2,3 и 5 лет). Размещение (первичный рынок) и вторичные торги по всем государственным облигациям происходят на платформе БФБ.
В 2019 году Черноморский Банк Торговли и Развития выпустил 2-летние облигации в национальной валюте на 10 млн., с годовой ставкой 9,25%, для поддержки местных проектов.
В настоящее время удельный вес рынка государственных ценных бумаг на рынке ценных бумаг в Азербайджане составляет 54,3%, из которых до 92% составляют краткосрочные ноты, а доля рынка корпоративных ценных бумаг составляет всего 9%.
Из проведенного нами исследования видно, что за последние годы в уровне развития рынка ценных бумаг республики достигнут значительный прогресс, наряду
с положительными количественными показателями наблюдаются и
значительные качественные изменения.
Основная часть
С конца 2014 года наблюдалось резкое снижение цен на энергоносители на мировых товарных рынках и снижение валютных поступлений Азербайджана, что ограничило возможность финансирования модели экономического роста, реализованной за последние 10 лет. Снижение доходов от нефти тоже, в свою очередь, усилило необходимость трансформации в новый подход к экономическому росту. Негативные последствия падения цен на нефть не остались незамеченными и для банковского сектора, который является одним из каналов финансирования совокупного частного спроса (инвестиций и большего потребления).
В целях минимизации негативного воздействия резкого падения цен на нефть на глобальных товарных рынках на внешне- и внутриэкономический баланс Азербайджана, повышения международной конкурентоспособности экономики страны, а также обеспечения целостности резервов страны в иностранной валюте Правление Центрального Банка Азербайджанской Республики Постановлением от 21 декабря 2015 года отказалось от режима фиксированного обменного курса, и началось введение режима плавающего регулируемого обменного курса.
На фоне растущих рисков отсутствие у некоторых финансовых институтов устойчивой бизнес-модели и стратегии, ориентированной на устойчивые и долгосрочные цели, а также примитивное управление рисками, затруднили адаптацию финансовой системы к новой экономической конъюнктуре и рыночным условиям и ограничили финансовое посредничество. В направлении разрешения новых вызовов были определены стратегические цели, включая меры по реструктуризации и капитализации банков, оздоровлению активов, развитию страхового
рынка, усилению финансовой инклюзив-ности.
Растущая чувствительность
финансовых институтов к рискам в текущей экономической среде и появление новых зон риска вызвали необходимость совершенствования практики управления рисками в этом секторе. Например, в «AtaBank»^, закрытом в мае 2020 года, удельный вес проблемных кредитов в общем кредитном портфеле банка достигла 88% [Мамедов З.Ф., 2020].
За последние четыре года закрылись 15 банков. «В течение 2016-2017 годов были отозваны лицензии Yunayted Kredit Bank, Bank of Azerbaijan, Gencebank, Texnikabank, Parabank, Zaminbank, Kredobank, Dekabank, Atrabank, Кавказского банка развития, Bank Standard и DamirBank».
«Ситуация с пандемией, карантином, а вместе с тем и падение цен на нефть, еще больше осложнила жизнь всем банкам страны. Соответственно, в рамках продолжающейся реформы по оздоровлению банковского сектора и развития кредитования 27 апреля 2020 г. решением правления ЦБА в ОАО Atabank, AGBank, NBC Bank и Amrah Bank назначены временные администраторы, а затем, 28 апреля и 12 мая 2020 г., все четыре банка были ликвидированы и подали заявления о банкротстве».
Исходя из данных по банковской системе за 2020 год, в Азербайджане средний уровень достаточности капитала был равен 18%, в то время как, по Базельской методике минимальный уровень составляет 8%, а по условиям ЦБА -12%.
В настоящее время из 26 банков, действующих в Азербайджане, в 12 - присутствует иностранный капитал. В семи из них участие зарубежного капитала составляет от 50 до 100 процентов, в 14 банках -до 50 процентов. В стране действуют филиалы двух зарубежных банков. В стране также осуществляют свою деятельность два местных филиала НБ Ирана и НБ Пакистана.
«Интерес международных финансо-
вых институтов и зарубежных банков к азербайджанскому банковскому рынку не перестает расти. Из-за повышения инвестиционной привлекательности банковского рынка страны в Центральный банк Азербайджана (ЦБА) продолжают поступать обращения от желающих инвестировать в банковскую систему страны» [Иностранные банки..., 2022].
«Центробанк Азербайджана, в свою очередь, заинтересован во вхождении на отечественный банковский рынок "брен-довых" банков и всегда поддерживал выход иностранных банков на местный рынок. На сегодня в Азербайджане нет ограничений для участия зарубежного капитала в банковском секторе» [Иностранные банки., 2022].
В целом, участие в банковском секторе банков с иностранным капиталом способствует повышению конкурентоспособности, применению новых технологий, улучшению применения стандартов корпоративного управления, что в итоге приводит к улучшению качества оказываемых услуг и предоставлению надежных банковских продуктов.
«В Азербайджане также действуют пять представительств иностранных банков. Среди них есть - Commerzbank, Citi bank, Societe Generale. В будущем возможно преобразование этих представительств в дочерние банковские структуры. Надо сказать, что иностранные банки или банки с участием иностранного капитала сегодня занимают до 50 процентов банковского рынка Азербайджана» [Банковский рынок..., 2022].
Присутствие иностранных инвесторов в структуре собственности азербайджанских банков следует рассматривать в качестве важнейшего фактора, оказывающего самое значительное воздействие на их конкурентоспособность и возможности капитализации в условиях либерализации рынка банковских услуг.
К тому же уже обсуждаются возможности создания в Баку одного из региональных финансовых центров, региональ-
ного центра по исламскому банкингу. «Азербайджан активно расширяет сотрудничество с Исламским Банком Развития (ГОВ) для внедрения в систему исламского банка в Азербайджане» [Мамедов З.Ф., 2018.].
Правительство Азербайджана и Исламский банк развития подписали гранто-вое соглашение, предусматривающее предоставление технической помощи в целях подготовки законодательной базы, касающейся исламского финансирования (В 1991-2018 гг. Исламский банк развития выделил Азербайджану кредитов на сумму $1,387 млрд. Отметим, что на подготовку правовой базы для исламского финансирования). Соглашение ставит целью исследование банковского законодательства и анализ возможностей внедрения в Азербайджане основных норм исламского банкинга (Исламский банк развития (ИБР) предоставил Азербайджану техническую помощь в размере 200 тысяч долларов. Техническую помощь предусматривает анализ банковского законодательства и изучение возможностей внедрения в Азербайджане принципов исламского банкинга).
По состоянию на 1 января 2020 г. в Азербайджане в целом по банковскому сектору уровень достаточности капитала (отношения собственного капитала по активам) составила 18% (минимум уровень по методике Базеле - 8%, ЦБА установлен 12%). Он характеризует надежно обеспеченность активов банка его собственным капиталом. Он также отметил, что на сегодняшний день банковский сектор в основном оценивается по объему адекватного капитала, который в Азербайджане составляет 4,7 миллиарда манатов.
Адекватность капитала банковского сектора на сегодняшний день составляет примерно 23%, что в 2,3 раза выше нормативных требований. Капитальный буфер сектора составляет 2,2 млрд манатов. В целом, банковский сектор обладает достаточной ликвидностью. На сегодняшний день ликвидные средства банков превы-
шают 9 млрд манатов, что составляет 29% активов банковского сектора.
Среди отечественной банковской системы, исходя из величины активов, можно выделить три основополагающих кредитно-финансовых учреждения, это «Международный банк Азербайджана» (Вопрос приватизации Межбанка обсуждается с 1999 года. Она даже несколько раз планировалась. Но в итоге банк все еще остается в собственности государства.), «Pasha Bank» и «Kapital Bank».
Таким образом, неотложной задачей современного периода является формирование основных принципов стратегии Азербайджана относительно обеспечения эффективной и безопасной интеграции отечественной экономики в глобальное финансовое пространство. Эта стратегия должна сконцентрироваться на решении внутренних для Азербайджана задач по активизации привлечения иностранного капитала, отвечать внешнеполитическим и экономическим целям государства, а также обеспечивать сохранение национальной финансовой безопасности страны.
Эффективными средствами укрепления банковских систем и стимулирования процесса консолидации стали меры по реструктуризации, а также ужесточение требований к минимальному капиталу и повышение коэффициентов достаточности капитала.
Цифровая трансформация банковского сектора Азербайджана.
Цифровая трансформация является приоритетным направлением Национальной стратегии по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2014-2020 годы. Цифровые технологии во многом рассматриваются как важный стратегический вектор в национальной политике по диверсификации экономики [Аббасов А., Мамедов З.Ф., 2019].
Реализация цифрового потенциала в финансовом и банковском секторах в первую очередь ведет к повышению степени прозрачности, доступности, интегра-
ции, эффективности и гибкости. Цифровая модернизация банковского сектора неразрывно связанна с внедрением банковских инноваций.
Развитие финтеха для банковского сообщества Азербайджана - синоним пути к цифровизации экономики, поэтому данное направление в стране активно поддерживается, в том числе и на государственном уровне. В последние годы на банковский рынок Азербайджана активно проникают цифровые финансовые услуги.
Азербайджанские банки потратили примерно 310 млн манатов (это составляет 8% от непроцентных расходов) на внедрение финансовых технологий. Очевидно, что цифровизация требует от банков больших капиталовложений.
«Азербайджан ведет комплексную работу по расширению цифрового банкинга в стране. С этой целью была принята госпрограмма по расширению цифровых платежей в 2018-2020 годах. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики утверждена «Государственная программа по расширению цифровых платежей в Азербайджанской Республике в 2018-2020 годах». Стратегическая цель Государственной программы заключается в значительном расширении среды безналичных платежей среди граждан, субъектов бизнеса и государственных структур, сведении до минимума объема наличного оборота и, как результат, укреплении базы финансовых ресурсов банковского сектора. Поэтому важнейшими стратегическими приоритетами в стране остаются расширение ассортимента, качества и сферы применения услуг по цифровым платежам путем усиления институциональной и правовой базы данных услуг, повышения инфраструктурных возможностей, а также обеспечения массовости их использования.
Расширение применения и использования цифровых платежей, обеспечил прозрачность экономических оборотов, способствовали сокращению расходов, связанных с наличными деньгами, операционных расходов банков и учреждений, что,
в свою очередь, придаст импульс расширению возможностей выхода налоговой базой, а также населением и учреждениями на финансовые услуги, и, как результат, - экономическому росту.
В целях расширения услуг электронных финансово-банковских услуг в рамках Государственной Программы 13 октября 2020 года Центральный Банк ввел в эксплуатацию Систему Цифровой Идентификации (СЦИ). При создании СЦИ в стране была впервые внедрена платформа блокчейна «Hyperledger Fabric» и обеспечено хранение данных в базе данных, основанной на технологии распределенного реестра, при полной конфиденциальности. При этом одной из целей были расширение охвата предлагаемых услуг электронного банкинга, выстраивание отношения «клиент-банк» в более современной плоскости, создание данных услуг на основе новейших технологических решений и вывод их на качественно новый этап и повышение в результате этого клиентской удовлетворенности.
В рамках проекта создана возможность открывать банковские счета и получать платежные карты в качестве пилотного проекта путем идентификации клиентов в соответствии с политикой «знай своего клиента» при удаленном получении финансово-банковских услуг юридическими и физическими лицами. Тем самым были обеспечены оперативный доступ к банковским услугам на расстоянии без подхода к банку, устранение необходимости предоставления требуемой информации на бумажных носителях, в том числе полнота, доступность и конфиденциальность информации. По состоянию на 01.01.2021 года 10 банков были интегрированы в платформу СЦИ.
В 2021 году для подготовки плана мер по переходу финансовой системы страны к стандарту IS020022 были проведены вместе с представителями SWIFT -Сообщества Всемирных Межбанковских Финансовых Телекоммуникаций.
Применение международного стандарта К020022 в инфраструктуре НПС позволит создать единые форматы данных для обмена между участниками платежных систем, минимизировать риски при совершении платежных операций, сократить затраты ресурсов на автоматизацию (финансовые, временные, человеческие), а также создать обширную функциональность отчетности.
В настоящее время в Портале правительственных платежей (ППП) интегрированы 11 центральных органов исполнительной власти, 4 предприятия коммунальных услуг, 5 операторов стационарной и мобильной связи, 114 судебных органов, 19 страховых компаний, 1438 муниципальных органов и другие социально значимые учреждения (Портала правительственных платежей (111111), который был создан для централизованного сбора платежей по бюджетным платежам и массовым услугам.).
Сегодня платежи по более 800 услугам осуществляется организациями, интегрированными в ППП. Оплата данных услуг может производиться в наличной и безналичной форме в 26 банках и более чем 2,5 тысячи филиалах и отделениях ООО "Azэrpo9t", около 1300 платежных терминалах. Общий объем операций, совершаемых через ППП, в течение 2020 года составил 3,3 млрд. манатов, причем 54% данных операций были осуществлены в безналичной форме. Объем совершенных безналичных операций по сравнению с 2019 годом увеличился на 22%.
Банк ВТБ (Азербайджан) планирует до 2022 года создать цифровой банк и новую модель продаж в розничном бизнесе, запуск цифрового банка планируется на базе мессенджеров Facebook и Whatsapp (трансграничные операции в чат-боте): "Обеспечение 100%-й доступности продуктов и сервисов в цифровых каналах увеличит долю доход приносящих клиентов среднего и малого бизнеса с 30 до 80% в цифровых каналах.
Одним из факторов, обеспечивающих стабильные нормальные условия работы цифрового банкинга в Азербайджане является законодательство. Международный опыт показывает, что для эффективного функционирования банковской системы необходимо принять закон «О платежных услугах и платежных системах» [Мамедов З.Ф.; Велиев Е, Вейсов Е., 2021].
Заключение
Цели и задачи Центрального Банка определяются в соответствии с общим контекстом развития национальной экономики. Целью деятельности Центрального Банка является обеспечение ценовой стабильности в пределах своих полномочий, определенных законодательством, организация и обеспечение работы межбанковских централизованных и иных нелицензионных платежных систем, а также поддержание стабильности банковской системы.
В целом перед монетарным органом Азербайджана в текущей
макроэкономической ситуации стоят три основные задачи: ограничение инфляции; поддержание стабильности курса национальной валюты и развитие банковского сектора и обеспечение финансовой стабильности.
В 2022 году приоритетной целью денежной политики будет ценовая стабильность, которая является основным гарантом доверия к национальной валюте. Мы считаем, что в 2022 году политика в финансовом секторе будет сосредоточена на поддержании финансовой
стабильности, поддержке экономических субъектов, пострадавших от пандемии, а также на углублении финансового посредничества и рынков. Все это должно еще больше поднять роль финансового сектора в экономическом росте страны. Центральный Банк намерен коренным образом модернизировать и
стандартизировать рамки деятельности, обеспечивающие управление
макроэкономической и финансовой стабильностью, а также реализацию
важных функций, закрепленных законодательством.
Список литературы
1. Аббасов А., Мамедов З.Ф., 2019. Цифровизация банковского сектора: новые вызовы и перспективы// Экономика и управление. 2019. № 6 (150): 4-10.
2. Аббасбейли М., Мамедов З.Ф., 2013. Особенности деятельности центрального банка Азербайджана //Финансы и кредит. 2013. -№ 47.
3. Банковский рынок Азербайджана нуждается в зарубежных игроках Режим доступа:
https://www.trend.az/business/economy/2491997. html. (дата обращения: 01.02.2022).
4. Ибиш Дж, Мамедов З.Ф, Зейналов В., 2010. Антикризисная политика в банковской сфере: Турция, Российская Федерация и Азербайджана (сравнительный анализ) // Экономика и управление. - 2010. - № 9: 3 - 25.
5. Иностранные банки стимулируют реформы в банковском секторе Азербайджана Режим доступа: https://www.trend .az/business/economy/2499904. html. (дата обращения: 01.02.2022).
6. Мамедов З.Ф., 2006. Анализ и оценка банковских рисков // Известия СПбУЭФ. 2006. - № 3: 93- 102.
7. Мамедов З.Ф., 2009. Денежно- кредитная система Азербайджана //Общество и экономика. - 2009. - № 3: 82- 107.
8. Мамедов З.Ф., 2018. Исламская банковская система: новые вызовы, проблемы и перспективы развития // Экономика и Управление. 2018. № 4 (150): 4-10.
9. Мамедов З.Ф., Намазов В.Ф., 2021. Финансовый рынок Азербайджана: новые тренды и перспективы // Финансы и кредит. 2021. Т. 27. № 5 (809): 1074-1092.
10.Мамедов З.Ф., 2020. Банковский сектор Азербайджана: новые тренды и перспективы // Российский научный журнал (РНЖ) «Экономика и управление». 2020. - Том 26. № 7: 775-783.
11.Мамедов З.Ф.; Велиев Е, Вейсов Е., 2021. Перспективы развития цифрового банкинга в Азербайджане // Информация и инновации. 2021, Т. 16, № 3.
12. Официальный сайт президента Азербайджанской республики. Режим доступа:
https://ru.president.az/articles/3622. (дата обращения: 01.02.2022).
13. Рустамов Э. С., 2010. Глобальный кризис и антикризисная политика Центрального банка Азербайджана // Деньги и Кредит. -1/2010: 27-35.
14. Рустамов Э., 2010. Макроэкономическая политика и институциональное развитие в нефтеэкспортирующих странах (на примере Азербайджана) // Автореферат - диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва - 2010: 48.
15. Mamedov Z. F, Gasimov А., (2020). Islamic financial system: key trends and prospects // Economic and Social Development (Book of Proceedings), 70 th International Scientific Conference on Economic and Social Development - XX International Social Congress (ISC 2020). - Baku, 25-26 June, 2021: 459-466.
References
1. Abbasov A., Mammadov Z.F., (2019). Digitalization of the banking sector: new challenges and prospects// Economics and management. 2019. № 6 (150): 4-10. (in Russian).
2. Abbasbeyli M., Mammadov Z.F., (201)3. Features of the activity of the Central Bank of Azerbaijan //Finance and credit. 2013. - No. 47. (in Russian).
3. Azerbaijan's banking market needs foreign players Access mode: https://www.trend .az/business/economy/2491997. html. (Accessed 01 February 2022).
4. Ibish J., Mammadov Z.F., Zeynalov V., (2010). Anti-crisis policy in the banking sector: Turkey, the Russian Federation and Azerbaijan (comparative analysis) // Economics and management. - 2010. - № 9: 3 - 25. (in Russian).
5. Foreign banks stimulate reforms in the banking sector of Azerbaijan Access mode: https://www.trend.az/business/economy/2499904. html. (Accessed 01 February 2022).
6. Mammadov Z.F., (2006). Analysis and assessment of banking risks // Izvestiya SPbUEF. 2006. - № 3: 93- 102. (in Russian).
7. Mammadov Z.F., 2009. Monetary system of Azerbaijan //Society and economy. - 2009. -№ 3: 82- 107. (in Russian).
8. Mammadov Z.F., (2018). Islamic banking system: new challenges, problems and development prospects // Economics and Management. 2018. № 4 (150): 4-10. (in Russian).
9. Mammadov Z.F., Namazov V.F., (2021). Financial market of Azerbaijan: new trends and
prospects // Finance and Credit. 2021. T. 27. № 5 (809): 1074-1092. (in Russian).
10. Mammadov Z.F., (2020). The banking sector of Azerbaijan: new trends and prospects // Russian Scientific Journal (RNJ) "Economics and Management". 2020. - Volume 26. No 7: 775-783. (in Russian).
11. Medov Z.F.; Veliev E., Veisov E., (2021). Prospects for the development of digital banking in Azerbaijan // Information and innovations. 2021, Vol. 16, No. 3.
12. Official website of the President of the Republic of Azerbaijan. Access mode: https: // ru.president.az/articles/3622 . (Accessed 01 February 2022).
13. Rustamov E. S., (2010). Global crisis and anti-crisis policy of the Central Bank of Azerbaijan // Money and Credit. - 1/2010: 27-35.
14. Rustamov E., (2010). Macroeconomic policy and institutional development in oil exporting countries (on the example of Azerbaijan) // Abstract - dissertations for the degree of Doctor of Economics. Moscow - 2010: 48. (in Russian).
15. Mammadov Z. F., Gasimov Sh., (2020). Islamic financial system: key trends and prospects // Economic and Social Development (Collection of Materials), 70th International Scientific Conference on Economic and Social Development -XX International Social Congress (ISC 2020). -Baku, June 25-26, 2021: 459-466.
Информация о конфликте интересов:
авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Мамедов Захид Фаррух, доктор экономических наук, профессор, заслуженный учитель Азербайджана; Директор департамента «Организация и управление научной деятельностью» Азербайджанского Государственного Экономического Университета (UNEC), проф. кафедры «Финансы и финансовых институтов» UNEC, "Институт Систем Управления" НАНА.
Zakhid F. Mamedov, Doctor of Economics, Professor, Honored Teacher of Azerbaijan; Director of the Department "Organization and Management of Scientific Activities" of the Azerbaijan State University of Economics (UNEC), Professor of the Department "Finance and Finan-
cial Institutions" of UNEC, "Institute of Management Systems" of ANAS.
Валиев Эльхан Нариман оглы, кандидат экономических наук, директор Центра «Бизнес-консалтинг» (Баку, Азербайджан)
El'khan N. Valiev, Candidate of Sciences (Economics), Director of the Consulting Business Centre (Baku, Azerbaijan)
Вейсов Эмин Назим оглы, магистрант кафедры экономики и управления Белорусский государственный экономический университет 220070, Республика Беларусь, г. Минск
Emin N. Veysov, Postgraduate Student of the Department of Economics and Management, Belarus State Economic University (Minsk), Republic of Belarus