УДК: 336.221.26
МАКРОМЕР4
МЙ^ им. В.С. ЛЕБЕДЕВА
Оценка налоговой состоятельности организации: методические процедуры
А.Н. ПОЛОЗОВА, д-р экон. наук, проф. кафедры налогов и налогообложения; Ж.В. РУБЦОВА, магистрант; Ю.А. ПУСТОВАЛОВА, магистрант
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» Р.В. НУЖДИН, канд. экон. наук, доц. кафедры бухгалтерского учёта и бюджетирования ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
Как элемент системы экономической состоятельности налоговая состоятельность организаций-налогоплательщиков, в том числе сахарных заводов, является атрибутивным параметром субъектов хозяйствования, ведущих свою бизнес-деятельность с оптимальной реализацией налоговых правоотношений [1, 4]. Иначе говоря, налоговая состоятельность предполагает предотвращение или минимизацию налоговых рисков с целью обеспечения налоговой безопасности организации-налогоплательщика [2, 5]. Учитывая жёсткость влияния факторов внешней среды на результаты экономической деятельности сахарных заводов [3], целесообразно установить, какие методические процедуры являются ключевыми в ходе оценки налоговой состоятельности организации-налогоплательщика.
Сущность оценки налоговой состоятельности, как мы считаем, проявляется в использовании совокупности показателей, индикаторов и параметров, являющихся инструментами налогового анализа и дающими возможность идентифицировать результаты деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения вектора его состояния как налогоплательщика.
Эволюционный взгляд на содержательные характеристики нормативных правовых актов, по формальным признакам, дающим возможность выполнить те или иные методические процедуры на-
логового анализа, позволяет сформировать следующий их перечень:
1) Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приказ ФСФО России № 16 от 23.01.2001;
2) Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Утв. постановлением Правительства РФ № 367 от 25.06.2003;
3) Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Утв. постановлением Правительства РФ № 855 от 27.12.2004;
4) Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007;
5) Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых показателей. Приказ ФНС России № ММ-8-1/24дсп@ от 23.07.2009;
6) Об утверждении методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога. Приказ Минэкономразвития России № 175 от 18.04.2011;
7) О работе комиссий налоговых органов по легализации налого-
вой базы. Письмо ФНС России № АС-4-2/12722@ от 17.07.2013;
8) О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок. Письмо ФНС России № АС-4-2/13622 от 25.07.2013.
Безусловный интерес для целей оценки налоговой состоятельности организаций-налогоплательщиков, в том числе сахарных заводов, имеют документы № 4, 5, 6, 7, несмотря на тот факт, что они, по сути, являются прерогативами только налоговых органов.
Учитывая явно выраженный фискальный содержательный характер данных документов, необходимо отметить, что освоение организациями методических подходов к выполнению анализа и оценки приведённых в них показателей, индикаторов и параметров даст возможность менеджменту организаций превентивно обеспечить себя необходимой полезной информацией и:
— выявить экономические (хозяйственные) области, препятствующие налоговой состоятельности и нуждающиеся в совершенствовании;
— установить приоритеты мер по устранению фактов и ситуаций, способствующих в будущем возникновению споров и конфликтов с налоговыми службами;
— разработать конкретную и целенаправленную систему противодействия факторам и условиям, снижающим уровень налоговой состоятельности.
ОТ ИДЕИ К СОЗИДАНИЮ
www.macromer.ru
Для этого организациям необходимо, прежде всего, опираясь на отдельные ключевые информационно-аналитические правила, изложенные в перечисленных документах, постоянно (не менее одного раза в квартал) проводить
самомониторинг уровня налоговой состоятельности с тем, чтобы не допустить сокращение её уровня, приемлемого с точки зрения сбалансированности организационных и государственных интересов.
В таблице приведены значимые элементы методических процедур, являющиеся, по нашему мнению, целепригодными для оценки тех или иных сторон налоговой состоятельности организаций, в том числе сахарных заводов.
Характеристика методических процедур налоговых нормативных правовых документов
Документ Ключевые методические процедуры (правила) Фискальная цель Возможность для организации
Приказ ФНС России № ММ-3- 06/333@ от 30.05.2007 Анализ и оценка включают в себя 9 общедоступных критериев: 1) налоговая нагрузка ниже среднего уровня; 2) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; 3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов; 4) опережающий темп роста расходов над темпами роста доходов от продаж; 5) выплата среднемесячной зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности; 6) построение деятельности на основе договоров с контрагентами или посредниками без разумной деловой цели; 7) непредоставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; 8) значительное отклонение уровня рентабельности от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики; 9) ведение деятельности с высоким налоговым риском Используются в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок Налогоплательщик может самостоятельно оценить риски по результатам своей деятельности и принять превентивные меры для повышения уровня налоговой состоятельности
Приказ ФНС России № ММ-8-1/24дсп@ от 23.07.2009 Анализ и оценка включают в себя 5 этапов: 1) сбор информации о налогоплательщике (имеющейся в распоряжении налогового органа, в кредитных учреждениях, у налогоплательщика); 2) анализ информационной базы, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка её полноты; 3) анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации; 4) выявление «критических» точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных налогов; 5) определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки Осуществляется предпрове-рочный анализ как комплекс контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки Налогоплательщик может выработать стратегию поведения в ходе предстоящей налоговой проверки,обеспечива-ющую использование всех способов повышения уровня налоговой состоятельности
им. В.С. ЛЕБЕДЕВА
Продолжение таблицы
Документ Ключевые методические процедуры (правила) Фискальная цель Возможность для организации
Приказ Минэкономразвития России № 175 от 18.04.2011 Анализ и оценка включают в себя два этапа. 1. Рассчитывается степень платёжеспособности (Сп) по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности (Кт). Если Сп< 3 мес и (или) К> 1, то делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства). 2. Если Сп> 3 мес и одновременно Кт< 1, то анализируются показатели: 1) суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки; 2) суммы краткосрочных заёмных средств и кредиторской задолженности; 3) суммы краткосрочных заёмных средств и кредиторской задолженности без учёта суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки; 4) сумма чистой прибыли отчётного периода; 5) сумма поступлений денежных средств на счета в банках за трёхмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. На основании анализа делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности, если сумма поступлений, указанных в п. 5: больше или равна сумме, указанной в п. 2; меньше суммы, указанной в сумме в п. 2, но больше или равна сумме, указанной в п. 3. В остальных случаях делается вывод о наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности Устанавливается наличие угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога с целью решения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки и обеспечения в будущем поступления налогов в полном объёме Налогоплательщик может предупредить возникновение угрозы налоговой несостоятельности, а также получить налоговый кредит
Письмо ФНС России № АС-4-2/12722@ от 17.07.2013 Анализ и оценка проводятся по следующим показателям: 1) учётные и иные сведения, характеризующие налогоплательщика; 2) показатели бухгалтерской отчётности; 3) показатели бухгалтерской и налоговой отчётности по налогу на прибыль; 4) показатели налоговой отчётности по НДС; 5) показатели уровня заработной платы, исполнения обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ; 6) анализ налоговой нагрузки Выявляются возможности увеличения поступлений налогов в бюджет путём побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены или в достаточной степени предположены факты неполного отражения в учёте элементов хозяйственной деятельности, несвоевременного перечисления НДФЛ, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчётности, отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в будущем Налогоплательщик может своевременно уточнить налоговые обязательства и не допустить нарушение налогового законодательства, т.е. избежать отбора для рассмотрения на заседании комиссии
л
ЛЯ В А
МАКРОМЕР
www.Tiacrojner.rii
Очевидно, что столь многогранная и многоаспектная, оформленная методически заинтересованность налоговых органов в удовлетворении своих фискальных интересов направлена также на то, чтобы организации-налогоплательщики не только оптимально легализовали свои налоговые платежи, обеспечивая достаточный уровень налоговой состоятельности, но и демонстрировали высокий уровень социальной ответственности.
Список литературы
1. Винокурова, Т.П. Методика мониторинга, оценки и прогнозирования налоговых рисков организации: достоинства и недостатки / Т.П. Винокурова // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 16 (367). - С. 45-54.
2. Ефремова, Т.А. Развитие предпро-верочного анализа при планировании выездных налоговых проверок в контексте риск-ориентированного подхо-
да / Т.А. Ефремова // Налоги. — 2015.
- № 4. — С. 14—18.
3. Нуждин, Р.В. Факторы и условия управления развитием свеклосахарного производства / Р.В. Нуждин, П.А. Лопатина // Сахар. — 2016.
— № 11. — С. 43—57.
4. Пышкина, Н.Л. Анализ факторов налоговой базы на основе статистической налоговой базы / Н.Л. Пышкина // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 15(366). — С. 34—40.
5. Рубцова, Ж.В. Оценка налоговой состоятельности перерабатывающих организаций / Ж.В. Рубцова [и др.]. // Управленческие и маркетинговые аспекты развития субъектов АПК и агропродовольственного рынка. Материалы межрегиональной научно-практической конференции ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I». — Воронеж, 2016. — С. 150—154.
Аннотация. Выявлена сущность оценки налоговой состоятельности организации-налогоплательщиков. Описаны ключевые методические процедуры налогового анализа, изложенные в нормативных актах. Констатированы фискальные цели и преимущественные возможности для организаций-налогоплательщиков в ходе реализации методических процедур.
Ключевые слова: анализ и оценка, налоговая состоятельность, методические процедуры, организация-налогоплательщик, нормативные правовые акты. Summary. The essence of the assessment of tax solvency of the organization-taxpayer is revealed. The key methodological procedures for tax analysis set out in the regulatory legal actsare described. The fiscal objectives and priority opportunitiesfor organizations-taxpayers in the implementation of methodological procedures are stated. Keywords: analysis and evaluation, tax solvency, methodological procedures, the organization-taxpayerthe organization-taxpayer, regulatory legal acts.