Научная статья на тему 'Оценка налоговой состоятельности организации: методические процедуры'

Оценка налоговой состоятельности организации: методические процедуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сахар
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА / ANALYSIS AND EVALUATION / НАЛОГОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / METHODOLOGICAL PROCEDURES / ОРГАНИЗАЦИЯ-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / REGULATORY LEGAL ACTS / TAX SOLVENCY / THE ORGANIZATION-TAXPAYERTHE ORGANIZATION-TAXPAYER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полозова А. Н., Рубцова Ж. В., Пустовалова Ю. А., Нуждин Р. В.

Выявлена сущность оценки налоговой состоятельности организаций налогоплательщиков. Описаны ключевые методические процедуры налогового анализа, изложенные в нормативных актах. Констатированы фискальные цели и преимущественные возможности для организаций-налогоплательщиков в ходе реализации методических процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полозова А. Н., Рубцова Ж. В., Пустовалова Ю. А., Нуждин Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the assessment of tax solvency of the organization-taxpayer is revealed. The key methodological procedures for tax analysis set out in the regulatory legal actsare described. The fiscal objectives and priority opportunitiesfor organizationstaxpayers in the implementation of methodological procedures are stated.

Текст научной работы на тему «Оценка налоговой состоятельности организации: методические процедуры»

УДК: 336.221.26

МАКРОМЕР4

МЙ^ им. В.С. ЛЕБЕДЕВА

Оценка налоговой состоятельности организации: методические процедуры

А.Н. ПОЛОЗОВА, д-р экон. наук, проф. кафедры налогов и налогообложения; Ж.В. РУБЦОВА, магистрант; Ю.А. ПУСТОВАЛОВА, магистрант

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» Р.В. НУЖДИН, канд. экон. наук, доц. кафедры бухгалтерского учёта и бюджетирования ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

Как элемент системы экономической состоятельности налоговая состоятельность организаций-налогоплательщиков, в том числе сахарных заводов, является атрибутивным параметром субъектов хозяйствования, ведущих свою бизнес-деятельность с оптимальной реализацией налоговых правоотношений [1, 4]. Иначе говоря, налоговая состоятельность предполагает предотвращение или минимизацию налоговых рисков с целью обеспечения налоговой безопасности организации-налогоплательщика [2, 5]. Учитывая жёсткость влияния факторов внешней среды на результаты экономической деятельности сахарных заводов [3], целесообразно установить, какие методические процедуры являются ключевыми в ходе оценки налоговой состоятельности организации-налогоплательщика.

Сущность оценки налоговой состоятельности, как мы считаем, проявляется в использовании совокупности показателей, индикаторов и параметров, являющихся инструментами налогового анализа и дающими возможность идентифицировать результаты деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения вектора его состояния как налогоплательщика.

Эволюционный взгляд на содержательные характеристики нормативных правовых актов, по формальным признакам, дающим возможность выполнить те или иные методические процедуры на-

логового анализа, позволяет сформировать следующий их перечень:

1) Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приказ ФСФО России № 16 от 23.01.2001;

2) Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Утв. постановлением Правительства РФ № 367 от 25.06.2003;

3) Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Утв. постановлением Правительства РФ № 855 от 27.12.2004;

4) Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007;

5) Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых показателей. Приказ ФНС России № ММ-8-1/24дсп@ от 23.07.2009;

6) Об утверждении методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога. Приказ Минэкономразвития России № 175 от 18.04.2011;

7) О работе комиссий налоговых органов по легализации налого-

вой базы. Письмо ФНС России № АС-4-2/12722@ от 17.07.2013;

8) О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок. Письмо ФНС России № АС-4-2/13622 от 25.07.2013.

Безусловный интерес для целей оценки налоговой состоятельности организаций-налогоплательщиков, в том числе сахарных заводов, имеют документы № 4, 5, 6, 7, несмотря на тот факт, что они, по сути, являются прерогативами только налоговых органов.

Учитывая явно выраженный фискальный содержательный характер данных документов, необходимо отметить, что освоение организациями методических подходов к выполнению анализа и оценки приведённых в них показателей, индикаторов и параметров даст возможность менеджменту организаций превентивно обеспечить себя необходимой полезной информацией и:

— выявить экономические (хозяйственные) области, препятствующие налоговой состоятельности и нуждающиеся в совершенствовании;

— установить приоритеты мер по устранению фактов и ситуаций, способствующих в будущем возникновению споров и конфликтов с налоговыми службами;

— разработать конкретную и целенаправленную систему противодействия факторам и условиям, снижающим уровень налоговой состоятельности.

ОТ ИДЕИ К СОЗИДАНИЮ

www.macromer.ru

Для этого организациям необходимо, прежде всего, опираясь на отдельные ключевые информационно-аналитические правила, изложенные в перечисленных документах, постоянно (не менее одного раза в квартал) проводить

самомониторинг уровня налоговой состоятельности с тем, чтобы не допустить сокращение её уровня, приемлемого с точки зрения сбалансированности организационных и государственных интересов.

В таблице приведены значимые элементы методических процедур, являющиеся, по нашему мнению, целепригодными для оценки тех или иных сторон налоговой состоятельности организаций, в том числе сахарных заводов.

Характеристика методических процедур налоговых нормативных правовых документов

Документ Ключевые методические процедуры (правила) Фискальная цель Возможность для организации

Приказ ФНС России № ММ-3- 06/333@ от 30.05.2007 Анализ и оценка включают в себя 9 общедоступных критериев: 1) налоговая нагрузка ниже среднего уровня; 2) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; 3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов; 4) опережающий темп роста расходов над темпами роста доходов от продаж; 5) выплата среднемесячной зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности; 6) построение деятельности на основе договоров с контрагентами или посредниками без разумной деловой цели; 7) непредоставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; 8) значительное отклонение уровня рентабельности от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики; 9) ведение деятельности с высоким налоговым риском Используются в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок Налогоплательщик может самостоятельно оценить риски по результатам своей деятельности и принять превентивные меры для повышения уровня налоговой состоятельности

Приказ ФНС России № ММ-8-1/24дсп@ от 23.07.2009 Анализ и оценка включают в себя 5 этапов: 1) сбор информации о налогоплательщике (имеющейся в распоряжении налогового органа, в кредитных учреждениях, у налогоплательщика); 2) анализ информационной базы, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка её полноты; 3) анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации; 4) выявление «критических» точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных налогов; 5) определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки Осуществляется предпрове-рочный анализ как комплекс контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки Налогоплательщик может выработать стратегию поведения в ходе предстоящей налоговой проверки,обеспечива-ющую использование всех способов повышения уровня налоговой состоятельности

им. В.С. ЛЕБЕДЕВА

Продолжение таблицы

Документ Ключевые методические процедуры (правила) Фискальная цель Возможность для организации

Приказ Минэкономразвития России № 175 от 18.04.2011 Анализ и оценка включают в себя два этапа. 1. Рассчитывается степень платёжеспособности (Сп) по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности (Кт). Если Сп< 3 мес и (или) К> 1, то делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства). 2. Если Сп> 3 мес и одновременно Кт< 1, то анализируются показатели: 1) суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки; 2) суммы краткосрочных заёмных средств и кредиторской задолженности; 3) суммы краткосрочных заёмных средств и кредиторской задолженности без учёта суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки; 4) сумма чистой прибыли отчётного периода; 5) сумма поступлений денежных средств на счета в банках за трёхмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. На основании анализа делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности, если сумма поступлений, указанных в п. 5: больше или равна сумме, указанной в п. 2; меньше суммы, указанной в сумме в п. 2, но больше или равна сумме, указанной в п. 3. В остальных случаях делается вывод о наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности Устанавливается наличие угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога с целью решения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки и обеспечения в будущем поступления налогов в полном объёме Налогоплательщик может предупредить возникновение угрозы налоговой несостоятельности, а также получить налоговый кредит

Письмо ФНС России № АС-4-2/12722@ от 17.07.2013 Анализ и оценка проводятся по следующим показателям: 1) учётные и иные сведения, характеризующие налогоплательщика; 2) показатели бухгалтерской отчётности; 3) показатели бухгалтерской и налоговой отчётности по налогу на прибыль; 4) показатели налоговой отчётности по НДС; 5) показатели уровня заработной платы, исполнения обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ; 6) анализ налоговой нагрузки Выявляются возможности увеличения поступлений налогов в бюджет путём побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены или в достаточной степени предположены факты неполного отражения в учёте элементов хозяйственной деятельности, несвоевременного перечисления НДФЛ, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчётности, отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в будущем Налогоплательщик может своевременно уточнить налоговые обязательства и не допустить нарушение налогового законодательства, т.е. избежать отбора для рассмотрения на заседании комиссии

л

ЛЯ В А

МАКРОМЕР

www.Tiacrojner.rii

Очевидно, что столь многогранная и многоаспектная, оформленная методически заинтересованность налоговых органов в удовлетворении своих фискальных интересов направлена также на то, чтобы организации-налогоплательщики не только оптимально легализовали свои налоговые платежи, обеспечивая достаточный уровень налоговой состоятельности, но и демонстрировали высокий уровень социальной ответственности.

Список литературы

1. Винокурова, Т.П. Методика мониторинга, оценки и прогнозирования налоговых рисков организации: достоинства и недостатки / Т.П. Винокурова // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 16 (367). - С. 45-54.

2. Ефремова, Т.А. Развитие предпро-верочного анализа при планировании выездных налоговых проверок в контексте риск-ориентированного подхо-

да / Т.А. Ефремова // Налоги. — 2015.

- № 4. — С. 14—18.

3. Нуждин, Р.В. Факторы и условия управления развитием свеклосахарного производства / Р.В. Нуждин, П.А. Лопатина // Сахар. — 2016.

— № 11. — С. 43—57.

4. Пышкина, Н.Л. Анализ факторов налоговой базы на основе статистической налоговой базы / Н.Л. Пышкина // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 15(366). — С. 34—40.

5. Рубцова, Ж.В. Оценка налоговой состоятельности перерабатывающих организаций / Ж.В. Рубцова [и др.]. // Управленческие и маркетинговые аспекты развития субъектов АПК и агропродовольственного рынка. Материалы межрегиональной научно-практической конференции ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I». — Воронеж, 2016. — С. 150—154.

Аннотация. Выявлена сущность оценки налоговой состоятельности организации-налогоплательщиков. Описаны ключевые методические процедуры налогового анализа, изложенные в нормативных актах. Констатированы фискальные цели и преимущественные возможности для организаций-налогоплательщиков в ходе реализации методических процедур.

Ключевые слова: анализ и оценка, налоговая состоятельность, методические процедуры, организация-налогоплательщик, нормативные правовые акты. Summary. The essence of the assessment of tax solvency of the organization-taxpayer is revealed. The key methodological procedures for tax analysis set out in the regulatory legal actsare described. The fiscal objectives and priority opportunitiesfor organizations-taxpayers in the implementation of methodological procedures are stated. Keywords: analysis and evaluation, tax solvency, methodological procedures, the organization-taxpayerthe organization-taxpayer, regulatory legal acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.