Рынок труда на мировом уровне, никогда не был стабилен, заработная плата в России никогда не вырастет до того предела, чтобы превышать доходы над расходами, и исходя из этого, можно предположить, что ипотека, это специфическая кабала, которая затягивает людей, исходя из потребности жить, и иметь во владении (собственности).
Список литературы
1. Гражданский Кодекс // Российская газета. - 18.12.2006 г.-№230.
2. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998г. №102-ФЗ, Собрание законодательства, 20.07.1998г., №29, ст.3400.
3. Дерюшева О.И. Общая характеристика жилых помещений, находящихся в собственности супругов и их собственности // Территория науки. 2012. № 4. С. 133-144.
4. Дерюшева О.И. Земельные участки и их общая характеристика на современном этапе // Территория науки. 2012. № 3. С. 88-98.
5. Разумова И.А. Ипотечное кредитование. - СПб.: Питер, 2005. -208с.
6. Новикова Н.А., Н.В. Орлова. Ипотечное кредитование и не только. - Ростов: Феникс, 2007 г. - 252 с.
Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В., Лопатина П.А.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ключевые слова: нормативные акты; организация-налогоплательщик; экономическая деятельность; налоговая нагрузка; методика оценки.
Аннотация. Рассмотрены аспекты нормативно-правового регулирования оценки налоговой нагрузки организаций. Охарактеризованы ключевые положения методических подходов к расчёту налоговых показателей, изложенных в нормативных актах. Описан алгоритм действий налоговых органов, связанных с оценкой уровня налоговой нагрузки.
Keywords: regulations; organization-taxpayer; economic activity; tax burden; assessment methods.
Abstract. The aspects of legal regulation of the assessment of the tax burden are presented. The key provisions of the methodical approach to the calculation of the tax figures, set out in the regulations, are characterized. The algorithm of actions of the tax authorities to assess the level of tax burden is described.
В целях усиления аналитической составляющей в работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы налогоплательщиков Федеральная налоговая служба в 2013 году разработала специальную последовательность контрольных мероприятий: по выявлению неполного отражения в учёте фактов хозяйственной жизни; отражения в налоговой и бухгалтерской отчётности недостоверных сведений; применение схем необоснованного возмещения НДС; отражение в налоговых декларациях по налогу на прибыль необоснованных расходов/убытков); несвоевременного перечисления НДФЛ и др. («О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@) [4]. Целью данного решения было побуждение недобросовестных налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в будущем.
В числе организаций-налогоплательщиков, которые отбираются для рассмотрения на заседании комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы находятся такие группы: заявляющие убытки от ведения экономической деятельности; имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, ЕСХН; налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%. При этом анализируются разнообразные информационные ресурсы (как из внешних, так и внутренних источников), позволяющие выявить налоговые риски и определить уровень налоговой нагрузки [1; 2; 3].
Первое направление предусматривает анализ учётных данных, показателей бухгалтерской и налоговой отчётности, в том числе по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, показателей уровня заработной платы и др.; второе - включает расчёт налоговой нагрузки по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы
налогообложения, определения аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учёте в налоговом органе и расчёт их налоговой нагрузки, выявление аналогичного налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой, определение отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения.
Особый интерес представляют прописанные «Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок» (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) [5] действия налогового органа в случае выявления низкого уровня налоговой нагрузки: в этом случае проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика, включающий анализ банковских выписок, составление схемы движения денежных средств и ведения бизнеса, анализ сделок, в том числе отрицательно влияющих на финансовое состояние, определение контрагентов, входящих в зону риска, осуществление оценки соответствия показателей экономической деятельности налогоплательщика критериям оценки риска.
В качестве последующей работы в отношении всех налогоплательщиков, рассмотренных на комиссии, проводится ежеквартальный и ежемесячный мониторинг величины налоговой базы. В первом случае анализируются уточнённые налоговые декларации, контролируются погашения задолженности по НДФЛ, динамика численности и заработной платы, налоговой нагрузки; во втором - анализируются изменения поступления НДФЛ в бюджет, в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Если по результатам мониторинга положительных тенденций не выявляется, то весь пакет документов передаётся в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.
Таким образом, отклонение уровня налоговой нагрузки у организации-налогоплательщика от её среднего уровня в организациях данного вида экономической деятельности, который считается безопасным, является одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков в соответствии с п. 1 раздела 4 вышеназванной Концепции.
Кроме того, отклонение уровня налоговой нагрузки у конкретной организации-налогоплательщика от значений в среднем по виду экономической деятельности в сторону уменьшения считается одним из критериев оценки рисков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных
налоговых проверок. Поэтому данные о безопасных значениях налоговой нагрузки, актуализируются ежегодно и с 2006 г. размещаются на официальном сайте ФНС, на что обращено особое внимание ФНС РФ в письме от 19.11.2015 № 3Н-3-1/4354@.
Наконец, налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме начисленного налога с налоговой базы, составляет 89% и более), по налогу на прибыль (для производственных организаций -менее 3%, для торговых - 1%), по НДФЛ (имеющим задолженности по перечислению, снизившие поступления более чем на 10%), отбираются в качестве объектов, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях в соответствии с письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».
Таким образом, рассмотренные нормативные акты не только регламентируют взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и дают однозначное толкование понятиям «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка», различая их. Несмотря на то, что налоговая нагрузка является одним из оценочных критериев для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки, организация-налогоплательщик может рассчитать этот показатель также самостоятельно.
Рассмотренная совокупность нормативных процедур, безусловно, имеет и логично вписывается в систему налогового мониторинга, регламентируемого разделом ^2 Налогового Кодекса РФ. В то же время следует отметить некоторые аспекты процедурных параметров, требующих совершенствования: рекомендуемые ФНС формулы для расчёта показателей налоговой нагрузки прописаны некорректно и противоречиво. Некорректность заключается в применении отдельных терминов, не имеющих аналогов в практике бухгалтерского и налогового учёта и отчётности, противоречивость наблюдается в изложении отдельных методических подходов к расчёту одних и тех же показателей в разных нормативных актах одного правового уровня.
Устранение названных недостатков будет способствовать реализации требований отечественной налоговой системы к побуждению организаций-налогоплательщиков к добропорядочному исполнению своих налоговых обязательств.
Список литературы
1. Антонова Е.В. Выбор методики определения налоговой нагрузки и налоговое планирование на предприятии // Налоги и
налогообложение. 2013. № 8. С. 615-625.
2. Бутов Д.В. Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение // Планово-экономический отдел. - 2011. - № 5. - С. 15-18.
3. Брянцева Л.В., Орбинская И.В., Маслова И.Н. Сущность налогового мониторинга как нового вида налогового администрирования // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С. 189-198.
4. Брянцева Л.В., Улезько О.В., Маслова И.Н., Казьмин А.Г. К вопросу об эффективности российской налоговой политики на современном этапе экономики // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 1 (44). С. 72-78.
5. Коростелкина И.А. Методика расчета налоговой нагрузки экономических субъектов // Международный бухгалтерский учет. 2014.
6. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ // СПС «Консультант плюс».