Научная статья на тему 'Оценка налогового бремени и налоговой нагрузки организации-налогоплательщика: нормативно-правовое регулирование'

Оценка налогового бремени и налоговой нагрузки организации-налогоплательщика: нормативно-правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сахар
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAX BURDEN / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ASSESSMENT METHODS / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / TAX MONITORING / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / TAX RISKS / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / RETURN ON SALES / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ / RETURN ON ASSETS / БЕЗОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ / SAFE LEVEL / ORGANIZATION-TAXPAYER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Маслова И.Н., Нуждин Р.В.

Рассмотрены аспекты нормативно-правового регулирования оценки налоговой нагрузки и налогового бремени. Охарактеризованы ключевые положения методических подходов к расчёту налоговых показателей, изложенных в нормативных актах. Описан алгоритм действий налоговых органов, связанных с оценкой уровня налоговой нагрузки. Дана характеристика тенденциям изменения безопасных значений налоговой нагрузки и рентабельности за 10-летний период. Обоснованы направления совершенствования нормативного регулирования элементов налоговой системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspects of legal regulation of the assessment of the tax burden are presented. The key provisions of the methodical approach to the calculation of the tax figures, set out in the regulations, are characterized. The algorithm of actions of the tax authorities to assess the level of tax burden is described. The characteristic trends of safe values of tax burden and profitability over a period of 10 years are disclosed. The directions of improvement of the tax regulations in the Russian Federation are set out in this paper.

Текст научной работы на тему «Оценка налогового бремени и налоговой нагрузки организации-налогоплательщика: нормативно-правовое регулирование»

УДК:336.221.26

Оценка налогового бремени и налоговой нагрузки организации-налогоплательщика: нормативно-правовое регулирование

А.Н. ПОЛОЗОВА, д-р экон. наук, проф. кафедры налогов и налогообложения, Л.В. БРЯНЦЕВА, д-р экон. наук, проф. кафедры налогов и налогообложения, И.Н. МАСЛОВА, канд. экон. наук, доц. кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», Р.В. НУЖДИН, канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и бюджетирования ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

Особенности современных условий экономической деятельности организаций-налогоплательщиков характеризуются прежде всего сложностью налогового законодательства, нестабильностью отдельных элементов налоговой системы, противоречивостью некоторых распоряжений Федеральной налоговой службы (ФНС). В то же время многие положения налоговых нормативных правовых актов предоставляют организациям-налогоплательщикам экономически выгодные возможности выбора налоговых режимов, методов исчисления и уплаты налогов, способы минимизации налоговых баз, сокращающие величину налоговых обязательств [1, 2, 3, 4, 5].

В 2007 г. ФНС утвердила «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок» (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) в стратегических целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика, совершенствования организации работы налоговых органов [7]. Концепцией был заявлен совершенно иной подход к выбору хозяйствующих субъектов для проведения выездных налоговых проверок, в соответствии с которым данная система становится открытым процессом, построенным на отборе налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений, в том числе — что особенно важно и инновационно — общедоступным. Прежний подход был основан на процессе планирования выездных налоговых проверок как сугубо внутренней конфиденциальной процедуре налоговых органов.

В качестве оперативных целей разработки Концепции определены следующие:

— создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;

— повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

— обеспечение роста доходов государства за счёт увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объёме исполняющих налоговые обязательства;

— сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

— информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной системы планирования выездных налоговых проверок основывается на базовом принципе «двусторонности ответственности» налоговых органов и налогоплательщиков, в соответствии с которым первые обоснованно отбирают налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а вторые стремятся к наилучшему исполнению своих налоговых обязательств. Соблюдение данного принципа обеспечивает сбалансированность фискальных и экономических интересов, соответственно государства и хозяйствующего субъекта. Кроме того, учитывая приоритеты государственной налоговой политики, такие как необходимость стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования, Концепцией определены специальные принципы построения системы планирования выездных налоговых проверок:

— режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;

— своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;

— неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;

— обоснованность выбора объектов проверки.

С одной стороны, Концепцией предусмотрен четырёхуровневый процесс анализа показателей деятельности налогоплательщиков, включающий в себя следующие процедуры:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики;

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики;

44 САХАР № ю • 2016

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Высокий доход от каждого семен

— анализ показателей бухгалтерской и/или налоговой отчётности;

— анализ факторов, влияющих на формирование налоговой базы.

С другой стороны, Концепцией предусмотрена возможность проведения налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей экономической деятельности по следующим 12 критериям:

— налоговая нагрузка ниже её среднего уровня по конкретному виду экономической деятельности;

— отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

— отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период;

— темп роста расходов, опережающий темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

— выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности;

— неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

— отражение индивидуальным предпринимателем суммы расходов, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год;

— построение экономической деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных причин;

— непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении;

— неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения;

— значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данного вида экономической деятельности;

— ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.

Таким образом, в результате осуществления предлагаемой Концепцией системы планирования обеспечивается не только формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок, но и стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения налогового законодательства.

В целях усиления аналитической составляющей в работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы налогоплательщиков ФНС в 2013 г. разработала специальную последовательность контрольных мероприятий по выявлению: неполного от-

№ 10 • 2016 САХАР 45 -

ражения в учёте фактов хозяйственной жизни; отражения в налоговой и бухгалтерской отчётности недостоверных сведений; применения схем необоснованного возмещения НДС; отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль необоснованных расходов/ убытков; несвоевременного перечисления НДФЛ и др. [6] Целью данного решения было побудить недобросовестных налогоплательщиков самостоятельно уточнять налоговые обязательства и не допускать нарушений налогового законодательства в будущем.

В числе организаций-налогоплательщиков, которые отбираются для рассмотрения на заседании комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы, находятся группы:

— заявляющие убытки от ведения экономической деятельности;

— имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощённой системы налогообложения, ЕСХН;

— налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

При этом анализируются разнообразные информационные ресурсы (как из внешних, так и внутренних источников), позволяющие выявить налоговые риски и определить уровень налоговой нагрузки.

Первое направление предусматривает анализ учётных данных, показателей бухгалтерской и налоговой отчётности, в том числе по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, показателей уровня заработной платы и др. Второе включает в себя расчёт налоговой нагрузки по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения, определения аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учёте в налоговом органе, и расчёт их налоговой нагрузки, выявление аналогичного налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой, определение отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения.

Особый интерес представляют прописанные действия налогового органа в случае выявления низкого уровня налоговой нагрузки: в этом случае проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика, включающий в себя анализ банковских выписок; составление схемы движения денежных средств и ведения бизнеса; анализ сделок, в том числе отрицательно влияющих на финансовое состояние; определение контрагентов, входящих в зону риска; оценку соответствия показателей экономической деятельности налогоплательщика критериям оценки риска в соответствии с рассмотренной выше Концепцией [7].

В качестве последующей работы в отношении всех налогоплательщиков, рассмотренных на комиссии,

проводится ежеквартальный и ежемесячный мониторинг величины налоговой базы. В первом случае анализируются уточнённые налоговые декларации, контролируются погашения задолженности по НДФЛ, динамика численности и заработной платы, налоговой нагрузки; во втором — изменения поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Если по результатам мониторинга положительных тенденций не выявлено, то весь пакет документов передаётся в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, отклонение уровня налоговой нагрузки у организации-налогоплательщика от её среднего уровня в организациях данного вида экономической деятельности, который считается безопасным, является одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков в соответствии с п. 1 разд. 4 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Кроме того, отклонение уровня налоговой нагрузки у конкретной организации-налогоплательщика от значений в среднем по виду экономической деятельности в сторону уменьшения считается одним из критериев оценки рисков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных

налоговых проверок. Поэтому данные о безопасных значениях налоговой нагрузки, а также рентабельности продаж и активов актуализируются ежегодно и с 2006 г. размещаются на официальном сайте ФНС, на что обращено особое внимание ФНС РФ в письме от 19.11.2015 № 3Н-3-1/4354@.

Наконец, налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме начисленного налога с налоговой базы составляет 89% и более), по налогу на прибыль (для производственных организаций — менее 3%, для торговых — 1%), по НДФЛ (имеющим задолженности по перечислению, снизившие поступления более чем на 10%), отбираются в качестве объектов, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях в соответствии с письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Таким образом, рассмотренные нормативные акты не только регламентируют взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и дают однозначное толкование понятиям «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка».

Несмотря на то, что налоговая нагрузка является одним из оценочных критериев для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки, организация-налогоплательщик может рассчитать этот показатель самостоятельно. В табл. 1 приведена необходимая для этого информация.

Таблица 1. Характеристика понятий «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка» (нормативный уровень)

Характеристика Нормативный акт

Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@

1.1. Содержание понятия «налоговое бремя» 1.2. Налоговые обязательства, зависящие от количества налогов, налоговых ставок, ограничений (введение) 1.3. Не содержится

2.1. Содержание понятия «налоговая нагрузка» 2.2. Совокупная налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (п. 1 приложения 2) 2.3. Налоговая нагрузка по видам налогов и налоговых режимов1

3.1. Формула расчёта налоговой нагрузки 3.2 Отклонение сумм уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организации по данным Федеральной службы государственной статистики (п. 1 приложения 2) 3.3.1. По НДС (приложение 4): отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы 3.3.2. По НДС (приложение 4): отношение суммы налога к уплате в бюджет к выручке от реализации продукции (товаров, услуг) и прочих активов, по экспортным операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемым по ставке 0% 3.3.3. По налогу на прибыль (приложение 3): отношение суммы исчисленного налога на прибыль к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов 3.3.4. Общий режим налогообложения (приложение 8.1): сумма НДС к уплате, налога на прибыль к уплате, акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам к уплате

1 В настоящей статье не приводится.

46 САХАР № 10 • 2016

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Высокий доход от каждого семен

По состоянию на 01.01.2016 безопасный уровень налоговой нагрузки на сахарные заводы, относящиеся к группе организаций, производящих пищевые продукты, составляет 18,2%, что соответствует 1-му месту среди других видов обрабатывающих производств.

Безопасный уровень налоговой нагрузки сахарных заводов в 1,88 раза выше, чем в среднем по всем экономической деятельности в целом по России, и в 2,56 раза выше, чем в среднем по группе «Обрабатывающие производства». Графический материал свидетельствует, что динамика уровня безопасной налоговой нагрузки по группе «Обрабатывающие производства» и в среднем по всем видам производств практически не изменялась с 2010 г., в то время как уровень безопасной налоговой нагрузки сахарных заводов увеличился на 2,8 пн. (рис. 1).

Следует отметить, что за последние 8 лет безопасный уровень налоговой нагрузки организаций, обеспечивающих продовольственную безопасность страны, кроме пищевых, значительно снизился: рыболовство, рыбоводство — на 8,8 пн.; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — на 5,2 пн.

Помимо показателя налоговой нагрузки ФНС России предусматривается: 1) в ходе самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (в целях исполнения налоговыми агентами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (п. 11 приложения 2 к приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) осуществлять анализ показателей рентабельности продаж и активов; 2) в ходе проведения аналитических и контрольных мероприятий в целях подготовки материалов для рассмотрения в ходе заседания комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы относительно

Рис. 1. Сравнительная характеристика безопасного уровня налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

♦ — по всем видам производств;

—Ш--производство пищевых продуктов, включая

напитки, и табака;

—А--обрабатывающие производства;

—#--рыболовство, рыбоводство;

# — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

отобранных налогоплательщиков (приложение 3 к письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@) осуществлять анализ показателя рентабельности продаж. В табл. 2 приведена необходимая для этого информация.

По состоянию на 01.01.2016 безопасный уровень рентабельности активов организаций сахарного производства, относящихся к группе организаций, производящих пищевые продукты, составляет 7,0%, что соответствует 5-му месту среди других видов обрабатывающих производств:

Таблица 2. Характеристика понятий «рентабельность» (нормативный уровень)

Характеристика Нормативный акт

Приказ ФНС РФ от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ Письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@

1.1. Содержание понятия «рентабельность» 1.2.1. Рентабельность продаж 1.2.2. Рентабельность активов 1.3. Рентабельность продаж

2.1. Формула расчёта рентабельности 2.2.1. Рентабельность продаж (приложение 3) — отношение сальдированного финансового результата от продаж к себестоимости продаж с учётом коммерческих и управленческих расходов 2.2.2. Рентабельность активов (приложение 3) — отношение сальдированного финансового результата и стоимости активов 2.3. Рентабельность продаж (приложение 3) — отношение прибыли от продаж к себестоимости продаж

№ 10 • 2016 САХАР 47

1-е место — целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность — 11,4%;

2-е — химическое производство — 10,1%;

3-е — металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 8,6%;

4-е — текстильное и швейное производство — 7,1%.

Безопасный уровень рентабельности продаж соответственно составляет 10,7%, что соответствует 6-му месту среди других видов обрабатывающих производств:

1-е место — химическое производство — 33,0%;

2-е — металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 22,4%;

3-е — целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность — 18,7%;

4-е — текстильное и швейное производство — 12,5%.

5-е — обработка древесины и производство изделий из дерева — 12,3%.

Графический материал свидетельствует, что безопасный уровень рентабельности продаж организаций сахарного производства в 1,15 раза выше, чем по всем видам экономической деятельности, но в 1,19 раза выше, чем по всем обрабатывающим производствам; безопасный уровень рентабельности активов организаций сахарного производства в 1,4 раза выше, чем по всем видам экономической деятельности, и в 1,49 раза выше, чем по обрабатывающим производствам (рис. 2, 3). Такие соотношения свидетельствуют: эффективность использования

применяемых ресурсов в данном виде производств выше, чем эффективность поглощённых издержек, что необходимо оценить как недоиспользование благоприятных возможностей.

Очевидно, что показатели налоговой нагрузки и рентабельности, определяемые в соответствии с данными документами, должны учитывать интересы пользователей различных экономических уровней: Минфина, ФНС, ИФНС России, организаций-налогоплательщиков. Последние, самостоятельно рассчитывая показатели, служащие критериями отбора налогоплательщиков при планировании выездной налоговой проверки, могут быть освобождены от включения в план выездных проверок и получить максимально возможное благоприятствование при взаимодействии с налоговыми органами, если их уровень находится на уровне средних значений по виду экономической деятельности. Таким образом, если организации-налогоплательщики намерены установить степень риска выездной налоговой проверки, они должны выполнить следующие процедуры:

— рассчитать совокупную налоговую нагрузку (по формуле 3.2, табл. 1) и сравнить её с безопасным уровнем по данному виду экономической деятельности, приведённому за соответствующий период в актуализированном приложении № 3 к приказу № ММ-3-06/333@;

— рассчитать нагрузку по налогу на прибыль (по формуле 3.3.4, табл. 1) и сравнить её с критерием (по организациям производственной сферы не менее 3%,

Годы

Рис. 2. Сравнительная характеристика безопасного уровня рентабельности продаж по видам экономической деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по всем видам производств; Я— — производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;

А--обрабатывающие производства;

%— — рыболовство, рыбоводство; %--сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Годы

Рис. 3. Сравнительная характеристика безопасного уровня рентабельности активов по видам экономической деятельности ♦ — по всем видам производств; И — производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;

—А--обрабатывающие производства;

% — рыболовство, рыбоводство; —ф--сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

48 САХАР № ю . 2016

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Высокий доход от каждого семен

по торговым — не менее 1%) в соответствии с письмом № АС-4-2/12722@;

— рассчитать долю суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы и сравнить её с критерием (не более 89%) в соответствии с письмом № АС-4-2/12722@;

— рассчитать уровни рентабельности продаж и активов по данным бухгалтерского учёта (по формулам, содержащимся в пп. 2.2.1 и 2.2.2, табл. 2) и сравнить их с соответствующими безопасными уровнями рентабельности (по данным статистики) по конкретному виду экономической деятельности, приведёнными за соответствующий период в актуализированном приложении № 4 к приказу № ММ-3-06/333@ (отклонение не должно быть значительным в соответствии с п. 11 приложения 2, т.е. ниже на 10% и более);

— установить причины низкой налоговой нагрузки и несоответствия значений критериям в случае наличия существенных негативных отклонений от установленных нормативов2;

— установить причины низкой рентабельности продаж и несоответствие значений безопасному уровню.

Если организация-налогоплательщик всё же отобрана для рассмотрения на заседании комиссии по легализации налоговой базы, то в отношении неё в соответствии с письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ проводится анализ показателей экономической деятельности, а также мероприятия налогового контроля. Для этих целей используется информация, которой располагают налоговые службы, а именно: информационные ресурсы ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-2», ПИК и НДС, СОУН, ПК «ВАИ», ИР «Риски» и др.; информация, полученная в соответствии со ст. 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» НК РФ; информация, содержащаяся в СМИ и сети Интернет; сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, Пенсионного фонда РФ, таможенных органов, Роструда, Банка России и др.; информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организации и иные.

Анализ проводится по следующим направлениям:

— анализ учётных данных2 и иных сведений3, характеризующих налогоплательщика;

2

Имеются в виду учётные данные налогоплательщика как налогового агента, в том числе информация об уставном капитале, обособленных подразделениях, недвижимом и арендуемом имуществе, транспортных средствах, земельных участках и др.

3 Под иными сведениями подразумевается информация о причинах убыточности, задолженности по всем налогам, заключённых государственных и (или) муниципальных контрактах, миграции налогоплательщика и др.

№ 10 • 2016 САХАР 49 -

— анализ показателей бухгалтерской отчётности (баланса);

— анализ показателей бухгалтерской и налоговой отчётности по налогу на прибыль, в том числе рентабельность продаж;

— анализ показателей налоговой отчётности по НДС;

— анализ показателя уровня заработной платы, выплаченной налоговым агентом, исполнение обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ и др.

На основании результатов аналитических процедур определяются налоговые риски, а в отношении налогоплательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии по легализации налоговой базы, осуществляется анализ уровня налоговой нагрузки, в том числе отклонений от безопасного уровня.

Последний вид аналитических процедур является наиболее важным, поэтому построен по следующему алгоритму:

1) рассчитывается налоговая нагрузка налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;

2) выявляются аналогичные налогоплательщики, состоящие на учёте в налоговом органе;

3) рассчитывается их налоговая нагрузка или берутся средние (безопасные) значения налоговой нагрузки по виду экономической деятельности;

4) выявляются аналогичные налогоплательщики с максимальной налоговой нагрузкой;

5) рассчитывается отклонение уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения;

6) в случае выявления низкого уровня налоговой нагрузки осуществляется анализ финансовых потоков налогоплательщика;

7) осуществляется оценка соответствующих показателей экономической деятельности 12 критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Последующая работа в отношении налогоплательщиков, рассмотренных на комиссии, заключается в проведении мониторинга4 по направлениям:

— ежемесячно — анализ изменений поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ и имеющих заработную плату ниже среднего уровня по коду видов экономической деятельности;

— ежеквартально — анализ уточнённых налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшение убытка) и определение сумм налогов,

4 Мониторинг включает в себя процедуры наблюдения, анализа и контроля.

дополнительно поступивших в бюджет; контроль погашения задолженности по НДФЛ, анализ динамики численности и заработной платы, анализ динамики налоговой нагрузки.

На заключительном этапе, если по результатам мониторинга не выявлено положительных тенденций и должностными лицами не представлены обоснованные пояснения, весь пакет документов поступает в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении организации-налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Рассмотренная совокупность аналитических и контрольных процедур, безусловно, имеет и логично вписывается в систему налогового мониторинга, регламентируемого разделом V.2 НК РФ. В то же время следует отметить некоторые аспекты процедурных параметров, требующих совершенствования:

— рекомендуемые ФНС средние (безопасные) уровни показателей налоговой нагрузки и рентабельные весьма существенно агрегированы по группам видов экономической деятельности; в частности, в составе обрабатывающих производств не выделены сезонные, на уровень вышеуказанных показателей которых оказывают сильное давление факторы внешней и сопряжённой среды, в том числе метеоусловия, затушёвывающие реальные соотношения и тем самым дезинформирующие пользователей;

— рекомендуемые ФНС формулы для расчёта показателей налоговой нагрузки и рентабельности прописаны некорректно и противоречиво. Некорректность заключается в применении отдельных терминов, не имеющих аналогов в практике бухгалтерского и налогового учёта и отчётности, противоречивость наблюдается в изложении отдельных методических подходов к расчёту одних и тех же показателей в разных нормативных актах одного правового уровня;

— рекомендуемые ФНС к использованию в аналитических и (или) контрольных целях величины индикаторов не учитывают многоаспектные и разновеликие условия экономической деятельности организаций-налогоплательщиков, а также их виды.

Устранение названных недостатков будет способствовать реализации требований отечественной налоговой системы к побуждению организаций-налогоплательщиков к добропорядочному исполнению своих налоговых обязательств.

Список литературы

1. Антонова, Е.В. Выбор методики определения налоговой нагрузки и налоговое планирование на пред-

приятии / Е.В. Антонова // Налоги и налогообложение. - 2013. - № 8. - С. 615-625.

2. Бутов, Д.В. Налоговая нагрузка: расчёт и законное снижение / Д.В. Бутов // Планово-экономический отдел. - 2011. - № 5. - С. 15-18.

3. Волгина, И. Новые безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности для вашей компании / И. Волгина // Главбух. - 2014. - № 8. - С. 6871.

4. Долгих, И.Н. Налоговое планирование и оценка его эффективности / И.Н. Долгих // Международный бухгалтерский учёт. - 2013. - № 21. - С. 41-47.

5. Коростелкина, И.А.. Методика расчёта налоговой нагрузки экономических субъектов / И.А. Коростелкина // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. - 32 (326). - С. 41-51.

6. О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ // Консультант плюс.

7. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ // Консультант плюс.

Аннотация. Рассмотрены аспекты нормативно-правового регулирования оценки налоговой нагрузки и налогового бремени. Охарактеризованы ключевые положения методических подходов к расчёту налоговых показателей, изложенных в нормативных актах. Описан алгоритм действий налоговых органов, связанных с оценкой уровня налоговой нагрузки. Дана характеристика тенденциям изменения безопасных значений налоговой нагрузки и рентабельности за 10-летний период. Обоснованы направления совершенствования нормативного регулирования элементов налоговой системы Российской Федерации. Ключевые слова: организация-налогоплательщик, экономическая деятельность, налоговая нагрузка, налоговое бремя, методика оценки, налоговый мониторинг, налоговые риски, нормативные акты, рентабельность продаж, рентабельность активов, безопасный уровень. Summary. The aspects of legal regulation of the assessment of the tax burden are presented. The key provisions of the methodical approach to the calculation of the tax figures, set out in the regulations, are characterized. The algorithm of actions of the tax authorities to assess the level of tax burden is described. The characteristic trends of safe values of tax burden and profitability over a period of 10 years are disclosed. The directions of improvement of the tax regulations in the Russian Federation are set out in this paper.

Keywords: organization-taxpayer, economic activity, tax burden, assessment methods, tax monitoring, tax risks, regulations, return on sales, return on assets, safe level.

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Высокий доход от каждого семен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.