УДК 159.9.072.43
ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭМОЦИЙ
© 2013 Е.А.Пырьев
Оренбургский государственный педагогический университет
Статья поступила в редакцию 30.09.2013
В статье описывается эксперимент по оценке мотивационных возможностей эмоций. На основе экспериментальных данных раскрывается многообразие побудительных схемповедения человека с участием эмоций. Схема реализации эмоциональной мотивации видится следующим образом: эмоция, в зависимости от своей модальности, осуществляет определенные действия в адрес предметов (явлений), с которыми связана эмпирически. Действия выступают побудительными средствами, направленными как на преобразование, так и на разрушение связи эмоции и предмета.
Ключевые слова: мотивация, эмоциональная мотивация, оценка, эмоция, сравнение, побуждение, соответствие, связь эмоции с предметом.
Под мотивацией понимается совокупность множества факторов, которые обусловливают, направляют и поддерживают усилиячеловека, затрачиваемые на поведенческие акты. В качестве факторов, направляющих поведение, рассматриваются внешние и внутренние побудители. Элементы окружающей человека среды относят к внешним побудителям его поведения. В свою очередь, внутренними или психическими побудителями поведения человека, признаются его потребности, интересы, эмоции, стремления, цели, влечения, установки, идеалы, и т.д. Наиболее обобщенно мотивация - это детерминация поведения вообще.
«Эмоция» - одна из немногих психологических категорий, которую признают важным побудителем поведения человека, но исследовательских работ, где раскрывалась бы данная функция эмоций в мировой психологии очень мало. Один из авторитетных российских исследователей эмоций В.К.Вилюнас пишет: «Вопрос о причинах поведения, родоначальный для проблематики мотивации, всегда был в компетенции психологии эмоций, что позволяло в качестве непосредственных причин поступков называть желания, чувства, страсти, аффекты». Однако, подчеркивает автор, «многообязываю-щие признания мировой исследовательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем мотивации»1.
Причины неразработанности эмоциональной теории мотивации разнообразные. Представляется, что проблематика имеет методологический характер. Известно, что эмоциональный аспект мотивации можно рассматривать с разных по-
Пырьев Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. E-mail: evgpyrev@yandex. ru
1 Вилюнас К. Психология эмоциональных явлений. -М.: 1976. - С. 20.
зиций. Выделим три основные мотивационные теории с участием эмоций. 1. Эмоция участвует наравне с потребностями в побуждении поведения человека. На эту тему в сороковых годах ХХ-го века авторитетно высказывался С.Л.Рубинштейн2. Данная точка зрения доминировала также в работах А.Н.Леонтьева - автора сознательных (знаемых) мотивов3. Спецификой этой теории является отказ в самостоятельности эмоций. Побуждение исходит от потребностей, а эмоции обеспечивают активность только энергетикой. 2. Эмоция как предмет направленной активностичеловека. Эта схема раскрывает проблематику «эмоциональных потребностей» человека. Первым в научной литературе этот вопрос подробно рассмотрел З.Фрейд. В самом начале ХХ-го века «гедонистическая теория» или «врожденное стремление к удовольствию», стала для него объяснением причин большого количества поведенческих реакций человека4. Позже этот подход к эмоциональной мотивации экспериментально изучал А.И.Додонов5. 3. Эмоция сама по себе является причиной поступка, т. е. источником, с которого начинается направленное поведение. Этот аспект мотивации также не был обделен вниманием и рассматривался в истории психологии эмоций одним из первых. Идеологами эмоциональной мотивации стали французский исследователь Т.Рибо6 и российский профессор Л.И.Петражицкий. Их работы вышли в самом конце Х1Х-го века. Если учесть низкую
2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: 1946.
3 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. -М.: 1971.
4 Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. - М.: 1989.
5 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: 1978.
6 Рибо Т. Психология чувств. Изд-во Ф.Павленкова. -СПб.: 1898.
скорость информационных потоков в прошлом, то не вызывает сомнений независимость их суждений друг от друга. Обобщенно их взгляды на эмоциональные мотивы можно передать словами Л.И.Петражицкого. Так на вопрос: «Что заставляет человека просыпаться утром?», он отвечает: «будительно - вставательная эмоция, которая состоит во множестве изменений в организме - сокращение мускулов, открывание глаз, поднимание и поворачивание головы. В случае попытки не повиноваться этой эмоции, например, продолжать лежать в кровати, она делается все более заметной». То же самое Пет-ражицкий говорит про «сонную эмоцию», которая заставляет человека спать7.
В 60-х годах ХХ-го века активно разрабатывал теорию эмоциональной мотивации Р.У.Ли-пер. Американский исследователь рассматривал эмоции универсальной мотивационной единицей. Эмоции, представляя собой психофизиологическое явление, по типу познавательных процессов способны оценивать предметы и настраивать поведение в их адрес8.
Можно продолжить список авторов, обосновывающих мотивационные возможности эмоций. Однако особенностью этого подхода к мотивации, основанной на эмоциях, является отсутствие экспериментальных работ, подтверждающих теоретические конструкты.
Постановка проблемы9. Представляется, что эмоции разной модальности имеют определенную мотивационную схему. Эта схема реализуется через связь эмоции с предметом. Имея определенную привязку к предмету (явлению) эмоция, в зависимости от своей модальности, организует в адрес этого предмета определенную побудительную схему. Поэтому эмоция радости отличается по побудительным характеристикам от эмоции гнева, печали или покоя.
Таким образом, эмоция связывается с ситуацией (предметом или явлением) и в их адрес осуществляет определенные действия. В свою очередь эти действия раскрывают особенность и специфику мотивационных схем эмоций. Было выдвинуто предположение о том, что при переживании определенных эмоций люди совершают определенные действия, т.е. соотнесение
7 Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избр. тр. / Науч. ред. Б.В.Тимошина. - СПб.: 2010. - С. 532.
8 Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. Психология эмоций. - СПб.: 2007. - С. 210 - 224.
9 Пырьев Е.А. Эмоциональная мотивация личности как многоуровневая система // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Т. 14.- № 2 (4). -С.973 - 978; Пырьев Е.А. Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - № 155. - СПб.: 2013. - С. 53 - 61.
эмоций и соответствующих им действий не является случайным. Вместе с тем, сами действия являются побудительными средствами, которые эмоции используют в адрес предметов, с которыми связаны эмпирическим путем. Схема реализации мотивации с участием эмоций видится нам следующим образом: эмоция, в зависимости от своей модальности, осуществляет определенные действия в адрес предметов (явлений), с которыми связана эмпирически. Действия в адрес предметов, с которыми эмоция связана опытным путем, направлены как на преобразование, так и разрушение этой связи.
Эксперимент по проверке мотивационных возможностей эмоций проводился на студентах 2 курса нескольких факультетов Оренбургского государственного педагогического университета. В эксперименте приняли участие 140 студентов одного возраста названного вуза. Психологию студенты на тот момент не изучали и это было одним из условий эксперимента. Нужны были неподготовленные респонденты, т.е. не знающие основ психологии.
Описание эксперимента. Эксперимент осуществлялся в два этапа. На первом этапе оценивалось все многообразие действий, которые человек совершает в жизни. Для оценки испытуемым были предложены 60 действий. Нужно было оценить их по частоте повторяемости на субъективном уровне. Каждое действие оценивалось по 5-ти бальной шкале, где максимальный балл присваивался часто повторяемому действию. По результатам опроса отобраны 24 действия - они набрали максимальные баллы.
На следующем этапе эксперимента респондентам на бланке в печатном виде были предложены два блока переменных: эмоции и действия, выполняемые людьми. Обе переменные представлены в случайном порядке. Респондентам необходимо было соотнести на субъективном уровне эмоцию с действием, которое совершается под влиянием и побуждением эмоции. В эксперименте предложено 24 действия и 15 эмоций. Задание студентам было сформулировано следующим образом: «Переживание этой эмоции приводит к следующему ...... Напротив действий, отраженных на бланке, необходимо было поставить эмоцию, которую респондент переживал.
Действия и эмоции с условными обозначениями представлены в таб. 1. Важно подчеркнуть, что столбец третий (3) в экспериментальном бланке, предложенным респондентам, никак не объяснялся. Он существует для простоты экспериментальной обработки данных, а также для их презентации в настоящей статье.
Таб. 1. Бланк, который выдавался студентам для дифференциации эмоций и вспомогательных действий, используемых в побудительных схемах
1 2 3
Страх, радость, гнев, блаженство, ярость, равнодушие, злость, Переживание этой эмоции
покой, печаль, ликование, страдание, безмятежность, горе, вос- приводит к следующему.....
торг, разочарование
- она меня сковывает: У
- хочется доказать свою правоту: П
- стараюсь уединиться: У
- хочется действовать: П
- меня это состояние угнетает: У
- у меня все получается: С
- все валится из рук: У
- занимаюсь приведением дел в порядок: Г
- разрушаю преграды П
- хорошо думается: С
- погружаюсь в свои мысли: Г
- стараюсь уйти от нее: У
- настойчиво добиваюсь своего: П
- читаю: Г
- тянет общаться: С
- бездельничаю и смотрю телевизор; Г
- полон новых планов: С
- готов сопротивляться обстоятельствам: П
- помогает учиться: С
- лезут всякие нехорошие мысли: У
- преодолеваю препятствия: П
- отдыхаю: Г
- хочется всех обнимать: С
- сплю и набираюсь сил: Г
характера. Связь этих эмоций с предметом (явлением) будет направлена на преобразование и совершенствование этой связи. В группу «С -созидание» попали действия: «у меня все получается», «хорошо думается», «тянет общаться», «полон новых планов», «помогает учиться», «хочется всех обнимать». Второе - активно отрицательные эмоции (гнев, ярость, злость) побуждают человека на преодолениепрепятст-вия посредством волевого усилия. Связь эмоции с предметом, в этом случае, сохраняется, но с участием волевого напряжения. Это действия «П - преодоление препятствия»: «хочется доказать свою правоту», «защищаю себя», «настойчиво добиваюсь своего», «разрушаю преграды» , «сопротивляюсь обстоятельствам», «преодолеваю препятствия».
Далее были выделены действия, получившие условное обозначение «Г» от слова «гомеостаз». Это действия, направленные на сохранение целостности человека, приведение его психики в равновесие. Предполагалось, что третья группа действий являются побудительными средствами пассивно положительных эмоций (покой, равнодушие, безмятежность). Связь эмоции с предметом в этом случае не разрывается, но имеет пассивно оборонительный характер. Действия, соответствующие этой группе: «читаю»,
Для доступности анализа полученных данных было решено эмоции опытным порядком разделить, т.е. поделить эмоции на группы. Так было выделено 4 группы. Эмоции поделены на активно положительные - радость, ликование, восторг; активно отрицательные - гнев, ярость, злость; пассивно положительные - покой, равнодушие, безмятежность; пассивно отрицательные - страх, печаль, страдание, горе, разочарование, безысходность, отчаяние. Классификация эмоций производилась на основании сходства переживаний. Например, печаль, страдание и горе попали в одну группу, а гнев, ярость и злость в другую и т.д. Экспертами, проводившими классификацию эмоций, выступили студенты 4-го курса факультета психоло-гииОренбургского государственного педагогического университета.
Также на четыре группы поделены действия людей. Всего получилось 4 группы, т.е. по 6 действий (всего 24 действия) на каждую группу эмоций. Как было уже отмечено, классификация действий осуществлена на основании предположений о побудительных возможностях эмоций. Так, было выдвинуто несколько положений. Первое - активно положительные эмоции (радость, ликование, восторг) приведут человека к активным действиям созидательного
«отдыхаю», «бездельничаю и смотрю телевизор», «занимаюсь приведением дел в порядок», «погружаюсь в свои мысли», «сплю и набираюсь сил».
Четвертое предположение касалось пассивно отрицательных эмоций (страх, печаль, страдание, горе, разочарование, безысходность, отчаяние»). Данные эмоции побуждают человека к избеганию активных действий, к бездействию или поиску нецелевых альтернатив. Эти эмоции направлены не на созидание, а скорее на разрушение существующих связей. Побудительные действия, используемые эмоциями, этого рода были обозначены символом «У - уход» или поиск новых объектов и действий. Вот действия, соответствующие эмоциональному состоянию «У»: «она меня сковывает», «стараюсь уйти от нее», «меня это состояние угнетает», «стараюсь уединиться», «все валится из рук», «лезут всякие нехорошие мысли».
В первом столбце респонденты должны были идентифицировать субъективные эмоции, поместив их напротив тех или иных действий. После получения заполненных респондентами бланков проводилась их обработка. Задачей исследования было установление совпадения субъективных эмоций с действиями. Для решения этой задачи необходимо было установить количество совпадений эмоций и соответствующих им действий по каждому испытуемому. Совпадений могло быть от 1 до 6 на каждую из четырех групп эмоций. 4 и больше совпадений по каждой группе эмоций считалось зачетным; 3 (три) и меньше попаданий в расчет совпадений не принимались.
Анализ полученных данных. Первым показателем, который подвергся анализу, стал показатель: пассивные отрицательные эмоции (горе, страх, печаль, страдание) и действия «ухода». Предполагалось, что если респондент из шести действий названной группы 4 и более соотнесет с пассивными отрицательными эмоциями, то такая взаимосвязь не считается случайной. Результаты эксперимента превзошли ожидания. Совпадение по этому показателю составило 85 % на выборке 140 респондентов. В 25 % случаев обнаружилось полное совпадение пассивных отрицательных эмоций с действиями «ухода». 35 респондентов (25 %) ассоциировали эмоции горя, страха, печали и страдания с действиями, символизирующими снижение активности. Только 15 % респондентов (или 21 человек) показали три и меньше совпадений эмоций и действий по показателю «У», что стало еще одним свидетельством высокой корреляции пассивных отрицательных эмоций с действиями «ухода» или снижения активности человека в сторону предмета, с которым связан эмпирически.
Группа «активные положительные эмоции» и «действия созидательного характера» обрабатывалась на следующем этапе эксперимента. Предполагалось, что активно положительные эмоции (радость, ликование, восторг) в своих побудительных схемах используют активные действия созидательного характера. Данные эксперимента еще больше свидетельствовали в пользу выдвинутой гипотезы о взаимосвязи эмоций с конкретными действиями. Так, только 14 респондентов не вошли по своим показателям в группу высокого уровня совпадения, т.е. они набрали 3 и меньше совпадений, другие 126 испытуемых показали по четыре и больше совпадений. Итак, 90 % респондентов ассоциировали активные положительные эмоции с действиями созидательного характера. Полных совпадений по этой экспериментальной группе было не много - всего 10 %, но совпадений высоких, т.е. на уровне 5 (из 6) набралось 60 %. Активные положительные эмоции (радость, ликование, восторг) побуждают человека в сторону предмета непосредственно без волевых усилий с его стороны. В этом состоянии у человека «.... все получается», «хорошо думается», «тянет общаться», он «полон новых планов», «хочется всех обнимать» и т.д. Переживание обозначенных эмоций представляется не только естественным для человека, но и полезным. Правда сложно делить эмоции на «полезные» и «неполезные», так как даже эмоции «ухода» приводят к новым связям и отношениям, что в свою очередь обогащает человека.
67 % респондентов или 94 человека представили данные, по которым активные отрицательные эмоции (злость, гнев и ярость) побуждают к преодолению препятствий. Так, данные эмоции ассоциированы у респондентов с такими явлениями как: «настойчиво добиваюсь своего», «преодолеваю препятствия» (далее из таб. 1 под условным обозначением «П»). Эти эмоции вызывают прилив сил, и появляется желание изменить обстоятельства. Также при переживании этих эмоций человек проявляет настойчивость и упорство.
Важно подчеркнуть, что по сравнению с предыдущими побудительными схемами эмоций и действий, данное совпадение в 67 % выглядит менее убедительно. Напомним, что 90 % респондентов ассоциировали активные положительные эмоции с действиями созидательного характера, а 85 % респондентов указали, что пассивные отрицательные эмоции связаны с действиями «ухода». Таким образом, 67 % по сравнению с 85 % и 90 % выглядят «провальными».
Мы проанализировали феномен низких совпадений по группе «активные отрицательные эмоции» - «действия по преодолению препят-
ствий» и обнаружили в ответах респондентов гендерный фактор. Так, юноши в 66 %, а девушки в 34 % случаев ассоциировали активные отрицательные эмоции с преодолением препятствий. Эти цифры свидетельствуют, с нашей точки зрения, о гендерном различии впобуди-тельных возможностях эмоций. Юноши чаще девушек в два раза «используют» эмоции гнева, злости и ярости для преодоления препятствий. В свою очередь, девушки ассоциируют преодоление препятствий с эмоциями радости, восторга и блаженства. Именно эти эмоциииспользуют респонденты - девушки в побудительных схемах, направленных на предмет, с которым связаны эмпирически. Респонденты - юноши, наоборот, в своих побудительных схемах преимущественно используют эмоции злости, гнева и ярости. Если эти эмоции переживаются в адрес работы или учебной деятельности, то человек настроен на активные действия и этот настрой способствует преодолению препятствий.
Группа действий «Г» в соответствии с гипотезой являются побудительными средствами пассивно положительных эмоций Упокой, равнодушие, безмятежность). Связь эмоции с предметом в этом случае не разрывается, но имеет пассивно оборонительный характер. Активность в этом случае направлена внутрь себя на восстановление сил. По результатам эксперимента обнаружилось, что 73 % респондентов вошли в группу «высокого уровня совпадений», т.е. показали от 4 до 6 совпадений.
Таким образом, эксперимент по оценке мо-тивационных возможностей эмоций выявил тесную и высокую связь эмоций с действиями, которые используются в побудительных схемах. Мотивационная функция эмоций реализуется разными способами. Выбор способа влияния на предмет зависит от переживания в его адрес
эмоции. Так, 90 % из 140 респондентов ассоциировали активные положительные эмоции (радость, ликование, восторг) с действиями созидательного характера; 85 % респондентов связали пассивные отрицательные эмоции (горе, страх, печаль, страдание) с действиями «ухода». Переживание этих эмоций в адрес предмета приводит к разрыву отношений с этим предметом и поиску новых альтернатив; 67 % респондентов или 94 человека представили данные, по которым переживание активных отрицательных эмоций (злость, гнев и ярость) приводит к преодолению препятствий; 73 % респондентов вошли в группу «высокого уровня совпадений», т.е. показателю пассивно положительные эмоции Упокой, равнодушие, безмятежность) - действия пассивно оборонительного характера. Как отмечалось, активность в этом случае направлена внутрь себя на восстановление сил.
Еще раз подчеркнем, что действия для нас выступают вспомогательными средствами в направленном поведении на предмет, с которым эмоция связана эмпирически. Эмоция оценивает не только объекты, но и действия. В частности, группа эмоций, имеющих сходство, имеет также свой набор действий, которые использует как вспомогательное средство при влиянии на этот предмет.
С нашей точки зрения эмоция, чтобы быть мотивационной, по типу познавательных процессов выбирает объект, оценивая его полезность для человека. После оценки предмета устанавливается связь определенной эмоции с явлением (предметом). В адрес этих предметов эмоция организует действия, направленные на совершенствование (укрепление, преобразование) или разрушение связи эмоции и ситуации.
ESTIMATION OF MOTIVATIONAL POSSIBILITIES OF EMOTIONS
© 2013 E.A.Pyryev Orenburg State Pedagogical University
This article describes an experiment to assess motivational features of emotions. On the basis of experimental data a variety of incentive schemes of human emotional behavior is revealed. The scheme of emotional motivation is seen as following: an emotion, depending on its modality, performs certain actions against objects (phenomena), which are associated empirically. Actions act as incentives targeted at conversion as well as destruction of communication between emotion and the subject.
Keywords: motivation, emotional motivation, evaluation, emotion, comparison, incentive, compliance, communication between emotion and the subject.
Evgeni Aleksandrovich Pyryev, Candidate of psychology, Associate professor of Department of general psychology. E-mail: evgpyrev@yandex. ru