УДК: 159.942
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИИ
©2015 Е.А.Пырьев
Оренбургский государственный педагогический университет
Статья поступила в редакцию 04.03.2015
В настоящей статье предложен и обоснован метод исследования эмоций и мотивации, построенной на эмоциях. Доказывается, что эмоция связана с цветом, который имеет определенное психологическое содержание. Эксперименты о взаимосвязи переменных привели к обоснованию метода исследования эмоций: «Цветовой ассоциативный тест». На основе диагностики эмоций с помощью данного теста предлагается схема мотивации, где эмоции выступают доминирующим мотивом.
Ключевые слова: эмоция, цвет, мотивация, цветовая ассоциация, связь цвета с предметом, эмоциональная мотивация.
Диагностика эмоций представляет определенную проблему. Имеются методы исследования тревожности (А.М.Прихожан)1, агрессивности (И.А.Фурманов)2, оптимизма и пессимизма (М.Селигман)3, застенчивости (Ф.Зимбардо)4. Однако к эмоциям данные явления имеют достаточно опосредованное отношение. Они ближе к чертам характера и представляют собой систему нескольких социализированных эмоций. В свою очередь простые или элементарные эмоции не имеют объективных методов исследования. Исключением является шкала дифференциальных эмоций К.Изарда. Автор предлагает диагностику элементарных эмоций, которые называет «базовые». Данное название они получили на основании своей врожденной или биологической детерминации5.
Известный исследователь эмоций Г.Бреслав называет элементарные эмоции - «базаль-ными»6; в конце XIX века французский исследователь Т.Рибо называл их «первичными»
Пырьев Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. E-mail: [email protected]
1 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.
2 Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А.Фурманов. - СПб.: Речь, 2007. - 480 с.
3 Селигман, М. Новая позитивная психология / М.Селигман. - М.: «София», 2006. - 368 с.
4 Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф.Зимбардо. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 212 с.
5 Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.
6 Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М.Бреслав. - М.:
Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
или «до-сознательной чувствительностью»7. По словам К.Изарда базовых эмоций от трех до семи. Он, в частности, выделяет их семь: страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение. Остальные эмоции, а их может быть несколько сотен и даже тысяч производные базовых. Подтверждением этому являются слова С.Л.Рубинштейна, где он говорит о многообразии социально обусловленных эмоций, сформированных на основе базовых - радости и грусти. Так, «Наряду с возбужденной радостью (радостью восторгом, ликованием), существует радость покойная (растроганная радость, радость - умиление) и напряженная радость ....; точно
также существует напряженная грусть ......,
возбужденная грусть......., тихая грусть ....»8 и т.д.
Введение. Шкала эмоций К.Изарда, а также другие попытки диагностики базовых эмоций имеют один существенный недостаток - производится диагностика беспредметных эмоций, т.е. эмоции диагностируются без привязки к предметному миру. Такой подход следует признать не совсем корректным. Дело в том, что любая элементарная эмоция имеет предметное содержание. В свою очередь, тревожность и агрессивность как свойства личности могут существовать безотносительно к предметному миру. Они привязаны к личности, а не к ее внешнему окружению. Тогда как элементарные эмоции привязаны к предметному окружению человека и существуют только в этой связке. Таким образом, если рассматривать эмоции в качестве мо-тивационных, то их нужно исследовать вместе с предметным содержанием.
7 Рибо Т. Психология чувств / Т.Рибо. - СПб.: Федор Павленков, 1898. - 478 с.
8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1946. - С. 459.
Привязываясь к предмету, эмоции появляются всякий раз при его восприятии и автоматически разворачивают побудительное воздействие в его адрес. Побудительный характер эмоций имеет специфику, обусловленную модальностью переживания в адрес предмета. Воздействие эмоций на предметный мир осуществляется с помощью непреднамеренных действий. Эмоции используют эти действия в реализации своей мотивационной функции. Так, действия человека, побуждаемые эмоциями, могут быть направлены на укрепление, совершенствование, преобразование, разрыв ... связи с предметом. Одни эмоции направлены на разрыв связей с предметом, другие на укрепление связей, третьи - на удержание связей и т.д. Подробно о мотиваци-онной роли эмоций в нашей статье9.
Постановка проблемы. Целью настоящей статьи является обоснование подхода к диагностике эмоций, рассмотренных в качестве мотивационных. Данная диагностика имеет специфику, которая раскрывается в настоящей статье. На основе диагностики эмоций представлено их мотивационное содержание, что также стало целью настоящей работы.
Экспериментальное исследование предметного содержания эмоций организовано на базе Оренбургского государственного педагогического университета, среди студентов разных факультетов названного вуза. В данном случае предметное содержание эмоций проверялось посредством отношения студентов к разным сторонам своей учебно-профессиональной деятельности. Выборка испытуемых составила 167 респондентов и по половому признаку не делилась.
Считается, что цвета сокращенного восьми-цветового теста М.Люшера имеют эмоциональное содержание. Однако анализ работ автора теста и отечественных исследователей на эту тему не позволили обнаружить наличие эмоционального содержания. Большинство исследователей, а также сам Л.Люшер, наполняли цвета потребностным состоянием10. Справедливости ради важно отметить, что в прошлом, да и в настоящем, различий между потребностью и эмоцией не проводили. Однако сегодня, назрела необходимость наполнить цвета эмоциональным содержанием.
В 2008 году О.А.Орехова опубликовала работу, где выполнена попытка связать основные восемь
цветов (синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый) с эмоциями. В своих исследованиях на детях 6 - 11 лет автор установила, что счастье они ассоциируют с красным и желтым цветом, а горе с черным. Дальнейшие исследования привели автора к выводу, что эмоциональные отношения человека носят амбивалентный (противоречивый) характер. Автор отмечает, что на субъективном уровне существуют «эмоциональные цепочки» противоположного типа «счастье - скука»11. Следует отметить, что если следовать данной логике, то противоречивый характер имеют также мотивы личности, установки, желания, т.е. все то, что составляет психологическое содержание человека.
Современный исследователь психологии цвета Л.Н.Собчик предлагает свое эмоциональное и потребностное содержание цветов. Например, синий цвет связывается с эмоциями удовлетворенности и любви; потребностное содержание синего - потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной и ранимой личности12.
Если внимательно посмотреть на эмоциональное содержание цветов, предлагаемое Л.Н.Собчик, то также обнаруживается отсутствие этого содержания. Агрессивность, любовь и удовлетворенность имеют отношение к эмоциональной сфере человека, но не являются эмоциями в прямом смысле слова. Например, любовь, включает в себя несколько эмоций, как положительных - радость, так и отрицательных -страх. В частности, страх возникает из-за переживаний, что другой человек может разлюбить; «удовлетворенность» правильно назвать не эмоциональным, а функциональным состоянием, включающим в себя положительные эмоции, основанные на физическом самочувствии человека.
В 1978 году Е.Ф.Бажиным и А.М.Эткиндом по результатам развернутого исследования была опубликована работа, где известные в психофизиологии восемь цветов приобрели эмоциональное содержание. Данные исследований авторы выразили в цифровой наполняемости эмоций, соответствующих каждому цвету. Максимальное количество выборов эмоции в адрес цвета, стало для авторов основанием для привязки эмоции к цвету.
9 Пырьев, Е.А. Эмоциональный и смыслообразующий мотивы / Е.А.Пырьев // Вестник ОГУ. - Оренбург: 2014. - № 172. - С. 158 - 166.
10 Люшер, М. Цвет вашего характера / М.Люшер. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1996. - 168 с.
11 Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций: монография / О.А.Орехова. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
12 Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Практическое руководство / Л.Н.Собчик. - СПб.: Речь, 2012. - 129 с.
Таб. 1. Эмоциональные ассоциации испытуемых в отношении восьми основных цветов
Цвет карточки Ответы испытуемых Часто повторяемая эмоция
Синий удовольствие, покой, равнодушие Удовольствие
Зеленый покой, радость, умиротворение, интерес, любопытство интерес, любопытство
Красный радость, удовольствие, страсть, злость, гнев злость (гнев)
Желтый ликование, восторг, праздничное настроение Радость
Фиолетовый равнодушие, удовольствие, покой равнодушие
Коричневый апатия, скука, разочарование, печаль разочарование (печаль)
Черный печаль, горе, разочарование, страх страх
Серый печаль, грусть, отчаяние, безысходность печаль (безысходность)
В экспериментальной процедуре были использованы следующие эмоции: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх и утомление. Подход не вызывает возражений, если только не отдельные эмоции, предложенные для выбора испытуемым. В число эмоций были включены: «утомление и стыд». К эмоциям эти явления можно отнести условно. Так, утомление, это функциональное состояние. В свою очередь, стыд включает в себя несколько эмоций, преимущественно отрицательных: страх, разочарование, печаль, досада. Кроме этого, диагностика эмоций проводилась по цветам, предложенным в известном тесте М.Люшера, и не учитывает российских, национальных особенностей восприятия цвета13.
Экспериментальное исследование проблемы. С целью определить эмоциональное содержание цветов был организован и проведен эксперимент в три этапа. На первом этапе важно было определиться с цветом. На втором этапе наполнить цвет эмоциональным содержанием. Светлость цвета и его соответствие стандарту определяли эксперты из числа студентов вуза. Особенностью проведенного эксперимента явилось отличие цвета в карточках, предлагаемых испытуемым, от цвета в классическом тесте. На третьем, последнем этапе устанавливалась ассоциация цвета с предметом или явлением действительности. Последний этап стал самым важным, та как нужно было определить мотиваци-онные эмоции. Переживание эмоций в адрес явления побуждает определенное поведение, обусловленное модальностью эмоции.
На первом этапе испытуемым нужно было определиться со светлостью цвета. Для этого из трех карточек одного цвета, но разных оттенков выбирался один, соответствующий представлениям испытуемого о синем, зеленом, красном, желтом, фиолетовом, коричневом, черном и сером цвете. На следующем этапе выбранный
13 Бажин, Е.Ф. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации / Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд. -Л.: 1985. - 18 с.
большинством цвет сравнивался с цветом классического теста. Каждому испытуемому давалось задание определиться с «настоящим» цветом. В результате было получено восемь цветов, главная характеристика которых, это насыщенность цвета. Изменение произошли по синему, красному, зеленому и коричневому цветам. Красный цвет стал насыщенным красным, а не морковным, как в тесте М.Люшера; темно-зеленый и темно-синий превратились в насыщенный зеленый и насыщенный синий; коричневый оказался темнее, чем в классическом тесте, несколько другой оттенок приобрел фиолетовый цвет. Другие цвета - желтый, черный и серый - не изменились.
На втором этапе эксперимента испытуемых просили назвать эмоции, которые вызывает у них каждый цвет. В индивидуальном собеседовании испытуемым предлагался список эмоций, на который испытуемые ориентировались при определении эмоциональной интерпретации цветов. Для ориентации в эмоциях предлагались: радость, ликование, восторг, злость, гнев, ярость, грусть, печаль, страх, разочарование, отчаяние, покой, удовольствие, безмятежность, интерес, любопытство. Данный список был неокончательным и испытуемым разрешалось его дополнять неограниченно. Показания испытуемых представлены в таб. 1.
В эксперименте частота повторяемости эмоции в цвете стала основанием для «привязки» эмоции к цвету. «Частота повторяемости эмоции» имеет количественный показатель - он больше 60 % случаев ассоциации конкретной эмоции с цветом. В результате такого простого подсчета были обнаружены следующие ассоциации, отраженные в таб. 1: синий цвет связан с эмоцией «удовольствие»; зеленый - «интерес»; красный - «злость»; желтый - «радость»; фиолетовый - «равнодушие»; коричневый - «разочарование»; черный - «страх»; серый - «печаль».
На завершающем этапе эксперимента было решено усложнить процедуру установления связи эмоции и цвета. Студентов вуза просили со-
отнести цвет, а потом и эмоцию с явлением. В качестве «явления» были представлены различные стороны учебного процесса: «учеба в вузе», «преподаватели вуза», «написание лекций», «работа на семинарах», «выполнение контрольной работы», «экзаменационное тестирование» и другое. Всего в эксперименте были представлены 10 сторон учебного процесса.
Важно было проследить совпадение ассоциативного ряда «цвет - эмоция» в условиях введения еще одной переменной - «явление действительности». Эмоция в данном случае не напрямую соединялась с цветом, а опосредованно, через установление ассоциации с явлением.
Наряду с экспериментом по установлению связи цвета и эмоции преследовались и другие цели. Так, устанавливалась связь между пере-
менными: «цвет - явление», а также «эмоция -явление». В ассоциативном ряде «эмоция - явление» диагностировалось эмоциональное отношение человека к учебному процессу и различным его сторонам. В свою очередь, в ассоциации «цвет - явление» проверялась возможность диагностики с помощью цвета эмоционального отношения испытуемых к предмету. В данном случае, к деятельности, которой занят человек.
Стимульный материал, где отражены стороны учебного процесса, подавался в бланковой форме. Бланк выдавался каждому испытуемому вместе с карточками восьми цветов. Заполненный вариант бланка в сокращенном виде представлен в таб. 2.
Таб.2. Бланк испытуемых по определению связи в схемах: «цвет - явление» и «эмоция - явление»
Стимульный материал (явление) Цвета, с которыми явления ассоциируются Эмоции в адрес явления
1. лекции в вузе - серый покой, печаль
2. учеба в вузе - желтый радость, удовольствие
3. преподаватели вуза - зеленый интерес, любопытство
4. семинары - красный гнев, злость, ярость
5. подготовка к семинарам - зеленый
6. написание лекции - коричневый
Оборудованное место в эксперименте включало в себя: карточки цветов; список эмоций для выбора; бланк, где представлены стороны учебного процесса. Испытуемым давалась следующая инструкция: «Перед вами восемь базовых цветов (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый), которые нужно соотнести с различными сторонами своей учебной деятельности. Проводя ассоциацию цвета с явлением, долго не задумывайтесь - первая ассоциация верная».
В список эмоций для выбора в ассоциации были включены: радость, ликование, восторг, злость, гнев, ярость, грусть, печаль, страх, разочарование, отчаяние, покой, удовольствие, безмятежность, интерес, любопытство. Выбор ассоциативного подхода в качестве экспериментального и процедура его проведения позволяла, с нашей точки зрения, выявить неосознаваемые предпочтения испытуемых. Это условие было важным, так как обеспечивало чистоту эксперимента. Респондент должен был предварительно познакомиться с эмоциями и быстро высказать ассоциацию в адрес предъявляемого явления.
В заключительном виде заполненный протокол состоял из следующих рядов: 1. «лекции в вузе»: цвет - «серый», эмоция - «покой», «пе-
чаль»; 2. «учеба в вузе»: цвет - «желтый», эмоция - «радость» (см. таб. 2).
По итогам эксперимента было получено несколько важных результатов. Основные из них следующие: 1) определен характер связи «цвет -эмоция»; 2) определен характер связи «цвет -учебный процесс»; 3) определен характер связи «эмоция - учебный процесс»; 4) Таким образом, помимо проверки эмоционального содержания базовых цветов были установлены эмоциональные ассоциации в адрес учебной деятельности. Кроме этого, проверялось наличие связи цвета и эмоции, что в дальнейшем позволяло использовать цветовой тест в диагностических целях для определения эмоционального отношения человека к явлению.
Представим полное «попадание» цвета в эмоцию. Таким цветом оказался «синий» - 73 % ассоциаций синего цвета соотнесено с эмоцией «удовольствие». Далее расположились эмоция радости и грусти; 50 % респондентов ассоциируют желтый цвет с радостью, а вторая половина с восторгом и удовольствием; красный цвет соединился с эмоциями «злости» и «гнева» (58 %), а также «радости» (18 %), еще 14 % указали на эмоцию «страх»; 78 % респондентов связали коричневый цвет с печалью и разочарованием; примерно такой же процент попадания в эмо-
цию печали и безысходности «серого» цвета; черный цвет набрал 62 % эмоции «страха» и 21 % эмоции «отчаяние»; зеленый цвет склонился в сторону эмоции «интереса» и «любопытства», а также «радости» и «удовольствия»; фиолетовый цвет ассоциируется у испытуемых с двумя эмоциями - «грусть» и «равнодушие».
Связи, открытые эмпирическим путем, было решено проверить с использованием коэффи-
Расчет корреляции Пирсона указывает на достоверную связь между переменными, если коэффициент стремится к единице. В свою очередь, приближение коэффициента к нулю говорит об отсутствии связи между переменными. Статистически значимая связь возможна, если испытуемый Петров, переживающий эмоцию «печаль» (1) в адрес лекционных занятий указывает в цветовой ассоциации цвет «серый» (1). Такое соотношение приводит к повышению коэффициента корреляции. Обратный эффект достигается если числовое соотношение (1 - 4) или (1 - 6). Таким образом, чем ближе ряды чисел друг другу, тем выше коэффициент, и, соответственно, связь между переменными (напомним, что выборка составила 167 человек).
На первом этапе математического эксперимента проверялась статистическая достоверность связи «эмоция и цвет» при ассоциации в адрес «лекции в вузе»; на втором - при ассоциации «учеба в вузе». По первому показателю коэффициент Пирсона составил - 0, 846; по второму - 0, 794. Оба показателя высокозначимые. Таким образом, в 99 % случаев связь между переменными «эмоция - цвет» не является случайной. Визуальный анализ данных по другим явлениям и ассоциациям подтверждает похожие числовые показатели, что дает возможность не применять математический метод в отношении других показателей, отраженных в эксперименте.
Выводы. По результатам диагностики эмоций с помощью цветовых ассоциаций были сформулированы следующие выводы: 1) за каждым цветом закреплена определенная эмоция, поэтому в индивидуальном восприятии людей существует связь между эмоцией и цветом; 2) ассоциация цвета с предметом, например, действительностью человека, позволяет достаточно объективно определить эмоцию, переживаемую человеком в адрес этого явления; 3) «цветовой ассоциа-
циента линейной корреляции Пирсона. Устанавливалась корреляция между переменными «цвет - эмоция», переживаемых в адрес двух явлений: «лекционные занятия» и «учеба в вузе». По итогам предварительных эмпирических исследований, отраженных выше, связь цвета с эмоцией фиксировалась по порядковому номеру цвета. Числовой порядок цвета и эмоции представлен в таб.3.
тивный тест» можно признать проективным и использовать в целях диагностики эмоций, переживаемых в адрес явления, которым человек занят. В свою очередь, диагностика ассоциативных эмоций в адрес явления позволяет раскрыть содержание эмоционального аспекта мотивации.
На основе диагностики базовых эмоций мы представили их мотивационное содержание, которые раскрывает специфику связи эмоции с предметом. Таким образом, связь элементарной (или базовой) эмоции с предметом позволяет раскрыть специфику эмоциональной мотивации.
Итак, переживание эмоции «разочарование» в адрес учебной деятельности побуждает студента к действиям на разрыв связей с вузом (далее с «предметом»). Студент совершает массу непреднамеренных действий: не готовится к семинарам, опаздывает или не приходит на лекции, не участвует в общественной жизни вуза и т.д. Отдельно эти действия можно признать импульсивными, однако они согласуются в общей двигательной картине, отражающей нежелание студента учиться: 1) эмоция злости появляется, когда связь с предметом разрывается, но интуитивно студент не хочет этого разрыва. Соответственно, мотивационное побуждение, исходящее от эмоции злости будет направлено на восстановление связи; 2) эмоция печали сигнализирует о глубине разрыва человека с предметом. Связи с предметом были важны в прошлом, а в настоящем их не реально восстановить. Поэтому мотивационная функция печали направлена на «оплакивание» нарушенной связи с предметом; 3) радость - переживание наличия крепких связей. Отношение с предметом у человека крепкие, также они очень важны для него. Мотивация, исходящая от радости, будет направлена на поддержание устойчивой связи человека с предметом. В какой-то степени, радость побуждает человека не только на поддержание связи, но и
Таб. 3. Числовой порядок цвета и эмоции
8 7 6 5 4 3 2 1
цвет синий зеленый красный желтый фиолетовый коричневый черный серый
эмоции удовольствие интерес злость радость равнодушие разочарование страх печаль
на ее совершенствование; 4) интерес - установление новых связей, т.е. связей с новым предметом. Интерес включает в себя радость от новизны предмета, а также от процесса его познания. Интерес сигнализирует о том, что процесс установления связей проходит в «штатном режиме»: непредвиденных ситуаций не происходит и не планируется. Мотивационная функция эмоции интереса реализуется в познании предмета, его различных качеств и характеристик; 5) равнодушие - переживание связей с предметом, который утратил новизну восприятия. Равнодушие - это некое безразличие к существующим связям, которые носят пассивный характер. Эмоция «равнодушие» сигнализирует о связи, которую можно представить пословицей: «Не нужна, а выбросить жалко». Мотивационная функция данной эмоции направлена на поддержание старых связей без желания их менять; 6) удовольствие - переживание некоего равновесия от существующих связей человека с предметом. Удовольствие -это когда связь с предметом приносит человеку положительные эмоции умеренного характера. В удовольствии нет новизны, нет желания что-то изменить. Мотивационная функция эмоции «удовольствие» направлена на поддержание связей в тех рамках, которые сложились; 7) страх -беспокойство из-за потери связи с предметом. В мотивационном плане страх самая противоре-
чивая эмоция. От индивида к индивиду мотива-ционная функция страха разнится. На уровне одних субъектов страх вызывает массу активных действий, направленных на поддержание связей, на уровне других - страх парализует, что не способствует поддержанию связей. Думается, что первичная эмоциональная реакция страха направлена на сохранение связи человека с предметом.
Основные положения о мотивационной функции эмоций, отраженные в данной статье: 1) эмоции близки по природе инстинктам человека, поэтому принадлежат к неосознаваемым основам мотивации; 2) эмоции имеют предметное содержание и связаны с предметным миром устойчивыми и длительными отношениями»; 3) эмпирическая связь эмоции с предметом является диспозицией, готовой развернуться в сторону предмета связи; 4) эмоции обладают энергетикой, способной развернуть поведение в сторону предмета связи; 5) эмоции реализуются в непреднамеренных действиях, направленных в сторону предмета связи; 6) эмоции, в процессе реализации непреднамеренных действий, как бы «вычерпывают» свое содержание, что приводит к смене эмоций в отношении предмета, например, с отрицательных на положительные, а также наоборот.
DIAGNOSIS OF EMOTIONS AND MOTIVATION
© 2015 E.A.Pyriev° Orenburg State Pedagogical University
The present article proposes and validates a method for the study of emotion and motivation built on emotions. It is proved that emotion is associated with color, which has a specific psychological content. Experiments on the relationship of variables led to the substantiation of the method of study of emotions: "Color association test". On the basis of diagnostics of emotions with the help of this test a scheme of motivation is proposed, where emotions are dominant motive.
Keywords: emotion; color; motivation; color association; the link of color with the subject; emotional motivation.
Yevgeny Aleksandrovich Pyriev, Candidate of psychology, Associate professor of Department of general psychology. Email: evgpyrev@yandex. ru