Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование эмоциональной мотивации'

Экспериментальное исследование эмоциональной мотивации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2491
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ / УЧЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION / EMOTIONS / EMOTIONAL MOTIVATION / EMOTIONAL RELATIONSHIPS / EMOTIONAL ASSOCIATIONS / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пырьев Евгений Александрович

В статье раскрывается проблематика мотивации, построенной на эмоциях человека. Дается определение явлению «эмоциональная мотивация». Предлагаются способы диагностики этого феномена психики человека. Истоки эмоциональной мотивации выводятся из эмоциональных связей личности с различными сторонами ее жизнедеятельности. Проявляясь в отношениях человека, эмоциональная мотивация имеет предметное содержание, на которое оказывает влияние. Объектом исследования настоящей работы выступили эмоции студентов, появляющиеся в процессе отношений к своей учебно-профессиональной деятельности. Предметом исследования стала диагностика мотивации деятельности, основанная на эмоциях человека. Особенностью такой мотивации выступают эмоции в своем огромном многообразии, придающем специфику побудительным действиям в адрес явлений, с которыми установлена крепкая и устойчивая связь. Организован и проведен эксперимент, в котором рассмотрены побудительные действия эмоций. Эмоции поделены на 4 группы, каждая из которых осуществляет в адрес предметов побудительные действия. Эти действия выступают вспомогательными средствами в направленном поведении на предмет, с которым эмоция связана эмпирически. Экспериментальное исследование позволило установить, что эмоциональная мотивация отличается некоторым временем существования в психике, бессознательностью влияния на предмет, ассоциативностью появления. Данные переменные объективнее исследовать с помощью цветового ассоциативного теста, который обоснован и применен нами на практике. В основе теста лежит цветовая ассоциация респондента в адрес предмета. Изучение цветовых ассоциаций испытуемых в адрес предметов, а также их различных сторон позволяет раскрыть особенности их эмоциональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of motivation based on human emotions. The definition of the phenomenon "emotional motivation" and the ways of its diagnosis in human psyche were given. The origins of emotional motivation were derived from emotional connection of a person with various parties of his/her life. Being manifested in human relations emotional motivation has substantive content and influences on it. The object of study was the emotions of students, which came out from their attitude to educational and professional activities. The diagnosis of activities motivation based on human emotions was the subject of study. Emotions in there huge variety, that gives specifics for incentive actions to the phenomena with strong and stable relationship become the peculiarity of this motivation. In the conducted experiment incentive actions of emotions was considered. Emotions were divided into 4 groups, each of which carried out incentive actions to the objects. These actions serves as aids in behavior directed on an object with which the emotion is related empirically. The experimental investigation revealed that emotional motivation differs by lifetime in psyche, unconsciousness of influence on the object, and associativity of appearance. These variables could be studied more objectively with the help of color-association test, which proved and used by us in practice. The basis of this test was color association of respondent to an object. Study of testees’ color associations to objects, as well as to their various parties can reveal features of emotional motivation.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование эмоциональной мотивации»

УДК: 159.942

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Пырьев Евгений Александрович

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Оренбургского государственного педагогического университета Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 19 E-mail: [email protected]

В статье раскрывается проблематика мотивации, построенной на эмоциях человека. Дается определение явлению «эмоциональная мотивация». Предлагаются способы диагностики этого феномена психики человека. Истоки эмоциональной мотивации выводятся из эмоциональных связей личности с различными сторонами ее жизнедеятельности. Проявляясь в отношениях человека, эмоциональная мотивация имеет предметное содержание, на которое оказывает влияние.

Объектом исследования настоящей работы выступили эмоции студентов, появляющиеся в процессе отношений к своей учебно-профессиональной деятельности.

Предметом исследования стала диагностика мотивации деятельности, основанная на эмоциях человека. Особенностью такой мотивации выступают эмоции в своем огромном многообразии, придающем специфику побудительным действиям в адрес явлений, с которыми установлена крепкая и устойчивая связь.

Организован и проведен эксперимент, в котором рассмотрены побудительные действия эмоций. Эмоции поделены на 4 группы, каждая из которых осуществляет в адрес предметов побудительные действия. Эти действия выступают вспомогательными средствами в направленном поведении на предмет, с которым эмоция связана эмпирически.

Экспериментальное исследование позволило установить, что эмоциональная мотивация отличается некоторым временем существования в психике, бессознательностью влияния на предмет, ассоциативностью появления. Данные переменные объективнее исследовать с помощью цветового ассоциативного теста, который обоснован и применен нами на практике. В основе теста лежит цветовая ассоциация респондента в адрес предмета. Изучение цветовых ассоциаций испытуемых в адрес предметов, а также их различных сторон позволяет раскрыть особенности их эмоциональной мотивации.

Ключевые слова: мотивация; эмоции; эмоциональная мотивация; эмоциональные отношения; эмоциональные ассоциации; учебная и профессиональная деятельность студентов.

EXPERIMENTAL STUDY OF EMOTIONAL MOTIVATION

Evgenii A. Pyr'ev

PhD, A/Professor, Orenburg State Pedagogical University 19, Sovetskaya Str., Orenburg 460000, Russia

The article deals with the problem of motivation based on human emotions. The definition of the phenomenon "emotional motivation" and the ways of its diagnosis in human psyche were given. The origins of emotional motivation were derived from emotional connection of a person with various parties of his/her life. Being manifested in human relations emotional motivation has substantive content and influences on it.

The object of study was the emotions of students, which came out from their attitude to educational and professional activities. The diagnosis of activities motivation based on human emotions was the subject of study. Emotions in there huge variety, that gives specifics for incentive actions to the phenomena with strong and stable relationship become the peculiarity of this motivation. In the conducted experiment incentive actions of emotions was considered. Emotions were divided into 4 groups, each of which carried out incentive actions to the objects. These actions serves as aids in behavior directed on an object with which the emotion is related empirically. The experimental investigation revealed that emotional motivation differs by lifetime in psyche, unconsciousness of influence on the object, and associativity of appearance. These variables could be studied more objectively with the help of color-association test, which proved and used by us in practice. The basis of this test was color association of respondent to an object. Study of testees' color associations to objects, as well as to their various parties can reveal features of emotional motivation. Keywords: motivation, emotions, emotional motivation, emotional relationships, emotional associations, educational and professional activities of students.

Диагностика эмоций представляет определенную проблему. Исключением является шкала дифференциальных эмоций К. Изарда. Автор предлагает диагностику элементарных эмоций, которые называет «базовыми». Данное название они получили на основании своей врожденной или биологической детерминации [3].

По словам К. Изарда, базовых эмоций от трех до семи. Он, в частности, выделяет семь: страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение. Остальные эмоции, а их может быть несколько сотен и даже тысяч, - производные базовых.

Шкала эмоций К. Изарда, а также другие попытки диагностики базовых эмоций имеют один существенный недостаток — производится диагностика беспредметных эмоций, т. е. эмоции диагностируются без привязки к предметному миру. Такой подход следует признать не совсем корректным. Дело в том, что любая элементарная эмоция имеет предметное содержание. Элементарные эмоции привязаны к предметному окружению человека и существуют только в этой связке. Таким образом, если рассматривать эмоции в качестве мотивационных, то их нужно исследовать вместе с предметным содержанием.

Известно, что эмоциональные реакции человека на ситуацию основаны на его личном или субъективном опыте. В процессе жизнедеятельности человека в его памяти устанавливается связь эмоции и ситуации (предмета, явления, деятельности). Эмоциональная память на конкретные события очень устойчивое явление и сохраняется годами. Существует такая память в форме «аффективного образа», помещенного в глубины психики.

Наличие аффективного образа можно рассмотреть с позиции бессознательной установки, готовой развернуться в любой момент. Как правило, это происходит при восприятии человеком известной или похожей ситуации. Например, первоначальные эмоциональные реакции студента-первокурсника на учебный процесс в вузе, как правило, являются похожими на его школьные эмоции. Если в прошлом в адрес учебы переживались эмоции печали, то, попадая в вуз, студент начинает переживать аналогичные или похожие эмоции. Конечно, в процессе новой учебной деятельности эмоции могут меняться, но происходит это достаточно медленно.

Аффективные образы, рассмотренные в аспекте установки, обладают рядом специфических мотивационных характеристик. В частности, они существуют на бессознательном уровне психики в форме напряжения, т. е. обладают определенной энергетикой. В момент встречи с предметом установка автоматически раскрывается и человек начинает переживать эмоции гнева, ярости, печали, радости. Переживание эмоций относительно воспринимаемого предмета является источником направленных на него бессознательных непреднамеренных действий. Каждой эмоции соответствуют свои действия, обусловленные модальностью переживания.

Встреча аффективной установки с предметом есть акт ее опредмечивания. Раскрывается установка в момент встречи человека с предметом в процессе его оценивания. П. Экман называет этот процесс «автооцениванием» [10]. Данный акт в российской психологии рассматривается в аспекте «отношение».

Впервые понятие «отношение личности» было введено в начале XX века российским психологом А. Ф. Лазурским в книге «Очерк науки о характере» [4]. Автор рассматривает многообразие отношений человека к внешним объектам и среде вообще. В дальнейшем концепция «отношений личности» разрабатывалась В. Н. Мясищевым, он же дал понимание этого явления. В своей книге «Психология отношений» он указывает, что отношение — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [7].

Особенностью «концепции отношений» В. Н. Мясищева является положение о сознательной детерминации эмоций. Данная точка зрения доминирует в российской психологии. В рамках этой позиции эмоции появляются в процессе сознательных отношений личности к предметному миру как побочный продукт ее активности. Так, значимость ситуации для человека и прогнозная оценка удовлетворения его потребностей приводят к положительным эмоциям, а оценка неудовлетворения — к отрицательным.

Практика показывает, что эмоции появляются гораздо раньше сознательного отражения реальности. Эмоция является продуктом бессознательного в психике, как результат интуитивной оценки реальности. В эмоциях человек реагирует быстро, бездумно, не взвешивая свой выбор на весах «альтернативы» и не стараясь выглядеть с более «выгодной стороны». В этой непосредственности специфичная особенность появления эмоций.

Первая реакция человека на ситуацию, как правило, неосознаваемая. Однако в процессе жизнедеятельности отношение человека к явлению может меняться, соответственно, меняются и эмоции. Например, с отрицательных на положительные, а также наоборот.

При встрече с предметом происходит его автоматическая оценка в соответствии с имеющимся опытом. Появляются эмоции, связанные с предметом, в результате длительных сознательных и неосознаваемых взаимодействий.

Мы придерживаемся точки зрения, что отношение человека к предмету есть не что иное, как процесс формирования связи эмоции с предметом. В процессе отношения формируется аффективный образ, существующий в психике как связь конкретной эмоции с конкретным образом предмета.

Существование аффективного образа позволяет преодолевать позицию отечественной психологии о динамичном, импульсивном и краткосрочном характере элементарных эмоций. Данное мнение легко преодолевается положением о предметности эмоций. Если эмоции привязаны к предмету и следуют за его восприятием, то смена эмоций происходит по факту смены восприятия предмета. Эмоция следует за восприятием предмета, но до его осмысления и осознания.

С восприятием знакомой ситуации появляется ассоциативная эмоция, выполняющая в адрес предмета мотивационную функцию. В качестве мотива эмоция, в зависимости от своей модальности, направляет в адрес предмета непреднамеренные действия. Так, действия человека, побуждаемые эмоциями, могут быть направлены на укрепление, совершенствование, преобразование, разрыв... связи с предметом. Одни эмоции направлены на разрыв связей с предметом, другие на укрепление связей, третьи — на удержание связей и т. д. [9].

По итогам многолетнего изучения проблемы мотивационной функции эмоций возможна формулировка определения изучаемого явления. Итак, под явлением «эмоциональная мотивация» следует понимать: «.комплексное реагирование человека на ситуацию, включающее в себя неосознаваемую установку, основанную на аффективном образе, сформированном в процессе отношений человека, эмоцию определенной модальности, появившуюся в процессе автоматического оценивания человеком предмета, и побудительные действия в адрес этого предмета, вызвавшего эмоцию».

Нами организован и проведен эксперимент, где рассмотрены побудительные действия эмоций. В эксперименте эмоции поделены на 4 группы, каждая из которых осуществляет в адрес предметов восприятия побудительные действия. Эти действия выступают вспомогательными средствами в направленном поведении на предмет, с которым эмоция связана эмпирически.

Эмоции поделены на активно положительные (радость, ликование, восторг); активно отрицательные (гнев, ярость, злость); пассивно положительные (покой, равнодушие, безмятежность); пассивно отрицательные (страх, печаль, страдание, разочарование).

Было установлено, что активно положительные эмоции (радость, ликование, восторг) являются ответом на существование крепкой связи с предметом и направлены на преобразование и совершенствование этой связи. Активно отрицательные эмоции (гнев, ярость, злость) являются ответом на разрыв связи и побуждают человека на укрепление связей посредством волевого усилия. Связь эмоции с предметом в этом случае сохраняется, но с участием волевого напряжения. Пассивно положительные эмоции (покой, равнодушие, безмятежность) являются также ответом на существование связи. В свою очередь, связь эмоции с предметом в этом случае не разрывается, но имеет пассивно оборонительный характер. Пассивно отрицательные эмоции (страх, печаль, страдание, разочарование) появляются в ответ на разрыв связей с предметом, поэтому побуждают человека к избеганию активных действий, к бездействию или поиску нецелевых альтернатив. Побудительные действия, используемые эмоциями этого рода, направлены не только на разрушение связи, но и на поиск новых объектов и явлений.

Теоретическое осмысление вопросов эмоциональной мотивации. Все теории мотивации, созданные на сегодня, обобщенно можно разделить на два подхода: диспозиционный и процессуальный. Согласно первому подходу, мотивация — это диспозиция, существующая в психике человека. Такая диспозиция представлена в различных формах. Например, по К. Левину — это потребности [5], а по Г. Олпорту — это личностная черта [8]. Существуя в психике как напряжение, потребности и личностные черты выступают в качестве источников, побуждающих поведение человека.

В соответствии с процессуальным подходом мотивация появляется в процессе сознательной активности человека по отражению реальности. Ярким представителем процессуального подхода к мотивации являлся российский исследователь А. Н. Леонтьев. Мотивацию как явление он раскладывает на две переменные: потребности и мотивы. Первые отвечают за напряжение, вторые — за разрядку этого напряжения. На уровне потребностей происходит побуждение к импульсивному поведению, а

также к интеллектуальному поиску предмета (явления), способного снять напряжение. Поиск предмета, отвечающего потребности, приводит к формированию мотива. С его появлением человек принимает решение действовать. Он понимает, куда и зачем ему двигаться. Мотив у А. Н. Леонтьева — это осознанный и осмысленный предмет потребности, отвечающий на вопрос: «Ради чего?» [6].

Эмоциональная мотивация укладывается в рамки как процессуального, так и диспозиционного подхода. В частности, аффективный образ — это диспозиция, готовая развернуться в любой момент. Эта диспозиция, помещенная в глубины психики, выражает связь эмоции с предметом. В зависимости от модальности переживаемых эмоций в адрес предмета энергетика диспозиции будет иметь либо положительную, либо отрицательную напряженность. Обнаруживается данная диспозиция в процессе автооценивания субъектом реальности, а также в побудительных действиях, направленных в адрес предмета связи. Важно подчеркнуть, что автооценивание — это неосознаваемый процесс оценки реальности, однако существует и сознательное оценивание, когда человек специально выстраивает эмоции в адрес предмета. Чаще всего это происходит из-за социальной целесообразности, например, когда человек сознательно начинает испытывать эмоции, помогающие, с его точки зрения, решить текущую задачу.

Эмоциональная мотивация отличается от интеллектуальной, сознательной мотивации. Данный тезис виден на примере учебных мотивов студентов вуза. Например, смысловой мотив «Учеба ради диплома» (малозначимый для эффективности деятельности по А. Н. Леонтьеву) соотносится с положительными эмоциями в адрес учебы. Также может быть и другая ситуация: эмоции в адрес учебы отрицательные, а учится студент для получения знаний. В этом примере мотив «высокозначимый» (опять же по Леонтьеву). Данная ситуация называется «не хочу, но надо», «стерпится — слюбится» и т. д.

Соотношение явлений эмоциональной и интеллектуальной мотивации неравноправно. Иногда верх берет первое явление, иногда второе. Так, «эмоционально зависимый» человек будет прикладывать усилия, если его отношение к делу переживается в эмоциях радости и удовольствия. В свою очередь, «интеллектуальный человек» будет ориентироваться на доводы рассудка. Его мотивация и усилия будут во многом определяться мышлением и сознательной оценкой реальности.

Экспериментальное исследование. Со времени первой психологической лаборатории В. Вундта, а еще раньше И. В. Гете, принято считать, что цвет — это эмоция, а эмоция — это цвет [1; 2]. Соответственно, в настоящем эксперименте эмоции изучались с помощью восьми базовых цветов, известных в психофизиологии: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Был разработан «Цветовой ассоциативный тест», в основе которого лежит цветовая ассоциация респондента в адрес предмета. Данный диагностический подход отвечает теоретическим конструктам, изложенным выше. Изучение цветовых ассоциаций студентов в отношении учебно-профессиональной деятельности, ее различных сторон позволяет раскрыть особенности их эмоциональной мотивации.

Психологическое значение цветов позволяет объяснить специфику мотивации по каждой эмоции. В основе мотивации, основанной на эмоциях, - особенности побуждения человека в адрес явления, с которым существует тесная эмпирическая связь. При экспериментальном исследовании эмоциональной мотивации с помощью «цветового ассоциативного теста» мы исходили из следующих посылок:

- активно положительные эмоции (радость, ликование, восторг, интерес). Ассоциации респондента с явлением в зеленом и желтом цветах;

- активно отрицательные эмоции (злость, гнев, ярость, страх) — красный и черный цвета;

- пассивно положительные эмоции (покой, равнодушие, безмятежность) — фиолетовый и синий цвета;

- пассивно отрицательные эмоции (печаль, разочарование, отчаяние) — серый и коричневый

цвета.

Побудительные действия эмоций, проявившиеся в процессе ассоциации цвета с различными сторонами деятельности, находят предметное воплощение в объективных показателях. В качестве таких показателей учебно-профессиональной деятельности студентов вуза выступают: среднеарифметический балл успеваемости, уровень абсентеизма, вовлеченность в учебный процесс и т. д. Установление корреляции между эмоцией, переживаемой в адрес деятельности, и объективными показателями деятельности свидетельствует о наличии эмоциональной мотивации человека. В свою очередь, выбор цвета в ассоциации говорит об эмоциональных особенностях мотивации.

При исследовании мотивации с помощью «Цветового ассоциативного теста» мы исходили из следующих психологических значений цветов:

Синий цвет — глубокая привязанность как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя. Эмоции цвета: удовольствие и безмятежность. Ассоциация с синим цветом говорит о переживании студентами по отношению к своей учебе нейтральных эмоций: покоя и удовольствия.

Зеленый — это символика открытости внешнему миру, состояние легкости, свободы, веселого настроения. Испытуемый переживает положительные эмоции в адрес своей учебы: интереса и любопытства. Данные эмоции реализуются в стремлении к освоению знаний и навыков.

Красный — стремление к достижению, обладанию, лидерству, наступательная агрессивность, целенаправленность, высокая поисковая активность. Испытуемый переживает амбивалентные эмоции — злости, гнева и радости, которые «питают» друг друга и направляют активность в адрес явления, с которым красный цвет ассоциируется.

Желтому цвету присущи радость, бодрость и нежное возбуждение. Данный цвет ассоциируют с учебой студенты, ищущие разные способы разрядить возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Эмоции радости и нежного возбуждения приводят к эксцентрической разрядке и изменению своего текущего положения.

Фиолетовый цвет диагностирует склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению; неопределенность ожидания, фантазирование. Ассоциация учебы с фиолетовым цветом свидетельствует о желании уйти от реальной действительности, об иррациональности притязаний, нереальных требованиях к учебе, субъективизме.

Коричневый — переживание тревоги и беспокойства. Человек, ассоциирующий явление с коричневым цветом, не удовлетворен и разочарован. Для устранения этого состояния стремится к психологическому и физическому комфорту.

Черный цвет является показателем эмоции страха. Ассоциация черного цвета с учебой говорит об агрессивности, носящей защитный характер. Черный — это показатель независимости через протест и негативизм по отношению к учебе. Черный цвет символизирует несогласие с реальным положением вещей и готовность сопротивляться обстоятельствам.

Серый цвет в ассоциации символизирует переживание эмоций печали, горя и страдания. Испытуемый, выбирающий серый цвет в ассоциации, утомлен и не готов к активному эмоциональному реагированию относительно предмета ассоциации. Пассивность и уход в себя являются способом восстановления утраченных сил.

Классификация цветов по психологическому значению позволяет установить параметры эмоциональной мотивации. Так, об активной положительной эмоциональной мотивации по отношению к учебе говорят ассоциации с зеленым и желтым цветом; активная отрицательная эмоциональная мотивация — красный и черный цвета; пассивно положительная эмоциональная мотивация — синий и фиолетовый; пассивно отрицательная эмоциональная мотивация — коричневый и серый.

Использование терминов «мотивация» и «демотивация» позволяет утверждать, что о наличии эмоциональной мотивации можно судить по ассоциации с красным, зеленым, желтым и синим цветами; соответственно наличие демотивации в отношении учебно-профессиональной деятельности респондент обнаруживает в черных, серых, коричневых и фиолетовых цветах.

Таким образом, эмоциональная мотивация отличается некоторым временем существования в психике в форме аффективного образа, который представляет собой связь эмоции с образом предмета. Существует аффективный образ как мотивационная установка, основанная на эмоции. В свою очередь, активизация эмоции при появлении предмета запускает в его сторону непреднамеренные действия, отвечающие модальности переживаемой эмоции. Эмоциональные непреднамеренные действия запускаются в адрес предмета с целью укрепления, совершенствования, сохранения, закрепления, разрыва связи с предметом.

Эмоциональные аспекты мотивации объективнее исследовать с помощью цветового ассоциативного теста, который обоснован и применен нами на практике. В основе теста лежит цветовая ассоциация респондента в адрес предмета. Изучение цветовых ассоциаций испытуемых, а также их различных сторон позволяет раскрыть особенности их эмоциональной мотивации.

Литература

1. Вундт В. Основы физиологической психологии. — М., 1880. — 589 с.

2. Гете И. В. К учению о цвете. Хроматика // Избранные сочинения по естествознанию. — М.: Из-во АН СССР, 1957. — С. 300-340.

3. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.

4. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — М., 1995.

5. Левин К. Динамическая психология. — М.: Смысл, 2001. — 572 с.

6. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971.

7. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. — 286 с.

8. Олпорт Г. Личность в психологии. — М.: Ювента; СПб., 1998. — 345 с.

9. Пырьев Е. А. Оценка мотивационных возможностей эмоций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — Т. 15, № 2(4). — С. 972-976.

10. Экман П. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2012. — 275 с.

References

1. Wundt W. Principles of physiological psychology. London: Allen, 1874. (trans. from Ger.)

2. Goethe I. V. K ucheniyu o tsvete. Khromatika [Theory of colors. Chromatics]. Izbrannye sochineniya po estestvoznaniyu — Selected works on natural history. Moscow: USSR Academy of Sciences publ., 1957. Pp. 300-340.

3. Izard C. E. The psychology of emotions. N. Y.: Plenum Press, 1991. 451 p.

4. Lazurskii A. F. Ocherknauki o kharakterakh [Outline of science about characters]. Moscow, 1995.

5. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw-Hill, 1935.

6. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. Moscow, 1971.

7. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii [Psychology of relationships]. Moscow: Institute of Applied Psychology publ.; Voronezh: MODEK, 1995. 286 p.

8. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1937.

9. Pyr'ev E. A. Otsenka motivatsionnykh vozmozhnostei emotsii [Evaluation of emotions motivational opportunities]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk — Proceedings of Russian Academy of Sciences Samara Scientific Center. 2013. V. 15. No. 2 (4). Pp. 972-976.

10. Ekman P. Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. Times Books, 2003. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.