УДК 159.942
Пырьев Евгений Александрович
кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет
ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье на основе теоретических обобщений и экспериментальных данных раскрывается мотивационная проблематика эмоций. Доказывается, что эмоции являются мотивом, т.е. могут побуждать человека к совершению определенных действий в адрес предмета. В качестве мотивов эмоции обладают следующими характеристиками. Они имеют долговременные эмпирические связи с предметами. В свою очередь модальность переживания человеком эмоции говорит о характере этой связи. Эмоции, побуждающие поведение человека не всегда им осознаются, однако вне зависимости от осознания эмоций человек часто не в силах остановить непреднамеренные действия. Они совершаются помимо сознательного контроля и могут быть короткими и импульсивными, а также развернутыми и продолжительными.
Ключевые слова: мотивация, мотив, эмоция, предмет связи, непреднамеренные действия.
В психолого-педагогической литературе эмоциям уделяется все более пристальное внимание. Большинство исследователей привлекает механизм мотивации поведения человека с участием эмоций. Однако отсутствие экспериментальных работ на эту тему приводит к чрезмерному теоретизированию по данному вопросу. В предложенной статье данный дефицит частично снимается.
Научная позиция, отстаиваемая автором в настоящей статье, является итогом многолетних исследований эмоций в качестве мотивационных, а также итогом обобщений исследовательской мысли на эту тему [1; 2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 11].
Мотивация - это один из важнейших психологических феноменов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. В частности, высокомотивированные студенты старательнее учатся и, как правило, достигают лучших результатов в этой деятельности.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних факторов, создающих напряжение в психике человека, что побуждает его действовать в сторону предмета. Под «предметом» понимают очень много переменных, от конкретных людей и вещей, до событий, идей и деятельности.
Как правило, под «внешними» факторами, обеспечивающими мотивацию, обычно рассматриваются некие физические (материальные) феномены. В свою очередь к «внутренним» или психическим факторам мотивации относят потребности, намерения, желания и эмоции. Внешний побудитель активности поведения человека принято называть в психологии «стимулом», а внутренний побудитель - «мотивом». В объяснении причин поведения человека «пальму первенства» отдают мотивам, т.е. внутренним побудителям. Так, в классической схеме С.Л. Рубинштейна «внешнее через внутреннее» мотив, опосредуя, внешнее стимульное воздействие, объективируется в направленном поведении человека [10].
Мотив - это побудитель, который может быть сознательным или осознанным, а может быть бессознательным или неосознаваемым. Концепцию осознанности мотива всегда отстаивал в отечественной психологии А.Н. Леонтьев. В его представлениях «мотив - это осознанный предмет потребности». Для его нахождения человек должен провести определенную внутреннюю работу: воспринять, понять, осмыслить и выработать значение в адрес предмета, т.е. ответить на вопрос: «Зачем мне нужен этот предмет, вещь, явление...». Соответственно, мотив в представлениях Леонтьева имеет сознательное интеллектуальное содержание [5].
Эмоция также считается побудителем поведения человека, но неосознаваемым или мало осознаваемым. Впервые на эту тему авторитетно высказался основатель психоанализа З. Фрейд. Он считал, что эмоциональные процессы могут быть неосознаваемыми даже в тех случаях, когда они оказывают мощное мотивирующее влияние [11].
Вот основные положения авторской теории мотивационных эмоций, которые нашли экспериментальное подтверждение в настоящей работе:
- эмоция вне зависимости от модальности имеет побудительный потенциал, выводимый из ее психического содержания - это возбуждение и напряжение;
- эмоция «прикреплена» к предмету эмпирически и появляется как отражение состояния связи человека с этим предметом. В частности, эмоция радости отражает наличие крепких связей, а эмоция печали - это отражение разрыва связей человека с предметом;
- переживание каждой эмоции сопровождается неосознаваемыми (непреднамеренными) действиями в адрес предмета связи;
- неосознаваемые непреднамеренные действия в адрес предмета отвечают модальности переживаемых эмоций и в зависимости от этого либо укрепляют связи (эмоция радости), либо восстанавливают разрыв связи (эмоция злости), либо «оплакивают» разрыв (эмоция печали).
© Пырьев Е.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
107
Таким образом, переживание эмоции злости, печали или радости создает напряжение, которое приводит поведение человека к активности, направленное в сторону предмета (явления). Эмоции разворачивают непреднамеренные (неосознаваемые) действия в адрес предмета, с которым имеют, как правило, длительные эмпирические связи.
На примере учебной деятельности студентов вуза мотивационная схема с участием эмоций выглядит следующим образом. Переживание эмоций злости, печали или радости в адрес учебной деятельности создает напряжение, которое заставляет студента совершать неосознаваемые непреднамеренные действия, ведущие к укреплению или разрыву связей с этой деятельностью.
Непреднамеренные действия можно поделить на мотивационные и демотивационные. В частности, мотивационные действия исходят от положительных эмоций радости, удовольствия, интереса. Данные эмоции направляют активность студентов в сторону учебной деятельности на укрепление с ней более тесных связей. В свою очередь, демо-тивационные действия исходят от отрицательных эмоций - печали, горя и разочарования и ведут к разрыву связей студента с его учебной деятельностью. Однако следует отметить, что вне зависимости от характера влияния все эмоции, вызывающие напряжение и поведенческую активность в сторону предмета (деятельности) следует считать мотивационными.
Мотивационная функция эмоций проверялась на примере совершения непреднамеренных
действий студентами вуза в адрес своей учебной деятельности. Для этого в нескольких учебных группах было организовано скрытое наблюдение за студентами во время учебных занятий. Наблюдение было организовано на лекциях, семинарах, зачетах, экзаменах, а также на переменах между занятиями. Задачей наблюдения было выявить непреднамеренные действия, совершаемые студентами во время учебных занятий в вузе.
Описание эксперимента. В эксперименте приняли участие студенты разных факультетов Оренбургского государственного педагогического университета. Всего в эксперименте участвовало 7 студенческих групп первого и второго курсов вуза. Выборка составила 167 человек. Еще раз отметим, что наблюдение велось скрытно. Для чистоты эксперимента это условие неукоснительно соблюдалось. Важно было увидеть действия, совершаемые студентами неосознанно, т.е. под влиянием переживания эмоций в адрес разных сторон своей учебной деятельности. Задания по наблюдению за действиями студентов были выданы подготовленным лицам из числа старост групп. Наблюдение осуществлялось по программе в течение одного семестра.
В эксперименте были рассмотрены мотива-ционные функции восьми эмоций, которые причислены к категории «базовые». Это эмоции: удовольствие, интерес, злость, радость, равнодушие, разочарование, страх, печаль.
Пример наблюдения за действиями студентов во время семинаров и лекционных занятий в вузе представлен в таблице 1.
N п\п Действия
1. поведение на лекции: - переписка, - отвлечения на других, - сон
2. больничные (количество дней)
3. уход с лекций и семинаров (по причине нездоровья)
4. «перекуры» в течение дня
5. опоздания на первую пару
6. быстро уходит с занятий (не задерживается)
7. разговор на лекции с соседом
8. игра в сотовый, - планшет, - наушники
9. на лекционных занятиях готовится к семинару
10. отпрашивается сдавать задолженность по зачетам и экзаменам
11. выходит разговаривать по телефону
12. задерживается с перемены (по разным причинам)
13. уходит обедать с занятий, отпрашивается в буфет
14. забывает авторучки, - тетради,
15. не носит книг на занятия (в том числе электронные)
Таблица 1
Программа наблюдения за непреднамеренными действиями студентов на лекциях и семинарах
108
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Таблица 2
Список непреднамеренных действий отрицательного характера, совершаемых студентами на лекциях и семинарах
№ Действия на учебных лекциях и семинарах Эмоции
п\п 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Количество студентов, задействованных в эксперименте 17 14 16 14 33 26 19 28
2 Количество непреднамеренных действий отрицательного характера 132 40 150 68 287 947 207 434
3 Средняя арифметическая: студенты \количество действий отрицательного характера 7,7 2,8 9,3 4,8 8,7 36,4 10,8 15,5
В таблице 2 представлен итоговый протокол количества совершаемых действий студентами, переживающими определенные эмоции в адрес лекционных и семинарских занятий в вузе. Номера в разделе «эмоции» имеют следующее название: 1. Удовольствие; 2. Интерес; 3. Злость; 4. Радость; 5. Равнодушие; 6. Разочарование; 7. Страх; 8. Печаль.
Числовой показатель, отраженный в таблице 2 говорит как о количестве участников, переживаемых эмоции в адрес лекций и семинаров, так и о количестве совершаемых действий. Следует отметить, что в таблице для наглядности отражены действия только за одну неделю (пять дней).
Примечание: Выбор действий отрицательного характера наиболее полно отражает экспериментальную ситуацию. Так, увеличение числа отрицательных действий предполагает уменьшение числа положительных; наоборот, уменьшение числа отрицательных свидетельствует о росте положительных. Данное положение нашло отражение в пунктах 1, 2, 3 таблицы 2.
С целью удобства анализа вместо термина «студенты, переживающие эмоции радости, интереса, печали ...» будем пользоваться термином «группа эмоции «радость», «группа эмоции «интерес» и т.д.
Итак, первое место по количеству респондентов (студентов), переживающих эмоции в адрес лекционных и семинарских занятий заняла группа эмоции «равнодушие» (пункт пятый) - 33 участника (20 %); на втором месте группа эмоции «печаль» (пункт восьмой) - 28; на третьем месте эмоция «разочарование» (пункт шестой) - 26 респондентов; на четвертом месте с 19 респондентами группа эмоций «страх» (пункт седьмой); пятое место заняла группа эмоции «удовольствие» - 17 респондентов; на шестом месте группа эмоций «злость» (третий пункт) - 16; седьмое место делят между собой две группы эмоций - «интерес» и «радость» (пункты второй и четвертый) - они набрали по 14 респондентов.
Картина переживания эмоций в адрес лекционных и семинарских занятий в целом не радужная. 44% студентов переживают негативные (отрицательные) эмоции в адрес таких форм обучения как лекции и семинары. Данный показатель состоит из эмоций «разочарование», «страх» и «печаль».
В свою очередь, позитивные (положительные) эмоции в адрес лекционных и семинарских занятий переживают 27% респондентов (эмоции «удовольствие», «радость», «интерес»). Еще 20% респондентов переживают эмоцию «равнодушие»; эмоцию «злость» переживают 9% респондентов.
Группа эмоции «разочарование» набрала больше всех непреднамеренных действий отрицательного характера. На 26 студентов приходится 947 действий. Средний арифметический показатель на одного студента составляет 36,4 действий отрицательного характера. Также данная группа студентов показала наибольшее количество «больничных» - за пять учебных дней 218 часов. Это столько же, сколько по всем другим группам эмоций вместе взятых.
В группе эмоции «разочарование» максимальное количество отвлечений на других: «разговор с соседом», «игра в сотовый на занятиях». Чаще всех студенты из этой группы позволяют себе «дремлет во время занятий», «уходит в буфет обедать с занятий», «задерживается с перемены», «забывает авторучки» и «не носит книг на занятия».
По количеству вариантов действий группа эмоции «разочарование» также занимает первое место. Из пятнадцати возможных вариантов отрицательных действий испытуемые «задействовали» четырнадцать (14). Для сравнения по группе эмоция «интереса» - четыре варианта отрицательных действий; по группе эмоция «удовольствия» -10 вариантов; группа эмоций «равнодушие» -13 вариантов и т.д.
На втором месте по количеству отрицательных действий группа эмоции «печаль» - 434 или 15,5 действий на каждого респондента из этой группы. Особое неприятие этой группы вызывают лекционные занятия, например, на них происходит «разговор на лекции с соседом» и «различного рода отвлечения». По этим действиям группа эмоций «печаль» и «разочарование» занимают лидирующие позиции. Собеседование с респондентами по итогам наблюдения позволило установить, что тематика «разговоров с соседом» не отражает лекционную или семинарскую проблематику.
Частота отвлечения от темы учебных занятий, а также «игра в сотовый» и различного рода опоздания говорят в пользу нежелания респондентов
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
109
группы «разочарование» учиться. Отрицательные эмоции «печали», а также «разочарования» побуждают студента к действиям ухода от занятий. Переживание данных эмоций приводит к большому количеству действий, препятствующих усвоению знаний. Студенты, переживающие эмоции «печаль» и «разочарования» занимают свое учебное время большим количеством действий, не имеющих отношение к учебным. Эти действия, с одной стороны, наполняют содержанием времяпрепровождения студента в вузе, с другой - отдаляют студента от учебы. Действия «ухода», являющиеся функцией эмоций «печаль» и «разочарование» с одной стороны являются продуктом побудительных сил, исходящих от данных эмоций, а с другой -подкрепляют переживания. Также можно сказать, что действия «ухода» питают названные эмоции, обеспечивают их существование и развитие.
В пункте третьем таблицы 2 представлена группа эмоции «злость». От общего количества респондентов данная группа составляет 9%, меньше только по группам «интерес» и «радость» (по 7%). На шестнадцать респондентов группы «злость» приходится 150 действий отрицательного характера или по девять действий на каждого респондента. Из пятнадцати вариантов отрицательных действий на группу приходится девять. Это меньше, чем по группам «печаль», «равнодушие» и «разочарование», но несколько больше, чем по группе «интерес» и «радость». Отрицательные действия группы «злость» не отличаются большой повторяемостью - один, два действия на одного человека. Это говорит о том, что эмоция «злость» не побуждает человека к действиям ухода от учебных занятий. Наоборот действия этой группы направлены на преодоление существующих препятствий. В качестве таких препятствий может выступать непонимание студентами лекционных и семинарских занятий по отдельным темам, что заставляет данную группу активировать усилия на овладение материала.
Выводы по эксперименту. Эмоции печали, страха и разочарования следует назвать демоти-вационными, так как они набрали наибольшее количество отрицательных действий. Это действия студентов, направленные на разрыв с учебой. Под влиянием демотивационных эмоций студенты вуза неосознанно совершают массу поведенческих реакций, направленных на разрыв с учебной деятельностью. Такими действиями являются: большое количество больничных; частые отлучки с лекций и семинаров; опоздания; разговоры на занятиях с соседом; отвлечения на сотовый телефон, переписка в социальных сетях и другое.
В свою очередь, эмоции радости, удовольствия и интереса следует назвать мотивационными, так как они побуждают поведение студентов на укреп-
ление связи с учебой. Количество отрицательных действий, побуждаемых данными эмоциями, минимально. С другой стороны, действий позитивных, направленных на укрепление связи, достаточно много. Так, студенты, переживающие мо-тивационные эмоции в адрес учебы не опаздывают и не пропускают занятия, готовятся к семинарам, внимательны на лекциях.
Таким образом, эмоции являются мотиваци-онными явлениями. Они могут как осознаваться, так и не осознаваться субъектом; характеризуются возбуждением и напряжением; появляются как отражение характера связи человека с предметом; направляют непреднамеренные действия человека на предмет; характер непреднамеренных действий отвечает переживаемой эмоции, поэтому одни действия направлены на укрепление связей с предметом, другие на разрыв связей, третьи - на восстановление связей и т.д.
Библиографический список
1. Вундт В. Очерк психологии. - М.: Книжный Клуб Книговек, Терра, Северо-Запад, 2015. - 464 с.
2. Дэвидсон Р., Бегли Ш. Как эмоции управляют мозгом. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
3. ИльинЕ.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 783 с.
4. Кравченко Ю.И. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. -М.: Форум, 2015. - 544 с.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
6. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - С. 210224.
7. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. 2-е издание. - М.: Либроком, 2011. - 328 с.
8. Пырьев Е.А. Экспериментальные исследования эмоциональной мотивации // Вестник Бурятского государственного университета, выпуск Психология. Социальная работа. - 2015. - № 5. -С. 8-14.
9. Пырьев Е.А. Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2015. - № 3. - С. 48-51
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1946. - 702 с.
11. Фрейд З. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989. - 424 с.
12. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2012. - 334 с.
110
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22