Научная статья на тему 'ОЦЕНКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ'

ОЦЕНКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / СЕКТОР МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСП / ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SECTOR / INTEGRATED ASSESSMENT OF ECONOMIC POTENTIAL / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS / MEASURES OF STATE SUPPORT FOR THE SME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алхазов Алхаз Арсланович

Статья характеризует особенности оценки мер государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса с позиции совокупного экономического потенциала региона (СЭПР). Проведен анализ научных публикаций и предложена авторская методика формирования комплексной системы интегральной оценки экономического потенциала региона. На примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа определены количественные показатели совокупного экономического потенциала региона период с 2016 по 2018 год. Для построения эконометрической модели в качестве ключевых факторов влияния представлены данные, характеризующие меры государственной поддержки сектора МСП, которые можно отнести к потенциалу внешней среды (ПВС). В результате корреляционно-регрессионного анализа определены ключевые направления в принятии управленческих решений при разработке стратегии поддержки сектора МСП с позиции устойчивого роста экономического потенциала регионов СКФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алхазов Алхаз Арсланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY REGION

The article describes the features of evaluating state support measures for the small and medium-sized business sector from the point of view of the total economic potential of the region (TEPR). The analysis of scientific publications is carried out and the author's method of forming a complex system of integrated assessment of the region's economic potential is proposed. Using the example of the subjects of the North Caucasus Federal district, quantitative indicators of the total economic potential of the region for the period from 2016 to 2018 are determined. To build an econometric model, data describing measures of state support for the SME sector, which can be attributed to the potential of the external environment (PEE), are presented as key factors of influence. As a result of correlation and regression analysis, the key directions in making management decisions when developing a strategy to support the SME sector from the perspective of sustainable growth of the economic potential of the regions of the North Caucasus Federal district.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ

Оценка мер государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в разрезе регионов

Алхазов Алхаз Арсланович,

аспирант, кафедра экономической теории, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

E-mail: bukalov_ru@mail.ru

Статья характеризует особенности оценки мер государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса с позиции совокупного экономического потенциала региона (СЭПР). Проведен анализ научных публикаций и предложена авторская методика формирования комплексной системы интегральной оценки экономического потенциала региона. На примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа определены количественные показатели совокупного экономического потенциала региона период с 2016 по 2018 год. Для построения эконометрической модели в качестве ключевых факторов влияния представлены данные, характеризующие меры государственной поддержки сектора МСП, которые можно отнести к потенциалу внешней среды (ПВС). В результате корреляционно-регрессионного анализа определены ключевые направления в принятии управленческих решений при разработке стратегии поддержки сектора МСП с позиции устойчивого роста экономического потенциала регионов СКФО.

Ключевые слова: экономический потенциал региона, сектор малого и среднего бизнеса, интегральная оценка экономического потенциала, корреляционно-регрессионный анализ, меры государственной поддержки МСП.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в секторе малого и среднего предпринимательства является вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. В связи с этим в 2016 году Правительством РФ была утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [1]. Ключевым показателем стратегии является увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП до 40%. Системным интегратором мер поддержки МСП выступает АО «Корпорация «МСП» [2], в компетенции которой входит выполнение следующих функций:

• Создание единого центра финансово-кредитной поддержки субъектов МСП;

• Разработка и внедрение стандартов оказания поддержки субъектов МСП;

• Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

• Организация системы информационно-консультационной и маркетинговой поддержки МСП. Для предприятий малого и среднего бизнеса

предусмотрен комплекс мер финансовой поддержки. Это такие меры как стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования МСП, микрофинансирование, долгосрочное финансирование, программы субсидирования затрат субъектов МСП, инструменты прямого финансирования и т.д.

Актуальными на сегодняшний день являются следующие федеральные программы:

1. Программа № 1764 «Программа стимулирования кредитования субъектов МСП», которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 3 млн рублей на уровне до 8,5% годовых [3].

2. Программа № 696 [4]. Заемные средства предоставляются под 2% годовых компаниям из отраслей, пострадавших от последствий COVID-19, а также социально ориентированные НКО. Помимо льготной ставки им будут доступны особые условия погашения.

3. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 629 [5]. В период распространения новой коронавирусной инфекции недополученные доходы возмещаются кредитным организациям в пределах средств, выделенных Минстроем РФ акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде разницы между текущей процентной ставкой в рамках заключенного кредитного до-

сз о

со £

m Р

сг

от А

говора до 01.05.2020 г. и ключевой ставкой ЦБ РФ, действующей на день предоставления возмещения недополученных доходов. Срок возмещения - до ввода объектов в эксплуатацию, но не позднее 31.12.2021 г. 4. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 582 [6]. Системообразующие предприятия могут в 2020 г. рассчитывать на льготные кредиты на пополнение оборотных средств в размере не более 3 млрд руб. на срок до 12 месяцев. Максимальная ставка - 5% годовых. Недополученные доходы банков будут возмещены за счет федеральных субсидий. Смягчение денежно-кредитной политики путем снижения ключевой ставки ЦБ РФ (рисунок 1) является вынужденной мерой стимулирования дальнейшего роста экономики страны.

Динамика изменения ключевой ставки ЦБ РФ

7,2 5%_

|7,00% б,50% 6 25%_

_ _6,00%_5,50%_

HHIÉI

У

у

Рис. 1. Изменение ключевой ставки ЦБ РФ в период с июня 2019 по июнь 2020 г.

Общенациональный план восстановления экономики РФ [7] включает новые меры поддержки в 2020 и 2021 году на сумму около 430 млрд рублей. С позиции устойчивого роста экономического потенциала регионов необходимо определить ключевые направления расходов бюджета на основании оценки существующих и определении дополнительных мер государственной поддержки сектора МСП.

С позиции иерархической структуры [12] предприятия малого и среднего бизнеса являются структурными элементами совокупного экономического потенциала региона (СЭПР). Оценка СЭ-ПР представляет собой интегральный показатель, включающий в себя расчетные индексы отдельных потенциалов региона с учетом прямого влияния на них соответствующих потенциалов предприятий МСП (рисунок 2).

Расчет СЭПР основан на официальных данных Федеральной службы государственной статистики [8, 9], Федеральной таможенной службы [10], Федеральной налоговой службы [11], открытых данных аналитических агентств. Важно отметить, что количественные показатели представляют собой объектную часть СЭПР. С позиции регионов для каждого из субъектов представлены данные, характеризующие меры государственной поддержки сектора МСП, которые можно отнести к потенциалу внешней среды (ПВС). Данный вид потенциала следует отнести к субъектной части СЭПР.

Рис. 2. Схема интегральной оценки совокупного потенциала региона (СЭПР) с учетом влияния сектора МСП

а. в

см л

Исходя из схемы интегральной оценки СЭПР (рисунок 2) необходимо составить систему параметров (табл. 1) из количественных показателей, характеризующих меры государственной поддержки МСП, а именно:

• ПВС-1. Объём субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам субъектов российской федерации, тыс. руб.

• ПВС-2. Деятельность микрофинансовых организаций, получивших финансовую поддержку в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуе-

мых министерством экономического развития российской федерации, сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс. руб. ПВС-3. Деятельность гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых министерством экономического развития российской федерации (Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов (тысяч рублей)

ПВС-4. Деятельность бизнесинкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реа-

лизуемых министерством экономического развития российской федерации (Количество биз-несинкубаторов (единиц)) ПВС-5. Крестьянские (фермерские) хозяйства, получившие грантовую поддержку (Крестьянские (фермерских) хозяйства, развивающие семейные животноводческие фермы, получившие грантовую поддержку в рамках реализа-

ции мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (единиц)) ПВС-6. Крестьянские (фермерские) хозяйства, получившие грантовую поддержку (хозяйства начинающих фермеров, получившие грантовую поддержку в рамках реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров (единиц))

Таблица 1. Система параметров потенциала внешней среды

Регион СКФО Год СЭПР Потенциал внешней среды (гос. поддержка сектора МСП)

ПВС-1 ПВС-2 ПВС-3 ПВС-4 ПВС-5 ПВС-6

у1 х1 х2 х3 х4 х5 х6

Республика Дагестан 2016 0,4766 248091 637810 1076 572 4 47 129

2017 0,4265 265926 552964 832592 4 17 46

2018 0,4410 175593 468118 812493 4 26 49

Республика Ингушетия 2016 0,1072 30905 261349 140300 2 20 57

2017 0,1043 9006 262691 558724 2 18 125

2018 0,1038 30505 262691 558724 2 48 0

Кабарди-но-Бал-карская Республика 2016 0,2710 56368 151838 1292 693 6 36 161

2017 0,2221 52042 66433 2673 723 6 43 101

2018 0,2212 42734 77171 3376 529 6 43 131

Карачае-во-Чер-кесская Республика 2016 0,1639 29741 48410 1431 281 4 33 131

2017 0,1725 25915 69808 303737 1 69 60

2018 0,1506 38213 83817 170654 1 27 0

Республика Северная Осетия -Алания 2016 0,1500 49163 97965 280945 1 16 74

2017 0,1202 30918 131261 280945 1 6 23

2018 0,1280 35197 132984 280945 1 8 11

Чеченская Республика 2016 0,2309 95225 599479 317100 10 12 132

2017 0,2768 176563 564145 843991 10 14 51

2018 0,2629 32622 545677 1032 411 10 10 53

Ставропольский край 2016 0,7809 185802 440257 4977 243 1 38 148

2017 0,7777 218570 454251 6035 978 1 33 47

2018 0,7567 98654 527871 5544 209 1 40 43

На примере Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) произведены расчеты СЭПР и проведен многофакторный корреляционный анализ. Ключевыми оказались следующие меры государственной поддержки сектора МСП:

• ПВС-1. Объём субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам субъектов российской федерации, тыс. руб. (Х1)

• ПВС-3. Деятельность гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых министерством экономического развития российской федерации: сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, тыс. руб. (Х3)

Данные параметры оказывают наиболее сильное влияние на показатели СЭПР субъектов СК-ФО. Регрессионное уравнение, описывающее зависимость полученных параметров, имеет вид:

У1 = 0,0546841038 + 0,0000013376х х Х1 + 0,0000000798 хХ3

По результатам корреляционно-регрессионного анализа сформулированы следующие выводы:

1. Коэффициент множественной корреляции R = 0,9504, что свидетельствует о высокой тесноте связи между факторами.

2. Наблюдаемые значения Ьстатистики Стьюден-та и Р-значения Ьстатистики Стьюдента характеризуют статистическую значимость полученных коэффициентов.

3. Табличное значение F-критерия Фишера значительно ниже расчетного значения (84,1139 > 2,093). Уравнение регрессии признаем значи-

сз о со от гп Р от

от А ш

Q. в

СМ

л

мым и можем использовать для дальнейшего анализа.

4. По результатам RESET-теста Рамсея функциональная форма модели выбрана верно

5. По результатам теста Бриша-Пегана в модели отсутствует гетероскедастичность.

Таким образом, в рамках исследования определены основные подходы к оценке мер государственной поддержки сектора МСП. На примере СКФО определены направления, на которые в первую очередь необходимо делать упор при разработке стратегии поддержки сектора МСП с позиции устойчивого роста экономического потенциала регионов.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 Ш083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Информационные материалы с официального сайта Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса (Корпорация МСП) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// corpmsp.ru

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке».

4. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности».

5. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 629 «Об утверждении правил возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства».

6. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 582 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям на пополнение оборотных средств».

7. Информационные материалы с официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/

8. Статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели 2019» Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

9. Статистические сборники «Малое и среднее предпринимательство в России» 2010-2019, Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

10. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба.

11. Федеральная налоговая служба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Щербакова Екатерина Владимировна. Взаимодействие материального и нематериального экономического потенциала региона // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. № 2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimodeystvie-materialnogo-i-nematerialnogo-ekonomicheskogo-potentsiala-regiona

ASSESSMENT OF STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY REGION

Alkhazov A.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article describes the features of evaluating state support measures for the small and medium-sized business sector from the point of view of the total economic potential of the region (TEPR). The analysis of scientific publications is carried out and the author's method of forming a complex system of integrated assessment of the region's economic potential is proposed. Using the example of the subjects of the North Caucasus Federal district, quantitative indicators of the total economic potential of the region for the period from 2016 to 2018 are determined. To build an econometric model, data describing measures of state support for the SME sector, which can be attributed to the potential of the external environment (PEE), are presented as key factors of influence. As a result of correlation and regression analysis, the key directions in making management decisions when developing a strategy to support the SME sector from the perspective of sustainable growth of the economic potential of the regions of the North Caucasus Federal district.

Keywords: economic potential of the region, small and medium-sized business sector, integrated assessment of economic potential, correlation and regression analysis, measures of state support for the SME.

References

1. The decree of the RF Government from 02.06.2016 N1083-R (edition of 30.03.2018) «On approval of Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period till 2030».

2. Informational materials from the official website of the Federal Corporation for development of small and medium enterprises (SME Corporation) [Electronic resource] - Mode of access: http://corpmsp.ru

3. Decree of the government of the Russian Federation No. 1764 of December 30, 2018 «On approval of The rules for granting subsidies from the Federal budget to Russian credit organizations for reimbursement of lost income On loans issued in 20192024 to small and medium-sized businesses at a preferential rate».

4. Decree of the government of the Russian Federation No. 696 of may 16, 2020 «On approval of the rules for granting subsidies from the Federal budget to Russian credit organizations for reimbursement of lost income On loans issued in 2020 to legal entities and individual entrepreneurs for the resumption of ac-tivities».

5. The Government decree from 30 April 2020, No. 629 «On approval of rules of compensation for the credit organizations lost revenue on loans to implement housing projects».

6. Decree of the government of the Russian Federation No. 582 of April 24, 2020 «On approval of the rules for granting subsidies from the Federal budget to Russian credit organizations for reimbursement of lost income on loans issued in 2020 to system-forming organizations for replenishment of working capital».

7. Information materials from the official website of the Ministry of economic development of the Russian Federation [Electronic resource] - access mode: http://economy.gov.ru/

8. Statistical collection «regions of Russia. Socio-economic indicators 2019» Federal state statistics service (Rosstat).

9. Statistical collections «Small and medium-sized businesses in Russia» 2010-2019, Federal state statistics service (Rosstat).

10. Customs statistics of foreign trade of the Russian Federation, Federal customs service.

11. The Federal tax service.

12. Shcherbakova Ekaterina Vladimirovna. Interaction of material and non-material economic potential of the region // Bulletin of the Plekhanov Russian Academy of Economics. 2018. № 2 (98).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.