Научная статья на тему 'Оценка креативности студентов колледжа для создания студенческого научного общества'

Оценка креативности студентов колледжа для создания студенческого научного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / LEVEL OF DEVELOPMENT OF INTELLIGENCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL TESTING / ACADEMIC ACHIEVEMENT / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ / TALENTED YOUTH / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петронюк И.С.

В статье представлены результаты первого этапа разработки инструментария и исследования креативности и уровня развития интеллекта студентов Фельдшерского колледжа, претендующих на участие в работе студенческого научного общества. Творческие, активные, неординарно мыслящие, способные к нестандартным решениям традиционных проблем и поиску новых перспективных задач люди составляют сегодня основной стратегический ресурс общества. От его реализации зависят достижения в науке и конкурентоспособность общества в будущем. Проанализированы возможности использования известных психологических тестов для оценки способности студентов к интеллектуально-поисковой деятельности. Автор предполагает при модернизации структуры дальнейших отборочных испытаний большее внимание уделить методикам экспресс-диагностики личностных свойств и провести полномасштабное изучение взаимосвязи личностных особенностей студентов с отдельными характеристиками профиля креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF CREATIVITY OF COLLEGE STUDENTS FOR CREATING STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY

The article presents the results of the first stage of development of the toolkit and the study of the creativity and level of development of the intellect of the students of the Feldsher College, who claim to participate in the work of the student scientific society. Creative, active, non-ordinary thinking, capable of non-standard solutions to traditional problems and the search for new promising tasks, people today constitute the main strategic resource of society. Achievements in science and the competitiveness of society in the future largely depend from its implementation. The possibilities of using psychological tests for assessing students' ability to intellectual-search activity are analyzed. The author proposes, with the modernization of the structure of further selection tests, to pay more attention to the methods for express diagnostics of personal properties and to conduct a full-scale study of the relationship between the personality traits of students and certain characteristics of the profile of creativity.

Текст научной работы на тему «Оценка креативности студентов колледжа для создания студенческого научного общества»

Библиографический список

1. Касиманова Л.А. Хореографическая педагогика как система хореографического образования, основанная на практической деятельности: совокупности профессиональных знаний, умений и навыков. Перспективы развития и инновации художественного образования: материалы 6-й научно-практической. Санкт-Петербург: Экспресс, 2011; 20 - 22.

2. Кривых С.В., Тюлина О.А., Панова О.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013; 200.

3. Сосновский A.A., Михасева Т.В. Методика развития творческого воображения через танцевальную импровизацию. Available at: http://collegy.ucoz.ru/publ/29-1-0-12462

References

1. Kasimanova L.A. Horeograficheskaya pedagogika kak sistema horeograficheskogo obrazovaniya, osnovannaya na prakticheskoj deyatel'nosti: sovokupnosti professional'nyh znanij, umenij i navykov. Perspektivy razvitiya i innovacii hudozhestvennogo obrazovaniya: materialy 6-j nauchno-prakticheskoj. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2011; 20 - 22.

2. Krivyh S.V., Tyulina O.A., Panova O.V. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013; 200.

3. Sosnovskij A.A., Mihaseva T.V. Metodika razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya cherez tanceval'nuyu improvizaciyu. Available at: http:// collegy.ucoz.ru/publ/29-1-0-12462

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 37.03

Petroniuk I.S., Сand. of Sciences (Pedagogy), Institute for Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: pis25@mail.ru

EVALUATION OF CREATIVITY OF COLLEGE STUDENTS FOR CREATING STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY. The article presents the results of the first stage of development of the toolkit and the study of the creativity and level of development of the intellect of the students of the Feldsher College, who claim to participate in the work of the student scientific society. Creative, active, non-ordinary thinking, capable of non-standard solutions to traditional problems and the search for new promising tasks, people today constitute the main strategic resource of society. Achievements in science and the competitiveness of society in the future largely depend from its implementation. The possibilities of using psychological tests for assessing students' ability to intellectual-search activity are analyzed. The author proposes, with the modernization of the structure of further selection tests, to pay more attention to the methods for express diagnostics of personal properties and to conduct a full-scale study of the relationship between the personality traits of students and certain characteristics of the profile of creativity.

Key words: creativity, level of development of intelligence, psychological testing, academic achievement, talented youth.

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: pis25@mail.ru

ОЦЕНКА КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

В статье представлены результаты первого этапа разработки инструментария и исследования креативности и уровня развития интеллекта студентов Фельдшерского колледжа, претендующих на участие в работе студенческого научного общества. Творческие, активные, неординарно мыслящие, способные к нестандартным решениям традиционных проблем и поиску новых перспективных задач люди составляют сегодня основной стратегический ресурс общества. От его реализации зависят достижения в науке и конкурентоспособность общества в будущем. Проанализированы возможности использования известных психологических тестов для оценки способности студентов к интеллектуально-поисковой деятельности. Автор предполагает при модернизации структуры дальнейших отборочных испытаний большее внимание уделить методикам экспресс-диагностики личностных свойств и провести полномасштабное изучение взаимосвязи личностных особенностей студентов с отдельными характеристиками профиля креативности.

Ключевые слова: креативность, уровень развития интеллекта, психологическое тестирование, успеваемость, талантливая молодёжь.

Школа XXI века должна соответствовать запросам времени. На стыке двух тысячелетий мировое сообщество осознало необходимость кардинального пересмотра модели развития человечества. С 1987 г во всём мире широко известен термин «устойчивое развитие». Устойчивое развитие страны во многом определяется стабильностью её экономики, одним из элементов которой выступает рынок труда. Современная оценка показателей несбалансированности спроса и предложения в этой сфере, проведенная многими исследователями, указывает на то, что дисбаланс характерен и для современного российского образования. Значительные изменения в обществе требуют привлечения талантливой молодёжи к решению актуальных социально-экономических проблем. Очевидно, что творческие, активные, неординарно мыслящие, способные к нестандартным решениям традиционных проблем и поиску новых перспективных задач люди составляют сегодня основной стратегический ресурс общества. От его реализации зависят достижения в науке и конкурентоспособность общества в будущем [1].

Важной особенностью большинства современных моделей одаренности является отсутствие «элитности» их содержания. Одаренность рассматривается в них как ресурс, находящийся в развитии. На современном этапе в психологии постепенно сме-

щается вектор исследований одаренности с выявления отдельных психических процессов или их комплексов на изучение целостности её когнитивных и личностных детерминант.

Эти идеи легли определили направление исследования, проводимого в Фельдшерском колледже Санкт-Петербурга. Практическая цель состояла в оптимизации отбора претендентов в группу студенческого научного общества. Общество должно иметь подразделения, потому что исследовательские работы по истории и по математике имеют разную структуру и руководить этими работами должны разные специалисты. Иначе всё превратиться в Потёмкинскую деревню и будет нежизнеспособным. Анализ научных исследований по проблеме одаренности и креативности позволил выдвинуть гипотезу о взаимосвязи личностных параметров одаренных студентов и креативности как показателя, характеризующего познавательную сферу.

Целью оценки являлось определение уровня интеллекта и креативности респондентов. Подход к оценке осуществлялся в соответствии с подходом В. Штерна к интеллекту, как общей способности юношей и девушек осознанно настраивать своё мышление на возникшие требования, общей умственной приспособляемости к новым задачам и условиям деятельности. Тестирование студентов для определения уровня креативности состо-

яло в оценке способности находить множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, определении дивергентного мышления, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность писка разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. При этом креативность рассматривалась как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса её психологических характеристик. По Дж. Гилфорду и П. Кристиансену, высокий интеллект может выступать как фактор развития креативности, но не определяет её. При низком интеллекте практически не бывает проявлений творческой одаренности, между тем как среди людей с высоким интеллектом встречаются лица и с высоким, и с низким уровнем развития дивергентного мышления [2].

Для предоставления равных возможностей студентам, ранее обучавшимся в различных по уровню школах и классах и имеющих различный багаж наличных знаний, основным компонентом избран тест оценки культурно-независимого интеллекта Кеттела, который позволяет оценить интеллект и выразить его в стандартных баллах Ю без привязки к школьной успеваемости, социально-культурному уровню семьи, ограничивая воздействие негативных факторов. Данный тест представляет собой две последовательно представляемые части, каждая из которых состоит из семи субтестов различной степени сложности по нарастающей от первого к седьмому. Содержание первой и второй частей теста примерно одинаковы, и различаются отводимым на их выполнение временем. Второй компонент психологического тестирования предназначался для оценки интеллекта, но был культурно-зависимым и специализированным в соответствии с профилем группы. В качестве основного инструментария выступала часть теста интеллектуального потенциала, разработанного А.Г. Шмелёвым. Последний компонент психологического тестирования - оценка креативности. Использовался фрагмент теста Торренса, где на основе простого цветного стимула предлагалось построить законченную композицию, самостоятельно дополнив рисунок [3]. При этом оценивались оригинальность, как статистическая редкость данного ответа для российской выборки испытуемых данного возраста; разработанность, как способность к детализации проработки замысла; абстрактность придуманного к рисунку названия. Таким образом, три обозначенных выше компонента давали общий интегральный балл по психологическому тестированию, который находился в разбросе от 106 до 190 баллов. Основной градиент в итоговом балле составлял коэффициент интеллекта по Кетеллу, который колебался от 89 до 156 баллов Ю. Общим для всех компонентов психологического тестирования являлась оценка по положительному критерию, т.е. испытуемый, набравший высокие баллы по тесту, признавался наделенным креативностью, набор же низких баллов в тестах не свидетельствовал об отсутствии данного качества у испытуемого, а по большей части об отсутствии артефактов тестирования, таких как плохое самочувствие, недостаточная или гипермотивация на прохождение теста; а также артефактов, связанных с недостатками используемого инструментария (слабость тестовых норм, недостаточная адаптированность тест и т.п.). После завершения испытаний материалы были специальным образом обработаны с помощью компьютерных программ с целью выявления корреляции между различными факторами и группами факторов.

В ходе исследования были условно сформированы три группы: «математики», «гуманитарии» и общая выборка, которая составила 126 человек. В качестве общих переменных для групп «математиков» и «гуманитариев» рассматривались следующие показатели:

- результат тестирования по первой части теста Кеттела, выраженный в баллах Ю;

- результат тестирования по второй части теста Кеттела;

- разность коэффициентов между первой и второй частью, отражающая «врабатываемость» респондента, его утомляе-

Библиографический список

мость, некоторую стрессоустойчивость в связи с уменьшением времени на выполнение второго субтеста;

- общий балл по тесту Кеттела, высчитываемый по специальным таблицам для российской выборки, исходя из результатов первой и второй части теста Кеттела;

- результат тестирования по фрагменту интеллектуального теста Шмелева;

- оценка креативности по тесту Торренса;

- общепсихологический балл - сумма баллов по трем частям психологического тестирования;

- итоговый балл - число четверок в аттестате, как величина, в наиболее приближенном виде отражающая школьную успешность.

В качестве специфических переменных выступали результаты, полученные испытуемыми по различным профильным дисциплинам. Кроме того, в анализе участвовали две дихотомические переменные, к которым были отнесены место предыдущего проживания и обучения и пол испытуемых.

После выявления взаимосвязей в группах были выполнены ещё раз два уточняющих статистических эксперимента: отсечение слабовыраженных корреляций путем проверки уровня значимости связи с величиной достоверности 0,01 (99%) и оценки групп по критерию нормального распределения статистических данных.

В ходе выявлены следующие закономерности. Несколько категорий не получили значимых корреляций с другими факторами - пол, место жительства и учебы, школьная успешность, -что свидетельствует об их слабом влиянии на результат в целом или на компонент психологического тестирования в частности. Наибольшее число значимых корреляций принадлежит выборке «математиков», наименьшая внутренняя согласованность у «гуманитариев», что может быть обусловлено малой численностью групп или связано с проявлением групповой специфики. О внутренней согласованности испытаний свидетельствует коррели-руемость компонентов психологического тестирования с общим баллом по психологии и результатов экзаменов по профильным предметам с итоговым баллом. Достаточно высокая взаимосвязь во всех трех группах наблюдается между компонентами теста Кеттела и общим баллом экзаменов. При этом более высокая взаимосвязь отмечается в группе «гуманитариев». Высокая взаимосвязь профильных предметов. Показатель креативности Торренса выступает первым в этой выборке в серии корреляций с итоговым баллом. Отмечена отрицательная корреляция между результатами, полученными по первой части теста Кеттела и разницей между субтестам.

Полученные данные позволяют сделать вывод о сбалансированности набора испытаний, их внутренней согласованности. Наиболее интересной при исследовании является группа «математиков», в которой компоненты психологического исследования не только в связи друг с другом, но и с профильными предметами. Немного слабее по числу взаимосвязей выглядит группа «гуманитариев», что может свидетельствовать о том, что тест интеллекта, который применялся в ходе исследования, и служит основной составляющей психологического тестирования, по своей специфике более всего предназначен для людей с формализованным типом мышления. И хотя средние коэффициенты интеллекта во всех группах приблизительно равны, значимой взаимосвязи не наблюдается. К сожалению, не было выявлено прямой взаимосвязи коэффициента креативности с результатами учебных предметов. По общей выборке результаты по тесту Торренса коррелируют с итоговым баллом, связь прямая, но слабая. В группе «математиков» творческие способности коррелируют с интеллектуальными способностями. При модернизации структуры дальнейших отборочных испытаний стоит большее внимание уделять методикам экспресс-диагностики личностных свойств и более детальному исследованию креативности. В дальнейшем в рамках данного исследования планируется проведение полномасштабного изучения взаимосвязи личностных особенностей студентов с отдельными характеристиками профиля креативности.

1. Кривых С.В. Диверсификация профессионального образования на примере направления 050100 педагогическое образование. Мир науки, культуры, образования. 2013: 5 (42); 43 - 45.

2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. Санкт-Петербург: ИМАТОН-М, 2001; 223.

3. Тунник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб: ИМАТОН-М, 2001; 170.

References

1. Krivyh S.V. Diversifikaciya professional'nogo obrazovaniya na primere napravleniya 050100 pedagogicheskoe obrazovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013: 5 (42); 43 - 45.

2. Druzhinin V.N. Kognitivnye sposobnosti: struktura, diagnostika, razvitie. Sankt-Peterburg: IMATON-M, 2001; 223.

3. Tunnik E.E. Test E. Torrensa. Diagnostika kreativnosti. Metodicheskoe rukovodstvo. SPb: IMATON-M, 2001; 170.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378

Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreographic Art, Herzen State Pedagogical

University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru

Xiong Di (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: 814791191@qq.com

Yang Kexi (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: 1032371909@qq.com

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE CHOREOGRAPHY TEACHERS IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTS OF CULTURE DEVELOPMENT. The article presents the historical and pedagogical analysis of the current state of professional training of future choreography teachers in the context of modern concepts of cultural development. From the standpoint of the development of modern culture, the problem of the formation of professional pedagogical education in the field of choreographic art in the system of art education is revealed, the place of various forms and types of choreographic art in this system is clarified, and the main trends in the teaching of choreographic art in the system of professional training of future pedagogues and choreographers in a pedagogical university are revealed. The analysis of the pedagogical, psychological, philosophical, methodical literature, the established traditions of professional education in the field of choreographic art testifies to the great attention of many researchers of education to the very process of professional training of future choreographers. The authors single out the contradictions that must be solved when designing the professional training of future choreographer teachers.

Key words: vocational training, future choreography teachers, modern concepts of cultural development.

Л.А. Касиманова, канд. пед. наук, зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г Санкт-Петербург, Е-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru Сюн Ди, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: 814791191@qq.com

Ян Кэси, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: 1032371909@qq.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

В статье представлен историко-педагогический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры. С позиций развития современной культуры раскрывается проблема становления профессионального педагогического образования в области хореографического искусства в системе художественного образования, уточняется место разных форм и видов хореографического искусства в этой системе, раскрываются основные тенденции преподавания хореографического искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в педагогическом вузе. Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, методической литературы, сложившихся традиций профессионального образования в области хореографического искусства свидетельствует о большом внимании многих исследователей образования к самому процессу профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов. Авторами выделены противоречия, которые необходимо решить при проектировании профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий педагог-хореограф, современные концепции развития культуры.

Было бы ошибочно предполагать, что отечественная система профессионального образования совершенно не меняется. Напротив, в ней идут быстрые перемены, но они направлены в первую очередь на совершенствование существующей структуры образовательной системы, повышение ее эффективности в достижении современных социокультурных целей подготовки специалистов. Для создания современного образования мы должны, в первую очередь, выработать удачные альтернативные представления о будущем - представить себе, какие виды работ, профессий и склонностей будут нужны в будущем, лет через двадцать-пятьдесят, какие формы приобретет семья и какие человеческие взаимоотношения будут превалировать; какие проблемы морально-этического плана могут возникнуть; какая техника будет нас окружать и с какими организационными структурами придется нам срабатываться. И только вырабатывая такие представления, определяя, обсуждая, систематизируя и непрерывно модернизируя их, мы можем прийти к заключению о характере когнитивных и эмоциональных навыков, которые понадобятся людям будущего для того, чтобы пережить ускоряющий социальный напор [1].

Можно с уверенностью говорить о том, что профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов в со-

временной высшей школе, начинает возвращать утраченный в 20-ых годах прошлого века позиции. В начале нового тысячелетия появление основополагающих документов в сфере высшего образования, так или иначе затронуло содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в педагогическом вузе. Появление федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, которые регламентируют Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы высшего профессионального образования, свидетельствует о повышенном внимании государства к педагогическому образованию, и в частности, к подготовке будущих педагогов-хореографов. Возвращение к хореографическому образования мы рассматриваем как попытку обобщить ситуацию о знаниях, получаемых студентами по дисциплинам специализации хореографическое искусство, сохранить преемственность школы русского классического танца с достижениями современного хореографического искусства, обозначить специфику профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов через профессиональную культуру к общей духовной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.