Научная статья на тему 'Психодиагностика в профессиональной подготовке бакалавров художественного образования'

Психодиагностика в профессиональной подготовке бакалавров художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРИАТ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ARTS EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / BACCALAUREATE / EDUCATIONAL PSYCHODIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Елена Вадимовна

В статье рассматриваются теоретические аспекты психодиагностики, возможности ее применения в художественном образовании. Раскрываются подходы современной психодиагностики: 1) объективный подход ; 2) субъективный подход ; 3) проективный подход. Автор описывает особенности образовательной психодиагностики: тестов достижений и критериально-ориентированного тестирования (КОРТ), характеризующих результаты обучения, уровень умственного развития, личностные достижения студентов. В статье рассматриваются разнообразные методики психодиагностики в сфере художественного образования: диагностика общих и специальных художественных способностей, личностные опросники, тесты достижений, тесты креативности; охарактеризованы цели и результаты диагностирования бакалавров по направлению «44.03.01 Педагогическое образование» на примере выполнения практических заданий по дисциплине «Психология художественного образования». Цель статьи охарактеризовать методики и представить практические результаты психодиагностики, способствующие формированию психолого-педагогической компетентности бакалавров художественного образования. Методы исследования изучение и анализ литературы, опрос, тестирование, анализ творческих продуктов деятельности, обобщение результатов. Представленные методики и результаты психодиагностики могут быть использованы преподавателями вузов для разработки содержания вариативных курсов, диагностирования личностных качеств и общих художественных способностей студентов, определения уровней сформированности умений разрабатывать тесты достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODIAGNOSTICS IN PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF ARTS

The article discusses the theoretical aspects of psychodiagnostics, the possibilities of its application in arts education. The article describes the approaches to modern psychodiagnostics: 1) objective approach ; 2) subjective approach ; 3) projective approach. The author provides the features of educational psychodiagnostics: tests of achievements and criterion-referenced testing. Criterion-referenced testing characterizes the results of the learning, the levels of mental development and personal achievements of students. The article considers various methods of psychodiagnostics in the field of arts education: psychodiagnostics of general and special art abilities, personality questionnaires, tests of achievements and creativity tests. The goals and results of psychodiagnostics of Bachelors of the specialty «44.03.01 Pedagogical education» are described on the basis of some practical tasks in the subject of «Psychology of Arts Education». The goal of the article is to characterize the methods and practical results of psychodiagnostics contributing to formation of psychological and pedagogical competences of Bachelor Degree students of Arts Education. The methods of this research and the results of the psychodiagnostics can be used by teachers of universities for the development of content of elective courses, diagnosis of personal qualities and general artistic abilities of students, and determination of the levels of skills to make achievement tests.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика в профессиональной подготовке бакалавров художественного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

УДК 378.147:7:159.9.07 ББК Ю991 +Щр

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Тихонова Елена Вадимовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра художественного образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: elenatikhonova11@mail.ru

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественное образование; профессиональная подготовка; бакалавриат; психодиагностика.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются теоретические аспекты психодиагностики, возможности ее применения в художественном образовании. Раскрываются подходы современной психодиагностики: 1) объективный подход; 2) субъективный подход; 3) проективный подход. Автор описывает особенности образовательной психодиагностики: тестов достижений и критериально-ориентированного тестирования (КОРТ), характеризующих результаты обучения, уровень умственного развития, личностные достижения студентов. В статье рассматриваются разнообразные методики психодиагностики в сфере художественного образования: диагностика общих и специальных художественных способностей, личностные опросники, тесты достижений, тесты креативности; охарактеризованы цели и результаты диагностирования бакалавров по направлению «44.03.01 Педагогическое образование» на примере выполнения практических заданий по дисциплине «Психология художественного образования». Цель статьи - охарактеризовать методики и представить практические результаты психодиагностики, способствующие формированию психолого-педагогической компетентности бакалавров художественного образования. Методы исследования - изучение и анализ литературы, опрос, тестирование, анализ творческих продуктов деятельности, обобщение результатов. Представленные методики и результаты психодиагностики могут быть использованы преподавателями вузов для разработки содержания вариативных курсов, диагностирования личностных качеств и общих художественных способностей студентов, определения уровней сформи-рованности умений разрабатывать тесты достижений.

Tikhonova Elena Vadimovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Arts Education, Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PSYCHODIAGNOSTICS IN PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF ARTS

KEYWORDS: arts education; vocational training; baccalaureate; educational psychodiagnostics.

АBSTRACT. The article discusses the theoretical aspects of psychodiagnostics, the possibilities of its application in arts education. The article describes the approaches to modern psychodiagnostics: 1) objective approach; 2) subjective approach; 3) projective approach. The author provides the features of educational psychodiagnostics: tests of achievements and criterion-referenced testing. Criterion-referenced testing characterizes the results of the learning, the levels of mental development and personal achievements of students. The article considers various methods of psychodiagnostics in the field of arts education: psychodiagnostics of general and special art abilities, personality questionnaires, tests of achievements and creativity tests. The goals and results of psychodiagnostics of Bachelors of the specialty «44.03.01 Pedagogical education» are described on the basis of some practical tasks in the subject of «Psychology of Arts Education». The goal of the article is to characterize the methods and practical results of psychodiagnostics contributing to formation of psychological and pedagogical competences of Bachelor Degree students of Arts Education. The methods of this research and the results of the psychodiagnostics can be used by teachers of universities for the development of content of elective courses, diagnosis of personal qualities and general artistic abilities of students, and determination of the levels of skills to make achievement tests.

Oi

»днои из задач современного педагогического образования является подготовка выпускников, готовых к саморазвитию, способных творчески мыслить. Согласно ФГОС ВО «44.03.01 - Педагогическое образование» выпускник бакалавриата должен обладать готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-

воспитательного процесса (ОПК-3), способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) [12]. Одним из способов решения этих задач является применение психодиагностики в художественном образовании. Как показывает практика, педагоги-музыканты, хореографы, преподаватели

© Тихонова Е. В., 2017

изобразительного искусства испытывают затруднения при разработке и оценивании тестов по учебным дисциплинам, а профессиональные психологи используют стандартные методики, проведение которых достаточно трудоемко, требует специальной подготовки, не учитывает особенности художественного мышления. Таким образом, складывается противоречие между необходимостью применения психодиагностики в художественном образовании, с одной стороны, и недостатком психодиагностических методик, учитывающих специфические особенности художественной деятельности, с другой стороны.

Под психодиагностикой понимается «область психологии, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в которых осуществляется жизнедеятельность личности»,

- указывает Л. Ф. Бурлачук [4, с. 116]. Применение психодиагностических методик основывается на трех подходах. Первый подход

— объективный. Диагностика осуществляется на основе успешности деятельности или способа ее выполнения, например, тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты достижений. Второй подход - субъективный. Диагностика проводится на основе самооценки или сведений, которые испытуемый сообщает о себе, о своем поведении или эмоциональном состоянии в различных ситуациях. Примером служат многочисленные личностные опросники, выявляющие самооценку, интересы, мотивацию, особенности межличностных отношений и поведения, опросники состояний и настроений, опросники-анкеты и т. д. Третий подход - проективный. Диагностика осуществляется на основе взаимодействия испытуемого с нейтральным материалом, которому нужно придать некий смысл: моторно-экспрессивные методики, перцептивно-структурные методики, апперцептивно-динамические методики [4].

В практической диагностике выделяют три основных направления изучения личности: 1) тесты интеллекта (Д. Векслер, Дж. Равен, А. Бине - Стэнфорд и др.); 2) личностные опросники и психофизиологические методики, изучающие некогнитивную сферу личности (Р. С. Вудвортс, Г. Олпорт, Р. Б. Кеттелл, Г. Айзенк, А. Эд-вардс, Г. Кюгер, Ч. Э. Осгуд, Дж. Б. Роттер и др.); 3) проективные методики (тест Г. Рор-шаха, тест тематической апперцепции Г. А. Мюррея, рисуночные тесты Ф. Л. Гуди-наф, Дж. Бука, тест цветового выбора М. Люшера и др.).

Во второй половине ХХ в. в нашей стране возрастает интерес к психодиагностике, появляются оригинальные авторские методики изучения личности (Л. Ф. Бурла-чук, В. М. Русалов, К. М. Гуревич, Д. Б. Богоявленская, А. Е. Личко, М. К. Акимова, В. Т. Козлова, Н. А. Менчинская, В. В. Сто-лин, А. А. Реан и др.) [4].

В литературе выделяют следующие направления психодиагностики:

- общая психодиагностика;

- образовательная психодиагностика;

- клиническая психодиагностика (медицинская);

- профессиональная психодиагностика (профессиональный отбор);

- психодиагностика окружающей среды - условий семьи, работы, учебы.

В образовательной психодиагностике второй половины ХХ в. разрабатывается критериально-ориентированное тестирование (КОРТ). КОРТ показывает следующее: 1) результаты усвоения знаний, умений, навыков; 2) уровни умственного и личностного развития учащихся; 3) особенности протекания психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления); 4) уровни развития общих и специальных способностей. КОРТ может выступать как инструмент оценки качества образования (например, результаты ЕГЭ) и как средство коррекционной работы в процессе обучения. Для разработки КОРТ используются материал учебных программ, задания, требующие логической последовательности умственных действий. КОРТ показывает, что освоил конкретный ученик вне сравнения со статистической нормой.

Для создания критериально-ориентированных тестов психологами выделены следующие показатели умственного развития:

- способы усвоения знаний и приемов учебной работы (Б. Г. Ананьев);

- поэтапное усвоение умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

- способность к переносу мыслительных действий в новые условия (Е. Н. Каба-нова-Меллер).

Также сформулированы показатели особенностей протекания психических познавательных процессов:

- способы усвоения знаний и мыслительных операций (А. Н. Леонтьев, Н. А. Мен-чинская);

- способность оперировать абстрактными понятиями, обобщениями (В. В. Давыдов);

- усвоение и применение логических суждений (Н. И. Поспелов);

- интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская);

- гибкость мышления (Я. А. Пономарев);

- способность к целеполаганию (А. В. Брушлинский) [15, с. 114].

В соответствии с названными показателями умственного и психического развития в педагогике дифференцируются уровни критериально-ориентированного тестирования (В. П. Беспалько) [3]:

1) узнавание (знакомство) - тест включает задания, имеющие несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать один правильный;

2) воспроизведение (алгоритм) - тест не содержит варианты ответов, каждый учащийся пишет их самостоятельно;

3) эвристический (использование в новой ситуации);

4) творческий, или исследовательский, уровень.

Кроме критериально-ориентированного тестирования большое распространение приобретают тесты достижений, позволяющие выявить уровень усвоения дисциплины или отдельной темы обучающимися, эффективность применяемых технологий, методов, форм обучения.

Для профессионального отбора учащихся в образовательные учреждения художественного профиля, выявления художественных способностей и одаренности в образовательной психодиагностике широко используются методики диагностики общих художественных способностей. Назовем некоторые из них:

- опросник художественных способностей Дж. Хорна (по заданному наброску сделать рисунок) [11];

- тест эстетического отношения к миру (А. А. Мелик-Пашаев и др.) [8];

- тест суждений об искусстве (тест Мейера) [11];

- рисуночные тесты (Ф. Л. Гудинаф, А. Л. Венгер, Е. С. Романова и др.) [5; 14];

- тесты креативности (Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, Е. Е. Туник) [6; 7; 9; 16].

Для определения специальных способностей используются следующие методики:

- диагностика сенсорно-моторных или двигательных способностей, изучающая темп, скорость, точность движений, их координацию, а также ловкость рук и пальцев (тесты М. И. Гуревича, Н. И. Озерецкого) [10];

- диагностика визуальных способностей, выявляющая остроту зрения (таблица Х. Снеллена с изображением букв различного размера), способность к цветоразличе-нию (таблицы Я. Штиллинга, состоящие из множества цветных точек, образующих картинку);

- диагностика музыкальных способностей, выявляющая способность к различению высоты, тембра, громкости звуков, а

также чувство ритма, памяти, эмоциональной отзывчивости и др. [2].

Охарактеризуем результаты исследования, проведенного со студентами IV курса Института музыкального и художественного образования УрГПУ по дисциплине «Психология художественного образования» в 2016 / 2017 учебном году. Цель проведения диагностического исследования - изучить самооценку, выявить мотивацию и локус контроля в учебной деятельности студентов, уровень эстетического отношения к миру как показателя общих художественных способностей, диагностировать уровни развития творческого мышления, сформировать умение разрабатывать тесты достижений.

В исследовании приняли участие 42 студента направления «44.03.01 Педагогическое образование» профиль «Художественное образование» (Дизайн и компьютерная графика, Музыкально-компьютерные технологии, Музыкально-театральное искусство, Хореографическое искусство, Экранные искусства). Отметим, что в базовой части учебного плана направления «44.03.01 Педагогическое образование» присутствует дисциплина «Психология», а в вариативной части плана - курс «Психология художественного образования» (7-8 семестры). Содержание указанных дисциплин способствует формированию психолого-педагогической компетентности бакалавров. В результате освоения дисциплины «Психология художественного образования» студент должен знать и уметь использовать способы психолого-педагогической диагностики учащихся в учебном процессе, владеть способами профессионального самопознания и развития.

Опишем задания и результаты их выполнения.

Первое задание (проведено в октябре 2016 г.) - ответить на вопросы личностных опросников А. А. Реана, исследующих самооценку, мотивацию, локус контроля в учебной деятельности [13]. Цель задания - изучить самооценку, выявить особенности мотивации, локуса контроля у студентов.

Анализ ответов показывает: две трети студентов (67 %) имеют высокую самооценку, внутреннюю мотивацию, внутренний локус контроля, чувствуют успешность своей учебной деятельности. У одной трети (33 %) опрошенных отмечена низкая самооценка, наличие внешней мотивации, внешнего локуса контроля, пассивная учебная позиция: они ставят перед собой очень легкие или завышенные цели, а невозможность их достижения связывают с внешними препятствиями, например, с большим объемом, трудностью заданий. В работе с

такими студентами преподавателю целесообразно использовать вариативные задания разного уровня сложности.

Второе задание (проведено в ноябре

2016 г.) - сочинить «Оду крапиве». Этот тест А. А. Мелик-Пашаева, З. Н. Новлян-скои выявляет способность увидеть в обыденном явлении тему для творчества, что-то оригинальное [8]. Цель задания - выявить уровень эстетического отношения к миру как одного из показателей общих художественных способностей. Оценивание «Оды» носит качественный характер: среди текстов условно выделены стандартные и нестандартные. В стандартных «Одах» описывается красота зеленого цвета растения, форма листьев, польза для здоровья и др. (около двух третей опрошенных). К нестандартным мы относим «Оды», «очеловечивающие» крапиву, наделяющие ее собственными качествами или чувствами. В качестве примера приведем «Оду крапиве» Е. Федоровой (профиль «Музыкально-театральное искусство»).

Крапива у дороги

Стоит, в пыли качаясь.

Хотелось бы цвести ей,

Да вот не получалось.

И ведь она не злая,

И нет жестокости в стеблях,

Она совсем иная,

Она лишь вся в крючках.

И не судить мне доли

Крапивы молодой,

Ведь я сама бываю

Колючкою такой:

Стою в пыли дорожной

И жалю всех подряд,

И ни один прохожий

При встрече мне не рад...

Пойдем со мной, крапива,

Пойдешь в хороший суп.

И, может, как и ты, на диво

Я людям пользу принесу!

Третье задание (проведено в январе

2017 г.) - выполнить тесты креативности Е. Е. Туник [16]. Цель задания - диагностировать уровни развития творческого мышления студентов. Первый субтест характеризует практическую креативность или эвристическое мышление: написать как можно больше способов оригинального использования газеты. Второй субтест - показатель социальной креативности, способности генерировать социальные идеи: вообразите, что произойдет, если птицы и звери смогут «заговорить» человеческим языком; перечислите последствия этой ситуации. Третий и четвертый субтест выявляет вербальное выражение творческого мышления: придумать слова, начинающиеся или заканчивающиеся определенным слогом, например,

слогом «по» или «ка». Шестой субтест выявляет наличие образного творческого мышления: 20 кругов в таблице нужно превратить в рисунки и дать им названия. Критериями оценивания креативности служат следующие показатели: беглость (общее количество ответов), гибкость (число приведенных «классов» в ответах), оригинальность (ответ, встречающийся один раз в выборке 30-40 человек). Как показывает анализ полученных ответов, свыше 90 % выпускников имеют высокий уровень практической и вербальной креативности (более 60 баллов), средний уровень социальной креативности (40-50 баллов), высокий уровень образной креативности (более 60 баллов). Отметим, что вербальная креативность ярко проявляется у студентов профиля «Музыкально-театральное искусство», а образная креативность - у студентов профилей «Дизайн и компьютерная графика» и «Экранные искусства».

Четвертое задание (проведено в феврале 2017 г.) - разработать тест достижений по предмету «Беседы об искусстве» для учащихся подросткового возраста детских школ искусств. Цель задания - сформировать умение разрабатывать тесты достижений для учащихся 4-7 классов ДШИ. Для выполнения задания предлагается следующий алгоритм:

1) выбрать вид искусства и тему «бесед», сформулировать вопросы;

2) к вопросам подобрать разные варианты ответов:

- три варианта ответа, из которых выбирается один правильный;

- ответ, связанный с классификацией (дифференциацией) на две группы;

- несколько правильных ответов;

- ответ на соответствие (например, фамилию автора и произведение соединить стрелками);

- ответ, формулирующий понятие;

- ответ по картинке или фотографии (узнать произведение или автора);

- ответ, выявляющий логические связи (часть - целое, причина - следствие и т. д.);

3) отдельно выписать правильные ответы на каждый вопрос;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) распечатать и оформить тест достижений.

Для оценивания студенческих работ сформированы критерии: 1) умение грамотно сформулировать вопросы теста; 2) умение выбрать различные варианты ответов (указаны выше); 3) умение оформить тест. Данные критерии условно дифференцированы на продвинутый и пороговый уровни. Продвинутый уровень характеризуется умением грамотно сформулировать вопросы теста, выбрать различные варианты

ответов, соответствующим образом оформить. Пороговый уровень характеризуется затруднениями в формулировке вопросов и выборе различных вариантов ответов, неподходящим оформлением. Продвинутый уровень сформированности умений в разработке теста отмечен у подавляющего большинства студентов (95 %). Пороговый уровень сформированности умений отмечен у 5 % студентов.

Таким образом, описанные методики и представленные результаты психодиагностики способствуют следующему: 1) формируют психолого-педагогическую компетентность бакалавров художественного об-

разования; 2) дают педагогам представление о самооценке, мотивации, локусе контроля учебной деятельности студентов, их общих художественных способностях и творческом мышлении.

Представленные методики и результаты психодиагностики могут быть использованы преподавателями вузов для разработки содержания вариативных курсов по выбору, диагностирования личностных качеств и общих художественных способностей студентов, для определения уровней сформированности умений разрабатывать тесты достижений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование : в 2 кн. - М. : Педагогика, 1982.

2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 130 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.alleng.ru/d/ped/ped/ped020 (дата обращения: 14.08.2017).

4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klex.ru/912 (дата обращения: 12.08.2017).

5. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб., 2007. - 368 с.

7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2011. - 448 с.

8. Мелик-Пашаев А. А. и др. Психологические основы художественного развития. - М. : МГППУ, 2005. - 160 с.

9. Немов Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -М. : ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

10. Основы психодиагностики : учеб. пособие для студ. педвузов / под ред. А. Г. Шмелева. - М. ; Ростов н/Д. : Феникс, 1996. - 544 с.

11. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества : учеб. пособие для вузов. -М. : Академич. проект, Гаудеамус, 2006. - 490 с.

12. Приказ Минобрнауки России от 4 дек. 2015 г. № 1426 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬНр://минобрнауки.рф/документь1/7995/файл7225/Рпка7_142б_04.12.2015.р(^ (дата обращения: 12.08.2017).

13. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. -СПб. : ЕВРОЗНАК, 2008. - 255 с.

14. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии : учеб. пособие для студ. вузов. -М. : Аспект Пресс, 2011. - 400 с.

15. Тихонова Е. В. Основы психологии художественного образования : учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 134 с.

16. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: libl00.com > creative_tests > html (дата обращения: 12.08.2017).

REFERENCES

1. Anastazi A. Psikhologicheskoe testirovanie : v 2 kn. - M. : Pedagogika, 1982.

2. Anisimov V. P. Diagnostika muzykal'nykh sposobnostey detey. - M. : VLADOS, 2004. - 130 s.

3. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.alleng.ru/d/ped/ped/ped020 (data obrashcheniya: 14.08.2017).

4. Burlachuk L. F. Psikhodiagnostika : uchebnik dlya vuzov [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.klex.ru/912 (data obrashcheniya: 12.08.2017).

5. Venger A. L. Psikhologicheskie risunochnye testy. - M. : VLADOS-PRESS, 2007. -159 s.

6. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey. - SPb., 2007. - 368 s.

7. Il'in E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb. : Piter, 2011. - 448 s.

8. Melik-Pashaev A. A. i dr. Psikhologicheskie osnovy khudozhestvennogo razvitiya. - M. : MGPPU, 2005. -

160 s.

9. Nemov R. S. Psikhologiya : uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy : v 3-kh kn. Kn. 3. Psikhodi-agnostika. Vvedenie v nauchnoe psikhologicheskoe issledovanie s elementami matematicheskoy statistiki. - M. : VLADOS, 2001. - 640 s.

10. Osnovy psikhodiagnostiki : ucheb. posobie dlya stud. pedvuzov / pod red. A. G. Shmeleva. - M. ; Rostov n/D. : Feniks, 1996. - 544 s.

11. Petrushin V. I. Psikhologiya i pedagogika khudozhestvennogo tvorchestva : ucheb. posobie dlya vuzov. -M. : Akademich. proekt, Gaudeamus, 2006. - 490 s.

nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2017. № 9

31

12. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 dek. 2015 g. № 1426 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obra-zovanie (uroven' bakalavriata)» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumenty/7995/fayl7225/Prikaz_i426_04.i2.20i5.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2017).

13. Rean A. A. Psikhologiya i psikhodiagnostika lichnosti. Teoriya, metody issledovaniya, praktikum. - SPb. : EVROZNAK, 2008. - 255 s.

14. Romanova E. S. Graficheskie metody v prakticheskoy psikhologii : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. - M. : Aspekt Press, 2011. - 400 s.

15. Tikhonova E. V. Osnovy psikhologii khudozhestvennogo obrazovaniya : uchebnoe posobie / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2015. - 134 s.

16. Tunik E. E. Psikhodiagnostika tvorcheskogo myshleniya. Kreativnye testy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: lib100.com > creative_tests > html (data obrashcheniya: 12.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.