УДК 378.147:371.124:7
ББК Ч448.985 ГСНТИ 14.27.15 Код ВАК 13.00.01
Рошко Галина Алексеевна,
аспирант, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620151, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методика; учитель предметной области «Искусство»; волонтерство; готовность к организации волонтерской деятельности.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются методические вопросы подготовки учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников, уточняется понятие готовности учителя к данной деятельности, ее структура, включающая мотивационный, ориентаци-онный, операциональный и личностно-рефлексивный компоненты. Данные компоненты включают личностные качества, способности, знания, необходимые личности для реализации данной деятельности. Описаны цель и задачи, концептуальная основа методики формирования данной готовности. Обосновывается модульно-блоковый тип методики, ее структура, включающая информационный, тренинговый и практический модули, которые могут варьироваться в порядке внедрения в педагогический процесс и содержат тематические подблоки и свои структурные компоненты. В рамках каждого модуля характеризуются применяемые методы и формы обучения, авторские задания для самостоятельной и практической работы, направленные на контроль усвоенных знаний и развитие компонентов данной готовности. Статья содержит описание практического применения методики в работе со студентами педагогических профилей «Культурология», «Музыкальное образование», «Дизайн и компьютерная графика», «Экранные искусства», а также их опыта добровольческой деятельности в Свердловской государственной академической филармонии, Свердловском краеведческом музее и других учреждениях культуры г. Екатеринбурга.
Roshko Galina Alekseyevna,
Post-graduate Student of Department of Musical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
METHODS OF TRAINING ARTS TEACHERS IN ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN
KEY WORDS: methods; arts teacher; volunteering; preparation for the organization of volunteer activity.
ABSTRACT. The article deals with methodological issues of training arts teachers in organization of volunteer activities of schoolchildren and specifies the concept of preparation of the teacher for this kind of activity and it's structure, including motivational, orientation, operational and person-reflective components. These components include personal qualities, abilities and knowledge, necessary for a person for the realization of this activity. The article describes the aim and tasks and the conceptual basis of the technique of formation of preparation. It substantiates the block-modular type of technique, its structure, including information, training and practical modules, which may vary in order of introduction in educational process and include thematic sub-blocks and their structural components. Within each module, the author describes methods and forms of education, authored tasks for independent and practical work aimed at control of learning results and development of components of such preparation. The article describes possible practical application of the above techniques to work with students of pedagogical profiles "Cultural Studies", "Music Education", "Design and Computer Graphics", "Screen Arts," as well as their experience of volunteering in Sverdlovsk State Academic Philharmonic, the Sverdlovsk Regional Museum and other cultural institutions of the city of Ekaterinburg.
Проблема подготовки специалистов по работе с волонтерами в сфере культуры и искусства актуальна для многих образовательных и культурных учреждений. Причиной этому является острая потребность в расширении культурного кругозора населения, чему во многом будет способствовать работа волонтеров. Но для организации волонтерства зачастую недостаточно подготовленных кадров, в том числе из учащихся школ и студентов вузов. В данной статье будет раскрыт опыт подготовки будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности (ОВД) школьников.
Вопросы методического обеспечения подготовки как волонтеров, так и специалистов - организаторов добровольческого труда в своих трудах изучали Л. В. Болотова, Е. В. Великанова, И. Н. Григорьев, Н. М. Ма-ковей, Л. Ф. Козодаева, Л. И. Сикорская и др. Авторы рассматривают педагогические условия подготовки специалистов по работе с добровольцами (Л. В. Болотова, Н. М. Ма-ковей), отмечают актуальность формирования гражданской позиции молодежи посредством волонтерской деятельности (И. Н. Григорьев) [1; 3; 7]. Однако мало кто из исследователей изучает вопросы методики подготовки волонтеров в сфере культуры и искусства.
© Рошко Г. А., 2015
Методика формирования готовности будущих учителей к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства была разработана автором статьи с целью приобщения будущих учителей предметной области «Искусство» к просветительскому добровольчеству и формирования у них умений вовлекать в эту деятельность учащихся школ. Данная методика имеет модульно-блоковую структуру и включает ряд модулей, способствующих всесторонней подготовке организаторов волонтеров в сфере культуры и искусства разных образовательных профилей, приобщению самих учителей к мировым культурным ценностям и их обучению инструментам культурного просвещения населения.
Данная методика была апробирована в течение года (с мая 2014 г. по май 2015 г.) во время работы со студентами направления «Педагогическое образование» профилей «Музыкальное образование», «Культурология», «Дизайн и компьютерная графика», «Экранные искусства».
Цель методики - формирование готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства.
Концептуальной основой данной методики явились системный (Б. А. Глинский, Ю. А. Конаржевский, И. И. Новинский, В. А. Сластенин), личностно ориентированный (В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская) и культурологический (Ю. Г. Азаров, К. Ю. Богачев, Д. В. Качалов, Б. Т. Лихачев, М. Н. Скаткин и др.) подходы и, соответственно, вытекающие из них принципы, описанные в работах Г. И. Гай-синой, В. В. Краевского, Т. А. Меняйловой, В. А. Сластенина, О. Н. Степановой (последовательности, преемственности, систематичности [11], принципы личностного целепола-гания и образовательной рефлексии [12], принципы самореализации, свободного выбора [9], индивидуально-творческого развития личности [2]), на основе которых строилось взаимодействие со студентами. В разработке модульно-блоковой структуры методики мы опирались на опыт конструирования вариативных, многофункциональных моделей взаимодействия участников музыкально-образовательного процесса [8].
Готовность учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства в опоре на работы Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н. Д. Левитова и др. рассматривалась нами как комплекс развитых мотивационно-ценностных и волевых установок, знаний, умений, навыков, качеств и способностей личности, необходимых для организации добровольческой деятельности
школьников с культурно-просветительской целью [10].
Исходя из определения содержания данного понятия была выявлена структура готовности учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, которая включила четыре компонента и входящие в них качества, способности, умения: мотивационный (количество и разнообразие желаемых видов волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, мотивация к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства), ориентационный, включивший качества, необходимые для волонтерства в любой сфере (коммуникативной толерантность, эмпатия, способность к работе в коллективе), операциональный, включивший качества и знания, необходимые именно для организации волонтеров культуры и искусства (знания в области мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, организаторские способности, креативность), личностно-рефлексивный (самокритичность и рефлексивность).
Структура методики была модульно-бло-ковая, основанная на теоретических положениях модульной технологии, описанной Г. В. Селевко и разрабатываемой И. Б. Сен-новским, П. И. Третьяковым, М. А. Чошано-вым. Данная структура является целостной, хотя наличие модулей позволяло произвольное их изменение в зависимости от условий обучения и, как следствие, отсутствие четких временных этапов [14; 15]. К модулям относились такие независимые модули, как информационный, тренинговый и практический.
Информационный модуль был направлен на формирование мотивационного и операционального компонентов готовности учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства и состоял из трех целостных и обособленных блоков («Мотивационный», «МХК», «Маркетинг в сфере культуры»), которые, как уже указывалось, могли быть реализованы в свободной очередности. Этот же модуль включал такие компоненты, как цель, задачи, изучение нового материала, самостоятельная работа (задания, упражнения), контроль уровня формируемых качеств и знаний (тест, анкета). Данная структура является адаптированным для добровольчества в сфере культуры и искусства вариантом структуры обучающего модуля, разработанной П. И. Третьяковым и соавторами [15].
Изучение нового материала проводилось согласно тематическим блокам (основы организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, общие данные по мировой художественной культуре, маркетингу в сфере культуры) при помощи
таких методов, как беседа, дискуссия, метод проблемного изложения, метод размышления о музыке. Для реализации информационного модуля использовалась лекционная форма обучения (для каждого блока предназначалось два академических часа).
Подблок «Самостоятельная работа» информационного модуля содержал задания для индивидуального выполнения в свободное время с целью закрепления пройденного материала, описанные в памятке для домашнего прочтения, выданной студентам. Задания структурированы по тематическим блокам. Блок «Мотивационный» включил задания на выявление существующих и предложение новых видов волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, перечисление учреждений культуры города, в которых требуются добровольцы и т. д. Блок «МХК» содержал вопросы на соотнесение различных произведений, эпох и авторов для формирования знаний в области культуры и навыков самоконтроля, блок «Маркетинг в сфере культуры» - задания по средствам маркетинговых коммуникаций с целью привлечения волонтеров и зрителей на мероприятия.
Подблок «Контроль» подразумевает самостоятельные тестовые мероприятия (выполнение тестов по темам «МХК» и «Маркетинг в сфере культуры», анкета по видам волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства).
Выбор второго, тренингового, модуля был обоснован необходимостью интерактивности, активного включения студентов в выполнение упражнений, игр, заданий с целью развития таких качеств, которые на лекциях развить сложнее: эмпатия, креативность, готовность к работе в коллективе, организаторские способности и т. д.
Данный модуль, в отличие от информационного, не содержит отдельных тематических блоков и включает такие структурные компоненты, как игровой подблок (методы активного обучения, направленные на развитие организаторских способностей и готовности к сотрудничеству с другими людьми, эмпатии и креативности), самостоятельная работа (выполнение авторских заданий: творческих проектов, варьирующихся в зависимости от специальностей студентов), контроль динамики уровня формировавшихся качеств и способностей (рефлексия).
Игровой подблок тренингового модуля реализуется посредством комплекса двух основных методов активного обучения: имитационно-моделирующих игр и мозгового штурма. Так, для формирования готовности к работе в коллективе использовался первый блок адаптированных игр
Е. А. Левановой, А. Г. Волошиной и др. -как «Концерт», «Транспортное средство», «Говорящая скульптура», «Музыкальное произведение» [6, с. 127-129].
Вот пример применения метода: в авторской игре «Концерт» каждый участник получает роль в рамках заданного сюжета (волонтер, студент, мама с дочкой, гардеробщица, артист, директор СГАФ, пенсионер и т. д.). В процессе игры студенты сталкиваются с заранее смоделированными ситуациями общения, пробуют разные роли, учатся самостоятельно находить наиболее эффективные пути решения сложившихся коммуникативных проблем.
Второй блок игр направлен на развитие эмпатии и креативности освоения будущими учителями ценностей искусства [4] («Три музыкальных слога», «Художник -музыкант - поэт» (вариант игры «Цепочка фигур»)), «Наблюдение за движением», «Круг» [6, с. 112-117].
В качестве примера опишем ход игры «Художник - музыкант - поэт», или «Цепочка фигур», - направленной на развитие творческого мышления, в ней все участники отворачиваются, кроме первого, который получает от ведущего невербальное сообщение - цепочку из 5-6 фигур, иллюстрирующих процесс творчества художника, музыканта или поэта, после чего участник передает следующему то, что запомнил.
Третий блок игр направлен на формирование ответственности и развитие организаторских способностей (операциональный компонент готовности к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства). К таким играм относятся «Самопрезентация», «Слепой и поводырь», «Башня» [6, с. 70-80].
Например, игра «Башня» требует от участников не только организаторских способностей, но и креативности. Создание башни как архитектурного объекта вновь возвращает студентов к теме культуры и искусства, предлагая им творчески подойти к строительству из подручных материалов (например, трубочки для питья и скотч).
Второй метод - мозговой штурм -применялся для формирования коммуникативной толерантности, готовности работать в коллективе, активизации творческой мысли студентов (ориентационный и операциональный компоненты готовности учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства).
Для мозгового штурма студенты получили задание из трех вариантов тем, которые необходимо обсудить: «Кодовое слово для встречи с Ю. Башметом», «Внешний вид волонтера в сфере культуры и искусства», «Волонтер - музыкант, волонтер - ху-
дожник, волонтер - организатор» (мозговой штурм по новым видам творческой деятельности волонтеров в сфере культуры и искусства).
В качестве формы обучения на втором модуле применялся тренинг. Выбор данной формы обусловлен необходимостью применения главных характеристик тренинга -интенсивный характер, нацеленность на развитие тех или иных качеств и способностей личности, краткосрочность. Тренинг рассчитан на 8 академических часов.
Подблок «Самостоятельная работа» заключался в работе над творческими проектами, в нем задания даются вариативно для каждой подгруппы студентов (культурологи, музыканты, дизайнеры) и выполняются в аудитории, а не дома. Так, студенты-культурологи получили задание и методическую памятку - самостоятельно разделиться на две группы и написать проект культурного мероприятия с участием волонтеров (выставка «Машина времени. XIX век. Возвращение в эпоху», где волонтеры в старинных платьях будут встречать гостей и создавать особую атмосферу праздника открытия; фотовыставка «Улыбки города» в Галерее современного искусства). В памятке были предложены темы проектов, варианты разделения ролей в команде, пункты организационного плана с комментариями, который нужно было заполнить. После предъявления данных проектов было их обсуждение и корректировка.
Творческое задание для будущих учителей музыки - это культурно-просветительский проект, необходимость включения которого в образовательный процесс вуза не раз отмечали сами студенты [13; 14]. Они получили памятку с заданием сочинить рассказ о музыке, которая будет звучать в аудитории. Студенты должны были прослушать три фрагмента: А. Г. Шнитке «Con-cherto grosso №1», В. Тормис «Отблески солнца» из хорового цикла «Осенние пейзажи», Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». После выполнения данного проекта студенты зачитывали свои рассказы, давали им оценку.
Третье задание, проект для дизайнеров, предполагало создание рисунка формата 15 на 15 см для выставки «Музыка в художественном искусстве», причем были заданы те же произведения, что и у музыкантов. Для дизайнеров была разработана методическая памятка с заданием и понятными им объяснениями и комментариями, касающимися структуры, тональной окраски, композиции, темпа произведений. Руководствуясь памяткой, студенты создали свои рисунки с изображением абстрактных красочных образов на основе музыкальных фрагментов,
после чего была проведена выставка работ и коллективный анализ соответствия результата работы заданию.
Контрольный подблок рассредоточен по всему тренинговому модулю и нацелен на формирование адекватной самооценки студентов и развития их рефлексивности (личностно-рефлексивный компонент готовности к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства) и предполагает самостоятельный и групповой анализ хода и результатов имитационно-моделирующих игр, мозгового штурма, творческих проектов.
Третий, ключевой, модуль подготовки учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства - практический, проходил на базе учреждений культуры и включал компоненты: установочная консультация (даются инструкции и задания для освоения модуля), практическая работа (волонтерская работа в учреждении культуры на основе памяток по коммуникативному и организаторскому направлениям), самостоятельная работа (такие задания, как наблюдение и анализ конфликтных ситуаций в учреждении, анализ видов добровольчества в сфере культуры и др.), контроль (самостоятельная и групповая рефлексия волонтерской деятельности по заданным вопросам).
Практический модуль содержит два тематических блока: «Общение» и «Организация мероприятия». Данные блоки подразделяются на основе различных видов деятельности добровольцев в сфере культуры.
В рамках подблока «Установочная консультация» студенты получают разработанные автором исследования задания для практической (реализация просветительского, творческого, маркетингового, организаторского видов деятельности в учреждении культуры) и самостоятельной работы (выполнение заданий на развитие коммуникабельности, рефлексивности) в рамках блоков «Общение» и «Организация мероприятия». Основные методы - рассказ для описания основных заданий и беседа для общения со студентами по интересующим их вопросам, форма подблока - консультация.
Подблок «Практическая работа» предполагает применение практического метода обучения, непосредственной работы в учреждении культуры согласно выданному студентам алгоритму на установочной консультации (Свердловский областной краеведческий музей, Свердловская филармония и др.), синтез и реализацию всех компонентов готовности учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства.
В данном подблоке форма внеаудиторной работы - мероприятие (включает все виды концертов, выставок, проектов, в процессе подготовки и проведения которых принимают участие волонтеры).
В рамках блока «Общение» студенты профиля «Культурология» выполняли практическое задание, разработанное автором, направленное на включение в творческий процесс детей во дворах во время акции, организованной Управлением культуры Администрации города Екатеринбурга, посвященной Году культуры в России. Студенты должны были проконсультировать детей, обсудить с ними тему работы, показать приемы рисования, а затем организовать выставку работ для прохожих.
В рамках блока «Организация мероприятий» культурологи принимали участие в монтаже выставки «Искусство путешествий» в Свердловском областном краеведческом музее, а также в организации и проведении IV ежегодного фестиваля любителей истории «День Грифона», разрабатывая культурные маршруты для проведения городской экскурсии по культурно-историческим местам города Екатеринбурга.
В рамках блока «Общение» в период с ноября 2014 г. по февраль 2015 г. студенты-музыканты и дизайнеры в рамках волонтерских проектов музыкальной направленности в Свердловской филармонии получили задание провести социологическое исследование желаемого репертуарного наполнения концертов на базе филармонии. На установочной консультации получили памятки по проведению опросов, автор совместно со студентами разработал опросные листы для слушателей и алгоритм подсчета и анализа анкет. Музыканты согласно данному алгоритму и информации проводили культурно-просветительские консуль-
тации слушателей во время антрактов и перед концертами, рассказывая посетителям о предстоящих мероприятиях и их исполнителях.
В рамках блока «Организация мероприятий» студенты-дизайнеры получили задание провести фотосъемку творческой встречи с приезжими музыкантами. Музыканты выполняли задание данного блока, оказывая помощь в организации и проведении таких крупных мероприятий, как фестиваль «Bach-Fest 2015».
Подблок «Самостоятельная работа» предполагал самостоятельное выполнение заданий по тематическим блокам «Общение» и «Организация мероприятия», полученных на установочной консультации, включающих вопросы, направленные на рефлексию проведенной работы, а также упражнения на развитие коммуникабельности, эмпатии («Наблюдение за конфликтом», «Улыбка)».
Подблок «Контрольный» предполагает проведение личной и групповой рефлексии по вопросам динамики отношения студентов к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства, анализа и оценки собственной работы в учреждении культуры.
Таким образом, методика подготовки учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства способствует формированию художественной культуры, освоению новых методов, приемов и форм, которые можно применять не только в работе с волонтерами, но и в собственной профессиональной деятельности в школе. Как следствие, сами будущие учителя, а затем и школьники под их руководством будут выступать субъектами приобщения населения к лучшим образцам культуры и искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотова Л. В. Основные составляющие педагогического потенциала добровольческой деятельности студентов-будущих специалистов социальной работы // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №7. С. 273-278.
2. Гайсина Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании : монография. Уфа : Ва-гант, 2007.
3. Григорьев И. Н. Волонтерская деятельность как основа формирования гражданской активности молодежи : монография. Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2011.
4. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценнстей // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5. С. 70-73.
5. Краевский В. В. Принципы личностно ориентированного обучения. URL: http://www.eUtarium.ra/2011/07/21/prmcipy_obuchenija.html (дата обращения: 18.01.2015 г.).
6. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Е., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. СПб. : Питер, 2008.
7. Маковей, Н. В. Условия подготовки к волонтерской деятельности в процессе профессионального обучения // Вестник образования : сб. науч.-метод. мат-лов / под общ. ред. Р. К. Санаба-совой. Благовещенск : БГПУ, 2005. Вып. 2. С. 40-47.
8. Матвеева Л. В. Новые подходы к исследованию проблем музыкального образования ребенка в семье // Казанская наука. 2012. № 9. С. 235-237.
9. Меняйлова Т. А. Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников // Актуальные проблемы развития образования в современных условиях: сборник научных трудов / под ред. Т. И. Шалавиной. Новокузнецк : КузГПА, 2008. С. 57- 63.
10. Рошко Г. А. Готовность будущего учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства / / Наука и школа. 2012. №2. С. 40-4411. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х т. Т. 1. М. : Нар. образование, 2005.
12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002.
13. Тагильцева Н. Г. Профессия «учитель музыки» глазами студентов педагогических вузов // Искусство и образование. 2011. № 2 (70). С. 122-130.
14. Тагильцева Н. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры 2011. Т. 92. № 3. С. 134-139.
15. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе : практикоориенти-рованная монография. М. : Новая школа, 2001.
LITERATURE
1. Bolotova L. V. Osnovnye sostavlyayushchie pedagogicheskogo potentsiala dobrovol'cheskoy deyatel'nosti studentov-budushchikh spetsialistov sotsial'noy raboty // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2011. №7. S. 273-278.
2. Gaysina G. I. Kul'turologicheskiy podkhod v pedagogicheskom issledovanii : monografiya. Ufa : Vagant, 2007.
3. Grigor'ev I. N. Volonterskaya deyatel'nost' kak osnova formirovaniya grazhdanskoy aktivnosti molodezhi : monografiya. Tambov : Biznes-Nauka-Obshchestvo, 2011.
4. Kashina N. I., Tagil'tseva N. G. Psikhologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennstey / / Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014. № 5. S. 70-73.
5. Kraevskiy V. V. Printsipy lichnostno orientirovannogo obucheniya. URL: http://www.elitarium.ru/2011/07/21/principy_obuchenija.html (data obrashcheniya: 18.01.2015 g.).
6. Levanova E. A., Voloshina A. G., Pleshakov V. A., Soboleva A. E., Telegina I. O. Igra v treninge. Vozmozh-nosti igrovogo vzaimodeystviya. SPb. : Piter, 2008.
7. Makovey, N. V. Usloviya podgotovki k volonterskoy deyatel'nosti v protsesse professional'nogo obucheniya // Vestnik obrazovaniya : sb. nauch.-metod. mat-lov / pod obshch. red. R. K. Sanabasovoy. Blagoveshchensk : BGPU, 2005. Vyp. 2. S. 40-47.
8. Matveeva L. V. Novye podkhody k issledovaniyu problem muzykal'nogo obrazovaniya rebenka v sem'e // Kazanskaya nauka. 2012. № 9. S. 235-237.
9. Menyaylova T. A. Vozmozhnosti kul'turologicheskogo podkhoda v formirovanii kachestv lichnosti chelo-veka kul'tury u shkol'nikov / / Aktual'nye problemy razvitiya obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh: sbornik nauchnykh trudov / pod red. T. I. Shalavinoy. Novokuznetsk : KuzGPA, 2008. S. 57- 63.
10. Roshko G. A. Gotovnost' budushchego uchitelya muzyki k organizatsii volonterskoy deyatel'nosti v sfere iskusstva // Nauka i shkola. 2012. №2. S. 40-44.
11. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy : v 2-kh t. T. 1. M. : Nar. obrazovanie, 2005.
12. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. za-vedeniy. M. : Akademiya, 2002.
13. Tagil'tseva N. G. Professiya «uchitel' muzyki» glazami studentov pedagogicheskikh vuzov // Iskus-stvo i obrazovanie. 2011. № 2 (70). S. 122-130.
14. Tagil'tseva N. G. Sovremennyy uchitel' muzyki: problemy professional'noy podgotovki / / Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury 2011. T. 92. № 3. S. 134-139.
15. Tret'yakov P. I., Sennovskiy I. B. Tekhnologiya modul'nogo obucheniya v shkole : praktikoorienti-rovannaya monografiya. M. : Novaya shkola, 2001.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева.