ПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ ТЕСТА РОРШАХА
С.В. Смирнова1, канд. техн. наук, доцент Е.В. Лифанова , канд. мед. наук, доцент М.Н. Дятлов1, старший преподаватель
A.Н. Тодорев1, старший преподаватель
B.С. Куликовч2, преподаватель
волгоградский государственный технический университет 2Волгоградский государственный медицинский университета (Россия, г. Волгоград)
Аннотация. Выполнен аналитический обзор современных методик психологического тестирования, которые применяются для изучения темпераментальных, эмоциональных, интеллектуальных и других личностных особенностей человека. В статье представлены результаты анализа доступных литературных источников, рассматривающих отличительные особенности и области применения тестовой методики Роршаха. Проведена процедура психодиагностики личностных особенностей испытуемых с применением ассоциативной методики проективных тестов Роршаха.
Ключевые слова: ассоциативная методика проективных тестов Роршаха, психодиагностика личностных особенностей водителей автотранспорта.
Обязательным условием успешной трудовой деятельности является наличие у сотрудника необходимых для данной профессии важных личностных качеств. Особенности свойств личности субъекта труда должны полностью подходить содержанию его деятельности, в противном случае он не будет соответствовать занимаемой профессиональной должности, и не сможет должным образом справляться с возложенными на него обязанностями.
Наряду с положительными личностными характеристиками существует целый ряд отрицательных характерологических особенностей, наличие которых может привести к нежелательным последствиям для самого сотрудника, так и для трудового коллектива в целом.
В психодиагностических методиках наибольшее распространение получили опросники: Айзенка, Миннесотский многофазный личностный опросник (ММР1), 16-факторный личностный опросник Кет-телла (16-ФЛО), а также тестовые задания: тематической апперцепции (ТАТ), тест Роршаха, фрустрационные картинки Ро-зенцвейга, тест незаконченных предложений и другие [1-3].
Психологическая диагностика (психодиагностика) представляет собой область
психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Это особый вид психологической практики, в ходе которой используются те или иные психологические методы и методики постановки диагноза конкретному человеку. Термин «психодиагностика» вошел в научный обиход после выхода в 1921 году книги Г. Роршаха «Психодиагностика». Первоначальный смысл термина буквально предполагал постановку психиатрического диагноза, нахождение отклонений от нормального функционирования или развития [4, с. 184].
Впервые для обозначения определенной группы методов понятие проекции используется Л. Франком в 1939 г [5, с. 266].
Выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1. Исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей.
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, органи-
зованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую систему и структуру внутреннего мира индивида» [6, с. 35].
В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных данных, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту». Другой недостаток состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их вали-дизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки [7, с. 289].
В середине XX века, когда тест Рорша-ха переживал свой расцвет, его широко использовали в вооруженных силах США, Канады, Англии и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении на руководящие должности в армии и в промышленности. В 1960 г. тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Однако после появления ряда статей, критиковавших отдельные теоретические установки теста, интерес к нему постепенно стал падать. Если в 1954 г. ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составляли 36,4% ссылок на всю психологическую литературу, то в 1968 г. число таких ссылок упало до 11,3% [8, с. 7].
По характеру проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, не зависящим от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключают объективную внешнюю направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа - картины.
Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно на счет субъективных факторов [9, с. 126].
Преподавателями кафедр промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности и начертательной геометрии и компьютерной графики Волгоградского государственного технического университета были проведены экспериментальные исследования психологических особенностей студентов третьего курса имеющих права и управляющих автотранспортными средствами на основе теста Роршаха. Тестовые задания включали десять изображений, называемых «пятнами Роршаха». Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. Изображения предъявлялись в последовательности предложенной автором теста [10]. После внимательного рассмотрения изображения, испытуемому необходимо было ответить на четыре вопроса:
1. На что похоже это пятно?
2. Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям.
3. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?
4. Вид эмоций (варианты ответа): положительные, отрицательные, нет никаких эмоций.
Во время теста испытуемый мог уточнить или дополнить прежние свои ответы. В случаях отсутствия ассоциативных представлений об увиденном изображении допускались частичные интерпретационные ответы или переход к следующему пятну.
В табл. представлены результаты ответов двух респондентов, которые были отнесены коллективным мнением однокурсников, к двум противоположным мировоззренческим группам: оптимистам и пессимистам. По словам студента, который отличается пессимистическими особенностями, он неохотно садится за руль автомобиля и во время движения часто думает об опасности возникновения аварийной ситуации.
Таблица 1. Интерпретация «пятен Роршаха» двумя респондентами, отличающихся значительными мировоззренческими особенностями_
Тестовые таблицы Роршаха Ответы ярко выраженного оптимиста Ответы ярко выраженного пессимиста
Тестовая таблица I 1 .Летучая мышь в полёте. Вверху голова, внизу ноги. Крылья распростёрты. 2.Картина целая, лишних элементов нет. 3.Динамика полёта. 4. Никаких эмоций. 1 .Континенты. Зеркальное отражение карты материка, например, Америка. 2.Картина целая, деталей нет. 3.Статично. 4. Никаких эмоций.
Тестовая таблица II 1 .На полу ковер из шкур медведей. На них разлили вино. 2.Пятна вина. 3.Статично. 4. Никаких эмоций. 1.Две туши убитых медведей без голов. Лежат вместе, соприкасаются лапами. У каждой туши отрублена нога. 2.Красные пятна у ушей туш медведей это кровь медведей 3.Статично. 4. Никаких эмоций.
Тестовая таблица III 1 .Человеческие фигуры. Два человека, идущих на встречу. Слева - мужчина, справа - женщина. В руках сумки. Красные пятна по бокам символизируют эмоции удивления, красное пятно посередине - радость встрече. 2.Два человека. 3.Люди идут на встречу друг другу. 4.Никаких эмоций. 1.Человеческие фигуры. Два бесполых человека, лежат на земле, около головы пятна крови. В руках держат кувшины. Между ними пятно крови в виде бантика. 2.Два человека 3.Статично 4.Никаких эмоций
Тестовая таблица IV 1.Голова живого барана, который смотрит на зрителя. Вид спереди. 2.Картина целиком, деталей нет. 3.Статично. 4. Никаких эмоций. 1.Голова мёртвого животного. Животное - овца. Глаза закрыты. 2 Цельному восприятию картины мешают два светлых пятна. 3.Статично. 4. Никаких эмоций.
Тестовая таблица V 1 .Летучая мышь в полёте. Голова вверху, лапки внизу, крылья раскрыты. 2.Картина целиком, деталей нет. 3.Динамика полёта. 4. Никаких эмоций. 1.Бабочка в гербарии. Голова вверху, ножки внизу. 2.Картину вижу целиком, деталей нет. 3.Статично. 4. Никаких эмоций
Тестовая таблица VI 1 .Две шкуры бобров. Головы внизу. 2.Картина целиком, деталей нет. 3.Статично. 4.Никаких эмоций. 1.На полу лежит шкура мехового животного. Голова внизу. Шкура разрезана пополам. 2.Картину вижу целиком, деталей нет. 3.Статично. 4. Никаких эмоций.
Тестовая таблица VII 1.Два живых зайца. Лежат. Прижались друг к другу хвостиками. Уши вверх, мордочки повёрнуты друг к другу. 2.Картина целиком, деталей нет. 3.Статично. 4.Нет эмоций. 1 .В целом картину не вижу. 2.Рукоятка меча внизу, лезвие которого не видно, уходит вверх. 3.Статично. 4.Нет эмоций.
Тестовая таблица VIII 1. Повседневная корона принцессы. Основание внизу. 2. Картина целиком, деталей нет. 3. Статично. 4. Никаких эмоций. 1. Мотылёк. Наверху голова, по бокам крылышки. Мотылёк засушен, например, в гербарии. 2. Картина целая, деталей нет. 3. Статично. 4. Никаких эмоций.
Тестовая таблица IX 1 .Бабочка, приземлившаяся на цветок. Головка в верхней части рисунка. Бабочка зеленая. 2.Картина целиком, деталей нет. 3.Статично. 4. Никаких эмоций. 1 .Корона императора. 2.Картина целая, деталей нет. 3.Статично. 4. Никаких эмоций.
Тестовая таблица X 1 .Южный пляж. В центре водоём, по бокам два питона, которые приползли на водопой. Жёлтое - одногорбый верблюд. Два синих пятна - две пальмы. 2.Мне мешает красный цвет питонов. Если бы цвет был, к примеру, зеленый, то, возможно, картина воспринималась как два крокодила, которые приползли на охоту. 3.Статика. 4.Нет эмоций. 1 .В целом картину не вижу. 2.Две ветки дерева. Сверху древовидное основание, внизу красный листок. Желтое сдвоенное пятно это птичка. 3.Статично. 4.Нет эмоций.
Проанализировав ответы двух респондентов можно сделать вывод, что исследуемая проективная методика Роршаха способна раскрывать психологические особенности человека и после более подробной обработки результатов ответов всей контрольной группы испытуемых можно будет более детально обсудить зависимости восприятия пятен Роршаха и отдельными личностными характеристиками человека. По мнению психологов, оптимизм помогает в сложных жизненных ситуациях и влияет на успешность в различных сферах человеческой деятельности. Пессимисты часто теряются при обнаружении опасности и впадают в депрессию. Подобными качествами не должны обладать профессиональные водители автотранспорта из-за высокой ответственности и эмоциональных нагрузок в процессе трудовой деятельности. Можно предположить, что применение теста Рошаха на этапах профориентации, профессионального отбора и профдифференциации поможет выявлять лиц, чьи психофизиологические и личностные качества не соответствуют выбранной профессии.
После выхода книги Г. Роршаха, отече-
жили исследования десяти зрительных стимулов для исследования отдельных свойств личности. Авторы предпринимали попытки оригинальных трактовок теста Роршаха с анатомо-физиологической, психологической, психофизиологической, художественной позиций. Однако следует заметить, что в некоторых литературных источниках и электронных ресурсах в сети интернет, посвященных работе Роошаха, наблюдаются значительные отклонения от традиционной психологической трактовки автора теста. Были обнаружены цветовые различия зрительных стимулов в интерпретациях различных авторов, и порядковые номера зрительных стимулов отличались от оригинальной последовательности тестовой таблицы.
Тест Роршаха позволяет выявлять личностные качества человека и его эмоциональные состояния путем восприятия и интерпретации им «чернильных пятен». Эмоции, чувства, переживания, а также интеллектуальные, перцептивные и моти-вационные составляющие человека проецируются в интерпретационных ответах испытуемых в различные формы, цвета, объекты живой и неживой природы.
ственные и иностранные ученые продол-
Библиографический список
1. Значимость и методы диагностики психологических качеств будущих водителей пассажирского автотранспорта на этапе профессионального отбора / С.В. Смирнова, К.О. Долгов, М.Н. Дятлов, Е.Е. Родин // Современные тенденции технических наук: матер. III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.) / Журнал «Молодой учёный». - М., 2014. - C. 66-68.
2. Современные методики психологической диагностики специалистов ответственных и опасных профессий / С.В. Смирнова, Н.А. Овчар, Е.В. Лифанова, А.Н. Тодорев, М.Н. Дятлов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №2 (ноябрь). - C. 50-54.
3. Исследование и разработка технических решений квалификационных требований для водителя пассажирского автотранспорта / С.В. Смирнова, Ю.Я. Комаров, Р.А. Кудрин, А.Н. Тодорев, М.Н. Дятлов // Научные труды SWorld. - 2016. - Вып. 45, т. 1 «Транспорт. Технические науки». - C. 39-47.
4. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М.. ПЕР СЭ, 2001 - 511 с.
5. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 375 с.
6. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во Моск. унта, 1980. - 176 с.
7. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред.М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003. - 652 с.
8. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л.Н. Собчик. - СПб.: ООО «Каскад», 2005. - 240 с.
9. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. -416 с.
10. Роршах, Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Пер. с нем. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 336 с.
PROJECTIVE DIAGNOSTICS PERSONAL FEATURES VEHICLE DRIVERS ON THE EXAMPLE RORSCHACH TEST
S.V. Smirnova1, candidate of technical sciences, associate professor
E.V. Lifanova2, candidate of medical sciences, associate professor
M.N. Dyatlov1, senior lecturer
A.N. Todorov1, senior lecturer
V.S. Kulikovich, lecturer
Volgograd state technical university
2Volgograd state medical university
(Russia, Volgograd)
Abstract. Completed analytical review of modern techniques ofpsychological tests, which are used for the study of temperamental, emotional, intellectual, and other personal characteristics of man. The article presents an analysis of the available literature, considering the characteristics and the application of the Rorschach test methods. Spend procedure psychodiagnostics of personality characteristics of the subjects using associative technique of projective test Ror-schach.
Keywords: associative technique of projective test Rorschach, psychodiagnostics of personality characteristics of motor transport drivers.