ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.937.24
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ ВИЗУАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
В.М. Бызова, Е.И. Перикова
Рассматриваются результаты эмпирического исследования роли полезависимо-сти-поленезависимости в восприятии неопределенных визуальных стимулов на примере пятен Роршаха. В исследовании приняли участие представители финно-угорского и русского этносов. Выявлены кросс-культурные особенности преодоления перцептивной неопределенности в выборке студенческой молодежи.
Ключевые слова: визуальная неопределенность, когнитивные стили, полезави-симость-поленезависимость, пятна Роршаха, кросс-культурная психология.
Психология неопределенности является актуальным направлением современных когнитивных исследований. В настоящее время изучению неопределенных стимулов различной модальности, в частности зрительных, уделено особое внимание, поскольку они несут основную информацию о мире, а зрительный образ является ведущей образующей картины мира [9]. Преодоление визуальной неопределенности связано с пониманием процессов восприятия, обеспечивающих правильную идентификацию фигур, интерпретацию внешних стимулов и принятие решения в неоднозначных ситуациях. Неопределенность в решении перцептивных задач на зрительный поиск имеет разнообразные формы. Одной из форм является зашумленность стимулов или низкое качество сенсорно-перцептивных данных, а другие формы, в частности двусмысленность или конфликт между перцептивными данными, могут приводить к ошибкам в принятии решений. В когнитивной психологии более всего исследованы два типа задач на преодоление зрительной неопределенности: фрагментарные и иллюзорные изображения. В изучении механизмов восприятия фрагментарных фигур доминируют два дополняющих подхода: выделение простых и специфических признаков и определение крупных деталей изображения для выделения признаков гештальта. В зависимости от задачи и сложности изображения наблюдатель принимает решение о нем либо по отдельным специфическим для данного изображения признакам, либо по целостной структуре.
Зрительная система человека зачастую имеет дело с неполной и за-шумленной информацией. У людей не всегда есть возможность в реальных условиях рассмотреть интересующий объект со всех сторон, а ряд предметов мы видим фрагментарно. Однако человек быстро ориентируется и принимает правильные решения. Мы узнаем близких людей в толпе незнакомцев, можем отличить персик от яблока в витрине магазина. По мнению ряда авторов, потенциальная возможность двоякого толкования и неопределенность понимания — это характерная особенность многих визуальных событий и для эффективной адаптации к среде организм должен регулярно решать эту неоднозначность (Andrews, Schluppeck, Homfray, Matthews, & Blakemore, 2002; Medin, Ross, & Markman, 2001; Rock, 1975). До сих пор недостаточно изучены фундаментальные психологические механизмы, лежащие в основе принятия решений в ситуациях перцептивной неопределенности. Современные теории о гибкой модели восприятия Toppino T. C., Long G. M. (2005г.), а также отечественные исследования А.И. Худякова (2000г.), посвященные анализу обобщенного образа, А.Ш. Тхостова (2002г.) о роли скрытой категориальной сети в восприятии сигналов отражают значение в перцепции не только характеристик стимула, но и психических процессов[13,14,16,18,20].
Одним из психологических феноменов, характеризующих личностные и познавательные особенности человека, является понятие когнитивного стиля. Когнитивные стили - это индивидуальные особенности процессов приема и переработки информации человеком, которые устойчиво проявляются при решении познавательных задач (Witkin et al., 1954; Ragan et al., 1979; Ford et al., 2002; Hough, 2005 и др.) [19]. В.М.Аллахвеpдов, отталкиваясь от понятий когнитивной психологии, определяет когнитивный стиль как "совокупность критериев предпочтения" личности для построения своего образа мира [1]. О.К Тихомиров и Т.В. Корнилова в своих исследованиях пришли к выводу, что когнитивный стиль является индивидуальным подходом к решению познавательных задач «именно в условиях неопределенности и роли «ядра» индивидуальных стилей при первичном приспособлении к новым условиям» [7, с. 92].
Когнитивный стиль полезависимость-поленезависимость (ПЗ-ПНЗ) является самым изученным и характеризует предрасположенность человека к определенной стратегии обработки информации. Поленезависимые испытуемые склонны вычленять части организованного перцептивного поля в структуре другого поля, а полезависимые не склонны расчленять перцептивный материал и поэтому попадают в зависимость от целого поля. Наиболее яркие различия между полезависимыми и поленезависимыми проявляются в особенностях восприятия. Для поленезависимых воспринимаемая ими "картинка" значительно более структурирована, чем для поле-зависимых. Это проявляется в том, что для первых объект и качества объ-
екта воспринимаются самостоятельно, отдельно от других объектов и качеств.
На рубеже XX - XXI веков в мире активизировались этнические процессы, превратившись в явления «этнического ренессанса», которое детерминировано глобальными кризисными ситуациями общества. Н. М. Лебедева подчеркивает понимание сути этнического разделения людей как имеющего информационную или когнитивную природу [5,8]. Кросс-культурная психология - это одна из стратегий в исследованиях, направленная на поиск сходства и различия между культурами в сфере психического. Одна из проблем состоит в сравнительном исследовании показателей развития познавательных процессов в разных культурах. По мнению Д. Мацумото, «Кросс-культурные исследования не только проверяют сходства и различия в поведении, но так проверяют возможные недостатки наших традиционных знаний путем изучения людей из различных культур. В своем наиболее широком виде кросс-культурный подход относится к пониманию психологических принципов либо как универсальных, либо как культурно-специфических»[10, с. 59].
Целью нашего исследования является выявление этнических особенностей преодоления визуальной неопределенности.
Задачи исследования:
1.Выявить уровень когнитивного стиля поленезависимость-полезависимость в выборках коми и русских.
2. Изучить параметры теста Роршаха в выборках коми и русских.
3. Выявить связи показателей полезависимости-поленезависимости с параметрами теста Роршаха.
4. Проанализировать комментарии респондентов в процессе восприятия пятен Роршаха.
Мы предположили, что представители коми и русского этносов в процессе восприятии неопределенных стимулов, в частности пятен Рорша-ха, используют ресурсы характерных для них когнитивных стилей.
Методы и методики исследования. В работе использовался тест Роршаха, а также тест АКТ-70 К.У. Эттриха в адаптации Шкуратовой на изучение когнитивного стиля полезависимости-поленезависимости. Математическая обработка данных осуществлялась с использованием метода Стьюдента (критерий Ливиня) и корреляционного анализа (метод Спирме-на).
В работе использовался также письменный опрос и контент-анализ комментариев в процессе восприятия пятен Роршаха. Использование пятен Роршаха в качестве неопределенных стимулов может быть обосновано следующим. С помощью теста Роршаха можно создать экспериментальную модель, в которой проявляются те же индивидуальные особенности образов восприятия и представлений, которые типичны для индивида в реальной жизни. Человек воспринимает стимулы так же, как он восприни-
мает реальность, а характер отражения реальности, его «образ мира» является глубинной основой его личности.
Преодоление визуальной неопределенности мы рассматриваем, как способность респондентов идентифицировать, представить и объяснить предлагаемые чернильные пятна. В критериях процесса преодоления зрительной неопределенности мы используем категории, выделенные Г. Рор-шахом, для обработки каждого ответа: во-первых, определение локализации ответа (где видит испытуемый то, что он видит, на какие участки пятна он реагирует); во-вторых, детерминация ответа (какие свойства стимула определили ответ); в третьих, содержание ответа (что именно видит испытуемый, с какими реальными предметами он ассоциирует стимул). В качестве факторов преодоления зрительной неопределенности были использованы следующие параметры теста Роршаха: целостность, детализация, движение, оригинальность, продуктивность и цвет. В нашем исследовании мы расширили материал для анализа и добавили письменные комментарии респондентов, касающиеся особенностей восприятия конкретных карт (цветных и черно-белых). Комментарии, по нашему мнению, дополняют понимание специфики процесса преодоления зрительной неопределенности, скрытой в пятнах Роршаха[2,10,11,12].
Целостные ответы, по мнению исследователей, представляют собой обобщенное ментальное отношение при встрече с неопределенностью (неизвестностью). Целостный ответ включает в себя когнитивный механизм и аффективную установку [12, с. 40-41]. Фактор целостности является одной из составляющих процесса мышления и представляет собой тенденцию воспринимать вещи в их комплексе (как группа элементов в целостном ансамбле). В целостных ответах проявляются конкретные, четко выделенные элементы.
Ответы на движение включали динамические взаимоотношения между персонажами. Согласно авторам новейших исследований, показатели движения отражают творческое воображение, зрелость и осознание собственной внутренней жизни [12, с.80].
Показатель цвета характеризуется наличием в ответах респондентов параметров свето-тени и цвета в восприятии пятен. Цветовые ответы, согласно Роршаху, "показывают меру эмоциональной лабильности", служат индикатором впечатлительности и возбудимости, могут означать пассивность реакций и тенденцию респондентов следовать за внешней стимуляцией [12, с. 119-121]. Интерпретации теста Роршаха сходятся на том, что светотеневые ответы указывают на осторожность, боязливость, определенное чувство дискомфорта, пониженную или сдерживаемую эффективность, результатом которой являются тревога и ограничение связей с окружением. Гипотеза о связи между реакцией на цвет и эмоциональностью респондентов была предложена в работах А.М Эткинда: «чем более велико эмоциональное, субъективное содержание психического образа,
тем более выражен в его чувственной ткани цвет как адекватный код этого содержания» [18, с. 112].
Показатель детальных ответов включает два параметра: опознавание крупных и мелких деталей в пятнах. Большинство исследователей рассматривает крупные детали как меру здравого смысла, рассудочности, поиска способов адаптации к требованиям внешнего мира, а также как показатель социальности, легких контактов с окружающей действительностью. Выбор мелких деталей может отражать рациональный склад ума, педантичность. Ответы имеют значение личностной характеристики или аффективной черты, может быть проявлением осторожности с элементами тревоги [12, с.55 - 60].
Оригинальный характер ответов, согласно Роршаху, «встречается не чаще, чем один раз на сто случаев у здоровых испытуемых». Оценка оригинальности ответов в нашем исследовании основана на личном опыте анализа данных теста Роршаха в разных выборках [13, с. 173].
Параметр продуктивности отражается в общем количестве ответов. Средняя продуктивность в нашем исследовании от 25 до 35 ответов в протоколе. Высокий уровень продуктивности может означать легкость воображения, а низкая продуктивность может отражать усталость, нехватку средств выражения и тревожность [11, с. 36 - 37].
Процедура исследования.
До начала группового тестирования был установлен позитивный психологический контакт, затем объявлялась цель исследования. На первом этапе предъявлялись карты Роршаха с краткой инструкцией: «На что это похоже? Чем бы это могло быть?». После завершения работы с картами респондентам предлагалось дать комментарии, описав собственные эмоциональные реакции на процесс восприятия. На втором этапе предлагался тест на выявление уровня полезависимости-поленезависимости. На третьем этапе исследования с целью уточнения полученных данных проводились индивидуальные беседы.
Выборка
В исследование приняли участие 135 студенток первых курсов психологических факультетов Сыктывкарского и Санкт-Петербургского государственных университетов в возрасте 18-20 лет (средний возраст - 19,5 лет). Выборку представителей финно-угорского этноса составили 35 девушек коми национальности, а группу сравнения - 100 девушек русской национальности.
Результаты и их обсуждение Прежде всего, рассмотрим комментарии респондентов, которые показали заинтересованность участников в исследовании, их включенность в процесс преодоления визуальной неопределенности. Выявлен общий для разных этносов когнитивно-оценочный характер комментариев. В целом представители коми и русского этноса в своих комментариях отмечали
позитивное восприятие пятен, глубокий интерес и легкость имажинации в отношении хроматических карт: «заставляли думать», «возбуждали воображение», «вызывали удивление».
Рассмотрим комментарии в процессе восприятия ахроматических пятен. Обнаружено сходство в процессе создания образов у 33 % респондентов, которые отмечали легкость и интерес в восприятии карт. Типичный ответ сводился к следующему высказыванию: «легче возникали образы на черные и серые пятна; сначала пыталась воспринять фигуру в целом, но если не получалось, вглядывалась в детали». Однако 30 % респондентов испытывали негативные переживания: страх, тревогу, грусть, подавленность гнетущее впечатление, отвращение: «все вызывало некий страх, отчуждение, недоверие, агрессию».
Восприятие цветовых пятен, несмотря на их сложность, сопровождалось воодушевлением, интересом, повышением настроения. Однако в ряде случаев подчеркивались неприятные переживания, утомление, раздражение: «некоторые цветные больше пугали»; «не удалось увидеть целостной картины»; «не понравилось сочетание черного и красного»; «стало сложнее, появилось ощущение, что я вывернула душу и мозги наизнанку, появилась усталость»; «цветные пятна всегда распадались на образы»; «образы появлялись с трудом, так как сложно было оценить картину в общем - видно лишь детали»; «собственные ассоциации кажутся странными, возникает чувство мистики и тревоги; к концу голова стала тяжелой»; «внутри было пусто»; «стала кружиться голова и настроение ухудшилось».
Анализ комментариев и показателей восприятия цветных пятен отражает, на наш взгляд, наличие цветового шока у ряда респондентов. Цветовой шок проявился в резком снижении количества ответов, а также в появлении психофизиологических реакций в виде усталости, появления чувства тревоги, неуверенности, раздражения и головокружения. Выявленные особенности могут отражать проблемы преодоления визуальной неопределенности, неспособность справиться с ситуацией резкого изменения ахроматических стимулов на хроматические в поле восприятия, что способствовало негативным психоэмоциональным проявлениям.
Рассмотрим уровень полезависимости-поленезависимости в разных выборках. Показатели поленезависимости оказались более выражены в выборке коми ^=2,63, MS=0,553) по сравнению с выборкой русских (М=2,42; MS=0,259). Обнаружены значимые различия показателей ПЗ-ПНЗ в группах русских и коми (Кр. Ливиня=1,639, p=0,203; 1=-2,06, p=0,041). Полученные данные отражают широкий разброс показателей выборки коми, в которой встречались как склонные к поленезависимому полюсу, так и к полезависимому полюсу. Вызывает интерес высокий уровень поленезависимости, обнаруженный у ряда представительниц коми этноса, что может свидетельствовать в целом о тенденции к высокому интеллекту-
альном уровне. Однако в этой выборке встречались респондентки, характеризующиеся ярко выраженным полезависимым когнитивным стилем. Полученные данные, по нашему мнению, могут быть связаны с ригидностью мышления и с установкой однотипного решения задач [3,4].
В выборке русских респонденток выявлен средний уровень полеза-висимости-поленезависимости без крайних показателей к какому-либо полюсу когнитивного стиля.
Рассмотрим средние показатели параметров теста Роршаха в разных выборках (табл. 1).
Таблица 1
Показатели параметров теста Роршаха (М±М8)
Продук- Целост- Цвет Движение Крупные Мелкие де-
тивность ность детали тали
М МБ М МБ М МБ М МБ М МБ М МБ
Рус- 3,22 0,40 3,81 0,20 2,73 1,08 2,65 1,8 3,79 2,1 1,93 0,70
ские
Коми 1,06 0,08 3,85 0,10 3,7 0,50 1,94 1,70 3,85 0,2 0 3,5 0,30
Следует отметить, что все показатели значимы на уровне тенденции. Продуктивность у коми (М=1,06, МБ=0,80) оказалась менее выраженной по сравнению с русской выборкой (М=3,2, МБ=0,40); показатель цвета в выборке коми (М=3,70, МБ=0,50) был более выражен по сравнению с русской выборкой (М=2,73, МБ=1,08); показатель движения у коми (М=1,94, МБ=1,70) по сравнению с русскими (М=2,65, МБ=1,8) был менее выражен; показатель детализации прежде всего мелкие детали у коми (М=3,50, МБ=0,30) был более выражен по сравнению с русскими (М=1,93, МБ=0,70).
Рассмотрим данные корреляционного анализа показателей ПЗ-ПНЗ с параметрами теста Роршаха, которые представлены на рис. 1 для выборки коми этноса и рис. 2 для выборки русских.
Рис. 1. Коэффициенты корреляций когнитивного стиля ПЗ-ПНЗ и параметров теста Роршаха в выборке коми этноса (значимыеразличия при р<0,05)
Из рис. 1 можно видеть, что в выборке представителей коми этноса с ростом показателя поленезависимости увеличивается число ответов на движение ^=0,645, p<0,01), а также продуктивность ^=0,391, p<0,05). Полученные данные свидетельствуют о ведущей роли творческого воображения, самосознания и ментальной работоспособности в преодолении визуальной неопределенности.
Рис 2. Коэффициенты корреляций когнитивного стиля ПЗ-ПНЗ и параметров теста Роршаха в выборке представителей
русского этноса (значимые различия — при р<0,05)
Из рис. 2 можно видеть, что поленезависимость в выборке русских связана практически со всеми выделенными параметрами теста Роршаха. Поленезависимые респонденты отличаются большей оригинальностью ответов ^=0,497, p<0,05), целостностью представленных образов ^=0,458, p<0,05), продуктивностью ^=0,552, p<0,05) и динамичностью ^=0,668, p<0,05) ответов. В отличие от коми выборки русские респонденты обнаружили больше значимых корреляций. Полученные данные отражают наличие большего спектра ресурсов для преодоления визуальной неопределенности по сравнению с коми.
Выводы
Научная новизна нашего исследования состоит в выяснении важной роли когнитивного стиля поленезависимость в целом решении задач и в процессе преодоления визуальной неопределенности на примере представителей финно-угорского и русского этносов.
В обеих выборках обнаружено как сходство, так и специфика в преодолении неопределенных визуальных стимулов. Сходство состоит в том, что поленезависимые субъекты более успешны в преодолении неоднозначности визуального пространства, а специфика выборок состоит в широте используемых русскими респондентами ресурсов преодоления, которые проявились в показателях параметров теста Роршаха.
Комментарии отличались эмоционально-оценочным характером, а также проявлением психофизиологических симптомов и телесных реакций (тревога, беспокойство, усталость, головокружение).
Перспективы дальнейших научных разработок могут быть связаны с развитием этнопсихологических исследований представителей финно-угорского этноса в области когнитивной науки.
Список литературы
1. Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания.// Когнитивные стили /под ред. В.А. Колга. Таллин: ТПИ, 1986. С. 17-20.
2. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб, 1992. 200 с.
3. Бызова В.М. Психология этнических различий в самосознании коми и русских. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1997. 83с.
4. Бызова В.М. О восприятии пятен Роршаха и типе переживания молодежи // Современные проблемы психодиагностики: материалы межвузов. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2012 г. / под общ. ред. проф. И.А. Воронова. СПб.: Санкт-Петербург. ин-т. психологии и акмео-логии, 2012. С. 107-110.
5. Егорова А.И. Этническая психология. Якутск.: Изд-во СевероВосточного федерального университета, 2011. 158 с.
6. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990. 192 с.
7. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию М.: Ключ-С, 1999. 224с.
8. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. №3. С. 90-102.
9. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 2003. 718 с.
10. Проективная психология/ пер. с англ. М.: Апрель Пресс,. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
11. Рауш де Траубенберг Н.К. Тест Роршаха: практическое руководство / пер. с франц. М.: Когито-Цент, 2005. 255 с.
12. Роршах Г. Психодиагностика. М.: Когито-Центр, 2003. 336 с.
13. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с.
14. Худяков А.И. Обобщенный образ как предмет психофизики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 220 с.
15. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384с.
16. Чекалина А.И. Когнитивно-стилевые особенности решения сенсорных задач: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 24с.
17. Эткинд А. М. Тест Роршаха и структура психического образа // Вопросы психологии. 1981 № 5. С. 106-115.
18. Toppino T. C., Long G. M. Top-Down and Bottom-Up Processes in the Perception of Reversible Figures: Toward a Hybrid Model Dynamic Cognitive rocesses, 2005. Р. 37-58.
19. Kozhevnikov M. Cognitive Styles in the Context of Modern Psychology: Toward an Integrated Framework of Cognitive Style Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. No. 3. Р. 464-481.
20. Lochmann T. Uncertainty in neural perceptual systems. University of Leipzig. 2007. Р. 1-150.
Бызова Валентина Михайловна, д-р психол. наук, проф., vbysova@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет,
Перикова Екатерина Игоревна, аспирант, chikurovaEI@,gmail. com, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет.
STUDY OF THE ROLE OF COGNITIVE STYLES IN OVERCOMING THE VISUAL UNCERTAINTY: CROSS-CULTURAL ASPECTS
V.M. Byzova, E.I. Perikova
The article discusses the results of empirical research of the role of field dependence-field independence in the visual perception based on the example of Rorschach test. The study involved the representatives of Finno-Ugric and Russian ethnic groups. The authors identified the cross-cultural differences in overcoming the perceptual uncertainty among the selected students.
Key words: visual uncertainty, cognitive styles, field dependence-field independence, Rorschach test, cross-cultural approach.
Byzova Valentina Mikhailovna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, vby-sova@mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Saint Petersburg State University,
Perikova Ekaterina Igorevna, post-graduate student, chikurovaEI@,gmail.com, Russia, Saint Petersburg, Saint Petersburg State University.