_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 37.32
Виноградова Татьяна Игоревна
Специалист по комплексному развитию детей, Детский центр «Маленькая школа для маленьких», [email protected], Челябинск
взаимосвязь креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников
Аннотация. В статье приведены результаты исследования взаимосвязи креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников с целью выявления и уточнения структуры, сущности и содержания понятия «креативность». Главный вывод проведенного исследования заключается в том, что креативность имеет устойчивую, статистически значимую взаимосвязь с некоторыми индивидуально-личностными особенностями: доминантность, беспечность, мягкосердечность, мечтательность, радикализм, самодостаточность и импульсивность. Это позволяет нам рассматривать креативность не как процесс, а как способность, входящую в структуру личности, что, несомненно, следует учитывать педагогу при организации учебного процесса.
Ключевые слова: креативность, индивидуально-личностные особенности, развитие креативности, взаимосвязь, старшеклассники.
В XXI в. большинство профессий требуют от человека гибкости и подвижности мышления, оригинальности и нестандартности предпринимаемых действий. В связи с этим особенно важной является задача развития креативности у старшеклассников, будущих полноправных членов общества, формирование их творческого потенциала. В настоящее время выполнены фундаментальные исследования по психологии и педагогике творчества, заключающиеся как в трактовке самого понятия «креативность», так и в определении ее места в структуре личности (Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу, В. Н. Дружинин и др.), уровня осознанности проявлений креативности (Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев и др.), источников и условий ее развития (Т. А. Сидорчук, И. И. Томилова, З. В. Денисова и др.), зависимости креативности от личных характеристик (Ф. Баррон, Д. Эрк и др.), соотношения интеллекта и креативности (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Д. Б. Богоявленская, В. М. Ру-салов и др.), роли рефлексии в творческом мышлении (С. Б. Степанов, И. Н. Семенов, Н. Г. Алексеев и др.). Однако в настоящий момент среди исследователей сохраняются серьезные разногласия по поводу сущности креативности, что существенно затрудняет процесс разработки тактики и стратегии педагогической деятельности, имеющей целью развитие вышеуказанной способности.
В энциклопедическом справочнике по
психологии креативность трактуется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [8, с. 321]. Важным этапом в изучении понятия «креативность» были работы Джоя Пола Гилфорда (Joy Paul Guilford), который выделил несколько гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность [3; 11]. Это:
- беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);
- гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
- оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);
- любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других) и др.
В 1967 г. Гилфорд объединил данные характеристики в одно понятие - «дивергентное мышление». Оно рассматривалось, в противоположность конвергентному (логическому и однонаправленному), как творческое, идущее одновременно в разных направлениях и отступающее от логики [5, с. 173; 6; 11]. М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, Н. П. Щербо и другие по-
PSYCHOLOGICAL RESEARCHES
нимают под креативностью определенный уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. При этом данная характеристика видится исследователями как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям [5; 10].
С. С. Степанов считает необходимым говорить о креативности не как о творческой способности, а как о способности к творчеству, поскольку это понятия, хотя и очень близкие, но не идентичные. Творческие способности, по его мнению, как правило, носят очень определенный характер в приложении к конкретному творчеству (литературному, музыкальному, художественному и т. д.), креативность же может распространяться на все сферы человеческой деятельности [Приводится по: 4]. Д. Б. Богоявленская отрицает наличие творческих способностей как таковых и говорит о креативной активности личности, присущей всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, изобретателям и т. п. [1; 2].
Таким образом, креативность в науке рассматривается как психический процесс (в качестве синонима творческого (дивергентного) мышления), как личностная характеристика и как способность.
С целью уточнения сущности и содержания понятия «креативность», а также его взаимосвязи с индивидуально-личностными особенностями нами было организовано исследование, в котором приняли участие 30 старшеклассников в возрасте 15-16 лет. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе с помощью сокращенного варианта теста креативности МТТМ («Миннесотский тест творческого мышления») Э. П. Торренса (задание «Закончи рисунок») исследовались особенности креативности старшеклассников. Второй этап исследования включал в себя диагностику индивидуально-личностных особенностей испытуемых при помощи теста Кеттела (модификация «16 ЛФ», которая представ-
ляет собой русскоязычный вариант теста «16РР»). На этапе обработки полученных данных использовались методы математической статистики (расчет среднего арифметического, стандартного отклонения; коэффициент линейной корреляции Пирсона).
Согласно проведенному исследованию, старшеклассники с высоким уровнем креативности обладают следующими индивидуально-личностными особенностями (на уровне 0,01 %):
1) доминантность (фактор Е, г, = 0,51); основные качества: властность, самоуверенность, неуступчивость, напористость, конфликтность, агрессивность, упрямство, независимость, своенравность, потребность в восхищении и др.;
2) беспечность (фактор Г, г, = 0,68); основные качества: жизнерадостность, восторженность, невнимательность, импульсивность, разговорчивость, подвижность, беззаботность, откровенность, лидерство, значимость социальных контактов, энергичность, искренность в отношениях, эмоциональность, энтузиазм и др.;
3) мягкосердечность (фактор I, г, = 0,61); основные качества: зависимость, сверхосторожность, нежность, способность к эмпатии и пониманию, потребность во внимании со стороны окружающих, стремление к покровительству, суетливость, навязчивость, чувствительность, склонность к романтизму, утонченность, терпимость к себе и окружающим, артистичность, жеманность, женственность и др.;
4) мечтательность (фактор М, г, = 0,72); основные качества: идеалистичность, бо-гемность, богатое воображение, увлеченность внутренними иллюзиями, рассеянность, высокий творческий потенциал, поглощенность своими идеями, неуравновешенность и др.;
5) радикализм (фактор 01, г, = 0,53); описание личности: аналитик, экспериментатор, свободомыслящий, либерал, критически настроенный, проявляющий терпимость к неудобствам, на веру ничего не принимает, не доверяет авторитетам, характеризуется наличием интеллектуальных интересов;
6) самодостаточность (фактор 02, г, = 0,62); основные качества: самостоятельность, находчивость, независимость от
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 3 / 2015
151
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
группы, склонность к господству;
7) импульсивность (фактор Q3, rS = - 0,52); описание личности: неточный, небрежный, плохо контролируем, не считается с общественными правилами, невнимателен и неделикатен, следует своим побуждениям, недисциплинирован, ему присуща внутренняя конфликтность представлений о себе.
Таким образом, данное исследование подтверждает наличие индивидуальных различий в проявлениях креативности, а также приводит к заключению о том, что существует взаимосвязь между креативностью и некоторыми личностными особенностями старшеклассников, такими как: доминантность, мягкосердечность, беспечность, мечтательность, самодостаточность, импульсивность и радикализм. Указанные выводы позволяют нам рассматривать креативность не как процесс, а как способность, входящую в структуру личности.
Библиографический список
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: монография. - Самара: Учебная литература, 2009. - 416 с.
2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность: природа и диагностика: монография. - М.: Образование личности, 2013. - 208 с.
3. Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. - М.: МГППУ, 2011. -267 с.
4. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
5. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 494 с.
6. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
7. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности: дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004. - 175 с.
8. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Полный энциклопедический справочник по психологии. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.
9. Чернецов П. И., Виноградова Т. И. Взаимосвязь интеллекта и креативности подростков // Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№ 1. - С. 80-83.
10. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щер-бо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. -№ 1. - С. 27-32.
11. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. - N.Y., 1967. - 538 p.
12. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974. - 98 p.
Vinogradova Tatiana Igorevna
Specialist of integrated child development, Children's center "Little school for children", [email protected], Chelyabinsk
correlation of creativity and personal characteristics of high school students
Abstract. Currently, the ever-changing socio-economic and political conditions require a creative approach to solving problems. In this regard, the formation of the creative personality acquires social significance.
This article contains the results of studies on the interaction between creativity and personal characteristics of high school students. The primary aim of the given research is to identify the structure and content of the term "creativity". The author uses a number of theoretical and empirical methods. The methods of mathematical statistics are used to analyze the results of the experiment. The main conclusion of the study is that creativity is the ability which is interconnected with some personal characteristics, like a dominance, carelessness, kind-hearted, dreamy, radicalism, impulsiveness and self-sufficiency. This allows us to consider creativity not as a process and as the ability within the structure of the personality. The teacher, of course, should take this into account when organizing the training process.
Keywords: creativity, personal characteristics, correlation, high school students.
Поступила в редакцию 03.04.2015