Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / СТРОИТЕЛЬСТВО / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутских Андрей Дмитриевич

В статье раскрыты вопросы оценки конкурентоспособности строительного рынка. Предложенные автором методические подходы позволят стабилизировать ситуацию и сохранять ее стабильной длительное время независимо от внешних возмущений экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE CONSTRUCTION MARKET: METHODOLOGICAL APPROACHES

The article reveals the issues of assessing the competitiveness of the construction market. The methodological approaches proposed by the author will make it possible to stabilize the situation and keep it stable for a long time, regardless of external perturbations of the economy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ»

УДК 338.4

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Крутских Андрей Дмитриевич

Национальный институт бизнеса, Россия, г. Москва

Аннотация. В статье раскрыты вопросы оценки конкурентоспособности строительного рынка. Предложенные автором методические подходы позволят стабилизировать ситуацию и сохранять ее стабильной длительное время независимо от внешних возмущений экономики. Ключевые слова: оценка; конкуренция; рынок; строительство; методы.

UDC 338.4

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE CONSTRUCTION MARKET: METHODOLOGICAL APPROACHES

Krutskikh Andrey Dmitrievich National Institute of Business, Russia, Moscow

Abstract. The article reveals the issues of assessing the competitiveness of the construction market. The methodological approaches proposed by the author will make it possible to stabilize the situation and keep it stable for a long time, regardless of external perturbations of the economy. Keywords: assessment; competition; market; construction; methods.

На рынке строительной продукции оперируют компании, различающиеся по размеру, характеру и масштабу деятельности, целям и получаемой прибыли. Поэтому как директор крупного предприятия, так и руководитель небольшой фирмы должны ответить на ключевой вопрос: «Каким образом мы будем конкурировать в данном бизнесе?», другими словами - за счет чего фирма способна стать лучшей (и выглядеть таковой в глазах потребителей) на рынке, где уже присутствуют предприятия, предлагающие аналогичные товары или услуги.

Конкурентное преимущество строительной организации по отношению к другим фирмам может выглядеть как качественная дифференциация свойств продукта или как более низкое ценовое предложение [2].

Современные подходы к управлению бизнесом основаны на понимании того, что достижение наилучших результатов требует от компании завоевания и удержания определенного преимущества (преимуществ) по сравнению с конкурентами. Поэтому руководитель организации должен четко знать,

что заставит потребителя выбрать коттедж, возведенный его фирмой, а не аналогичное строение другого подрядчика.

Выработка стратегии, нацеленной на придание продукции отличительных свойств, которые заставят потребителя выбрать именно его, а не другие, товар или услугу, называется развитием конкурентного преимущества. В основе успешной разработки конкурентного преимущества должны лежать, по меньшей мере, три условия [1]:

конкурентное преимущество должно создавать дополнительную ценность товара или услуги для покупателя;

возросшая ценность продукта должна быть почувствована потребителем;

конкурентное преимущество не должно поддаваться легкому копированию.

Одной из особенностей современного подрядного рынка является то, что возможности, связанные с производством строительной продукции с конкретным набором характеристик, уже не являются сдерживающим фактором для подрядчиков, желающих стать конкурентоспособными. Поэтому лю-

бое преимущество, будучи однажды «продемонстрированным» рынку, становится источником копирования или использования другими фирмами [3]. Существующие ограничения, связанные с авторскими правами, торговой маркой и т.п., не распространяются на такие активы компании, как ценовая политика, уникальное качество товара, прилагаемая к нему услуга.

Поэтому строительным предприятиям бывает очень трудно удержать конкурентное преимущество с того момента, как они начинают предлагать отличающийся от аналогов продукт, будь то отделка, прокладывание коммуникаций или возведение фундамента. В то же время, если компания использует активы, труднодоступные для конкурентов, она может создать конкурентное преимущество, недоступное для копирования. Так, относительно небольшие фирмы не могут возводить кир-пично-монолитные многоэтажные дома с точки зрения, как доступности финансовых ресурсов, так и возможности использования применяемых для таких работ опалубок.

Важным источником конкурентного преимущества могут стать идеи и подходы, направленные на закрепление за компанией конкретной группы потребителей и, соответственно, на фокусирование на определенном спектре работ и услуг. Это может быть специализация на строительство пригородных коттеджей, производство отделочных работ, прокладку коммуникаций и даже на послепродажное обслуживание жилых домов (индивидуальных и многоквартирных) [4].

Поиск и выработка конкурентного преимущества требуют тщательного изучения позиций, стратегий и планов уже существующих и возможных конкурентов. Компании, которые сумели построить свою структуру, включив в нее определенные функции (маркетинговые исследования, анализ рынка, стратегическое планирование), имеют приоритет перед остальными компаниями, так как имеют дополнительные возможности, связанные с

определением конкурентов, сбором информации о них, изучением их товарных стратегий.

Конкурентоспособность продукта, предлагаемого строительной компанией, по сравнению с продуктами компаний других отраслей оценить довольно сложно - прежде всего, из-за специфичности строительного продукта. Тем не менее, можно выделить несколько групп факторов и, сопоставляя их, позиционировать строительную продукцию по отношению к аналогичным товарам, выпускаемым конкурирующими предприятиями.

Такая методика может иметь практическое значение, прежде всего для тех предприятий, которые, еще не внедрив полностью организационные идеи современного менеджмента, не наладив анализа рынка, уже пытаются определить свое место на подрядном рынке, ответив на вопрос «Где мы находимся в настоящий момент?» [5].

В предлагаемой методике параметрами, по которым может производиться оценка конкурентоспособности продукта, являются, во-первых, свойства товара или услуги, во-вторых, совокупность факторов внешней среды, в-третьих, характеристики самой (или изучаемой) организации.

Автор исследовал (при помощи анкетного опроса 60 менеджеров высшего и среднего звена подрядных фирм) важность влияния этих факторов на конкурентоспособность строительных компаний, результаты опроса приведены в табл. 1.

На основе оценки указанных параметров можно получить представление о конкурентоспособности продукции, предлагаемой компанией, а также определить место самой компании на рынке.

Для более детального определения конкурентоспособности строительного продукта необходимо выделить дополнительные группы факторов, например, технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые [6].

Табл. 1. - Факторы, определяющие конкурентоспособность строительной продукции

Параметр Факторы (в порядке убывания) Оценка (мак. 10 баллов)

Свойства строительного продукта сроки сдачи в эксплуатацию условия платежей, доступность кредитов, скидок и отсрочек использование по отношению к продукту инструментов маркетинга, соответствие запросам потребителя (инвестора, генподрядчика, семьи) особое качество (дифференцированность) товара/услуги 8,3 8,1 6,9 5,1 3,8

!ММ0УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: ¡МРОЯМАТЮМ, АМА1.У8!8, РРООМОБЕБ

Характеристики конкуренты: их количество, возможности, стратегии, сильные и слабые 9,1

строительного стороны

рынка потенциальная емкость рынка и соотношение спроса и предложения на 6,4

строительную продукцию

особенности реализации строительной продукции (сдачи объектов). 3,7

Особенности доступность финансовых средств 8.8

строительной структура управления и диверсифицированность предприятия 8,3

фирмы размер и время существования на строительном рынке 7,0

реакция на изменения, способность к инновациям 6,9

«качество» персонала (обучаемость, ротация, этика) 6,2

К группе техническо-экономических факторов, которые должны, на наш взгляд, учитываться при анализе конкурентоспособности строительного продукта, относятся:

параметры назначения, которые определяют технические свойства продукта, области его применения и функции и по которым можно определить полезный эффект, достигаемый в процессе потребления продукта;

характеристики, регламентируемые нормами, стандартами и законодательством подрядного рынка;

эстетические параметры, влияющие на внешнее восприятие и привлекательность продукта в глазах потребителя;

эргономические характеристики, определяющие соответствие продукта в процессе его потребления свойствам человеческого организма [7].

Конкурентоспособность любого продукта может быть определена при помощи его сравнения с другим продуктом и является относительным показателем. Поэтому под конкурентоспособностью строительной продукции можно понимать характеристики, отражающие ее отличие от продукта-конкурента как с точки зрения соответствия определенной потребности, так и с точки зрения затрат на ее удовлетворение.

Строительная компания, желающая объективно оценить уровень конкурентоспособности своей продукции, должна использовать те же критерии, что и потребитель, выбирающий квартиру, стеклопакет, сантехнику. Другими словами, в основе оценки конкурентоспособности продукции строительной компании должна лежать оценка параметров продукции, существенных с точки зрения потребителя [8].

Под нормативно-правовыми факторами, учитывающимися при анализе конкурентоспособности продукции подрядной фирмы, понимается целый ряд параметров, юридически способствующих или сдерживающих

движение продукта от производителя к потребителю. Исследование таких параметров предполагает:

проведение оценки патентной чистоты продукта, отражающей степень воплощения в нем технических решений, не подпадающих под действие патентов, выданных в стране, на рынке которой предполагается сбывать товар;

определение соответствия изделия стандартам и нормам, регламентирующим уровень, а также обязательные границы этих па -раметров, в случае несоответствия которым продукт не может быть использован, а, следовательно, не обладает потребительной стоимостью.

Изучение нормативно-правовых факторов помогает установить принципиальную возможность реализации продукта на рынке, обусловленную наличием у него определенных юридически установленных свойств, т.е. позволяет судить лишь о наличии или отсутствии препятствий для реализации продукции и не определяет уровня ее потребительских свойств с точки зрения покупателя [9].

К коммерческим факторам, изучение которых необходимо для оценки конкурентоспособности продукции строительной компании, должны быть отнесены:

конъюнктура рынка данного продукта; характеристики сегментов рынка и слоев потребителей;

особенности поведения покупателей на рынке вообще и на рынке данного товара в частности;

возможности, связанные с продвижением именно данного продукта.

В этом случае табл. 1 дополнится позициями, которые также были оценены руководителями строительных компаний при анкетировании (табл. 2).

На основе изучения оценки факторов, приведенной в этих таблицах, становятся очевидными два факта. Во-первых, вопросы,

связанные с маркетинговой деятельностью строительных предприятий, оцениваются как достаточно сильно влияющие на их конкурентное положение. Во-вторых, существует ряд параметров, связанных с финансовыми, конъюнктурными и прочими характеристиками строительного рынка, которые «пере-

вешивают» значение чисто маркетинговых факторов. Это, на наш взгляд, обусловлено такими причинами, как несовершенство рынка и недооценка важности маркетинговой деятельности менеджерами некоторых фирм [10].

Табл. 2. - Технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые факторы конкурентоспособности продукции строительной компании

Группы факторов Факторы (в порядке убывания) Оценка (мак. 10 баллов)

Технико-экономические продажная цена или объем инвестиций качество продукции затраты на эксплуатацию или потребление продукции 8,1 6,0 3,1

Коммерческие конъюнктура строительного рынка реклама и имидж подрядной фирмы предоставляемый сервис 9,3 7,9 4,2

Нормативно-правовые ограничения, связанные с требованиями безопасности использования товара патентно-правовые требования необходимость регистрации прав пользования продукцией 6,3 5,1 4,3

Исходя из изложенного, становится понятным, что изучение конкурентного положения строительного предприятия основывается, как правило, на двух подходах:

продуктовый подход - конкурентная позиция продукта свидетельствует о соответствующей позиции предлагающей его фирмы;

организационный подход - производится сопоставление ряда параметров деятельности фирмы с аналогичными показателями других компаний.

В контексте целей, заявленных в данной работе, автора более интересует второй подход, так как именно оценка конкурентоспособности компании способна явиться основой для рекомендаций по внедрению и использованию тех или иных маркетинговых принципов и подходов в деятельности подрядной фирмы. В то же время многие методики исследования конкурентоспособности строительной продукции основаны в большей степени на изучении характеристик продукта, что связано, по нашему мнению, с возможностью использования при таком подходе математического аппарата [11].

При изучении конкурентоспособности компании как бизнес-единицы чаще всего используют теоретические основы, предложенные М. Портером. Его модель основана

на исследовании пяти групп воздействий на компанию. Эти группы факторов, или, как их еще называют, конкурентные силы, оказывают различные воздействия на ситуацию в индустрии и, соответственно, на положение в ней компании: 1) конкуренция среди существующих на данном рынке продавцов; 2) конкуренция со стороны товаров-заменителей; 3) угроза появления на рынке потенциальных конкурентов; 4) позиции и экономические возможности поставщиков; 5) позиции и экономические возможности покупателей [14].

Анализ каждой из перечисленных групп факторов необходим для составления представления об уровне конкуренции в любой индустрии. Поскольку одной из задач данного исследования является выработка рекомендаций по внедрению принципов маркетинга в деятельность строительных организаций, целесообразно дополнить указанные выше группы конкурентных воздействий конкретными характеристиками строительного рынка. Их анализ должен лежать в основе методики определения конкурентного положения строительной организации, при помощи которой последняя сможет управлять собственной конкурентоспособностью (табл. 3) [15].

Табл. 3. - Характеристики строительного рынка, соответствующие конкурентным силам

Конкурентные силы Анализируемые характеристики строительного рынка

Конкуренция среди существующих продавцов

!М1\10УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: !МЕ0РМАТЮ1\1, АЫАЕУЗ^, РРООМОБЕБ

Количество и сила фирм, конкурирующих на рынке Распределение сил участников строительного рынка, наличие и количество фирм, существенно опережающих подавляющее большинство компаний.

Стратегии участников рынка Продуктовые, ценовые, распределительные, коммуникационные стратегии, их агрессивность или пассивность.

Барьеры входа на рынок Начальные инвестиции в организацию строительного бизнеса, условия подрядных торгов.

Барьеры выхода с рынка Ликвидность активов компании, обязательства перед инвесторами и дольщиками.

Динамика платежеспособного спроса Эластичность спроса на строительную продукцию, формы финансирования строительства со стороны инвесторов.

Характеристики продукта Стандартизация/дифференциация продукции.

Лояльность потребителей Возможность смены потребителями подрядчика, издержки, связанные с завоеванием потребителей.

Привлекательность рынка Перспективы роста рынка, динамика спроса на строительную продукцию.

Смежные рынки Уровень конкуренции на смежных рынках (например, рынок строительных материалов, рынок операций с недвижимостью), возможность диверсификации участников рынка подрядных работ в смежные отрасли

Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Качество Возможности дифференциации продукта (строительство домов и квартир различного уровня комфортности).

Цена Цены товаров-заменителей (например, элитной квартиры по отношению к загородному дому), возможности снижения издержек, связанных с производством товаров-заменителей (к примеру, в связи с различной стоимостью пятен застройки).

Угроза со стороны потенциальных конкурентов

Проникновение на рынок Объем первоначальных инвестиций, необходимых для проникновения на рынок, правовые ограничения по отношению к новым фирмам.

Отраслевые преимущества Наличие преимуществ у участников строительного рынка по отношению к вновь входящим (участие в союзах, связи с властными структурами, наличие клиентов), сложность овладения этими преимуществами.

Сбытовая сеть Вид и структура посредников (внутрифирменные отделы сбыта, риэлтерские агентства), их количество, размеры, сила и доступность для подрядчиков, осваивающих рынок.

Позиции поставщиков

Структура поставщиков Количество, размеры, мощности поставщиков, доля крупных поставщиков (или монополистов) в их общем объеме.

Значимость покупателей Важность существующих строительных фирм-клиентов для поставщика.

Влияние со стороны покупателей

Структура покупателей Соотношение корпоративных и индивидуальных заказчиков, инвесторов и дольщиков.

Значимость товара для покупателей Необходимость приобретения именно данной продукции, степень ее стандартизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материал настоящей статьи составляет теоретическую основу для понимания того, что представляет собой конкуренция на строительном рынке и что можно считать основой для изучения уровня конкурентоспособности строительных организаций и предлагаемой ими продукции [12]. Выделенные группы факторов, необходимые с точки зрения изучения конкуренции на строительном рынке, могут также явиться основой для определения того, какие действия строительной организации необходимо предпринять для укрепления своего положения на рынке, как организовать маркетинговую деятельность внутри своей компании.

Хотелось бы подчеркнуть, что понятие

конкурентоспособности строительной организации имеет смысл лишь в сочетании с определением и изучением компаний, являющихся конкурентами данной фирмы. Формирование модели поведения строительной организации может быть наиболее успешно проведено лишь на основе прогнозирования стратегий конкурентов, определения их будущего поведения на строительном рынке.

Поэтому обязательными предпосылками определения конкурентоспособности любой строительной организации должны стать следующие действия маркетинговых служб [13]:

Выявление основных целей конкурентов -является ли их основной целью в настоящий

момент извлечение прибыли, завоевание доли рынка.

Определение текущих стратегий конкурентов - изучение всех используемых другими подрядчиками стратегий (сегментирования и позиционирования, применения комплекса маркетинговых мероприятий).

Оценка сильных и слабых сторон конкурентов по отношению к таким параметрам компании, как менеджмент, производство, финансирование, рабочая сила, сервис, нововведения и т.п.

Оценка конкурентоспособности самой компании как заключительная фаза изучения конкурентной ситуации на строительном рынке.

Список литературы:

1. Aaker, D. Stratégie Market Management, 4th éd., NY, Wiley, 1995.

2. А. Печенкин, В. Фомин. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводите-лей // Маркетинг. -2000. - №2, с.24.

3. Соколов, А. П. Сбалансированное управление социально-экономической системой региона / А. П. Соколов // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2015. - № 73-74. - С. 29-32.

4. Соколов А.П., Пономарева Е.В., Климюк Л.Я. Практическое применение эффективных инструментов в экономике АПК: бюджетная поддержка, индикативные планы, диверсификация. Под общей редакцией И.С. Санду. Рязань, 2014.

5. Соколов, А. П. Принципы осуществления деятельности воинских дисциплинарных частей / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2015. - С. 93-94.

6. Соколов А.П., Гарбар Т.В., Климюк Л.Я. Экономическая сущность сельского развития в условиях формирования экономической безопасности страны. В сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 105-107.

7. Харитонова, Ю. С. Правовые проблемы применения технологии искусственного ин-

теллекта при принятии решений в военном деле / Ю. С. Харитонова // Журнал прикладных исследований. - 2G2G. - № 4-2. - С. 5457. - DOI 1G.47576/2712-7516_2G2G_4_2_64.

8. Шамайко, В. В. Нормативно-правовые основы и порядок оформления наградных материалов к присвоению почетного звания "заслуженный изобретатель Российской Федерации" / В. В. Шамайко // Журнал прикладных исследований. - 2G2G. - № 4-2. - С. 58-б1. - DOI 1G.47576/2712-7516_2G2G_4_2_58.

9. Сумкин, С. Г. Метрологическое обеспечение интеллектуальной деятельности образовательного процесса государственных военных образовательных организации Министерства обороны Российской Федерации / С. П Сумкин, А. О. Ласария // Журнал приклад -ных исследований. - 2G2G. - № 4-2. - С. б2-бб. - DOI 1G.47576/2712-7516_2G2G_4_2_62.

1G. Рахматулина, Р. Ш. Недобросовестная конкуренция в праве интеллектуальной собственности: военно-правовой аспект / Р. Ш. Рахматулина // Журнал прикладных исследований. - 2G2G. - № 4-2. - С. 67-7G. - DOI 1G.47576/2712-7516_2G2G_4_2_67.

11. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2G13. - № 5(34). - С. 354-36G.

12. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Мо-сквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. -Москва : Издательство Юрайт, 2G13. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-216G-1.

13. Романишина, T. С. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов / Т. С. Романишина, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2G12. -№ 3(2б). - С. 174-17б.

14. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2G19. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

15. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 201б. - № 1(2б). - С. 189-197.

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES

References

1. Aaker, D. Strategic Market Management, 4th ed., NY, Wiley, 1995.

2. A. Pechenkin, V. Fomin. Ob ocenke konkurentosposobnosti tovarov i tovaroproizvodite-lej // Marketing. 2000. - №2, s.24.

3. Sokolov, A. P. Sbalansirovannoe upravlenie social'no-e'konomicheskoj sistemoj regiona / A. P. Sokolov // Segodnya i zavtra Rossijskoj e'konomiki. 2015. № 73-74. S. 29-32.

4. Sokolov A.P., Ponomareva E.V., Klimyuk L.Ya. Prakticheskoe primenenie e'ffektivny'x instrumentov v e'konomike APK: byudzhetnaya podderzhka, indikativny'e plany', diversifikaciya. Pod obshhej redakciej I.S. Sandu. Ryazan, 2014.

5. Sokolov, A. P. Principy' osushhestvleniya deyatel'nosti voinskix disciplinarny'x chastej / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva : Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo "Universitetskaya kniga", 2015. S. 93-94.

6. Sokolov A.P., Garbar T.V., Klimyuk L.Ya. E'konomicheskaya sushhnost' sel'skogo razvitiya v usloviyax formirovaniya e'konomicheskoj bezopasnosti strany'. V sb.: Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva. Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 105107.

7. Xaritonova, Yu. S. Pravovy'e problemy' primeneniya texnologii iskusstvennogo intellekta pri prinyatii reshenij v voennom dele / Yu. S. Xaritonova // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-2. S. 54-57. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_54.

8. Shamajko, V. V. Normativno-pravovy'e osnovy' i poryadok oformleniya nagradny'x materialov k prisvoeniyu pochetnogo zvaniya "zasluzhenny'j izobretatel' Rossijskoj Federacii" /

V. V. Shamajko // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-2. S. 58-61. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_58.

9. Sumkin, S. G. Metrologicheskoe obespechenie intellektual'noj deyatel'nosti obrazovatel'nogo processa gosudarstvenny'x voenny'x obrazovatel'ny'x organizacii Ministerstva oborony' Rossijskoj Federacii / S. G. Sumkin, A. O. Lasariya // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-2. S. 62-66. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_62.

10. Raxmatulina, R. Sh. Nedobrosovestnaya konkurenciya v prave intellektual'noj sobstvennosti: voenno-pravovoj aspekt / R. Sh. Raxmatulina // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-2. S. 67-70. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_67.

11. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 354-360.

12. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

13. Romanishina, T. S. Sociokul'turny'e proekty' kak e'lement strategicheskogo razvitiya gorodov / T. S. Romanishina, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 174-176.

14. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

15. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.