Научная статья на тему 'О СОВРЕМЕННОЙ ДИАГНОСТИКЕ ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ'

О СОВРЕМЕННОЙ ДИАГНОСТИКЕ ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / СОСТОЯНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохова Ирина Федоровна

Статья автора раскрывает современную систему диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Диагностические мероприятия направлены на реализацию повышения экономической эффективности, что повлечет за собой стабилизацию всей экономической системы страны. Статья будет интересна широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MODERN DIAGNOSTICS OF THE FINANCIAL AND ECONOMIC CONDITION OF ENTERPRISES

The author's article reveals a modern system for diagnosing the financial and economic activities of an enterprise. Diagnostic measures are aimed at implementing an increase in economic efficiency, which will entail the stabilization of the entire economic system of the country. The article will be of interest to a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «О СОВРЕМЕННОЙ ДИАГНОСТИКЕ ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 334

О СОВРЕМЕННОЙ ДИАГНОСТИКЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Горохова Ирина Федоровна

Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Россия, г. Омск

Аннотация. Статья автора раскрывает современную систему диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Диагностические мероприятия направлены на реализацию повышения экономической эффективности, что повлечет за собой стабилизацию всей экономической системы страны. Статья будет интересна широкому кругу читателей.

Ключевые слова: диагностика; анализ; оценка; состояние; предприятие.

UDC 334

ON MODERN DIAGNOSTICS OF THE FINANCIAL AND ECONOMIC

CONDITION OF ENTERPRISES

Gorokhova Irina Fedorovna

Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Russia, Omsk

Abstract. The author's article reveals a modern system for diagnosing the financial and economic activities of an enterprise. Diagnostic measures are aimed at implementing an increase in economic efficiency, which will entail the stabilization of the entire economic system of the country. The article will be of interest to a wide range of readers.

Keywords: diagnostics; analysis; grade; condition; company.

В настоящее время диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия наполняется конкретным содержанием, а именно предполагает осуществление следующих аналитических действий:

- анализ обоснования и выполнения планов и бюджетов;

- сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающий сопоставление реального развития событий с ожидаемыми за определенный отрезок времени;

- анализ возможностей производства и сбыта;

- выяснение внутренних и общеэкономических ситуаций влияющих на производство и сбыт;

- анализ деловых сценариев и их реально -го осуществления;

- анализ соотношения спроса и предложения;

- анализ поставщиков сырья и комплектующих изделий;

- анализ конкретных потребителей и их оценки качества выпускаемых товаров;

- анализ затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией;

- анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток);

- анализ коммерческого риска с учетом влияния политических, демографических, культурных, экологических, структурно-организационных и других факторов.

Источники информации для экспертной диагностики подразделяются на: учетные и внеучетные [1].

Учетные источники информации: 1) бухгалтерский учет и отчетность; 2) статистический учет и отчетность; 3) управленческий учет и отчетность.

Бухгалтерский учет и отчетность наиболее полно отражают хозяйственные средства и хозяйственные операции для контроля за выполнением установленных бизнес-планов [2].

Методами сплошного и непрерывного наблюдения, методами строгого документирования, систематизации на счетах, группировки в балансе и других отчетных таблицах достигается объективная количественная характеристика многообразных хозяйственных операций, обобщенная характеристика всей совокупности средств хозяйства по составу и размещению, по источникам образования и целевому назначению [3].

Анализ данных бухгалтерского учета позволяет скорректировать деятельность предприятия для улучшения выполнения месячных, квартальных и годовых планов. Но не следует забывать, что бухгалтерская отчетность зачастую ориентирована на внешних потребителей (налоговую инспекцию, вышестоящий орган и т. д.), и поэтому она может искажать реальное состояние дел на предприятии. Положительным при использовании данных бухгалтерского учета и отчетности является тот момент, что анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия может проводить независимый специалист [4]. При отсутствии на предприятии статистических и оперативных данных у руководителя всегда есть возможность получить аналитические показатели по данным бухгалтерского учета, так как ведение бухгалтерского учета и отчетности является обязательным для всех юридических лиц.

Статистический учет и отчетность, отслеживающие определенные экономические закономерности, служат важным источником анализа. Применяя специфические для него методы наблюдения, они во многом опираются на данные бухгалтерского учета. На основе статистических данных аналитик может проследить динамику поведения затрат, аналитических показателей и т. д. [5]

Управленческий учет и отчетность используются как на отдельных участках хозяйственной деятельности, так и в целом на предприятии. Они обеспечивают более быстрое по сравнению со j статистической и бухгалтерской отчетностью получение необходимой информации для анализа.

Внеучетные источники информации: 1) материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита; 2) результаты проверок налоговой службы; 3) материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива; 4) средства массовой информации; 5) внутрен-

ние документы и переписка со сторонними организациями; 6) сведения, получаемые от личного контакта с исполнителями.

Диагностика финансово-хозяйственного положения в рамках стратегической диагностики включает в себя, прежде всего, анализ стратегической позиции предприятия на рынке [6]. Стратегическая диагностика помогает оценить эффективность стратегии предприятия, понять стратегическую позицию предприятия в каждом из направлений его деятельности, оценить сильные и слабые сигналы, поступающие из внутренней и внешней среды. Информация, полученная в ходе такой диагностики, оказывает неоценимую поддержку руководителю в процессе формирования стратегии предприятия.

Экономическая стратегия предприятия ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Результаты реализации руководством фирмы стратегических решений во многом обусловлены влиянием внешней и внутренней среды на характер вырабатываемых решений, однако и сами стратегические решения влияют на процессы, протекающие во внутренней и внешней средах [7]. Поэтому одной из важнейших задач стратегического контроллинга является диагностика эффективности стратегии предприятия: насколько правильно выбрана стратегия, насколько она отражает целевые установки предприятия, соответствует ли она условиям внешней и внутренней среды. Но прежде чем рассматривать диагностику стратегии предприятия, рассмотрим вкратце разные виды стратегий, которые может применять предприятие.

Товарная стратегия фирмы - правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы [8]. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для фирмы направлений деятельности, методы формирования такого набора направлений деятельности, который обеспечит гибкость фирмы во внешней среде.

Главные задачи товарной стратегии: 1) увязка перспективных задач (миссии) фирмы с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы, которыми она сможет располагать в перспективе; 2) анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара;

3) разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающего конкурентное преимущество фирмы, и на этой основе максимизация экономической прибыли в долговременной перспективе.

Товарная стратегия фирмы является базой для планирования перспективных НИ-ОКР, кадровой политики, инвестиционной политики. На основе товарной стратегии вырабатываются решения, принимаемые в рамках других составляющих экономической стратегии, с которыми товарная стратегия находится в диалектической зависимости [9].

Стратегия ценообразования включает: 1) ценовую политику; 2) правила поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка; 3) приемы ценовой конкуренции; 4) приемы мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках, и правила изменения в связи с этим политики ценообразования; 5) приемы мониторинга процессов изменения спроса и предложения; 6) методы оценки ценовой эластичности спроса; 7) принципы учета влияния макро и микроэкономических факторов на процессы ценообразования.

Стратегия ценообразования должна указать линию поведения предприятия на тех или иных сегментах рынка, чтобы с помощью эффективной ценовой политики привлечь покупателей к своим товарам, сформировать устойчивые потребительские предпочтения и приверженность потенциальных покупателей своей марке [10].

Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая экономической стратегии должна базироваться на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны предприятия. Она тесно связана со стратегией снижения производственных издержек [11].

Стратегия поведения фирмы на финансовых рынках заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии устанавлива-

ются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий получения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям фирмы, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг [12]. Эта составляющая экономической стратегии воплощается в портфеле ценных бумаг фирмы.

Стратегия снижения транзакционных издержек заключается в выработке такого регламента осуществления процесса подготовки и осуществления различных рыночных трансакций (соглашений, контрактов, договоров и др.), который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие "ничтожности" заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей ее задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям [13].

Стратегия внешнеэкономической деятельности предназначена для выработки правил и приемов поведения фирмы на внешнем рынке в ролях экспортера и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций, с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта предприятие учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу стратегии импорта составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др. [14]

Стратегия снижения производственных издержек вырабатывает линию поведения предприятия, обеспечивающую конкурент-

ные преимущества за счет снижения затрат. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат - от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.

Стратегия инвестиционной деятельности предприятия - это стратегия формирования инвестиционного портфеля, т. е. совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к лицам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет о предприятии, инвестирующем капитал в собственную материально-техническую базу или товарно-материальные запасы. Инвестиционная стратегия или стратегия инвестиционной деятельности предприятия - это выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товарно-материальных запасов предприятия на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса фирмы [15]. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов.

Стратегия стимулирования персонала предприятия на достижение стратегических целей предприятия - одна из важнейших составляющих экономической стратегии предприятия. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами предприятия. Система стратегического стимулирования должна создавать "мотивационное поле", под воздействием которого пробуждается заинтересованность персонала предприятия в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требова-

ний рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов предприятия, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности предприятия по выполнению его миссии в стратегической перспективе.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы является по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденций с помощью так называемых «слабых сигналов», предотвращающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Важно различать стратегию и тактику предотвращения банкротства: тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние фирмы в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшем времени; стратегия исходит из прогнозов возможных последствий стратегических долговременных решений, поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства фирмы является прогнозирование таких последствий на самых начальных этапах существования фирмы - с момента выбора ее миссии. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии.

Таким образом, экономическая стратегия -это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью - созданием и поддержанием высокого уровня конкурентного преимущества предприятия. Иначе говоря, экономическая стратегия - это система обеспечения конкурентного преимущества предприятия.

Как и всякая система, экономическая стра -тегия подвержена влиянию закономерностей целостности, интегративности, коммуникативности и др.

Это означает, что наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра; решения, принимаемые в рамках каждой

из составляющих, должны быть увязаны по времени и ресурсам и не противоречить друг другу.

При заданном уровне стратегических ресурсов стратегия обладает определенными предельными возможностями достижения глобальной и локальных целей. Экономическая стратегия предприятия не может игнорировать макро- и микроэкономическую ситуации в стране и за ее пределами и вырабатывать правила и приемы функционирования предприятия вне связи с внешней средой.

Важнейшими системообразующими элементами системы экономической стратегии должны быть признаны: товарная стратегия, стратегия взаимодействия с рынками факторов производства, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия инвестиционной деятельности фирмы, стратегия предотвращения несостоятельности фирмы.

Эффективность стратегии определяется разрывом между стратегическим планом и реальными возможностями предприятия. Анализ разрыва - простой, но достаточно эффективный метод анализа стратегии предприятия.

Метод анализа разрыва включает в себя следующие операции:

- определение приоритетного показателя предприятия, описанного в стратегии (это может быть увеличение числа продаж, снижение издержек производства и т. д.);

- выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего состояния (через 3-5 лет);

- определение конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основному интересу предприятия;

- определение желаемой тенденции изменения конкретного показателя стратегического плана;

- установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, обусловленными реальным положением предприятия;

- разработка специальных программ и способов действий, необходимых для ликвидации разрыва.

Другой способ анализа разрыва - это определение разницы между наиболее оптимистическими ожиданиями и самыми скром-

ными прогнозами.

Диагностика финансово-хозяйственного положения в рамках стратегического контроллинга включает в себя, прежде всего, анализ стратегической позиции предприятия на рынке. Для этого применяют специальные методы, самые распространенные из которых - SWOT-анализ, матрица БКГ матрица Мак-Кинси, конкурентный анализ.

Предприятие может выбрать оптимальную стратегию. По мнению многих исследователей, существует три универсальных стратегии - снижение издержек, дифференциация и фокусирование.

Смысл стратегии снижения издержек -низкие издержки позволяют снизить цену. Для осуществления этой стратегии необходим большой объем производства, мощная производственная база, эффективная технология, удобный в изготовлении дизайн изделия, четкая организация производства, дешевая система распределения. Опасность этой стратегии в том, что конкуренты могут объявить «ценовую войну», и тогда ни один конкурент не сможет получить достаточно высокую прибыль. Еще одна опасность - появление новых, более эффективных технологий, которые могут свести на нет конкурентное преимущество в издержках. Кроме того, данная стратегия слабо учитывает маркетинговые аспекты конкуренции.

Стратегия дифференциации заключается в том, чтобы выпускать уникальную, индивидуализированную продукцию с учетом специфических требований каждой группы потребителей и тем самым перевести конкуренцию в плоскость качества и технических свойств продукции. Дифференциация может также заключаться в создании имиджа марки, особом послепродажном обслуживании. Применение этой стратегии требует навыков маркетинговой деятельности, «творческой жилки», гибкости производства. Опасность заключается в том, что часто для покупателей цена не менее важна, чем свойства товара. Кроме того, подчас дифференциация сводится к имитации, и как только потребители начинают это понимать, стратегия псевдодифференциации перестает «работать».

Суть стратегии фокусирования - сосредоточить внимание на одном сегменте рынка, чтобы ориентироваться на специфические требования именно этого сегмента. Как и

предыдущая, данная стратегия также требует самого тщательного маркетингового анализа. Рискованность стратегии фокусирования в том, что товар может потерять свою привлекательность для выбранного сегмента рынка, например, вследствие сокращения объема данного сегмента.

Анализ «пяти сил Портера» носит динамичный характер, позволяет учитывать особенности конкретной ситуации, однако он не дает никаких конкретных рекомендаций, оставляя возможность контролеру самому выбрать оптимальную стратегию. Воздействие сил Портера часто носит случайный, спонтанный характер, и предсказать его бывает довольно сложно. Поэтому в тех случаях, когда требуется принять экстренное решение по стратегии предприятия, целесообразно использовать диагностику по слабым сигналам.

Список литературы:

1. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Курск, 2020.

2. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

3. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т13. С. 1176-1180.

4. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

5. Родионова, Н. В. Поиск способов этического оправдания выгод предпринимателей / Н. В. Родионова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 50-61. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_50.

6. Управление изменениями в проекте правительства Москвы "Московское долголетие" на основе моделей преобразований "трансформационный треугольник" и Гуия-ра - Кейли / Е. А. Овсянкина, В. В. Филатов, И. М. Рукина, М. В. Токарева // Индустриаль-

ная экономика. - 2021. - № 2. - С. 62-70. -DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1 _62.

7. Бобровская, Л. В. Материальнотехниче-ское снабжение производства предприятий агропромышленного комплекса и экопоселе-ний / Л. В. Бобровская, И. В. Шестопалова // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 71-78. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1 _71.

8. Кущенко, А. О. Анализ инвестиционного потенциала подпрограммы "общественный транспорт "наземный городской пассажирский транспорт" государственной программы города Москвы "развитие транспортной системы" / А. О. Кущенко, В. А. Симонова, В. В. Филатов // Индустриальная экономика. -2021. - № 2. - С. 79-85. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_79.

9. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 2(91). - С. 1048-1052.

10. Рыжов, И. В. Большие циклы конъюнктуры (Проблемы рос. экономики и обороны страны) : специальность 08.00.01 "Экономическая теория" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 1998. - 170 с.

11. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом хозяйстве: взаимосвязь с формированием экономических моделей и их теоретическим обоснованием / И. В. Рыжов // Финансы и кре -дит. - 2002. - № 20(110). - С. 28-37.

12. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

14. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

15. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприя-

тии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

References

1. Bratko I.V., Vasil'eva L.P., Sokolov A.P. Instrumenty' povy'sheniya konkurentosposobnosti social'no-e'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.

2. Sokolov A.P. Sposoby' povy'sheniya e'ffektivnosti upravleniya regional'ny'mi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

3. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionny'j proekt, biznes-plan, analiz investicionny'x proektov kak e'tapy' strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

4. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost': regional'ny'j aspekt. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rodionova, N. V. Poisk sposobov e'ticheskogo opravdaniya vy'god predprinimatelej / N. V. Rodionova // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 50-61. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_50.

6. Upravlenie izmeneniyami v proekte pravitel'stva Moskvy' "Moskovskoe dolgoletie" na osnove modelej preobrazovanij "transformacionny'j treugol'nik" i Guiyara - Kejli / E. A. Ovsyankina, V. V. Filatov, I. M. Rukina, M. V. Tokareva // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 62-70. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_62.

7. Bobrovskaya, L. V. Material'notexnicheskoe snabzhenie proizvodstva predpriyatij agropromy'shlennogo kompleksa i e'koposelenij / L. V. Bobrovskaya, I. V. Shestopalova // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 71-78. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_71.

8. Kushhenko, A. O. Analiz investicionnogo

potenciala podprogrammy' "obshhestvenny'j transport "nazemny'j gorodskoj passazhirskij transport" gosudarstvennoj programmy' goroda Moskvy' "razvitie transportnoj sistemy'" / A. O. Kushhenko, V. A. Simonova, V. V. Filatov // Industrial'naya e'konomika. 2021. № 2. S. 79-85. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_79.

9. Kozin, M. N. Obshhaya xarakteristika, vidy' i osobennosti prakticheskogo primeneniya autsorsinga / M. N. Kozin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 2(91). S. 1048-1052.

10. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' kon''yunktury' (Problemy' ros. e'konomiki i oborony' strany') : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 1998. 170 s.

11. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom xozyajstve: vzaimosvyaz' s formirovaniem e'konomicheskix modelej i ix teoreticheskim obosnovaniem / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 20(110). S. 28-37.

12. Innovacionnaya napravlennost' i kriterii razvitiya sovremenny'x e'konomicheskix znanij / A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 6(107). S. 814-817.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

14. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

15. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.