Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК'

Оценка конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантелеева Ирина Ивановна

В статье обоснована методика оценки уровня конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК с использованием интегрального показателя, включающего экономические, качественные и маркетинговые составляющие, что позволяет осуществлять всестороннюю оценку возможностей и перспектив развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF COMPETITIVE ABILITY OF PRODUCE OF PROCESSING ORGANIZATIONS OF AIC

The article bases the method of assessing the level of competitiveness of the products of processing agribusiness organizations using the integral index, comprising economic, quality and marketing components, which allows for a comprehensive assessment of the possibilities and prospects of development.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК»

УДК 339: 637.12

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК

И. И. ПАНТЕЛЕЕВА, аспирантка УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

ESTIMATION OF COMPETITIVE ABILITY OF PRODUCE OF PROCESSING ORGANIZATIONS OF AIC

I. I. PANTELEEVA, postgraduate at Mogilev state university of food

В статье обоснована методика оценки уровня конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК с использованием интегрального показателя, включающего экономические, качественные и маркетинговые составляющие, что позволяет осуществлять всестороннюю оценку возможностей и перспектив развития.

The article bases the method of assessing the level of competitiveness of the products of processing agribusiness organizations using the integral index, comprising economic, quality and marketing components, which allows for a comprehensive assessment of the possibilities and prospects of development.

Введение. В условиях экономической интеграции существует объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности продукции и формирования эффективной конкурентной среды. Конкурентоспособность - это возможность продукции, производимой предприятием, удовлетворять определенные потребности человека, коллективов, отраслей, государства на данный период времени в конкретной экономической ситуации. Конкурентоспособность продукции является решающим фактором коммерческого успеха организаций на развитом конкурентном рынке. Значимая составная часть конкурентоспособности продукции - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик продукции, которые и определяют успех на рынке. Развитие производства конкурентоспособной продукции требу-

ет повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности, обеспечения лучшей взаимосвязи между производителем и потребителем, создания ассортимента, соответствующего современным потребностям населения и установления такого уровня цен, который позволит приобретать данную продукцию различным слоям населения. Необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК свидетельствуют об актуальности исследования.

Анализ источников. Конкурентоспособность продукции зависит от ряда факторов: внутренних (присущих продукции свойства) и внешних, по отношению к продукции, влияющих на ситуацию, в которой осуществляется ее продажа. Внутренние факторы оказывают влияние на спрос, т. к. они определяют потребительские свойства продукции и ее цену. Внешние факторы могут быть активизированы в процессе изготовления и реализации продукции за счет повышения затрат на рекламу и расширения сервисного обслуживания. Производитель должен учитывать влияние всей совокупности факторов. Организация может производить разные виды продукции, имеющие различную конкурентоспособность. Однако в интегрированном выражении, когда оценивается эффективность всех видов производимой продукции, правомерно рассмотрение проблемы конкурентоспособности предприятия. В оценке конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК, значение имеет выбор методик или методических подходов [1-8].

Методы исследования. Монографический, абстрактно-логический, метод сравнения, табличный метод и др.

Основная часть. На первом этапе выполним анализ финансовых результатов организаций Могилевской области по виду экономической деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитка, и табака» (табл. 1).

Таблица 1. Финансовые результаты организаций Могилевской области (млрд. рублей; в фактически действовавших ценах)

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Коэффициент роста, раз

Выручка от реа-

лизации продукции, товаров, работ, услуг 3331,2 6048,0 10504,9 12906,9 15395,5 4,62

Выручка от реа-

лизации продук-циина одного 372,2 661,1 811,4 997,2 267,9 0,72

среднесписочного работника

Прибыль от реализации 266,1 613,2 644,9 865,5 961,0 3,61

продукции

Чистая прибыль 129,8 286,5 63,7 - 19,3 26,7 0,21

Рентабельность продаж, % 8,0 10,1 6,1 6,7 6,2 -1,8п.п.

Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что в Могилевской области в 2014 г. по сравнению с 2010 г. коэффициент роста выручки от реализации продукции составил 4,62, прибыли от реализации продукции - 3,61. За исследуемый период снизилась выручка от реализации на одного среднесписочного работника, чистой прибыли и рентабельности продаж.

Для расчета резервов повышения эффективности производства имеет значение определение конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК, выявления преимуществ и недостатков их деятельности.

Оценку конкурентоспособности продукции необходимо проводить с выяснения потребностей потенциальных покупателей, с установления параметров «идеальной» продукции. Для оценки уровня нормативных параметров используется специальный показатель, который имеет значения: 1 или 0. Если продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если не соответствует - 0. Общий показатель по

нормативным параметрам (8н,п) рассчитывается как произведение частных показателей по каждому параметру:

^ = , (1)

где $ - частный показатель по 7-му нормативному параметру;

п - число параметров, которые необходимо учесть при определении конкурентоспособности.

Оценка соответствия свойств продукции конкурентоспособности производится главным образом в процессе ее потребления (данную группу оценочных показателей называют консумент-ной). При оценке консументных параметров определяют, какие свойства продукции наиболее ценны для потребителя, а затем соответствие свойств существующей продукции этой потребности по эталону. В количественном отношении оценка выполняется по формуле:

р

К1= ^х100%, (2)

где К7 - частный консументный показатель по 7-му параметру;

Ят - величина 7-го параметра исследуемой продукции;

Яэ7 - величина 7-го параметра «идеальной» продукции.

После расчета других частных консументных показателей определяют общий показатель по консументным параметрам

(Кп.р):

кп.р = а1, (3)

где а7 - удельный вес 7-го параметра из общего числа параметров;

п - число параметров, по которым оценивают конкурентоспособность.

Рассчитанный общий показатель Кк.п показывает, насколько производимая продукция соответствует «идеальной» продукции по данному параметру (продукции конкурента). Поэтому фактическое значение Кк.п проверяется на соответствие конкретной потребности:

где Ят - величина консументного параметра продукции;

Якг - величина консументного параметра продукции-конкурента.

Оценка экономических параметров конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК связана с определением цены продукции и сравнением ее с ценой продукции-конкурента. Сравнение цен осуществляется по формуле:

Э = — < 1, (5)

Цп.к

где Э - общий показатель по экономическим параметрам;

Ц п.а - цена продукции;

Ц п. к - цена продукции-конкурента.

Успех продукции перерабатывающих организаций АПК на рынке определяют все факторы конкурентоспособности, в том числе и маркетинговые параметры, которые могут быть причиной риска при выходе новой продукции на продовольственный рынок.

После определения общих показателей конкурентоспособности рассчитывается интегральный показатель уровня конкурентоспособности продукции по формуле:

Ки.н = $н.п >1, (6)

При Кин > 1 изделие считается конкурентоспособным.

Поскольку конкурентоспособность перерабатывающих организаций АПК определяется по нескольким видам продукции, то предложенный их интегральный показатель может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждой отдельной продукции:

^ = 11=1^ (7)

где Кп.р - интегральный показатель конкурентоспособности продукции организации;

Ю - показатель конкурентоспособности 7-го вида продукции;

Q7 - весомость 7-го вида продукции в объеме производства данной организации;

п - число видов конкурентоспособной продукции, производимых данной организацией.

При определении уровня конкурентоспособности по этому способу учитываются два критерия: издержки производства и реализации продукции перерабатывающих организаций, уровень качества. Более конкурентоспособной является продукция, у которой издержки на производство и реализацию минимальны, а уровень качества более высокий по сравнению с продукцией-конкурентом.

Конкурентоспособность продукции организаций перерабатывающей промышленности оценивается по нескольким качественным показателям, что делает возможным аналитическое разложение показателя конкурентоспособности, определение влияния каждого из факторов на формирование общего показателя конкурентоспособности. Первым направлением оценки конкурентоспособности является разложение этого показателя по структурным подразделениям перерабатывающей организации, каждое из которых является особенным центром образования затрат и прибыли. Это позволяет оценить влияние каждого подразделения на формирование общего показателя конкурентоспособности.

Другим направлением оценки конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК является разложение показателя конкурентоспособности по рентабельности в разрезе элементов затрат. Такой подход позволяет определить влияние на конкурентоспособность перерабатывающих организаций АПК элементов затрат (затраты на оплаты труда - для оценки эффективности использования трудовых ресурсов; материальные затраты - для оценки эффективности использования материальных ресурсов и т.д.).

Исследование конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК на основе данного подхода позволяет выявить факторы, влияющие на эффективность деятельности и выявить направления повышения их конкурентоспособности. Совершен-

ствование технологии производства на основе повышения качества продукции, расширение ассортимента, увеличение производства и сбыта продукции позволяют выдержать конкуренцию, сохранить сложившиеся и найти новые рынки сбыта в условиях экономической интеграции.

Рассмотрим критерии оценки конкурентоспособности перерабатывающей организации АПК:

а) коэффициент рыночной доли (Крд) отражает удельный вес перерабатывающей организации АПК на рынке и определяется по формуле:

Крд=Оп/ООпр, (8)

где Оп - объем продаж продукции организацией;

ООпр - общий объем продаж продукции на рынке;

б) коэффициент предпродажной подготовки (Кпп) характеризует стремление перерабатывающей организации АПК к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Если продукция не требует предпродажной подготовки в отчетный период, то Кпп = 1. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Кпп=Зпп/ЗПоп, (9)

где Зпп - сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПоп - сумма затрат на производство (приобретение) продукции и организации ее сбыта;

в) коэффициент изменения объема продаж (КИоп) отражает рост или снижение конкурентоспособности перерабатывающей организации АПК за счет изменения объема продаж и определяется по формуле:

КИоп=ОПк/ОПн, (10)

где ОПк - объем продаж на конец отчетного периода;

ОПн - объем продаж на начало отчетного периода;

г) коэффициент уровня цен (КУЦ отражает рост или снижение конкурентоспособности перерабатывающей организации АПК за счет изменения цен на продукцию, который рассчитывается по формуле:

КУц=((Цтах+Цшп)/2)/Цу, (11)

где Цтах - максимальная цена продукции на рынке;

Цтт - минимальная цена продукции на рынке;

Цу - цена продукции, произведенной данной организацией;

д) коэффициент доведения продукта до потребителя (Ксб) отражает стремление перерабатывающих организаций к повышению конкурентоспособности за счет улучшения своей сбытовой деятельности и определяется по формуле:

КсБ=(КИоихЗСк)1ЗСн, (12)

где ЗСк - сумма затрат на реализацию продукции на конец отчетного периода;

ЗСн - сумма затрат на реализацию продукции на начало отчетного периода;

е) коэффициент маркетинговой деятельности (Кмарк.) отражает стремление перерабатывающих организаций АПК к росту конкурентоспособности за счет данного вида деятельности и определяется по формуле:

Кмарк. =(КИопх ЗМДкУЗМДи, (13)

где ЗМДК - затраты на маркетинговую деятельность на конец отчетного периода;

ЗМДн - затраты на маркетинговую деятельность на начало отчетного периода.

Для расчета сводного коэффициента конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК необходимо учитывать финансовые коэффициенты, рассчитываемые по данным бухгалтерского баланса.

Расчет коэффициента конкурентоспособности перерабатывающей организации АПК (Кпо) выполняется по формуле:

КПО=Кмарк. х КТЛ х КОС, (14)

где КТЛ - коэффициент текущей ликвидности;

Кос - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Исходные данные для расчета конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК Могилевской области приведены в табл. 2.

Таблица 2. Исходные данные для расчета конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК Могилевской области

Наименование Годы

2013 2014 2015

Расходы службы маркетинга, млн. рублей 8847 16633 29223

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем продаж продукции на рынке, тыс. тонн 756 775 797

Затраты на реализацию продукции, млн. рублей 23771 42643 76975

Затраты на рекламную деятельность, млн. рублей 215 225 252

Коэффициент текущей ликвидности 1,76 1,58 1,27

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,43 0,37 0,21

Оценка конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК Могилевской области приведена в табл. 3.

Таблица 3. Оценка конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК Могилевской области

Наименование Годы

2013 2014 2015

Коэффициент рыночной доли 0,1 0,11 0,1

Коэффициент предпродажной подготовки 1 1 1

Коэффициент изменения объема продаж 1 1,09 0,92

Коэффициент уровня цен 1,06 1,86 1,57

Коэффициент доведения продукта до потребителя 2,15 1,96 1,66

Коэффициент маркетинговой деятельности 0,70 1,14 1,03

Коэффициент конкурентоспособности организации 0,76 0,70 0,28

Таким образом, за 2013-2015 гг. наблюдается снижение коэффициента конкурентоспособности перерабатывающих организаций АПК Могилевской области за счет уменьшения коэф-

фициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами и коэффициента конкурентоспособности маркетинговой деятельности.

В зависимости от значений коэффициента конкурентоспособности перерабатывающие организации АПК подразделяются на следующие группы:

- рыночные лидеры - организации, имеющие максимальное значение коэффициента конкурентоспособности. Данные перерабатывающие организации имеют максимальную рыночную долю при продажах и являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат и т. д.

- рыночные претенденты - организации, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых в диапазоне от 0,6 до 0,8. Данные организации стремятся увеличить объем продаж, проводят ценовой демпинг и др;

- рыночные последователи - организации, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых в диапазоне от 0,3 до 0,5. Данные организации проводят политику следования за отраслевым лидером, не рискуют, но и не проявляют пассивности. В соответствии с рассчитанными показателями перерабатывающие организации АПК Могилевской области относятся к данной группе;

- организации, действующие в рыночной нише, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых в диапазоне до 0,2. Организации этой группы обслуживают малые рыночные сегменты и отличаются высоким уровнем специализации.

Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что конкурентоспособность - это комплексная многоаспектная характеристика продукции, определяющая ее предпочтение на рынке по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации данной продукции в определенный момент времени на конкретном рынке. Методика оценки конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:

- исследование запросов потенциальных покупателей,

- организацию мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях производства и сбыта продукции, об организациях и продукции аналогов-конкурентов,

- разработку комплексной системы оценки качества производимой продукции, используемой как производителем, так и потребителем,

- оценку конкурентоспособности продукции перерабатывающих организаций АПК, обеспечивающих необходимую долю рынка продовольствия.

Согласно результатам исследования, перерабатывающие организации АПК Могилевской области являются конкурентоспособными, что служит предпосылкой для построения эффективной модели управления.

Список литературы

1. Драгун, Н. П. Конкурентоспособность перерабатывающих предприятий АПК: экономическая сущность и механизм управления: моногр. / Н. П. Драгун, Е. М. Карпенко. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2009. - 246 с.

2. Конкурентный потенциал перерабатывающих предприятий АПК / А. В. Пилипук [и др.]; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Беларус. навука. -2012. - 217 с.

3. Механизмы конкурентоспособного развития АПК Беларуси в условиях функционирования ЕЭП и ЕврАзЭС / В. Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Бела-руская навука, 2014. - 277 с.

4. Продовольственная безопасность Республики Беларусь. Мониторинг-2013: в контексте глобальных проблем в сфере продовольствия / / З. М. Ильина [и др.]; под ред. З. М. Ильиной. - Минск: Ин-т системных исслед. в АПК НАН Беларуси, 2014. - 206 с.

5. Развитие экспортоориентированного производства мясной и молочной продукции с учетом мировых тенденций / А. В. Мелещеня [и др.]. -Минск: Ин-т мясомолочной промышленности, 2013. - 248 с.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2014: стат. сб. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. - Минск, 2014. - 602 с.

7. Формирование конкурентной среды на аграрном рынке стран Таможенного союза и Единого экономического пространства / З. М. Ильина [и др.]. - Минск: Ин-т системных исслед. в АПК НАН Беларуси, 2014. - 167 с.

8. Porter, M. E. From competitive advantage to corporate strategy / M. E. Porter // Harvard business review. - 1987. - May-June. - P. 45-59.

Информация об авторе. Пантелеева Ирина Ивановна - магистр экономических наук, аспирант кафедры экономики и организации производства учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия», тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 25.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.