ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Л. В. ПОЛУНИН
В статье проведен анализ методологической основы понятия «конкурентоспособность предприятия». Рассмотрены основные методики оценки конкурентоспособности предприятий в региональной экономики. На основе практической оценки сложившегося состояния дел предлагается использовать вспомогательную систему оценки конкурентоспособности SWOT- анализ.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная деятельность, региональная экономика, предприятия, конкуренция
Конкурентоспособность предприятия на региональном рынке следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий [8]. Чтобы исключить противоречия между показателями в процессе проверки по разным критериям, необходимо разработать систему предпочтительности одних показателей другим. Обычно при этом выбираются глобальный и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности. Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента. Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия. Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности. Таким образом, существуют предпосылки создания целевой функции, способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностью предприятия. Оценка результатов деятельности предприятия на региональном рынке основана на рассмотрении уровня и динамики показателей эффекта и эффективности, отражающих успешность деятельности конкретного предприятия на фоне конкурентов в регионе.
Современный уровень конкурентоспособности многих российских компаний и отраслей определяется преимущественно издержками произ-
водства [7]. От затрат на сырье, энергию, трудовые ресурсы зависит уровень цен на производимые товары и услуги, предлагаемые на внутреннем и внешнем (международном) рынке. В настоящее время российские предприятия конкурируют в основном на мировых рынках сырья и продукции начального передела (металл, химические продукты), и в данных сегментах текущий уровень конкурентоспособности достаточно высок, благодаря низким издержкам. В перспективе затраты на сырье, энергию и стоимость труда будет возрастать, что негативно скажется на конкурентоспособности предприятий как на внешнем рынке, так и на внутреннем [11].
В настоящее время основные перспективы развития Тамбовской области связаны с развитием инновационной системы. Научные знания, новые технологии стали на практике одним из факторов производства, определяющим эффективность использования традиционных факторов (сырья, трудовых ресурсов) и потребительские качества выпускаемой продукции. Широкое внедрение инноваций позволяет создавать «уникальное торговое предложение» на рынке и таким образом отказываться от конкуренции по издержкам.
В рыночных условиях компании для получения максимальной прибыли нужно обладать высокой конкурентоспособностью. При этом компания имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном интервале. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического
управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
Основой конкурентоспособности предприятия во многом характеризуется конкурентоспособностью выпускаемой им продукции. Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена- являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания [10].
И все-таки основой обеспечения конкурентоспособности остается качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ = Качество (Инно-вационность)+ Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда издержки управления и т. д. При этом, в конечном счете, возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления
Оценим используемые на практике методы, с помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.
Представить комплексный показатель конкурентоспособности регионального предприятия можно в следующей форме:
п
К = £К„
1=1
где К! - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом п.
Экономисты Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают для оценки конкурентоспособности (конкурентной силы организации) составлять список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6-10 показателей), далее проводить оценку по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10), данные показатели суммировать для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности. Соответственно, аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сопоставление комплексных показателей конкурентоспособности компании и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам [4].
В выражении в качестве единичных показателей конкурентоспособности организации (продукции) могут выступать и относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации (продукции) на максимальные значения или на соответствующие показатели для наиболее сильной организации конкурента (продукции конкурента). В этом случае рассчитанный по формуле комплексный показатель будет отражать уровень конкурентоспособности организации (продукции) по отношению к организации конкурента (продукции конкурента).
Рассмотренные нами достаточно простой метод, все таки может искажать общую оценку конкурентоспособности, потому что единичные показатели конкурентоспособности отдельных показателей не всегда будут одинаково важны для общей оценки.
Для более точного определения комплексного показателя конкурентоспособности необходимо использовать средне взвешенный арифметический показатель единичных показателей конкурентоспособности:
п
1=1
где К1 - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом п;
- показатель значимости (веса) i - го единичного показателя конкурентоспособности.
Правильным будет на практике использовать нормированные значения весов единичных показателей конкурентоспособности, то есть их сумма должна быть равной единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что и отдельные показатели конкурентоспособности.
Данный способ по определению комплексного показателя конкурентоспособности рекомендуют применять Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, Е. П. Голубков и ряд других авторов в стандартных экономических условиях, мы также считаем возможным использовать его в региональной экономике [4].
Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на региональном рынке. Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство. К недостаткам этого подхода следует отнести субъективность определения показателей значимости (веса) единичных показателей конкурентоспособности организации.
Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации используют И. У. Зулькарнаев и Л. Р. Ильясова, которые предлагают показатель конкурентоспособности, учитывающий действия факторов внешней среды, назвать комплексным показателем внешней конкурентоспособности организации и представить в виде функции трех групп переменных:
К = К{(КП, 1 = 1,..., пг), 1 = 1,..., пг), (Ф1, 1 = 1,...,
пф)},
где К - комплексный показатель внешней конкурентоспособности организации;
Кг1 - конкурентоспособность отдельных ресурсов организации общим числом пг;
- весовые коэффициенты общим числом пг;
Ф1 - факторы внешней среды общим числом пф [9].
В свою очередь, если не учитывать условий внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы организации, то комплексный показатель внутренней конкурентоспособности организации будет выражаться в виде:
К = К{(КП, 1 = 1,..., пг), ^, 1 = 1,..., пг)}.
Рассмотрев существующие основные показатели комплексной оценки конкурентоспособности компаний в регионе, мы пришли к следующим выводам:
- в условиях действия на компанию одинаковых факторов внешней среды показатели их внешней и внутренней конкурентоспособности будут равны между собой и определяться выражением;
- в выражении коэффициенты весомости будут одинаковыми для одноотраслевых групп организации, действующих в условиях конкретного рынка и использующих одинаковые стратегии. Но это не решает задачи объективной оценки конкретных значений весовых коэффициентов;
- показатель доли рынка, занимаемой организацией в данный момент, как результат предыдущей конкурентной борьбы коррелирует с конкурентоспособностью организации, которую оно имело в предыдущий период;
- показателем результативности организации, отражающим ее сегодняшнюю конкурентоспособность, является также относительная динамика изменения его доли рынка [1].
Для оценки конкурентоспособности в условиях инновационной регионально экономике мы предлагаем использовать методику Белоусова. В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга на основе закона «4Р»:
1. Продукт.
2. Цена.
3. Доведение продукта до потребителя.
4. Продвижение продукта.
Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой активности и эффективности деятельности фирмы.
С учетом вышеизложенного предлагается следующая система показателей (табл. 1)
Таблица 1
Система показателей по отдельным элементам маркетинга на основе закона «4Р»
формула показатели значение
1. По продукту Коэффициент рыночной доли: КРД=™- ООПР ОП - объем продаж продукта фирмой; ООПР - общий объем продаж продукта на рынке Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке
Коэффициент предпродажной подготовки: кпп= зпп зпоп ЗПП - сумма затрат на предпродажную подготовку; ЗПОП - сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж Этот показатель характеризует усилие фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки
Коэффициент изменения объема продаж: КИОП = опкоп опноп ОПКОП - объем продаж на конец отчетного периода; ОПНОП - объем продаж на начало отчетного периода Коэффициент изменения объема продаж показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж
2. По цене Коэффициент уровня цен: У'\ПТ Цтах Цтіп " 2ЦуФ Цтах - максимальная цена товара на рынке; Цпіп - минимальная цена товара на рынке; Цуф - цена товара, установленная фирмой Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт
3. По доведению продукта до потребителя Коэффициент доведения продукта до потребителя: КИОПхЗСБкоп ЗСБноп КИОП - коэффициент изменения объема продаж - формула; ЗСБкоп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода; ЗСБноп - Сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода Показывает стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности
4. По продвижению продукта Коэффициент рекламной деятельности: КИОП* ЗРД0П Р ЗРДноп ЗРДкоп - затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода; ЗРДноп - затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода; Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности
Коэффициент использования персональных продаж: шпп-Ш0ПхЗПТА- ЗПТА^ ЗПТАкоп - сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода; ЗПТАноп - сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов
Коэффициент использования связей с общественностью: шсо=киоп,зр„„ ЗР ноп ЗРкоп - затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода ЗРноп - затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью
Суммируя вышеперечисленные коэффициенты маркетинговой деятельности для конкретного про-
и находя среднеарифметическую величину, опреде- дукта. Назовем его коэффициентом маркетингового
лим итоговый показатель конкурентоспособности тестирования конкурентоспособности (КМТК):
КРД + КПП + КИОП + КУЦ + КС б + КпркД + КИПП + КИСО
КМТК =—-----------------------------------------------------------------
8
Следует отметить, что большинство коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:
к ^КМЛК
1 п ,
где п - количество продуктов (услуг) фирмы.
Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности компании также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период. Для расчета конкурентоспособности фирмы можно ограничиться оценкой структуры баланса по следующим коэффициентам. [7]
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса) к наиболее срочным обязательствам фирмы в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог 5-го раздела баланса за вычетом строк 640, 650):
Итог 2 —го раздела баланса Итог 5—го раздела баланса '
Нормативное значение коэффициента не менее 2.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (Итог 3-го раздела баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог 1-го раздела баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса).
Нормативное значение не менее 0,1.
Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы будет следующей:
КФ=К1хКТЛу.КОСС
Полученный коэффициент конкурентоспособности фирмы может колебаться от 10 до 10 и в зависимости от значения этого коэффициента данную фирму относят к одной из групп: рыночные лидеры, рыночные претенденты, рыночные последователи, фирмы, действующие в рыночной нише, либо банкроты (рис. 1).
Претенден +3,1—+7 ты +7,1—+9 Лидеры +9,1—+10
Занявшие рыночную нишу -2,9— 1 Поел e^ 1 .ователи +1,1 — +3
Банкр -10—(-9,1) оты -9—С-7) Занявшие рыночную нишу -6,9—С-3)
Рис. 1. Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке
Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.
Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Для деления конкурентов на группы рассмотрим матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм.
Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на девять квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту от -10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:
- лидеры: 9,1 - 10 - фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности (КФ). Как правило, эти фирмы имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т. д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона;
- претенденты на роль лидера: 3,1 - 9. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.;
- последователи: 1,1 - 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности.
Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов;
- занявшие рыночную нишу: -6,9 - 1. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий
уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них;
- банкроты: -10 - 7 - фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от -10 до -7. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются [6].
Вспомогательные методы анализа конкурентных преимуществ SWOT-анализ.
При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 2).
Внутри фирмы
Вне фирмы
Силы (S) Слабости (W)
В о з м о н г гости (O) - Превращение
Угрозы (T)
Рис. 2. Схема применения SWOT -анализа
Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
SWOT-анализ лучше разбить на ряд этапов.
На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы - конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
- патентоспособность выпускаемых товаров;
- цена товаров;
- прогрессивность технологии;
- квалификация кадров;
- стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
- возраст основных производственных фондов;
- географическое расположение фирмы;
- инфраструктура;
- система менеджмента (в том числе маркетинга);
- сила конкуренции на входе и выходе системы менеджмента фирмы.
На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на нулевом уровне - комплексный
показатель конкурентоспособности конкретного товара; на первом уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на втором уровне - конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются логичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы
На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме своевременного предотвращения убытков от них.
На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.
На последнем, пятом, этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы [3].
С учетом всего вышеперечисленного можно сказать следующее, что конкурентоспособность -
это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды региона. В связи с тем, что в настоящее время отсутствует единый методологический подход к количественной оценки конкурентоспособности предприятия в инновационном регионе, нами была предпринята попытка предложить алгоритм оценки конкурентоспособности компании в регионе с инновационной направленностью.
Увеличение затрат на НИОКР, доли инновационной продукции в общем объеме производства региональной промышленности позволяет говорить о начале формирования инновационной экономики в регионе, и соответственно о постепенном переходе от конкуренции издержек областных кластеров, к конкуренции на основе предложения новых уникальных товаров, использования современных технологий, то есть - инновационной конкуренции.
Резюмируя, следует отметить, что для вывода региональных компаний на новый уровень конкурентоспособности предстоит реализация следующих мероприятий:
- осуществление финансирования образования, науки, развития производства и инфраструктуры в необходимых объемах;
- проведение фундаментальных исследований по формированию конкурентных преимуществ управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами в регионе;
- внедрение в стратегический менеджмент и разработке управленческих решений научных подходов;
- ориентация становления региональной экономики преимущественно на инновационный путь развития.
Литература
1. Бородин К. Г. Конкурентоспособность в рыночной экономике. М., 2005.
2. Быков В. А., Философова Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность. М., 2007.
3. Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия. М., 2008.
4. Кашехлебов А. Повышение конкурентоспособности организации в условиях неопределенности // Маркетинг. 2006. № 4. С. 91-97.
5. Кравченко Н. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4. С. 77-84.
6. Лексин В. Феномен конкурентоспособности регионов в условиях глобальной экономики // Российский экономический журнал. 2005. № 4. С. 86-91.
7. Лоскутова М. В. Конкурентные преимущества и ресурсы повышения конкурентоспособности России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.
8. Лоскутова М. В. Основные векторы повышения конкурентоспособности России в глобальной конкурентной среде // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
9. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2009.
10. Радюкова Я. Ю., Бушева Е. Н Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
11. Самойлова С. С., Шепелев О. М., Современные способы финансирования корпоративных бизнес-групп // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.
* * *
RESEARCH OF SYSTEM OF THE
ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES IN INNOVATIVE REGIONAL ECONOMY
L. V. Polunin
In article the analysis of a methodological basis of concept competitiveness of the enterprise is carried out. The main techniques of an assessment of competitiveness of the enterprises in regional economy are considered. On the basis of a practical assessment of the developed state of affairs it is offered to use auxiliary system of an assessment of competitiveness of SWOT-analysis.
Key words: competitiveness, innovative activity, regional economy, enterprises, competition.