АБДУЛАТИПОВА А.М. ,ИСАЕВА П.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация. В статье рассматривается конкурентоспособность агропромышленного производства. Изучая конъюнктуру рынка пищевой продукции, приходишь к очевидному — необходимо выбрать систему показателей, которые позволяют составить количественную и качественную характеристики продовольственного спроса и предложения товаров, основных закономерностей и особенностей их развития, выявлять факторы, формирующие рыночную конъюнктуру. К системе этих показателей относятся: объем производства пищевых продуктов в ассортименте; показатели обновления ассортимента товаров; показатели обеспеченности сырьём, производственными мощностями; объёмы запасов пищевых товаров в ассортименте, включая предприятия и торговые организации; показатели изменения занимаемой предприятием доли товарного рынка; поставка пищевых продуктов по принятым заявкам; динамика покупательского спроса; изменение цен на товарную продукцию; объем неудовлетворенного спроса в ассортиментном разрезе. Дается развернутое рассмотрение разнообразных методических подходов к исследованию конкурентоспособности агропромышленного производства, в основе изучения которого лежат мнения потенциальных потребителей, направленных либо на «идеальный» товар, который способен удовлетворить их потребности, либо на выделение существенных свойств конкурентного товара, базирующихся на оценке консу-ментных параметров продовольственного товара и т. д.
Ключевые слова: конкурентоспособность, агропромышленное производство, конъюнктура рынка, пищевые продукты, факторы, спрос, товарный ассортимент, консументные параметры.
ABDUЬАТ1РОУА A.M.,ISAEVA P.G.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCTION
Abstract. In article competitiveness of agroindustrial manufacture is considered. Studying market condition of food production, you come to obvious — it is necessary to choose system of indicators which allow to make quantitative and qualitative characteristics of food supply and demand of the goods, basic laws and features of their development, to reveal the factors forming market conditions. System of these indicators concern: volume of output of foodstuff in assortment; indicators of updating of assortment of the goods; indicators of security raw materials, capacities; volumes of stocks of the food goods in assortment, including the enterprises and trading organisations; indicators of change of a share of the commodity market occupied with the enterprise; delivery of foodstuff under the accepted demands; dynamics of consumer demand; change of the prices for a commodity output; backlog demand volume in ассортиментном a cut. The developed consideration of various methodical approaches to research of competitiveness of agroindustrial manufacture at the heart of which studying opinions of the potential consumers directed or on "the ideal" goods which is capable to satisfy their requirements, or on allocation of essential properties of the competitive goods which are based on an estimation консументных of parametres of an article of food and etc. lie is given Keywords: competitiveness, agroindustrial manufacture, market condition, foodstuff, factors, demand, commodity assortment, консументные parametres.
Процессы глобализации, которыми охвачена мировая экономика в последние десятилетия, сопровождаются усилением конкуренции, как на мировом, так и на внутреннем рынке, на котором конкурентоспособность российских предприятий достаточно низкая. Увеличивать собственные объемы продаж, потеснив на рынке конкурирующие предприятия, воздействуя тем самым на уровень среднерыночных цен, и, как результат, добиться повышения своих конечных финансовых показателей можно, имея возможности, получаемые предприятием при реализации своих рыночных преимуществ [9]. В условиях жесткой конкуренции предприятие вынуждено постоянно контролировать конкурентоспособность своих товаров на рынке. Для этого предприятию необходимо реализовывать меры, направленные на совершенствование производимой продукции, поиск дополнительных каналов сбыта, что называется — управлять конкурентоспособностью. Это позволяет предприятию раскрывать причины успехов и неудач в области продажи товаров и возможности обновления ассортиментного перечня производи-
мых товаров1.
Конкурентоспособный товар по качеству должен быть лучше, чем товар конкурента, а не просто противостоять ему. Следовательно, необходимо постоянно управлять конкурентоспособностью товара, для того чтобы вовремя принять целесообразные решения.
Конкурентоспособный товар предопределяет конкурентоспособность самого предприятия [7, 9, 11, 13, 15]. Конкурентоспособность товара может быть определена в небольшой промежуток времени, а конкурентоспособность предприятия (выделяя его от предприятий-соперников) в довольно длительный период. В условиях рыночной экономики, для того чтобы иметь устойчивое положение, предприятие должно опираться не только на показатель конкурентоспособности продукции [19]. Если предприятие вступает на новый для него рынок, расширяет производство, обновляет ассортимент продукции и улучшает ее качество, ему необходимо оценивать не продукцию, а само предприятие. Такую оценку можно провести, учитывая систему критериев и показателей. Критерий — это признак, который формирует оценку качества экономического объекта, выступает мерилом такой оценки. Любой критерий отвечает определенным требованиям и обеспечивает объективность, надежность и измеримость [22].
Ниже приведена таблица, в которой дана классификация [18, 21] основных критериев и показателей конкурентоспособности предприятия. В различных отраслях эти показатели могут меняться.
Таблица
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия
Критерии и показатели конкурентоспособности Функциональная характеристика показателя в оценке конкурентоспособности Параметры, применяемые при расчете результирующего показателя
Производственная деятельность предприятия состоит из:
Издержек производства на единицу продукции Определяются эффективностью затрат при выпуске продукции Рассчитывается с учетом валовых издержек Объема выпуска продукции.
Фондоотдачи Характеризуется эффективностью использования основных производственных фондов Рассчитывается с учетом объема выпуска продукции Среднегодовой стоимости основных производственных фондов
Рентабельности товара Характеризуется степенью прибыльности производства товара Рассчитывается с учетом прибыли от реализации Полной себестоимости продукции
Производительности труда Определяется эффективностью организации производства и использованием рабочей силы Рассчитывается с учетом объема выпуска продукции Среднесписочной численности работников
2. Финансовое положение предприятия, состоит из:
Коэффициента автономии Характеризуется независимостью предприятия от заемных источников Рассчитывается с учетом собственных средств предприятия Общей суммы источников финансирования
Коэффициента платежеспособности Характеризуется способностью предприятия выполнить свои финансовые обязательства и измеряется вероятностью банкротства Рассчитывается с учетом собственного капитала Общих обязательств
Коэффициента покрытия текущих обязательств Определяется качественным составом средств, которые являются источниками покрытия текущих обязательств Рассчитывается с учетом денежных средств и быстро реализуемых ценных бумаг Краткосрочных обязательств
Коэффициента эффективности использования оборотных средств Характеризуется эффективностью применения оборотных средств и пропорционален времени, за которое оборотными средствами задействованы все стадии производства и обращения Рассчитывается с учетом выручки от реализации продукции Среднегодового остатка оборотных средств
1 Больше относится к перерабатывающей и пищевой промышленности, нежели к сельскому хозяйству.
Продолжение таблицы
Критерии и показатели конкурентоспособности Функциональная характеристика показателя в оценке конкурентоспособности Параметры, применяемые при расчете результирующего показателя
З.Эффективность организации сбыта и реализации товара, состоит из:
Рентабельности продажи продукции Характеризуется степенью прибыльности работы предприятия на рынке и определением, насколько правильно установлена цена товара Рассчитывается с учетом прибыли от реализации Объема продаж
Коэффициента затоваренности готовой продукции Характеризуется степенью затоваренности готовой продукцией. Если показатель увеличивается, то спрос на продукцию снижается Рассчитывается с учетом объема нереализованной продукции Объема продаж
Коэффициента загрузки производственных мощностей Характеризуется деловой активностью предприятия, эффективностью работы служб сбыта Рассчитывается с учетом объема выпуска продукции Производственной мощности
Коэффициента эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта Характеризуется экономической эффективностью рекламы и средств стимулирования сбыта Рассчитывается с учетом затрат, необходимых для рекламы и стимулирования сбыта Прироста прибыли от реализации
4. Конкурентоспособность товара
Качества товара Характеризуется способностью товара удовлетворить потребности, исходя из его назначения Рассчитывается посредством комплексного метода оценки
Цены товара Характеризует ценовую эластичность, особенности покупательского спроса Рассчитывается с использованием коэффициента эластичности спроса
Характеристику финансового состояния предприятия и соответствие расчетных показателей установленным нормативам можно сделать на основании расчета показателей, содержащегося в количественном анализе. Пропорция, в которой соотносятся стоимость запасов и собственные и заемные источники формирования, — это один из основных факторов устойчивости финансового состояния предприятия, так же как и соотношение, существующее между реальным собственным капиталом и уставным капиталом. При оценке текущей платежеспособности критерием оценки является уровень обеспечения запасов источниками формирования.
Обобщающий показатель финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта — это излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который рассчитывается как разница между величиной средств и величиной запасов. Неценовые показатели определяются на основе экспертных оценок хозяйственной деятельности предприятий, к которым от-
2 3
носятся: деловая репутация ; оценка делового риска ; качество менеджмента; связи в деловых и финансовых кругах; положение на рынке сбыта и др.
Структурный анализ состоит в подсчете числа продавцов на товарном рынке и сравнении долей, которые каждый участник занимает на рынке. Структурный анализ следует дополнить анализом эффективности деятельности предприятий, а именно: таких показателей, как прибыль и рентабельность, их отклонения от среднеотраслевых значений, учет факторов, которые способствовали этим отклонениям.
Для того чтобы измерить рыночный потенциал, многими авторами предлагается применение анализа зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.
Анализ конкурентоспособности товара проходит следующие стадии, которые показаны на рис.
2 Аккуратность в исполнении обязательств перед партнерами, хорошая кредитная история, участие в федеральных и региональных программах
3 Предприятие не участвует в рискованных проектах, имеет сильные конкурентные позиции на рынке.
Рис. Алгоритм оценки конкурентоспособности товаров
Конъюнктуру рынка можно оценить, исходя из уровня обеспеченности спроса, который рассчитывается отношением физических объемов спроса и предложения, выраженным в процентах [1].
Исследование конъюнктуры рынка состоит из анализа и прогноза состояния рынка конкретной продукции, рассматривает производство и потребление продукции, их взаимосвязь, инфраструктуру рынка.
Отличительная особенность аграрного рынка — это возможность сохранить в нем структуру и систему отношений, близких к рынку совершенной конкуренции.
Одновременно имеет место действие факторов, ограничивающих свободную конкуренцию, в качестве основного из них выступает фактор влияния государства через субсидии, финансово-кредитную и налоговую системы на уровень предложения и рыночных цен [2, 3, 16, 24].
Основными покупателями являются перерабатывающие предприятия, количественно их мало, что выводит сделки из зоны действия законов спроса и предложения. Покупатель-монополист заинтересован приобретать товары по наиболее низкой цене (монопсония).
В то же время многие сельскохозяйственные покупатели покупают промышленные товары на монополистическом рынке.
Конкурентные цены на аграрном рынке не могут адекватно реагировать на рост цен на рынке ресурсов.
Для того чтобы характеризовать монопольную власть, используют индекс Лейнера [20]
Региональные проблемы преобразования экономики, №9, 2015
. _ РТ - МС _ 1 4 _ РТ ~ Е'
где ^ — индекс Лейнера; Рт — монопольная цена; МС — предельные издержки; Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р, ^ = 0. Если ^ > 0, можно говорить о том, что предприятие имеет монопольную власть. На практике предельные издержки заменяют средними.
. _ (Р - АС) _ _П Ь _ " ТК'
где П — прибыль; TR — совокупный (валовой) доход.
Другой показатель, характеризующий концентрацию рынка, — это индекс Херфиндаля-Хиршмана ^нн). Ранжировка фирм (предприятий) происходит по удельном весу от наибольшего до наименьшего, и чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальных возможностей для возникновения монополии:
1нн = Sl2 + S22 +Sз2 + ...+ Sn2 ,
где 1НН — индекс Херфиндаля-Хиршмана; S12 — доля в рынке самой крупной фирмы; S22 — доля следующей по величине фирмы; Sn2 — доля наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то S12 = 100%, а 1НН = 10000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Sl2 = 1%, а 1НН = 100.
Широкое использование в антимонопольной практике в США получил индекс Херфиндаля-Хиршмана, и отрасли, в которых этот индекс выше 1800, считаются высокомонополизирован-ными. Однако без учета той доли, которую на отечественном рынке составляет продукция иностранных фирм, индекс Херфиндаля-Хиршмана не дает полной картины.
Чем более монополизирован рынок, тем меньше объем производства предприятия, в отличие от условий совершенной конкуренции. При этом уровень средних совокупных цен и издержек, в основном, выше [23)].
Изучая конъюнктуру рынка пищевой продукции, приходишь к очевидному выводу — необходимо выбрать систему показателей, которые позволяют составить количественную и качественную характеристики продовольственного спроса и предложения товаров.
Такую характеристику можно дать следующими показателями [5]:
- производством пищевой продукции в ассортименте;
- обновлением товарного ассортимента;
- обеспеченностью сырьем, производственными мощностями;
- запасами пищевой продукции в ассортименте, в т. ч. в предприятиях, торговых организациях;
изменением доли товарного рынка, которую занимает предприятие; выполнением заявок, связанных с поставкой пищевой продукции; изменением в спросе покупателей;
величиной неудовлетворительного спроса в развернутом ассортименте; динамикой цен.
Результирующий показатель, характеризующий конъюнктуру рынка, — это динамика межрегиональных перевозок пищевой продукции.
Задачей сельскохозяйственных предприятий является обеспечение пищевой промышленности сырьем. Критерием их оценки является степень удовлетворения потребности в конечной продукции АПК. Выявление факторов, влияющих на изменение объемов производства, производится на основе анализа посевных площадей и урожайности, установления причин, с которыми связано изменение уровня производства, дачи оценки происшедшим изменениям, их влиянию на развитие размещения конечной продукции. Анализируется не только количественные, но и качественные показатели сырья.
Понятия качество товара и конкурентоспособность взаимозависимы и определяются, как совокупность свойств товара, динамические характеристики которых изменяются с развитием общественных потребностей и технического прогресса. Часто между этими понятиями ставится знак равенства — качество служит показателем конкурентоспособности товара, а конкурен-
тоспособность выступает как движитель качественного совершенства товара. Оба они призваны оценивать труд и его общественную полезность.
Полезные свойства продуктов труда в совокупности представляют товар в качестве предмета потребления и делают его предметом потребления.
Отличительная особенность конкурентоспособности от качества товара в совокупности только тех конкретных свойств, которые интересны (полезны) для покупателя и удовлетворяют их потребности. Те же характеристики товара, которые не представляют интерес для покупателя, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения.
Качество представляет собой категорию, которая присуща не только рыночной экономике. Воздействие таких факторов, как: колебание цен, конъюнктура рынка, реклама и др. меняют конкурентоспособность товара даже при неизменных качественных характеристиках.
Позиционирование — это эффективный метод, посредством которого предприятие может выбрать направление рыночной деятельности. Позиция продукта — это мнение группы потребителей целевых рыночных сегментов относительно важнейших свойств продукта. Позиция продукта отражает место, которое занимает конкретный продукт в умах потребителей относительно продукта конкурентов.
Позиционирование продукта представляет собой возможность выбрать такие параметры продукта, учитывая оценки потребителей, которые гарантируют ему конкурентные преимущества. Продукт должен занять отличительное и значимое место в восприятии потребителя.
Самый распространенный способ определить свойства товара — это опрос потребителей, на основе которого выделяют самые существенные4.
Оценка параметров производится по 5-бальной системе.
Суть методического подхода заключается в исследовании мнений потенциальных потребителей, которые ориентированы или на свойства «идеального» товара, более полно удовлетворяющего их потребности, или на выделение наиболее существенных свойств товара конкурентов. При этом применяется модель «идеальной» точки:
n
Ав = х (I -хi), i
где Ав — позиция потребителя по отношению к марке продукта; Wi — значимость параметра; Ii — «идеальное» представление потребителя о параметре i; Xi — мнение потребителя о выраженности параметра в исследуемом продукте; n — количество существенных параметров товара.
Оценка конкурентоспособности товара проходит следующую последовательность [5]:
- определяют цель исследования;
- выбирают продукт и потенциальных потребителей;
- оценивают параметры продуктов, соответствующих стандартам и нормам, регламентирующих уровень параметров;
- выбирают «идеальный» продукт;
- рассчитывают показатель конкурентоспособности на основе сопоставления с «идеальным» продуктом.
Среди показателей, которые определяют уровень продовольственных товаров, выделяют:
- показатели назначения5;
- показатель экономного использования6;
7
- показатель надежности ;
О
- эргономические показатели ;
- эстетические показатели;
- показатели безопасности.
4 Например, для потребителей мясной продукции — органолептические свойства (вкус, цвет, запах, внешний вид, консистенция), срок хранения, пищевая ценность, атрибуты товара (упаковка, имидж товара), цена продукции.
5 Обыденная покупка, особый случай.
6 Выход готовой к употреблению продукции из полуфабрикатов, калорийность и др.
7 Срок хранения.
8 минимальные затраты труда и простота при приготовлении готовой продукции из полуфабрикатов.
Для оценки соответствия параметров стандартам и нормам применяется специальный коэффициент ^НП). Этот коэффициент имеет два значения: 1 — когда изделие соответствует нормам и стандартам, и 0 — когда изделие не соответствует. Общий показатель с учетом нормативных параметров производится путем умножения частных показателей по каждому параметру:
п
Янп ^ /
где gi — частный показатель по ;-му нормативному параметру; п — число параметров, необходимых учитывать при определении конкурентоспособности.
Если какой-то из частных показателей имеет значение 0, как видим, и значение общего показателя будет равно 0, что означает неконкурентоспособность продовольственного товара.
Насколько свойства товара соответствуют конкретным потребностям, определяется непосредственно в процессе потребления, как правило, и такая группа оценочных показателей в специальной литературе по маркетингу называется консументной.
Давая оценку консументным параметрам, можно определить, какие из свойств продовольственного товара являются наиболее ценными для потребителя и соответствуют ли свойства существующего товара эталонным потребностям. Оценку в количественном отношении можно произвести по формуле
К
К, __ш_ *100%,
Кэ,
где К — частный консументный показатель по ;-му параметру; Rni — величины ;-го параметра анализируемого товара; Rэi — величина ;-го параметра «идеального» товара.
Рассчитав другие частные консументные показатели, переходят к расчету общего показателя по консументным параметрам (Ккп):
п
Ккп к,а,
где а; — удельный вес ;-го параметра из общего числа параметров п; п — число параметров, по которым осуществляют оценку способности.
Получив результат общего показателя Ккп, вы можете дать ответ, насколько товар, производимый вашим предприятием, соответствует «идеальному» товару по данному параметру. На практике такое сопоставление возможно с товаром-конкурентом. Поэтому реальное значение Ккп должно быть проверено на соответствие конкретной потребности:
,_1 Кк,
где Rni — величина консументного параметра анализируемого потребительского товара; Rki — величина консументного параметра товара-конкурента.
Оценку экономических параметров конкурентоспособности продукта связывают с определением цены покупки пищевого изделия, который анализируется, а затем ее сравнивают с ценой покупки товара-конкурента. Такое сравнение определяется следующим образом:
Э _ Цпа < I
Цпк '
где Э — общий показатель, учитывающий экономические параметры; Ц — цена покупки анализируемого товара; Ц — цена покупки товара-конкурента.
К факторам, определяющим конкурентоспособность продовольственного товара и, соответственно, его успех, относятся в числе других и маркетинговые параметры, которые при отсутствии маркетингового сопровождения нового товара, выводимого на продовольственный рынок, могут стать причиной риска, существенно снижающего уровень конкурентоспособности товара, и только в условиях дефицитной экономики это можно считать оправданным.
Определив общие показатели конкурентоспособности, далее делается расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности изделия. Изделие можно считать конкурентоспособным при Кин_1.
Для предприятия очень важна обратная связь с потребителем по части своих идей и продукции. Проверка концепции заключается в представлении потребителю предполагаемого товара с целью определения его отношения и намерения сделать покупку на данном этапе его разработки.
Для экономического анализа нового товара необходимо исследование затрат, произведенных при его разработке, выводе на рынок и организации продаж, оценке прибылей и рисков, связанных с выработкой новой продукции, имеющей необходимый оборот. Эту оценку можно сделать, используя метод анализа безубыточности, позволяющий устанавливать точку безубыточности Х, которая характеризует ту величину минимального объема выпускаемой продукции, при которой доход от продаж равняется издержкам производства.
Точку безубыточности можно определить по формуле:
И
X =-
пос
Э - И
11 пер
где Ипос — сумма постоянных затрат на весь объем производства; Ипер — удельные переменные затраты на единицу продукции; Ц — цена единицы нового товара.
В экономической литературе пока отсутствует согласованное определение конкурентоспособности. Это приводит к заметным расхождениям в анализе конкурентоспособности. Она анализируется и на уровне предприятия, отрасли или нескольких отраслей, национальной экономики, интеграционного объединения [6, 8, 10, 12, 14, 17]. Такие расхождения связаны с тем, что методология исследования различна.
Методика проведения отдельных исследований известны давно и применяются сейчас. Так, Бородиным К.Г. были разработаны коэффициенты, которые позволяют дать оценку конкурентоспособности продукции на международном уровне [4].
Он трактует конкурентоспособность продукции как «способность продукции быть больше востребованной на анализируемых рынках, сохраняя высокую долю внешнего спроса в общем объеме ее производства при условии наилучшего обеспечения внутреннего спроса товарами».
Конкурентоспособность продукции оценивается с учетом данных сельхозпредприятий о вывозе продукции по формуле:
х
с =- '
№ - XJ+ M
где Pj — производство j-й продукции в округе; Xj — вывоз j-й продукции; Mj — ввоз в округ j-й продукции; Xj — величина экспорта, в т. ч. и внутренний вывоз.
При этом стоимость объема производства рассчитывается, исходя из цены, по которой сельскохозяйственные производители реализуют продукцию. Точно так же рассчитывается стоимость вывоза, а стоимость ввоза — по ценам внешних поставщиков.
С учетом этих показателей определяют предпочтительную специализацию производства в регионе.
Конечно, метод прост и груб. Сам автор говорит об этом: «Фактор влияния мегаполисов, которые расположены на территории федеральных округов, искажают уровень его конкурентоспособности. Присутствующий мощный потребительский спрос в округе ориентирует его производственную, транспортную и торговую инфраструктуру максимально удовлетворить потребности мегаполиса. И, как следствие, «черная дыра» мегаполиса поглощает конкурентоспособную продукцию, которая могла бы быть востребованной на рынках других округов» [4].
К тому же, при применении такого метода учитывается только ввоз и вывоз, но не качество товара и снижение издержек предприятия.
Литература
1. Аносова, Л. А. Российская система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности и поддержку инвестиций: структурные элементы /Л.А. Аносова, Л.С. Кабир //Экономика и управление. 2013. № 10 (96). С. 3025.
2. Баширова, А. А. Формирование стратегии регионального развития с позиций эколого-экономической сбалансированности / А.А. Баширова //Экономические науки. 2010. № 72. С. 87090.
3. Баширова, А. А. Эколого-экономическая безопасность региона : проблемы, решения, перспективы / А.А. Баширова //Экономические науки. 2009. № 61. С. 2910294.
4. Бородин, К. Г. Конкурентоспособность агропродовольственной продукции в регионах РФ // Экономи-
ка с.-х. и перераб. предприятий. 2005. № 8. С. 29-33.
5. Гончаров, А. Д., Ибрагимов, А. И., Рассухамов, У. А. Маркетинг в пищевой промышленности. — М. : Пищепромиздат, 2005.
6. Дохолян, С. В. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона / С.В. До-холян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Вопросы структуризации экономики. 2009. № 1. С. 46-50.
7. Дохолян, С. В. Механизм гибкой адаптации управления промышленными предприятиями в условиях постиндустриального общества/Дохолян С.В., Петросянц В.З. //Экономика и предпринимательство. 2014. № 8. С. 432-435.
8. Дохолян, С. В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона / С.В. Дохолян,
B.З. Петросянц, А.С. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 9.
9. Дохолян, С. В. Оценка конкурентоспособности промышленных предприятий : методический аспект /
C.В. Дохолян, А.Д. Гасанова. — Махачкала : Изд-во ИСЭИ ДНЦРАН, 2006.
10. Дохолян, С. В. Предпосылки развития региональной конкурентоспособности / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц //Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1. С. 46-50.
11. Дохолян, С. В. Применение методов имитационного моделирования в практике управления промышленными предприятиями / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, Д.А. Деневизюк //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6 (44). С. 67-74.
12. Дохолян, С. В. Проблемы формирования конкурентоспособности региона : основные противоречия, позитивные и негативные факторы/Дохолян С.В. //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 1. С. 8-19.
13. Дохолян, С. В. Системный подход к организации и управлению производством на предприятиях в условиях рынка / С.В. Дохолян, Э.А. Дадашева // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 1. С. 76-86.
14. Дохолян, С. В. Смелое завтра : повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности/Дохолян С.В. //Российское предпринимательство. 2008. № 8-2. С. 130-134.
15. Дохолян, С. В. Современные инструменты управления на пищевых и перерабатывающих предприятиях АПК / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4. С. 223-237.
16. Дохолян, С. В. Управление рисками на промышленных предприятиях / С.В. Дохолян, М.Б. Глоов. — Махачкала : Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2005.
17. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З. Конкурентоспособность региона : методологические вопросы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 4. С. 34.
18. Кондратьев, В. Конкурентоспособность промышленного предприятия : макроэкономические проблемы //Маркетинг. 1996. № 3. С. 33-39.
19. Кротков, A. M., Еленеева, Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия : подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 59-68.
20. Нуреев, P. M. Курс микроэкономики : учебник для вузов. — 2-е изд., измен. — М. : Норма, 2004.
21. Океанич, Н. И. Управление финансовой устойчивостью предприятий. — М. : ВНИЭТУСХ, 2004.
22. Советский энциклопедический словарь. — М. : Сов. энциклопедия, 1980.
23. Чернышов, М. М. Использование модели Р. Солоу для анализа факторов экономического роста (на примере Республики Дагестан) // Дагестан : экономические отношения, собственность, элиты : те-мат. сб. научных трудов. — Махачкала : ИСЭИ ДНЦ РАН, 1997.
24. Чернышов, М. М., Региональные проблемы переходной экономики : вопросы теории и практики ; под ред. проф. Алиев В.Г. — М. : Экономика, 2002.
References:
1. Anosov, L. And. The Russian system of the tax privileges directed on stimulation of innovative activity and support of investments: structural elements / L.A.Anosov, h.p. of Kabir//Economy and management. 2013. № 10 (96). With. 3-25.
2. Bashirova, A.A.Formirovanie of strategy of regional development from positions of ekologo-economic equation / A.A.Bashirova//Economic sciences. 2010. № 72. With. 87-90.
3. Bashirova, And. And. Ekologo-economic safety of region: problems, decisions, prospects / A.A.Bashirova// Economic sciences <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=871157>. 2009. № 61 <http://elibrary.ru/ contents.asp?issueid=871157&selid=15226708>. With. 291-294.
4. Borodin, K. G.Konkurentosposobnost of agrofood production in regions Russian Federations/Economy agricultural and the reslave. The enterprises. 2005. № 8. With. 29-33.
5. Goncharov, And. Д, Ibragimov, And. И, Rassuhamov, U.A.Marketing in the food-processing industry. — М: Пищепромиздат, 2005.
6. Doholjan, With. Century Methodical approaches to an estimation and the analysis of competitiveness of region / S.V.Doholjan, V.Z.Petrosjants, A.M.Sadykov//Questions of structurization of economy. 2009. № 1. With. 46-50.
7. Doholjan, S. V.Mehanizm of flexible adaptation of management by the industrial enterprises in the conditions of a postindustrial society / Doholjan S. V., Petrosjants V. Z//Economy and business. 2014. № 8. With. 432 -435.
8. Doholjan, S. V.Mehanizm of realisation of an industrial policy of depressive region / S.V.Doholjan, V.Z.Petrosjants, A.S.Doholjan//Regional problems of transformation of economy. 2010. № 1. With. 9.
9. Doholjan, S. V.Otsenka of competitiveness of the industrial enterprises: methodical aspect / S.V.Doholjan, A.D.Gasanova. — Makhachkala: Publishing house ISEIDNTS of the Russian Academy of Sciences, 2006.
10. Doholjan, S. V.Predposylki of development of regional competitiveness / S.V.Doholjan, V.Z.Petrosjants// Regional problems of transformation of economy. 2007. № 1. With. 46-50.
11. Doholjan, S. V.Primenenie of methods of imitating modelling in management practice by the industrial enterprises / S.V.Doholjan, V.Z.Petrosjants, D.A.Denevizjuk//Regional problems of transformation of economy. 2014. № 6 (44). With. 67-74.
12. Doholjan, S. V.Problemy of formation of competitiveness of region: the basic contradictions, positive and negative factors / Doholjan S. V.//regional problems of transformation of economy. 2009. № 1. With. 8-19.
13. Doholjan, With. Century the System approach to the organisation and production management at the enterprises in the conditions of the market / S.V.Doholjan, E.A.Dadasheva//Regional problems of transformation of economy. 2008. № 1. With. 76-86.
14. Doholjan, S. V.Smeloe tomorrow: increase of competitiveness of economy of region on the basis of new approaches to formation of branch structure of the industry / Doholjan S. V.//the Russian business. 2008. № 82. With. 130-134.
15. Doholjan, With. Century Modern tools of management at the food and processing enterprises of agrarian and industrial complex / S.V.Doholjan, V.Z.Petrosjants//Regional problems of transformation of economy. 2013. № 4. With. 223-237.
16. Doholjan, S. V. Upravlenie risks at the industrial enterprises / S. V.Doholjan, M.B.Gloov. — Makhachkala: Publishing house ISEIDNTS of the Russian Academy of Sciences, 2005.
17. Doholjan, With. В, Petrosjants, V.Z.Konkurentosposobnost of region: methodological questions/Regional problems of transformation of economy. 2007. № 4. With. 34.
18. Kondratyev, V.Konkurentosposobnost of the industrial enterprise: macroeconomic problems/Marketing. 1996. № 3. With. 33-39.
19. Krotkov, A. M., Eleneeva, Ju.Ja.Konkurentosposobnost of the enterprise: approaches to maintenance, criteria, estimation methods/Marketing in Russia and abroad. 2001. № 6. With. 59-68.
20. Nureev, P. M. A micro-economics course: the textbook for high schools. — 2 изд., changes. — М: Norm, 2004.
21. Okeanich, N.I. Upravlenie financial .stability of the enterprises. — М: ВНИЭТУСХ, 2004.
22. The Soviet encyclopaedic dictionary. — М: Owls. The encyclopaedia, 1980.
23. Tchernyshov, M.M.Ispolzovanie of R.Solou's model for the analysis of factors of economic growth (on the Republic Dagestan example)//Dagestan: economic relations, the property, elite: темат. сб. Proceedings. — Makhachkala: ISEI ДНЦ the Russian Academy of Sciences, 1997.
24. Tchernyshov, M. М, Regional problems of transitive economy: theory and practice questions; under the editorship of the prof. Aliev V. G — М: Economy, 2002.