Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью предприятий молочно-перерабатывающей отрасли'

Управление конкурентоспособностью предприятий молочно-перерабатывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / COMPETITIVENESS / STRATEGIC-RESOURCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каретникова М.С.

Управление есть процесс влияния на управляемую составляющую и формирования заданных условий. Факторами эффективного развития отрасли являются внедрение высокотехнологичного производства и наращивание мощности. Однако усиление конкуренции в связи со вступлением в ВТО и Таможенный союз, рост требований потребителей к качеству продукции вызывает необходимость в адаптации предпринимательских действий с принципами современного маркетинга и использования их с целью получения конкурентоспособных преимуществ продуктов переработки молока. Исследования рынка должны быть направлены не только на изучение рынка в целом, но обязательно при достаточной оценке влияния развития спроса и предложения качественной продукции. Регулирование комплекса экономических, организационных, технических, технологических, экологических, правовых и нормативных параметров должно иметь своей целью достаточность насыщения внутреннего рынка и обеспечение высоких потребительских качеств товара. Существует адаптированная методика оценки конкурентоспособности, которая формируется по каждому отдельно взятому товару. Она позволяет учитывать особенности формирования соответствующего рынка. Оценка конкурентоспособности продукта производится с помощью сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. В качестве базовых принципов управления конкурентоспособностью регионального комплекса организаций молочно-перерабатывающих производств выступают следующие: принцип целостности, принцип селективности, принцип комплексности, принцип рациональной кластеризации. Независимо от изменения внешних и внутренних условий, основной задачей остается своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения населения продукцией пищевой промышленности, формирование стратегических запасов пищевых продуктов, обеспечение устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рациональным нормам потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF DAIRY-PROCESSING INDUSTRY

Management is the process of impact on the controlled component and the formation of the data environment. Factors of effective development of the industry are the introduction of high-tech production and capacity growth. However, increased competition in connection with the entry into the WTO and the Customs Union, the growth of consumer demands for product quality makes it necessary to adapt the business actions with the principles of modern marketing and the use of them in order to obtain a competitive advantage processed milk products. Market research should be directed not only to study the market in general, but not necessarily at a sufficient assessment of the impact of demand and supply of quality products. Regulation of complex economic, organizational, technical, technological, environmental, legal and regulatory parameters should aim sufficiency saturation of the domestic market and ensuring high quality consumer goods. There is an adapted method of estimation of competitiveness, which is formed on each separate product. It takes into account the peculiarities of the relevant market. Assessment of the competitiveness of the product is made by comparing the parameters of the analyzed products with the parameters of a basis for comparison. As the basic principles of management of competitiveness of the regional organizations of the complex milk-processing industries are the following: the principle of integrity, the principle of discrimination, the principle of comprehensiveness, the principle of rational clustering. Regardless of changes in external and internal conditions, the main objective remains the timely prediction, detection and prevention of internal and external threats to food safety, minimize their negative effects due to the constant readiness of the system providing the population with food products industries, the formation of strategic food stocks, ensuring sustainable able development of domestic production of food and raw materials, volumes and assortiment which correspond to rational consumption norms.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью предприятий молочно-перерабатывающей отрасли»

Экономика

УДК 06.71.07

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНО-ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

М. С. КАРЕТНИКОВА,

аспирант, Кубанский государственный аграрный университет

(350044, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13; e-mail: maenko92@mail.ru)

Ключевые слова: государственное регулирование, конкурентоспособность, стратегическое управление. Управление есть процесс влияния на управляемую составляющую и формирования заданных условий. Факторами эффективного развития отрасли являются внедрение высокотехнологичного производства и наращивание мощности. Однако усиление конкуренции в связи со вступлением в ВТО и Таможенный союз, рост требований потребителей к качеству продукции вызывает необходимость в адаптации предпринимательских действий с принципами современного маркетинга и использования их с целью получения конкурентоспособных преимуществ продуктов переработки молока. Исследования рынка должны быть направлены не только на изучение рынка в целом, но обязательно при достаточной оценке влияния развития спроса и предложения качественной продукции. Регулирование комплекса экономических, организационных, технических, технологических, экологических, правовых и нормативных параметров должно иметь своей целью достаточность насыщения внутреннего рынка и обеспечение высоких потребительских качеств товара. Существует адаптированная методика оценки конкурентоспособности, которая формируется по каждому отдельно взятому товару. Она позволяет учитывать особенности формирования соответствующего рынка. Оценка конкурентоспособности продукта производится с помощью сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. В качестве базовых принципов управления конкурентоспособностью регионального комплекса организаций молочно-перерабатывающих производств выступают следующие: принцип целостности, принцип селективности, принцип комплексности, принцип рациональной кластеризации. Независимо от изменения внешних и внутренних условий, основной задачей остается своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения населения продукцией пищевой промышленности, формирование стратегических запасов пищевых продуктов, обеспечение устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рациональным нормам потребления.

MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF DAIRY-PROCESSING INDUSTRY

M. S. KARETNIKOVA,

graduate student, Kuban State Agricultural University

(13 Kalinina Str., 350044, Krasnodar; e-mail: maenko92@mail.ru)

Keywords: government regulation, competitiveness, strategic-resource management.

Management is the process of impact on the controlled component and the formation of the data environment. Factors of effective development of the industry are the introduction of high-tech production and capacity growth. However, increased competition in connection with the entry into the WTO and the Customs Union, the growth of consumer demands for product quality makes it necessary to adapt the business actions with the principles of modern marketing and the use of them in order to obtain a competitive advantage processed milk products. Market research should be directed not only to study the market in general, but not necessarily at a sufficient assessment of the impact of demand and supply of quality products. Regulation of complex economic, organizational, technical, technological, environmental, legal and regulatory parameters should aim sufficiency saturation of the domestic market and ensuring high quality consumer goods. There is an adapted method of estimation of competitiveness, which is formed on each separate product. It takes into account the peculiarities of the relevant market. Assessment of the competitiveness of the product is made by comparing the parameters of the analyzed products with the parameters of a basis for comparison. As the basic principles of management of competitiveness of the regional organizations of the complex milk-processing industries are the following: the principle of integrity, the principle of discrimination, the principle of comprehensiveness, the principle of rational clustering. Regardless of changes in external and internal conditions, the main objective remains the timely prediction, detection and prevention of internal and external threats to food safety, minimize their negative effects due to the constant readiness of the system providing the population with food products industries, the formation of strategic food stocks, ensuring sustainable able development of domestic production of food and raw materials, volumes and assortiment which correspond to rational consumption norms.

Положительная рецензия представлена А. Ю. Барановой, кандидатом экономических наук, доцентом Сочинского государственного университета.

Экономика

Теория и практика стратегического управления традиционно рассматривает предприятия перерабатывающей отрасли промышленности как закрытую систему, на которую оказывают значительное влияние внешние факторы рыночной среды. При этом следует учитывать, что адекватно оценивать процессы, происходящие на отраслевом рынке, а соответственно и необходимость применения тех или иных инструментов, возможно только в рамках субъекта РФ или группы субъектов, объединенных по территориальному признаку на основании сопоставимости оцениваемых контрольных показателей и господствующих результативных факторов.

Региональный комплекс молочно-перерабатываю-щих производств необходимо рассматривать в качестве самостоятельной, открытой, активной, социально-экономической системы и элемента систем более высокого порядка, таких как региональная экономика и агропромышленный комплекс государства. Данная система обладает свойствами самоорганизации и оказывает целенаправленное управляющее маркетинговое воздействие, обеспечивая возможность эффективного функционирования [1].

Стратегическое управление представляет собой процесс разработки, обоснования и реализации управленческих решений по определению будущего положения субъекта хозяйствования на основе развития его конкурентного потенциала с учетом синергизма и возможного маркетингового воздействия на параметры рыночной среды.

Исследование рынка представляет собой систематический количественный и качественный анализ совокупного рынка молока и молочной продукции для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристики конкурентной среды, среднерыночных ценах, ценовых минимумов и максимумов. Изучение тенденции деловой активности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями является приоритетным при формировании региональной политики. Необходимо учитывать и тенденции развития рынка, и изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов.

Регулирование комплекса экономических, организационных, технических, технологических, экологических, правовых и нормативных параметров должно иметь своей целью достаточность насыщения внутреннего рынка и обеспечение высоких потребительских качеств товара. Минимизация затрат на производство и высокий уровень цен при реализации по различным каналам сбыта должны быть гарантированы. Снизить предпринимательский риск способно только государство как заказчик или гарантированный покупатель.

Учитывая необходимость организации внутреннего и внешнего рынков молока и молокопродуктов, улучшения качества питания населения и конкурентоспособности на мировом рынке, стратегической задачей государства должно стать возрождение молочного скотоводства, особенно крупных товарных ферм и комплексов [2].

Конкурентоспособность комплекса молочно-пере-рабатывающих предприятий можно оценить посредством определения внешнего и внутреннего потенциала. Инновационный, инвестиционный и финансово-

экономический потенциал являются показателями общего состояния и внутренних возможностей системы, а ресурсная база и региональная политика в области развития АПК представляют возможности внешней среды к приросту социально-экономического эффекта, то есть степень изменчивости региональных факторов к устойчивому развитию и обеспечению продовольственной безопасности.

Конкурентоспособность товара формируется в результате деятельности каждого производителя, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных функций и организации сбыта.

Адаптированная методика оценки конкурентоспособности формируется по каждому отдельно взятому товару. Она позволяет учитывать особенности формирования соответствующего рынка и основные тенденции научно-технического прогресса. Оценка конкурентоспособности продукта производится с помощью сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Иными словами — необходимы критерии, по которым можно оценить конкурентоспособность продукта. Критерии измерения и управления конкурентоспособностью продукции можно разделить на потребительские и экономические [3].

Потребительские критерии характеризуют потребительскую ценность (полезность) продуктов и выражаются в качестве и ассортименте. Такие критерии имеют наибольшее значение для индивидуальных потребителей, так как они получают товар в неизменном виде. Несоответствие оценки качества товара, формируемого на этапе производства и проверенного перед реализацией, с потребительской оценкой качества заключается в разнице между требованиями потребителей по качеству и его реальным уровнем, что существенно сказывается на потребительских предпочтениях, которые непосредственно формируют конкурентоспособность. Однако потребитель, оценивая качество, опирается в большей степени не на установленные стандарты, а на личные вкусы и представления о качественном товаре (запах, вкус, консистенция). С распространением идеологии здорового образа жизни большая часть производителей высококалорийных продуктов расширили свой ассортимент, начав выпуск диетических продуктов. Расширение ассортимента, продиктованное образом жизни населения — это способ сохранить потребителей. Основным экономическим критерием конкурентоспособности является цена.

Методика исследований.

При осуществлении государственного планирования и управления отраслью необходимо базироваться на положении о том, что управление есть процесс влияния на управляемую составляющую и формирования заданных условий путем применения прямо и косвенно воздействующих инструментов, а не процесс приспособления под существующие обстоятельства.

Результаты исследований.

Цель стратегического подхода к управлению конкурентоспособностью регионального комплекса организаций молочно-перерабатывающего комплекса — признание данной подотрасли АПК в качестве одной из сфер, обеспечивающей продовольственную без-

Экономика

3) принцип комплексности, в соответствии с которым стратегия, основанная на эффективном использовании ресурсов и развитии внутреннего потенциала конкурентоспособности регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств, представляет собой комплексную, системную программу действий и взаимодействий по всем направлениям функционирования основных подсистем комплекса;

4) принцип рациональной кластеризации, в рамках которого стратегия развития регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств предусматривает формирование и ускоренное развитие кластера — комплекса молочно-перерабатыва-ющих производств как единой системы, взаимодействующей в рамках технологических цепочек, с целью наращивания инновационного, инвестиционного, интеллектуального, финансово-экономического и маркетингового потенциалов, объема производства и продаж широкого ассортимента продукции, востребованной внутренним региональным рынком и поставляющей ему молочную продукцию, по объему и качественным характеристикам обеспечивающим решение проблем продовольственной безопасности [6].

Выводы.

Независимо от изменения внешних и внутренних условий, основной задачей остается своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения населения продукцией пищевой промышленности, формирование стратегических запасов пищевых продуктов, обеспечение устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рациональным нормам потребления. Литература

1. Правовая библиотека. [Электронный ресурс]. URL : http://all-books.biz (дата обращения : 28.10.2013 г.).

2. О ходе и результатах реализации в 2010 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. : Национальный доклад.

3. Официальный интернет портал Министерства сельского хозяйства России. [Электронный ресурс]. URL : http://www. mcx.ru (дата обращения : 30.08.2013 г.).

4. Экономика сельского хозяйства : обзор по итогам 2012 г. [Электронный ресурс]. URL : http://www.pomidorus.ru (дата обращения : 30.08.2013 г.).

5. Сельское хозяйство и аграрная политика в России. [Электронный ресурс]. URL : http://www.rus-stat.ru (дата обращения : 31.08.2013 г.).

6. Экономика Франции. Основные черты французской экономики. Экономика Германии. [Электронный ресурс]. URL : http://www.ereport.ru (дата обращения : 31.08.2013 г.).

7. Григорьев С. Н., Еленева Ю. Я., Андреев В. Н. Рост стоимости технологического капитала как критерий и результат инновационного развития предприятия // Актуальш проблеми економши. 2014. № 1. С. 150-162.

8. Buyukov V. V Integration processes in the industry sphere // European journal of economic studies. 2014. № 1.

9. Wilkinson I. F., Young L. C. The past and the future of business marketing theory // Industrial Marketing Management. 2013. № 3. P. 394-404.

10. Liu S., Kasturiratne D., Moizer J. А hub-and-spoke model for multi-dimensional integration of green marketing and sustainable supply chain management // Industrial Marketing Management. 2012. № 4. P. 581-588.

11. Theodosiou M., Kehagias J., Katsikea E. Strategic orientations, marketing capabilities and firm performance : an empirical investigation in the context of frontline managers in service organizations // Industrial Marketing Management. 2012. № 7. P. 1058-1070.

12. Радзиевская Т. В. Задачи и особенности экономической политики в современной России // Вестник воронежского государственного университета. 2013. № 2. С. 20-25.

References

1. Law Library. [Electronic resource]. URL : http://all-books.biz (date accessed : 28.10.2013).

2. On the course and results of the implementation in 2010 of the State program of development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and pro-rations for the period 2008-2012 : National report.

3. The official internet portal of the Ministry of Agriculture of Russia. [Electronic resource]. URL : http://www.mcx.ru (date accessed : 30.08.2013).

4. Economics of Agriculture : an overview of the results of 2012. [Electronic resource]. URL : http://www.pomidorus.ru (date accessed : 30.08.2013).

опасность систем макроуровня и повышение уровня жизни населения, рассматриваемой в качестве фактора устойчивого социально-экономического развития национальной экономики, и заключающейся в обеспечении соответствия потребления продуктов питания установленному нормативному уровню за счет эффективного использования имеющегося потенциала.

В качестве базовых принципов управления конкурентоспособностью регионального комплекса организаций молочно-перерабатывающих производств выступают следующие:

1) принцип целостности, в рамках которого комплекс молочно-перерабатывающих производств рассматривается по отраслевому признаку в качестве подотрасли АПК страны, а по территориально-локальному признаку в качестве подсистемы регионального хозяйства, органично встроенный в социальное, экономическое взаимодействие, внешние и внутренние взаимосвязи и зависимости систем вышестоящего уровня, и призванного развиваться с целевой установкой по обеспечению продовольственной безопасности региона как условие его трансформации к устойчивому развитию в условиях императивов системной модернизации;

2) принцип селективности, в рамках которого ресурсы, направляемые из федерального бюджета или региональных источников на развитие отдельных организаций, функционирующих в сфере переработки молочного сырья, распределяются по признаку приоритетности хозяйствующих субъектов, представляющих собой точки роста, эффективное функционирование и развитие которых обеспечивает как развитие внутреннего потенциала конкурентоспособности, так и его эффективное использование;

Экономика

щ

5. Agriculture and agricultural policy in Russia. [Electronic resource]. URL: http://www.rus-stat.ru (date accessed : 31.08.2013).

6. French economy. The main features of the French economy. Germany's economy. [Electronic resource]. URL : http://www. ereport.ru (date accessed : 31.08.2013).

7. Grigoriev S. N., Eleneva Y. Y., Andreev V N. Rising cost of technological capital as a criterion and the result of innovative development company // Actual problems of economic. 2014. № 1. P. 150-162.

8. Biryukov V V Integration processes in the industry sphere // European journal of economic studies. 2014. № 1.

9. Wilkinson I. F., Young L. C. The past and the future of business marketing theory // Industrial Marketing Management. 2013. № 3. P. 394-404.

10. Liu S., Kasturiratne D., Moizer J. A hub-and-spoke model for multi-dimensional integration of green marketing and sustainable supply chain management // Industrial Marketing Management. 2012. № 4. P. 581-588.

11. Theodosiou M., Kehagias J., Katsikea E. Strategic orientations, marketing capabilities and firm performance : an empirical investigation in the context of frontline managers in service organizations // Industrial Marketing Management. 2012. № 7. P. 1058-1070.

12. Radzievskaya T. V Features of economic policy in modern Russia // Herald of the Voronezh State University. 2013. № 2. P. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.