Научная статья на тему 'Оценка регулирующего воздействия как инструмент государственного регулирования'

Оценка регулирующего воздействия как инструмент государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / STATE REGULATION / REGULATORY IMPACT ASSESSMENT / TOOLS OF STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каретникова М. С.

Наиболее значимым фактором эффективного развития отрасли является принятие адекватных и своевременных мер государственного регулирования. Ситуационные исследования должны быть направлены не только на изучение рынка в целом и поведения отдельных его участников, но и на выявление наиболее корректных адресных регулирующих мер. Регулирование комплекса экономических, организационных, технических, технологических, экологических, правовых и нормативных параметров должно иметь своей целью достаточность насыщения внутреннего рынка и обеспечение высоких потребительских качеств товара. Применение методик ОРВ за счет максимальной дифференциации критериев и методик оценки регулируемых субъектов позволит сгладить влияние факторов, присущих конкретным подгруппам. Применение систематизированных методик оценки степени влияния принимаемых решений несет в себе возможность детального прогнозирования и определения краткосрочного и долгосрочного эффектов, что в свою очередь является основой принятия наиболее оптимального решения, максимально удовлетворяющего изначально поставленной задаче. Наличие органа ответственного за исполнение решения не предполагает у него обязанности по его принятию и обоснованию. Для этого необходимо определить, а при необходимости сформировать орган исполнительной власти, ответственный за подготовку заключений об оценке регулирующего воздействия в отношении определенных классификационных групп. Разработчики (регуляторы) должны направлять проекты исполняющему органу с сопроводительной документацией, на основе которой он проводит оценку. Орган, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия, при получении на рассмотрение проекта определяет, требуется ли проводить в отношении него оценку регулирующего воздействия, и при положительном решении проводит предварительную или углубленную оценку, организуя публичные консультации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY IMPACT ASSESSMENT AS A TOOL OF STATE REGULATION

Most significant factor in effective development of the industry is the adoption of adequate and timely measures of state regulation. Case studies should focus not only on market research in General, and behavior of individual participants, but also to identify the most correct address regulatory measures. Regulation of the complex of economic, organizational, technical, technological, environmental, legal and regulatory parameters should have as its purpose the sufficiency of saturation of the domestic market and ensuring high consumer qualities of the product. Application of methods of RIA at the expense of maximum differentiation criteria and evaluation methods regulated entities will smooth the impact of factors that are specific to particular subgroups. Systematic methods for assessing the impact of decisions carries the possibility of a detailed prediction and identify short and long-term effects, which in turn is the basis for making the most optimal solutions, satisfying initially the task. The presence of the subject responsible for execution of the decision does not assume responsibilities for its decision and rationale. To do this, it's necessary to determine if necessary to form a subject of executive authority responsible for the preparation of conclusions about the regulatory impact assessment for certain classification groups. Developers (regulators) should guide the projects executing agencies with the accompanying documentation, on the basis of which it assesses. Subject authorized to conduct regulatory impact assessment, when receiving a draft specifies whether to hold against the regulatory impact assessment, and if so does the preliminary or in-depth assessment, organizing public consultations.

Текст научной работы на тему «Оценка регулирующего воздействия как инструмент государственного регулирования»

Экономика

УДК 06.71.07

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

М. С. КАРЕТНИКОВА,

аспирант, Кубанский государственный аграрный университет

(350044, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13; e-mail: [email protected])

Ключевые слова: государственное регулирование, оценка регулирующего воздействия, инструмент государственного регулирования.

Наиболее значимым фактором эффективного развития отрасли является принятие адекватных и своевременных мер государственного регулирования. Ситуационные исследования должны быть направлены не только на изучение рынка в целом и поведения отдельных его участников, но и на выявление наиболее корректных адресных регулирующих мер. Регулирование комплекса экономических, организационных, технических, технологических, экологических, правовых и нормативных параметров должно иметь своей целью достаточность насыщения внутреннего рынка и обеспечение высоких потребительских качеств товара. Применение методик ОРВ за счет максимальной дифференциации критериев и методик оценки регулируемых субъектов позволит сгладить влияние факторов, присущих конкретным подгруппам. Применение систематизированных методик оценки степени влияния принимаемых решений несет в себе возможность детального прогнозирования и определения краткосрочного и долгосрочного эффектов, что в свою очередь является основой принятия наиболее оптимального решения, максимально удовлетворяющего изначально поставленной задаче. Наличие органа ответственного за исполнение решения не предполагает у него обязанности по его принятию и обоснованию. Для этого необходимо определить, а при необходимости сформировать орган исполнительной власти, ответственный за подготовку заключений об оценке регулирующего воздействия в отношении определенных классификационных групп. Разработчики (регуляторы) должны направлять проекты исполняющему органу с сопроводительной документацией, на основе которой он проводит оценку. Орган, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия, при получении на рассмотрение проекта определяет, требуется ли проводить в отношении него оценку регулирующего воздействия, и при положительном решении проводит предварительную или углубленную оценку, организуя публичные консультации.

REGULATORY IMPACT ASSESSMENT AS A TOOL OF STATE REGULATION

M. S. KARETNIKOVA,

graduate student, Kuban State Agricultural University

(13 Kalinina Str., 350044, Krasnodar; e-mail: [email protected])

Keywords: state regulation, regulatory impact assessment, tools of state regulation.

Most significant factor in effective development of the industry is the adoption of adequate and timely measures of state regulation. Case studies should focus not only on market research in General, and behavior of individual participants, but also to identify the most correct address regulatory measures. Regulation of the complex of economic, organizational, technical, technological, environmental, legal and regulatory parameters should have as its purpose the sufficiency of saturation of the domestic market and ensuring high consumer qualities of the product. Application of methods of RIA at the expense of maximum differentiation criteria and evaluation methods regulated entities will smooth the impact of factors that are specific to particular subgroups. Systematic methods for assessing the impact of decisions carries the possibility of a detailed prediction and identify short and long-term effects, which in turn is the basis for making the most optimal solutions, satisfying initially the task. The presence of the subject responsible for execution of the decision does not assume responsibilities for its decision and rationale. To do this, it's necessary to determine if necessary to form a subject of executive authority responsible for the preparation of conclusions about the regulatory impact assessment for certain classification groups. Developers (regulators) should guide the projects executing agencies with the accompanying documentation, on the basis of which it assesses. Subject authorized to conduct regulatory impact assessment, when receiving a draft specifies whether to hold against the regulatory impact assessment, and if so does the preliminary or in-depth assessment, organizing public consultations.

Положительная рецензия представлена А. Ю. Барановой, кандидатом экономических наук, доцентом Сочинского государственного университета.

Экономика

Достоверная и адекватная оценка эффективности используемых механизмов государственного регулирования макро- и микроэкономических процессов является ключевым фактором последовательного и гармоничного социально-экономического развития государства. Так как в правовом государстве основой государственного регулирования является законодательная норма, то в условиях отраслевого регулирования необходимо нормативно закрепить и компетентно разъяснить наиболее оптимальные модели оценки эффективности принимаемых уполномоченными органами решений, что в свою очередь повысит обоснованность применения конкретных инструментов, особенно стимулирующего характера, и минимизирует влияние субъективных факторов.

Максимальная дифференциация методик оценки по критерию качественных характеристик регулируемых субъектов позволит сгладить влияние факторов, присущих конкретным подгруппам.

Методика исследований.

Применение систематизированных методик оценки степени влияния принимаемых решений несет в себе возможность детального прогнозирования и определения краткосрочного и долгосрочного эффектов, что в свою очередь является основой принятия наиболее оптимального решения, максимально удовлетворяющего изначально поставленной задаче.

Моделирование ситуации по схеме «цель — задача — решение» предполагает постановку ключевых вопросов, таких как:

1. В чем состоит проблема, на решение которой направлено регулирование? При этом требуется обозначить суть проблемы, определить участников и масштаб проблемы.

2. Какова цель регулирования?

3. На какие социальные группы будет оказано наибольшее воздействие при применении предлагаемых норм?

4. Определение возможных вариантов достижения цели?

5. Как каждый из возможных вариантов воздействует на каждую из выделенных групп? Каковы прямые и косвенные воздействия на экономику и социальную сферу в целом?

6. Какой из вариантов является наилучшим? Превосходят ли выгоды от введения регулирования издержки, связанные с таким регулированием?

7. Каким образом будет достигаться соблюдение регулирующих правил?

В настоящее время различные методики оценки регулирующего воздействия применяются более чем в 50 странах. В 1966 г. в Дании стала использоваться оценка экономического и административного воздействия регулирования. В США оценка издержек и выгод стала использоваться в 1970-х гг. Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Нидерланды стали применять эту систему с конца 1980-х гг. К 1996 г. уже более половины стран-членов ОЭСР, стали использовать этот инструмент. На постсоветском пространстве ОРВ активно применяется в странах Балтии, на Украине. Элементы ОРВ есть в Казахстане [4].

Результаты исследований.

Эффект от применения методик оценки эффективности принятия решений заключается в:

— снижении издержек субъектов хозяйственной деятельности по выполнению установленных требований;

— обеспечении экономии бюджетных средств;

— снижении рисков возникновения коррупции;

— улучшении делового климата и повышении инвестиционной привлекательности региона;

— повышении уровня доверия граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

Эффективность рассматриваемого подхода демонстрирует анализ порядка предоставления налоговой скидки наемным работникам в Великобритании.

До 2005 г. налоговую скидку сотрудники компаний получали через работодателей, однако данный порядок был отменен в связи с чрезмерной административной нагрузкой на административный блок компаний, от которой при этом компании не получали дополнительной прибыли.

Применение методики оценки регулирующего воздействия позволило определить, что отмена порядка выплат пособий через работодателей позволит сэкономить бизнесу 10-15 млн фунтов стерлингов в 2005-2006 финансовом году и 110-115 млн в последующие годы при единовременных затратах в пределах 6-8 млн фунтов стерлингов. Налоговая служба ежегодно начиная с 2006-2007 финансового года получит экономию в размере 3-4 млн ф. ст. при единовременных затратах в 1-2 млн в 2005-2006 г. Это не единственный пример, демонстрирующий абсолютную эффективность подобного подхода при осуществлении государственного регулирования.

Для обеспечения наглядности и недвусмысленности выводов экспертов, которые должны оформляться в строго регламентируемом формате, необходимо обеспечить возможность не только качественной, но и количественной оценки регулирующего воздействия. Также целесообразно привлекать к выработке оптимальных решений субъектов экономики, на которых принимаемые нормы окажут непосредственное влияние.

Формат заключения должен определять структуру и иерархию изложения исследовательского материала, оценок и рекомендуемых решений. В заключении обязательно должно содержаться описание проблемы, потенциальных рисков принятия и непринятия решений. Также должны быть конкретно определены субъекты и цели регулирования в терминах ожидаемых результатов. Также необходимо развернуто представить проблемы текущего регулирования, альтернативных вариантов регулирования и дать развернутое обоснование максимальной эффективности решения, выносимого в качестве рекомендуемого.

В целях максимизации положительного эффекта принимаемого решения необходимо заранее четко установить временные промежутки применения каждой отдельной опции и условия их корректировок.

Проведение оценки регулирующего воздействия возможно на различных стадиях:

— идентификации проблемы;

— оценки эффективности проекта с целью выявления положений, которые вводят избыточные, невыполнимые или сложно контролируемые ограничения и противоречат целям регулирования;

— мониторинг регулирующего воздействия (ретроспективная оценка регулирующего воздействия):

Экономика ^Ф/

— регулирования на стадии реализации принятого решения с целью его пересмотра или отмены.

С целью защиты от излишнего регулирования необходимо также максимально понятно определить контексты вмешательства государства в экономическую жизнь групп хозяйствующих субъектов. В общем случае, необходимость вмешательства государ- деятельности; ства в свободное функционирование рынка призна- — осуществления ется в двух случаях: (надзора);

— существование провалов рынка;

— наличие конкретной социальной цели.

При этом под провалом рынка понимается наличие:

— несовершенной конкуренции;

— ситуаций, когда информации на рынке для рационального выбора потребителей недостаточно;

— высоких транзакционных издержек;

— случаев недостаточного производства общественных благ;

— внешних эффектов (экстерналий) — выгоды или издержки, не отраженные в условиях контрактов (соглашений).

Само по себе наличие вышеприведенных факторов не является самодостаточным основанием для вмешательства государства. Обязательным условием является способность системы государственного регулирования принять и внедрить такое решение

— распределения ограниченных ресурсов;

— инвестиционной деятельности;

— реализации государственных целевых программ;

— установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской

государственного контроля

— установления требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению определенных видов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности и т. д. [1].

Важным элементом внедрения выбранного решения является определение ответственного за его исполнение органа и пределов его компетенций. В некоторых случаях можно предусмотреть встроенную возможность для регулирующего органа в определенных случаях отказываться или изменять действующую систему в соответствии с обстоятельствами.

Выводы.

Комплекс действий по периодической оценке эффективности принятой регулирующей схемы должен включать:

— разработку механизма обратной связи и рассмотрения жалоб;

— систему постоянных консультаций с заинте-которое по сумме своего синергетического эффекта ресованными сторонами; регулярное информирова-окажется на порядок эффективнее, целесообразнее ние общества о предпринятых мерах, например, пу-и окупит издержки на внедрение и разработку дан- тем публикации ежегодного отчета;

ного решения. В противном случае государственное — включение в нормативные акты оговорки о вмешательство может оказаться излишним и нецеле- пересмотре/отмене действующей схемы в опреде-сообразным. При выборе методов и средств государ- ленных ситуациях [2].

ственного регулирования необходимо отдавать наи- Наличие органа ответственного за исполнение большее предпочтение тем из них, которые предпо- решения не предполагает у него обязанности по его лагают наименьшее государственное вмешательство. принятию и обоснованию. Для этого необходимо Необходимость масштабных проектов и систем ста- определить, а при необходимости сформировать ор-билизации, стимулирования и ограничения тех или ган исполнительной власти, ответственный за под-иных процессов уже сама по себе является призна- готовку заключений об оценке регулирующего возком крайней несбалансированности экономики. действия в отношении определенных классификаци-При этом отталкиваться нужно все же от цели. онных групп.

Четкое формулирование целей регулирования позволит избежать ситуации подмены желаемых целей предлагаемыми средствами их достижения.

Кроме того, при осуществлении оценки воздействия рекомендуется придерживаться принципа про-

Разработчики (регуляторы) должны направлять проекты исполняющему органу с сопроводительной документацией, на основе которой он проводит оценку. Орган, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия, при получении

порциональности: глубина анализа должна соответ- на рассмотрение проекта определяет, требуется ли ствовать значимости рассматриваемого вопроса. проводить в отношении него оценку регулирующего Оценка регулирующего воздействия может при- воздействия, и при положительном решении прово-меняться в отношении следующих групп проектов: дит предварительную или углубленную оценку, организуя публичные консультации [3].

Литература

1. Оценка регулирующего воздействия. [Электронный ресурс]. URL : http://www.all-books.biz (дата обращения : 28.10.2013).

2. О ходе и результатах реализации в 2010 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. : национальный доклад.

3. Официальный интернет портал Министерства сельского хозяйства России. [Электронный ресурс]. URL : http:// www.mcx.ru (дата обращения : 30.08.2013).

4. Экономика сельского хозяйства : обзор по итогам 2012 г. [Электронный ресурс]. URL : http://www.pomidorus.ru (дата обращения : 30.08.2013).

5. Сельское хозяйство и аграрная политика в России. [Электронный ресурс]. URL : http://www.rus-stat.ru (дата обращения : 31.08.2013).

6. Экономика Франции. Основные черты французской экономики. Экономика Германии. [Электронный ресурс]. URL : http://www.ereport.ru (дата обращения : 31.08.2013).

7. Григорьев С. Н., Еленева Ю. Я., Андреев В. Н. Рост стоимости технологического капитала как критерий и результат инновационного развития предприятия // Актуальш проблеми економiки. 2014. № 1. С. 150-162.

р- Аграрный вестник Урала № 11 (129), 2014 г. —«

Щ,

Экономика

8. Biryukov V V. Integration processes in the industry sphere // European journal of economic studies. № 1. 2014.

9. Wilkinson I. F., Young L. C.The past and the future of business marketing theory // Industrial marketing management. 2013. № 3. P. 394-404.

10. Liu S., Kasturiratne D., Moizer J. A hub-and-spoke model for multi-dimensional integration of green marketing and sustainable supply chain management // Industrial marketing management. 2012. № 4. P. 581-588.

11. Theodosiou M., Kehagias J., Katsikea E. Strategic orientations, marketing capabilities and firm performance : an empirical investigation in the context of frontline managers in service organizations // Industrial marketing management. 2012. № 7.

12. Радзиевская Т. В. Задачи и особенности экономической политики в современной России // Вестник воронежского государственного университета. 2013. № 2. С. 20-25.

References

1. State regulation. [Electronic resource]. URL : http://all-books.biz (date accessed : 28.10.2013).

2. On the progress and results of implementation in 2010 State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012 : National Report.

3. The official internet portal of the Ministry of Agriculture of Russia. [Electronic resource]. URL : http://www.mcx.ru (date accessed : 30.08.2013).

4. Economics : an overview by the end of 2012. [Electronic resource]. URL : http://www.pomidorus.ru (date accessed : 30.08.2013).

5. Agriculture and agricultural policy in Russia. [Electronic resource]. URL : http://www.rus-stat.ru (date accessed : 31.08.2013).

6. French economy. The main features of the French economy. Germany's economy. [Electronic resource]. URL : http://www. ereport.ru (date accessed : 31.08.2013).

7. Grigoriev S. N., Eleneva Y. Y., Andreev V. N. Rising cost of technological capital as a criterion and the result of innovative development company // Actual problems of economic. 2014. № 1. P. 150-162.

8. Biryukov V. V. Integration processes in the industry sphere // European journal of economic studies. № 1. 2014.

9. Wilkinson I. F., Young L. C.The past and the future of business marketing theory // Industrial marketing management. 2013. № 3. P. 394-404.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Liu S., Kasturiratne D., Moizer J. А hub-and-spoke model for multi-dimensional integration of green marketing and sustainable supply chain management // Industrial marketing management. 2012. № 4. P. 581-588.

11. Theodosiou M., Kehagias J., Katsikea E. Strategic orientations, marketing capabilities and firm performance : an empirical investigation in the context of frontline managers in service organizations // Industrial marketing management. 2012. № 7.

12. Radzievskaya T. V. Features of economic policy in modern Russia // Herald of the Voronezh State University. 2013. № 2. P. 20-25.

P. 1058-1070.

P. 1058-1070.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.