Научная статья на тему 'Управление качеством как метод повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий'

Управление качеством как метод повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / AGRICULTURAL ENTERPRISES / КАЧЕСТВО / QUALITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / LIVING STANDARDS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / NATIONAL STANDARDS / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ / SYSTEMS OF QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулатипова А. М., Исаева П. Г.

Актуальность существующей сегодня проблемы, связанной с качеством продукции, производимой отечественными сельхозпроизводителями диктуется тем, что от её успешного решения зависит куда вложит свои средства российский потребитель на развитие отечественного АПК или поддержку иностранных сельхозпроизводителей. Качество сельскохозяйственной продукции является основным критерием, который обеспечивает высокий уровень и продолжительность жизни населения, соответствует нормативным документам, законов, государственных стандартов, норм, которые являются гарантом качества продукции. Для того, чтобы выпускаемая продукция соответствовала мировым стандартам, необходимо внедрение новой техники, модернизация оборудования, применение современных технологий. Помимо этого следует снижать издержки производства по сравнению с аналогичными издержками конкурентов. Таким образом, качество продукции оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность любого предприятия, включая и агропромышленное. Руководителям предприятий следует руководствоваться ведущим принципом TQM (системы всеобщего управления качеством) состоящем в постоянном совершенствовании, которое ориентировано на достижении лучших показателей при минимальных затратах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT AS A METHOD OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The relevance of current issues related to the quality of the products produced by domestic farmers is dictated by the fact that its successful solution depends on where to invest the Russian consumer the development of the domestic agricultural sector, or support foreign farmers. The quality of agricultural products is the main criterion, which provides a high level and the life expectancy of the population, meet the regulations, laws, state standards, standards that guarantee product quality. To ensure that the manufactured products meet international standards, it is necessary to introduce new equipment, equipment modernization, application of modern technologies. In addition, should reduce production costs in comparison with similar expenses of competitors. Thus, the product quality has a direct impact on the competitiveness of any enterprise, including agricultural. Business leaders should be guided by the guiding principle of TQM (total quality management) which is in a constant improvement, which is focused on achieving the best performance at the lowest cost.

Текст научной работы на тему «Управление качеством как метод повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

АПК и сельское хозяйство

АБДУЛАТИПОВА А.М. ,ИСАЕВА П.Г.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. Актуальность существующей сегодня проблемы, связанной с качеством продукции, производимой отечественными сельхозпроизводителями диктуется тем, что от её успешного решения зависит куда вложит свои средства российский потребитель - на развитие отечественного АПК или поддержку иностранных сельхозпроизводителей. Качество сельскохозяйственной продукции является основным критерием, который обеспечивает высокий уровень и продолжительность жизни населения, соответствует нормативным документам, законов, государственных стандартов, норм, которые являются гарантом качества продукции. Для того, чтобы выпускаемая продукция соответствовала мировым стандартам, необходимо внедрение новой техники, модернизация оборудования, применение современных технологий. Помимо этого следует снижать издержки производства по сравнению с аналогичными издержками конкурентов. Таким образом, качество продукции оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность любого предприятия, включая и агропромышленное. Руководителям предприятий следует руководствоваться ведущим принципом TQM (системы всеобщего управления качеством) состоящем в постоянном совершенствовании, которое ориентировано на достижении лучших показателей при минимальных затратах.

Ключевые слова: агропромышленные предприятия, качество, конкурентоспособность, управление, мировые стандарты, уровень жизни, государственные стандарты, системы управления качеством продукции.

ABDULATIPOVA A.M.,ISAEVA P.G.

QUALITY MANAGEMENT AS A METHOD OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Abstract. The relevance of current issues related to the quality of the products produced by domestic farmers is dictated by the fact that its successful solution depends on where to invest the Russian consumer - the development of the domestic agricultural sector, or support foreign farmers. The quality of agricultural products is the main criterion, which provides a high level and the life expectancy of the population, meet the regulations, laws, state standards, standards that guarantee product quality. To ensure that the manufactured products meet international standards, it is necessary to introduce new equipment, equipment modernization, application of modern technologies. In addition, should reduce production costs in comparison with similar expenses of competitors. Thus, the product quality has a direct impact on the competitiveness of any enterprise, including agricultural. Business leaders should be guided by the guiding principle of TQM (total quality management) which is in a constant improvement, which is focused on achieving the best performance at the lowest cost.

Keywords: agricultural enterprises, quality, competitiveness, governance, international standards, living standards, national standards, systems of quality control.

В условиях рыночных отношений управление качеством становится важным условием успешного функционирования агропромышленных предприятий, так как оно обеспечивает такой уровень качества продукции, который удовлетворит запросы потребителей полностью.

Как отмечается многими отечественными и зарубежными специалистами высокое качество сельскохозяйственной продукции - это весомая составляющая, определяющая их конкурентоспособность. [2-4, 6, 8, 9, 12, 15, 18-20, 25-27]

В современных условиях продукция пищевой промышленности ведущих мировых производителей, которые вкладывали огромные средства в повышение её качества, может быть приобретена российским потребителем. Поэтому, повышение качества отечественной сельскохозяйственной продукции - весьма актуальная проблема и т ее успешного решения зависит куда российский потребитель вложит свои средств: в отечественное сельское хозяйство или на поддержку иностранных сельскохозяйственных предприятий [13, 14, 21].

Перед любым предприятием стоит проблема, связанная с обеспечением качества производимой продукции. Поэтому, для того чтобы обеспечить высокое качество выпускаемой продукции разработке и осуществлению системы управления качеством продукции на предприятиях уделяется особое внимание. [5, 7, 10, 11, 24]

Производство качественной продукции необходимо для повышения уровня и продолжительности жизни населения. Таким образом, производство качественной продукции вызвано на сосредоточении и недопущении некачественной готовой продукции, которое обеспечивается на стадии производства продукции1.

Употребление пищевой продукции низкого качества, а также продукции с предельным сроком хранения приводит к негативным последствиям. От качества продукции зависит и такой показатель деятельности предприятий как конкурентоспособность. Поэтому конкурентоспособность продукции - это совокупность свойств, которая в условиях рынка удовлетворяет потребностям потребителя за определенный период времени, по сравнению с продукцией конкурента.

Качество - это совокупность свойств товара, которая удовлетворяет определенным потребностям в соответствии с его назначением.

Продовольственный рынок в современных условиях восприимчив к качеству продукции, поэтому «качество» выступает решающим фактором конкурентоспособности, от которого зависит успешная деятельность предприятий агропромышленного комплекса.

В условиях рынка уровень конкурентоспособности продукции связан, в первую очередь с уровнем качества. Для того, чтобы продукция была конкурентоспособна, она должна быть качественной, т.е. основной фактор конкурентоспособности - это её качество.

Так, М. Портером был введен термин value chain: базис повышения конкурентоспособности товара - это повышение его качества, затрагивающий все цепочки образования стоимости данного товара. [22]

Раскрывая сущность качества, можно понять его ценность, как фактора конкурентоспособности, ведь что такое качество в его понимании, как экономической категории - это не что иное, как общественная оценка, которая характеризует степень удовлетворения потребностей в существующих, реальных условиях, в которых потребляются явно выраженные или потенциально заложенные в товаре совокупность свойств. [19]. Она является сложной, емкой и универсальной категорией, имеющей множество особенностей и разного рода аспектов.

Основными аспектами качества при рассмотрении её в зависимости от целей использования являются:

- философский аспект, подвергнутый анализу впервые, как считается, Аристотелем еще в 111 в. до н.э., понимавший под качеством существующие различия между предметами, исходя из признака «хороший-плохой». В современном понимании, с философской точки зрения под качеством подразумевается существенная определенность рассматриваемого объекта, придающая ему специфичность и отличающая его от другого объекта;

- социальный аспект, при котором качество рассматривается, как отношение субъектов или общества в целом к изучаемому объекту, как категория, соответствующая законам спроса и предложения, связанная с уровнем культуры, доходов потребителей и т.д.;

- технический аспект, зависимый от количественных и качественных изменений объекта исследования;

1 организованная структура, обеспечивающая распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для общего руководства качеством

Абдулатипова А.М., Исаева П.Г.

управление качеством как метод повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий

- экономический аспект, при котором исследуемый объект подвергается рассмотрению, как результат потребления или потребительской стоимости;

- правовой аспект, к которому относится выработка научно-технической документации (НТД), порядок её разработки, утверждения и внедрения, выполнения и учета. С этой точки зрения качество рассматривается, как свойства объекта, которые в совокупности своих свойств отвечают требованиям, установленным в НТД

Анализируя сущность качества можно определить, что понятие «качество» и «конкурентоспособность» тесно взаимосвязаны - они оценивают конкретный труд и его общественную полезность и определяются ,как совокупность свойств продукции, удовлетворяющих определенные общественные потребности. И хотя между качеством продукции и её конкурентоспособностью существует прямая связь и влияние, эти понятия не идентичны и можно говорить о четырех признаках различающих их друг от друга [16].

Первый признак - качественной продукции должны быть свойственны совокупность функций, которые отвечают, в первую очередь, требованиям разработки, и однородность товара при этом должна выступать в качестве базы для сравнения, в то время ,как для конкурентоспособности основой является удовлетворение конкретных потребностей покупателя и сопоставимость, в том числе и неоднородных товаров.

Второй признак - для покупателя имеет непосредственную значимость потребительский эффект, а не в каких условиях проектируют, изготавливают и доставляют на рынок товар. При снижении производителем затрат на производство продукта и сохранении его первоначальных характеристик, качество продукта растет, не теряя при этом привлекательности для потребителя.

Третий признак - уровень конкурентоспособности продукции не может оцениваться соответствием качества товара, действующим нормативным документам, а определяется, в первую очередь, степенью удовлетворения требованиям рынка.

Четвертый признак - качество и конкурентоспособность различаются тем, что качество выявляется только при использовании продукции, а установить конкурентоспособность можно только после её продажи, несмотря на то, что и то, и другое закладывается на этапе НИР и ОКР.

Важно отметить экономически правомерную связь качества продукции с вопросами экологии и ресурсосбережения, отмеченную Европейской организацией качества в отличие от существующих определений.

Качество это характеристика какого-то конкретного товара.

Конкурентоспособность же определенного товара связана с теми его свойствами на которые ориентирован конкретный потребитель2.

На протяжении долгого времени неплатежеспособному и не интересующемуся новинками российскому потребителю не уделялось внимание.[17, 25]

Так, в РФ, в следствии негативного отношения практически не используется генетически измененные продукты. Необходимо поддерживать таких сельхозпроизводителей и тем самым понижать конкурентоспособность продукции, которую производят западноевропейские и североамериканские компании.

Категория качества - как комплексное понятие, отражает многообразие свойств товара по степени и характеру удовлетворения запросов потребителя. В этой связи при оценке конкурентоспособности товара в состав показателей, характеризующих обобщенное качество продукции, следует включать лишь те показатели, которые являются существенными для потребителя в условиях конкретного рынка.

Для повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса, российские товаропроизводители должны понимать своего потребителя и донести до него следующие приоритеты:

- качество и экологичность важнее цены;

- важны негативные последствия для здоровья потребителя и его потомков , а поэтому сле-

2 В качестве примера, подтверждающего этот тезис, можно привести китайские товары, которые заполонили российский рынок с начала 90-х гг. XX века. Все эксперты и покупатели были единодушны во мнении, что они чрезвычайно низкого качества. Однако их конкурентоспособность никем не оспаривалась и она обеспечивалась низкой ценой и привлекательным внешним видом.

дует отказаться употреблять генетически измененные продукты питания;

- необходимо отдавать предпочтение отечественной продукции для того чтобы поддержать национальную экономику;

- необходимо помнить, что за производство некачественной продукции отечественного производителя легче привлечь к ответственности;

- качественная продукция отличается дороговизной, но известно, что скупые платят дважды, и во второй раз, как правило, страдает здоровье

Рассмотрим теперь качество с экономической точки зрения. Как известно, рынок - это главный контролер конечных результатов производства. Именно рыночный обмен выявляет, качество и количество какого созданного продукта соответствует потребностям покупателей. Производитель, выпускающий некачественный продукт, становится не конкурентоспособным, не может закрепиться на рынке и соответственно разоряется.

Научно-техническая революция XX века стала толчком в формировании параметров качества отдельных видов товара, которые стали признаваться во всем мире.

В РФ принят Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Законом регулируются отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В этом законе определены пищевые продукты, материалы и изделия, которые могут находиться в обороте. Они должны соответствовать нормативным документам и пройти государственную регистрацию согласно установленному порядку. Такие меры гарантируют конкурентоспособность продукции и препятствуют проникновению низкокачественной продукции на продовольственный рынок. [1].

К пищевым продуктам, материалам и изделиям, которые не могут находиться в обороте относятся:

- продукция, не соответствующая нормативным документам;

- недоброкачественная продукция, которая вызывает сомнения у представителей государственных органов власти, занимающихся надзором и контролем за качеством и безопасностью пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля);

- продукция без удостоверения качества, документов изготовителя, поставщика пищевой продукции, материалов и изделий, подтверждающих факт её происхождения, по которой нет информации о государственной регистрации и подтверждения о соответствии требованиям нормативных актов3;

- фальсифицированная продукция, не соответствует имеющейся о ней информации;

- продукция, не имеющая установленные сроки годности4 или сроки годности которой истекли;

- продукция, не имеющая соответствующую маркировку, в которой согласно закону или государственному стандарту должны содержатся соответствующие сведения, либо не имеет такую информацию.

Товары, которые признаны некачественными и запрещены для реализации необходимо утилизировать или уничтожать. Фактически они не допускаются к конкурентным отношениям.

Для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов необходимо провести ряд мероприятий. Среди которых:

- государственное регулирование качества и безопасности;

- осуществление требований нормативных актов по части пищевых продуктов, материалов и изделий, а также условий, которые необходимо соблюдать в процессе изготовления, хранения, перевозки и реализации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий невозможны без проведения мероприятий организационного, агрохимического, ветеринарного, технологического, инженерно-технического, са-

3 пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия

4 для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным

Абдулатипова А.М., Исаева П.Г.

управление качеством как метод повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий

нитарно-противоэпидемиологического и фитосанитарного характера.,

- производственный контроль качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, включая условия, в которых они изготавливались, хранились, перевозились и реали-зовывались, за внедрением системы управления качества пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - система качества);

- пресечение нарушений настоящего Федерального закона и требований нормативных документов, а также гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в отношении лиц, которые совершили указанные нарушения.

Установленные государственные стандарты качества по пищевым продуктам, материалам и изделиям, обеспечению их безопасности, упаковки, маркировки, производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдению процедурам, оценивающим и подтверждающим их соответствие нормативным документам, методикам, по которым их испытывают и идентифицируют, техническим документам, системам качества обеспечивают требования к качеству пищевых продуктов.

Пищевая ценность и безопасность пищевых продуктов, включая материалы и изделия, безопасность условий, по которым осуществлены их разработка, постановка на производство, изготовление и оборот, безопасность услуг, которые оказываются в сферах розничной торговли пищевыми продуктами, материалами, изделиями и общепита установлена в соответствующих санитарных правилах и нормах.

А ветеринарные правила и нормы устанавливают соответствующие требования к безопасности в ветеринарном отношении к определенным пищевым продуктам, условиям их заготовки, изготовления и оборота.

Все перечисленные требования определяют основу конкурентных параметров продуктов питания. Надзор за соблюдением государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм осуществляют строго в соответствии с установленным законодательством РФ и их компетенцией соответственно федеральный орган исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральный орган исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора.

Требования, установленные вышеперечисленными государственными стандартами, санитарными правилами и нормами обязательны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пищевые продукты, материалы и изделия регистрируются органами государственной власти. Так же органы государственной власти регистрируют новые пищевые продукты, материалы и изделия, которые производятся в РФ и ввоз которых осуществляется впервые на территорию РФ.

Это позволяет не допускать на рынок неконкурентоспособную продукцию.

Импортные пищевые продукты, материалы и изделия, которые ввозятся на территорию РФ должны пройти государственную регистрацию прежде, чем попадут на рынок. Такая регистрация состоит из следующих этапов:

- экспертиза документов. Изготовитель, поставщик товаров должен представить документы, которые подтверждают, что пищевые продукты, материалы и изделия соответствуют нормативным документам, условиям изготовления или поставкам, а также результатам проводимых в случае их необходимости испытаниям;

- товары, разрешенные к ввозу и реализации на территории РФ, а также сами изготовители и поставщики внесены в соответствующие перечни Государственного реестра по пищевым продуктам, материалам и изделиям;

- выдача свидетельства о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на производство, ввоз и оборот на территории РФ.

Государственная регистрация пищевой продукции, материалов и изделий, и, соответственно, ведение Государственного реестра пищевой продукции, материалов и изделий, производство, ввоз и оборот которых разрешены на территории РФ согласно принятому Правительством РФ Положению является компетенцией уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти, которые занимаются государственным санитарно-эпидемиологическим надзором и государственным ветеринарным надзором.

Запрещается регистрировать разные пищевые продуктыпод одним наименованием, а также недопустимо многократно регистрировать один и того же вид пищевых продуктов под одним наименованием или под различными наименованиями, что исключает недобросовестную конкуренцию.

За нарушение действующего Федерального закона, согласно гражданскому законодательству, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые осуществляют деятельность, связанную с оборотом пищевых продуктов, и оказанием услуг в сфере общественного питания несут ответственность.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение вреда, причиненного по причине допущенных при производстве пищевой продукции, материалов и изделий недостатков, а также нарушений качества и безопасности оказанных в сфере общественного питания услуг.

Таким образом, в РФ сформирована правовая база обеспечения качества сельскохозяйственной продукции.

Проблема качества вызывает особый интерес во всем мире, так как, улучшая качественные характеристики изготавливаемой продукции, предприятие обеспечивает ее конкурентоспособность. Специалисты считают, что если XX век отличался ростом производительности, то XXI в. будет веком качества. Поэтому уже сегодня качество - ключ к конкурентоспособности.

В современных условиях высокое качество обеспечивается не только квалификацией рабочих, но применяемой технологией. Поэтому для того, чтобы выпускаемая продукция отвечала мировым стандартам, необходимо внедрение новой техники, модернизация оборудования, применение современных технологий. Наряду с этим важно заботиться о снижении издержек производства по сравнению с аналогичными издержками конкурентов. Поэтому руководители предприятий должны следовать ведущему принципу TQM (системы всеобщего управления качеством), а именно, постоянно совершенствоваться и ориентироваться на достижение лучших показателей при минимальных затратах.

Литература

1. Федеральный закон от 02.01.2000г. № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015). «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

2. Афанасьева Н., Рахлин К. Использование экономических методов в системе качества / Н. Афанасьева, К. Рахлин // Управление качеством. - 2009. - №9. - С. 32-34.

3. Баширова А.А. Органическое сельское хозяйство: мировые тенденции и перспективы развития в России / А.А. Баширова, Э.М. Эминова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. -№10. - С. 119-124.

4. Белый Е. Конкурентоспособность и качество продукции — два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков //Маркетинг. - 2002. - № 4. - С. 29-34.

5. Гаджиева Э.А. Модели управления эффективностью агропромышленного предприятия / Э.А. Га-джиева, С.В. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 4. - С. 214-230

6. Гасанова А.Д. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства: опыт зарубежных стран /Э.М. Эминова, А.Д. Гасанова //Апробация. - 2015. - № 2 (29). - С. 47-55.

7. Гасанова А.Д. Конкурентная стратегия - основа обеспечения развития предприятия / Гасанова А.Д. //Вопросы структуризации экономики. - 2005. - № 2. - С. 188-200.

8. Гасанова А.Д. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методический аспект / С.В. Дохолян, А.Д. Гасанова // научная монография / Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН. Махачкала, - 2006. - 148 с.

9. Дохолян С.В. Механизм реализации повышения конкурентоспособности АПК региона / С.В. Дохолян, Д.Г. Эмиргамзаев //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - №4. - С. 250-265

10. Дохолян С.В. Организационные аспекты процесса стратегического планирования на перерабатывающем предприятии АПК / С.В. Дохолян, З.А. Ибрагимова // Региональные проблемы преобразования экономики. - № 2, - 2011. - С. 235-248

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Дохолян С.В. Развитие ресурсного потенциала АПК в системе регионального воспроизводства / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 4. - С. 135 -159

12. Дохолян С.В. Рациональное использование производственных ресурсов на предприятиях АПК / С.В. Дохолян, Р.Ф. Фарманов // Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т социально-экономических исследований. Махачкала, - 2011. - 168 c

13. Дохолян С.В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С.В. Дохолян, В.З., Петросянц // Проблемы развития АПК региона. - 2012. №3, - С. 121-130

14. Дохолян С.В. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства / С.В. Дохолян, Д.Г. Эмиргамзаев // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. -№3. - С. 168-185.

Абдулатипова А.М., Исаева П.Г.

управление качеством как метод повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий

15. Дохолян С.В. Экономическая устойчивость агропромышленного предприятия: сущность и факторы / С.В. Дохолян, М.Э. Магомедова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 3. - С.169-191.

16. Иванова Е. Конкурентоспособность предприятия и его оценка: учеб. пособие / Е.А. Иванова. - Ростов / Д: Феникс, 2008. - 298 с. - (Высшее образование).

17. Курбанов К.К. Агромаркетинг и рационализация структуры производства сельскохозяйственного предприятия /Курбанов К.К. //Вопросы структуризации экономики. - 2008. - Т. 1. - № 3. - С. 28-29.

18. Курбанов К.К. Методические аспекты формирования региональной специализации АПК РД/ Курбанов К.К., Муртилов Н.А. //Вопросы структуризации экономики. - 2003. - № 4. - С. 62-66.

19. Мишин В. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /В. Мишин //- 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2007. - 463 с.

20. Молнар П. Менеджмент качества пищевой продукции в Европе / Пал Молнар // Управление качеством. - 2009. - №8. - С. 22-28

21. Петросянц В.З. Сельское хозяйство и природная среда: проблемы экологизации развития / В.З. Петросянц, А.А. Баширова // Проблемы развития АПК региона. - 2012. - Т. 11. - № 3 (11). - С. 175-179.

22. Портер М. Конкуренция. Вильямс. - М.: - 2005. - 608 с.

23. Пшенник Ю. Управлять качеством или конкурентоспособностью? /Ю. Пшенник // Стандарты и качество. - 2002. - № 1. - С. 66.

24. Эминова Э.М. Определение стратегических направлений развития аграрного производства на предприятиях АПК Республики Дагестан / З.З. Темирханова, Э.М. Эминова // Региональные проблемы преобразования экономики. №8, 2014. - С. 119-125

25. Эминова Э.М. Государственное регулирование и управление АПК на региональном уровне /

C.В.Дохолян, Ю.Д. Умавов, Э.М. Эминова // Экономика и предпринимательство - №12, - 2014. С. 235242

26. Эминова Э.М. Формирование системы разработки стратегических решений по повышению конкурентоспособности предприятий АПК / С.В.Дохолян, Э.М. Эминова // Экономика и предпринимательство - №2, - 2015 С. 857-864

27. Юнусова П.С. Влияние дифференциации денежных доходов населения на уровень и качество потребления продуктов питания /П.С. Юнусова, Ж.А. Ахмедова //Экономические науки. - 2008. - № 42. - С. 312-316.

References:

1. The Federal law from 02.01.2000 No. 29-FZ (as amended on 13.07.2015). "The quality and safety of food products"

2. Afanasyeva N., Rachlin K. the Use of economic methods in the quality system / N. Afanasiev, K. Rachlin // quality Management. - 2009. - No. 9. - S. 32-34.

3. Bashirova, A. A. Organic agriculture: global trends and prospects of development in Russia/A. A. Bashirov,

E. M. Aminova // Regional problems of transformation of economy. - 2014. - No. 10. - Pp. 119-124.

4. White E. Competitiveness and product quality — two levels of management / E. White, S. Barashkov // Marketing. - 2002. - No. 4. - S. 29-34.

5. Gadzhiev E. A. Models of efficiency management of agro-industrial enterprise / A. D. Gadzhiev, V. V. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. - 2010. - No. 4. - P. 214-230

6. Hasanov A. D. State regulation of agricultural production: the experience offoreign countries / Aminova E. M., A. D. Hasanov //Approbation. - 2015. - № 2 (29). - S. 47-55.

7. Hasanov A. D. Competitive strategy is the basis for enterprise development / Gasanova A. D. // Issues of economy structuring. - 2005. - No. 2. - S. 188-200.

8. Hasanov A. D. Competitiveness of industrial enterprises: methodological aspect / V. V. Dokholyan, A. D. Hasanov // scientific monograph / Institute of socio-economic research, Dagestan scientific center RAS. Makhachkala, - 2006. - 148 p.

9. Dokholyan S. V. the Mechanism of realisation of increase of competitiveness of agrarian and industrial complex of the region / S. V. Dokholyan, D. G. Amurgushev // Regional problems of transformation of economy. -2012. - No. 4. - P. 250-265

10. Dokholyan S. V. Organizational aspects of the strategic planning process at the reprocessing plant APK / Dokholyan S. V., Ibragimov Z. A. // Regional problems of transformation of economy. - No. 2 - 2011. - S. 235248

11. Dokholyan S. V. development of the resource potential of the agricultural sector in the system of regional reproduction / Dokholyan S. W., J. D. Umavov // Regional problems of transformation of economy. - 2011. -No. 4. - P. 135-159

12. Dokholyan S. V. Rational use of productive resources in the agricultural enterprises / S. V. Dokholyan, R.

F. Farmanov // Russian Acad. of Sciences, Dagestan scientific. center, Institute for social and economic research. Makhachkala - the 2011. - 168 c

13. Dokholyan S. V. System approach to the formation of the concept of development of agricultural complex of the region / S. V. Dokholyan, Z. V., Petrosyants // Problems of agricultural development in the region. - 2012. No. 3, Pp. 121-130

14. Dokholyan S. V. Strategic directions of sustainable high-efficient agricultural production / S. V. Dokholyan,

D. G. Amurgushev // Regional problems of transformation of economy. - 2012. - No. 3. - S. 168-185.

15. Dokholyan S. V. Economic sustainability of agricultural enterprises: the essence and factors / Dokholyan S. V., Magomedova M. E. // Regional problems of transformation of economy. - 2011. - No. 3. - S. 169-191.

16. Ivanova E. the company's Competitiveness and its evaluation: textbook. the grant/E. A. Ivanova. - Rostov /

D : Phoenix, 2008. - 298 S. - (Higher education).

17. Kurbanov K. K. farm marketing and the rationalization of the production structure of agricultural enterprises / Kurbanov K. K. // Issues of economy structuring. - 2008. - Vol. 1. - No. 3. - P. 28-29.

18. Kurbanov K. K. Methodical aspects of formation of regional specialization of agriculture RD / Kurbanov K. K., Martinov N. And. // The issues of economy structuring. - 2003. - No. 4. - S. 62-66.

19. Mishin V. quality Management: Textbook for students of high schools trained on a speciality "organization Management" / V. Mishin //- 2-ed. M.: UNITY-DANA, - 2007. - 463 p.

20. Molnar P. quality Management of food products in Europe / PAL Molnar // quality Management. - 2009. -No. 8. - S. 22-28

21. Petrosyants V. Z. Agriculture and the natural environment: problems of ecologization of development / V. Z. Petrosyants, A. Bashirova, A. // Problems of agricultural development in the region. - 2012. - T. 11. - № 3 (11). - P. 175 to 179.

22. Porter M. Competition. Williams. - M.: - 2005. - 608 S.

23. Plennik Yu to Control the quality or competitiveness? / J. Psencik // Standards and quality. - 2002. - No. 1. - P. 66.

24. Aminova E. M. Determination of strategic directions of development of agrarian production on the agricultural enterprises of the Republic of Dagestan / Z. Z. Temirkhanov, E. M. Aminova // Regional problems of transformation of economy. No. 8, 2014. - S. 119-125

25. Aminova E. M. State regulation and management in agricultural sector at the regional level / Dokholyan S. W., J. D. Umavov, E. M. Aminova //Economics and entrepreneurship - No. 12 - 2014. P. 235-242

26. Aminova E. M. development system, strategic decisions to improve the competitiveness of agricultural enterprises /S. V. Dokholyan, E. M. Aminova //Economics and entrepreneurship - №2, - Pp. 857-864 2015

27. Yunusov S. P. the Influence of differentiation of monetary incomes of the population on the level and quality of consumption offoods / P. S. Yunusov, Z. A. Akhmedova // Economic science. - 2008. - No. 42. - P. 312-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.