УДК 637.1
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МОЛОЧНО-ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Р. К. ЛЕНЬКОВА, доктор экономических наук, профессор УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
EVALUATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF THE DAIRY-PROCESSING INDUSTRY
R. K. LENKOVA, Doctor of Economics, Professor Belarusian State Agricultural Academy
Конкурентоспособность - это многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях.
В статье приводятся формулы определения конкурентоспособности товара нескольких методов.
Изложена методика расчета конкурентоспособности молока на примере филиала «Мстиславский» ОАО «Савушкин продукт».
Competitiveness - a multilateral economic category, which can be seen at several levels.
The article provides formulas for determining the competitiveness of the goods of several methods.
The technique for calculating the competitiveness of milk for example «Mstislavsky» branch for JSC «Sa-vushkin product»
Введение. Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях, в том числе и молочной отрасли, зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентностью выпускаемой продукции. Только решить эту проблему, предприятие сможет эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.
Анализ источников. Ряд вопросов, связанных с оценкой конкурентоспособности предприятий молочно-перераба-тывающей промышленности нашли отражение в трудах отечественных ученых: В. Г. Гусакова, И. А. Горевой, Е. В. Соколовской, Ф. И. Субоча и др. [3, 6-8].
Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, метод сравнения, монографический, аналитический методы.
Основная часть. Современный уровень развития перерабатывающей промышленности предъявляет новые требования к определению конкурентоспособности продукции и, следовательно, отрасли в целом. Динамичное развитие технологических процессов сокращает жизненные циклы всех видов продукции. В связи с этим необходимо постоянно вводить такие виды продукции в производство, которые были бы конкурентоспособными на потребительском рынке и при этом повышали конкурентоспособность отрасли. Очевидно, что чем шире набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки для успешной деятельности на мировом рынке.
Конкурентоспособность - это многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке [1].
Следует различать понятия конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия. По мнению Т. Г. Филосо-фовой, конкурентоспособность предприятия можно определить, как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности [1].
Анализ конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
о о % , (1)
I Щп
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по 1-му параметру;
Пi - величина 1-го параметра для анализируемой продукции;
Пы - величина 1-го параметра, при котором потребность
удовлетворяется полностью;
п - количество анализируемых параметров [2].
В случае принятия за базу сравнения образца, в знаменателе дроби проставляется величина /-го параметра для товара, принятого за образец.
В случае, когда параметры товара не имеют физической меры, для анализа их характеристик применяют методы балльных оценок.
Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях основывается комплексный метод. При этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:
п
1тп = giLi ' (2)
I-1
где /ти - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
gi - единичный показатель конкурентоспособности по >му техническому параметру;
Ц - весомость i-гo параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
п - число параметров, участвующих в оценке.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
/эп = З , (3)
З0
где З, З0 - полные затраты потребителя соответственно по
оцениваемой продукции и образцу.
Полные затраты потребителя включают единовременные затраты на приобретение товара (З0) и средние суммарные затраты на эксплуатацию товара:
т
З = Зе + Х С1 , (4)
1=1
где Т - срок службы; i - год по порядку.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель - коэффициент конкурентоспособности:
п
ГР V*
К, = X Ц х ] 4=1 1
Но. р.
Vрп у
(5)
где i = 1... п - число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1...п - виды продукции;
Ц - коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными, существенными параметрами продукции;
р - конкурентоспособное значение 1-го параметра для j -ой продукции;
Рп - желаемое значение >г о параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
Р1 = +1, если увеличение значения параметра р способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее);
= -1, если увеличение значения параметра р приводит к
снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое) [2].
Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. По результатам сравнения одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений:
- товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
- товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
- товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий.
Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке [2].
По результатам оценки конкурентоспособности товара можно принять следующие решения:
- изменить состав и структуру применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара;
изменить порядок проектирования товара; изменить технологию изготовления товара, методы испытания, систему контроля качества изготовления, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж;
— изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части;
— изменить порядок реализации товара на рынке;
— изменить структуру и размер инвестиций в разработку,
— производство и сбыт товаров.
Определение факторов конкурентоспособности как на внешнем, так и на внутреннем рынке очень важно для того, чтобы выявить пути её повышения.
Факторы конкурентоспособности — это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности товара. Факторы могут изменять конкурентоспособность в сторону повышения и в сторону уменьшения [2].
Определение конкурентоспособности страны очень важно при выходе национальных товаров на внешний рынок. Поэтому существует отдельная классификация для факторов конкурентоспособности именно стран. Это динамика экономики, промышленная эффективность, динамика рынка, финансовая динамика, человеческие ресурсы, государственное вмешательство, национальные ресурсы, ориентация на внешний рынок, инвестиционная ориентация, социально-экономический консенсус и стабильность [4].
Существует более обобщённая классификация факторов, влияющих на конкурентоспособность товаров (в том числе на внешнем рынке):
1) Фактор времени (проявляется через принцип «сегодняшний рубль дороже завтрашнего»).
2) Фактор качества товаров, который проявляется не только в улучшении показателей качества, но и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт.
3) Фактор масштаба (объёма) производства товара. За счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.
4) Фактор новизны товара. Обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом. Фактор условий эксплуатации товара. При прочих равных условиях более конкурентоспособным товаром будет тот, у которого лучшие эксплуатационные свойства.
5) Фактор ценообразования. Правильно установленная цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия.
6) Рыночный фактор. Характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.
7) Сбытовой фактор. Характеризуется рекламным обеспечением, транспортабельностью товара и надежностью поставки.
8) Сервисный фактор. Действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания [2].
Подводя итог, можно однозначно отметить, что конкурентоспособность товара является одним из определяющих показателей при выходе на внешний рынок, как и при работе на внутреннем. Поэтому понимание самой сути конкурентоспособности является важным для специалиста. Нужно не просто знать о существовании такого аспекта, но и уметь правильно рассчитать показатели конкурентоспособности для выявления её существующего уровня и поиска путей её повышения. Для этого существуют определённые методы (дифференциальный, комплексный, смешанный), каждый из которых обладает своим набором формул и подходов.
Результаты расчетов показателей конкурентоспособности рассмотрим на примере предприятия филиал «Мстиславский» ОАО «Савушкин продукт». Проведем оценку конкурентоспособности молока с массовой долей жира 3,4 % в упаковке емкостью 1 литр двух производителей филиал «Мстиславский» ОАО «Савушкин продукт, взяв за эталон молоко производителя ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск. Это позволит
сравнить эти предприятия, выявить недостатки и достоинства каждого и усовершенствовать ассортимент продукции предприятия. В табл. 1 представлен учет мнений экспертов при проведении оценки конкурентоспособности продукции.
Таблица 1. Учет мнений экспертов по сопоставительным параметрам при проведении оценки конкурентоспособности продукта
Эксперты Распределение баллов по параметрам Всего баллов
Вкус Упаковка Срок хранения Качество
1 2 3 4 5 6
1 40 10 10 40 100
2 10 30 15 45 100
3 25 30 25 20 100
4 15 15 45 45 100
5 30 15 25 30 100
6 35 40 10 15 100
7 10 30 30 30 100
8 45 10 15 30 100
9 40 10 25 25 100
10 15 15 40 50 100
11 50 5 20 25 100
12 30 20 10 40 100
13 25 25 25 25 100
14 20 20 30 30 100
15 40 15 20 25 100
X 420 290 345 485 -
Среднее значение 28 19,3 23 32,3 -
В табл. 2 представлены значения основных параметров по товарам.
Таблица 2. Основные параметры товаров, оцениваемые экспертами
Параметры Значения параметров
Филиал «Мстиславский» ОАО «Савушкин продукт» (конкурент) ОАО «Савушкин продукт» бренд «Брест-Литовск (эталон)
Жирность, % 3,4 3,4
Срок хранения, дней 5 15
Цена продажи, рублей 6500 9800
Вкус 9 8
Упаковка 4 10
Качество 7 7
Исходя из данных, отображенных в табл. 2 можно сделать вывод о том, что молоко филиала «Мстиславский» ОАО «Са-вушкин продукт» значительно уступает конкуренту по таким параметрам, как срок хранения и упаковка, но значительно превосходит товар конкурента по цене.
Группировка основных параметров представлена в табл. 3.
Таблица 3 . Группировка основных параметров оценки конкурентоспособности продукта
Параметры Название Удельный вес, %
Сопоставительные Срок хранения 22,4
Качество 31,5
Вкус 27,3
Упаковка 18,8
Итого 100
Удельный вес по каждому сопоставительному параметру определяется путем соотношения суммы баллов по параметру к общей сумме баллов всех параметров. Наибольший удельные вес в из сопоставительных параметров занимают качество и вкус молоко, 31,5 и 27,3 % соответственно.
В табл. 4 приведены расчеты основных индексов товаров.
Таблица 4. Расчет показателей оценки конкурентоспособности продукта
Параметры Удовлетворение потребности
Вес Значение параметра товара Единичный индекс Взвешенная оценка
ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск Филиал «Мстислав-ский» ОАО «Савуш-кин продукт» бренд Брест-Литовск Филиал «Мсти слав-ский» ОАО «Савуш-кин продукт» бренд Брест-Литовск Филиал «Мстислав-ский»
Сопоставительные: Упаковка Вкус Срок хранения Качество Сводный - Акт.^Х; 18,8 27.3 22.4 31.5 10 8 25 7 5 9 5 7 1 1 1 1 0,5 1,1 0,2 1,0 18,8 27.3 22.4 31.5 100 9,4 30.03 4,48 31,5 75.4
Экономические:
Цена продажи 100 9800 6500 1,17 1 117 100
Сводный - Акт.^ах; - - - - - 117 100
Коэффициент конкурентоспособности филиала «Мстиславский» равен 0,75, а ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск - 0,85. Поэтому ОАО «Савушкин продукт» является более конкурентоспособным.
На основании проведенных исследований было выявлено, что, по мнению экспертов, молоко филиала «Мстиславский» не уступает эталону по качеству и вкусу, однако значительно уступает по таким параметрам, как упаковка (ее качество, оформление, внешний вид) и срок хранения продукта.
Упаковка продукции на ОАО «Савушкин продукт» имеет следующую характеристику:
— по месту упаковывания - производственная;
— по механической устойчивости прочности - мягкая;
— по кратности использования - одноразовая;
— по сферам использования - специализированная;
— по назначению - потребительская.
Изучаемая упаковка молочной продукции филиала «Мстиславский» содержит производственную маркировку, нанесён-
ную изготовителем. Носителем производственной маркировки является этикетка и штампы.
Этикетка содержит информацию о виде продукции, ее составе, пищевой ценности, сроках годности, производителе, представительствах в различных странах мира, импортёрах. Также указана масса товара, штрих-код, ТУ и другие маркировочные знаки.
Данная упаковка обладает производственными условными обозначениями или информационными знаками. Упаковка молочной продукции филиала «Мстиславский» содержит следующие информационные знаки:
— товарный знак;
— наименование места происхождения товара;
— знаки соответствия;
— знаки качества;
— размерные знаки.
Таким образом, в исследуемой упаковке присутствуют основные информационные знаки, касающиеся качества, соответствия, размера товара.
Стоит также отметить, что в исследуемом образце упаковки присутствует не только торговая марка, но также персонаж и слоган предприятия, что не маловажно.
В маркировке также присутствует штрих-код.
Проведя маркетинговый анализ упаковки молочной филиала «Мстиславский», можно отметить, что данный образец полностью соответствует предъявляемым требованием относительно упаковки, маркировки и штрихового кодирования. Упаковка данного товара обеспечивает выполнение основных функций, которые возлагаются на упаковку, а именно - функции качества, сохранности, идентификации, предоставления информации о товаре. Однако следует отметить, что функции маркетинговых исследований и стимулирования сбыта она не выполняет. В дальнейшем следует уделить больше внимания именно этой проблеме, что в полной мере поможет в продвижении товара и его узнаваемости на рынке.
С учетом этого можно предложить предприятию освоить технологию производства молока в пластиковой бутылке емкостью 1 литр с этикеткой, оформленной брендовой маркой ОАО «Савушкин продукт». Новая упаковка позволит увеличить срок хранения продукта до 15 дней.
Для того было решено внедрить фасовочно-упаковочную ЛМП2-ПЭТ для разлива молока в ПЭТ-бутылку.
Экономичность и экологичность приобретают все большее значение при создании упаковки и обеспечивает значительные преимущества в вопросах производства, логистики и обеспечивает возможности значительной оптимизации расходов.
Согласно рассчитанному инвестиционному плану на приобретение новой линии, суммарные затраты на осуществление проекта составят 1450 млн. рублей.
При этом срок окупаемости проекта составит 1,7 лет, а динамический - 2,3 года.
Заключение. На основе проделанных расчетов предприятию предложено освоить технологию производства молока в пластиковой бутылке, что позволит увеличить срок хранения продукта.
Внедрение новой линии розлива молока позволит филиалу «Мстиславский» ОАО «Савушкин продукт» повысить конкурентоспособность своей продукции и эффективность деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Список литературы
1. Конкурентоспособность предприятия / Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // ra. wikipediz. ora / wiki / Конкурентоспособность предприятия. - Дата доступа 15.05.2014 г.
2. Факторы конкурентоспособности товаров / Товароведение разложение все по полочкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www znayto-var.ruls / Factory konkurentosposobnosti. htrul. - Дата доступа 11.05.2015 г.
3. Гусаков, В. Г. продовольственная конкурентоспособность, как стратегия устойчивого инновационного развития АПК / В. Г. Гусаков, Ф. И. Субоч // Весщ НАН Беларуи. Ар. агр. навук - 207. - № 2 - С. 5 - 11.
4. Молочная отрасль: мировые тенденции и перспективы экспорта. Портал информационной поддержки экспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www. Exporti / act news8mode=viesid=32131. - Дата доступа 06.05.2014 г.
5. Горева, И. А., Соколовская, Е. В. Состояние и пути повышения эффективности молочной промышленности / И. А. Горев // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2011. - № 6. - с. 12.
6. Субоч, Ф. И. Методология разработки стратегии перерабатывающей промышленности / Ф. И. Субоч // Стратегия устойчивости развития АПК -продовольственная безопасность: под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Институт экономики НАН Беларуси - центр аграрной экономики. - 2008. - С. 406 - 421.
7. Хучек, М. Инновации на предприятиях и их внедрение [Текст] М. Ху-чек. - М: Луч, 1992. - 312 с.
8. Щепетова, С. Е. Синтез гибких экономических систем / С. Е. Щепето-ва. - Нижний Новгород. Изд. Салон О. В. Гладковой, 2009. - 252 с.
9. О компании ОАО «Молочный мир» /Официальный сайт ОАО «Молочный мир» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // milk.by / paares-kompanii.html.
Информация об авторе
Ленькова Раиса Константиновна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой математического моделирования экономических систем АПК учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. раб.8-02233-7-99-96.
Материал поступил в редакцию 02.12.2016 г.