УДК 339.137.2:637.12.05(476.1)
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ
А.В. ПИЛИПУК, кандидат экономических наук Ф.И. СУБОЧ, кандидат технических наук Л. А. ЛОПАТНЮК, научный сотрудник Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
STRENGTHENING FACTORS AND CONDITIONS OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES OF PROCESSING INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF THE ORGANIZATIONS OF DAIRY BRANCH OF THE MINSK AREA
A.V PILIPUK, Candidate of Economics F.I. SUBOCH, Candidate of Technics L.A. LOPATNUK, research assistant The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus»
Оценка конкурентоспособности становится исходным пунктом при выявлении сильных и слабых сторон в деятельности предприятия и в работе конкурентов, что, с одной стороны, помогает избежать острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и возможности рынка. Управление факторами, а также воздействие на условия, влияющие на конкурентоспособность перерабатывающего предприятия, позволяют достичь определенного уровня конкурентных преимуществ, что позволит усилить его позиции на рынке.
Assessment of competitiveness becomes the starting point in identifying the strengths and weaknesses of the company and its competitors in that from one hand helps prevent severe forms of competition, on the other - to use their advantages and market opportunities. Management factors and the impact on the conditions affecting the competitiveness of theprocessingfacility allow reaching a certain level of competitive advantage that will strengthen its position in the market.
Введение. Конкурентоспособность перерабатывающих предприятий АПК - это совокупность свойств, характеристик и особенностей реализации их потенциала в борьбе с конкурентами при формировании и удовлетворении рыночного спроса, позволяющих обеспечить условия воспроизводства посредством использования приемов и средств, определяемых как самими перерабатывающими предприятиями на рынках товаров, труда, капитала при любых изменениях внешней и внутренней среды, так и государством при формировании продовольственной стратегии. В целом конкурентоспособность отрасли перерабатывающей промышленности определяется динамикой роста добавленной стоимости на основе усиления эффективности использования факторов и условий производства, обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли и освоением новых рынков.
Оценивая степень научной разработанности проблемы усиления конкурентоспособности предприятий, следует отметить наличие значительного количества разработок отечественных и зарубежных ученых, которым посвящены работы В.Г. Гусакова, З.М. Ильиной, Н.П. Драгуна, Н.В. Боровских, Ж.Ж. Ламбена, И. Ансоффа, М. Портера и др.
Основная часть. Исследование факторов и условий усиления конкурентоспособности предприятий молочной промышленности нами проведено на примере организаций Минской области. В данном регионе отрасль получила существенное развитие. От ее состояния и функционирования в значительной степени зависит социальное и экономическое положение региона. Функции координации и управления деятельностью молокоперерабатывающих предприятий Минской области осуществляет ГУ «Миноблмясомолпром», в состав которого входят семь молокоперерабатывающих организаций Минской области, в том числе:
ОАО «Березинский сыродельный завод»;
ОАО «Борисовский молочный комбинат» (Логойский производственный участок и Холопеничский филиал);
ОАО «Клецкая крыначка» (Несвижский филиал);
ОАО «Копыльский маслосырзавод»;
ОАО «Любанский сыродельный завод» (Солигорский филиал);
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» (Пуховичский, Узденский, Стародорожский производственные участки);
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» (Вилейский, Воложин-ский, Нарочанский филиалы).
Таким образом, в Минской области сформировалось семь центров переработки молока с обособленными филиалами и производственными
участками. Молокоперерабатывающие предприятия, преобразованные в филиалы и производственные участки, производят приемку молока своей сырьевой зоны, частично перерабатывают, а остальное сырье отправляют на головные предприятия, что способствует увеличению загрузки их производственных мощностей и позволяет потенциально решать вопросы специализации [1, с. 68; 9, с. 407]. В данной связи к числу важнейших факторов конкурентоспособности в отрасли следует отнести: концентрацию переработки молока по принципу максимизации финансового результата с одной тонны молока.
Так, молокоперерабатывающие центры создавались по принципу, согласно которому в каждом из них должен быть производственный потенциал (производственные мощности), позволяющий перерабатывать молоко на молочную продукцию в ассортименте и в количестве, востребованном на внутреннем и внешних рынках, с положительной рентабельностью и дающий наибольший финансовый результат с одной тонны перерабатываемого сырья. Каждый из филиалов и производственных участков специализируется на выпуске определенного ассортимента молочной продукции.
Проводимая работа по оптимизации численности молокоперерабатывающих предприятий позволила снизить их убыточность, а также осуществить специализацию, не допуская стихийного рыночного развития сложившихся производственных мощностей на выпуск высокорентабельных и конкурентоспособных видов продукции по укрупненной номенклатуре: сыр твердый сычужный, сухое молоко, сухая сыворотка, казеин, масло животное [4, с. 123; 7, с. 21; 8, с. 98]. Следовательно, вторым фактором является специализация.
Эффективность деятельности перерабатывающих предприятий в составе агропромышленных формирований является основой реализации стратегии устойчивого развития АПК. Перерабатывающие предприятия относятся к динамично развивающимся системам, функционирующим в нестабильных условиях внешней среды. Поэтому обеспечение их устойчивого развития - сложная задача.
Анализ емкости рынка молочной продукции показал, что по объему потребления и производства он обладает потенциальными резервами роста. Увеличение емкости рынка обусловлено ростом платежеспособного спроса населения и переориентацией его на продукты более высокого качества, глубокой переработки. Цельномолочная продукция в отличие от продукции более глубокой переработки характеризуется относительно неэластичным по цене спросом и предложением. В данной связи к третьей группе факторов относится структура и объем спроса на молочную продукцию.
Стратегический анализ отрасли и формирования конкурентных преимуществ необходимо осуществлять в разрезе основных сегментов данного рынка: от продукции невысокой степени глубины переработки и добавленной стоимости к более высокой. К первому сегменту относится цельномолочная продукция, ко второму - производство масла животного, сыров, йогуртов. На данных сегментах разный уровень развития конкурентной среды. На сегментах рынка продукции с более высокой добавленной стоимостью четко прослеживаются монополистические тенденции, здесь острая конкурентная борьба, так как данная продукция, производимая лидерами отрасли, более конкурентоспособна и рентабельна [4, с .115].
Рентабельность по отдельным видам продукции отличается высокой вариативностью. При этом соотношение между рентабельностью продукции в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности и торговле складывается не в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Специфика молочнопродуктового подкомплекса состоит в том, что качество используемого сырья напрямую связано с качеством готовой молочной продукции. Таким образом, в качестве основных структурных изменений молочной отрасли, влияющих на формирование конкурентных преимуществ, выступают: несоответствие качественных параметров производства по стадиям продуктовой цепи и, как следствие, высокий уровень трансакционных издержек. Особенностью структуры отрасли является недоиспользованный потенциал роста добавленной стоимости, что позволяет выделить этот фактор в качестве основных составляющих конкурентоспособности отрасли.
Конкурентные преимущества предприятий молочнопродуктового подкомплекса различаются не только в зависимости от размера предприятия, но и от того, на какой стадии жизненного цикла оно находится, что подтверждает проведенный нами анализ по молокоперерабаты-вающей сфере, согласно которому предприятия, находящиеся на восходящей стадии жизненного цикла (ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Березовский СК», ОАО «Румянцевское», ОАО «Слуцкий СК»), являются наиболее успешными и конкурентоспособными в отрасли.
Рыночный потенциал эффективного предприятия включает в себя следующие составляющие: конкретный целевой рынок, проработанная ценовая политика, сбытовая стратегия, рекламная деятельность, стимулирование сбыта, формирование общественного мнения [6, с. 8]. Значительное влияние на рост рынка в стоимостном выражении оказывает перераспределение категорий продукции на молочном рынке.
Например, в связи с изменением конъюнктуры на отдельные виды молочной продукции, по сравнению с прошлым годом, в ОАО «Моло-дечненский молочный комбинат» увеличено производство сыров жирных на 621 т, масла животного произведено меньше на 485 т, цельномолочной продукции произведено 29 652 т (увеличение составляет 194 т). Производство сухих молочных смесей увеличено на 97 т, СМС - на 633, ЗЦМ - на 463 т. Производство казеина уменьшено на 923 т и вместе с тем увеличена реализация обезжиренного молока, так как это экономически выгодно. Структура производства продукции по ОАО «Молодечнен-ский молочный комбинат» представлена в таблице.
По итогам работы за 2010 г. комбинатом переработано 160,7 тыс. т сырья. Из поступившего сырья за отчетный период произведено товарной продукции в сопоставимых ценах на 199,3 млрд руб. Темп роста товарной продукции к прошлому году 108,7 %. По головному предприятию произведено товарной продукции в сопоставимых ценах на 44,9 млрд руб. (22,5 % объема комбината), по Воложинскому филиалу - на 72,6 (36,5), по Вилейскому филиалу - на 45,9 (23,0), по Нарочанскому филиалу - на 35,9 млрд руб. (18,0 %). Потребительских товаров произведено на сумму 161,5 млрд руб. Темп роста товаров народного потребления к прошлому году составил 107,2 %, при доведенном задании 110 %.
Одной из причин невыполнения задания по производству товарной продукции в сопоставимых ценах и производства товаров народного потребления является недостаточное количество поступившего сырья от сельхозпроизводителей. План контрактации поступления молока на комбинат от хозяйств региона выполнен на 87,3 %. В общем объеме
Таблица - Структура производства продукции по ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
Наименование Структура производства, % Отклонение (+/-)
2010 г. 2009 г.
Сыры жирные 28,1 25,8 2,3
Масло животное 25,9 26,2 -0,3
Цельномолочная продукция 19,3 23,8 -4,5
Казеин технический 8,2 14,4 -6,2
Нежирная продукция 1,6 1,9 -0,3
Прочая (реализация обрата, молока пастеризованного, продукция из сыворотки) 13,2 2,5 10,7
Сухие продукты 3,7 5,4 -1,7
Итого 100 100 0
заготовленного молока на сорт экстра приходится 6,0 % (к уровню прошлого года увеличение на 5,5 %), молоко высшего сорта составляет 68,9 (увеличение доли на 4,2), на первый сорт приходится 15,2 % (снижение на 3,2 %). Средний процент жира поступившего молока по Молодечно -3,62 %; по филиалам: Вилейка - 3,4 %, Воложин - 3,66, Нарочь - 3,64 %. Средняя цена молока по комбинату - 824,06 руб/кг (624,24 руб. в 2009 г.), темп роста цены - 132 %.
Таким образом, обеспеченность сырьем также следует отнести к числу основных факторов конкурентоспособности отрасли.
Очевидно, что без инвестиций и перевооружения невозможно в настоящее время устойчивое развитие предприятий перерабатывающей промышленности. Так, например, в 2010 г. в ОАО «Молодечненский молочный комбинат» использовано инвестиций в основной капитал на сумму 15 677 млн руб. (20 219 млн руб. - 2009 г.), темп роста 77,5. Это объясняется проводимой реконструкцией цеха по производству сухого обезжиренного молока и сухой сыворотки на Воложинском филиале, где необходимое оборудование для строительства было закуплено в 2009 г., на Вилейском филиале в 2009 г. приобретена когенерационная установка и установки ультрафильтрации и обратного осмоса. В рамках реализации инвестиционного проекта на Вилейском филиале предусматривалось приобретение и установка следующего оборудования: одноступенчатый поршневой компрессорный агрегат ОгаББО 810, две когенера-ционные установки суммарной электрической мощностью 320 кВт на базе газопоршневых двигателей, допускающих возможность работы на биогазе, автоматизированная линия концентрирования обезжиренного молока методом ультрафильтрации, производительностью 10 000 л/ч, и установка обратного осмоса концентрирования казеиновой сыворотки, производительностью 10 000 л/ч, комплекс сооружений по переработке сыворотки и сточных вод в биогаз с целью его дальнейшего использования в теплоэнергетическом хозяйстве.
Например, одноступенчатый поршневой компрессорный агрегат вгаББО 810 и две когенерационные установки суммарной электрической мощностью 320 кВт на базе газопоршневых двигателей, допускающих возможность работы на биогазе, уже функционирующие на предприятии, позволили получить экономический эффект в размере 303,8 млн руб. По Нарочанскому филиалу в рамках осуществления инвестиционного проекта «Внедрение линии стерилизованного молока» произведена поставка оборудования. Инвестиционный проект по внедрению линии производства сыра с голубой плесенью типа «Рокфор» осуществляется по кредитной линии.
Среди важнейших инвестиционных проектов, реализуемых в 2011 г., являются: «Приобретение автоматизированной линии по производству сычужных сыров, комплекта оборудования для производства сыра типа «Моцарелла», комплекта оборудования по подготовке молока для производства сыров» - на головном предприятии; «Приобретение комплекта оборудования по очистке, сепарированию и пастеризации молока» - на головном предприятии; «Внедрение линии по производству и розливу стерилизованного молока» - Нарочанский филиал; «Приобретение линии комплектной автоматизированной для производства сыра с голубой плесенью типа «Рокфор» мощностью 1000 кг/смену» - Нарочанский филиал; «Внедрение комплекса сооружений по переработке сыворотки и сточных вод в биогаз с целью его дальнейшего использования в теплоэнергетическом хозяйстве» - Вилейский филиал; «Реконструкция цеха по производству сухого обезжиренного молока и сухих молочных смесей» - Воложинский филиал.
Важнейшим направлением деятельности предприятия являются мероприятия по продвижению продукции. Так, комбинат в январе - феврале принял участие в ярмарке «Беларусь - Россия на ВВЦ - 2010», где за участие в конкурсе получили Почетный диплом и золотую медаль за сыр творожный «Загадка» 4 %-й жирности, Почетный диплом и серебряную медаль за продукт йогуртный «Смак» 2,5 %-й жирности (производство Вилейского филиала). В июне комбинат принимал участие в выставке-ярмарке «Лучшая продукция Беларуси в Москве - 2010» на ВВЦ. На конкурс были представлены четыре образца молочной продукции. По результатам конкурса получены награды: две золотые медали и два диплома за молоко «Вкусное» с витамином «С» 3,5 %-й жирности и напиток кисломолочный фруктовый «Радужный» 3 %-й жирности.
Обновление товарного ассортимента следует признать в числе важнейших приоритетов эффективного предприятия. В 2011 г. начато производство новых видов продукции: молоко пастеризованное, обогащенное пищевыми волокнами в упаковке «пюр-пак», молоко пастеризованное 3,2 %-й жирности в пленке, стерилизованное молоко в пакетах из комбинированного материала, биотворог 5 %-й жирности в вакуумной упаковке, сырок глазированный с наполнителем «Халва» и другой начинкой в ассортименте; сыр с длительным сроком созревания «Панский» 50 %-й жирности, сыр «Пошехонский» 45 %-й жирности, сыр «Голландский круглый» 50 %-й жирности, сыр «Моцарелла»; сыр с голубой плесенью типа «Рокфор»; крем сливочный «Шоколино» с наполнителем «Лесной орех-шоколад» в упаковке «колбаска», паста сливочная пикантная «Бутербродная» с наполнителем «Зелень-чеснок», пудинг
молочный с фруктами в ассортименте, йогурт-крем сливочный в ассортименте, крем сметанный сладкий термизированный «Для тортика» в ассортименте, молочный жир.
Заключение. Исследование факторов и условий усиления конкурентоспособности предприятий молочной промышленности, проведенное нами на примере организаций Минской области, где данная отрасль получила существенное развитие, показали, что в целом конкурентоспособность отрасли перерабатывающей промышленности определяется динамикой роста добавленной стоимости на основе повышения эффективности использования факторов производства. В данной связи к числу важнейших факторов конкурентоспособности в отрасли следует отнести: концентрацию переработки молока по принципу максимизации финансового результата с тонны молока; специализацию производства; существующую структуру и объем спроса на молочную продукцию; объем и динамику роста добавленной стоимости; обеспеченность сырьем; инвестиций в перевооружение; обновление товарного ассортимента; продвижение продукции на рынки сбыта, а также стадия жизненного цикла предприятия.
Список литературы
1. Баранова, М.И. Механизм инновационного развития предприятий молочной промышленности Беларуси / М.И. Баранова // Инновации как продукт и инструмент предпринимательства. Предложения и технологии коммерциализации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 21-22 июня, 2011 г. / Гос. ком. по науке и технологиям Респ. Беларусь [и др.]; редкол.: А.С. Старо-войтов [и др.]. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2011. - С. 68-72.
2. Гусаков, В.Г. Продовольственная конкурентоспособность как стратегия устойчивого инновационного развития АПК / В.Г Гусаков, Ф.И. Субоч // Вес. Нац. акад. навук Беларуи. Сер. агр. навук. - 2007. - № 2. - С. 5-11.
3. Гусаков, В.Г. Ставку необходимо делать на эффективное и конкурентоспособное сельское хозяйство / В.Г. Гусаков // Агроэкономика. - 2004. - № 9. -С. 3-6.
4. Драгун, Н.П. Конкурентоспособность перерабатывающих предприятий АПК: экономическая сущность и механизм управления / Н.П. Драгун, Е.М. Карпенко . - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2009. - 246 с.
5. Ильина, З.М. Конкурентоспособность продукции и продовольственная безопасность. Теоретические и практические аспекты / З.М. Ильина, Н.Н. Батова. -Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 120 с.
6. Катькало, В.С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка / В.С. Катькало // Российский журнал менеджмента. -2003. - № 1. - С. 7-30.
7. Пилипук, А.В. Инновационная структура производства в предприятиях молочной промышленности (теория и методология) / А.В. Пилипук, М.И. Баранова // Вес. Нац. акад. навук Беларуси Сер. аграр. навук. - 2011. - № 2. - С. 20-32.
8. Стратегия повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала сельского хозяйства (на примере Гомельской области) / З.М. Ильина [и др.]. -Минск: БелНИИАЭ. - 2000. - 116 с.
9. Субоч, Ф.И. Методология разработки стратегии перерабатывающей промышленности / Ф.И. Субоч // Стратегия устойчивости развития АПК - продовольственная безопасность / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. В.Г. Гусакова. - Ин-т экономики НАН Беларуси - Центр аграрной экономики, 2008. - С. 406-421.
Информация об авторах
Пилипук Андрей Владимирович - кандидат экономических наук, заведующий сектором экономики перерабатывающей промышленности Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 278-84-54.
Субоч Фадей Иванович - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономики перерабатывающей промышленности Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 278-84-54.
Лопатнюк Людмила Анатольевна - научный сотрудник сектора экономики перерабатывающей промышленности Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 278-84-54.
Дата поступления статьи - 29 февраля 2012 г.