Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности ассортимента продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»'

Оценка конкурентоспособности ассортимента продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности ассортимента продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»»

ЗДЇШ

ли; ] ЛУ .КЗ і ї іи 1} 1 \ и нити 'ЛІЇ

илШ^іиіШіпьіЩ

із^\гуіііііііілііі;іЛі>

Васильева Анжелика Валерьевна,

старший преподаватель кафедры Экономики и менеджмента организации Амурского государственного университета (АмГУ) г. Благовещенск;

Костина Юлия Александровна,

студентка 6-го курса специальности «Менеджмент организации» Амурского государственного университета.

Рыночная деятельность предприятия немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получения соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя под угрозой вытеснения с рынка совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, т. е. делать ее конкурентоспособной.

Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия. Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность ее потребительских и стоимостных характеристик, обеспечивающих лучшее удовлетворение конкретной потребности покупателя по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами на конкретном рынке в определенный момент времени.

Конкурентоспособность продукции является одним из важнейших показателей эффективности

деятельности предприятия, от нее зависит успешность функционирования, финансовое положение, позиция предприятия на рынке. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия.

Основными факторами конкурентоспособности продукции являются ее качество, цена потребления, маркетинговое окружение товара и сервисное обслуживание. Конкурентоспособность продукции определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а все характеристики товара, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются покупателем как бесполезные, не увеличивающие потребительскую ценность продукции.

В связи с вышеизложенным проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности ассортимента продукции предприятия является актуальной, так как без наличия конкурентоспособного товара предприятие не будет отвечать экономическим требованиям своего развития и может быть вытеснено с рынка конкурентами.

Рынок молока и молочной продукции является высоко конкурентным. В настоящее время в России работают более 1 700 предприятий, производящих молоко и молочную продукцию. Каждый производитель стремится выделить свою продукцию, улучшая ее качество, создавая яркие запоминающиеся брэнды,пополняя ассортимент молочных продуктов интересными новинками для здорового и функционального питания, привлекая внимание все большего числа покупателей, что, в свою очередь, приводит к повышению

конкурентоспособности продукции и предприятия.

Наиболее крупными представителями маслосыродельной и молочной промышленности в Амурской области следует отметить: ОАО «Молочный комбинат Благовещенский», ФГУСХП «Поляное», Колхоз «Луч», СХПК «Надежда», ЗАО «Партизан», «Агрофирма АНК», КЛХ «Амурский партизан».

Объектом исследования в данной статье является ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» (ОАО «БМК»), одно из крупнейших предприятий Амурской области, занимающееся производством молока и молочной продукции.

Целью статьи является оценка конкурентоспособности ассортимента продукции ОАО «БМК» и экономическое обоснование его расширения.

На рисунке 1 показаны объемы производства цельномолочной продукции в Амурской области1. Как видно из рисунка, объемы производства молока в Амурской области ежегодно увеличиваются.

Объемы производства цельномолочной продукции ОАО «БМК» в 2005 году достиг почти 20 тыс. т, что составляет 57% от общего объема производства молока и подтверждает лидирующее положение комбината в молочной отрасли Амурской области [табл. 1).

Для оценки эффективности функционирования ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» проведен финансово-экономический анализ его деятельности. За 2003— 2005 годы наиболее успешным периодом работы для ОАО «БМК» оказался 2003 год, в 2004 году предприятие сработало с убытком,

однако в 2005 году ситуация нормализовалась, и молочный комбинат стал наращивать объемы производства.

Коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости деятельности ОАО «БМК» свидетельствуют о нехватке собственных оборотных средств предприятия и повышающейся зависимости от внешних кредиторов. Однако значения показателей деловой активности ОАО «БМК» за рассматриваемый период улучшаются, что свидетельствует об эффективности использования предприятием своих средств.

В настоящее время ОАО «БМК» выпускает более 60 наименований разнообразной продукции высокого качества. Ассортимент продукции ОАО «БМК», представленный в таблице 2, включает 8 групп. Продукция комбината регулярно обновляется.

В последнее время предприятиями большое внимание уделяется упаковке молока, кисломолочной продукции и сливок. В 2004 году по сравнению с предыдущим годом увеличился выпуск молочных продуктов, фасованных в различную тару, на 18%, причем упаковка в тетрапакет возросла на 31 %, а в полимерную пленку — на 3%.

Анализ вида упаковок ОАО «БМК» показал, что большая часть продукции расфасована в тетрапакеты, что позволяет увеличить срок годности продуктов. В то же время в ассортименте комбината представлены не все виды упаковки и существует возможность внедрять новые ее виды. В частности, предприятие не использует такие виды упаковки, как Lean Pack, ПЭТ-бутылки, которые хорошо себя зарекомендовали в центральной части страны.

40

^ ...... ...А- ^—*“■■ V

+ t——*■

0 - 1 1 1 1 1

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 200S г.

Рис. !. Объемы производства цельномолочной продукции в Амурской области

Таблица 1

Объемы производства цельномолочной продукции предприятиями Амурской области

Наименование предприятия Производство молока, т

2003 год 2004 год 2005 год

ОАО «Молочный комбинат «Благовещенский» 14581 16 002 19 71 1

ФГУСП «Поляное» 6313 6 669 5 785

Агрофирма «Партизан» 2 085 1 763 963

ОАО «Хладокомбинат» - - 5 814

ЗАО «Агрофирма АНК» 351 378 350

Другие хозяйства 3 500 3 365 1 872

Итого 26 830 28 177 34 495

1 Динамика цен на молочную продукцию в Амурской области: Записка / Амурстат. - 2005. - 22 с.

Проанализируем ассортимент продукции молочного комбината с помощью матрицы BCG (Boston Consulting Group). Необходимые данные для построения матрицы представлены в таблице 3.

На основе данных таблицы 3 построена матрица BCG(puc, 2).

Анализ ассортимента продукции молочного комбината с помощью

матрицы ВСв показал, что дойные коровы представлены такими ассортиментными группами, как кисломолочная продукция, сметана, масло животное, к звездам относится молоко. Продуктовый портфель предприятия сбалансирован, так как вся продукция распределена по всем четырем группам матрицы.

Стремясь полнее удовлетворить растущие требования потреби-

телей к качеству продукции, ОАО «БМК» старается совершенствовать выпускаемый ассортимент. С этой целью периодически проводятся исследования ассортимента молочных продуктов, представленных в других регионах. Совсем недавно освоен выпуск новых видов продукции: кисломолочный «Иммунолакт» для поддержания иммунитета; напи-

Таблица 2

Характеристика ассортимента продукции ОАО «БМК»

Широта ассортимента Глубина ассортимента Насыщенность ассортимента Обновляемость ассортимента Вид упаковки

Молоко Стерилизованное 5 видов 1 раз в 1 0 месяцев Тетрабрик, Тетрарекс, полипак

Пастеризованное 2 вида

Сливки 1 вид

Коктейли 3 вида

Кисломолочная продукция Кефир 2 вида 1 раз в 8 месяцев Тетрарекс, полипак

Ряженка 2 вида

Варенец 1 вид

«Бифилайф» 2 вида

«Снежок» 1 вид

Йогурт 4 вида

«Иммунолакт» 3 вида

Сметана Сметана 2 вида 1 раз в год Тетрарекс, весовая

Творожные изделия Творог 4 вида 1 раз в 6 месяцев Весовой, пленка Криовак Пергамент, кешированная фольга Полистироловая коробочка

Сырок творожный 2 вида

Масса творожная 2 вида

Сыры Твердые 1 вид 1 раз в 8 месяцев Весовой Пленка Криовак

Мягкие 2 вида

Плавленые 5 видов

Масло Сливочное 3 вида 1 раз в 10 месяцев Весовое, пленка Криовак, фольга

Растительно-сливочное 1 вид

Напитки На основе сыворотки 3 вида 1 раз в 6 месяцев Тетрабрик

Сокосодержащие 3 вида

Прочая продукция Сыворотка 2 вида 1 раз в 2 года Полипак, фляжная

Обрат, пахта 1 вид

Таблица 3

Данные для построения модифицированной матрицы BCG

Вид продукции Выручка в 2004 г., тыс. руб. Удельный вес в объеме продаж за 2004 г., % Выручка в 2005 г., тыс. руб. Удельный вес в объеме продаж за 2005 г., % Темп роста, %

1. Молоко 91 000 27,8 129 174 32,3 142

2. Сливки 6 448 1,97 6 740 1,7 105

3. Кисломолочная 70 243 21,5 77 545 19,4 110

А. Сметана 58 980 18,0 65 1 19 16,3 110

5. Творог жирный 6 379 1,9 13 788 3,4 216

6. Творожные изделия 13 861 4,2 13 747 3,4 99

7. Сыры 23 927 7,3 31 719 7,9 133

8. Масло животное 55 393 16,9 59 890 15,0 108

9. Напитки 1 241 0,4 2601 0,6 210

Итого 327 472 100 400 323 100 122

ток «Полосатый вкус», содержащий сыворотку, сливки и сок.

На рынке города Благовещенска у ОАО «БМК» самый широкий и разнообразный ассортимент продукции, однако по сравнению с другими регионами России он далек от насыщения, что дает возможность предприятию расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Анализ внешней среды показал, что молочная отрасль является растущей и высококонкурентной. Молочные продукты относятся к категории продуктов питания первой необходимости и повседневного спроса. По данным Молочного союза России, рынок молочной продукции ежегодно растет на 4— 5% и еще далек от насыщения2.

Динамика развития молочной отрасли в 2005 году складывалась

под влиянием многих факторов, основными из которых являются объемы поставок молока — сырья, его качество, а также спрос на потребительском рынке на продукцию.

Анализ молочной отрасли показывает, что за последние годы характерными направлениями в деятельности предприятий молочной промышленности являются: расширение и обновление ассортимента, рост объемов выпуска продукции в фасованном виде, улучшение качества продукции, что способствует повышению спроса покупателей на отечественную продукцию3.

В рационе питания населения страны растет доля молочных продуктов со сложным сырьевым составом: с фруктово-ягодными наполнителями, злаковыми культурами, с содержанием витаминов.

С каждым годом расширяется ассортимент кисломолочной продукции лечебного и профилактического назначения, в состав которой входят бифидобактерии, лактулоза4.

По оценкам Молочного союза России, перспективы развития молочного рынка сегодня достаточно предсказуемы. Будет расширяться ассортимент продукции; появятся новые продукты функционального, профилактического значения; активизируется реклама о пользе молочной продукции; будет проводиться работа по совершенствованию технологий и рецептур.

При дальнейшем сохранении тенденции увеличения реальных доходов населения при прочих равных условиях спрос на молоко и молочные продукты будет расти, что является объективной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Звезды Знаки вопроса

33 110

Рис. 2. Матрица БКГ для ассортимента продукции ОАО «БМК»

2 www.dairyunion.ru - Официальный сайт Молочного Союза России.

3Там же.

4Жехов Л. Рынок молочных продуктов // Консультант директора. - 2005. - № 1 8. - С. 27-32.

предпосылкой для дальнейшего развития молокоперерабатывающей промышленности.

Потребление населением Амурской области молока и молочных продуктов остается пока на невысоком уровне — 148 кг в год при физиологической норме 392 кг. Одна из основных причин такого положения — все еще медленный рост уровня платежеспособного спроса населения.

Проведенный 5И/ОГ-анализ деятельности молочного комбината, представленный в таблице 4, подтверждает вывод о том, что главной возможностью предприятия является расширение ассортимента продукции.

Основной угрозой для деятельности ОАО «БМК» является усиление уровня конкуренции в отрасли.

Проведем анализ влияния пяти сил конкуренции М. Портера на деятельность ОАО «БМК».

1) Конкуренция между существующими фирмами.

Амурский рынок молока и молочной продукции представлен несколькими производителями, среди которых ОАО «БМК» занимает лидирующее место. Основными конкурентами являются:

♦ крупные национальные компа-

нии, поставляющие продукцию длительного хранения: Царицынский молочный комбинат, Новосибирский молочный комбинат, компании «Вимм-Билль-Данн», «Милко», «Кампина», «Данон» и др.

Сильные стороны, развитая дилерская сеть, «брэнд», яркая красочная упаковка. Слабые стороны: высокая цена в среднем на 10—20%, удаленность от рынка сбыта.

♦ местные предприятия: ОАО «Хладокомбинат», агрофирма «АНК», агрофирма «Партизан».

Сильные стороны: цена ниже в среднем на 5—10%, хорошее качество, у некоторых собственная сырьевая база, хорошие финансовые возможности, развитая маркетинговая и сбытовая политика. Слабые стороны. «АНК» — малые мощности производства, небольшой ассортимент, ОАО «Хладокомбинат» — неполный ассортимент, не охвачен нижний ценовой сегмент, «Партизан» — небольшой ассортимент, ограниченные производственные мощности.

Остальные участники рынка занимают сравнительно небольшие доли рынка и потенциальной угрозы не представляют. Это фермеры

SWOT- анализ ОАО «БМК» за 2005 год

и частные лица, торгующие продукцией на розлив и разновес.

Сильные стороны: цена ниже в среднем на 30—40%, более жирная продукция. Слабые стороны. небольшой ассортимент, не всегда соблюдаются санитарные нормы.

Конкурентным преимуществом ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» является известная марка, которая ассоциируется у потребителей со знаком качества производимой продукции, что неоднократно подтверждалось победами на выставках и конкурсах качества.

Таким образом, конкуренты ОАО «БМК» достаточно сильны, и комбинату необходимо использовать свои сильные стороны для сохранения лидирующего положения, улучшать слабые стороны, расширять ассортимент для более полного удовлетворения запросов потребителей.

2) Возможность появления новых конкурентов в отрасли.

Барьерами входа в молочную отрасль являются:

♦ приверженность к торговым маркам и предпочтения покупателей;

♦ контроль над каналами распределения;

Таблица 4

Внутренние сильные стороны (Э) Внутренние слабые стороны (V/)

- наличие грамотного и дальновидного руководства - высокое качество и широкий ассортимент выпускаемой продукции - периодическое совершенствование продукции - положительный имидж предприятия на рынке, высокая репутация у потребителей - надежная сеть распределения - наличие стабильного, сплоченного профессионального коллектива - недостаточный объем оборотных средств - нехватка квалифицированных рабочих (токарей, наладчиков) - устаревшее оборудование - неполная загруженность производственных мощностей

Внешние возможности (О) Внешние угрозы (Т)

- способность обслуживать дополнительные группы потребителей или проникнуть на новые рынки или их сегменты - расширение ассортимента продукции для удовлетворения запросов потребителей - приобретение нового оборудования и новейших технологий - сотрудничество с надежным банком - постоянный спрос на молочную продукцию - высокий уровень конкуренции в отрасли - растущая степень влияния поставщиков и покупателей - низкая покупательная способность потребителей - рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы

♦ низкие издержки за счет эффекта масштаба производства;

♦ объем необходимых капиталовложений.

У нового производителя есть шанс найти свою нишу лишь при наличии профессиональных кадров, солидных рекламных бюджетов и качественной сырьевой базы.

3) Угроза появления товаров-заменителей.

Основным товаром-заменителем для продукции ОАО «БМК» является сухое молоко и соевое молоко. Относительно невысокая цена первого привлекательна для малообеспеченных слоев населения, но в сравнении с настоящим молоком по его качественным и вкусовым характеристикам сухое молоко, несомненно, проигрывает.

Соевое молоко имеет характерные вкусовые черты, и многим потребителям приходится не по вкусу.

4) Поставщики.

Основными поставщиками сырья являются хозяйства Благовещенского, Тамбовского и Ивановского районов. Самыми крупными из них являются:

♦ организация научного обслуживания «Опытно-производствен-ное хозяйство государственного научного учреждения ВНИИ сои» — доля в общих поставках молока 6,6%;

♦ ЗАО Агрофирма «Партизан» — доля в общих поставках молока 6,2%;

♦ ОАО «Пограничное» — доля в общих поставках молока 6,0%. Основным недостатком в работе

с поставщиками является высокая степень зависимости от поставляемого сырья. В зимний период поступает и перерабатывается 30% сырья, а в летний период — 70%. В связи с тем, что в летний период

спрос на молочную продукцию снижается, на складе скапливаются большие остатки масла животного (до 200 тонн). Поэтому из-за отсутствия оборотных средств комбинат вынужден брать кредиты, чтобы своевременно осуществить расчеты с сельхозпроизводителями.

Так как в 2005 году на рынок вышел новый производитель молочной продукции ОАО «Хладокомбинат», сократились объемы закупок сырья от населения на 15%.

5) Покупатели.

Основными потребителями продукции ОАО «БМК» являются: жители Амурской области; государственные и муниципальные учреждения (школы, больницы, воинские части); мелкие и средние предприятия (столовые, кафе, рестораны, магазины); крупные фир-мы-посредники.

Таким образом, в 2005 году на рынок г. Благовещенска вышел новый производитель молока и молочной продукции ОАО «Хладокомбинат» (ООО «ДТК», торговая марка «Ровена»), Данным предприятием в 2005 году было произведено почти 6 тыс. тонн цельномолочной продукции, что составляет 29,5% от объема производства ОАО «БМК». Это характеризует ОАО «Хладокомбинат» как сильного конкурента, поэтому молочному комбинату необходимо принять меры по укреплению и сохранению своих конкурентных позиций.

Анализ конкурентных преимуществ производителей молочной продукции, представленной на рынке города Благовещенска показал, что основными преимуществами ОАО «БМК» являются большие объемы производства и использование в производстве молочной продукции только натурального сырья.

Преимуществом агрофирмы «АНК» является собственная сырьевая база. Преимуществами компании «Вимм-Билль-Данн» — одного из крупных предприятий молочной отрасли страны, являются использование в производстве самых современных технологий, собственные сырьевые базы и постоянная обновляемость ассортимента.

Согласно построенной на основе рыночных долей конкурентной карте рынка молочной продукции города Благовещенска, представленной в таблице 5, лидирующее положение на рынке занимает ОАО «Молочный комбинат Благовещенский», а положение аутсайдера — агрофирмы «Партизан» и «АНК».

Несмотря на то что ОАО «Хладокомбинат» работает на рынке молока и молочной продукции около года, предприятие быстро наращивает темпы производства и уже находится в квадрате с быстро растущей конкурентной позицией.

Оценка конкурентоспособности молочной продукции по основным потребительским характеристикам, представленным в таблице 6, показала, что продукция ОАО «БМК» превосходит продукцию местных производителей, но уступает продукции компании «Вимм-Билль-Данн» по вкусу и консистенции.

Оценка маркетинговых характеристик молочной продукции, представленная в таблице 7, показала, что преимуществами ОАО «БМК» являются упаковка и расфасовка. Слабой стороной является недостаточная рекламная деятельность.

Оценка ассортимента молочной продукции, представленная в таблице 8, показала, что на рынке

Таблица 5

Матрица формирования конкурентной карты рынка молочной продукции г. Благовещенска

Классификационные груп пы по рыночной доле (ДІ)

1 II III IV

Темпы прироста рыночной доли ТІ Лидеры рынка с сильной конкурентной позицией со слабой конкурентной позицией Аутсайдеры рынка

(Дер + а2; Дтах) (Дер; Дер + а2) (Дер - а1; Дф) (Дтіп; Дер-01)

1 С быстро растущей конкурентной позицией (Тср + а2; Ттах) ОАО «БМК» ОАО «Хладокомбинат»

II С улучшающейся конкурентной позицией (Тср; Тср + а2)

III С ухудшающейся конкурентной позицией (Тср - а1; Тср) ФГУСП «Поляное»

IV С быстро ухудшающейся конкурентной позицией (Ттіп; Тср - 0І) Агрофирмы «Партизан» и «АН К»

Таблица 6

Потребительские характеристики молочной продукции

Показатель Коэффициент весомости ОАО «БМК» ОАО «Хл адокомби нат» Агрофирма «АН К» Компания «Вимм-Билль-Данн»

Вкус 0,3 4 1,2 4 1,2 4 1,2 5 1,5

Запах 0,1 5 0,5 5 0,5 5 0,5 5 0,5

Жирность 0,2 5 1,0 3 0,6 3 0,6 5 1,0

Консистенция 0,1 4 0,4 4 0,4 4 0,4 5 0,5

Натуральность / срок хранения 0,1 5 0,5 5 0,5 5 0,5 3 0,3

Цена 0,2 3 0,6 3 0,6 4 0,8 2 0,4

Итого 1 26 4,2 24 3,8 25 4,0 25 4,2

Таблица 7

Маркетинговые характеристики молочной продукции

Показатель Коэффициент весомости ОАО «БМК» ОАО «Хладокомбинат» Агрофирма «АН К» Компания «Вимм-Билль-Данн»

Имидж производителя 0,15 5 0,75 4 0,6 3 0,45 5 0,75

Материал упаковки 0,20 5 1,0 4 0,8 3 0,6 4 0,8

Дизайн упаковки 0,15 5 0,75 5 0,75 3 0,45 5 0,75

Расфасовка 0,25 5 1,25 4 1,0 3 0,75 4 1,0

Рекламная деятельность 0,1 3 0,3 5 0,5 4 0,4 5 0,5

Стимулирование сбыта 0,15 4 0,6 4 0,6 3 0,45 5 0,75

Итого 1 27 4,65 26 4,25 19 3,1 28 4,55

Таблица 8

Оценка ассортимента молочной продукции

Показатель Коэффициент весомости ОАО «БМК» ОАО «Хл адокомби нат» Агрофирма «АН К» Компания «Вимм-Билль-Данн»

Ширина 0,2 5 1,0 4 0,8 4 0,8 3 0,6

Глубина 0,25 4 1,0 3 0,75 3 0,75 2 0,5

Насыщенность 0,25 4 1,0 4 1,0 1 0,25 2 0,5

Гармоничность 0,15 5 0,75 5 0,75 5 0,75 5 0,75

Обновляемость 0,2 4 0,8 4 0,8 3 0,6 5 1,0

Итого 1 22 4,55 20 4,1 16 3,15 17 3,35

г. Благовещенска у ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» самый широкий ассортимент. В то же время сравнение ассортимента ОАО «БМК» с ассортиментом продукции компании «Вимм-Билль-Данн», представленным в других регионах страны, показывает, что у молочного комбината есть потен-

циал для расширения своего ассортимента.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности ассортимента продукции, представленный в таблице 9, показал, что ОАО «БМК» занимает первое место в рейтинге произ-

водителей молочной продукции, представленной на рынке г. Благовещенска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранение и укрепление конкурентных позиций ОАО «БМК» на рынке возможно с помощью предложенных направлений, представленных в таблице 10.

Альтернативными вариантами повышения конкурентоспособности продукции являются: повышение качества, выход на новые рынки, расширение ассортимента продукции, внедрение нового оборудования, поиск нового поставщика сырья и создание собственной сырьевой базы. В результате оценки альтернативных вариантов повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БМК» был выбран вариант расширения ассортимента.

С целью повышения конкурентоспособности ассортимента продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» предложено несколько вариантов его расширения, которые представлены в таблице 11.

К рассмотрению приняты: производство глазированных творож-ных сырков, сыра «Сулугуни», обогащенных биойогуртов, аэрированных творожных десертов, кисломолочного напитка «Тан», творожного крема, зернистого

творога. В результате многокритериальной оценки выбран третий вариант — производство обогащенных биойогуртов.

Обогащенный биойогурт — это натуральный продукт, не подверженный термической обработке, и обогащенный полезными бифидобактериями, лактобактериями и витаминами. Он является продуктом функционального питания и здорового образа жизни5. В проекте предусматривается произ-

Таблица 9

Интегральный показатель конкурентоспособности ассортимента молочной продукции

Показатель ОАО «БМК» ОАО «Хладокомбинат» Агрофирма «АН К» Компания «Вимм-Билль-Данн»

Потребительские характеристики 4,2 3,8 4,0 4,2

Маркетинговые характеристики 4,65 4,25 3,1 4,55

Сводный показатель оценки ассортимента 4,55 4,1 3,15 3,35

Интегральный показатель 4,47 4,05 3,42 4,03

Рейтинг 1 2 4 3

Таблица 10

Направления повышения конкурентоспособности ассортимента продукции ОАО «БМК»

Наименование критерия Коэффициент значимости Альтернативный вариант

Повышение качества Выход на новые рынки Расширение ассорти- мента Внедрение нового оборудо- вания Поиск нового поставщика сырья Создание сырьевой базы

Увеличение прибыли 0,18 5 4 5 5 3 5

Затраты 0,16 2 4 4 2 4 1

Срок окупаемости 0,14 2 4 4 3 3 2

Увеличение рыночной доли 0,2 5 4 5 4 3 3

Повышение имиджа предприятия 0,14 5 5 5 5 3 5

Привлечение новых покупателей 0,18 5 5 5 3 3 3

Итого 1 4,1 4,32 4,7 3,68 3,16 3,18

Таблица 11

Оценка альтернативных вариантов расширения ассортимента продукции ОАО «БМК»

Наименование критерия Коэффи- циент значи- мости Альтернативный вариант

Глазирован ные сырки Сыр «Сулугуни» Биойогурты Творожный десерт Напиток «Тан» Творожный крем Зернистый творог

Увеличение спроса на продукцию 0,3 5 4 5 5 5 4 5

Увеличение прибыли 0,2 5 4 5 5 4 4 5

Затраты на производство 0,15 2 4 4 3 4 4 3

Время реализации 0,15 4 5 5 4 5 5 4

Расширение рынка сбыта 0,1 5 4 5 5 4 4 5

Необходимое оборудование и технологии 0,1 3 4 5 4 4 5 3

Итого 1 4,2 4,15 4,85 4,45 4,45 4,25 4,35

5 Евдокимов О.Г. Развитие российского рынка йогуртов // Молочная промышленность. - 2005. - № 1. - С. 30-34.

Таблица 12

Расчет отпускной цены биойогуртов в первый год реализации проекта, руб.

Показатели 1 вид со злаками 2 вид с медом и злаками 3 вид с черносливом и мюсли 4 вид с курагой и мюсли 5 вид с персиком и мюсли

1. Сырье и материалы 9 592 1 1 350 1 1 790 1 1 504 1 1 996

2. Вспомогательные материалы 4381 4381 4 381 4381 4381

3. Электроэнергия 553,85 553,85 553,85 553,85 553,85

4.Теплоэнергия 1 105,04 1 105,04 1 105,04 1 105,04 1 105,04

5. Вода 1 84,46 1 84,46 1 84,46 1 84,46 1 84,46

6. Заработная плата производственных рабочих 1 096 1 096 1 096 1 096 1 096

7. Отчисления на соц. нужды 292 292 292 292 292

8. Общепроизводственные расходы 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644

9. Общехозяйственные расходы 2411 2411 2411 2411 2411

1 0. Производственная себестоимость 21 259 23 017 23 457 23 171 23 663

1 1 Коммерческие расходы 438 438 438 438 438

12. Полная себестоимость 21 697 23 455 23 895 23 609 24 101

1 3. Прибыль, соответствующая 12%-му уровню рентабельности 2 604 2 815 2 867 2 833 2 892

14. Оптовая цена 24 301 26 270 26 763 26 442 26 994

15. НДС 2430 2 627 2 676 2 644 2 699

1 6. Отпускная цена реализации 1 т 26 731 28 897 29 439 29 087 29 693

1 7. Отпускная цена реализации 1 шт. по 0,5 литра 13,37 14,45 14,72 14,54 14,85

водство биойогуртов в новой упаковке Lean Pack, популярной во всем мире и инновационной для Амурской области.

Для реализации проекта необходимо приобретение упаковочного оборудования — автомата £11 для фасовки в пакеты Lean Pack фирмы Eco/ean, общей стоимостью 970 тыс. руб.

Расчет отпускной цены пяти предлагаемых видов биойогуртов представлен в таблице 12. Цена на различные виды биойогуртов варьирует в пределах от 13,72 до 15,24 рублей за поллитра.

Согласно прогнозу продаж размер выручки ОАО «БМК» за три года реализации проекта может

составить 45 млн руб. Согласно финансовому профилю предлагаемого проекта период окупаемости составляет два года и пять месяцев.

Таким образом, реализация предложенного проекта по производству биойогуртов в упаковке Lean Pack позволит ОАО «БМК» выпускать новую продукцию высокого качества, тем самым удовлетворить возрастающие потребности покупателей, расширить ассортимент, что дает возможность укрепить конкурентные позиции молочного комбината на рынке города Благовещенска, и снизить шансы конкурентов завоевать лидирующее положение на рынке.

Каждому производителю необходимо стремиться к повышению конкурентоспособности своей продукции, отвечающей требованиям, ожиданиям и запросам потребителей по всем параметрам и критериям. Это обеспечит устойчивое финансовое положение предприятия, завоевание прочных позиций на рынке, приобретение конкурентных преимуществ, стабильный рост объемов продаж и прибыли предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.