Научная статья на тему 'Ассортимент как фактор конкурентоспособности молочной продукции на рынке Республики Мордовия'

Ассортимент как фактор конкурентоспособности молочной продукции на рынке Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
COMPETITIVENESS / DAIRY INDUSTRY / DAIRY PRODUCTS / COMPETITIVE FACTORS / INTEGRAL INDEX / CONSUMER CHARACTERISTICS / MARKET CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурнаева Мария

В статье рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность молочной продукции, проанализирована конкурентоспособность продукции производителей молочного рынка Республики Мордовия. Представлена взаимосвязь между конкурентоспособностью и ассортиментом. Предложены пути повышения конкурентоспособности молочной продукции производителей Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассортимент как фактор конкурентоспособности молочной продукции на рынке Республики Мордовия»

УДК 338.33:637.1(470.345)

Экономические науки

Бурнаева Мария, бакалавр по направлению подготовки «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

АССОРТИМЕНТ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность молочной продукции, проанализирована конкурентоспособность продукции производителей молочного рынка Республики Мордовия. Представлена взаимосвязь между конкурентоспособностью и ассортиментом. Предложены пути повышения конкурентоспособности молочной продукции производителей Республики Мордовия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, молочная отрасль, молочная продукция, фактор конкурентоспособности, интегральный показатель, потребительские характеристики, маркетинговые характеристики.

Annotation. The article examines the factors affecting the competitiveness of the dairy products analyzed competitiveness of dairy market in the Republic of Mordovia. It shows the relationship between competitiveness and assortment. Ways of improving the competitiveness of the dairy producers of the Republic of Mordovia.

Keywords: competitiveness, dairy industry, dairy products, competitive factors, integral index, consumer characteristics, market characteristics.

Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны. В рыночной экономике основным фактором успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е. насколько

лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими пр едприятиями.

Конкурентоспособность продукции является одним из главных показателей успешного функционирования предприятия. Исследование тенденций измерения конкурентоспособности продукции отечественного производства показывает, что в управленческих решениях, принимаемых в процессе продвижения товаров, недостаточно учитываются конкретные потребности покупателей, условия формирования рынка сбыта продукции, тенденции изменения качества продукции [5].

Таким образом, на конкурентоспособность продукции влияют различные внешние и внутренние факторы, между которыми существуют различные причинно-следственные связи [2].

На конкурентоспособность молочной продукции прежде всего влияет фактор качества, цены, вкуса и ассортимента продукции, а также имидж производителя и др. Эти факторы можно разделить на три группы: потребительские, маркетинговые и факторы, характеризующие ассортимент.

По официальным данным Министерства сельского хозяйства Республики Мордовия уже несколько лет подряд является лидером среди регионов Приволжского федерального округа по производству молочной продукции. Объемы производства держатся на относительно одинаковом уровне (рисунок

1) [3,4].

Производство молочной продукции в Республике Мордовия за ряд

лет, в тыс. тонн

500 450 400

440,4

2009

458,1

475,8

467,5

452,4

2010

2011

2012

2013

Рисунок 1 - Производство молочной продукции в Республике Мордовия

за 2009-2013 гг.

В данный момент в РМ функционирует 2 крупных молочных завода -ООО «Молочный комбинат «Саранский» и ОАО «Молоко» г.Рузаевка. При

этом на долю первого приходится 69,67% всей молочной продукции республики; на долю второго - 10,31%, а уровень конкуренции составляет 83,55%, что характеризует рынок молочных продуктов высококонцентрированным [3].

Для того, чтобы оценить конкурентоспособность молочной продукции, представленной на рынке Республики Мордовия, был проведен опрос потребителей, в котором приняли участие 50 респондентов. Им были предложены для оценки пять производителей молочной продукции. В ходе анализа данных, были получены следующие результаты (таблица 1) [1].

Таблица 1- Потребительские характеристики молочной продукции

Показатель Коэфф. вес-ти ООО «Агрофирма «Юбилейная» «Маслозавод Атяшевский» ОАО «Мечта» Danone ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Вкус 0,3 3,9 1,16 4,0 1,21 3,7 1,11 4,6 1,37 4,1 1,24

Запах 0,1 3,8 0,38 4,1 0,41 4,0 0,40 4,4 0,44 4,3 0,43

Жирность 0,2 4,2 0,84 4,3 0,85 4,1 0,82 4,3 0,86 4,1 0,82

Консистенция 0,1 4,2 0,42 4,1 0,41 4,0 0,40 4,2 0,42 4,2 0,42

Натуральность / срок хранения 0,1 3,8 0,38 3,7 0,37 3,7 0,37 3,5 0,35 3,5 0,35

Цена 0,2 3,8 0,76 3,3 0,67 3,3 0,66 2,5 0,50 2,6 0,52

Итого 1 23,3 3,87 23,6 3,93 22,8 3,76 23,4 3,94 22,8 3,77

Рассмотрев в таблице 1 результаты опроса потребительских предпочтений молочной продукции, можно сделать вывод о том, что по потребительским предпочтениям, которые характеризуют фактор качества, лидирует Danone (3,94). Почти такую же конкурентоспособность имеет «Маслозавод Атяшевский» (3,94) и замыкает тройку лидеров ОАО «Вимм-Билль-Данн» (3,77). Наибольшее влияние на такое распределение оказали органолептические характеристики.

По маркетинговым характеристикам лидируют те же производители, где решающую роль играют имидж и рекламная деятельность (таблица 2).

Таблица 2 - Маркетинговые характеристики молочной продукции

Показатель Коэффв ООО «Маслозавод ОАО Danone ОАО

ес-ти «Агрофирма Атяшевский» «Мечта» «Вимм-

«Юбилейная» Билль-

Данн»

Имидж

производи теля 0,2 3,5 0,71 3,6 0,73 3,5 0,69 4,4 0,89 4,2 0,85

Материал

упаковки 0,25 3,8 0,95 4,0 1,00 3,1 0,77 4,1 1,02 4,0 1,01

Дизайн

упаковки 0,15 3,6 0,54 3,8 0,57 3,9 0,59 4,3 0,65 4,2 0,63

Расфасовка 0,25 3,9 0,98 4,0 1,00 4,0 0,99 4,3 1,07 4,2 1,06

Рекламная

деятель-

ность 0,15 1,0 0,15 1,0 0,15 1,0 0,15 5,0 0,75 5,0 0,75

Итого 1 16,1 3,32 16,4 3,45 15,4 3,19 22,1 4,37 20,7 4,25

В ходе оценки ассортимента было выявлено, что производители Danone и ОАО «Вимм-Билль-Данн» по трем показателям (насышенность, гармоничность, обновляемость) имеют наивысшую оценку, а ширине и глубине ассортимента сильно опережают производителей республики (таблица 3).

Таблица 3 - Оценка ассортимента молочной продукции

Показатель Коэфф. ООО «Маслозавод ОАО Danone ОАО

вес-ти «Агрофирма Атяшевский» «Мечта» «Вимм-

«Юбилейная» Билль-

Данн»

Ширина 0,20 2,8 0,56 3,6 0,72 4,3 0,86 4,9 0,98 4,6 0,92

Глубина 0,25 2,5 0,63 4,1 1,03 3,6 0,90 4,8 1,20 4,6 1,15

Насыщен - 0,25 2,9 0,73 3,9 0,98 3,8 0,95 5,0 1,25 5,0 1,25

ность

Гармонич- 0,15 4,8 0,72 4,4 0,66 4,2 0,63 5,0 0,75 5,0 0,75

ность

Обновляе- 0,20 2,5 0,50 4,6 0,92 3,5 0,70 5,0 1,00 5,0 1,00

мость

Итого 1 15,5 3,13 20,6 4,3 19,4 4,04 24,7 5,18 24,2 5,07

На основе рассмотренных показателей был рассчитан интегральный показатель, который дает понять, что конкурентоспособность производителей Республики Мордовия сильно уступает производителям Danone и ОАО «Вимм-Билль-Данн». В большей степени это обусловлено характеристиками ассортимента. Из чего можно сделать вывод о том, что на предприятиях недостаточно внимания уделяется ассортиментной политике.

Таблица 4 - Интегральный показатель конкурентоспособности продукции

ООО «Маслозавод ОАО «Мечта» Danone ОАО «Вимм-

Показатель «Агрофирма «Юбилейная» Атяшевский» Билль-Данн»

Потребительские характеристики 3,87 3,93 3,76 3,94 3,77

Маркетинговые характеристики 3,36 3,45 3,19 4,37 4,25

Сводный

показатель

оценки

ассортимента 3,13 4,3 4,04 5,18 5,07

Интегральный показатель 3,45 3,89 3,66 4,50 4,36

Рейтинг 5 3 4 1 2

Исходя из выделенной проблемы можно предложить следующие рекомендации производителям Республики Мордовия по формированию ассортиментной политики:

- анализ структуры товарного ассортимента и ее соответствия потребностям покупателя;

- создание модификаций с отличительными особенностями, ясными для потребителя;

- использование концепции жизненного цикла при планировании ассортимента;

- оценка положения на рынке ассортиментных позиций;

- оптимизация ассортимента;

- внесение изменений в наполнители и расфасовку;

- разработка и выпуск новых видов молочной продукции.

Таким образом, производители молочной продукции Республики Мордовия функционируют в условиях жесткой конкуренции не только между собой, но и с более крупными производителями, имеющими национальный масштаб. В ходе оценки конкурентоспособности их продукции было выявлено, что производители республики сильно уступают по маркетинговым характеристикам и особенно по показателям ассортимента. Реализация предложенных мероприятий по формированию ассортиментной политики позволит производителям Республики Мордовия повысить

конкурентоспособность продукции, а также упрочить свое положение и расширить долю рынка.

Библиографический список

1 Бурнаева М. Особенности формирования товарной стратегии в молочной отрасли Республики Мордовия // Огарёв - online: электронное периодическое издание для студентов и аспирантов. - № 16. - 2014. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2014/05/ Burnaeva Osobennosti-formirovaniya-tovarnojj-strategii-v-molochnojj-otrasli-RM.-Burnaeva-M.-306-gr.-1-red.pdf

2 Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2013. - 460 с.

3 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/

5 Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под. ред. Т.Г. Философовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.