Научная статья на тему 'Инновации как фактор повышения конкурентоспособности продукции молочной отрасли Республики Мордовия'

Инновации как фактор повышения конкурентоспособности продукции молочной отрасли Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
COMPETITION / COMPETITIVENESS / DAIRY INDUSTRY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурнаева Мария, Фомичева Елена Ивановна

В статье анализируется конкурентоспособность продукции молочной отрасли Республики Мордовия, рассмотрен уровень существующей конкуренции. Представлена взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью. Предложены направления освоения инноваций в молочной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурнаева Мария, Фомичева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор повышения конкурентоспособности продукции молочной отрасли Республики Мордовия»

УДК 339.137.2:001.895(470.345)

Экономические науки

Бурнаева Мария, студент 4 курса направления «Менеджмент » ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

Фомичева Елена Ивановна, ст. преподаватель кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация. В статье анализируется конкурентоспособность продукции молочной отрасли Республики Мордовия, рассмотрен уровень существующей конкуренции. Представлена взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью. Предложены направления освоения инноваций в молочной отрасли.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, молочная отрасль, инновации.

Annotation. The article analyzes the competitiveness of the dairy industry in the Republic of Mordovia, reviewed the existing level of competition. It shows the relationship between innovation and competitiveness. The directions of the development of innovation in the dairy industry.

Keywords: competition, competitiveness, dairy industry, innovation .

В современных социально - экономических условиях вопросы стратегического развития приобретают особое значение. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей: конкурентоспособность производимой продукции во многом зависит от их способности гибко реагировать на динамичные изменения рынка, используя его конъюнктуру и

механизм формирования цен, информационные технологии и коммуникации. В связи с этим эффективная работа сельскохозяйственных предприятий невозможна без правильного выбора стратегических ориентиров, позволяющих эффективно реализовать имеющийся ресурсный потенциал [1].

Все большее внимание, при формировании стратегии развития, уделяется инновационному направлению. Причем данное направление выбирают не только предприятия передовых технологий, но и предприятия молочной отрасли [4].

В данный момент в РМ функционирует 2 крупных молочных завода -ООО «Молочный комбинат «Саранский» и ОАО «Молоко» г.Рузаевка, в которых занято 407 чел. и 167 чел. соответственно. При этом на долю первого приходится 69,67% всей молочной продукции республики; на долю второго -10,31% (таблица 1).

Таблица 1 - Коэффициенты концентрации товаропроизводителей и торговых марок на рынке молочной продукции Республики Мордовия

Показатель Доли крупных предприятий, % Коэффициент концентрации рынка, %

Коэффициент концентрации товаропроизводителей ООО «Молочный комбинат «Саранский» - 69,67%; ОАО «Молоко» г. Рузаевка -10,31% 83,55% - высококонцентрированный

Коэффициент концентрации торговых марок «Данон» - 62,3%; «Вимм-Биль-Дан» - 18,8% 82,1% - высококонцентрированный

Как видим, уровень конкуренции на рынке молочных продуктов Республики Мордовия можно охарактеризовать как высококонцентрированный - 83,55%. Для определения уровня концентрации и состояния на рынке используем коэффициент концентрации (индекс F3). Федеральная антимонопольная служба установила следующие показатели: если F3 менее 45 %, то отрасль считается относительно слабоконцентрированной; если F3 от 45 до 70 %, то уровень концентрации считается умеренным; если F3 более 70 %, то уровень концентрации в отрасли признается очень сильным. Расчеты

коэффициента концентрации позволяют оценить состояние конкуренции на региональном молочном рынке как олигополистическое, так как индекс F3 более 70 %. Поэтому рынок молочной продукции Республики Мордовия характеризуется сложившейся конкуренцией, государственным регулированием, которая представляет собой совокупность административных мер, направленных на поддержку региональных производителей молочной продукции.

Стремясь выделить свой продукт среди других, предприятия прибегают к различным способам, все больше внимания уделяют качеству выпускаемой продукции, в результате чего активно идет процесс по внедрению таких международных систем качества как ИСО 9001, ХАССП [3].

В сложившихся условиях для обеспечения конкурентоспособности продукции недостаточно использование маркетинговых, ценовых инструментов и иных инструментов, поэтому все больше приоритет смещается в сторону инноваций.

Инновационная деятельность предприятий, способна обеспечить разработку, освоение новых видов продукции, обеспечить высокий уровень качества и ценовые преимущества, формировать условия для активного продвижения на внешние рынки.

Практически все предприятия, выбирая инновационную стратегию, сталкиваются с рядом проблем. Одной из самых частых проблем является отсутствие средств для финансирования инновационной деятельности. Самым дешевым, мобильным и безвозвратным источником являются собственные средства предприятий, но зачастую их не хватает, поэтому предприятия прибегают к сторонним [5]. Одним из таких источников можно выделить лизинговые сделки, которые позволяют окупить оборудование в результате перенесения стоимости лизинга на себестоимость продукции [2].

Рассматривая молочную промышленность Республики Мордовия, можно прийти к выводу, что процессы инновационного характера еще не развиты и инновационная деятельность ведется лишь на нескольких предприятиях - ООО

«Молочный комбинат «Саранский», ОАО «Молоко», ОАО «Атяшевский Маслозавод» (таблица 2).

Таблица 2 - Инновации на предприятиях молочной отрасли

Предприятие Область инновации

ООО «Молочный комбинат «Саранский» Процесс производства, упаковка, технология, оборудование, автоматизированная система управления

ОАО «Молоко» Процесс производства, упаковка

ОАО «Атяшевский Маслозавод» Технология, упаковка

Из таблицы 2 видно, что инновационная деятельность в приведенных предприятиях затрагивает упаковку, процесс производства, технологию.

В остальных предприятиях молочной отрасли Республики Мордовия вопросам инновационной деятельности не уделяется должного внимания. Причиной этому послужили различные сдерживающие инновационные процессы факторы, среди которых можно выделить:

— отсутствие научно-исследовательской базы, неспособность предприятий к освоению новейших научно-технических достижений;

— недостаток финансовых ресурсов, высокие экономические риски, большие сроки окупаемости инновационных проектов;

— недостаточная инновационная развитость рынка молочной продукции.

Для зарубежных предприятий молочной отрасли инновации явились основой для получения преимуществ в стратегическом аспекте [1]. Поэтому актуальной задачей для молочной отрасли Республики Мордовия является выбор приоритетных направлений инновационной деятельности, среди которых можно выделить следующие:

— автоматизация процессов производства молочной продукции, установка современного технологического оборудования;

— использование современных материалов упаковки;

— совершенствование технологии производства молочной продукции;

— рациональное использование сырья, в том числе использование вторичного (обрата, пахты и сыворотки);

— приобретение патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания.

Подводя итоги, можно сказать о том, что инновационная деятельность в Республике Мордовия находится на стадии развития. Для предприятий молочной отрасли республики нововведения на современном этапе становятся актуальным средством повышения конкурентоспособности относительно других производителей, продукция которых представлена на рынке молочной продукции Республики Мордовия.

Библиографический список

1 Белых Э. Ю. Инновационная деятельность - средство повышения конкурентоспособности предприятия / Ю. Э. Белых // Управление экономическими системами. - 2005. - №4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-04-42005/item/25-2011-03-19-07-15-19

2 Быков А. А. Влияние инноваций на конкурентные преимущества предприятий / А. А. Быков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №2. -С. 13 - 18.

3 Гончарова Н. П. Маркетинг инновационного процесса / Н. П. Гончарова. - Киев: Вира-Р, 2011. - 264 с.

4 Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. -М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2013. - 460 с.

5 Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под. ред. Т.Г. Философовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.