СТРОИТЕЛЕВА О. С., ЛАШИНА М. В.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ООО «МЕЧТА» НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Аннотация. В статье рассматривается состояние рынка молочной продукции в Республике Мордовия. В частности, проведена оценка конкурентных позиций ООО «Мечта» и выявлены пути их укрепления.
Ключевые слова: молочная отрасль, конкурентоспособность предприятия, производственные мощности, сырье.
STROITELEVA O. S., LASHINA M. V.
COMPETITIVENESS EVALUATION OF "MECHTA" LTD AT THE DAIRY MARKET OF MORDOVIA REPUBLIC
Abstract. The article considers the dairy market behaviour in Mordovia Republic. Particularly, the authors analyze the dairy plant "Mechta" Ltd competitive positions and suggest the ways of the plant competitiveness growth.
Keywords: dairy industry, competitiveness, production capacity, raw material.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность предприятия является одним из важнейших факторов, стимулирующих повышение эффективности не только самого региона, но и целой экономики страны.
Конкурентоспособность предприятия представляет собой возможность или способность данного предприятия использовать свои сравнительные преимущества в производстве и реализации товаров и услуг по отношению к производителям и поставщикам аналогичных товаров и услуг [2, с. 38].
Оценка конкурентных позиций хозяйствующего субъекта проводится для того, чтобы:
- разработать определенные мероприятия по повышению конкурентоспособности;
- произвести выбор контрагентов для осуществления совместной деятельности;
- составить программу выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- осуществить инвестиционную деятельность;
- осуществить государственное регулирование экономики [3, с. 65].
Для рынка молочной продукции характерна достаточно высокая степень конкуренции. Однако существуют несколько объективных причин, в силу которых конкуренция на региональных и локальных рынках не такая высокая. Главной причиной выступает небольшой срок и особые условия хранения и реализации большинства видов молочной продукции. Следовательно, доля лидеров отрасли или местных комбинатов-
1
лидеров составляет от 30 до 70 %. Оставшуюся долю рынка делят между собой не столь крупные местные предприятия [4].
По оценкам экспертов, последние пять лет объем потребления молока в Российской Федерации увеличивается в среднем на 9% в год. Несмотря на то, что российскому рынку молочной продукции присуща незначительная консолидация, он строго сегментирован. Количество игроков на этом рынке приближается к полутора тысячам, включая крупные, средние и мелкие компании, из-за чего молочный рынок является достаточно высоко конкурентным в плане установления цен на молочную продукцию и молоко.
Для российского рынка молочной продукции характерны:
- дефицит сырья;
- сезонность производства молока;
- мелкотоварное производство;
- недостаток высококачественного молока;
- отсутствие эффективных связей между производителями сырья и его переработчиками [1, с. 17].
Республика Мордовия в настоящее время находится в лидерах по производству молока и молочной продукции среди регионов Приволжского федерального округа. В таблице 1 приведен анализ состояния молочного скотоводства в РМ за 2009-2013 годы [5].
Таблица 1.
Анализ состояния молочного скотоводства в Республике Мордовия за 2009-2013 гг.
Показатели Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013 2013 / 2012, %
Валовое производство молочной продукции тыс. тонн 440,4 458,0 476 467,5 458,5 98,1
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что с 2012 года наблюдается небольшой спад производства молочной продукции. По данным регионального Минсельхоза, данная ситуация вызвана нарушением технологической дисциплины и сокращением поголовья молочных коров. Основная причина низкой продуктивности - нарушение технологии кормления и поения животных [6].
На территории Республики Мордовия на данный период времени работают 13 предприятий молочной отрасли. Одним из предприятий, действующих на рынке Республики Мордовия, является молочный завод ООО «Мечта» в поселке Чамзинка. Продукция
выпускается под собственной торговой маркой «Ясный луг». Ассортимент продукции ООО «Мечта» насчитывает более 20 наименований цельномолочной продукции, более 38 наименований сырных изделий и около 15 видов масла.
В настоящее время свою продукцию (молочную и сыромаслодельную) ООО «Мечта» реализует не только на рынке Мордовии, но и в шестидесяти субъектах Российской Федерации.
На рисунке 1 представлена модель пяти сил конкуренции М. Портера для ООО «Мечта». Конкуренты, представленные в модели М. Портера, отбирались по таким критериям, как сходный дизайн упаковки продукта, схожий ценовой диапазон и качество продукта. Как видно из рисунка, прямыми конкурентами предприятия ООО «Мечта» являются молочные заводы Мордовии, а также производители молочных, сырных изделий регионов, поставляющие свою продукцию на рынок Республики.
Поставщики сырья в молочной отрасли имеют наибольшее влияние на состояние конкурентной среды. Это объясняется тем, что практически невозможно заменить качественного поставщика, т.к. сырое молоко не имеет заменителей, а поставщики далеко не всегда зависят от переработчика, т.к. у них всегда есть несколько вариантов сбыта своей продукции. Другие поставщики, которые производят упаковочные материалы, компоненты являются более однородными и решать проблемы бесперебойных поставок упаковочных материалов намного проще, нежели проблемы с поставками сырья.
Воздействие потребителей на конкурентную среду в отрасли в целом снижается, поскольку происходит улучшение работы производителей в сфере распределения продукции, также наблюдается существенное увеличение ассортиментного ряда молочной продукции.
Достаточно быстрыми темпами в молочной промышленности появляются новые конкуренты. Основную угрозу составляют конкуренты, которые запустили свое производство в 2010-2012 гг., поскольку они обладают и высокими производительными мощностями, и новыми технологиями.
Кроме того, на этом рынке существует угроза появления товаров-заменителей, так как рынок молочной продукции достаточно обширен и объемен. Наиболее сильное воздействие заменителей - на рынке сливочного масла (со стороны различных марок маргарина и жиров растительного происхождения).
Поставщики молоко: -ГУП РМ «Луховское» (Саранск)
- Птицефабрика «Чам зинская» (Чамзинка)
- «Кулагин и Компания» Товарищество на вере (Пенза)
- ООО «Агро-Гулюшево» (Ульяновск) -КФЛ «Лаша» (Ардатово)
- ООО
«Моргинское» (Дубенки) -КФЛ «Агро-Атяшево» (Атяшево)
- ООО «Ключ-Сузгарьевский» (Рузаевка) Упаковочные материалы
(тетр апак, финпак, пленка и др.):
- ОАО
«Пластполитен» (Москва)
- ООО «ЮВи СПб» (Питер)
Картон
- ОАО Каменская бумажно-картонная фабр ика (Тверская обл.)
Потенциальные конкуренты
- Сыроваренный завод «Сармич» (Инсар)
- «Неверкинский молочный завод» (Пензенская область)
- «Белореченский сырзавод» (Краснодарский край)
- ОАО «Красногорский МСЗ» (Алтайский край)
- «Витако» (Калининградская область)
- ООО «Новое село» (Смоленская область)
Конкуренты:
1. ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (Саранск);
2. «Сыродельный комбинат «Ичалковский»»;
3. ОАО «Надежда» (Ковылкинский р-н);
4. ОАО «Молоко» (г. Рузаевка);
5. ОАО «Агрофирма «Искра»» (Атяшевский р-н).
Угроза появления товаров-заменителей
Субституты
- сухое молоко
- сливки
- маргарин
- соевые продукты
- растительные сыры
- сыры в аэрозолях
- порошковый сыр
- спред
Угроза появления новых конкурентов
Потребители
- Конечные потребители
- ТД «Вектор С»
- ООО «Рост»
- ООО «Чамзинские продукты»
- ТД «Мечта»
- ОАО
«Мордовцемент»
- ОАО «Лато»
- ГУП РМ «Лисма»
- ОАО «Саранский телевизионный завод»
- ОАО «Сарэкс»
- ООО «Фэникс лайт плюс»
- Столовая ООО «Биосервис»
Рис. 1. Модель М. Портера
Для анализа факторов повышения конкурентоспособности и оценки конкурентных позиций ООО «Мечта», был проведен сравнительный анализ факторов конкурентоспособности (см. табл. 2) и построен многоугольник конкурентоспособности (см. рис. 2). Балльная оценка по каждому показателю определена в сравнении с предприятием, имеющим наилучшую позицию по данному критерию. Использована 5-ти балльная шкала, в которой 5 баллов означает «отлично», а 1 балл - «неудовлетворительно». Основными конкурирующими заводами являются: ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»; ОАО «Молоко» (Рузаевский район); ОАО «Юнимилк» (г. Саранск).
Таблица 2.
Оценка критериев конкурентоспособности предприятий
Уверенность в финансовом положении предприятия Применение новых технологий на производстве Экономическая доступность продукции для потребителя Широта ассортимента продукции Загрузка мощностей Система дистрибуции и дилеров Востребованность продукции на рынке. Итого Место
ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» 4 3 4 4 4 4 4 27 2
ОАО «Молоко» (Рузаевский район) 2 3 3 2 3 3 3 19 4
ООО «Мечта» 3 3 4 3 2 3 3 21 3
ОАО «Юнимилк» (г. Саранск) 5 4 3 5 5 4 5 31 1
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, наиболее выгодные позиции на рынке молочной продукции занимает ОАО «Юнимилк» (ТМ ТМ «Летний день», ТМ «Село Луговое», ТМ «Простоквашино», ТМ «Для всей семьи»). Данный молочный завод занимает первое место в Республике Мордовия по производству молочной продукции, большая доля рынка (30%) заводом сохраняется в значительной мере за счет внедрения на предприятии системы менеджмента качества, разработанной стратегии развития и построения производства на основе принципов маркетинга. ОАО «Юнимилк» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по
товарной группе «цельномолочная продукция» с долей на рынке Республики Мордовия -более 40%.
ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»
ОАО «Молокон( Рузасвский р-н).
ООО «Мечта»
ОАО «Юнимилк» {Саранск)
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности предприятий молочной отрасли
Республики Мордовия
ООО «Мечта» уступает своим конкурентам по ряду параметров, а именно: финансовое положение предприятия, загрузка производственных мощностей, востребованность продукции на рынке, а также применение новых технологий. Но, несмотря на высокую насыщенность рынка конкурентами, данное предприятие сохраняет довольно хорошие позиции на рынке и является конкурентоспособным.
Итак, проанализировав конкурентоспособность ООО «Мечта» можно утверждать, что конкурентными преимуществами предприятия являются высокий уровень качества продукции, который достигается с помощью применения качественного сырья, широкий ассортимент, а также сформировавшаяся за счет партнеров и раннего начала работы дилерская сеть. ООО «Мечта» имеет возможности для улучшения своих конкурентных позиций за счет:
— непрерывного совершенствования процессов организации производства;
— наращивания производственных мощностей при помощи обновления производственного оборудования;
— рационального использования производственных ресурсов;
— повышения производительности труда с целью снижения производственных издержек и себестоимости продукции;
— усиления инновационной деятельности и реализации имеющихся инновационных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Открытое письмо Правительству Российской Федерации Делегатов 3 Съезда Национального союза производителей молока («Союзмолоко») // Экономика сельского хозяйства России: научно-производственный ежемесячный журн. -2012. - № 5. - С. 17.
2. Нуралиев С. У., Нуралиева Д. С. Маркетинг: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2013. - 362 с.
3. Метелев И. С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: системные основы и региональная практика: Монография. - М., 2012. - 230 с.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nkoapmp.org
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mrd.gks.ru
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazakhzerno.kz