Р.Ф. Рямов
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ключевые слова: качество образования, оценка, управление, мониторинг, диагностика, информационные технологии, технологии телекоммуникации.
Аннотация: В статье рассматривается объективная оценка результатов образовательных процессов с использованием средств телекоммуникационных технологий как непременное условие эффективности функционирования и развития системы управления региональным образованием.
В любой сфере деятельности наблюдается стремление достичь максимально возможного качества, не исключение и сфера образования: качество образования отражает состояние современного общества, его развитие, определяющее содержание и динамику важнейших цивилизованных механизмов. На современном этапе модернизации качеству образования придается особое значение.
По меткому выражению Р. Киплинга, «образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только количеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения» [1]. Важно отметить, что оценка и управление качеством образования должны быть целостной системой, включающей определение понятия «качество образования» обязательно на операциональном уровне и учитывающей требования к результатам процесса образования на всех его стадиях в соответствии с государственными образовательным заказом. Обязателен также учет требований к условиям образовательного процесса, обеспечивающих необходимое качество образования и обеспечение его диагностики.
В настоящее время сформировалась объективная потребность в том, чтобы при оценке качества образования на региональном уровне использовался определенный механизм мониторинга качества, предусматривающий регулярный сбор, предварительную обработку и последующий анализ информации с использованием телекоммуникационных технологий. Решение данной важной задачи позволит накапливать содержательно значимую информацию и создавать новые возможности для выявления тенденций в деятельности образовательных систем и корректировке результатов и, следовательно, повышения уровня обоснованности управленческих решений. Оценка образовательных достижений с помощью мониторинга качества образования ведет к многократному увеличению объема информации, в связи с чем возникает необходимость более эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий при проведении мониторинга и диагностики.
Таким образом, проблема заключается в повышении качества образования, в связи с чем целесообразно уточнить понятия «качество образования», «оценка качества образования», «телекоммуникационные и информационные технологии в оценке качества образования».
Существует множество определений понятия «качество образования» - это соотношение цели и результата, мера достижения цели; соответствие стандарту, норме; не
только результат на выходе, но и качество образовательного процесса, цена средств достижения целей; качество образования на выходе - это не только знания, но и физическое, духовно-нравственное здоровье, ценностные ориентации, общая культура и уровень готовности к решению послешкольных задач и к реализации своего потенциала в условиях рынка и многое другое. Под качеством образования мы будем понимать состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Следовательно, качество образования - многофакторное понятие, включающее:
• качество ресурсов - качество целеполагания, качество условий (материальнотехническая база, программы, учебно-методические комплексы, информационнометодическая база, кадровый состав);
• качество образовательного процесса;
• качество достижений (результатов) обучающихся, педагогов.
Оценка качества образования - это не только констатация выполнения нормы, но и тонкий инструмент воздействия на развитие системы образования, основа для принятия продуманных управленческих решений. Важным методологическим аспектом оценки качества образования является инструментарий - цели, показатели и критерии оценки, - от проработки которых во многом зависят система сравнения и система оценки [2]. Под оценкой качества образования мы понимаем меру качества, выражающую соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Одним из методов получения информации о состоянии и качестве образования являются мониторинг - отслеживание (регулярное, протяженное во времени) с помощью диагностики [3]: кадрового обеспечения (изменений, динамики); качества образовательного процесса; качества усвоения знаний, умений, навыков; уровня развития и воспитанности на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. [Диагностика (от греч. diagnosis -распознавание) - изучение и оценка результативности учебно-воспитательного процесса на основе выявленных изменений в уровне развития, обученности, воспитанности учащихся и педагогического мастерства педагогов.]
Процессы информатизации разворачиваются практически во всех областях человеческой деятельности; в настоящее время практически все школы обеспечены современным компьютерным оборудованием, имеют выход в Интернет; использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе становится важной задачей не только развития системы образования, но и оценки его качества. Нам близка позиция И.В. Роберт, которая раскрывает понятия «информатизация образования» и «технологии телекоммуникации» следующим образом: информатизация образования - это «обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания» [4]; технология телекоммуникации - «совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном, в том числе в рамках всемирной информационной сети Интернет» [5]. Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время информационные и коммуникационные технологии - необходимый инструмент педагогической и иной деятельности.
В условиях вариативного и дифференцированного образования, расширения самостоятельности общеобразовательных учреждений традиционная система оценивания образовательных достижений школьников не может быть признана полностью отвечающей современным требованиям: ощущается явная потребность в новых, более объективных и достоверных формах оценивания (в дополнение к общепринятым формам аттестации). И те и другие должны быть направлены на то, чтобы педагог мог оценить реальные учебные результаты школьников не только с точки зрения соответствия требованиям госстандартов по
предмету, но и с позиции личностного развития учащихся. Как было отмечено ранее, диагностика является инструментом мониторинга, направленным на изучение результативности образовательной деятельности, то есть уровня развития, здоровья, обученности, воспитанности учащегося, а также роста педагогического мастерства учителя; компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, предполагающую общение с преподавателем, ответственным за проведение диагностики, и специалистами органов управления образования муниципалитетов.
Разработка проблем оценки качества образования с использованием телекоммуникационных технологий, как свидетельствует выполненный нами анализ тенденций изменений качества образования и его оценки, опирается на методологию системного подхода, как и разработка методик оценки и управления развитием образовательных систем различного уровня (например, ведется поиск форм итоговой аттестации выпускников школ; наряду с ЕГЭ, используются и другие формы оценивания). Требуется специально разработанная модель проведения мониторинга и диагностики с использованием телекоммуникационных технологий на уровне региональной образовательной системы, обеспечивающая оценку качества образования и управления им с учетом специфики регионов России с ее огромными территориями и большим количеством административно-территориальных единиц. Необходимо, чтобы при разработке единой образовательной телекоммуникационной сети, над которой в настоящее время работает Министерство образования и науки Российской Федерации, учитывались возможности и потребности всех уровней образовательных систем, так как актуальность и значимость непрерывного образования и профессиональной переориентации с годами будет возрастать по мере развития рыночной экономики и усиления миграции населения (очевидна значимость научно обоснованной концепции наполнения и использования единого телекоммуникационного образовательного пространства для разных образовательных систем).
Механизм мониторинга может быть эффективным и оперативным только при условии его научно обоснованной разработки. [По мнению М.М. Поташника, «оценка качества знаний только по проценту детей, успевающих на «4» и «5», что распространено сейчас, или по числу выпускников, поступивших в вузы, и по числу медалистов безнадежно устарела. Истинного, глубокого, многоаспектного оценивания качества знаний в школах России уже давно нет» [6].] В Институте развития образования Республики Башкортостан разрабатывается модель регионального организационного механизма мониторинга качества образования с использованием сетевых технологий, а также разрабатываются методики оценки качества образования с использованием средств телекоммуникационных технологий. Оценка качества образования с использованием средств телекоммуникационных технологий направляется на решение следующих задач:
• формирование республиканского эталона качества образования (критерии и показатели качества образования) на основе нормативной базы Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, республиканской образовательной политики и международной практики оценки качества образования;
• создание инструментария оценки качества образования с использованием телекомуникационных технологий;
• сравнивание достигнутого уровня с эталоном и организация широкого обсуждения полученных в республике результатов;
• выработка управленческих мер с целью повышению качества образования;
• создание базы для общественной экспертизы качества образования.
То есть, создание системы объективной оценки результатов образовательного процесса становится непременным условием эффективности управления функционированием и развитием образования на всех уровнях, а инструментом получения информации о состоянии качества образования - мониторинг кадрового обеспечения образовательного процесса и диагностика уровня достижений учащихся. Основная идея сетевой модели оценки и управления качеством образования на региональном уровне средствами
телекоммуникационных технологий при организации и проведении диагностики заключается в сетевом взаимодействии органа управления образования регионального уровня (министерство, департамент и др.) с центрами (отделами), находящимися в центрах зон региона (которые, в свою очередь, выходят на связь с отделами образования муниципальных районов и городских округов своей зоны, а последние - с образовательными учреждениями). Например, при проведении диагностики по предметам пакеты документов (задания, карты анализа и др.) отправляются по электронной почте в центры зон, которые, в свою очередь, отправляют эти задания в отделы образования районов и городов республики, то есть координируют работу, оказывают техническую поддержку при проведении диагностики; отделы образований муниципалитетов устанавливают связь с общеобразовательными учреждениями; итоги диагностики отправляется по той же цепочке в обратном направлении. В данной модели на всех уровнях взаимодействия используются компьютерные технологии, а именно: доставка материалов по электронной почте; консультирование по вопросам проведения диагностики и мониторинга; первичная обработка тестовых заданий; статистическая обработка результатов диагностики; создание базы данных по итогам диагностики и другие. Таким образом, разработанная нами модель позволит получать объективную и оперативную информацию о результатах мониторинга и диагностики.
Справка. Центр мониторинга качества образования Института развития образования Республики Башкортостан благодаря реализации сетевой модели оценки и управления качеством образования средствами телекоммуникационных технологий с 2005 года осуществляет республиканскую диагностику образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений муниципальных районов и городских округов республики: за семь лет охвачено 96433 обучающихся образовательных учреждений; диагностика проводится во всех районах и городах республики ежегодно по семи - десяти предметным областям; итоги обобщаются в выпусках сборника «Диагностика как основа управления качеством образования».
1. Гутник, Г.В. Качество образования как системообразующий фактор региональной образовательной политики / Г.В. Гутник // Стандарты и мониторинг. - 1999. - №1. - С.28.
2. Ковалева, Г.С. Оценка качества образования / Г.С. Ковалева // Школьные технологии. - 2006. - № 5. -
С.152.
3. Мурзакаева, Л.С. Уровень и качество подготовленности выпускников ОУ Республики Башкортостан в предметных областях (2008/2009 учебный год) / Л.С. Мурзакаева // Диагностика как основа управления качеством образования : Итоги IV республиканской диагностики образовательных достижений учащихся. - Вып.4 / Башкирский институт развития образования. - Уфа, 2009. - С.3.
4. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - №5. - С.25.
5. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - №6. - С.69.
6. Поташник, М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его / М.М. Поташник // Народное образование. - 2006. - № 4. - С.167.