Научная статья на тему 'Оценка качества образования в регионе с использованием средств телекоммуникационных технологий'

Оценка качества образования в регионе с использованием средств телекоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / THE QUALITY OF EDUCATION / EVALUATION / MANAGEMENT / MONITORING / DIAGNOSTICS / INFORMATION TECHNOLOGIES / TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рямов Рустам Фаритович

В статье рассматривается объективная оценка результатов образовательных процессов с использованием средств телекоммуникационных технологий как непременное условие эффективности функционирования и развития системы управления региональным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рямов Рустам Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATIONAL IN REGION WITH USE OF MEANS OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

In article the objective estimation of results of educational processes with use of means of telecommunication technologies as an indispensable condition of efficiency of functioning and control system development by regional formation is education.

Текст научной работы на тему «Оценка качества образования в регионе с использованием средств телекоммуникационных технологий»

Р.Ф. Рямов

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: качество образования, оценка, управление, мониторинг, диагностика, информационные технологии, технологии телекоммуникации.

Аннотация: В статье рассматривается объективная оценка результатов образовательных процессов с использованием средств телекоммуникационных технологий как непременное условие эффективности функционирования и развития системы управления региональным образованием.

В любой сфере деятельности наблюдается стремление достичь максимально возможного качества, не исключение и сфера образования: качество образования отражает состояние современного общества, его развитие, определяющее содержание и динамику важнейших цивилизованных механизмов. На современном этапе модернизации качеству образования придается особое значение.

По меткому выражению Р. Киплинга, «образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только количеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения» [1]. Важно отметить, что оценка и управление качеством образования должны быть целостной системой, включающей определение понятия «качество образования» обязательно на операциональном уровне и учитывающей требования к результатам процесса образования на всех его стадиях в соответствии с государственными образовательным заказом. Обязателен также учет требований к условиям образовательного процесса, обеспечивающих необходимое качество образования и обеспечение его диагностики.

В настоящее время сформировалась объективная потребность в том, чтобы при оценке качества образования на региональном уровне использовался определенный механизм мониторинга качества, предусматривающий регулярный сбор, предварительную обработку и последующий анализ информации с использованием телекоммуникационных технологий. Решение данной важной задачи позволит накапливать содержательно значимую информацию и создавать новые возможности для выявления тенденций в деятельности образовательных систем и корректировке результатов и, следовательно, повышения уровня обоснованности управленческих решений. Оценка образовательных достижений с помощью мониторинга качества образования ведет к многократному увеличению объема информации, в связи с чем возникает необходимость более эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий при проведении мониторинга и диагностики.

Таким образом, проблема заключается в повышении качества образования, в связи с чем целесообразно уточнить понятия «качество образования», «оценка качества образования», «телекоммуникационные и информационные технологии в оценке качества образования».

Существует множество определений понятия «качество образования» - это соотношение цели и результата, мера достижения цели; соответствие стандарту, норме; не

только результат на выходе, но и качество образовательного процесса, цена средств достижения целей; качество образования на выходе - это не только знания, но и физическое, духовно-нравственное здоровье, ценностные ориентации, общая культура и уровень готовности к решению послешкольных задач и к реализации своего потенциала в условиях рынка и многое другое. Под качеством образования мы будем понимать состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Следовательно, качество образования - многофакторное понятие, включающее:

• качество ресурсов - качество целеполагания, качество условий (материальнотехническая база, программы, учебно-методические комплексы, информационнометодическая база, кадровый состав);

• качество образовательного процесса;

• качество достижений (результатов) обучающихся, педагогов.

Оценка качества образования - это не только констатация выполнения нормы, но и тонкий инструмент воздействия на развитие системы образования, основа для принятия продуманных управленческих решений. Важным методологическим аспектом оценки качества образования является инструментарий - цели, показатели и критерии оценки, - от проработки которых во многом зависят система сравнения и система оценки [2]. Под оценкой качества образования мы понимаем меру качества, выражающую соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Одним из методов получения информации о состоянии и качестве образования являются мониторинг - отслеживание (регулярное, протяженное во времени) с помощью диагностики [3]: кадрового обеспечения (изменений, динамики); качества образовательного процесса; качества усвоения знаний, умений, навыков; уровня развития и воспитанности на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. [Диагностика (от греч. diagnosis -распознавание) - изучение и оценка результативности учебно-воспитательного процесса на основе выявленных изменений в уровне развития, обученности, воспитанности учащихся и педагогического мастерства педагогов.]

Процессы информатизации разворачиваются практически во всех областях человеческой деятельности; в настоящее время практически все школы обеспечены современным компьютерным оборудованием, имеют выход в Интернет; использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе становится важной задачей не только развития системы образования, но и оценки его качества. Нам близка позиция И.В. Роберт, которая раскрывает понятия «информатизация образования» и «технологии телекоммуникации» следующим образом: информатизация образования - это «обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания» [4]; технология телекоммуникации - «совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном, в том числе в рамках всемирной информационной сети Интернет» [5]. Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время информационные и коммуникационные технологии - необходимый инструмент педагогической и иной деятельности.

В условиях вариативного и дифференцированного образования, расширения самостоятельности общеобразовательных учреждений традиционная система оценивания образовательных достижений школьников не может быть признана полностью отвечающей современным требованиям: ощущается явная потребность в новых, более объективных и достоверных формах оценивания (в дополнение к общепринятым формам аттестации). И те и другие должны быть направлены на то, чтобы педагог мог оценить реальные учебные результаты школьников не только с точки зрения соответствия требованиям госстандартов по

предмету, но и с позиции личностного развития учащихся. Как было отмечено ранее, диагностика является инструментом мониторинга, направленным на изучение результативности образовательной деятельности, то есть уровня развития, здоровья, обученности, воспитанности учащегося, а также роста педагогического мастерства учителя; компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, предполагающую общение с преподавателем, ответственным за проведение диагностики, и специалистами органов управления образования муниципалитетов.

Разработка проблем оценки качества образования с использованием телекоммуникационных технологий, как свидетельствует выполненный нами анализ тенденций изменений качества образования и его оценки, опирается на методологию системного подхода, как и разработка методик оценки и управления развитием образовательных систем различного уровня (например, ведется поиск форм итоговой аттестации выпускников школ; наряду с ЕГЭ, используются и другие формы оценивания). Требуется специально разработанная модель проведения мониторинга и диагностики с использованием телекоммуникационных технологий на уровне региональной образовательной системы, обеспечивающая оценку качества образования и управления им с учетом специфики регионов России с ее огромными территориями и большим количеством административно-территориальных единиц. Необходимо, чтобы при разработке единой образовательной телекоммуникационной сети, над которой в настоящее время работает Министерство образования и науки Российской Федерации, учитывались возможности и потребности всех уровней образовательных систем, так как актуальность и значимость непрерывного образования и профессиональной переориентации с годами будет возрастать по мере развития рыночной экономики и усиления миграции населения (очевидна значимость научно обоснованной концепции наполнения и использования единого телекоммуникационного образовательного пространства для разных образовательных систем).

Механизм мониторинга может быть эффективным и оперативным только при условии его научно обоснованной разработки. [По мнению М.М. Поташника, «оценка качества знаний только по проценту детей, успевающих на «4» и «5», что распространено сейчас, или по числу выпускников, поступивших в вузы, и по числу медалистов безнадежно устарела. Истинного, глубокого, многоаспектного оценивания качества знаний в школах России уже давно нет» [6].] В Институте развития образования Республики Башкортостан разрабатывается модель регионального организационного механизма мониторинга качества образования с использованием сетевых технологий, а также разрабатываются методики оценки качества образования с использованием средств телекоммуникационных технологий. Оценка качества образования с использованием средств телекоммуникационных технологий направляется на решение следующих задач:

• формирование республиканского эталона качества образования (критерии и показатели качества образования) на основе нормативной базы Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, республиканской образовательной политики и международной практики оценки качества образования;

• создание инструментария оценки качества образования с использованием телекомуникационных технологий;

• сравнивание достигнутого уровня с эталоном и организация широкого обсуждения полученных в республике результатов;

• выработка управленческих мер с целью повышению качества образования;

• создание базы для общественной экспертизы качества образования.

То есть, создание системы объективной оценки результатов образовательного процесса становится непременным условием эффективности управления функционированием и развитием образования на всех уровнях, а инструментом получения информации о состоянии качества образования - мониторинг кадрового обеспечения образовательного процесса и диагностика уровня достижений учащихся. Основная идея сетевой модели оценки и управления качеством образования на региональном уровне средствами

телекоммуникационных технологий при организации и проведении диагностики заключается в сетевом взаимодействии органа управления образования регионального уровня (министерство, департамент и др.) с центрами (отделами), находящимися в центрах зон региона (которые, в свою очередь, выходят на связь с отделами образования муниципальных районов и городских округов своей зоны, а последние - с образовательными учреждениями). Например, при проведении диагностики по предметам пакеты документов (задания, карты анализа и др.) отправляются по электронной почте в центры зон, которые, в свою очередь, отправляют эти задания в отделы образования районов и городов республики, то есть координируют работу, оказывают техническую поддержку при проведении диагностики; отделы образований муниципалитетов устанавливают связь с общеобразовательными учреждениями; итоги диагностики отправляется по той же цепочке в обратном направлении. В данной модели на всех уровнях взаимодействия используются компьютерные технологии, а именно: доставка материалов по электронной почте; консультирование по вопросам проведения диагностики и мониторинга; первичная обработка тестовых заданий; статистическая обработка результатов диагностики; создание базы данных по итогам диагностики и другие. Таким образом, разработанная нами модель позволит получать объективную и оперативную информацию о результатах мониторинга и диагностики.

Справка. Центр мониторинга качества образования Института развития образования Республики Башкортостан благодаря реализации сетевой модели оценки и управления качеством образования средствами телекоммуникационных технологий с 2005 года осуществляет республиканскую диагностику образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений муниципальных районов и городских округов республики: за семь лет охвачено 96433 обучающихся образовательных учреждений; диагностика проводится во всех районах и городах республики ежегодно по семи - десяти предметным областям; итоги обобщаются в выпусках сборника «Диагностика как основа управления качеством образования».

1. Гутник, Г.В. Качество образования как системообразующий фактор региональной образовательной политики / Г.В. Гутник // Стандарты и мониторинг. - 1999. - №1. - С.28.

2. Ковалева, Г.С. Оценка качества образования / Г.С. Ковалева // Школьные технологии. - 2006. - № 5. -

С.152.

3. Мурзакаева, Л.С. Уровень и качество подготовленности выпускников ОУ Республики Башкортостан в предметных областях (2008/2009 учебный год) / Л.С. Мурзакаева // Диагностика как основа управления качеством образования : Итоги IV республиканской диагностики образовательных достижений учащихся. - Вып.4 / Башкирский институт развития образования. - Уфа, 2009. - С.3.

4. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - №5. - С.25.

5. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - №6. - С.69.

6. Поташник, М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его / М.М. Поташник // Народное образование. - 2006. - № 4. - С.167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.