Научная статья на тему 'Оценка качества образования – инструмент воздействия на развитие системы образования'

Оценка качества образования – инструмент воздействия на развитие системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3507
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / РЕЗУЛЬТАТ / QUALITY OF EDUCATION / ESTIMATION / MANAGEMENT / MONITORING / DIAGNOSTICS / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рямов Р. Ф.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В статье указывается, что объективная оценка результатов образовательных процессов – непременное условие эффективности функционирования и развития системы управления на всех уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EDUCATION QUALITY AS A TOOL OF INFLUENCING EDUCATION DEVELOPMENT

One of the priorities of the educational system of the Russian Federation is providing a high quality education in accordance with the contemporary requirements. In this connection, the objective evaluation of the educational process is a prerequisite for effective functioning and development of managing the systems at all levels.

Текст научной работы на тему «Оценка качества образования – инструмент воздействия на развитие системы образования»

УДК 371

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© Р. Ф. Рямов

Институт развития образования Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450005 г. Уфа, ул. Мингажева, 120.

Тел.: +7 (347) 228 22 01.

E-mail: ryamov@mail.ru

Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В статье указывается, что объективная оценка результатов образовательных процессов — непременное условие эффективности функционирования и развития системы управления на всех уровнях.

Ключевые слова: качество образования, оценка, управление, мониторинг, диагностика, результат.

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствия требованиям современного общества.

Оценка качества образования - это не только констатация выполнения нормы, но и тонкий инструмент воздействия на развитие системы образования, основа для принятия осмысленных управленческих решений.

Сегодня необходимы новые критерии отбора показателей работы школы, учителя и учащихся.

Что представляет собой основная масса учащихся, каковы их реальные знания, и с чем они выходят из школы, готовы ли они к освоению многих социальных ролей в жизни и к реализации своего потенциала в современных условиях, к решению жизненных проблем средствами изученных в школе предметов? Этим задачам подготовки высокообразованных, инициативных и конкурентоспособных выпускников должны соответствовать не только содержание образования, методы работы, но и система оценки и управления качеством образования.

Необходимо отметить, что понятие «качество образования» неравнозначно понятию «качество обучения». Качество обучения отражает измеряемое и структурированное соотнесение видов знаний с элементами содержания образования и уровнями усвоения тех или иных знаний, определяемое процентом учащихся, получивших «4» и «5» [1]. Понятие же «качество образования» намного шире.

Под термином «качество образования» мы будем понимать состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Следовательно, качество образования - многофакторное понятие, которое прежде всего включает в себя:

• качество образовательного процесса;

• качество достижений (результатов) обучающихся, педагогов;

• качество потенциала, а именно: качество це-

леполагания, качество условий: материальнотехнической базы, программ, учебно-

методических комплексов, информационно -методической базы, кадрового состава. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго включают в себя требования к [2]:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы к их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) результатам освоения основных образовательных программ;

3) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Таким образом, элементы понятия «качество образования» соотносятся с требованиями ФГОС нового поколения.

Важным методологическим вопросом оценки качества образования является вопрос о целях, показателях и критериях оценки, от решения которых во многом зависит вопрос о системе сравнения и системе оценки [3].

Сегодня одним из методов получения информации о состоянии и качестве образования являются мониторинг, регулярное, протяженное во времени отслеживание с помощью диагностики [4]:

• кадрового обеспечения (изменений, динамики);

• качества образовательного процесса;

• качества усвоения знаний, умений, навыков; уровня развития и воспитанности на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Диагностика (от греч. diagnosis - распознавание) -изучение и оценка результативности учебновоспитательного процесса на основе выявленных изменений в уровне:

• развития,

• обученности,

• воспитанности учащихся,

• педагогического мастерства педагогов.

По мнению М. М. Поташника, оценка качества знаний только по проценту детей, успевающих на «4» и «5», что распространено сейчас, или по числу выпускников, поступивших в вузы, и по числу медалистов безнадежно устарела. Истинного, глубо-

1424

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

кого, многоаспектного оценивания качества знании в школах России уже давно нет [1].

Таким образом, анализ подходов к оцениванию эффективности работы конкретной образовательной системы на Западе и в нашей стране привел к выводу о необходимости построения системы мониторинга качества образования, которая заключается в регулярных исследованиях определенных объектов по стабильным показателям в течение длительного периода времени и анализе результатов с учетом всех особенностей, условий деятельности образовательных учреждений, муниципальной и региональной системы образования с использованием телекоммуникационных технологий.

Оценка и управление качеством образования на основе специально разработанной модели осуществления мониторинга и диагностики с использованием телекоммуникационных технологий на уровне региональной образовательной системы особенно актуальна для регионов России с ее огромными территориями и наличием большого количества административно-территориальных единиц. Таким образом, существует необходимость оценки и управления качеством образования на основе специально разработанной модели осуществления мониторинга на уровне региональной образовательной системы, которая может быть эффективно реализована с использованием телекоммуникационных технологий.

Мониторинг качества обучения и оценка его результатов будут настолько эффективны, настолько корректно заданы стандарты и нормы, т.е. в какой мере они отвечают ряду принципиальных требований.

Одно из требований касается измеримости и применимости стандартов и норм. Они должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования. Примером могут служить ФГОС.

Другим требованием является их осуществимость, согласованность с возможностями образовательного учреждения и его составных частей (элементов).

Приходится признать, что концепция качества образования только складывается: уточняются подходы, формируются показатели качества, делаются попытки разработать критерии оценки.

Рассматриваются вопросы о национальной системе оценки качества образования. Но на практике сама концепция качества образования еще не стала личным смыслом коллективов, учителей, педагогов. В то же время очевидно, что сегодня реформирование системы образования должно основываться на прогнозировании и отслеживании его качества.

Как упоминалось, в нашей стране основным предметом образовательного стандарта являются результаты обучения, которые были заданы в нем в виде требований к знаниям, умениям, учебной деятельности школьников. В концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения [2] стандарт представлен как система трех вышеупомянутых требований к: результатам освоения основных об-

разовательных программ; структуре основных образовательных программ; условиям реализации основных образовательных программ.

Федеральный государственный стандарт ориентирован на достижение учащимися новых образовательных результатов, связанных с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Базовыми компонентами требований к результатам являются [2]:

• личностные результаты, а именно: сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.;

• метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

• предметные результаты - знания и умения, опыт творческой деятельности и др.

К предметным результатам «можно отнести понятия, которые имеют такое же отношение к информатике, как и любой другой школьной дисциплине, однако целенаправленно ни один школьный курс (ни одна учебная дисциплина) кроме информатики эти понятия не формирует. Это такие понятия, как «объект», «система», «процесс», «алгоритм», «результат», «цель», «управление», «исполнитель», «источник», «приемник», «метод», «способ» [5].

Основное назначение системы оценки выполнения обязательных требований образовательного стандарта - выявить, овладел или не овладел каждый конкретный учащийся знаниями, умениями, видами деятельности, зафиксированными в стандарте. Поэтому содержание требований к обязательному уровню подготовки должно стать основой для определения содержания и важнейшим критерием оценки достижения ее результатов.

Мы согласны с позицией Кузнецова А. А и Дяшкиной О. А. [6], которые под требованиями к знаниям и умениям понимают описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявиться те или иные знания и умения, какими качествами знаний и умений должны обладать ученики.

Требования, предъявляемые учителями к знаниям и умениям учащихся, зачастую значительно варьировались. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проводившегося в Институте содержания и методов обучения АПН СССР под руководством И. И. Кулибабы. Состав и содержание требований к результатам обучения стали предметом данного исследования. По его результатам опубликована монография «Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ» под ред. Кузнецова А. А. [7]. Авторы упомянутого исследования выделили три компонента требований:

• содержание учебного предмета - ведущий компонент требований - осваиваемая учащимися система знаний и умений. Элементы этой системы неоднородны. Это понятия, законы, теории, т.е. так называемые обобщенные знания; термины, даты, количественные данные и другие фактологические знания; знания о способах деятельности; специфические для каждого курса и общие для всех учебных предметов умения;

• характеристика учебной деятельности как компонент требований к результатам обучения - описание видов деятельности и особенностей личности школьников по различным признакам - направленности на материал обучения, продуктивности, уровню самостоятельности школьников в учении;

• качество усвоения учебного материала как компонент требований к знаниям и умениям учащихся. Третий компонент связан с качественными характеристиками усвоения учащимися знаний и умений, составляющих содержание обучения [7, с. 35-79];

Каждому учителю, методисту, специалисту органов управления образованием необходимо осознать не только сущность требований как критерия достижения уровня обученности, заданного стандартом, но и содержание входящих в них компонентов. Только при этом условии возможно рассмотреть взаимосвязи этих компонентов, осмыслить требования как целостную систему.

При разработке требований к результатам обучения авторы монография [7, с. 38] выделяют две структурные схемы представления содержания обучения:

• морфологическую, когда объекты изучения выстраиваются в иерархическую последовательность объектов различной степени сложности (обобщенности) в порядке предъявления их учащимся;

• функциональную, когда содержание обучения подвергается дидактическому анализу с точки зрения функций отдельных элементов учебного материала в реализации учебных задач курса. Центральный момент определения требований

- выделение элементов содержания обучения. При морфологическом анализе ими служат объекты изучения, обозначенные в терминах учебного предмета, при функциональном - выделяются структурные элементы, каждый из которых определяет множество соответствующих объектов изучения.

Таким образом, качества результатов усвоения могут выступать в качестве критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся. При этом под оценкой уровня усвоения следует понимать указание на качество усвоения знаний, которое выносится на основании сопоставления предполагаемых и достигнутых результатов обучения.

Следует отметить, что под оценкой качества образования мы понимаем меру качества, выражающую собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.

Оценка качества образования направлена на решение следующих задач:

• формирование эталона качества образования на основе нормативной базы Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, образовательной политики и международной практики оценки качества образования, т.е. критериев и показателей качества образования;

• создание инструментария оценки качества образования с использованием телекомуника-ционных технологий;

• сравнение достигнутого уровня с эталоном и организацию широкого обсуждения полученных в республике результатов;

• выработку управленческих мер с целью повышению качества образования;

• создание базы для общественной экспертизы качества образования.

Сегодня важно определить, в какой мере образование, предоставляемое школой, соответствует изменившимся потребностям и интересам как общества, так и каждого субъекта образовательного процесса. Организация любого учебного процесса связана с контролем за результатами. Если рассматривать образование как образовательную услугу, то одним из способов определения качества предоставляемых услуг становится оценка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поташник М. М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его: беседа с действительным членом Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором Марком Поташником / Марк Максимович Поташник // Народное образование. 2006. №4. С. 163-172.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с.

3. Ковалева Г. С. Оценка качества образования // Школьные технологии. 2006. №5. С. 150-154.

4. Мурзакаева Л. С. Уровень и качество подготовленности выпускников ОУ Республики Башкортостан в предметных областях (2008/2009 учебный год) // Диагностика как основа управления качеством образования: Итоги IV республиканской диагностики образовательных достижений учащихся. Выпуск 4. Уфа: Башкирский институт развития образования. 118 с.

5. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Мило-хина Л. В. Непрерывный курс информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 143 с.

6. Кузнецов А. А., Дяшкина О. А. Требования к результатам обучения как важнейший компонент образовательных стандартов // Стандарты и Мониторинг. 1999. №1. С. 39-42.

7. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактикометодический анализ. М.: Педагогика, 1987. 176 с.

Поступила в редакцию 05.04.20J2 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.