Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского педагогического образования в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании'

Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского педагогического образования в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского педагогического образования в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании»

Роберт И.В.

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Процесс информатизации образования характеризуется активным использованием средств

информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и различных устройств на их базе, обеспечивающих: доступ к глобальным ресурсам Интернет; функционирование систем автоматизации

информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; применение педагогической продукции, реализованной на базе информационных технологий обработки аудиовизуальной информации и взаимодействия; компьютерную психолого-педагогическую диагностику уровня обученности и продвижения в учении. Научнопедагогические и научные кадры сферы образования должны уметь использовать в своей профессиональной деятельности весь этот арсенал средств, обладать высоким уровнем фундаментальной подготовки в области эксплуатация средств ИКТ и реализации их потенциала в образовательных целях, иметь необходимые психолого-педагогические знания для эффективного осуществления всех функций, связанных с использованием средств ИКТ в образовании.

Этот спектр проблем носит, во-первых, полифункциональный и интегративный, во-вторых, системный характер, а их решение возможно при условии подготовки специалистов, которые должны уметь решать задачи, связанные:

— с созданием и использованием педагогических технологий, реализованных на базе средств ИКТ, ориентированных на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранению, передаче, продуцированию учебной информации, а также учебную деятельность по формализации процессов представления и извлечения знания;

— с функционированием «виртуальных» открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа на базе потенциала распределенного информационного ресурса, обеспечивающих социальную адаптацию к жизнедеятельности в информационном обществе;

— с применением средств ИКТ в управлении образовательным учреждением;

— с педагогико-эргономической оценкой педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;

— с созданием и использованием на базе ИКТ средств мониторинга развития образовательного процесса в учреждении среднего уровня образования, В том числе продвижения в учении и интеллектуальном развитии обучаемого, групп обучаемых;

— с организацией научно-исследовательской и экспериментальной деятельности на основе средств

автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента (лабораторного,

демонстрационного), как протекающего в реальных условиях, так и виртуального.

В связи с вышеизложенным, в качестве основных направлений подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского педагогического образования в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании можно выделить следующие:

— создание и совершенствование методических систем обучения, реализованных на основе

современных технологий информационного взаимодействия (мультимедиа, телекоммуникации, геоинформационные, в перспективе «Виртуальная реальность»), ориентированных на развитие личности обучаемых, на формирование умений самостоятельно приобретать новые знания, осуществлять

информационную деятельность, осваивать новые интеллектуальные продукты;

— обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого Интернет, и организации учебного информационного взаимодействия на базе компьютерных сетей (локальных, глобальной);

— информатизация управления образовательным процессом на основе автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением, диагностики состояния информатизации образовательного учреждения, планирования внедрения и развития ИКТ (с учетом факторов финансирования, критериев успешности, социальной значимости, технического обеспечения);

— психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в учении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний.

Рекомендуемый общий объем специализации (в трудоемкости) - 500 часов. Из них аудиторные

занятия составляют 252 часа (120 часов - лекции, 132 часа - лабораторные занятия). Специализация рассчитана на 7-й, 8-й, 9-й учебные семестры.

Дисциплины специализации

1. Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет.

2. Информатизация управления образовательным процессом.

3. Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования.

4. Разработка и использование электронных средств (изданий) образовательного назначения.

Остановимся более подробно на описании программ дисциплин специализаций.

Программа дисциплины «Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет».

Содержание разделов дисциплины

I. Информационное взаимодействие в Интернете

Основные направления реализации возможностей использования компьютерных сетей (локальных, глобальных) в образовательном процессе. Реализация потенциала распределенного информационного ресурса глобальных компьютерных сетей в образовательных целях. Интеграция средств общения и информационного взаимодействия во Всемирной сети Интернет. Виды информационного взаимодействия при работе в компьютерных сетях. Поиск учебной информации в компьютерных сетях, ее выбор и использование в учебном процессе. Возможности использования компьютерных сетей для доставки и внедрения в образовательный процесс школы компьютерных учебных курсов.

II. Распределенный информационный ресурс образовательного назначения

Информационный ресурс сайтов категории «Образование». Разработка меЬ-сайтов учебного назначения. Инструментальные программные средства и системы для разработки образовательных сайтов.

III. Учебные телекоммуникационные проекты

Организация и проведение Учебных телекоммуникационных проектов (УТП) по различным предметным областям. Их типология, структура и содержание, основные этапы их выполнения. УТП в структуре классно-урочной системы и инновационных форм и методов организации учебного процесса.

IV. Повышение квалификации педагогических кадров на базе распределенного информационного ресурса

Организация информационного взаимодействия «Виртуальных методических объединений» учителей-предметников и руководителей образовательными учреждениями. Возможности организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров на базе распределенного информационного ресурса. Методические особенности использования распределенного информационного образовательного ресурса в процессе подготовки к уроку. Особенности внедрения средств телекоммуникаций в образовательный процесс сельской школы.

Программа дисциплины «Информатизация управления образовательным процессом».

Содержание разделов дисциплины

I. Управление педагогическими системами на базе средств ИКТ

Роль и место информационных процессов в управлении педагогическими системами. Системный подход к управлению образованием. Типы и виды управленческой информации. Субъекты, объекты и результаты управления. Информационное взаимодействие в процессе управления педагогическими системами. Сущность и принципы управления педагогическими системами на базе средств ИКТ. Информационное обеспечение образовательного процесса учреждения среднего уровня образования, в том числе школы. Информационное обеспечение внутришкольного управления и внутришкольного менеджмента. Возможности использования средств ИКТ в процессе принятия и реализации управленческих решений в образовательном учреждении. Особенности процессов автоматизации управления в сфере образования. Использование средств ИКТ в образовательном мониторинге. Использование средств ИКТ для автоматизации информационной деятельности в организационном управлении и ведения делопроизводства в учебном заведении. Технологии использования средств ИКТ при составлении и использовании организационно-распорядительной и информационно-справочной документации. Использование распределенного информационного ресурса в целях оптимизации управления в учебном заведении. Информационная служба консультирования.

II. Организация внедрения ИКТ в образовательный процесс

Разработка политики освоения и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс (приобретение качественной учебно-материальной базы, курирование технического обслуживания средств вычислительной техники, организация повышения квалификации учителей в области применения ИКТ), разработка планов (среднесрочных и долгосрочных) и проведение оценки развития процесса информатизации образования учебного заведения. Обобщение опыта и создание благоприятных и безопасных условий для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс учебного заведения. Комплексные целевые программы и проекты информатизации в сфере образования. Организация функционирования единого информационного образовательного пространства. Зарубежный опыт

использования средств ИКТ в управлении образовательным процессом.

III. Единое информационное образовательное пространство

Единое информационное образовательное пространство учебного заведения среднего уровня образования. Функционирование информатизированных рабочих мест организаторов учебновоспитательного процесса образовательного учреждения («ИРМ директора», «ИРМ заместителя

директора», «ИРМ организатора методической и учебно-воспитательной работы», «ИРМ психолога», «ИРМ медицинского работника») на базе информационных сетей (локальных, глобальных).

Программа дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного

тестирования».

Содержание разделов дисциплины

I. Компьютерная диагностика

Психолого-педагогическая диагностика уровня обученности и продвижения в учении. Педагогический тест как объективный способ оценивания. Виды тестирования. Компьютерное тестирование. Шкалы. Системы оценивания результатов тестирования. Абсолютное и относительное тестирование. Использование программных средств автоматизации оценивания хода выполнения и результатов тестирования. Тест. Характеристики теста в программных системах тестирования. Математические методы в системах тестирования (проверка гипотезы, Хи-квадрат-распределение, распределение Стьюдента). Использование инструментальных математических программных систем для статистической проверки гипотез. Использование методов регрессии и корреляции в тестировании. Результирующий балл тестируемого. Возможности реализации дифференциации участников тестирования.

II. Инструментальные программные системы диагностики

Инструментальные программные системы для разработки тестовых заданий для психологопедагогической диагностики. Требования к формированию компьютерных заданий. Использование программных средств автоматизации оценивания хода выполнения и результатов тестирования. Роль и место компьютерных тестов в открытых образовательных системах телекоммуникационного доступа на базе потенциала распределенного информационного ресурса.

III. Компьютерные тесты по школьному курсу информатики

Методические особенности разработки тестовых заданий по школьному курсу информатики. Типология тестовых заданий по школьному курсу информатики. Дидактический анализ тестовых заданий по информатике, разработанных Центрами тестирования. Зарубежный опыт организации тестирования в образовательных учреждениях. Перспективы использования тестирования в отечественной системе образования.

Программа дисциплины «Разработка и использование электронных средств (изданий) образовательного назначения».

Содержание разделов дисциплины

1. Электронные средства (издания) образовательного назначения: типология и требования

Электронные средства (издания) образовательного назначения, в том числе реализованные в сетях, их типология по функциональному и методическому назначению. Дидактические и педагогикоэргономические требования к электронным средствам (изданиям) образовательного назначения, этапы их проектирования и разработки. Исходные требования к разработке сценария Электронного средства образовательного назначения, программного средства учебного назначения.

2. Инструментальные средства разработки электронных изданий образовательного назначения

Инструментальные программные средства для разработки электронного издания образовательного

назначения. Психолого-педагогические и технологические особенности разработки электронных изданий образовательного назначения различных типов. Разработка электронных изданий бразовательного назначения с использованием различных средств и систем (универсальные языки программирования, проблемно-ориентированные (авторские) языки, программирования, специализированные

инструментальные программные системы, реализующие возможности технологии мультимедиа).

Ш. Экспертиза и сертификация электронных средств (изданий) образовательного назначения

Экспертно-аналитические подходы к оценке дидактичеркого и педагогико-эргономического качества электронных средств (изданий) образовательного назначения. Экспертная оценка и отбор электронных средств (изданий) образовательного назначения. Сертификация электронного издания образовательного назначения.

IV. Нормативно-правовые аспекты разработки и использования электронных средств (изданий) образовательного назначения

Нормативно-правовая база защиты авторских прав разработчика электронных средств (изданий) образовательного назначения. Использование лицензионного программного обеспечения в учебном процессе.

Таким образом, научно-педагогические и научные кадры сферы образования должны быть сведущи в вопросах, связанных с:

- изменением образовательной парадигмы, которая характеризуется прежде всего изменением парадигмы информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и средством обучения, функционирующим на основе средств ИКТ, обладающим интерактивностью, возможностью обеспечения незамедлительной обратной связи, реализующим визуализацию компьютерных моделей изучаемых объектов, явлений, процессов,

- вопросами организации процесса информатизации образования в учебном заведении, решающими внедрение средств ИКТ в образовательный процесс, в том числе выполнения учебных телекоммуникационных проектов в процессе изучения всех учебных предметов,

- организацией поиска необходимой учебной информации среди ресурсов Интернет, безопасной деятельности с использованием средств ИКТ,

- автоматизацией информационного обеспечения образовательного процесса и организационным управлением учебным заведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.