ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 3
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ?
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГУ
В.А. Шухардина, Н.А. Ларькова
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
fpo.mgu@mail.ru)
Представлена программа курса "Новые информационные технологии в учебном процессе", основанная на принципах интеграции средств информационных и коммуникационных технологий в образовании, самостоятельной активности и осознанности познания студентов.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, программа курса, самостоятельная активность студентов.
Каждый студент, избравший педагогическую профессию, рассматривает педагогическую деятельность как оптимальный для себя способ самореализации. Этим вызвана необходимость превращения вуза в среду, способствующую становлению индивидуальности будущего учителя, что позволит студентам реализовывать в процессе обучения личностный потенциал, активизировать механизмы эффективного освоения профессии, осмысления себя в ней.
В структуре процесса познания можно выделить контур, в котором воспринимается явление, и контур, в котором познается его сущность, причем постижение сущности при обучении углубляется в ходе осуществления все более целенаправленного воздействия на обучаемого. Каждый текущий результат оценивается на фоне возрастающего уровня знаний. Для того чтобы помимо знаний выработалась способность выносить суждения, требуются миллиарднократные "прогоны" по этой схеме.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) несут огромный дидактический потенциал: модели и системы прикладного назначения, редакторы, издательские системы, среды программирования, логические и обучающие тренажеры, глобальные информационно-поисковые системы, системы управления базами данных, электронные таблицы, программы-модели для исследования, мультимедийные программы и др.
Введение в образовательную практику нового контура с компьютером позволяет повысить активность обучаемых, обеспечить цикличность в реальном масштабе времени, реализовать индивидуализацию
и дифференциацию обучения как ведущих принципов развивающего обучения.
Максимально эффективное использование дидактических свойств ИКТ в образовательном процессе способствует выработке особой интеллектуальной культуры личности, создает новые возможности для развития глобального мышления. ИКТ позволяют получить расширение интеллектуальных возможностей человека на основе овладения информацией и превращения ее в знание; изменить стиль мышления, способы общения, оценку окружающих, самооценку; повышают оперативность, объективность контроля результатов обучения; гарантируют непрерывную обратную связь; способствуют индивидуализации учебной деятельности, дифференциации темпа; создают позитивную мотивацию.
За счет развития телекоммуникационных сетей формируется новое понятие — виртуальная реальность — видеть, слышать, переживать, представлять себя посредством компьютера в глобальных сетях; предоставляется открытый доступ к информации во всем многообразии ее форм; создаются условия для интерактивного информационного взаимодействия.
Таким образом, с использованием нового средства обучения — компьютера появились условия для полной реализации схемы процесса познания.
Программа курса "Новые информационные технологии в учебном процессе"
Рабочая программа создана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рекомендуется для дополнительных профессиональных программ "Преподаватель", "Преподаватель высшей школы" на факультете педагогического образования МГУ.
Основу курса составляют информационные технологии. Слушатель после изучения этой дисциплины должен уметь использовать компьютер в учебном процессе других дисциплин.
Цели и задачи
Содержание предлагаемой программы курса ориентировано на требования не только к уровню учащихся собственно предметной подготовки в рамках курса, а в основном на практический его компонент с целью овладеть умением оперативно и грамотно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это означает необходимость выработать практические навыки работы на компьютере, овладеть современными информационными технологиями,
приемами работы с системными и прикладными программными средствами, приобрести навыки работы в системах телекоммуникаций, что сформирует у слушателей достаточный уровень информационной культуры, соответствующий требованиям информационного общества.
Изучению различного применяемого программного обеспечения уделено достаточно внимания, но это не является основным направлением и целью обучения. Конкретная программная среда рассматривается с позиций приобретения технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его при создании информационных продуктов. Таким образом, в процессе реализации конкретной задачи осуществляется освоение конкретной программной среды, для чего слушателю предлагается необходимый компьютерный инструментарий. Далее организовывается продуктивная деятельность, в основе которой лежат исследования и творчество.
Основные задачи курса:
• подготовить слушателей к организации всех видов образовательной деятельности в условиях широкого использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
• ознакомить слушателей с современными приемами и методами использования ИКТ в образовательной деятельности;
• обучить слушателей применению средств ИКТ в профессиональной деятельности в сфере образования;
• выработать умения работать с современными операционными оболочками, с офисными технологиями, с электронными УМК (учебно-методическими комплектами), с интерактивными учебниками;
• выработать умения работать с дистанционными образовательными технологиями;
• познакомить с основными компонентами электронных образовательных изданий и цифровых образовательных ресурсов, требованиями к их созданию и использованию для дальнейшей оценки и селекции;
• развить творческий потенциал будущего преподавателя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.
Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы слушателей, особенностью которой является выполнение лабораторных работ, практикумов, учебных проектов, поиск и использование необходимой для выполнения заданий информации из ресурсов Интернета.
Требования к уровню освоения содержания курса
Программа рассчитана на работу со слушателями в первом и втором учебных семестрах.
За исходный уровень владения предметом принимается: общее знакомство слушателей с современной образовательной и педагогической проблематикой, наличие основ информационной культуры, наличие грамотного представления о функционировании информационных и коммуникационных технологий; владение основами алгоритмизации и программирования, владение основами работы на персональном компьютере.
После прохождения курса слушатели должны знать:
• дидактические основы использования современных ИКТ в образовании;
• функциональное назначение основных устройств современных компьютеров, их возможности и характеристики;
• состав системного и прикладного программного обеспечения;
• назначение и структуру офисных технологий и средств телекоммуникаций;
• основные понятия компьютерного информационного и математического моделирования;
• возможности дистанционного образования;
• перспективные направления использования ИКТ в образовании;
После прохождения курса слушатели должны уметь:
• применять современные приемы и методы использования ИКТ в образовательной деятельности;
• использовать цифровые образовательные ресурсы Интернета в профессиональной деятельности в сфере образования;
• работать с современными операционными оболочками, с различным программным инструментарием, с обучающими программами;
• осуществлять участие в профессиональном общении, используя дистанционные технологии;
• использовать приобретенные навыки работы с ИКТ по специальности;
• исследовать информационные модели из предметных областей: физики, математики, химии, биологии, географии, экономики, информатики с использованием систем программирования и электронных таблиц;
• решать достаточно широкий круг прикладных задач с применением компьютерного моделирования;
• прилагать полученные знания, умения и навыки к дальнейшему самообучению, саморазвитию и самореализации;
• использовать современное мультимедийное программное обес -печение и Web-технологии для создания учебно-методического материала в виде презентаций и сайтов.
Средства обеспечения
Лекционные занятия этого курса предполагают компьютерное сопровождение занятий в демонстрационном фронтальном режиме или в индивидуальном режиме на каждом компьютере.
Практические и семинарские занятия предполагают работу слушателей с программно-методическим обеспечением всех тем курса, выполнение лабораторных работ, практикумов и учебных проектов.
Занятия проводятся в компьютерном классе и предполагают следующие формы:
• индивидуальные или фронтальные лекции с использованием персональных компьютеров или экрана проектора;
• семинары-практикумы по отдельным темам курса;
• лабораторные работы по освоению программного обеспечения;
• учебные проекты по созданию учебно-методического материала в виде текстовых рефератов и компьютерных презентаций;
• учебные проекты по компьютерному моделированию с реализацией алгоритмов в среде программирования или в электронных таблицах;
• учебные проекты по созданию учебно-методического материала в виде Web-страниц и Web-сайтов.
Учебные проекты предполагают самостоятельную работу (!!) и отправку проектов по электронной почте преподавателю. При этом есть возможность слушателям дополнительно получать информацию в виде заданий, лекций на сайте факультета (fpo.msu.ru).
Содержание
1. Дидактические основы использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Информационная среда современного образования. Новая система приоритетов. Новая грамотность. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для образования. Основные понятия. Оценка качества программных средств учебного назначения. Роль информационных и коммуникационных технологий в формировании общеучебных и общеинтеллектуальных компетенций. Системы компьютерного тестирования. Интерактивные электронные учебники.
2. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.
Педагогико-эргономические условия эффективного использования средств ИКТ в образовательных целях. Система средств обучения на базе информационных технологий. Учебно-методический комплекс на базе средств ИКТ.
3. Перспективные направления разработки и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Обучение применению инструментария технологии мультимедиа в процессе решения педагогических задач. Использование возможностей систем "виртуальная реальность" в образовании (CD/DVD диски).
Методические возможности использования телекоммуникационных сетей. Реализация потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения. Образовательные ресурсы Интернет. Телекоммуникации в системе непрерывного образования. Дистанционное образование (ДО), методы организации работы, программное и учебно-методическое обеспечение этого процесса.
Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний
В начале первого семестра проверяется исходный уровень подготовки слушателей в виде входного компьютерного тестирования.
По окончании первого семестра слушатель представляет:
• мини-реферат учебно -методического содержания по выбранной теме, выполненный в текстовом редакторе Word на 3—5 страницах;
• программу обработки статистической информации в электронных таблицах Excel.
В первом семестре зачет проводится в форме защиты учебного проекта — презентации (мультимедийной) учебно-методического содержания, выполненной в приложении PowerPoint.
Во втором семестре слушатель представляет:
• проект "Компьютерная модель", выполненный в системе программирования или в электронных таблицах; для специальностей, где в учебном процессе предусмотрена разработка и применение компьютерных моделей для обработки данных, достаточно представить описание программной среды (модели), исходные данные решаемой задачи, алгоритм обработки данных, описать полученные результаты моделирования.
• лабораторную работу " Базы данных и СУБД ";
• проект "Web-конструирование" учебно-методического содержания, выполненный в технологии HTML конструирования.
По окончании курса проводится экзамен в форме компьютерного тестирования. На экзамене проверяются знания, умения и навыки по следующим вопросам.
1. Информатизация общества и тенденции развития образования.
2. Компьютер как устройство для автоматической обработки информации.
3. Программное управление работой компьютера.
4. Краткий обзор современного прикладного программного обеспечения.
5. Информационные технологии. Текстовые редакторы.
6. Информационные технологии. Графические редакторы. Растровая и векторная графика.
7. Информационные технологии. Компьютерные презентации.
8. Информационные технологии. Электронные таблицы.
9. Информационные системы и модели. Формализация и моделирование.
10. Системный подход в моделировании. Основные понятия баз данных.
11. Информационные технологии в образовании:
— взаимодействие педагогических и информационных технологий;
— тестология, компьютерное тестирование;
— педагогический мониторинг с применением ИКТ.
12. Дистанционные образовательные технологии в современном образовании:
— интерактивность, открытость, модульность, индивидуальная образовательная траектория;
— мультимедия-технология как методическая основа дистанционного образования.
13. Технология компьютеризации процесса обучения:
— дидактические, методические и психологические требования к электронным учебно-методическим комплектам (ЭУМК);
— структура и дидактические особенности мультимедиа курсов;
— структура, форма и содержание интерактивных учебников.
14. Коммуникационные технологии в образовании. Передача информации. Основы работы в Интернете. Сервисы сети Интернета. Основы языка разметки гипертекста HTML.
Итоговая оценка обучения представляет собой результат экзаменационного компьютерного тестирования с учетом выполненных учебных проектов второго семестра.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Рабочий план курса:
Аудиторная нагрузка — 48 часов, из них лекций — 20 часов, практических занятий — 28 часов.
Самостоятельная работа — 52 часа.
Общая трудоемкость курса на два семестра — 100 часов.
Распределение часов курса по темам и видам работ (общая трудоемкость)
Вид занятий Всего часов
1 2
Входное компьютерное тестирование Итоговое компьютерное тестирование 4 4
Окончание таблицы
1 2
Лекции
аудиторные занятия; 8
электронные файлы в локальной сети компьютерного
класса или дистанционное обеспечение 12
Семинары-практикумы на ПК в компьютерном классе 20
Самостоятельная работа
Лабораторная работа: "Базы данных и СУБД" 8
Лабораторная работа: "Обработка информации в электронных
таблицах" 8
Учебные проекты по следующим темам:
1. Текстовые и графические редакторы 8
2. Компьютерные презентации 1
3. Разработка и исследование математических моделей 4
4. Основы Web-конструирования (язык разметки гипер-
текста HTM)
Список литературы
1. Гейн А.Г. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. М.: Просвещение, 2003. 208 с.
2. Дуванов А.А. Web-конструирование. Элективный курс. СПб.: БХВ-Пе-тербург, 2006 (+CD-ROM). 956 с.
3. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ, 2004.
4. Леонтьев В. Эффективная работа в Microsoft Office 2007. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 256 с.
5. Комплекс учебно-методических материалов для специализированной программы "Управление образованием" / Под ред. Н.Х. Розова, О.А. Машки-ной. М.: МАКС-Пресс, 2010. 320 с.
6. Мюррей К. Новые возможности системы Microsoft Office 2007 / Пер. с англ. М.: ЭКОМ, 2007. 256 с.
7. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. М: БИНОМ, 2004. (+CD-ROM).
INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE FACULTY OF PEDAGOGICAL EDUCATION MSU
V.A. Shuhardina, N.A. Larkova
A program of the course "New information technologies in the learning process", founded on the principles of information integration and communication technologies in education, self-awareness of activity and knowledge of students is presented.
Key words: information and communication technology, the program of the course, individual student's activity.
Сведения об авторах
Шухардина Валентина Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 939-42-76; e-mail: val_inf@mail.ru
Ларькова Наталья Александровна — научный сотрудник факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел (495) 939-42-76; e-mail: fpo.mgu@mail.ru