Научная статья на тему 'Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса'

Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE INFORMATICS TEACHERS / VIRTUALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Н. Ю., Ляш А. А., Печатнов В. В.

В статье приводится авторский подход к определению понятия готовность будущего учителя информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса, а также к отбору содержания дисциплины «Педагогические технологии информационно-педагогических систем обучения» как одного из условий формирования готовности будущего учителя информатики к деятельности по созданию и поддержке функционирования информационно-образовательной системы в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Н. Ю., Ляш А. А., Печатнов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF DISCIPLINE «PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL TRAINING SYSTEMS» AS A CONDITION FOR DEVELOPMENT OF READINESS OF FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS TO ACTIVITIES IN CONDITIONS OF VIRTUALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

The article provides authors approach to definition of notion of readiness of a future computer science teacher to activities in conditions of virtualization of educational process as well as to selection of contents of discipline Pedagogical Technologies of Informational and Pedagogical Training Systems as on of conditions for development of a future informatics teacher to activities on creation and maintenance of an informational and educational system in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса»

Этап III

Реализация проектного замысла

- формирование команды (при необходимости);

- создание ресурсного обеспечения проекта;

- определение путей реализации проекта;

- апробация проекта

Результат:

Осуществление перехода образовательной системы в новое качество

Этап IV

Рефлексия

- экспертиза результатов реализации проекта;

- соотнесение реального состояния объекта с исходным замыслом;

- оценка эффективности реализации проекта

Результат:

Корректировка проекта, принятие решения о его использовании и развитии

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что проект диссертационного исследования как направление научноисследовательской деятельности аспирантов может реализовываться на разных научных уровнях: концептуальном (построение модели), содержательном (проектирование содержания образования), технологическом (конструирование образовательных технологий, методик и т. д.), а также процессуальном (разработка различных дидактических методов, средств, образовательных продуктов или методических рекомендаций),

Библиографический список

т. к. проектирование является одним из максимально эффективных средств реконструкции образовательного пространства на инновационной основе.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Рособразования в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» проект №2.2.2.4./1543 «Управление научно-

исследовательской деятельностью студентов и аспирантов в системе учебно-научно-педагогического комплекса»

1. Прикот, О.Г. Проектное управление развитием образовательной организации: научно-методич. пособие для руководителей образовательных учреждений / О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2006.

2. Алексеева, Л.Н. О психологических аспектах инженерии знаний // Научные труды ... образовательной деятельностью в регионе / Л.Н. Алексеева, А.Н. Буданов, С.И. Краснов, Е.А. Малянов, Р.Г. Каменский. - Пермь: ПОИПКРО, 1995.

Статья поступила в редакцию 28.06.10

УДК 378.147

Н. Ю. Королева, канд. пед. наук, доц. МГПУ, г. Мурманск; А.А. Ляш, специалист по УМР МГПУ, г. Мурманск;

В.В. Печатное, директор Института информатизации педагогического образования АлтГПА, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье приводится авторский подход к определению понятия готовность будущего учителя информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса, а также к отбору содержания дисциплины «Педагогические технологии информационно-педагогических систем обучения» как одного из условий формирования готовности будущего учителя информатики к деятельности по созданию и поддержке функционирования информационно-образовательной системы в учебном заведении.

Ключевые слова: профессиональная готовность будущего учителя информатики, виртуализация образовательного процесса, информационно-образовательная система обучения.

Виртуализация образовательного процесса стала современной реальностью нашей жизни. Процессам виртуализации в современных научно-методических исследованиях по теории и методологии образования уделяется достаточно большое внимание [1; 2; 3; 4; 5]. В научных работах обосновывается целесообразность и эффективность использования технологий виртуализации в условиях информатизации образования.

Внедрение современных информационно-

коммуникационных технологий в учебный процесс способствовало распространению виртуальных предметных сред обучения, которые в настоящее время получили достаточно широкое распространение.

В области информационных технологий достаточно активно рассматриваются аппаратно-программные аспекты виртуализации и возможности их использования в учебном процессе [6], а также вопросы развития ИКТ-насыщенной образовательной среды на основе методов, средств и технологий виртуализации.

Современная ИКТ-насыщенная среда позволяет реализовывать различные интерпретации методических систем обучения предмету, понимаемые нами как виртуальные среды обучения предмету [7], как в виде различных образовательных ресурсов (электронные учебно-методические комплексы,

учебники, цифровые образовательные ресурсы, образовательные порталы и сайты и т. п.), так и посредством использования различных дистанционных технологий обучения.

Согласно А.Ю. Уварову [8], в настоящее время эффективно на базе ИКТ-насыщенной среды решаются различные задачи: (а) осуществление образовательного процесса; (б) управление образовательным учреждением и (в) взаимодействие участников образовательного процесса, как в урочное, так и внеурочное время. При этом профессиональная подготовка будущего учителя предполагает развитие у него способностей и готовности решать профессиональные задачи средствами информационно-коммуникационных технологий, как в предметной области обучения, так и в области управления образовательным процессом.

Среди важнейших составляющих готовности будущего специалиста, в том числе и учителя, к профессиональной деятельности многими авторами (работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Ю.Н. Кулюткина., Г.С. Сухобской.,

Ю.П. Круглова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.,

В.А. Сластенина, Т.В. Добудько, А.К. Марковой, И.А. Зимней и др.) выделяются такие как: психологическая направленность, знания, умения и навыки в решении профессиональных задач, которые «наполняют» три основных компонента (опе-

рационно-технологический, научно-теоретический и психологический), определяющие способность специалиста решать профессиональные задачи. Так, например, в основе подходов А.К. Марковой [9] лежит трактовка профессиональной готовности через личностную готовность специалиста к профессиональной деятельности, которая включает знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения. В рамках этого подхода можно выделить такие «укрупненные» базовые этапы становления профессионализма будущего специалиста как:

1) профессиональная готовность;

2) профессиональная компетентность;

3) профессионализм (профессиональная культура)

Таким образом, формирование готовности к профессиональной деятельности - это один из базовых начальных этапов становления профессионализма будущего специалиста, у которого в результате обучения должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять задачи своей профессиональной сферы и взаимодействовать с другими людьми.

Исходя из вышесказанного, профессиональную готовность будущего учителя информатики к деятельности в условиях развертывания информационно-образовательных систем обучения (ИОСО) мы будем трактовать как умения решать возникающие в процессе педагогической деятельности практические задачи с использованием современных информационно-коммуникационных (включая сетевые) технологий и технологий виртуализации образовательного процесса.

Согласно ГОС ВПО по специальности «Информатика» предусмотрено изучение дисциплин, содержание которых направлено на формирование указанных выше компонентов готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в современных условиях виртуализации образования.

Анализ содержания профессиональной подготовки будущих учителей информатики позволяет выделить дисциплины, способствующие формированию вышеуказанных компонентов готовности. Так, блок «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД) содержит овладение будущими учителями информатики отдельных разделов (1) психологической («Педагогическая психология», «Социальная психология») и педагогической («Теория обучения», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум») наук; дисциплину «Теория и методика обучения информатике» (включая разделы «Аудиовизуальные технологии обучения информатике» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»); дисциплину «Современные средства оценивания результатов обучения».

В блоке предметной подготовки (ДПП) в области информатики кроме дисциплин, представляющих собственно предметную область «Информатика», включена дисциплина «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании».

Тем не менее, предложенная С.Д. Каракозовым [10] специализация «Системное администрирование учебных компьютерных сетей» предполагает значительное углубление предметной подготовки будущих учителей информатики в области информационнообразовательных систем обучения. Содержание дисциплины данной специализации «Технологии проектирования, обслуживания и администрирования учебных компьютерных сетей» [11] позволяет студентам освоить технико-технологические аспекты создания учебной компьютерной сети образовательного заведения.

Не менее важной нам представляется еще одна дисциплина специализированной подготовки - «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения», которая призвана помочь будущим учителям информатики на основе учебной компьютерной сети формировать контент и поддерживать эффективное функционирование информационно-образовательной среды учебного заведения. Отметим, что из видов информационнообразовательных систем, предложенных С.Д. Каракозовым [10], мы обращаем внимание на готовность будущих учителей информатики решать профессиональные практические задачи по развертыванию и поддержке функционирования информационно-образовательных систем обучения в условиях виртуализации образовательного процесса.

Дисциплина «Педагогические технологии информационнообразовательных систем обучения» специализированной подготовки будущих учителей информатики направлена на частичное решение задач, описанных А.Ю. Уваровым [8], в частности, в сферах осуществления образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса, как в урочное, так и внеурочное время.

Нам представляется возможным уточнить основные задачи дисциплины, сформулированные С.Д. Каракозовым в работе [12]:

1) формирование понимания роли и места современных педагогических технологий, основанных на использовании распределенных информационно-образовательных систем (сред) обучения (РИОСО) в условиях виртуализации учебного процесса;

2) овладение главными понятиями, принципами проектирования ИОСО учебного заведения, а так же технологиями педагогического дизайна при создании образовательных ресурсов;

3) формирование знаний, умений и навыков в области педагогического проектирования и педагогического дизайна на основе современных средств ИКТ для реализации ИОСО и создания образовательных ресурсов.

Основное содержание дисциплины может быть представлено в виде следующих модулей.

Модуль 1. Основы информационно-образовательных систем обучения.

Модуль 2. Основы технологии дистанционного обучения.

Модуль 3. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОСО для изложения и закрепления изученного материала.

Модуль 4. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОСО для организации самостоятельной работы учащихся.

Модуль 5. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОСО для организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Модуль 6. Технология организации обучения с использованием ИОСО.

Каждый тематический модуль включает в себя следующие компоненты:

• постановку цели изучения материала;

• описание приобретаемых умений и навыков;

• план освоения учебного материала;

• описание лабораторных (практических) работ;

• проектная тема для самостоятельного выполнения и дальнейшего использования;

• тестовые задания к модулю;

• контрольные вопросы для защиты модуля;

• информационные источники (литература и электронные ресурсы).

Остановимся на краткой характеристике теоретической и практической составляющих указанных выше модулей.

Модуль 1. Основы информационно-образовательных систем обучения.

Теоретическая часть: педагогические принципы, положенные в основу распределенных ИОСО; структура ИОСО (объекты, элементы, навигация); принципы и методы использования ИОСО в традиционном и дистанционном учебном процессе; возможности реализации ИОСО (структура папок на информационно-образовательном сервере, Web-сайт, системы управления обучением (Learning Management System, LMS), конструкторы учебных курсов (технология Web-CD)).

Практическая часть: анализ существующих ИОСО; проектирование структуры, основных объектов, разметки и элементов навигации ИОСО; реализация ИОСО без использования специальных инструментальных средств разработки; реализация структуры ИОСО в виде образовательного портала (сайта); реализация структуры ИОСО средствами LMS; реализация структуры ИОСО при помощи технологии Web-CD.

Промежуточный проект по итогам освоенного модуля: разработка проекта структуры фрагмента ИОСО по самостоятельно выбранной теме школьного курса «Информатика и ИКТ».

Модуль 2. Основы дистанционных технологий обучения.

Теоретическая часть: технологии дистанционного образования, модель дистанционного обучения, элементы дистанционного учебного курса, мультимедийные составляющие и т. д.; средства разработки дистанционных курсов; аспекты создания компонентов дистанционного обучения; проектирование и планирование проекта дистанционного курса; педагогический дизайн в проектировании и реализации цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Практическая часть: анализ систем дистанционного обучения; анализ цифровых образовательных ресурсов по информатике и ИКТ; разработка проекта курса дистанционного обучения.

Промежуточный проект по итогам освоенного модуля: разработка структуры цифрового образовательного ресурса по одной из тем школьного курса «Информатики и ИКТ» (в дальнейшем он будет являться контентом для разрабатываемой ИОСО).

Модуль 3. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОСО для изложения и закрепления изученного материала.

Теоретическая часть: аппаратные и программные средства, используемые для изложения и закрепления нового материала (интерактивная доска, документ-камера, презентационное оборудование, методическая презентация, видео-лекция, электронные учебники, УМК, виртуальные лаборатории и т. д.); методическая презентация (этапы разработки, основные структурные элементы, требования к содержанию, рекомендации по оформлению); электронный учебник (этапы разработки, основные структурные элементы, требования к содержанию, рекомендации по оформлению); телеконференции, телекоммуникационные семинары, вебинары.

Практическая часть: разработка и создание методической презентации на выбранную тему; разработка и создание видеолекции на выбранную тему; разработка и создание электронного учебника на выбранную тему; организация телеконференции.

Промежуточный проект по итогам освоенного модуля: подготовка необходимых мультимедийных составляющих ИОСО в рамках выбранной темы.

Модуль 4. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОСО для организации самостоятельной работы учащихся.

Теоретическая часть: использование электронных ресурсов для самостоятельной работы учащихся: электронные библиотеки, образовательные ресурсы Интернет и т. д.; использование электронных ресурсов для обсуждений в ходе самостоятельной работы: форумы, чаты, электронная почта, электронные доски объявлений, клиенты обмена мгновенными сообщениями и т. д.

Практическая часть: анализ образовательных ресурсов Интернет по школьной информатике; анализ режимов доступа к сетевым информационным ресурсам (электронные библиотеки, файлообменники и т. п.); технологии использования электронной доски объявлений, форумов и т. д.

Промежуточный проект по итогам освоенного модуля: выбор и обоснование образовательных ресурсов, электронных библиотек и средств общения в рамках выбранной темы.

Модуль 5. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОСО для организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Теоретическая часть: методы, процедуры и операции контроля в педагогической технологии (типы, виды и методы контроля в учебном процессе, достоинства и недостатки); тесты: общая характеристика, этапы составление тестов, формы заданий, требования к тестовым заданиям; средства разработки и проведения тестов (системы тестирования, возможности LMS, технологии Web-CD); средства для разработки контролирующих материалов (кроссворды, опорные конспекты и т. д.).

Практическая часть: разработка тестов и проведение тестирования при помощи системы тестирования; разработка тестов и проведение тестирования средствами Web-сайта; раз-

работка тестов и проведение тестирования с использованием средств LMS; разработка тестов и проведение тестирования при помощи технологии Web-CD; разработка контролирующих материалов (кроссворд, опорный конспект).

Промежуточный проект по итогам освоенного модуля: разработка теста в рамках выбранной темы с учетом среды разработки ИОСО; разработка кроссворда (опорного конспекта) в рамках выбранной темы.

Модуль 6. Технология организации обучения с использованием ИОСО.

Теоретическая часть: особенности использования ИОСО при традиционном обучении; особенности использования ИОСО при дистанционном обучении; этапы внедрения ИОСО в учебный процесс: (1) тестирование и отладка разработанного ИОСО на локальном компьютере, (2) публикация (размещение) ИОСО на сервере, (3) разработка методических рекомендаций по использованию разработанного ИОСО, (4) использование ИОСО в учебном процессе.

Практическая часть: наполнение разработанной ИОСО подготовленным контентом; наполнение разработанной ИО-СО дополнительными материалами в соответствии со структурой (информационные источники, глоссарий и т. д.); добавление необходимых вспомогательных ресурсов (службы общения, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории и т. д.); настройка и администрирование (навигация, права доступа и т. д.); тестирование и отладка разработанной ИОСО на локальном компьютере; размещение разработанной ИОСО на сервере; разработка методических рекомендация для различных категорий пользователей по использованию разработанной ИОСО.

Работа студента по освоению каждого тематического модуля строится по следующему плану:

1. Изучение (или повторение) теоретических тем, указанных в модуле, для получения допуска к работе.

2. Выполнение лабораторных работ модуля.

3. Демонстрация результатов выполнения лабораторных работ преподавателю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Подготовка и демонстрация промежуточного проектного задания.

5. Выполнение тестовых заданий к модулю.

6. Защита тематического модуля по контрольным вопросам.

Таким образом, результатом освоения дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» является готовая к использованию в учебном процессе информационно-образовательная система обучения по разделу школьного курса «Информатика и ИКТ» (по выбору), разработанная группой студентов с использованием одной из технологий проектирования и реализации ИОСО.

Отметим, что Модули 1 и 2 являются основополагающими и обязательными для освоения студентами. Модули 3, 4, 5 выступают вспомогательными и могут варьироваться по содержанию в зависимости от возможностей реализации дисциплины.

Как видно из предлагаемого содержания дисциплины, наряду с зачетно-модульной технологией организации обучения, мы предлагаем использовать проектный подход. Для этого учебная группа студентов после освоения Модуля 1 делится на четыре смысловые подгруппы (по количеству рассмотренных средств для разработки ИОСО), каждая из которых выполняет промежуточные проектные задания в конкретной среде.

Модуль 6 является итоговым - в ходе его освоения студенты наполняют ИОСО разработанным контентом, выполняют необходимые отладки и настройки, поэтому в нем отсутствует пункт «Промежуточный проект по итогам освоенного модуля».

Завершается изучение дисциплины зачетным занятием, на котором каждая группа студентов представляет результат освоения дисциплины в виде готового продукта - информационно-образовательную систему обучения, созданную с использованием выбранной технологии разработки.

В заключение отметим, что, на наш взгляд, готовность буду- процессе решения им профессиональных педагогических задач

щего учителя информатики к деятельности в современных услови- средствами ИКТ-насыщенной среды.

ях виртуализации образования может быть сформирована только в

Библиографический список

1. Ефремов, В.С. Виртуальное обучение как зеркало повой информационной технологии [Э/р] / Р/д: http ://www.cfin.ru/press/management/1999-6/11.shtml.

2. Каптерев, А.И. Образование: реальное, виртуальное, мпимое [Э/р] / Р/д: http://www.autorun.e-re].ru/Our/doclad 2.htm.

3. Носов, Н.А. Виртуальный интеллект [Э/р] / Р/д: http://www.futurerussia.ru/conf/forum transform nosov1.html.

4. Рубип, Ю.Б. Педагогическая система виртуального обучения / Ю.Б. Рубип, А. А. Андреев [Э/р] / Р/д: http://ito.bitpro.ru/1999/III/2/266.html.

5. Серветпик, О.Л. Процессы виртуализации как фактор трансформации процесса обучения в вузе [Электронный ресурс]: сборник научных трудов СевКавГТУ. - Серия «Гуманитарные пауки». - 2006. - № 4. - Р/д: http://science.ncstu.ru/articles/hs/2006 04/ped.

6. Колесов, А. Технологии виртуализации в России. Инфраструктурные решения [Э/р] // PC Week/RE. - 2008. - №13 (619) - Р/д:

http://www.pcweek.ru/slideshows/detail.php?ID=108705.

7. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету: понятие и процесс формирования // Проблемы информатики. - 2009. - № 2.

8. Уваров, А.Ю. Положение об объекте инфраструктуры образовательного учреждения «ИКТ-среда» : проект для обсуждения [Э/] / Р/д: http://www.ug.ru/issues07.

9. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

10. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования / под ред. Н.И. Рыжовой: монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.

11. Ляш, О.И. Методика обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям с использованием виртуальных машип: автореф. дис.

... капд. пед. паук. - Москва, 2008.

12. Каракозов, С.Д. Информационно-образовательные системы / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова: учебпо-методический комплект. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - Прилож. № 3.

Статья поступила в редакцию 28.06.10

УДК 373.1.02: 372.8

И. В. Кисельников, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АЛГЕБРЕ (В НОВОЙ ФОРМЕ) В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В статье с позиций процессного подхода к обучению математике рассматриваются типичные ошибки учащихся при решении задач экзаменационной работы государственной итоговой аттестации по алгебре в 9 классе. С учётом результатов экзамена высказаны предложения по совершенствованию качества математической подготовки учащихся учреждений основного общего образования.

Ключевые слова: качество обучения математике, процессный подход к обучению, контроль в процессе обучения, типичные ошибки, государственная итоговая аттестация по алгебре, средства оценивания результатов обучения.

Одной из основных задач современной российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

На протяжении своей истории образовательное оценивание выполняло различные роли: селекция, сертификация, повышение качества образования. В зависимости от роли определялись такие его характеристики, как содержание, субъект оценивания, процедуры проведения. В современном российском образовании внедряется государственная итоговая аттестация учащихся основной общеобразовательной школы по алгебре (ГИА-9 по алгебре (в новой форме)). Эта форма аттестации имеет двоякое назначение: оценить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и осуществить отбор наиболее подготовленных учащихся в профильные классы средней школы. Современные исследования проблем образовательного оценивания выявили ряд противоречий, возникающих между оцениванием, преследующим разные цели; выделили возможные конфликты между оцениванием, преследующим различные цели [1, с. 10]. Минимизации влияния таких конфликтов может способствовать положение о том, что «педагогов следует обучать наблюдению, диагностике посредством вопросов и формальному оцениванию, разработке учебной программы, образцов учебных достижений и различным способам вмешательства в процесс обучения» [1, с. 12].

Показателями, по которым учитель имеет возможность судить о знаниях и умениях учащегося, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем [2, с. 152-163]. Погрешности делят

на ошибки и недочеты. Ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел знаниями и умениями, определенными программой. Примером ошибки может служить содержащееся в ответе ученика утверждение о том, что центром вписанной окружности является точка пересечения высот треугольника. Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относят также неаккуратную запись, небрежное выполнение рисунка или оформления решения задачи. Пример недочёта: при нахождении суммы семи первых членов арифметической прогрессии с

первым членом $1 = 2 и разностью d = 5 ученик выполняет вычисление

£ = 2 + 7 +12 +17 + 22 + 27 + 32 = 119, не используя изученную формулу суммы П первых членов арифметической прогрессии. Деление погрешностей на ошибки и недочеты является условным.

Необъективность оценивания может быть вызвана размытостью границ между ошибкой и недочетом.

Наряду с погрешностями, показателями, по которым учитель может судить о знаниях и умениях учащихся, могут быть такие, как:

- изложение изученного материала грамотным языком в определенной логической последовательности;

- обращение к иллюстрации теоретических положений конкретными примерами, правильное применение теории в новой для ученика ситуации;

- использование в процессе решения различных форм представления содержания математических фактов (вербальная, графическая, знаково-символическая);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.