Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогов с использованием дистанционных технологий и развитие ИКТ-компетентности в условиях формирования информационного общества'

Повышение квалификации педагогов с использованием дистанционных технологий и развитие ИКТ-компетентности в условиях формирования информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна, Городецкая Наталья Ивановна

В статье рассматривается проблема развития ИКТ-компетентности педагогов в процессе повышения квалификации в условиях информационного общества, возможности и роль дистанционных образовательных технологий, а также пути совершенствования ИКТкомпетенций обучающихся педагогов в процессе дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогов с использованием дистанционных технологий и развитие ИКТ-компетентности в условиях формирования информационного общества»

Наиболее интересными были конференции «Создание комфортной психологической обстановки при изучении английского языка» с участием учителей государственных образовательных учреждений Республики и учителей 6 регионов России.

Лицеисты провели ярмарку социальных проектов с приглашением еще 7 образовательных учреждений России. Интересно и познавательно прошло обсуждение опыта подготовки выпускников к итоговой аттестации, в котором участвовали педагоги, сотрудники из центра аттестации Республики. Были презентованы сборники упражнений, тренировочные задания, электронные учебники.

На сеансах ВКС используются технические возможности для презентации, систематизации информации, общения. Министерство образования республики организовало встречу молодых ученых, внедряющих свои проекты в производство, с лицеистами, которые делают первые шаги в науку. Лицеисты задавали вопросы, участвовали в полемике, высказывали свое мнение.

Педагоги лицея активно общаются с коллегами из других регионов России: Ханты-Мансийского автономного округа, Санкт-Петербурга, Астрахани, Новгорода, Чувашии, Москвы, Башкирии и др.

ВКС позволяет быть в курсе реализации приоритетных национальных проектов, методических и технических инноваций.

Повышение квалификации педагогов с использованием

ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Калинкина Елена Георгиевна ([email protected]), Городецкая Наталья Ивановна ([email protected])

Нижегородский институт развития образования (НИРО), г. Нижний Новгород

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития ИКТ-компетентности педагогов в процессе повышения квалификации в условиях информационного общества, возможности и роль дистанционных образовательных технологий, а также пути совершенствования ИКТ-компетенций обучающихся педагогов в процессе дистанционного обучения.

Развитие образования в условиях формирования информационного общества основано на активном внедрении информационно-коммуникационных средств в учебный процесс, что предполагает существенные изменения в системе повышения квалификации, которые базируются на принципах открытости, вариативности и непрерывности образования. Существенное значение в реализации приоритетов развития российского образования, направлений национальной инициативы «Наша новая школа» играет развитие дистанционных образовательных технологий, способствующих освоению и осмыслению возможностей использования новых средств организации образовательного процесса, инструментов эффективного педагогического общения и выстраивания процесса непрерывного профессионального развития работников образования. В этих условиях использование в процессе повышения квалификации дистанционных форм обучения, основанных на широком использовании телекоммуникационных средств, является своевременным и адекватным откликом системы постдип -ломного образования социальному запросу на предоставление широкого спектра образовательных услуг, позволяющих современному педагогу своевременно и качественно восполнять и обновлять свои профессиональные знания, совершенствовать свою ИКТ-компетентность, которая рассматривается как готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно -коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач, проектировать пути повышения своей квалификации в этой сфере.

ИКТ-компетентность педагога в условиях формирования информационного общества является необходимым условием эффективности современного педагогического процесса и проявляется в го -товности к организации обучения в современной электронной среде, наличии специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владении приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.

Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в области ИКТ в настоящее время неразрывно связана с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет вовлечь максимальное число педагогов в повышение квалификации без отрыва от производства,

выстроить индивидуальный образовательный маршрут педагога с учетом его профессиональных потребностей и временных возможностей, способствовать в процессе дистанционного обучения осмыслению каждым педагогом возможностей использования ИКТ в своей педагогической практике.

Решение обозначенных выше задач осуществляется в рамках нескольких направлений деятельно -сти, реализующихся в Нижегородском институте развития образования. В их числе:

- разработка новых программ и модулей повышения квалификации в области информационных технологий, нацеленных на формирование качественно нового уровня ИКТ-компетентности всех субъектов образовательного процесса (в частности, «Мобильные технологии в обучении. Работа в сети электронного класса E-learning», «Сетевые видео-сервисы в работе учителя», «Дистанционные образовательные технологии в работе с одаренными детьми», «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя специальной (коррекционной) школы (класса)», «Интернет-технологии в работе с детьми в семье», «Основы безопасной работы в Интернете детей и молодежи», «Методические аспекты использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе образовательного учреждения» и др.);

- оснащение учебного процесса современными аппаратными и программными средствами;

- внедрение новых форм организации повышения квалификации, использование каскадной модели обучения на базовых опорных площадках, тьюторского сопровождения образовательного процесса с использованием дистанционных технологий;

- создание системы информационного обеспечения, включающей сайт НИРО, библиотеку электронных образовательных ресурсов с обеспечением удаленного сетевого доступа, коллекцию ЦОРов, баз данных и современных систем поиска информации;

- развитие единой информационной среды, образовательного портала, телекоммуникационной инфраструктуры, внутрикорпоративного повышения квалификации в области ИКТ;

- внедрение системы сертификации и обеспечения качества учебных электронных изданий и обу -чающих программных средств, использующихся в дистанционном повышении квалификации;

- внедрение системы компьютерного тестирования как формы оценки качества образовательного процесса;

- совершенствование системы дистанционного сопровождения образовательных программ и развитие форм сетевого взаимодействия, в том числе с использованием возможностей сетевых педагогических сообществ;

- создание системы методической поддержки и сетевого взаимодействия работников образования по вопросам ИКТ-средствами «Виртуального методического кабинета» с использованием дистанционных технологий.

Специально разработанный экспериментальный комплекс модульных программ повышения квалификации, таких как «Дистанционные образовательные технологии в работе с одаренными детьми», «Интернет-технологии в работе с детьми в семье», «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя специальной (коррекционной) школы (класса КРО)», позволяет существенно расширить целевые группы специалистов, использующих дистанционные образовательные технологии в учебной деятельности.

Дистанционное обучение, основанное на активном использовании средств телекоммуникаций, предполагает не только хорошее владение обучающимися на дистанционных курсах компьютерными средствами, но и наличие знаний и навыков осуществления коммуникационных взаимодействий в сети Интернет, так как от интенсивности дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса во многом зависит качество дистанционного обучения. В данной связи, сотрудниками центра дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО было проведено исследование готовности учителей к дистанционному повышению квалификации, которое показало, что среди учителей-предметников, приступающих к обучению в дистанционной информационно-образовательной среде велика доля педагогов (около 80 %), имеющих средний и даже низкий уровень готовности к обучению с использованием дистанционных технологий. Данный факт стимулировал разработку специальных условий, позволяющих повысить уровень ИКТ-компетентности педагогов, повышающих квалификацию в дистанционном режиме обучения. Так, в целях предварительной подготовки слушателей системы дистанционного

повышения квалификации специалистами центра дистанционного обучения был разработан специальный учебный модуль «Информационные технологии в дистанционном обучении» (36 уч. ч.), который предваряет вхождение обучающихся в предметный курс дистанционного обучения. Содержательные компоненты спецкурса подчинены поставленным нами задачам: развить и поддержать мотивацию к дистанционному обучению; провести диагностику стартовых знаний и умений обучающихся в сфере использования средств информационно-коммуникационных технологий; сформировать равный стартовый уровень знаний и умений в области использования компьютерных средств и средств телекоммуникаций; познакомить педагогов с информационно-образовательной средой дистанционного обучения; сформировать коммуникативные навыки общения в среде дистанционного обучения.

Содержательные компоненты учебной программы подчинены реализации поставленных дидактических задач и выстроены в следующей последовательности освоения учебного материала:

- дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования (основные понятия и аспекты организации дистанционного обучения);

- компьютер и здоровье (Техника безопасности при работе с компьютером. Санитарные нормы и правила. Здоровьесберегающие технологии в дистанционном обучении);

- информационные технологии в дистанционной учебной деятельности (Операционная система Windows. Работа с файлами. Архивирование и антивирусная защита информации. Создание, редактирование, форматирование и стилизация текстовых документов);

- основы работы в сети Интернет (Основы навигации. Технология поиска информации в сети Интернет. Поиск и сохранение информации. Образовательные возможности сети Интернет. Исследование информационных образовательных сайтов и порталов);

- телекоммуникационные технологии организации дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (Технология работы с электронной почтой в web-mail. Пересылка почтовых сообщений с вложением файлов. Форумы и телеконференции. Технология общения. Технология общения в реальном времени - «чат-занятия»);

- виртуальная среда обучения. (Интерфейс виртуальной среды обучения, навигация и структура учебного курса. Создание индивидуальной страницы слушателя дистанционного курса. Средства общения: доска объявлений, электронная почта, интернет-кафе, электронная конференция, обмен файлами. Возможные формы учебных занятий с СДО).

Осваивая учебную программу модуля, обучающиеся приобретают знания и навыки, необходимые для успешной учебной деятельности в информационно-образовательной среде системы дистанционного повышения квалификации. Результатом такой подготовки выступает технологическая, мотива-ционная, психологическая готовность педагога к осуществлению учебной деятельности в среде дистанционного обучения. Как показывают результаты анкетирования обучающихся, после реализации «пропедевтического» модуля доля педагогов, имеющих средний и низкий уровень готовности к дистанционному обучению, значительно снижается, в то время как доля педагогов, имеющих высокий уровень ИКТ-компетентности, существенно возрастает.

Интенсивное взаимодействие обучающегося и преподавателя системы дистанционного обучения, на основе использования богатого спектра коммуникационных сервисов информационно-образовательной среды, позволяет расширить и углубить знания и навыки обучающихся в дистанционном режиме педагогов в области освоения новых информационно-коммуникационных технологий. Дистанционные консультации в виртуальных классах (on-line) и по электронной почте (off-line), обмен файловыми пакетами (сервис ftp), семинарские занятия с возможностью обмена цифровыми образовательными ресурсами, участие в телеконференциях и сетевых сообществах, интерактивное тестирование и дистанционное обсуждение и защита проектов - все это является кратким перечнем основных технологий, которые используются нами в системе дистанционного повышения квалификации педагогов и, соответственно, тем комплексом технологических навыков и умений, которые приобретаются и осваиваются педагогами, повышающими квалификацию в системе дистанционного обучения.

Таким образом, проведение предварительной подготовки слушателей дистанционных курсов в области использования информационных технологий позволяет сформировать необходимый уровень ИКТ-компетенций и повысить уровень готовности педагогов к учебной деятельности в условиях функционирования информационно-образовательной среды, что позволяет снизить трудоемкость обучения

на начальном этапе освоения программы дистанционного курса в выбранной педагогом предметной области. Тем самым повышается качество и эффективность дальнейшего дистанционного обучения.

Распределенность обучения в процессе дистанционного повышения квалификации позволяет расширить образовательное пространство, вовлечь в него педагогов отдаленных от образовательных центров школ, расширить информационное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса (специализированные базы данных, электронные образовательные ресурсы, компьютерные аудио-и видеоматериалы), организовать опосредованное коммуникационное пространство, используя различные ИКТ-сервисы: видеоконференции, форумы, электронную почту, а также Ш-телефонию для обеспечения интернет-поддержки профессионального развития педагогов.

=10- Литература

1. Городецкая, Н.И. Технологии организации дистанционного обучения в процессе повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс]: [интерактив. метод. пособие] / Н.И. Городецкая, Е.Г. Калинкина // Зарегистрировано ОФАП. М., 2008 г. № ОФАП-11465, № гос. регистрации 50200801955.

2. Калинкина Е.Г. Модели дистанционного повышения квалификации педагогов / Е.Г. Калинкина, Н.И. Городецкая / Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сб. материалов Международной науч.-практ. конференции, Томск, 22-23 ноября, 2009 г. Томск : Изд-во НОУ «Ведущий институт развивающих технологий», 2009.

3. Калинкина, Е.Г. Формирование информационного общества и развитие ИКТ-компетентности педагогов в процессе повышения квалификации / Е.Г. Калинкина // Нижегородское образование. 2009. № 4. С. 4-11.

Развитие информационной компетентности

БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Мамонтова Марина Сергеевна ([email protected])

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Статья посвящена особенностям формирования информационной компетентности библиотечного специалиста в процессе профессионального совершенствования.

Высокие темпы научно-технического прогресса, разнообразие и смена «поколений» знаний даже внутри одной профессии выдвигают новое требование, характерное для XXI века - стабильная, систематическая персональная подготовка, адаптация уровня профессионализма специалиста к темпам возрастания количества информации.

Для библиотекарей это особенно важно, поскольку особое внимание в современных стратегиях развития библиотечно-информационной сферы приобретает информатизация библиотек и создание единой научно-образовательной информационной среды современной России.

Формирование высокого уровня информационной компетентности является насущной необходимостью для библиотечного специалиста нашей страны.

Понятие «информационная компетентность» как показатель успешности специалиста вошло в поле внимания исследователей конце 70-х годов ХХ века в США. Теоретическое оформление понятия происходит до сих пор.

Информационную компетентность рассматривают в своих работах многие отечественные (Н.Г. Вит-ковская, И.А. Зимняя, А.Н. Костиков, И.А. Кулантаева, С.В.Тришина, М.С. Чванова и др.) и зарубежные исследователи (Д. Равен, Л.М. Спенсер и др.)

Проблемы подготовки библиотечных специалистов, обладающих информационной компетентностью, вопросы управления уровнем компетентности в библиотечной сфере исследованы в гораздо меньшей степени и представлены трудами С.И. Головко, Б.С. Елепова, Е.М. Крючковой, Г.Б. Паршу-ковой, И.С. Пилко и др.

Под информационной компетентностью Г.Б. Паршукова (5) понимает содержание и степень удовлетворения информационных потребностей личности; знание способов и закономерностей поиска, обработки, передачи, обмена, хранения информации в пространстве и во времени; умение их использовать в различных сферах своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.