Научная статья на тему 'Инновационная методическая работа как условие развития современной гимназии'

Инновационная методическая работа как условие развития современной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2174
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Зинаида Ивановна

Представлена система инновационной методической работы муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 19» г. Саранска, дважды ставшая победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006, 2008) и признанная в 2008 г. «Школой России». ...без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может С. Т. Шацкий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная методическая работа как условие развития современной гимназии»

УДК 371.3

З. И. Акимова

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ

Представлена система инновационной методической работы муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 19» г. Саранска, дважды ставшая победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

(2006, 2008) и признанная в 2008 г. «Школой России».

...безучителя, способного творить

и понимать творимое,

путей к новой школе быть не может

С. Т. Шацкий

В современных условиях российская система образования является не только объектом реформирования, модернизации и реконструкции со стороны общества, но и выступает в качестве субъекта собственного саморазвития. Роль запуска этого движения, динамики развития образовательных учреждений выполняют инновационные процессы, в которых проявляется саморазвитие образовательных систем. Под их влиянием изменяются не только отдельные ее компоненты - цели, содержание, методы и технологии, но прежде всего сущностная, парадигмальная основа.

В инновационном образовательном учреждении принципиально меняются смыслы, ценности образования, роль и место учащегося в педагогическом процессе. Новые цели, содержание образования и способы обучения определяют и новые требования к педагогической профессии, личности самого учителя. Образовательные учреждения испытывают потребность в учителе, способном совершенствовать свою деятельность посредством критического, творческого осмысления и применения передовых педагогических и информационных технологий. Учитель является одним из основных и важнейших факторов успеха нововведений. «Учитель как субъект педагогического процесса, - отмечают В. А. Сластенин и Л. С. Подымова, - является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения» [1]. Встает глобальная задача подготовки учителей инновационных школ, способных решать принципиальные образовательные задачи, иначе думающих и действующих, противостоящих формальному квазипрофессионализму. Безусловно, на подготовку таких специалистов для общеобразовательных учреждений должны ориентироваться педагогические вузы, однако «ситуация опережения» в подготовке кадров под новые задачи системы образования во многом пока только в планах и проектах. Реальным становится другой подход: наращивание личностного общекультурного и профессионального потенциала учителя внутри самого образовательного учреждения. Творчество учителя, его способность и готовность к инновационной деятельности стали важнейшими источниками развития современной школы.

Инновационная деятельность учителя имеет два вектора: во-первых, она направлена на развитие личности учащегося; во-вторых - на постоянное

самосовершенствование. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности должно быть одной из основных задач их профессионального совершенствования. Поэтому организация инновационной научнометодической работы является одним из важнейших направлений в программе развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 19» городского округа Саранск Республики Мордовия.

Гимназия была основана как средняя общеобразовательная школа в 1954 г. В 2003 г. она получила статус гимназии. Работает по направлению «Формирование культуры учащихся в условиях полиэтнической гимназии». В гимназии изучаются английский, французский, финно-угорские (мокшанский, эрзянский, венгерский, финский), татарский языки. В структуре гимназии функционирует Детская музыкальная школа-интернат для одаренных детей Республики Мордовия. Этнокультурное воспитание осуществляется на базе культурно-образовательных центров «Республиканский межшкольный центр национальных культур», «Центр эстетического воспитания», «Центр исследовательской деятельности», музея «Партизанская слава» и др. Гимназия готовит своих воспитанников к жизни в современном поликультурном обществе через воспитание любви к своим истокам и корням, к иноязычной культуре, обогащая духовный мир ребенка через диалог культур. Оказываемые гимназией образовательные услуги давно и стабильно пользуются спросом учащихся и родителей всех районов г. Саранска, а также Республики Мордовия.

Ее инновационная стратегия направлена:

- на изменение содержания образования, повышение воспитательного потенциала традиционных предметов через экстраполяцию содержания учебных дисциплин в культурологическом аспекте;

- на интеграцию учебной, проектной, исследовательской и творческой деятельности;

- на профилизацию учебной деятельности;

- на информатизацию образовательного процесса и управления;

- на финансовую самостоятельность;

- на государственно-общественное управление.

В гимназии обучаются 610 учеников, работают 65 учителей, из них 33 учителя высшей квалификационной категории, 18 учителей первой квалификационной категории, один заслуженный учитель РФ, четыре заслуженных учителя Республики Мордовия, а также отличники народного образования, лауреаты Государственной премии Республики Мордовия, победители конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и др.

Тесное сотрудничество с такими структурными подразделениями в региональной системе образования, как Мордовский республиканский институт образования, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, несомненно, способствует повышению квалификации педагогических кадров. Однако анализ научной литературы (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.) и образовательной практики показывает, что мастерство учителя формируется через постоянную систематическую работу непосредственно в самом образовательном учреждении. Следовательно, методическая работа - это важнейшее звено системы непрерывного образования отдельно взя-

того учителя и всего педагогического коллектива гимназии, которое позволяет создавать необходимые условия для постоянного пополнения знаний, творческого развития личности учителя и способствует осуществлению перехода от образования к самообразованию и саморазвитию.

Инновационная педагогическая деятельность потребовала обновления методической работы, что продиктовано следующими факторами:

- изменением ценностей современного образования, что предъявляет определенные требования к личности учителя, его профессиональной компетентности и педагогическому мастерству;

- необходимостью создания нового технологического обеспечения (учебный план, программы, новые учебники и т.д.), что вносит существенные изменения в содержание методической работы;

- возрастанием роли управленческой деятельности учителя при проведении занятий, проявлением им таких профессиональных умений, как прогностические, аналитические, исследовательские, диагностические и др.;

- возрастанием роли администрации образовательного учреждения по изучению и повышению мотивации профессиональной деятельности учителей;

- проблемой стимулирования учителей к опытно-экспериментальной работе и др.

Для создания современной модели научно-методической службы в гимназии была реализована специальная программа исследования. На основе традиционных и инновационных подходов в области методической работы в гимназии создана своя система методической работы, которая представляет собой систему взаимодействия взаимосвязанных подсистем обеспечения и сопровождения образовательного процесса, деятельности учителя, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности.

Инновационная методическая работа рассматривается как часть профессионально-педагогической (профессионально-управленческой) деятельности, ориентированной на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, которые включают в себя следующие умения:

- определять приоритетные направления инноваций;

- отбирать содержание инновационной деятельности;

- проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;

- описывать критерии оценивания образованности учащихся по результатам инноваций [2].

Инновационная методическая работа в гимназии осуществляется поэтапно, на основе выработанного алгоритма.

На первом этапе выявляется целевой заказ, т.е. цели и задачи повышения профессиональной компетентности учителей. Для этого проводится педагогический мониторинг, в процессе которого уточняются теоретическая профессиональная подготовленность учителя, его профессиональная и методическая компетентность, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, а также готовность к инновационной деятельности.

На втором этапе осуществляется анализ уровней профессиональной компетентности педагогов, что позволяет выстроить систему научно-методической помощи и управленческого содействия учителям, осуществляющим инновации, отобрать содержание и формы организации методической работы.

Задачи, стоящие перед методической службой, реализуются через использование различных форм работы методической службы гимназии: репродуктивных (практикумы, семинары-практикумы, педагогические мастерские, тренинги); репродуктивно-эвристических (педагогические чтения, научно-практические конференции); эвристических (проблемные и проблемнопроектные семинары, организационно-деятельностные игры); эвристикопродуктивных (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок); продуктивных (научные конференции, теоретико-методологические и проблемные семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные творческие отпуска).

На третьем этапе осуществляется формулировка заданий учителям и реализация заданий по сбору идей и предложений по организации инновационной методической работы. Результатом данного этапа становится инновационная методическая продукция (конспекты занятий, сценарии внеклассных мероприятий, авторские программы, методические разработки, учебные и методические пособия и др.).

Методическое сопровождение данного этапа реализуется путем:

- формирования видеотеки инновационного опыта;

- создания аудиотеки (тексты, лекции, выступления, фонограммы воспитательных дел и др.); наглядно-дидактических пособий, технологий по обеспечению реализации инновационного процесса развития гимназии;

- разработки персональных методических фондов учителей, работающих в творческих мастерских.

На четвертом этапе экспертный совет гимназии осуществляет рецензирование представленных работ и материалов, дает оценку инновационной методической продукции. Если в дальнейшем не планируется распространение методической продукции для широкого педагогического круга, то процесс заканчивается рекомендацией ее использования в рамках данного образовательного учреждения.

Два последующих этапа тесно взаимосвязаны, и процесс тиражирования инновационной методической продукции предполагает презентацию на районном, муниципальном и региональном уровнях для широкой педагогической общественности, а затем непосредственное распространение и внедрение ее в других образовательных учреждениях.

Традиционные формы методической работы в гимназии сочетаются с инновационными: научно-методический совет, гуманитарная кафедра, консультативный, информационный и экспертный советы, экспериментальная лаборатория, временные научно-творческие микрогруппы, мастер-класс, деловые и ролевые игры, опытно-экспериментальная работа и др.

Так, наряду с научно-методическим кабинетом, основная задача которого - создание условий для совершенствования мастерства учителя в рамках образовательного учреждения, в гимназии разработана и воплощена идея виртуального методического кабинета, который расположен на страницах информационного сайта гимназии. Виртуальный методический кабинет - это многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание условий для самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности учителей. Он позволяет организовать методическое пространство для учителей, классных руководителей, создать оптимальный доступ к

информации, обеспечивает оперативную методическую помощь молодым учителям, дает возможность опытным учителям принимать участие в виртуальных методических чтениях и научно-практических конференциях, поделиться опытом работы. Виртуальный кабинет призван создавать реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время делает познавательную деятельность учителя более эффективной и насыщенной. На страницах «кабинета» помещены большой материал для анализа и совершенствования деятельности учителя, информация о новинках педагогической и методической литературы. Такая форма методической помощи актуальна и современна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций в образовательных школах города и региона.

Главным консультативным и координирующим органом гимназии по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, анализу состояния и результативности работы научно-методической службы, нововведений, координации разработок авторских программ учителей, издательской деятельности является научно-методический совет (НМС), в состав которого входят не только учителя школы, но и преподаватели вузов, научные работники.

Предметные методические объединения гимназии, наряду с традиционными организационными и учебно-методическими функциями, занимаются научно-методическим обеспечением деятельности учителей: курирование и координация выбора проблем; контроль за ежегодным выполнением индивидуальных планов самообразования; систематическое обсуждение научно-методической и практической информации, собранной педагогами по своим темам.

В образовательном учреждении работает постоянно действующий семинар, на котором изучаются и рассматриваются актуальные проблемы (например, широко и всесторонне обсуждались вопросы организации исследовательской деятельности учащихся, проектного обучения и др.). В процессе подготовки и участия в работе семинара участники активно осваивают новые виды образовательной деятельности: проектную, исследовательскую, моделирование.

В гимназии создана экспериментальная лаборатория, деятельность которой направлена на решение следующих задач: изучение специфики повышения профессиональной компетентности в условиях школьной лаборатории; апробация новаций по оптимизации образовательной среды, качества учебновоспитательного процесса; формулировка выводов эксперимента, обобщение результатов, выработка рекомендаций учителям школы.

Большое внимание уделяется развитию издательского направления методической деятельности. В гимназии выпускается учительская газета и приложения к ней «Методический вестник гимназии», «В помощь начинающим» и др. На страницах школьных изданий идет активный диалог о проблемах образовательного процесса, анализируются эффективные формы методической работы, публикуется актуальная информация, адреса интересного педагогического опыта и др. Коллективами творчески работающих учителей подготовлены и опубликованы гимназические сборники: «Разработки уроков с использованием современных педагогических технологий», «Сборник исследовательских работ учащихся» и др.

В гимназии стали издаваться и использоваться печатные труды и практические материалы, подготовленные учителями: «Школьный практикум по химии для учащихся 8-х классов», «Домашние задания по химии для учащихся 8-х классов» (автор - А. А. Федосина); сборник заданий по литературе к учебнику А. Г. Кутузова (5 кл., 6 кл.); «Развиваем талант читателя» (автор -

О. А. Гонцова); Рабочая тетрадь по истории к учебнику А. А. Даниловой, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века» (автор - С. С. Шигаева); методическое пособие «Живая геометрия» для 7-8-х классов (автор - Л. В. Чубарова); «Национально-региональный компонент на уроках и во внеурочной деятельности» (составители - Е. Г. Чиняева,

А. Н. Разживина); «Сборник внеклассных мероприятий» (составители -Л. П. Зайцева, Л. А. Лихотникова) и др.; мультимедийное пособие по истории и культуре мордовского края «Мордовский край в древности и средние века. 6 класс» к учебнику В. А. Юрченкова (составитель - С. С. Шигаева); таблицы по математике (по системе Петерсона), таблицы по грамматике, сигнальные карточки, различные опорные схемы, дидактические карточки. Разработан и опубликован пакет авторских программ, среди которых: программа для смешанно-возрастного хора «Веселые голоса» (автор - Н. В. Фадеева); программа факультативного курса «Живая геометрия» (автор - Л. В. Чубарова); программа «Информационно-образовательная среда гимназии № 9» (автор -Е. Г. Чиняева); программа спецкурса «Региональные особенности экологии Республики Мордовия» (автор - Е. Г. Чиняева); программа вокального ансамбля «Аллегро» (автор - Н. В. Фадеева) и др.

Все это позволяет оснастить учебный процесс, сделать его интересным и осуществить в процессе обучения принципы научности, доступности, занимательности.

В гимназии создана гибкая и мобильная система наставничества, направленная на оптимизацию процесса повышения профессиональной компетентности молодых специалистов, которая носит поэтапный характер и «отражает тенденцию восхождения молодого учителя от репродуктивного (нормативного) к инновационному уровню» [3]. На первом этапе - «адаптационном» - наставниками организуется диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями, включающее в себя: определение направления и содержания диагностики; построение технологии планирования методической работы на ее основе; разработку технологии и критериев оценки эффективности методической работы. На втором этапе - «проектировочном» - определяется форма методической работы (массовые - семинар, методические совещания, методическая неделя, ярмарка педагогических идей и др.; индивидуальные - самообразование, консультация и др.), а также после анализа педагогических затруднений молодых педагогов разработан комплекс специальных занятий для проведения «Школы молодого учителя». Это дает возможность дифференцированно планировать методическую работу с учетом потенциальных возможностей молодого учителя, повышать его профессиональный уровень, мотивировать участие в инновационной работе. На третьем этапе - «контрольно-оценочном» - работа направлена на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых учителей, овладение ими эффективными способами преодоления трудностей. На этом этапе позитивный эффект дают такие формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инновационной деятельности, как проблемно-деловая игра, лекция, семинар,

практическое занятие, работа в составе творческой группы, мастер-классы, педагогические мастерские, где молодой учитель получает возможность изучать передовой опыт, участвовать в профессиональной дискуссии, разрабатывать дидактические материалы, давать открытые уроки и получать реальную помощь от коллег. Так, создаются условия, способствующие развитию творческих способностей и профессионального мастерства молодых педагогов, формируется стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Школа вступила в новый этап своего развития - этап активного использования новых экономических отношений и материальных методов стимулирования педагогической деятельности учителя, индивидуального подхода к организации работы с педагогическими кадрами и дифференцированного подхода к оплате их труда.

В образовательном учреждении действует система поощрения инновационно работающих учителей. Разработан «индивидуальный методический паспорт», который включает в себя карту достижений и успехов педагогов по двум основным направлениям: развитие и результативность педагогической деятельности учителя. На основе разработанных критериев (среди которых: позитивная динамика учебных достижений; позитивная динамика внеурочной деятельности по учебным предметам; позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя; использование современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; участие в профессиональных конкурсах; повышение квалификации и профессиональная подготовка) каждым учителем осуществляется самоанализ педагогической деятельности по критериям и показателям в «личной карте достижений и успехов педагога», обеспечивающим, в конечном счете, его личностную заинтересованность в результатах своего труда. На основе анализа результатов деятельности экспертный совет гимназии определяет уровень профессионального мастерства учителя и личный вклад каждого в реализацию программы развития образовательного учреждения. В гимназии утверждены положения о наградах «Благодарственное письмо директора», дипломы «Победитель ... этапа реализации программы развития школы», «Кабинет года», «Кабинет - творческая мастерская», «Учитель -мастер», «Учитель - исследователь» и др.

Инновационная методическая работа, научно-исследовательская деятельность учителей гимназии стимулируется через участие в конкурсе «Лучшие учителя гимназии», который проводится по двум номинациям «Педагог-профессионал» (для учителей со стажем работы) и «Молодой педагог» (для молодых учителей). Он направлен на стимулирование инновационной, научно-исследовательской, творческой деятельности; обобщение результатов педагогической деятельности учителей с высоким уровнем интеллектуального и творческого потенциала; на стимулирование профессиональной и творческой активности молодых педагогов. Участником конкурса может стать любой учитель, работающий в гимназии. Лучшими учителями гимназии признаются те, кто набрал наибольшее количество баллов при анализе аналитической справки (для учителей-стажистов), портфолио достижений (для молодых педагогов). Подведение итогов проводится путем экспертизы конкурсных документов согласно принятым критериям оценивания на научно-методическом

совете гимназии. На торжественной церемонии, посвященной Дню учителя, победителям вручаются гранты.

О повышении уровня научно-методической подготовленности педагогов гимназии свидетельствует и то, что растет количество учителей, занимающихся опытно-экспериментальной работой.

Сегодня гимназия стала своеобразной научно-методической лабораторией. На ее базе проводятся всероссийские, республиканские, городские научно-практические конференции, семинары с участием ведущих ученых, членов РАО. С опытом работы гимназии приезжают знакомиться руководители и педагоги образовательных учреждений Поволжья, других регионов России. Она является федеральной и региональной экспериментальной площадкой по теме «Республиканский межшкольный центр национальных культур как фактор формирования поликультурной личности»; республиканской опорной школой по внедрению мультимедийных средств и по проблеме преподавания финно-угорских языков в школах республики. На базе гимназии № 19 создана Ассоциация лучших школ Республики Мордовия.

Свидетельством инновационного развития образовательного учреждения является то, что в течение двух лет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» гимназия стала победителем в конкурсе «Лучшая модель методической службы», в 2006 и 2008 гг. получила Гранты Президента Российской Федерации, а в 2008 г. вошла в состав десяти лучших российских школ и признана «Школой России».

Таким образом, совершенствование профессионально-педагогической культуры учителей гимназии путем разработки индивидуальных, инновационно-рефлексивных форм освоения, ориентирующих их на познание и переосмысление собственного педагогического опыта, создание педагогических новшеств, развитие личной педагогической мысли, индивидуального стиля педагогической деятельности и своего профессионального Я, является важнейшим условием развития образовательного учреждения, в котором в центре внимания - ребенок. Инновационная методическая деятельность, в конечном счете, способствует повышению качества образовательного процесса, уровня образованности и воспитанности учащихся.

Список литературы

1. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. - С. 3.

2. Молчанов, С. Г. Проектирование инновационной методической работы в образовательном учреждении / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева // Воспитание школьников. - 2008. - № 4. - С. 3-6.

3. Круглова, И. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И. Круглова // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 109 -116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.