Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционные технологии обучения / информационно-образовательная среда / анкетирование / обучаемые / безопасность / distance learning technologies / information and educational environment / questioning / learners / security

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Сергей Федорович, Ващенко Андрей Владимирович, Клишкан Дмитрий Георгиевич, Романченко Мирослава Петровна, Соболева Анна Александровна

В представленной статье описан опыт использования дистанционных технологий в обучении врачей-интернов на кафедре гигиены ФИПО посредством обучающего электронного ресурса «Информационно-образовательная среда» (ИОС) и оценки качества и эффективности обучения в дистанционном режиме с применением метода непрямого анкетирования в условиях распространения вируса Covid-19 и проведения Специальной военной операции (СВО). Дана оценка процесса дистанционного обучения (ДО), установлены качественные преимущества ДО в части сохранения здоровья и жизни обучаемых и преподавательского состава кафедры в современных условиях. Проведено анонимное анкетирование (АА) врачей-интернов 2022—2023 года выпуска для оценки качества и повышения эффективности процесса обучения. Результаты АА позволят не только оптимизировать образовательный процесс (ОП) в дистанционном режиме, но и скорректировать основные направления организационно-методической работы кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Сергей Федорович, Ващенко Андрей Владимирович, Клишкан Дмитрий Георгиевич, Романченко Мирослава Петровна, Соболева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE QUALITY AND EFFICIENCY OF TRAINING DOCTORS-INTERNS IN REMOTE MODE IN MODERN CONDITIONS

The presented article describes the experience of using remote technologies in training interns at the Department of Hygiene of FIPO through the educational electronic resource — "Information and Educational Environment" (IEE) and assessing the quality and effectiveness of remote learning using the method of indirect questioning in the context of the spread of the Covid-19 virus and the conduct of the Special Military Operation (SVO). The evaluation of the process of distance learning (DL) is given, the qualitative advantages of DL in terms of preserving the health and life of students and teaching staff of the department in modern conditions are established. An anonymous survey (AA) was conducted for interns graduating in 2022—2023 to assess the quality and improve the effectiveness of the learning process. The results of AA will allow not only to optimize the educational process (EP) in a remote mode, but also to correct the main directions of the organizational and methodological work of the department.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.078

С. Ф. Ветров, А. В. Ващенко, Д. Г. Клишкан, М. П. Романченко, А. А. Соболева, Р. Н. Андреев, В. И. Толстюк

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В представленной статье описан опыт использования дистанционных технологий в обучении врачей-интернов на кафедре гигиены ФИПО посредством обучающего электронного ресурса «Информационно-образовательная среда» (ИоС) и оценки качества и эффективности обучения в дистанционном режиме с применением метода непрямого анкетирования в условиях распространения вируса Covid-19 и проведения Специальной военной операции (СВО). Дана оценка процесса дистанционного обучения (ДО),

Ветров Сергей Федорович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены ФИПО (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, Россия); e-mail: [email protected].

Ващенко Андрей Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры нейрохирургии, декан ФИПО (Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, Россия); e-mail: [email protected].

Клишкан Дмитрий Георгиевич — кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой гигиены ФИПО (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, Россия); e-mail: [email protected].

Романченко Мирослава Петровна — кандидат медицинских наук, главный врач, (Центр гигиены и эпидемиологии в Донецкой Народной Республике, Донецк, Россия); e-mail: [email protected].

Соболева Анна Александровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии ФИПО, (Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, Россия); e-mail: [email protected].

Андреев Роман Николаевич — кандидат медицинских наук, специалист-эксперт (Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ДНР в городах Макеевка, Авдеевка, Ясиноватая и Ясиноватском районе; Макеевка, Россия); e-mail: [email protected].

Толстюк Виктория Игоревна — заместитель начальника отдела — заместитель главного государственного санитарного врача (Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ДНР в городах Макеевка, Авдеевка, Ясиноватая и Ясиноватском районе; Макеевка, Россия); e-mail: [email protected].

© Ветров С. Ф., Ващенко А. В., Клишкан Д. Г.,

Романченко М. П., Соболева А. А., Андреев Р. Н., Толстюк В. И., 2023

98

установлены качественные преимущества ДО в части сохранения здоровья и жизни обучаемых и преподавательского состава кафедры в современных условиях. Проведено анонимное анкетирование (АА) врачей-интернов 2022—2023 года выпуска для оценки качества и повышения эффективности процесса обучения. Результаты АА позволят не только оптимизировать образовательный процесс (ОП) в дистанционном режиме, но и скорректировать основные направления организационно-методической работы кафедры.

Ключевые слова: дистанционные технологии обучения, информационно-образовательная среда, анкетирование, обучаемые, безопасность.

Р01: 10.24412/2227-1384-2023-251-98-110

Широкое применение дистанционных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе в период 2020 — 2023 годов актуализировано глобальным распространением вируса Сошд-19 и проведением Специальной военной операции (СВО).

Форма обучения с использованием дистанционных технологий охватывает область последипломного образования — интернатуру, ординатуру, повышение квалификации специалистов учреждений практического здравоохранения различного уровня.

Эффективное использование актуальных образовательных технологий и сохранение здоровья и жизни обучаемых и преподавательского состава в условиях пандемии вируса Со^Л-19 и СВО — основная задача педагогического коллектива кафедры и ВУЗа.

Одной из действующих форм информационных и коммуникационных инноваций в сфере высшего медицинского образования в ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького» Минздрава России (ДонГМУ им. М. Горького) является дистанционного обучения (ДО) и обучение в онлайн-режиме, доступное для всех участников педагогического процесса.

Целью ДО, согласно «Положению о средствах электронного обучения в ДонНМУ им. Горького» от 01.09.2017 г. является предоставление образовательных услуг для усвоения теоретических основ и приобретения умений, которые возможно освоить дистанционно путём применения в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.

Под ДО понимается индивидуализированный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, в данном рассматриваемом случае — при подготовке врачей-интернов по специальности «Гигиена» параллельно с очной формой обучения.

В условиях ДО основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

В педагогическом смысле интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие «обучаемый — преподаватель» или «преподаватель — обучаемый» [5 — 6; 10; 12; 14 — 23].

В целях достижения эффективности обучения в условиях ДО необходимо особое внимание уделять дидактическому сопровождению, ко-

99

торое должно соответствовать разработанным в университете паспортам и программам формирования обязательных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформулированных в действующих образовательных стандартах [6; 20; 22 — 23].

Поэтому, с точки зрения дидактики, образовательный процесс (ОП) состоял из тех же этапов, что и очное обучение.

Преподаватели ставили те же цели и задачи каждого учебного занятия, содержание которых практически не изменилось, и руководствовались принципами сознательности, активности, наглядности, систематичности, научности и связи теории с будущей практической деятельностью врача.

Действительно, подготовка врача требует очного контакта обучаемого с преподавателем, но определённые разделы теоретической подготовки могут осуществляться в дистанционной форме.

В режиме ДО немаловажное значение приобретает сокращение аудиторных часов за счёт внеаудиторного времени обучаемого, что обязывает преподавателя осуществлять организацию и предоставление методического обеспечения для самостоятельной деятельности обучаемого с учётом данного фактора.

От преподавателя требуется пересмотр методологии обучения, осознание, что ДО не является модификацией заочной формы обучения, это совершенно новая форма, обладающая своими специфическими инструментами, технологиями, преимуществами в определённых условиях и достаточно ощутимыми отступлениями от стандартов, принятых при очной форме обучения.

В научных источниках подробно описаны результаты исследований проблем теории и методов самостоятельной работы обучаемых как важной слагающей профессиональной подготовки, отмечались положительные и отрицательные аспекты ДО [3; 8; 15; 17; 19].

В 2020 учебном году ОП посредством Интернета приобрёл особую актуальность в связи с глобальным распространением вируса Со^^19.

В соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 14.03.2020 г. № 57 «О введении режима повышенной готовности» образовательный процесс на кафедре гигиены ФИПО организован исключительно в дистанционном режиме как временная мера.

Преимуществами ДО в условиях распространения новой коронави-русной инфекции явились: эпидемиологическая безопасность для обучаемого, расширение мест, времени и условий обучения, которые могут быть выбраны каждым обучаемым индивидуально.

В условиях проведения СВО ДО обеспечивает сохранность жизни и физического здоровья обучаемых.

Инструментом для реализации ДО является существующий в Дон-ГМУ имени М. Горького электронный ресурс «Информационно-образовательная среда» (ИОС).

100

ИОС — система управления обучением, ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия преподавателя и обучаемого, предназначенная как для организации дистанционных курсов, так и поддержки процесса очного обучения при сохранении учебной нагрузки без изменения.

Это позволяет нам говорить об организации учебного процесса в формате сетевого взаимодействия.

Ресурсы ИОС представлены теоретическими материалами для изучения в виде файлов либо в виде ссылок на внешние сайты, методическими рекомендациями и пособиями, разработанными сотрудниками кафедры, интерактивными лекциями и презентациями, соответствующими тематическому плану и теме занятия.

Ресурс ИОС содержит активные элементы по организации деятельности в рамках обучения с использованием ресурсов дистанционного курса.

Под активными элементами понимается организация общения в режиме ДО (форум, чат, обмен сообщениями и т. п.), а также организация проверки знаний (тесты, задания).

Вопросы преподавателям можно задавать на форумах, которые созданы на странице кафедры, а также через старост, с которыми постоянно поддерживается связь для урегулирования возникающих по ходу обучения вопросов.

Ответ на задания и задачи должен быть предоставлен в электронном виде и направлен в виде одного или нескольких файлов. Задания к каждой теме и в целом к курсу подобраны согласно целям обучения.

Тесты, основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения, представлены фиксированным объёмом тестовых заданий по каждой теме занятия с одним правильным ответом.

Необходимо отметить, что ответы на тестовые задания обрабатываются и оцениваются без участия преподавателя, вследствие чего автоматизированный процесс тестирования делает его «прозрачным» для всех участников ОП.

Опрос — механизм, позволяющий задать обучаемым вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос, можно узнать мнение слушателей ДО по поставленному вопросу.

В педагогическом смысле интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие «обучаемый — обучающий».

Применяемый подход является достаточно эффективным способом обеспечения положительной мотивации обучаемых к изучению профильных дисциплин и повышения качества знаний и не только позволяет получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.

Система ДО предлагает и другие формы получения информации

101

и возможности оценивания, но на кафедре были выбраны наиболее приемлемые для обучения по профильным дисциплинам.

Применение ДО не меняет наши внутренние административные принципы. В случае если обучаемый в силу каких-либо причин имеет пропуски занятий в системе ИОС и потому не выполняет требования учебного плана, то следует реагирование куратора курса, учебного доцента и заведующего кафедрой, и студент дополнительно, самостоятельно изучает материал для подготовки к итоговому тестированию [1 — 3; 5 — 9; 11; 13; 17—18; 22—23].

При получении врачом-интерном неудовлетворительной оценки за один из этапов ГИА считается, что в целом он не сдал ГИА с последующей реакцией на всех административных уровнях вуза.

Проведя анализ работы процесса ДО за период 2020 — 2023 годов, мы установили качественные преимущества ДО и, прежде всего, в части сохранения здоровья и жизни обучаемых и преподавательского состава кафедры в современных условиях.

Кроме того, обучаемые выделяют следующие преимущества ДО: технологичность процесса обучения, доступность используемого учебного материала для скачивания, обучение в условиях эпидемиологической и военной обстановки при сохранении индивидуального темпа обучения.

В качестве основных проблем ДО можно выделить наиболее показательные, а именно: выявлены недостаточные возможности в техническом оснащении всех участников и возможности технического доступа к Сети, отсутствие устойчивых навыков работы с онлайн-платформами, недостаточная самомотивация обучаемых при самостоятельном изучении учебного материала.

Учитывая особенности современного учебного процесса с целью оценки качества ДО и повышения эффективности обучения, кафедра провела онлайн-анкетирование врачей-интернов 2022 — 2023 года обучения.

Вопрос качества образования (КО) реализуется на всех уровнях управления ДонГМУ им. М. Горького, при этом каждый сотрудник университета несёт персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество своей работы.

Для оценки эффективности обучения, установления преимуществ и недостатков дистанционного обучения применён метод непрямого анкетирования с использованием стандартизованной анкеты-вопросника, предложенной отделом управления качеством образования Дон-ГМУ им. М. Горького.

Анкета содержит 4 вопроса, которые предстояло оценить по пятибалльной шкале (от 1 до 5, соответственно от «категорически нет», «скорее нет, чем да», «нет», «скорее да, чем нет» до «абсолютно да».

Первый вопрос: «Видите ли Вы преимущества дистанционного обучения по сравнению с очным в медицинском вузе в мирное время?» —

102

содержит подвопрос о необходимости реализации данной формы обучения, которая также подлежала оцениванию.

Второй вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством дистанционного обучения в нашем университете?». Третий — «Удовлетворены ли Вы своей практической подготовкой (овладением практическими навыками и умениями) за годы учёбы в вузе (специалитет), в том числе в период дистанционного обучения?».

Четвёртый вопрос: «Готовы ли Вы к самостоятельной врачебной работе сразу после окончания 6 курса?» — является заключительным.

Дополнительно в анкете требовалось указать гендерную принадлежность анкетируемого и его специальность.

В анонимном анкетировании (АА) приняли участие 7 врачей-интернов, проходящих курс очно-заочного обучения на кафедре гигиены ФИПО в период 2022 — 2023 учебного года.

Период изучения предложенных вопросов и подготовки ответов анкетируемыми составил 10 дней.

Математическая обработка данных была проведена с помощью диаграмм в Google форме.

Анализ полученных ответов показал следующие результаты.

Преимущество ДО по сравнению с очным в медицинском вузе в мирное время (вопрос 1) на основании опроса не установлено. Категорически неудовлетворительно, в 1 балл по пятибалльной шкале оценивают данную форму обучения 4 респондента (57,1 %), «скорее нет, чем да», в 2 балла — 3 респондента (42,8 %).

Необходимость применения данной формы обучения (вопрос 1.1), имеет самый большой разброс оценочных баллов.

В 1 балл оценивают данную форму обучения 2 респондента, или 28,5 %; в 2 балла — 1 респондент (14,2 %); в 3 балла — 3 респондента (42,8 %) и в 4 балла — 1 респондент (14,2 %).

Третий вопрос — «Удовлетворены ли Вы своей практической подготовкой (овладением практическими навыками и умениями) за годы учёбы в вузе (специалитет), в том числе в период дистанционного обучения?» — имеет более высокую балльную оценку.

Так, в 3 балла оценивают уровень своей практической подготовки 4 респондента (57,1 %), в 4 балла — 3 респондента (42,8 %).

Степень готовности к самостоятельной врачебной работе сразу после окончания 6 курса анкетируемые оценили как недостаточную.

Таким образом, подводя итоги опыта работы в режиме ДО и анализируя результаты АА, можно утверждать, что ДО в современных условиях имеет как положительные аспекты, так и ряд существенных образовательных недостатков ввиду значимых отступлений от стандартов, принятых при очной форме обучения.

Обобщая собственно результаты АА, можно утверждать, что дистанционная форма обучения может применяться исключительно как

103

временная мера в экстремальных условиях, аналогичных глобальному распространению новой коронавирусной инфекции или ведению активных боевых действий с применением оружия массового поражения, только в качестве дополнения к классической очной форме обучения в медицинском вузе и не может являться полной её заменой.

Практическое применение результатов АА состоит в том, что их использование позволит оптимизировать образовательный процесс в дистанционном режиме и скорректировать основные направления организационно-методической работы кафедры уже в первом семестре 2023 учебного года.

В результате анализа особенностей деятельности кафедры в режиме комплексного применения дистанционных образовательных технологий в период 2020 — 2023 годов можно сделать следующие выводы. Задачами ДО в современных условиях для нас являлись: сохранение и расширение возможностей теоретической подготовки обучаемых в усвоении профильных дисциплин и закрепление полученных знаний. Автоматический процесс тестирования, обработки и оценки ответов на тестовые задания делает его «прозрачным» для всех участников образовательного процесса. Преимуществами ДО в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и проведения СВО являются эпидемиологическая безопасность, сохранность жизни и физического здоровья для обучаемых и преподавательского состава кафедры. Режим ДО может применяться в экстремальных условиях как дополнение к классической форме очного обучения, принятой в системе высшего медицинского образования. Результаты АА позволят не только оптимизировать работу в дистанционном режиме, но и скорректировать основные направления организационно-методической работы кафедры.

Список литературы

1. Ветров С. Ф. Задачи в организации подготовки специалистов по медицине труда в ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» при реализации государственной политики сохранения здоровья работающего населения / / Материалы ^-й Республиканской научно-практической интернет-конференции преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов «Современные проблемы гуманитарных, естественных и технических наук» / под ред. А. Д. Гладкой, И. А. Сибирцевой. Донецк: ДонНУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2019. Вып. № 5. С. 72 — 73.

2. Ветров С. Ф. Задачи в организации работы преподавателя при подготовке врачей-интернов при кредитно-модульной системе образования / С. Ф. Ветров [и др.] // Научно-исследовательская работа как фактор активизации познавательной деятельности при изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ДонНУ, 2020. С. 81 — 83.

3. Ветров С. Ф. Задачи в организации работы преподавателя при подготовке врачей-интернов на кафедре гигиены факультета интернатуры и последипломного образования / С. Ф. Ветров [и др.] / / Сборник научно-методических

104

трудов, посвященных 90-летию Университета. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2020. С. 736.

4. Ветров С. Ф. Методические основы преподавания принципов оценки факторов производственной среды и трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда / С. Ф. Ветров, А. В. Ващенко, С. В. Грищенко [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 1. С. 139 — 141.

5. Ветров С. Ф. Методические подходы в практике преподавания принципов интегральной оценки факторов трудового процесса врачам-интернам // Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ДонНУ, 2021. С. 71 — 76.

6. Ветров С. Ф. Методология оценки усвоения знаний и компетенций в режиме дистанционного обучения / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ДонНУ, 2021. С. 63 — 66.

7. Ветров С. Ф. Опыт формирования профессиональной компетенции «Способность к участию в проведении научных исследований» у обучающихся по специальности «Фармация» / С. В. Грищенко, И. И. Грищенко, Ю. Е. Новицкая [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 4. С. 502 — 504. EDN EHTBBA.

8. Ветров С. Ф. Организация дистанционного обучения в условиях режима повышенной готовности на кафедре гигиены ФИПО / / Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Биробиджан, 30 апреля 2020 г. / под общ. ред. В. П. Макаренко. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2020. С. 154 — 157.

9. Ветров С. Ф. Основные методологические подходы к оценке усвоения знаний при обучении врачей-интернов на кафедре гигиены ФИПО / / Университетская клиника. 2019. № приложение. С. 85 — 86.

10. Ветров С. Ф. Особенности комплексного применения дистанционных образовательных технологий в условиях распространения вируса Covid-19 / С. Ф. Ветров [и др.] // Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ДонНУ, 2021. С. 60 — 63.

11. Ветров С. Ф. Практика проведения видеоконференций при подготовке специалистов санитарно-гигиенических лабораторий / С. Ф. Ветров [и др.] // Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ДонНУ, 2021. С. 55 — 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ветров С. Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в условиях режима повышенной готовности / С. Ф. Ветров, А. В. Ващенко, А. Б. Ерма-ченко [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 3. С. 378 —380.

13. Ветров С. Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в высшей школе в условиях распостранения вируса Covid-19 / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ДонНУ, 2021. С. 66 — 70.

105

14. Ветров С. Ф., Ващенко А. В. Методические подходы в преподавании принципов интегральной оценки факторов производственной среды и трудового процесса на кафедре гигиены ФИПО / / Актуальные вопросы гигиены на современном этапе: материалы 3-й научно-практической конференции Южного федерального округа. Ростов-на-Дону: РостГМУ МЗ РФ, 2020. С. 168 — 173.

15. Ветров С. Ф., Ващенко А. В., Андреев Р. Н. Формирование профессиональных компетенций у врачей-интернов по специальности «Общая гигиена» / / Перспективы развития высшей школы: Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Тюмень, 21 мая 2022 года. Том 1. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. С. 177 — 182.

16. Ветров С. Ф., Ващенко А. В., Клишкан Д. Г., Котов В. С. Актуальность дистанционных образовательных технологий в условиях активизации военных действий на территории Донецкой Народной Республики / / Университетская клиника. 2022. № приложение, т. 1. С. 152 — 153.

17. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через интернет / / Бизнесобразование в России. URL: http://www.curator.ru/ doplus.html.

18. Кацель И. К., Молоканова Л. В. Современные технологии в образовательном процессе / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ДонНУ, 2021. С. 42—45.

19. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учебно-методическое пособие / А. И. Артюхина [и др.]; под ред. Е. В. Лопановой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. 198 с.

20. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Общая гигиена» (интернатура). Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2017. 50 с.

21. Павлович Л. В., Брюханова С. Т., Ежелева М. И. Использование дистанционной формы обучения в преподавании гигиенических дисциплин / / Университетская клиника. 2022. № приложение, т. 2. С. 150 — 151.

22. Сборник локальных нормативных актов по организации и методическому обеспечению учебного процесса: сборник / сост.: Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 188 с.

23. Сборник унифицированных форм документов по обеспечению реализации образовательных программ в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» / сост.: Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 107 с.

•Jc -Jc -Jc

Vetrov Sergey F.,1 Vashchenko Andrey V.,1 Klishkan Dmitry G.,1 Romanchenko Miroslava P.,2 Soboleva Anna A.,1 Andreev Roman N.,1 Tolstyuk Victoria I.,3 ASSESSMENT OF THE QUALITY AND EFFICIENCY OF TRAINING DOCTORS-INTERNS IN REMOTE MODE IN MODERN CONDITIONS

(1 M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk, Russia;

Center for Hygiene and Epidemiology in the Donetsk People's Republic, Donetsk, Russia; 3 Territorial department of the Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Donetsk People's Republic in the cities of Makeevka, Avdeevka, Yasinovataya and Yasinovatsky district; Makeevka, Russia)

106

The presented article describes the experience of using remote technologies in training interns at the Department of Hygiene of FIPO through the educational electronic resource — "Information and Educational Environment" (IEE) and assessing the quality and effectiveness of remote learning using the method of indirect questioning in the context of the spread of the Covid-19 virus and the conduct of the Special Military Operation (SVO). The evaluation of the process of distance learning (DL) is given, the qualitative advantages of DL in terms of preserving the health and life of students and teaching staff of the department in modern conditions are established. An anonymous survey (AA) was conducted for interns graduating in 2022—2023 to assess the quality and improve the effectiveness of the learning process. The results of AA will allow not only to optimize the educational process (EP) in a remote mode, but also to correct the main directions of the organizational and methodological work of the department.

Keywords: distance learning technologies, information and educational environment, questioning, learners, security.

DOI: 10.24412/2227-1384-2023-251-98-110

References

1. Vetrov S. F. Tasks in the organization of training specialists in occupational medicine in the State Educational Institution of Higher Professional Education "M. Gorky Donetsk National Medical University" in the implementation of the state policy of preserving the health of the working population [Zadachi v organizatsii podgotovki spetsialistov po meditsine truda v GOO VPO «Donetskiy natsional'nyy meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» pri realizatsii gosudarstvennoy politiki sokhraneniya zdorov'ya rabotayushchego naseleniya], Materialy V-y Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii prepodavateley, molodykh uchenykh, aspirantov i studentov «Sovremennye problemy gumanitarnykh, estestvennykh i tekhnicheskikh nauk» (Materials of the V-th Republican scientific and practical Internet conference of teachers, young scientists, graduate students and students "Modern problems of the humanities, natural and technical sciences"), Donetsk, 2019, issue 5, pp. 72 — 73.

2. Vetrov S. F. [et all.]. Tasks in the organization of the teacher's work in the preparation of interns in the credit-modular system of education [Zadachi v organizatsii raboty prepodavatelya pri podgotovke vrachey-internov pri kreditno-modul'noy sisteme obrazovaniya] Nauchno-issledovatel'skaya rabota kak faktor aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti pri izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Research work as a factor in activating cognitive activity in the study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2020, pp. 81 — 83.

3. Vetrov S. F. [et all.]. Tasks in organizing the work of a teacher in the preparation of interns at the Department of Hygiene of the Faculty of Internship and Postgraduate Education [Zadachi v organizatsii raboty prepodavatelya pri podgotovke vrachey-internov na kafedre gigiyeny fakul'teta internatury i poslediplomnogo obrazovaniya], Sbornik nauchno-metodicheskikh trudov, posvyashchennykh 90-letiyu Universiteta (Collection of scientific and methodological works dedicated to the 90th anniversary of the University), Donetsk, 2020, p. 736.

4. Vetrov S. F. [et all.]. Methodological foundations for teaching the principles of assessing the factors of the production environment and the labor process during the certification of workplaces for working conditions [Metodicheskiye osnovy prepodavaniya printsipov otsenki faktorov proizvodstvennoy sredy i trudovogo protsessa pri provedenii attestatsii rabochikh mest po usloviyam truda], Vestnik gigiyeny i epidemiologic 2020, vol. 24, no. 1, pp. 139 — 141.

107

5. Vetrov S. F. Methodological approaches in the practice of teaching the principles of the integral assessment of the factors of the labor process to interns [Metodicheskiye podkhody v praktike prepodavaniya printsipov integral'noy otsenki faktorov trudovogo protsessa vracham-internam], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 71-76.

6. Vetrov S. F. [et al.]. Methodology for assessing the assimilation of knowledge and competencies in distance learning [Metodologiya otsenki usvoyeniya znaniy i kompetentsiy v rezhime distantsionnogo obucheniya], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 63 — 66.

7. Vetrov S. F. [et al.]. Experience in the formation of professional competence "Ability to participate in scientific research" among students in the specialty "Pharmacy" [Opyt formirovaniya professional'noy kompetentsii «Sposobnost' k uchastiyu v provedenii nauchnykh issledovaniy» u obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Farmatsiya»], Vestnik gigiyeny i epidemiologii, 2020, vol. 24, no. 4, pp. 502 — 504.

8. Vetrov S. F. Organization of distance learning in conditions of high readiness at the Department of Hygiene FIPO [Organizatsiya distantsionnogo obucheniya v usloviyakh rezhima povyshennoy gotovnosti na kafedre gigiyeny FIPO], Arkhitektura mnogopolyarnogo mira v XXI veke: sbornik materialov V-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Architecture of a Multipolar World in the 21st Century: collection of materials of the V-th International scientific and practical conference), Birobidzhan, 2020, pp. 154 — 158.

9. Vetrov S. F. The main methodological approaches to assessing the assimilation of knowledge in the training of interns at the Department of Hygiene FIPO [Osnovnye metodologicheskie podkhody k otsenke usvoeniya znaniy pri obuchenii vrachey-internov na kafedre gigieny FIPO], Universitetskaya klinika, 2019, Prilozhenie (Application), pp. 85 — 86.

10. Vetrov S. F. [et al.]. Features of the integrated use of distance learning technologies in the context of the spread of the Covid 19 virus [Osobennosti kompleksnogo primeneniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh rasprostraneniya virusa Covid 19], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 60 — 63.

11. Vetrov S. F. [et al.]. The practice of videoconferencing in the training of specialists in sanitary and hygienic laboratories [Praktika provedeniya videokonferentsiy pri podgotovke spetsialistov sanitarno-gigiyenicheskikh laboratoriy], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 55—56.

108

12. Vetrov S. F. [et al.]. The use of distance learning technologies in conditions of high alert [Primeneniye distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh rezhima povyshennoy gotovnosti], Vestnik gigiyeny i epidemiologii, 2020, vol. 24, no. 3, pp. 378 — 380.

13. Vetrov S. F. [et al.]. The use of distance learning technologies in higher education in the context of the spread of the Covid 19 virus [Primeneniye distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v vysshey shkole v usloviyakh rasprostraneniya virusa Covid 19 ], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 66 — 70.

14. Vetrov S. F., Vashchenko A. V. Methodological approaches in teaching the principles of integral assessment of factors of the production environment and the labor process at the Department of Hygiene FIPO [Metodicheskiye podkhody v prepodavanii printsipov integral'noy otsenki faktorov proizvodstvennoy sredy i trudovogo protsessa na kafedre gigiyeny FIPO], Aktual'nyye voprosy gigiyeny na sovremennom etape: materialy 3-y nauchno-prakticheskoy konferentsii Yuzhnogo federal'nogo okruga (Actual issues of hygiene at the present stage: materials of the 3rd scientific and practical conference of the Southern Federal District), Rostov-on-Don, 2020, pp. 168—173.

15. Vetrov S. F., Vashchenko A. V., Andreyev R. N. Formation of professional competencies among interns in the specialty "General hygiene" [Formirovaniye professional'nykh kompetentsiy u vrachey-internov po spetsial'nosti «Obshchaya gigiyena»], Perspektivy razvitiya vysshey shkoly: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Tyumen', 21 maya 2022 goda (Prospects for the development of higher education: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, Tyumen, May 21, 2022). In 2 vol.,vol. 1, Tyumen, Tyumen Industrial University Publ., 2022, pp. 177—182.

16. Vetrov S. F., Vashchenko A. V., Klishkan D. G., Kotov V. S. Relevance of distance learning technologies in the context of increased military operations on the territory of the Donetsk People's Republic [Aktual'nost' distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh aktivizatsii voyennykh deystviy na territorii Donetskoy Narodnoy Respubliki], Universitetskaya klinika, 2022. No. Appendix, vol. 1, pp. 152 — 153.

17. Kanavo V. Dostoinstva i nedostatki distantsionnogo obucheniya cherez internet (Advantages and disadvantages of distance learning via the Internet). Available at: http://www.curator.ru/doplus.html.

18. Katsel I. K., Molokanova L. V. Modern technologies in the educational process [Sovremennyye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin (Methodology for structuring educational material in the distant study of chemical disciplines), materials of the Republican scientific and methodological seminar, Donetsk, DonNU Publ., 2021, pp. 42 —45.

19. Artyukhina A. I. [et al.], Lopanova E. V. (ed.). Kompetentnostno-oriyentirovannoye obucheniye v meditsinskom vuze (Competence-oriented education in a medical university), Omsk, 2012. 198 p.

20. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Obshchaya gigiena» (internatura) (The

109

main professional educational program of postgraduate vocational education in the specialty "General Hygiene" (internship)), Donetsk, 2017. 50 p. (In Russ.).

21. Pavlovich L. V., Bryukhanov S. T., Ezheleva M. I. The use of distance learning in the teaching of hygienic disciplines [Ispol'zovaniye distantsionnoy formy obucheniya v prepodavanii gigiyenicheskikh distsiplin], Universitetskaya klinika, 2022. No. Appendix, vol. 2, pp. 150—151.

22. Ignatenko G. A. [et al.]. Sbornik lokal'nykh normativnykh aktov po organizatsii i metodicheskomu obespecheniyu uchebnogo protsessa (Collection of local regulations on the organization and methodological support of the educational process), Donetsk, 2018. 188 p.

23. Ignatenko G. A. [et al.]. Sbornik unifitsirovannykh form dokumentov po obespecheniyu realizatsii obrazovatel'nykh programm v Gosudarstvennoy obrazovatel'noy organizatsii vysshego professional'nogo obrazovaniya «Donetskiy natsional'nyy meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» (Collection of unified forms of documents to ensure the implementation of educational programs in the State Educational Organization of Higher Professional Education "Donetsk National Medical University named after M. Gorky"), Donetsk, 2018. 107 p.

•Jc -Jc -Jc

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.