Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБИНАРОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА COVID-19'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБИНАРОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / вебинар / информационно-образовательная среда / обучаемые / вирус Covid-19 / эпидемиологическая безопасность / distance learning / webinar / information and educational environment / students / Covid-19 / epidemiological safety

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Сергей Федорович, Андреев Роман Николаевич, Крапивин Сергей Степанович, Колосова Оксана Викторовна, Мороз Анна Борисовна

Широкое применение в образовательном процессе в период 2020—2022 годов дистанционных информационных и коммуникационных технологий актуализировано глобальным распространением вируса Covid-19. Форма обучения с использованием дистанционных технологий охватывает область последипломного образования: интернатуру, повышение квалификации специалистов учреждений практического здравоохранения различного уровня. Эффективное использование актуальных образовательных технологий и сохранение здоровья обучаемых и преподавательского состава в условиях пандемии вируса Covid-19 на сегодня — основная задача педагогического коллектива ВУЗа. Одной из действующих форм информационных и коммуникационных инноваций в сфере высшего медицинского образования в государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» (ДонНМУ им. М. Горького) является дистанционное обучение (ДО) и обучение в онлайн-режиме, доступное для всех участников педагогического процесса. Целью дистанционного обучения является предоставление образовательных услуг для усвоения теоретических основ и приобретение умений, которые возможно освоить дистанционно путём применения в обучении современных информационно-коммуникационных технологий. В условиях дистанционного обучения основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Преимуществами ДО в условиях распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 являются эпидемиологическая безопасность для обучаемого и преподавателя, расширение мест, времени и условий обучения, которые могут быть выбраны каждым обучаемым индивидуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Сергей Федорович, Андреев Роман Николаевич, Крапивин Сергей Степанович, Колосова Оксана Викторовна, Мороз Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE USE OF WEBINARS AT A MEDICAL UNIVERSITY DURING COVID-19 SPREAD

The widespread use of distance information and communication technologies in the educational process in the period 2020—2022 has been updated by the global spread of Covid-19. The form of education through distance technologies covers the field of postgraduate education — internship, advanced training of specialists from practical healthcare institutions at various levels. The effective use of relevant educational technologies and the preservation of the health of students and teaching staff in the context of the Covid-19 pandemic, today, is the main task of the teaching staff of the university. One of the current forms of information and communication innovations in the field of higher medical education in the state educational organization of higher professional education "M. Gorky Donetsk National Medical University" (M. Gorky DonNMU) is distance learning (DL) and online learning, available to all participants in the pedagogical process. The purpose of distance learning is to provide educational services for the assimilation of theoretical foundations and the acquisition of skills that can be mastered remotely through the use of modern information and communication technologies in education. In the context of distance learning, the main methodological innovations are associated with the use of interactive teaching methods. The advantages of distance education in the context of the spread of the new coronavirus infection Covid-19 are epidemiological safety for the student and teacher, the increase of places, times and conditions of study, which can be chosen by each student individually.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБИНАРОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА COVID-19»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Педагогика

УДК 378:614.2

С. Ф. Ветров, Р. Н. Андреев, С. С. Крапивин,

О. В. Колосова, А. Б. Мороз, В. А. Мищенко, С. В. Тарануха

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБИНАРОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА COVID-19

Широкое применение в образовательном процессе в период 2020—2022 годов дистанционных информационных и коммуникационных технологий актуализировано глобальным распространением вируса Оз^-19. Форма обучения с использованием дистанционных технологий охватывает область последипломного образования: интернатуру, повышение квалификации специалистов учреждений практического здравоохранения

Ветров Сергей Федорович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены ФИПО (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Андреев Роман Николаевич — соискатель кафедры медицинской физики, математики и информатики (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Крапивин Сергей Степанович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Колосова Оксана Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Мороз Анна Борисовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Мищенко Владимир Анатольевич — ассистент кафедры терапевтической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Тарануха Сергей Викторович — ассистент кафедры стоматологии детского возраста и хирургической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

© Ветров С. Ф., Андреев Р. Н., Крапивин С. С., Колосова О. В., Мороз А. Б., Мищенко В. А., Тарануха С. В., 2022

9

различного уровня. Эффективное использование актуальных образовательных технологий и сохранение здоровья обучаемых и преподавательского состава в условиях пандемии вируса Covid-19 на сегодня — основная задача педагогического коллектива ВУЗа. Одной из действующих форм информационных и коммуникационных инноваций в сфере высшего медицинского образования в государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» (ДонНМУ им. М. Горького) является дистанционное обучение (ДО) и обучение в онлайн-режиме, доступное для всех участников педагогического процесса. Целью дистанционного обучения является предоставление образовательных услуг для усвоения теоретических основ и приобретение умений, которые возможно освоить дистанционно путём применения в обучении современных информационно-коммуникационных технологий. В условиях дистанционного обучения основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Преимуществами ДО в условиях распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 являются эпидемиологическая безопасность для обучаемого и преподавателя, расширение мест, времени и условий обучения, которые могут быть выбраны каждым обучаемым индивидуально.

Ключевые слова: дистанционное обучение, вебинар, информационно-образовательная среда, обучаемые, вирус Covid-19, эпидемиологическая безопасность.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-348-9-18

Понятия «интерактивный», «интерактив» пришли из английского языка, образованы от слова interact (inter — взаимный, act — действие, действовать). В педагогическом смысле интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие «обучаемый — преподаватель» или «преподаватель — обучаемый» [11 — 13; 18; 20 — 24].

В целях достижения эффективности обучения в условиях применения дистанционного обучения (ДО) необходимо особое внимание уделять дидактическому сопровождению, которое должно соответствовать разработанным в 2017 году в университете паспортам и программам формирования обязательных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформулированных в действующих образовательных стандартах [12; 20 — 22].

Инструментом для реализации ДО является существующий в Донецком национальном медицинском университете имени М. Горького (ДонНМУ им. М. Горького) электронный ресурс «Информационно-образовательная среда» (ресурс ИОС) [20—22].

Возможности предоставления необходимого объёма знаний значительно возросли с введением в действие распоряжения от 7 декабря 2020 года № 46-Б «О повышении эффективности учебного процесса в условиях применения дистанционных образовательных технологий на клинических кафедрах ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького».

Распоряжением предусмотрено обязательное проведение видеоконференций (вебинаров) для обучаемых по реализуемым на кафедре дисциплинам.

Вебинар — удалённое синхронное интерактивное взаимодействие двух и более пользователей, при котором между ними выполняется двусторонний обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени, в

10

нашем случае посредством стационарных и мобильных электр онных компьютерных систем.

Процесс подготовки вебинара включает оповещение участников посредством размещения в ресурсе ИОС информации о теме и сроках проведения вебинара, контрольные вопросы по теме занятия, презентацию отдельных тем или разделов занятия, схем или таблиц. В установленные сроки на кафедре был составлен и представлен в учебный отдел график проведения учебных вебинаров с указанием всех необходимых для участников сведений и реквизитов. Ход выполнения Распоряжения строго контролируется руководством и аппаратом деканата факультета интернатуры и последипломного образования (ФИПО).

Основной задачей преподавателя в данном процессе является выполнение организаторской функции, связанной преимущественно с направлением и корректировкой общего хода занятия [5; 11; 14].

Организация вебинара предполагает его проведение, как правило, после самостоятельного изучения обучаемыми учебного модуля, его раздела, темы или совокупности тем.

Отличительными особенностями вебинара, по сравнению с традиционными практическими занятиями и семинарами, являются его содержательная и методическая насыщенность (вербальная, визуальная), конкретность и практический характер отрабатываемых учебных вопросов.

Как показывает опыт, работа в режиме вебинара формирует у обучаемых профессиональный интерес, обеспечивает контролируемое активное участие каждого обучаемого в обсуждении представляемого учебного материала и осуществлении требуемых действий. По нашему мнению, вебинар обладает определёнными техническими преимуществами в организации педагогического процесса.

Например, вебинар, в отличие от большинства типов веб-конференций, где основную часть времени говорит преподаватель, отличается высокой степенью интерактивности. Обучаемые активно, в том числе визуально, вовлечены в педагогический процесс и в ходе практического занятия или лекции имеют возможность задавать вопросы педагогу и прояснять непонятные для них положения.

На кафедре с целью формирования целостной системы знаний и профессиональных компетенций акцент делается на межпредметные, междисциплинарные связи [3].

Для достижения максимальной эффективности представления учебного материала при проведении вебинаров по смежным специальностям актуальным является одновременное участие в процессе нескольких преподавателей кафедры по различным дисциплинам.

Например, при рассмотрении общих тем, определяющих роль и значение лабораторных исследований, использование результатов лабораторных исследований в практической деятельности врача-гигиениста, и частных разделов — при проведении аттестации рабочих мест по ус-

11

ловиям труда; интерпретации результатов анализов для гигиенической оценки вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; применении средств индивидуальной и коллективной защиты в условиях нахождения работника в производственных условиях — подтверждена целесообразность участия преподавателя профильных гигиенических дисциплин [1; 4— 6; 8; 11 — 12; 15 — 17].

Аналогичным образом проводится рассмотрение тем по вопросам использования медицинской статистики в практике изучения состояния здоровья производственных коллективов; при скрининговой оценке состояния здоровья работников по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров, другим теоретическим вопросам, имеющим прикладное значение в профессиональной деятельности обучаемых.

Во всех случаях при проведении вебинаров целесообразным является участие в процессе учебного доцента кафедры. По результатам представляемых в ходе практических занятий ответов проводится обязательное оценивание знаний в соответствии с действующим Положением об оценивании учебной деятельности обучаемых.

Оценка, полученная обучаемыми за контрольный блок (тестирование) по теме каждого занятия на ресурсе ИОС, выставляется в Журнале учёта посещаемости и успеваемости наряду с оценкой, полученной на вебинаре.

Заключительным этапом вебинара является подведение итогов усвоения обучаемыми рассмотренной темы занятия, подробный разбор выставленных оценок с учётом активности в усвоении представленного материала, так как требования к уровню подготовки обучаемых к государственной итоговой аттестации (ГИА) строго определены и остаются без изменений [2; 7; 9; 10—11; 14; 21].

Дополнительным положительным качеством вебинара является то, что, в отличие от обычного семинара или лекции, обучаемые по окончании общения-онлайн имеют возможность получить аудио- и видеозапись, которые можно использовать при самостоятельном закреплении полученной информации.

Выводы

Анализируя особенности деятельности кафедры в режиме комплексного применения дистанционных образовательных технологий и повышенной готовности в период 2020 — 2022 годов, можно резюмировать, что основными приоритетами для преподавательского состава являлись:

- расширение возможностей предоставления обучаемым необходимого объёма практических и теоретических знаний, самостоятельной проверки и закрепления полученных знаний, усиление заинтересованности обучаемых в образовательном процессе, формирование профес-

12

сиональных компетенций с использованием возможностей обучения в режиме вебинаров;

- эпидемиологическая безопасность и сохранение здоровья обучаемых и преподавательского состава в условиях глобального распостране-ния вируса Со^Л-19.

Список литературы

1. Ветров С. Ф. Задачи в организации подготовки специалистов по медицине труда в ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» при реализации государственной политики сохранения здоровья работающего населения / / Материалы ^й Республиканской научно-практической интернет-конференции преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов «Современные проблемы гуманитарных, естественных и технических наук» / под ред. А. Д. Гладкой, И. А. Сибирцевой. Донецк: ДонНуЭТ им. М. Туган-Барановского, 2019. Вып. № 5. С. 72 — 73.

2. Ветров С. Ф. Задачи в организации работы преподавателя при подготовке врачей-интернов при кредитно-модульной системе образования / С. Ф. Ветров [и др.] / / Научно-исследовательская работа как фактор активизации познавательной деятельности при изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОу ВПО «ДНу», 2020. С. 81 — 83.

3. Ветров С. Ф. Задачи в организации работы преподавателя при подготовке врачей-интернов на кафедре гигиены факультета интернатуры и последипломного образования / С. Ф. Ветров [и др.] / / Сборник научно-методических трудов, посвященных 90-летию Университета. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2020. С. 736.

4. Ветров С. Ф. Комплексная гигиеническая оценка рабочих мест / С. Ф. Ветров [и др.] / / Усовершенствование санитарно-гигиенического мониторинга влияния условий труда на здоровье горнорабочих угольных шахт: монография / под ред. Г. С. Передерий, Д. О. Ласткова, О. В. Партаса. Донецк: Мир книги, 2012. С. 105—124.

5. Ветров С. Ф. Методические основы преподавания принципов оценки факторов производственной среды и трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда / С. Ф. Ветров [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 1. С. 139—141.

6. Ветров С. Ф. Методические подходы в практике преподавания принципов интегральной оценки факторов трудового процесса врачам-интернам / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 71—76.

7. Ветров С. Ф. Методология оценки усвоения знаний и компетенций в режиме дистанционного обучения / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 63 — 66.

8. Ветров С. Ф. Опыт формирования профессиональной компетенции «Способность к участию в проведении научных исследований» у обучающихся по

13

специальности «Фармация» / С. Ф. Ветров [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 4.С. 502-504.

9. Ветров С. Ф. Организация дистанционного обучения в условиях режима повышенной готовности на кафедре гигиены ФИПО / / Архитектура многополярного мира в XXI веке: сборник материалов V-й Международной научно-практической конференции. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2020. С. 154-158.

10. Ветров С. Ф. Основные методологические подходы к оценке усвоения знаний при обучении врачей-интернов на кафедре гигиены ФИПО / / Университетская клиника. 2019. Приложение. С. 85 — 86.

11. Ветров С. Ф. Особенности комплексного применения дистанционных образовательных технологий в условиях распространения вируса Covid 19 / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 60 — 63.

12. Ветров С. Ф. Практика проведения видеоконференций при подготовке специалистов санитарно-гигиенических лабораторий / С. Ф. Ветров [и др.] // Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 55 — 56.

13. Ветров С. Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в условиях режима повышенной готовности / С. Ф. Ветров [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 3. С. 378—380.

14. Ветров С. Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в высшей школе в условиях распространения вируса Covid 19 / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 66 — 70.

15. Ветров С. Ф. Причины и механизмы формирования профессиональных рисков / С. Ф. Ветров [и др.] / / Усовершенствование санитарно-гигиенического мониторинга влияния условий труда на здоровье горнорабочих угольных шахт: монография / под ред. Г. С. Передерий, Д. О. Ласткова, О. В. Партаса. Донецк: Мир книги, 2012. С. 42—43.

16. Ветров С. Ф., Ващенко А. В. Методические подходы в преподавании принципов интегральной оценки факторов производственной среды и трудового процесса на кафедре гигиены ФИПО / / Актуальные вопросы гигиены на современном этапе: материалы 3-й научно-практической конференции Южного федерального округа. Ростов-на-Дону: РостГМУ МЗ РФ, 2020. С. 168 — 173.

17. Ветров С. Ф., Шестаков В. И. Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования учёта потенциально опасных факторов деятельности на производстве / / Сборник научных работ серии «Государственное управление». Вып. 3: Экономика и управление народным хазяйством. Донецк: ГОУ ВПО «ДонАУиГС», 2016. С. 178—187.

18. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через интернет / / Бизнесобразование в России. URL: http://www.curator.ru/ doplus.html.

19. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учебно-методическое пособие / А. И. Артюхина [и др.]; под ред. Е. В. Лопановой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. 198 с.

14

20. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Общая гигиена» (интернатура). Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2017. 50 с.

21. Сборник локальных нормативных актов по организации и методическому обеспечению учебного процесса / сост.: Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 188 с.

22. Сборник унифицированных форм документов по обеспечению реализации образовательных программ в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» / сост. Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 107 с.

23. Создание электронных образовательных ресурсов. Инструменты и технологии. URL: http://tputeacher.wordpress.com/

24. Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Web conferencing.

* * *

Vetrov Sergey F., Andreev Roman N., Krapivin Sergey S., Kolosova Oksana V., Moroz Anna B., Mishchenko Vladimir A., Taranukha Sergey V. THE RELEVANCE OF THE APPLICATION OF WEBINARS AT A MEDICAL UNIVERSITY DURING THE DISTRIBUTION OF THE COVID-19 VIRUS

(M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia)

The widespread use of distance information and communication technologies in the educational process in the period 2020—2022 has been updated by the global spread of the Covid-19 virus. The form of education using distance technologies covers the field of postgraduate education — internship, advanced training of specialists from practical healthcare institutions at various levels. The effective use of relevant educational technologies and the preservation of the health of students and teaching staff in the context of the Covid-19 virus pandemic, today, is the main task of the teaching staff of the university. One of the current forms of information and communication innovations in the field of higher medical education in the state educational organization of higher professional education "M. Gorky Donetsk National Medical University" (M. Gorky DonNMU) is distance learning (DO) and learning in the mode "On-line", available to all participants in the pedagogical process. The purpose of distance learning is to provide educational services for the assimilation of theoretical foundations and the acquisition of skills that can be mastered remotely through the use of modern information and communication technologies in education. In the context of distance learning, the main methodological innovations are associated with the use of interactive teaching methods. The advantages of distance education in the context of the spread of the new coronavirus infection Covid-19 are epidemiological safety for the student and teacher, the expansion of places, times and conditions of study, which can be chosen by each student individually.

Keywords: distance learning, webinar, information and educational environment, students, Covid-19 virus, epidemiological safety.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-348-9-18

References

1. Vetrov S. F. Tasks in the organization of training specialists in occupational medicine in the State Educational Institution of Higher Professional Education "M. Gorky Donetsk National Medical University" in the implementation of the state policy of preserving the health of the working population [Zadachi v organizatsii podgotovki spetsialistov po meditsine truda v GOO VPO «Donetskiy natsional'nyy

15

meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» pri realizatsii gosudarstvennoy politiki sokhraneniya zdorov'ya rabotayushchego naseleniya], Materialy V-y Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii prepodavateley, molodykh uchenykh, aspirantov i studentov «Sovremennye problemy gumanitarnykh, estestvennykh i tekhnicheskikh nauk» (Materials of the V-th Republican scientific and practical Internet conference of teachers, young scientists, graduate students and students "Modern problems of the humanities, natural and technical sciences"), Donetsk, 2019, issue 5, pp. 72 — 73.

2. Vetrov S. F. [et al.]. Tasks in the organization of the teacher's work in the preparation of interns in the credit-modular system of education [Zadachi v organizatsii raboty prepodavatelya pri podgotovke vrachey-internov pri kreditno-modul'noy sisteme obrazovaniya] Nauchno-issledovatel'skaya rabota kak faktor aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti pri izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Research work as a factor in activating cognitive activity in the study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2020, pp. 81—83.

3. Vetrov S. F. [et al.]. Tasks in organizing the work of a teacher in the preparation of interns at the Department of Hygiene of the Faculty of Internship and Postgraduate Education [Zadachi v organizatsii raboty prepodavatelya pri podgotovke vrachey-internov na kafedre gigiyeny fakul'teta internatury i poslediplomnogo obrazovaniya], Sbornik nauchno-metodicheskikh trudov, posvyashchennykh 90-letiyu Universiteta (Collection of scientific and methodological works dedicated to the 90th anniversary of the University), Donetsk, 2020, p. 736.

4. Vetrov S. F. [et al.]. Comprehensive hygienic assessment of workplaces [Kompleksnaya gigiyenicheskaya otsenka rabochikh mest], Usovershenstvovaniye sanitarno-gigiyenicheskogo monitoringa vliyaniya usloviy truda na zdorov'ye gornorabochikh ugol'nykh shakht (Improvement of sanitary and hygienic monitoring of the impact of working conditions on the health of miners in coal mines), Donetsk, 2012, pp. 105—124.

5. Vetrov S. F. [et al.]. Methodological foundations for teaching the principles of assessing the factors of the production environment and the labor process during the certification of workplaces for working conditions [Metodicheskiye osnovy prepodavaniya printsipov otsenki faktorov proizvodstvennoy sredy i trudovogo protsessa pri provedenii attestatsii rabochikh mest po usloviyam truda], Vestnik gigiyeny i epidemiologic 2020, vol. 24, no. 1, pp. 139—141.

6. Vetrov S. F. Methodological approaches in the practice of teaching the principles of the integral assessment of the factors of the labor process to interns [Metodicheskiye podkhody v praktike prepodavaniya printsipov integral'noy otsenki faktorov trudovogo protsessa vracham-internam], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 71 — 76.

7. Vetrov S. F. [et al.]. Methodology for assessing the assimilation of knowledge and competencies in distance learning [Metodologiya otsenki usvoyeniya znaniy i kompetentsiy v rezhime distantsionnogo obucheniya], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring

16

educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 63 —66.

8. Vetrov S. F. [et al.]. Experience in the formation of professional competence "Ability to participate in scientific research" among students in the specialty "Pharmacy" [Opyt formirovaniya professional'noy kompetentsii «Sposobnost' k uchastiyu v provedenii nauchnykh issledovaniy» u obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Farmatsiya»], Vestnik gigiyeny i epidemiologic 2020, vol. 24, no. 4, pp. 502 —504.

9. Vetrov S. F. Organization of distance learning in conditions of high readiness at the Department of Hygiene FIPO [Organizatsiya distantsionnogo obucheniya v usloviyakh rezhima povyshennoy gotovnosti na kafedre gigiyeny FIPO], Arkhitektura mnogopolyarnogo mira v XXI veke: sbornik materialov V-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Architecture of a Multipolar World in the 21st Century: collection of materials of the V-th International scientific and practical conference), Birobidzhan, 2020, pp. 154 — 158.

10. Vetrov S. F. The main methodological approaches to assessing the assimilation of knowledge in the training of interns at the Department of Hygiene FIPO [Osnovnye metodologicheskie podkhody k otsenke usvoeniya znaniy pri obuchenii vrachey-internov na kafedre gigieny FIPO], Universitetskaya klinika, 2019, Prilozhenie (Application), pp. 85 — 86.

11. Vetrov S. F. [et al.]. Features of the integrated use of distance learning technologies in the context of the spread of the Covid 19 virus [Osobennosti kompleksnogo primeneniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh rasprostraneniya virusa Covid 19], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 60 — 63.

12. Vetrov S. F. [et al.]. The practice of videoconferencing in the training of specialists in sanitary and hygienic laboratories [Praktika provedeniya videokonferentsiy pri podgotovke spetsialistov sanitarno-gigiyenicheskikh laboratoriy], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 55—56.

13. Vetrov S. F. [et al.]. The use of distance learning technologies in conditions of high alert [Primeneniye distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh rezhima povyshennoy gotovnosti], Vestnik gigiyeny i epidemiologii, 2020, vol. 24, no. 3, pp. 378 — 380.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Vetrov S. F. [et al.]. The use of distance learning technologies in higher education in the context of the spread of the Covid 19 virus [Primeneniye distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v vysshey shkole v usloviyakh rasprostraneniya virusa Covid 19 ], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 66 — 70.

15. Vetrov S. F. [et al.]. Causes and mechanisms for the formation of occupational risks [Prichiny i mekhanizmy formirovaniya professional'nykh riskov],

17

Usovershenstvovaniye sanitarno-gigiyenicheskogo monitoringa vliyaniya usloviy truda na zdorov'ye gornorabochikh ugol'nykh shakht (Improvement of sanitary and hygienic monitoring of the impact of working conditions on the health of miners in coal mines), Donetsk, 2012, pp. 42-43.

16. Vetrov S. F., Vashchenko A. V. Methodological approaches in teaching the principles of integral assessment of factors of the production environment and the labor process at the Department of Hygiene FIPO [Metodicheskiye podkhody v prepodavanii printsipov integral'noy otsenki faktorov proizvodstvennoy sredy i trudovogo protsessa na kafedre gigiyeny FIPO], Aktual'nyye voprosy gigiyeny na sovremennom etape: materialy 3-y nauchno-prakticheskoy konferentsii Yuzhnogo federal'nogo okruga (Actual issues of hygiene at the present stage: materials of the 3rd scientific and practical conference of the Southern Federal District), Rostov-on-Don, 2020, pp. 168-173.

17. Vetrov S. F., Shestakov V. I. Domestic and foreign experience of state regulation of accounting for potentially hazardous factors in production [Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya uchota potentsial'no opasnykh faktorov deyatel'nosti na proizvodstve], Sbornik nauchnykh rabot serii «Gosudarstvennoye upravleniye». Vypusk 3: Ekonomika i upravleniye narodnym khazyaystvom (Collection of scientific papers of the Public Administration series. Issue. 3: Economics and management of the national economy), Donetsk, 2016, pp. 178 — 187.

18. Kanavo V. Dostoinstva i nedostatki distantsionnogo obucheniya cherez internet (Advantages and disadvantages of distance learning via the Internet). Available at: http://www.curator.ru/ doplus.html.

19. Artyukhina A. I. [et al.], Lopanova E. V. (ed.). Kompetentnostno-oriyentirovannoye obucheniye v meditsinskom vuze (Competence-oriented education in a medical university), Omsk, 2012. 198 p.

20. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Obshchaya gigiena» (internatura) (The main professional educational program of postgraduate vocational education in the specialty "General Hygiene" (internship)), Donetsk, 2017. 50 p. (In Russ.).

21. Ignatenko G. A. [et al.]. Sbornik lokal'nykh normativnykh aktov po organizatsii i metodicheskomu obespecheniyu uchebnogo protsessa (Collection of local regulations on the organization and methodological support of the educational process), Donetsk, 2018. 188 p.

22. Ignatenko G. A. [et al.]. Sbornik unifitsirovannykh form dokumentov po obespecheniyu realizatsii obrazovatel'nykh programm v Gosudarstvennoy obrazovatel'noy organizatsii vysshego professional'nogo obrazovaniya «Donetskiy natsional'nyy meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» (Collection of unified forms of documents to ensure the implementation of educational programs in the State Educational Organization of Higher Professional Education "Donetsk National Medical University named after M. Gorky"), Donetsk, 2018. 107 p.

23. Sozdaniye elektronnykh obrazovatel'nykh resursov. Instrumenty i tekhnologii (Creation of electronic educational resources. Tools and technologies). Available at: http://tputeacher.wordpress.com/ (In Russ.).

24. Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Web conferencing.

■k -k -k

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.