Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционные образовательные технологии / режим повышенной готовности / информационно-образовательная среда / медицинское образование / distance learning technologies / high alert mode / information and educational environment / medical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Сергей Федорович, Ващенко Андрей Владимирович, Андреев Роман Николаевич, Дмитренко Валентина Валерьевна, Боева Ирина Анатольевна

В представленной статье описан опыт применения дистанционных образовательных технологий в условиях режима повышенной готовности в процессе обучения врачей-интернов и врачей-курсантов на кафедре гигиены ФИПО посредством обучающего электронного ресурса — «Информационно-образовательная среда» (ИОС). Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире в сфере образования произошли глобальные изменения, и прежде всего это распространение информационных и коммуникационных технологий. Рядом нормативных правовых и локальных нормативных актов по организации и методическому обеспечению учебного процесса дистанционное обучение в вузах определено как технология обучения. В настоящее время законом «Об образовании» ДНР предусмотрено использование в учреждениях высшего образования электронных информационных и коммуникационных технологий. В государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» (ДонНМУ им. М. Горького) одной из действующих форм информационных и коммуникационных инноваций в сфере высшего медицинского образования являются дистанционное обучение (ДО) и обучение в режиме-онлайн, доступные для всех участников образовательного процесса. Целью ДО согласно «Положения о средствах электронного обучения в ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького» от 01.09.2017 г. является предоставление образовательных услуг для усвоения теоретических основ и приобретения умений, которые возможно освоить дистанционно, путём применения в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Сергей Федорович, Ващенко Андрей Владимирович, Андреев Роман Николаевич, Дмитренко Валентина Валерьевна, Боева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES UNDER THE CONDITIONS OF THE HIGH ALERT MODE

The article describes the experience of using distance learning technologies in high alert mode in the process of training interns and medical cadets at the Department of Hygiene of the FIPO through the educational electronic resource — "Information and Educational Environment" (IEE). This study is relevant because in the modern world in the field of education there have been global changes, and above all, this is the spread of information and communication technologies. A number of regulatory legal and local regulations of the organization and methodological support of the educational process, distance learning in universities is defined as a learning technology. Currently, the law "On Education" of the DPR provides the use of electronic information and communication technologies in institutions of higher education. In the state educational organization of higher professional education "M. Gorky Donetsk National Medical University" (M. Gorky DonNMU), one of the existing forms of information and communication innovations in the field of higher medical education is distance learning (DL) and training online, accessible to all participants in the educational process. The purpose of DL according to the "Regulations on e-learning tools in the M. Gorky DonNMU” dated 09/01/2017 is the provision of educational services for the assimilation of theoretical foundations and the acquisition of skills that can be mastered remotely through the use of modern information and communication technologies in education.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ»

УДК 378:614.8.3.12

С. Ф. Ветров, А. В. Ващенко, Р. Н. Андреев, В. В. Дмитриенко, И. А. Боева, С. С. Крапивин, А. Б. Мороз, С. В. Тарануха

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

В представленной статье описан опыт применения дистанционных образовательных технологий в условиях режима повышенной готовности в процессе обучения врачей-интернов и врачей-курсантов на кафедре гигиены ФИПО посредством обучающего электронного ресурса — «Информационно-образовательная среда» (ИОС). Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире в сфере образования произошли глобальные изменения, и прежде всего это распространение информационных и коммуникационных технологий. Рядом нормативных правовых и локальных нормативных актов по организации и методическому обеспечению учебного процесса дистанционное обучение в вузах определено как технология обучения. В настоящее время законом «Об образовании» ДНР предусмотрено использование в учреждениях высшего образования электронных информационных и коммуникационных технологий. В государственной образовательной организации высшего

Ветров Сергей Федорович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены ФИПО (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Ващенко Андрей Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры нейрохирургии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Андреев Роман Николаевич — соискатель кафедры медицинской физики, математики и информатики (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Дмитренко Валентина Валерьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры профессиональных болезней и радиационной медицины, доцент (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Боева Ирина Анатольевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры профессиональных болезней и радиационной медицины (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Крапивин Сергей Степанович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Мороз Анна Борисовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Тарануха Сергей Викторович — ассистент кафедры стоматологии детского возраста и хирургической стоматологии (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, ДНР, Россия); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

© Ветров С. Ф., Ващенко А. В., Андреев Р. Н., Дмитриенко В. В., Боева И. А., Крапивин С. С., Мороз А. Б., Тарануха С. В., 2022

19

профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» (ДонНМУ им. М. Горького) одной из действующих форм информационных и коммуникационных инноваций в сфере высшего медицинского образования являются дистанционное обучение (ДО) и обучение в режиме-онлайн, доступные для всех участников образовательного процесса. Целью ДО согласно «Положения о средствах электронного обучения в ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького» от 01.09.2017 г. является предоставление образовательных услуг для усвоения теоретических основ и приобретения умений, которые возможно освоить дистанционно, путём применения в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, режим повышенной готовности, информационно-образовательная среда, медицинское образование.

Р01: 10.24412/2227-1384-2022-348-19-28

Дистанционное обучение (ДО) представляет собой индивидуальный процесс получения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности, в данном случае в процессе подготовки врачей-интернов по специальности «Общая гигиена» и врачей-курсантов по специальности «Гигиена труда», профессиональной переподготовки (ПП) и повышение квалификации (ПК) в комплексе с обучением при помощи очных методов [6 — 7; 9].

Ведь и правда, подготовительный процесс обучения врача не может обойтись без очного контакта слушателя и преподавателя, но, в то же время, некоторые разделы теоретической части подготовки возможно осваивать в дистанционной форме, что успешно и происходит во время режима повышенной готовности. В процессе ДО весомое значение имеет сокращение аудиторных часов за счёт внеаудиторных занятий обучаемых, что добавляет преподавателю функции организации и предоставления методического обеспечения для самостоятельной учебной деятельности слушателя [13 — 14; 19; 24 — 25].

В 2020 учебном году ДО посредством Интернета приобрело особую актуальность в связи с глобальным распространением вируса ^^¿-19 и введения из-за этого режима повышенной готовности [8; 10; 12; 14 — 15].

Процесс обучения слушателей на кафедре гигиены ФИПО организован в дистанционном режиме исключительно как временная мера. С самого начала обучения в этом режиме у учащихся был проведён опрос с целью установления их технического потенциала и возможностей работы в режиме онлайн. Инструментом для реализации ДО выступает созданный в Донецком национальном медицинском университете имени М. Горького (ДонНМУ им. М. Горького) электронный ресурс «Информационно-образовательная среда» (ИОС).

ИОС — это управленческая система для обучения, которая более всего ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимсяр и предназначена как для организации курсов в дистанционном режиме, так и для поддержки процесса очного учебного процесса. Ресурсами ИОС выступают теоретические материалы для изучения файловых документов, либо в виде внешних ссылок на интернет-

20

сайты, методическими указаниями, пособиями и рекомендациями, разработанными коллективом кафедры, интерактивными лекциями и презентациями в соответствии с тематическим планом и темой занятия. Данная система содержит в себе активные элементы организации деятельности в рамках обучения с использованием дистанционных ресурсов. Активные элементы в данном конкретном случае построены в виде организации общения в режиме ДО (форум, чат, обмен сообщениями и т. п.), а также проверки знаний (тесты, задания).

Предоставлена возможность задать вопросы преподавателям на форуме, который создан на кафедральной странице, или же через старост, с которыми налажена связь для решения и объяснения возникающих в учебном процессе вопросов.

Задания выглядят как задачи, ответ на которые предоставляется в электронном виде. Он должен быть содержательным, направлен в виде одного или нескольких файлов. Задания к каждой теме и в целом к курсу подобраны согласно целям обучения.

Тесты — это универсальный метод тематического контроля знаний по большим объёмам информации в процессе дистанционного обучения. Они представлены фиксированным объёмом заданий по теме каждого занятия с одним правильным ответом. Стоит также отметить, что ответы на тестовые задания обрабатываются и оцениваются без какого-либо участия самого преподавателя при помощи специальной автоматизированной системы управления, вследствие чего процесс тестирования делает его «прозрачным» для всех участников образовательного процесса.

Опрос выступает в виде механизма, позволяющего задавать слушателям вопрос, на который необходимо дать один или сразу несколько ответов. При помощи данного метода легко узнаётся мнение учащихся в режиме ДО по поставленному вопросу.

Система ДО предлагает различные формы получения информации и возможности оценивания, но на кафедре были выбраны наиболее приемлемые и рекомендуемые локальными нормативными актами. Так, по итогам прохождения интернатуры государственная итоговая аттестация (ГИА) врачей-интернов, завершивших обучение в 2022 году с присвоением звания «врач-специалист», проводилась в дистанционной форме согласно приказу ДонНМУ им. М. Горького. Кафедрой обеспечено прохождение ГИА по принципам электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Аттестация проводилась в два этапа: первый — компьютерный тестовый контроль; второй — практически-ориентированный экзамен. Для тестирования преподавателями кафедры подготовлено 60 тестов и для практически-ориентированного экзамена — 5 ситуационных задач и / или заданий-моделей [21—23].

Также, согласно Приказу, на кафедре быыли проведены пробные дистанционные аттестации по проблемам ГИА. ДО никаким образом не может вносить изменения в кафедральные внутренние администра-

21

тивные принципы. В случае, когда у учащегося в силу различного рода причин имеются пропуски занятий в системе ИОС и поэтому он не вытолняет требования учебного плана с последующим реагированием куратора изучаемого курса, учебного доцента и заведующего кафедрой, он дополнительно самостоятельно изучает материал для подготовки к ито-говому тестированию после отработки пропущенных занятий [1 — 3; 5; 11; 20].

При этом применение дистанционных образовательных технологий позволило, кроме поддержания активного педагогического процесса, в значительной степени обеспечить эпидемиологическую безопасность преподавателей кафедры и обучаемых.

Выводы

1. Задачами дистанционной формы обучения в условиях режима повышенной готовности по дисциплинам «Гигиена» и «Гигиена труда» ПК и ПП для нас являлись сохранение и расширение возможностей теоретической подготовки врачей-интернов и врачей-курсантов в усвоении профильных дисциплин, закрепление полученных знаний и соблюдение принципа эпидемиологической безопасности преподавателей кафедры и обучаемых.

2. Интерактивность компьютерных технологий в режиме ДО позволяет развивать активную деятельность врачей-интернов и врачей-курсантов, при которой самостоятельная работа является более эффективной.

Список литературы

1. Ветров С. Ф. Задачи в организации подготовки специалистов по медицине труда в ГОО ВПО «Донецкий национальным медицинский университет имени М. Горького» при реализации государственной политики сохранения здоровья работающего населения / / Материалы У-й Республиканской научно-практической интернет-конференции преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов «Современные проблемы гуманитарных, естественных и технических наук» / под ред. А. Д. Гладкой, И. А. Сибирцевой. Донецк: ДонНуЭТ им. М. Туган-Барановского, 2019. Вып. № 5. С. 72 — 73.

2. Ветров С. Ф. Задачи в организации работы преподавателя при подготовке врачей-интернов при кредитно-модульной системе образования / С. Ф. Ветров [и др.] / / Научно-исследовательская работа как фактор активизации познавательной деятельности при изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2020. С. 81—83.

3. Ветров С. Ф. Задачи в организации работы преподавателя при подготовке врачей-интернов на кафедре гигиены факультета интернатуры и последипломного образования / С. Ф. Ветров [и др.] / / Сборник научно-методических трудов, посвященных 90-летию Университета. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2020. С. 736.

4. Ветров С. Ф. Комплексная гигиеническая оценка рабочих мест / С. Ф. Ветров [и др.] // Усовершенствование санитарно-гигиенического мониторинга

22

влияния условий труда на здоровье горнорабочих угольных шахт: монография / под ред. Г. С. Передерий, Д. О. Ласткова, О. В. Партаса. Донецк: Мир книги, 2012. С. 105—124.

5. Ветров С. Ф. Методические основы преподавания принципов оценки факторов производственной среды и трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда / С. Ф. Ветров [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 1. С. 139—141.

6. Ветров С. Ф. Методические подходы в практике преподавания принципов интегральной оценки факторов трудового процесса врачам-интернам / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 71—76.

7. Ветров С. Ф. Методология оценки усвоения знаний и компетенций в режиме дистанционного обучения / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 63 — 66.

8. Ветров С. Ф. Обеспечение эпидемиологической безопасности при применении дистанционных образовательных технологий в условиях пандемии COУID-19 / С. Ф. Ветров [и др.]. / / Материалы VIII международной научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. Ростов-на-Дону — Волгоград: ФГБОУ ВО «РостГМУ МЗ РФ», 2021. С. 40 —46.

9. Ветров С. Ф. Опыт формирования профессиональной компетенции «Способность к участию в проведении научных исследований» у обучающихся по специальности «Фармация» / С. Ф. Ветров [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 4.С. 502—504.

10. Ветров С. Ф. Организация дистанционного обучения в условиях режима повышенной готовности на кафедре гигиены ФИПО / / Архитектура многополярного мира в XXI веке: сборник материалов V-й Международной научно-практической конференции. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2020. С. 154—158.

11. Ветров С. Ф. Основные методологические подходы к оценке усвоения знаний при обучении врачей-интернов на кафедре гигиены ФИПО / / Университетская клиника. 2019. Приложение. С. 85 — 86.

12. Ветров С. Ф. Особенности комплексного применения дистанционных образовательных технологий в условиях распространения вируса Covid 19 / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 60—63.

13. Ветров С. Ф. Практика проведения видеоконференций при подготовке специалистов санитарно-гигиенических лабораторий / С. Ф. Ветров [и др.] // Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 55 — 56.

14. Ветров С. Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в условиях режима повышенной готовности / С. Ф. Ветров [и др.] / / Вестник гигиены и эпидемиологии. 2020. Т. 24, № 3. С. 378 — 380.

23

15. Ветров С. Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в высшей школе в условиях распространения вируса Covid 19 / С. Ф. Ветров [и др.] / / Методология структурирования учебного материала при дистанционном изучении химических дисциплин: материалы Республиканского научно-методического семинара. Донецк: ГОУ ВПО «ДНУ», 2021. С. 66 — 70.

16. Ветров С. Ф. Причины и механизмы формирования профессиональных рисков / С. Ф. Ветров [и др.] / / Усовершенствование санитарно-гигиенического мониторинга влияния условий труда на здоровье горнорабочих угольных шахт: монография / под ред. Г. С. Передерий, Д. О. Ласткова, О. В. Партаса. Донецк: Мир книги, 2012. С. 42—43.

17. Ветров С. Ф., Ващенко А. В. Методические подходы в преподавании принципов интегральной оценки факторов производственной среды и трудового процесса на кафедре гигиены ФИПО / / Актуальные вопросы гигиены на современном этапе: материалы 3-й научно-практической конференции Южного федерального округа. Ростов-на-Дону: РостГМУ МЗ РФ, 2020. С. 168 — 173.

18. Ветров С. Ф., Шестаков В. И. Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования учёта потенциально опасных факторов деятельности на производстве / / Сборник научных работ серии «Государственное управление». Вып. 3: Экономика и управление народным хазяйством. Донецк: ГОУ ВПО «ДонАУиГС», 2016. С. 178—187.

19. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через интернет / / Бизнесобразование в России. URL: http://www.curator.ru/ doplus.html.

20. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учебно-методическое пособие / А. И. Артюхина [и др.]; под ред. Е. В. Лопановой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. 198 с.

21. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Общая гигиена» (интернатура). Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2017. 50 с.

22. Сборник локальных нормативных актов по организации и методическому обеспечению учебного процесса / сост.: Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 188 с.

23. Сборник унифицированных форм документов по обеспечению реализации образовательных программ в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» / сост. Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 107 с.

24. Создание электронных образовательных ресурсов. Инструменты и технологии. URL: http://tputeacher.wordpress.com/

25. Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Web conferencing.

* -A -A

Vetrov Sergey F., Vashchenko Andrey V., Andreev Roman N., Dmitrenko Valentina V.,

Boeva Irina A. Krapivin Sergey S., Moroz Anna B., Taranukha Sergey V.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

UNDER THE CONDITIONS OF THE HIGH AVAILABILITY MODE

(M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russia)

The presented article describes the experience of using distance learning technologies in high

alert mode in the process of training interns and medical cadets at the Department of Hygiene of

24

the FIPO through the educational electronic resource — "Information and Educational Environment" (IEE). The relevance of this work lies in the fact that in the modern world in the field of education there have been global changes, and above all, this is the spread of information and communication technologies. A number of regulatory legal and local regulations on the organization and methodological support of the educational process, distance learning in universities is defined as a learning technology. Currently, the law "On Education" of the DPR provides for the use of electronic information and communication technologies in institutions of higher education. In the state educational organization of higher professional education "M. Gorky Donetsk National Medical University" (M. Gorky DonNMU), one of the existing forms of information and communication innovations in the field of higher medical education is distance learning (DL) and training in the mode online, accessible to all participants in the educational process. The purpose of DO according to the "Regulations on e-learning tools in the M. Gorky DonNMU" dated 09/01/2017 is the provision of educational services for the assimilation of theoretical foundations and the acquisition of skills that can be mastered remotely through the use of modern information and communication technologies in education.

Keywords: distance learning technologies, high alert mode, information and educational environment, medical education.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-348-19-28

References

1. Vetrov S. F. Tasks in the organization of training specialists in occupational medicine in the State Educational Institution of Higher Professional Education "M. Gorky Donetsk National Medical University" in the implementation of the state policy of preserving the health of the working population [Zadachi v organizatsii podgotovki spetsialistov po meditsine truda v GOO VPO «Donetskiy natsional'nyy meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» pri realizatsii gosudarstvennoy politiki sokhraneniya zdorov'ya rabotayushchego naseleniya], Materialy V-y Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii prepodavateley, molodykh uchenykh, aspirantov i studentov «Sovremennye problemy gumanitarnykh, estestvennykh i tekhnicheskikh nauk» (Materials of the V-th Republican scientific and practical Internet conference of teachers, young scientists, graduate students and students "Modern problems of the humanities, natural and technical sciences"), Donetsk, 2019, issue 5, pp. 72 — 73.

2. Vetrov S. F. [et al.]. Tasks in the organization of the teacher's work in the preparation of interns in the credit-modular system of education [Zadachi v organizatsii raboty prepodavatelya pri podgotovke vrachey-internov pri kreditno-modul'noy sisteme obrazovaniya] Nauchno-issledovatel'skaya rabota kak faktor aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti pri izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Research work as a factor in activating cognitive activity in the study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2020, pp. 81 — 83.

3. Vetrov S. F. [et al.]. Tasks in organizing the work of a teacher in the preparation of interns at the Department of Hygiene of the Faculty of Internship and Postgraduate Education [Zadachi v organizatsii raboty prepodavatelya pri podgotovke vrachey-internov na kafedre gigiyeny fakul'teta internatury i poslediplomnogo obrazovaniya], Sbornik nauchno-metodicheskikh trudov, posvyashchennykh 90-letiyu Universiteta (Collection of scientific and methodological works dedicated to the 90th anniversary of the University), Donetsk, 2020, p. 736.

4. Vetrov S. F. [et al.]. Comprehensive hygienic assessment of workplaces [Kompleksnaya gigiyenicheskaya otsenka rabochikh mest], Usovershenstvovaniye

25

sanitarno-gigiyenicheskogo monitoringa vliyaniya usloviy truda na zdorov'ye gornorabochikh ugol'nykh shakht (Improvement of sanitary and hygienic monitoring of the impact of working conditions on the health of miners in coal mines), Donetsk, 2012, pp. 105-124.

5. Vetrov S. F. [et al.]. Methodological foundations for teaching the principles of assessing the factors of the production environment and the labor process during the certification of workplaces for working conditions [Metodicheskiye osnovy prepodavaniya printsipov otsenki faktorov proizvodstvennoy sredy i trudovogo protsessa pri provedenii attestatsii rabochikh mest po usloviyam truda], Vestnik gigiyeny i epidemiologii, 2020, vol. 24, no. 1, pp. 139—141.

6. Vetrov S. F. Methodological approaches in the practice of teaching the principles of the integral assessment of the factors of the labor process to interns [Metodicheskiye podkhody v praktike prepodavaniya printsipov integral'noy otsenki faktorov trudovogo protsessa vracham-internam], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 71 — 76.

7. Vetrov S. F. [et al.]. Methodology for assessing the assimilation of knowledge and competencies in distance learning [Metodologiya otsenki usvoyeniya znaniy i kompetentsiy v rezhime distantsionnogo obucheniya], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 63 — 66.

8. Vetrov S. F. [et al.]. Ensuring epidemiological safety in the application of distance learning technologies in the context of the COVID-19 pandemic [Obespecheniye epidemiologicheskoy bezopasnosti pri primenenii distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh pandemii COVID-19], Materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy Godu nauki i tekhnologiy v Ros-siyskoy Federatsii (Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation), Rostov-on-Don; Volgograd, 2021, pp. 40—46.

9. Vetrov S. F. [et al.]. Experience in the formation of professional competence "Ability to participate in scientific research" among students in the specialty "Pharmacy" [Opyt formirovaniya professional'noy kompetentsii «Sposobnost' k uchastiyu v provedenii nauchnykh issledovaniy» u obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Farmatsiya»], Vestnik gigiyeny i epidemiologii, 2020, vol. 24, no. 4, pp. 502 — 504.

10. Vetrov S. F. Organization of distance learning in conditions of high readiness at the Department of Hygiene FIPO [Organizatsiya distantsionnogo obucheniya v usloviyakh rezhima povyshennoy gotovnosti na kafedre gigiyeny FIPO], Arkhitektura mnogopolyarnogo mira v XXI veke: sbornik materialov V-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Architecture of a Multipolar World in the 21st Century: collection of materials of the V-th International scientific and practical conference), Birobidzhan, 2020, pp. 154 — 158.

11. Vetrov S. F. The main methodological approaches to assessing the assimilation of knowledge in the training of interns at the Department of Hygiene FIPO [Osnovnye metodologicheskie podkhody k otsenke usvoeniya znaniy pri

26

obuchenii vrachey-internov na kafedre gigieny FIPO], Universitetskaya klinika, 2019, Prilozhenie (Application), pp. 85 — 86.

12. Vetrov S. F. [et al.]. Features of the integrated use of distance learning technologies in the context of the spread of the Covid 19 virus [Osobennosti kompleksnogo primeneniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh rasprostraneniya virusa Covid 19], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 60 — 63.

13. Vetrov S. F. [et al.]. The practice of videoconferencing in the training of specialists in sanitary and hygienic laboratories [Praktika provedeniya videokonferentsiy pri podgotovke spetsialistov sanitarno-gigiyenicheskikh laboratoriy], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 55—56.

14. Vetrov S. F. [et al.]. The use of distance learning technologies in conditions of high alert [Primeneniye distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v usloviyakh rezhima povyshennoy gotovnosti], Vestnik gigiyeny i epidemiologii, 2020, vol. 24, no. 3, pp. 378 — 380.

15. Vetrov S. F. [et al.]. The use of distance learning technologies in higher education in the context of the spread of the Covid 19 virus [Primeneniye distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v vysshey shkole v usloviyakh rasprostraneniya virusa Covid 19 ], Metodologiya strukturirovaniya uchebnogo materiala pri distantsionnom izuchenii khimicheskikh distsiplin: materialy Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara (Methodology of structuring educational material in the remote study of chemical disciplines: materials of the Republican scientific and methodological seminar), Donetsk, 2021, pp. 66 — 70.

16. Vetrov S. F. [et al.]. Causes and mechanisms for the formation of occupational risks [Prichiny i mekhanizmy formirovaniya professional'nykh riskov], Usovershenstvovaniye sanitarno-gigiyenicheskogo monitoringa vliyaniya usloviy truda na zdorov'ye gornorabochikh ugol'nykh shakht (Improvement of sanitary and hygienic monitoring of the impact of working conditions on the health of miners in coal mines), Donetsk, 2012, pp. 42—43.

17. Vetrov S. F., Vashchenko A. V. Methodological approaches in teaching the principles of integral assessment of factors of the production environment and the labor process at the Department of Hygiene FIPO [Metodicheskiye podkhody v prepodavanii printsipov integral'noy otsenki faktorov proizvodstvennoy sredy i trudovogo protsessa na kafedre gigiyeny FIPO], Aktual'nyye voprosy gigiyeny na sovremennom etape: materialy 3-y nauchno-prakticheskoy konferentsii Yuzhnogo federal'nogo okruga (Actual issues of hygiene at the present stage: materials of the 3rd scientific and practical conference of the Southern Federal District), Rostov-on-Don, 2020, pp. 168—173.

18. Vetrov S. F., Shestakov V. I. Domestic and foreign experience of state regulation of accounting for potentially hazardous factors in production [Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya uchota potentsial'no opasnykh faktorov deyatel'nosti na proizvodstve], Sbornik nauchnykh rabot serii «Gosudarstvennoye

27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

upravleniye». Vypusk 3: Ekonomika i upravleniye narodnym khazyaystvom (Collection of scientific papers of the Public Administration series. Issue. 3: Economics and management of the national economy), Donetsk, 2016, pp. 178 — 187.

19. Kanavo V. Dostoinstva i nedostatki distantsionnogo obucheniya cherez internet (Advantages and disadvantages of distance learning via the Internet). Available at: http://www.curator.ru/ doplus.html.

20. Artyukhina A. I. [et al.], Lopanova E. V. (ed.). Kompetentnostno-oriyentirovannoye obucheniye v meditsinskom vuze (Competence-oriented education in a medical university), Omsk, 2012. 198 p.

21. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Obshchaya gigiena» (internatura) (The main professional educational program of postgraduate vocational education in the specialty "General Hygiene" (internship)), Donetsk, 2017. 50 p. (In Russ.).

22. Ignatenko G. A. [et al.]. Sbornik lokal'nykh normativnykh aktov po organizatsii i metodicheskomu obespecheniyu uchebnogo protsessa (Collection of local regulations on the organization and methodological support of the educational process), Donetsk, 2018. 188 p.

23. Ignatenko G. A. [et al.]. Sbornik unifitsirovannykh form dokumentov po obespecheniyu realizatsii obrazovatel'nykh programm v Gosudarstvennoy obrazovatel'noy organizatsii vysshego professional'nogo obrazovaniya «Donetskiy natsional'nyy meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» (Collection of unified forms of documents to ensure the implementation of educational programs in the State Educational Organization of Higher Professional Education "Donetsk National Medical University named after M. Gorky"), Donetsk, 2018. 107 p.

24. Sozdaniye elektronnykh obrazovatel'nykh resursov. Instrumenty i tekhnologii (Creation of electronic educational resources. Tools and technologies). Available at: http://tputeacher.wordpress.com/ (In Russ.).

25. Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: http:/ / en.wikipedia.org/wiki/Web conferencing.

■k -k -k

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.