Научная статья на тему 'Применение информационно-образовательной среды для освоения компетенций при обучении в ординатуре по специальности "педиатрия"'

Применение информационно-образовательной среды для освоения компетенций при обучении в ординатуре по специальности "педиатрия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОРДИНАТУРА / ПЕДИАТРИЯ / COMPETENCES / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RESIDENCY / PEDIATRICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лимаренко М.П., Пшеничная Е.В., Бордюгова Е.В., Дудчак А.П., Тонких Н.А.

Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования предполагает формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня. Применение информационно-образовательной среды стимулирует самостоятельную целенаправленную работу ординатора-педиатра по формированию знаний и в дальнейшем освоению всех компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Эффективность данного вида обучения зависит от методологически грамотно структурированного преподавателем процесса и информационно-коммуникационных возможностей высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лимаренко М.П., Пшеничная Е.В., Бордюгова Е.В., Дудчак А.П., Тонких Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETENCES IN THE RESIDENCY ON THE SPECIALTY OF PEDIATRICS

Competent approach in the system of higher medical education presupposes the formation of an effective competent specialist of high professional level. The application of the information and educational environment stimulates the independent, purposeful work of the pediatrician in the formation of knowledge and further development of all the competencies necessary for successful professional activity. The effectiveness of this type of training depends on the methodologically competently structured process and the information and communication opportunities of the higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-образовательной среды для освоения компетенций при обучении в ординатуре по специальности "педиатрия"»

УДК 616-053.2+378.048.2:378.147+004.9

i ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОРДИНАТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ»

Лимаренко М. П., Пшеничная Е. В., Бордюгова Е. В., Дудчак А. П., Тонких Н.А.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Аннотация.

Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования предполагает формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня. Применение информационно-образовательной среды стимулирует самостоятельную целенаправленную работу ординатора-педиатра по формированию знаний и в дальнейшем освоению всех компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Эффективность данного вида обучения зависит от методологически грамотно структурированного преподавателем процесса и информационно-коммуникационных возможностей высшего учебного заведения.

Ключевые слова: компетенции, информационно-образовательная среда, ординатура, педиатрия.

i APPLICATION OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETENCES IN THE RESIDENCY ON THE SPECIALTY OF PEDIATRICS

Limarenko M.P, Pshenichnaya E. V, Bordyugova E. V, Dudchak A.P, Tonkikh N.A.

М. Gorky National Medical University, Donetsk

Summary

Competent approach in the system of higher medical education presupposes the formation of an effective competent specialist of high professional level. The application of the information and educational environment stimulates the independent, purposeful work of the pediatrician in the formation of knowledge and further development of all the competencies necessary for successful professional activity. The effectiveness of this type of training depends on the methodologically competently structured process and the information and communication opportunities of the higher educational institution.

Keywords: competences, information and educational environment, residency, pediatrics.

В настоящее время в связи с разработкой новых государственных образовательных стандартов в системе высшего медицинского образования Донецкой Народной Республики, в том числе на последипломном уровне, широко внедряется компетентностный подход. Целью компетентностного подхода является формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня.

На кафедре педиатрии факультета интернатуры и последипломного образования ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького» разработаны государственные образовательные стандарты и программы последипломного обучения, в том числе для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Педиатрия». Целью ординатуры является подготовка квалифицированного врача-педиатра, обладающего системой теоретических знаний и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности, применяющего современные научно-технические достижения диагностики и лечения при основных заболеваниях у детей и подростков в зависимости от индивидуальных и возрастных анатомо-физиологических особенностей организма.

Программа обучения в ординатуре включает формирование у выпускника 3 универсальных и 12 профессиональных компетенций в профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной деятельности и др. Компетенция (от лат. competere -соответствовать, подходить) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определённой широкой области. Под универсальными компетенциями понимается способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности. Профессиональные компетенции предполагают способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности [1].

Компетентностный подход в обучении не отрицает академический, а углубляет, расширяет и дополняет его. Этому в большей степени способствуют дистанционные образовательные технологии, в частности информационно-образовательная среда ГОО ВПО «ДонНМУ им. М. Горького».

Дистанционное обучение - это обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учётом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий [2, 5].

Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к обучающемуся, недостаточное использование активных форм обучения, директивность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, жёсткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения [2, 3].

Дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей: повышает посещаемость мероприятий за счёт онлайн-участников и просмотров записей; привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу разных причин; предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции; привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн-занятию; обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан; обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения; даёт возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний; стимулирует самостоятельную познавательную деятельность обучающегося [4].

Результативность дистанционного обучения на последипломном этапе образования врачей в решающей степени зависит от следующих факторов: эффективного взаимодействия преподавателя и врача; налаженной активной обратной связи; качества предварительного проектирования процесса дистанционного образования и способов управления им; разработанных дидактических материалов [5]. Современные компьютерные программы позволяют обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, а новые технологии, такие как интерактивные электронные учебные пособия, мультимедийный контент, сеть Интернет способствуют более активному привлечению учащихся к процессу обучения. Интерактивные возможности систем доставки информации позволяют наладить и стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [6, 7].

Преподавателями кафедры педиатрии ФИПО создан курс самостоятельного обучения для врачей-ординаторов педиатров. Курс содержит общую информацию с предоставлением календарно-тематических планов лекций и практических занятий, электронных адресов преподавателей для осуществления обратной связи с обучающимися, чат и др. Кроме того, курс включает лекции и материалы для подготовки к практическим занятиям. Последние содержат методические указания для подготовки к каждой теме занятия, ссылки в Интернете на базовый учебник, дополнительную литературу, интерактивные занятия, задания для самостоятельной работы и тестовый контроль.

Перед началом работы с предлагаемым курсом каждый обучающийся должен зарегистрироваться на сайте «Информационно-образовательная среда ДонНМУ им. М. Горького», войти в личный кабинет и подключиться к изучаемому курсу. Далее ознакомиться с календарно-тематическим планом лекций и практических занятий и приступить к освоению тем, начиная с первой. Если у обучающегося возникают вопросы, то он может их задать в чате.

Последовательность изучения конкретной темы практического занятия включает, прежде всего, ознакомление с методическими указаниями к занятию. В них изложены цели занятия, основные и дополнительные источники информации, теоретические вопросы, которые необходимо усвоить в ходе подготовки к занятию, тестовые задания. Далее врач-ординатор может ознакомиться с лекцией по данной теме, представленной на сайте в виде мультимедийной презентации. В последующем обучающийся изучает теоретический материал по теме занятия, используя базовый учебник, основные и дополнительные источники информации, учебные пособия, разработанные сотрудниками кафедры.

Далее ординатору необходимо проработать интерактивный блок к занятию. Особенностью работы с ним является то, что время прохождения материала ограничено. После ознакомления с информационными страницами обучающемуся задаётся ряд вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы продолжить обучение. В случае неправильного ответа врач возвращается на соответствующую страницу лекции для повторного изучения теоретического материала. Оценка за освоение информационного блока выставляется автоматически.

В последующем ординатору предлагается выполнить ряд заданий для оценки знаний. Как правило, обучающийся получает несколько заданий, на которые необходимо ответить и обосновать свой ответ. Задания для самостоятельной работы моделируют конкретную клиническую ситуацию, в которой необходимо установить пациенту предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику, выставить окончательный диагноз, назначить лечение, наметить реабилитационные или профилактические мероприятия. Выполненные работы высылаются преподавателю по электронной почте. Задание оценивается «неудовлетворительно» при неправильном установлении окончательного диагноза.

Кроме того, в конце каждого занятия ординатору предлагается пройти тестирование. К каждой теме преподавателями подготовлено в среднем по 10 тестов. Итоговое тестирование оценивается системой в режиме онлайн.

Таким образом, применение информационно-образовательной среды стимулирует самостоятельную целенаправленную работу ординатора по формированию знаний и в дальнейшем освоению всех компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Эффективность данного вида обучения зависит от методологически грамотно структурированного преподавателем процесса и информационно-коммуникационных возможностей высшего учебного заведения.

Литература (references)

1. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. М.: ММИЭИФП, 2012. 264 с.

2. Дистанционная форма обучения при подготовке врачей-интернов на кафедре педиатрии и неонатологии ФИПО / М.П. Лимаренко, Е.В. Пшеничная, Е.В. Бордюгова [и др.] // Проблемные вопросы педагогики и медицины: Сб. науч. тр. памяти проф. Е.М. Витебского. Донецк, 2015. -С. 142-145.

3. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. Учебное пособие / Калмыков А.А., Орчаков О.А., Попов В В. М., 2008. - 196 с.

4. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения// Педагогическое образование в России. 2013. № 4. - С. 78-85.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат , М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.

6. Овчаренко Е.В. Обеспечение качества профессионального образования в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов // Сб. матер. I Респ. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы развития проф. образования в условиях перемен». Донецк, 2017. Т. 2. - С. 227-232.

7. Пимонов Р.В. Технологический подход к организации дистанционного обучения в условиях повышения квалификации военных специалистов в вузе: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08. - Орёл, 2007. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.