Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕТЕОФАКТОРОВ И ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РОЛЬ МЕТЕОФАКТОРОВ И ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
погодные факторы / гелиогеофизические факторы / вирус Covid 19 / интерактивные формы обучения / информационно-образовательная среда / медицинское образование / профессиональные компетенции / здоровье работников / гигиенические критерии / нормативные правовые акты / weather factors / heliogeophysical factors / Covid 19 virus / interactive forms of education / information and educational environment / medical education / professional competence / health of workers / hygienic criteria / regulatory legal acts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Роман Николаевич, Ветров Сергей Фёдорович, Выхованец Юрий Георгиевич, Тетюра Сергей Михайлович, Ващенко Андрей Владимирович

В статье описываются опыт использования дистанционных технологий в обучении врачей различной квалификации на кафедре гигиены ФИПО посредством обучающего электронного ресурса «Информационно-образовательная среда» (ИОС) и основные методические подходы к практике преподавания принципов интегральной гигиенической оценки факторов производственной среды и трудового процесса на предприятиях, учреждениях и организациях на основании положений современных нормативных правовых актов и методических материалов Донецкой Народной Республики (ДНР), в условиях глобального распространения вируса Covid 19. Также описывается влияние климатических и гелиогеофизических факторов на функциональное состояние обучающихся в сложившихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев Роман Николаевич, Ветров Сергей Фёдорович, Выхованец Юрий Георгиевич, Тетюра Сергей Михайлович, Ващенко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF METEO FACTORS AND HELIOGEOPHYSICAL ACTIVITY IN THE FORMATION OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article describes the experience of using distance technologies in teaching doctors of various qualifications at the Department of Hygiene of FIPO through the educational electronic resource, namely ‘Information and Educational Environment’ (IEE) and the main methodological approaches in the practice of teaching the principles of integral hygienic assessment of factors of the working environment and the labor process in enterprises, institutions and organizations based on the provisions of modern regulatory legal acts and methodological materials of the Donetsk People's Republic (DPR), in the context of the global spread of the Covid 19 virus. The influence of climatic and heliogeophysical factors on the functional state of students in the current conditions is also described.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕТЕОФАКТОРОВ И ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 612.821.39

Р. Н. Андреев, С. Ф. Ветров, Ю. Г. Выхованец, С. М. Тетюра, А. В. Ващенко, Ю. А. Лыгина, В. С. Егоров, В. И. Толстюк

РОЛЬ МЕТЕОФАКТОРОВ И ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье описываются опыт использования дистанционных технологий в обучении врачей различной квалификации на кафедре гигиены ФИПО посредством обучающего электронного ресурса «Информационно-образовательная среда» (ИОС) и основные методические подходы к

Андреев Роман Николаевич — ординатор 2 года обучения кафедры гигиены ФИПО (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, г. Донецк, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Ветров Сергей Фёдорович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены ФИПО (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, г. Донецк, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Выхованец Юрий Георгиевич — доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской физики, математики и информатики (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, г. Донецк, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Тетюра Сергей Михайлович — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры медицинской физики, математики и информатики (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, г. Донецк, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Ващенко Андрей Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры нейрохирургии, декан ФИПО (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, г. Донецк, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Лыгина Юлия Андреевна — ассистент кафедры организации высшего образования, управления

здравоохранением и эпидемиологии (Донецкий национальный медицинский университет

имени М. Горького, г. Донецк, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Егоров Владимир Сергеевич — ординатор 2 года обучения кафедры трансплантологии и клинической лабораторной диагностики (Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, г. Донецк, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

Толстюк Виктория Игоревна — врач отделения гигиены детей и подростков (Макеевский городской центр Республиканского центра санэпиднадзора госсанэпидслужбы министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики, г. Макеевка, Донецкая Народная Республика); e-mail: andreev.roman.1994@mail.ru.

© Андреев Р. Н., Ветров С. Ф., Выхованец Ю. Г., Тетерю С. М., Ващенко А. В., Лыгина Ю. А., Егоров В. С., Толстюк В. И., 2020

9

практике преподавания принципов интегральной гигиенической оценки факторов производственной среды и трудового процесса на предприятиях, учреждениях и организациях на основании положений современных нормативных правовых актов и методических материалов Донецкой Народной Республики (ДНР), в условиях глобального распространения вируса Со^ 19. Также описывается влияние климатических и гелиогеофизических факторов на функциональное состояние обучающихся в сложившихся условиях.

Ключевые слова: погодные факторы, гелиогеофизические факторы, вирус Со^ 19, интерактивные формы обучения, информационно-образовательная среда, медицинское образование, профессиональные компетенции, здоровье работников, гигиенические критерии, нормативные правовые акты.

Р01: 10.24411 /2227-1384-2020-10033

В 2020 году, в условиях распространения вируса СсиЛ 19 в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» (ГОО ВПО ДонНМУ им. Горького) действующей формой в сфере высшего медицинского образования стало дистанционное обучение (ДО) и обучение в режиме он-лайн, доступное для всех участников образовательного процесса. Целью дистанционного обучения является предоставление образовательных услуг для усвоения теоретических основ и приобретение умений, которые возможно освоить дистанционно, путём применения в обучении современных информационно -коммуникационных технологий. Под дистанционным обучением понимается индивидуализированный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, в нашем случае — при подготовке врачей-интернов по специальности «Гигиена» и врачей-курсантов по специальности «Гигиена труда» — параллельно с очными методами обучения [10; 14 — 15].

В настоящее время законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» предусмотрено использование в учреждениях высшего образования электронных информационных и коммуникационных технологий [6].

Сохранение общего и профессионального здоровья граждан является приоритетной задачей органов управления всех ветвей государственной власти ДНР, в которой с 2015 года законодательными актами закреплена государственная забота о здоровье граждан. Прежде всего, это Конституция ДНР, Законы «О здравоохранении», «Об охране труда», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» и ряд других нормативных правовых актов (НПА). Согласно ст. 5 Закона ДНР «Об охране труда» (Закон), основным направлением государственной политики в области охраны труда является приоритет сохранения жизни и здоровья работников. Исходя из вышесказанного понятна необходимость введения дистанционного обуче-

10

ния даже в процессе медицинского образования в ситуации распространения Соша 19 [1-2; 9; 12; 17].

Действительно, подготовка врача требует очного контакта обучаемого с преподавателем, но определённые разделы теоретической подготовки могут осуществляться и осуществляются в дистанционной форме. В режиме ДО очень важное значение приобретает сокращение аудиторных часов за счёт внеаудиторного времени обучаемого, что обязывает преподавателя осуществлять организацию и предоставление методического обеспечения для самостоятельной деятельности обучаемого с учётом данного фактора. В соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 14.03.2020 г. № 57 «О введении режима повышенной готовности» образовательный процесс на кафедре гигиены ФИПО организован исключительно в дистанционном режиме как временная мера. Преимуществами ДО в условиях распространения новой коронавирус-ной инфекции являются эпидемиологическая безопасность для обучаемого, расширение мест, времени и условий обучения, которые могут быть выбраны каждым обучаемым индивидуально [14].

В начале курса у обучаемых был проведён опрос с целью установления их технических возможностей работы в режиме он-лайн. Инструментом для реализации ДО является существующий в ДонНМУ им. Горького электронный ресурс «Информационно-образовательная среда». ИОС — система управления обучением, ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, предназначенная как для организации дистанционных курсов, так и для поддержки процесса очного обучения. Ресурсы ИОС представлены теоретическими материалами для изучения в виде файлов либо в виде ссылок на внешние сайты методическими рекомендациями и пособиями, разработанными сотрудниками кафедры, интерактивными лекциями и лекциями-презентациями, соответствующими тематическому плану и теме занятия. ИОС содержит активные элементы по организации деятельности в рамках обучения с использованием ресурсов дистанционного курса [14].

Под активными элементами понимается организация общения в режиме ДО (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.), а также организация проверки знаний (тесты, задания). Вопросы преподавателям можно задать на форумах, которые созданы на странице кафедры, а также через старост, с которыми постоянно поддерживается связь для урегулирования возникающих по ходу обучения вопросов. Задания — задачи, ответ на которые должен быть предоставлен в электронном виде. Ответ должен быть направлен в виде одного или нескольких файлов. Задания к каждой теме и в целом к курсу подобраны согласно целям обучения. Тесты — основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения. Представлены фиксированным объёмом тестовых заданий по каждой теме занятия с одним правильным ответом. Необходимо отме-

11

тить, что ответы на тестовые задания обрабатываются и оцениваются без участия преподавателя, вследствие чего автоматизированный процесс тестирования делает его «прозрачным» для всех участников образовательного процесса [5; 8; 10].

Опрос — механизм, позволяющий задать обучаемым вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос, можно узнать мнение слушателей ДО по поставленному вопросу. Система ДО предлагает и другие формы получения информации и возможности оценивания, но на кафедре были выбраны наиболее приемлемые для обучения по дисциплинам «Гигиена» и «Гигиена труда». Дистанционное обучение не меняет наши внутренние административные принципы. Если обучаемый в силу каких-либо причин имеет пропуски занятий в системе ИОС, он не выполняет требования учебного плана с последующим реагированием куратора курса, учебного доцента и заведующего кафедрой и дополнительно самостоятельно изучает материал для подготовки к итоговому тестированию [3—4; 14 — 15].

В то же время изучение погодных и гелиогеофизических факторов, оценка их роли в формировании функциональных состояний человеческого организма является актуальной и важной фундаментальной задачей современной медицины. Климат Донбасса характеризуется значительными суточными, годовыми и абсолютными колебаниями температуры воздуха, выраженным быстрым похолоданием и оттепелями, частыми туманами, засушливо-суховейными атмосферными явлениями, гололёдными образованиями. Значительные колебания атмосферного давления, температуры воздуха, влажности, наличие электромагнитных излучений различной природы и интенсивности за короткий промежуток времени, особенно в переходные периоды года, не только оказывают неблагоприятное действие на функциональное состояние отдельных органов и систем организма человека, но и могут приводить к нарушению и даже срыву процесса адаптации. Судя по литературным источникам, у здоровых людей во время магнитных бурь очень часто происходит ухудшение общего самочувствия, возникает головня боль, снижается работоспособность, нарушаются функции памяти, внимания. У лиц с нарушениями функционирования сердечно-сосудистой системы данные воздействия приводят к возникновению гипертонических кризов и инсультов [11; 16].

Исходя из этого, учитывая стрессовый фактор, вышеописанные явления можно умножать в десятки раз. По мнению ряда авторов, в основе влияния на организм человека гелиогеомагнитных факторов лежит их способность вызывать адаптационный десинхроноз, то есть резкие изменения ритма «времядатчика» в организме, происходящие во время геомагнитных бурь, сопровождаются стресс-реакцией при возмущениях циркадианных ритмов. Согласно статистическим данным, с 2015 года в ДНР наблюдается стойкий рост заболеваемости органов сердечно-

12

сосудистой и центральной нервной систем, что тесно связано с ведением боевых действий на её территории. Учитывая патогенез данных патологий, можно смело говорить о влиянии сильнейшего стресса на их развитие в сложившейся ситуации, да ещё и ко всему прочему добавляется влияние погодных и гелиогеофизических факторов [7; 13].

Вывод. Так как компьютерная техника, используемая учащимися в процессе дистанционного обучения, является дополнительным источником магнитного воздействия на человека, это будет оказывать дополнительную стрессовую нагрузку на организм, которая и так является очень значительной в связи с распространением Соша 19. Также изрядным оказывается влияние внешних климатических факторов, учитывая весенне-летний период обучения, который в этом году особенно жаркий и засушливый. Все эти факторы в совокупности могут оказывать серьёзное влияние на формирование психоэмоционального состояния человека. В процессе дистанционного обучения, в условиях сложившихся обстоятельств необходимо соблюдать такие нормы профилактики, как соблюдение режима труда и отдыха (правильно рассчитывать время выполнения заданий), дополнительная витаминизация рациона (уменьшить употребление соли, больше употреблять фруктов и морепродуктов), возможно не систематическое применение лёгких седативных средств для снижения воздействия стрессового фактора на организм, по возможности занятия спортом без нарушения режима труда и отдыха. Соблюдение данных мер поможет максимально сохранить психоэмоциональное состояние учащихся в условиях дистанционного обучения во время распространения вируса Соша 19 и на фоне влияния метеорологических и гелиогеофизических факторов.

Список литературы

1. Ветров С. Ф. Гигиеническая характеристика условий труда горнорабочих угольных шахт Донецкой области в условиях реструктуризации отрасли: ав-тореф. дисс. ... канд. мед. наук. Киев, 2004. 18 с.

2. Ветров С. Ф. Динамика профессиональной заболеваемости среди шахтёров в угольной промышленности Донбасса за 10 лет и причины, её формирующие / / Гигиена труда. Вып. 31. Киев, 2000. С. 95 — 100.

3. Ветров С. Ф. Задачи в организации подготовки специалистов по медицине труда в ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» при реализации государственной политики сохранения здоровья работающего населения / / Материалы ^й Республиканской научно-практической интернет-конференции преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов «Современные проблемы гуманитарных, естественных и технических наук» / под ред. А. Д. Гладкой, И. А. Сибирцевой. Донецк: ДонНуЭТ им. М. Туган-Барановского, 2019. Вып. № 5. С. 72 — 73.

4. Ветров С. Ф. Основные методологические подходы к оценке усвоения знаний при обучении врачей-интернов на кафедре гигиены ФИПО / / Университетская клиника. 2019. Приложение. С. 85 — 86.

13

5. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / под ред. Г. М. Мута-нова. Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. 320 с.

6. Закон ДНР «Об образовании» № 55-I НС от 19.06.2015 г.

7. Зенченко Т. А. Синхронизация вариаций ритма сердца человека и вектора ГМП в миллигерцовом диапазоне на разных фазах магнитной бури / Т. А. Зенченко, А. А. Станкевич / / Теоретическая и экспериментальная биофизика: материалы конференции. Т. I. Исследование устойчивости биосистем различных иерархических уровней (от молекулярного до целостных организмов и их сообществ), нарушаемой как под воздействием внешних физических и химических факторов, так и старения биосистем. Пущино: Синхробук (Synchrobook TM), 2018. С. 21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36249231

8. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через интернет // Бизнесобразование в России. URL: http://www.curator.ru/e-learning/ publications/doplus.html

9. Комплексна гтетчна ощнка робочих м^ць / / Удосконалення саттарно-гтетчного мотторингу впливу умов пращ на здоров'я прниюв вугшьних шахт: монографiя / Ветров С. Ф. [та im]; за ред. Г. С. Передерiя, Д. О. Ластко-ва, О. В. Партаса. Донецьк: Мир книги, 2012. С. 105 — 124.

10. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Общая гигиена» (интернатура). Донецк: ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, 2017. 50 с.

11. Петрова С. В. Магнитные бури и их влияние на человеческий организм / С. В. Петрова, А. Д. Яруллина, З. А. Ягафарова / / Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сборник научных статей международной конференции, 14—17 ноября 2017, г. Барнаул. Барнаул: АлтГУ, 2017. С. 136—138. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4272

12. Причини i мехатзми формування професшних ризиюв / / Удосконалення саттарно-гтетчного мотторингу впливу умов пращ на здоров'я прниюв вугшьних шахт: монографiя / Ветров С. Ф. [та im]; за ред. Г. С. Передерiя, Д. О. Ласткова, О. В. Партаса. Донецьк: Мир книги, 2012. С. 42—43.

13. Пысларь С. Д. Магнитные бури как фактор воздействия на здоровье и физическую активность человека: мифы и реальность / С. Д. Пысларь, О. А. Балы-бина, М. А. Старлычанова / / Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 197— 199.

14. Сборник локальных нормативных актов по организации и методическому обеспечению учебного процесса: сборник / сост.: Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 188 с.

15. Сборник унифицированных форм документов по обеспечению реализации образовательных программ в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» / сост.: Г. А. Игнатенко [и др.]. Донецк: ГОО ВПО ДонНМУ им. М. Горького, 2018. 107 с.

16. Солнечная активность и геомагнитные возмущения / В. Н. Обридко, Х. Д. Ка-нониди, Т. А. Митрофанова [и др.] / / Геомагнетизм и аэрономия. 2013. Т. 53. № 2. С. 157—166.

17. Шестаков В. И., Ветров С. Ф. Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования учёта потенциально опасных факторов деятельности на производстве / / Сборник научных работ. Серия «Государственное управ-

14

ление». Вып. 3: Экономика и управление народным хозяйством. Донецк: До-нАУиГС, 2016. С. 178-187.

•Je -Je -Je

Andreev Roman N.1, Vetrov Sergey F.1, Vykhovanets Yuri G.1, Tetyura Sergei M.1, Vaschenko Andrey V.1, Lygina Yulia A.1, Egorov Vladimir S.1, Tolstyuk Victoria I.2 THE ROLE OF METEO FACTORS AND HELIOGEOPHYSICAL ACTIVITY IN THE FORMATION OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

(1M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk, Donetsk People's Republic; 2Makeevka City Center of the Republican Center for Sanitary and Epidemiological Surveillance of the State Sanitary and Epidemiological Service of the Ministry of Health of the Donetsk People's Republic, Makeevka, Donetsk People's Republic)

The article describes the experience of using distance technologies in teaching doctors of various qualifications at the Department of Hygiene of FIPO through the educational electronic resource, namely 'Information and Educational Environment' (IEE) and the main methodological approaches in the practice of teaching the principles of integral hygienic assessment of factors of the working environment and the labor process in enterprises, institutions and organizations based on the provisions of modern regulatory legal acts and methodological materials of the Donetsk People's Republic (DPR), in the context of the global spread of the Covid 19 virus. The influence of climatic and heliogeophysical factors on the functional state of students in the current conditions is also described.

Keywords: weather factors, heliogeophysical factors, Covid 19 virus, interactive forms of education, information and educational environment, medical education, professional competence, health of workers, hygienic criteria, regulatory legal acts.

DOI: 10.24411/2227-1384-2020-10033

References

1. Vetrov S. F. Gigienicheskaya kharakteristika usloviy truda gornorabochikh ugol'nykh shakht Donetskoy oblasti v usloviyakh restrukturizatsii otrasli (Hygienic characteristics of the working conditions of coal miners in the Donetsk region in the context of industry restructuring), Kiev, 2004. 18 p.

2. Vetrov S. F. The dynamics of occupational morbidity among miners in the coal industry of Donbass over 10 years and the reasons for its formation [Dinamika professional'noy zabolevaemosti sredi shakhterov v ugol'noy promyshlennosti Donbassa za 10 let i prichiny, ee formiruyushchie], Gigiena truda, issue 31, Kiev, 2000, pp. 95-100.

3. Vetrov S. F. Tasks in the organization of training specialists in occupational medicine in the State Educational Institution of Higher Professional Education "M. Gorky Donetsk National Medical University" in the implementation of the state policy of preserving the health of the working population [Zadachi v organizatsii podgotovki spetsialistov po meditsine truda v GOO VPO «Donetskiy natsional'nyy meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» pri realizatsii gosudarstvennoy politiki sokhraneniya zdorov'ya rabotayushchego naseleniya], Materialy V-y Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii prepodavateley, molodykh uchenykh, aspirantov i studentov «Sovremennye problemy gumanitarnykh, estestvennykh i tekhnicheskikh nauk» (Materials of the V-th Republican scientific and practical Internet conference of teachers, young scientists, graduate students and students "Modern problems of the humanities, natural and technical sciences"), Donetsk, 2019, issue 5, pp. 72 — 73.

15

4. Vetrov S. F. The main methodological approaches to assessing the assimilation of knowledge in the training of interns at the Department of Hygiene FIPO [Osnovnye metodologicheskie podkhody k otsenke usvoeniya znaniy pri obuchenii vrachey-internov na kafedre gigieny FIPO], Universitetskaya klinika, 2019, Prilozhenie (Application), pp. 85 — 86.

5. Mutanov G. M. (ed.) Distantsionnoe obuchenie (opyt realizatsii v VKGTU) (Distance learning (experience of implementation in EKSTU)), Ust'-Kamenogorsk, 2006. 320 p.

6. Zakon DNR «Ob obrazovanii» № 55-I NS ot 19.06.2015 g. (Law of the DPR "On Education" No. 55-I NS of June 19, 2015) (In Russ.).

7. Zenchenko T.A., Stankevich A. A. Synchronization of human heart rhythm variations and GMF vector in millihertz range at different phases of the magnetic storm [Sinkhronizatsiya variatsiy ritma serdtsa cheloveka i vektora GMP v milligertsovom diapazone na raznykh fazakh magnitnoy buri], Teoreticheskaya i eksperimental'naya biofizika: materialy konferentsii (Proceedings of the conference: FGBUN Institute of Theoretical and Experimental Biophysics of the Russian Academy of Sciences), vol. I, Pushchino: Sinkhrobuk (Synchrobook TM), 2018, p. 21. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36249231.

8. Kanavo V. Advantages and disadvantages of distance learning via the Internet [Dostoinstva i nedostatki distantsionnogo obucheniya cherez internet], Biznesobrazovanie v Rossii. Available at: http://www.curator.ru/doplus.html.

9. Vetrov S. F. [etc.], Perederiya G. S. (ed.), Lastkova D. O. (ed.), Partas O. V. (ed.). Comprehensive hygienic assessment of workplaces [Kompleksna gigijenichna ocinka robochyh misc'], Udoskonalennja sanitarno-gigijenichnogo monitoryngu vplyvu umov praci na zdorov'ja girnykiv vugil'nyh shaht (Improvement of sanitary and hygienic monitoring of the impact of working conditions on the health of miners of coal mines), monograph, Donetsk, 2012, pp. 105 — 124.

10. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Obshchaya gigiena» (internatura) (The main professional educational program of postgraduate vocational education in the specialty "General Hygiene" (internship)), Donetsk, 2017. 50 p. (In Russ.).

11. Petrova S. V., Yarullina A. D., Yagafarova Z. A. Magnetic storms and their impact on the human body [Magnitnye buri i ikh vliyanie na chelovecheskiy organism], Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nye problemy nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnykh statey mezhdunarodnoy konferentsii, 14 — 17 noyabrya 2017, g. Barnaul (Lomonosov readings in Altai: fundamental problems of science and education: collection of scientific articles of the international conference, November 14—17, 2017, Barnaul) Barnaul, 2017. pp. 136 — 138. Available at: http://elibrary.asu.ru/ handle/asu/4272

12. Vetrov S. F. [etc.], Perederiya G. S. (ed.), Lastkova D. O. (ed.), Partas O. V. (ed.). Causes and mechanisms of formation of professional risks [Prychyny i mehanizmy formuvannja profesijnyh ryzykiv], Udoskonalennja sanitarno-gigijenichnogo monitoryngu vplyvu umov praci na zdorov'ja girnykiv vugil'nyh shaht (Improvement of sanitary and hygienic monitoring of the impact of working conditions on the health of miners of coal mines), monograph, Donetsk, 2012, pp. 42—43.

13. Pyslar S. D., Balybina O. A., Starlychanova M. A. Magnetic storms as a factor affecting human health and physical activity: myths and reality [Magnitnye buri kak faktor vozdeystviya na zdorov'e i fizicheskuyu aktivnost' cheloveka: mify i real'nost'], Pedagogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika, 2016, no. 2 ( 7), pp. 197—199.

16

14. Ignatenko G. A. [etc.]. Sbornik lokal'nykh normativnykh aktov po organizatsii i metodicheskomu obespecheniyu uchebnogo protsessa (Collection of local regulations on the organization and methodological support of the educational process), Donetsk, 2018. 188 p.

15. Ignatenko G. A. [etc.]. Sbornik unifitsirovannykh form dokumentov po obespecheniyu realizatsii obrazovatel'nykh programm v Gosudarstvennoy obrazovatel'noy organizatsii vysshego professional'nogo obrazovaniya «Donetskiy natsional'nyy meditsinskiy universitet imeni M. Gor'kogo» (Collection of unified forms of documents to ensure the implementation of educational programs in the State Educational Organization of Higher Professional Education "Donetsk National Medical University named after M. Gorky"), Donetsk, 2018. 107 p.

16. Obridko V. N., Kanonidi Kh. D., Mitrofanova T. A. [etc.]. Solar activity and geomagnetic disturbances [Solnechnaya aktivnost' i geomagnitnye vozmushcheniya], Geomagnetizm i aeronomiya, 2013, vol. 53, no. 2, pp. 157—166.

17. Shestakov V. I., Vetrov S. F. Domestic and foreign experience of state regulation of accounting for potentially dangerous factors of activity in production [Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya ucheta potentsial'no opasnykh faktorov deyatel'nosti na proizvodstve], Sbornik nauchnykh rabot. Seriya «Gosudarstvennoe upravlenie». Vyp. 3: Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaystvom (Collection of scientific works. Series "Public Administration". Issue 3:

Economics and management of the national economy), Donetsk, 2016, pp. 178 — 187.

* * *

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.