Научная статья на тему 'Использование современных образовательных технологий на кафедре медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины'

Использование современных образовательных технологий на кафедре медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
44
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЕЙС-МЕТОД / ДЕЛОВАЯ ИГРА / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / POSTGRADUATE EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / CASE-STUDY / BUSINESS GAME / SIMULATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швиренко И. Р., Пеклун И. В., Поважная Е. С., Зубенко И. В., Терещенко И. В.

Внедрение современных технологий повышения качества обучения врачей как при первичной специализации, так и на циклах повышения квалификации, а также создание условий для эффективного и качественного обучения является важной задачей реализации компетентностного подхода медицинском образовании. Цель статьи рассмотреть возможность использования различных форм современных образовательных интерактивных технологий в обучении и подготовке врачей-курсантов на кафедре медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины. В статье рассмотрены аспекты применения современных интерактивных образовательных технологий (кейс-метод, деловые игры, клинические симуляторы) при подготовке, повышении квалификации и тематическом усовершенствовании врачей по вопросам медицинской реабилитации, физиотерапии и лечебной физкультуры. Показано, что их практическое применение позволяет врачам обучаться профессиональным действиям и тренировать практические навыки. Отмечено, что повышение качества образовательного процесса в современных условиях диктует необходимость широкого использования симуляционных технологий, основанных на применении медицинских симуляторов различного уровня реалистичности. Внедрение в учебный процесс образовательных интерактивных технологий, основанные на кейс-методе, широком применении деловых игр, симуляционных технологий обучения способствуют повышению качества обучения и тренировки профессиональных навыков, в том числе, работе в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швиренко И. Р., Пеклун И. В., Поважная Е. С., Зубенко И. В., Терещенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT THE DEPARTMENT OF MEDICAL REHABILITATION, TREATMENT EXERCISES AND ALTERNATIVE MEDICINE

The applicationof modern technologies to improve the quality of training of physicians both in primary specialization and in the cycles of professional development, as well as the creation of conditions for effective and quality education is an important task of implementing the competence approach in medical education. To consider the possibility of using and the forms of modern educational interactive technologies in the training and training of medical cadets at the Department of Medical Rehabilitation, exercise therapy and alternative medicine. In the article aspects of application of modern interactive educational technologies (case study method, business games, clinical simulators) in preparation, improvement of qualification and thematic improvement of doctors on questions of medical rehabilitation, physiotherapy and treatment exercises are considered. It is shown that their practical application allows doctors to learn professional actions and to train practical skills. It is noted that improving the quality of the educational process in modern conditions dictates the need for widespread use of simulation technologies based on the use of medical simulators of various levels of realism. The introduction of educational interactive technologies in the educational process, based on the case study method, the wide application of business games, simulation-training technologies contribute to the improvement of the quality of education and the training of professional skills, including teamwork.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных технологий на кафедре медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины»

УДК: 616-08-039.34:378.147:004.9

Швиренко И.Р., Пеклун И.В., Поважная Е.С., Зубенко И.В., Терещенко И.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ЛФК И НЕТРАДИЦИОННОЙ

МЕДИЦИНЫ

Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный

медицинский университет имени М. Горького», г. Донецк

Peklun I. V., Povazhnaya E.S., Shvirenko I.R., Zubenko I. V., Tereschenko I. V

USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT THE DEPARTMENT OF MEDICAL REHABILITATION, TREATMENT EXERCISES AND ALTERNATIVE

MEDICINE

The State Educational Organization of Higher Professional Education "M. Gorky National Medical University", Donetsk

РЕЗЮМЕ

Внедрение современных технологий повышения качества обучения врачей как при первичной специализации, так и на циклах повышения квалификации, а также создание условий для эффективного и качественного обучения является важной задачей реализации компетентностного подхода медицинском образовании.

Цель статьи - рассмотреть возможность использования различных форм современных образовательных интерактивных технологий в обучении и подготовке врачей-курсантов на кафедре медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины. В статье рассмотрены аспекты применения современных интерактивных образовательных технологий (кейс-метод, деловые игры, клинические симуляторы) при подготовке, повышении квалификации и тематическом усовершенствовании врачей по вопросам медицинской реабилитации, физиотерапии и лечебной физкультуры. Показано, что их практическое применение позволяет врачам обучаться профессиональным действиям и тренировать практические навыки. Отмечено, что повышение качества образовательного процесса в современных условиях диктует необходимость широкого использования симуляционных технологий, основанных на применении медицинских симуляторов различного уровня реалистичности.

Внедрение в учебный процесс образовательных интерактивных технологий, основанные на кейс-методе, широком применении деловых игр, симуляционных технологий обучения способствуют повышению качества обучения и тренировки профессиональных навыков, в том числе, работе в команде.

Ключевые слова: последипломное обучение, компетентностный подход, кейс-метод, деловая игра, симуляционное обучение.

SUMMARY

The applicationof modern technologies to improve the quality of training of physicians both in primary specialization and in the cycles of professional development, as well as the creation of conditions for effective and quality education is an important task of implementing the competence approach in medical education. To consider the possibility of using and the forms of modern educational interactive technologies in the training and training of medical cadets at the Department of Medical Rehabilitation, exercise therapy and alternative medicine. In the article aspects of application of modern interactive educational technologies (case study method, business games, clinical simulators) in preparation, improvement of qualification and thematic improvement of doctors on questions of medical rehabilitation, physiotherapy and treatment exercises are considered. It is shown that their practical application allows doctors to learn professional actions and to train practical skills. It is noted that improving the quality of the educational process in modern conditions dictates the need for widespread use of simulation technologies based on the use of medical simulators of various levels of realism. The introduction of educational interactive technologies in the educational process, based on the case study method, the wide application of business games, simulation-training technologies contribute to the improvement of the quality of education and the training of professional skills, including teamwork.

Key words: postgraduate education, competence approach, case-study, business game, simulation training.

Введение

Становление Донецкой Народной Республики как самостоятельного, независимого, правового государства стало толчком к модернизации медицинского образования, что обусловило поиск и внедрение новых методов и средств обучения, ориентированных на повышение качества подготовки врачей. В современной парадигме медицинского образования на первый план выходит не столько оценка усвоенных знаний и умений, а уровень развития профессиональных качеств, реализация которых возможна только в системе практико-ориентированного образования, основанного на компетентностном подходе

(КП). В связи с этим происходит смещение акцентов от вопросов образования конкретного человека к способам организации образовательных систем, играющих ключевую роль в достижении поставленного результата [1].

Важной задачей реализации КП в медицинском образовании является внедрение современных технологий повышения качества обучения врачей как при первичной специализации (дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, ДПП ПП), так и на циклах повышения квалификации (дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК), тематического усовершенствова-

ния (ТУ), а также создание условий для эффективного и качественного обучения. Среди последних особое внимание необходимо уделять формированию «технологической цепочки формирования профессиональных компетенций», организации системы дистанционного обучения на основе информационно-образовательной среды и внедрение различных форм симуляционного обучения [2].

Цель. Рассмотреть возможность использования различных форм современных образовательных интерактивных технологий в обучении и подготовке врачей-курсантов на кафедре медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины.

Обсуждение

Основная задача современных образовательных технологий состоит в усилении практической подготовки, которая позволит обучающемуся применять в различных профессиональных клинических ситуациях базовые навыки и умения.

К факторам, которые актуализируют необходимость внедрения современных технологий профессионального медицинского образования, относят следующие:

- стремительное развитие научно-технического прогресса, который приводит к увеличению объема учебной информации, что приводит к трудностям в усвоении знаний и необходимости непрерывного образования;

- неудовлетворительное состояние форм и методов обучения, основанных на традиционном дидактическом подходе (преимущественно вербальном, лекционно-аудиторном);

- сокращением клинических форм обучения в связи с увеличением материальных затрат (расходы на проезд, проживание курсантов), удаленностью от места проживания, кадровыми проблемами по месту работы и т.п.;

- изменением правовых норм, направленных на повышение безопасности пациентов за счет усиления технической компетентности и устранения человеческих факторов, формирование среды, свободной от риска и др. [[3, с. 8; 4].

А.П. Панфиловой (2009) отмечено, что необходимо внедрение в образовательный процесс технологий, которые помогают обучающемуся реализовать свои потребности в качественном обучении, раскрыть и реализовать свои возможности в освоении и развитии профессиональных навыков. Все это стимулирует к поиску новых образовательных технологий, которые, прежде всего, «учат учиться» - т.н. интерактивные технологии образовательного процесса [3, с. 38].

В качестве инновационных образовательных технологии в настоящее время успешно используют зарекомендовавшие себя «кейс-метод», «деловые игры», симуляционное обучение (на фантомах, муляжах, тренажерах, в т.ч. с использованием виртуальной пространства (информационно-образовательной среды, ИОС), которые в медицинской науке, практике и образовании на сегодняшний день являются одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений [5].

«Кейс-метод» (case-study) или метод конкретных клинический ситуаций является педагогической технологией в подготовке врачей, которая ос-

нована на моделировании ситуаций или использовании реальной диагностической ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных методов решения и принятия оптимального решения проблемы, т.е. наиболее эффективного метода лечения и реабилитации. Он способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою позицию. В то же время, метод дает возможность проявить и усовершенствовать аналитические, оценочные и медицинские навыки, научиться работать в реабилитационной команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, что является необходимым для профессиональной медицинской деятельности.

Г.Н. Шеметова и соавт. (2016), анализируя пятилетний опыт внедрения кейс-технологий в образовательный процесс Саратовского государственного медицинского университета, показали, что это одно из важнейших направлений совершенствования клинической подготовки обучающихся и обязательное условие эффективной реализации КП, а полученный опыт необходимо внедрять в преподавание клинических дисциплин в медицинском вузе [6].

Составляющими элементами кейс-метода являются: определение перечня изучаемых вопросов, выбор метода сбора и анализа данных, подготовка к сбору данных, сбор данных в реальных условиях, оценка и анализ данных, подготовка отчета, с обязательным обоснованием и обсуждением всех этапов исследования. Кроме того, кейс предполагает описание конкретной клинической ситуации, которая используют как педагогический инструмент, для решения ряда вопросов, среди которых: отработка навыка применения теоретических знаний знания на практике; стимулирование интереса к логическому сопоставлению фактов, аргументированию действий, участию в дискуссии, формированию и исследованию гипотез, приобретение умения решать проблемы, развитие навыка работы в команде и т.д,, что позволит избежать совершения врачебных ошибок и др. проблем.

А. Н. Путинцев и Т. В. Алексеев (2016) отмечают, что для лучшего понимания медицинских проблем пациента необходимо использование компьютерных и мультимедиа-технологий при реализации медицинских кейсов, основанных на включение в кейс данных обследования пациента (с согласия последнего: фото- и видеоматериалы первичного и последующих осмотров, результатов проведения функциональных проб и др. необходимых исследований с возможными ответами больного и комментариями лечащего врача и др.)

[7].

Применение кейс-метода в постдипломной подготовке обучающихся на кафедре врачей-курсантов (как по программам переподготовки, так и по программам повышения квалификации и тематического усовершенствования) в виде «кейс-ситуация», «кейс-случай» и др. дает возможность объединить теоретическую подготовку и практические навыки. При этом, обучающиеся совместными усилиями анализируют клиническую ситуацию (случай, case), что позволяет им

выработать клиническое решение, завершением которого является оценка предложенных методов лечения, выбор лучшего из них в контексте поставленной задачи или проблемы. Вместе с тем отмечаются «узкие места» применения метода, особенно при его использовании в дистанционных формах обучения, в частности, связанные как с техническими требованиями (доступ в интернет, наличие оборудования и программ, уровень пользователя), так и с организацией условий его использования (качества и полноты предоставления материала в информационно-образовательной среде, ИОС) [2].

Деловая (ролевая) игра (business (role-play) game) является еще одной инновационной образовательной технологией, реализуемой в процессе обучения врачей-курсантов. Она используется с целью иллюстрации действий врача по вопросам медицинской реабилитации, отработки навыков, закрепления результатов лекционно-практической деятельности и самостоятельной работы.

Ролевая игра - метод обучения, во время которого участники разыгрывают различные роли на основе ситуаций, связанных с темой занятия. Основная черта игры - условность действий, что делает занятие живым и увлекательным, позволяет не испытывать страха за последствие ошибок. Ролевые игры способствуют развитию навыков клинического мышления, решения проблем, отработки различных вариантов поведения в сложных ситуациях, воспитанию понимания и сочувствия к другим людям. Во время ролевой игры обучающиеся разыгрывают ситуации человеческих взаимоотношений в свете предварительно изученных принципов. Учебная ролевая игра на последипломном этапе медицинского образования должна стать интегральным методом обучения и контроля в условиях, приближенных к реальным, что позволит объективно оценить готовность врача к профессиональной деятельности [8].

Тренировочная деловая игра на кафедре медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины - это моделирование реальной деятельности в специально созданной учебной ситуации. Она является средством и методом подготовки и адаптации к медицинской деятельности, методом активного обучения, который способствует достижению конкретных задач. Ее конструктивными элементами является проектирование реальности, с которой может столкнуться обучающийся в своей врачебной деятельности.

Применение деловых игр при обучении курсантов позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальной медицинской практике, принимать решения в условиях спорных ситуаций, отстаивать свои действия. В специально созданных условиях обучающийся «прорабатывает» медицинские и спорные ситуации, которые дают ему возможность сформировать мышление и выбрать правильную тактику лечения.

В этой связи функции преподавателя как модератора игры заключаются не только в организации условий игры, отражающих профессиональные особенности моделируемой ситуации, но и предоставить возможность ее участникам реконструировать спорные моменты, с которыми сталкивается

врач во время проведения настоящей лечебно-реабилитационной деятельности.

На занятиях с курсантами проблемное содержание деловой игры представлено в виде врачебных ситуаций или задач, которые могут содержать неполные, заведомо ошибочные, противоречивые данные. Примером такой деловой игры можно считать клинический разбор тематического больного. Для этих целей в соответствии с учебным планом подготовки врачей-курсантов используется специально разработанный набор сценариев клинических ситуаций, основанных на реальных клинических примерах действий врачей различных специальностей при лечении и реабилитации больных на различных этапах оказания реабилитационной помощи (госпитальном, амбулаторном, курортном).

В основе учебной игры лежит моделирование клинического приема (консультации) больного, проведение обследования и простановка основного (клинического) и реабилитационного диагноза. В ходе курсанты разыгрывают роли врача-физиотерапевта, врача лечебной физкультуры, врача курортного учреждения, врача общей практики и др. специалистов, необходимых для решения клинической ситуации. Преподавателем за счет привлечения дополнительной (вариативной) информации из истории болезни (медицинской карты) редактируется диагностические подходы; формируются направления в выборе физического реабилитационного фактора, особенности методики и техники его применения; обосновывается и подбирается наиболее оптимальная форма дозированной физической нагрузки, уровень и продолжительность ее использования, методы контроля физического и функционального состояния больного при нахождении в лечебном учреждении и при самостоятельных занятиях; рекомендации по применению реабилитационных факторов в амбулаторных условиях и др.

Отдельно внимание курсантов акцентируется на выделении в клинике заболевания ведущего патогенетического синдрома в рамках реабилитационного диагноза, что позволяет выработать план назначения реабилитационных факторов, направленный на поддержание функций организма при остром заболевании (обострении хронического заболевания), а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений со стороны поврежденных органов или систем организма, предупреждение и снижение степени инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество [9].

Моделирование в медицине (симуляционное обучение, симуляционный тренинг) по мнению В. Е. Sakakushev et а1. (2017) в настоящее время является краеугольным камнем в предоставлении качественного медицинского образования. Оно может быть полезно как для начинающих (аттестация), так и опытных клиницистов (переаттестация), отработки действия в составе специализированных медицинских бригад и др. Считается, что моделирование в медицине должно занять проак-тивную позицию в разработке учебной программы подготовки медицинских кадров, оценки качества

учебной подготовки и квалификации специалистов

[4].

Симуляционный тренинг (СТ) в медицине - обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить деятельность в соответствии с профессиональными стандартами медицинской помощи. Считается, что для правильного функционирования имитационного обучения необходимо интеграция СТ в действующую систему профессионального образования на всех уровнях [10].

По нашему мнению, СТ должно является обязательным условием активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению предмета, формированию навыка и отработки умений на первичном уровне, обучению технологии использования устройств, снятию/предупреждению психологических и технических проблем при работе с медицинскими устройствами и др.

СТ как элемент повышения качества образования и формирования ПК должен применятся на всех этапах подготовки врачей-курсантов по вопросам медицинской реабилитации в том числе при специализации в интернатуре, аспирантуре и ординатуре, а также при дополнительной подготовке врачей на курсах переподготовки (ДПП 1111), повышения квалификации (ДПП ПК) и тематического усовершенствования.

Вместе с тем, внедрение СТ в практику подготовки врачей-курсантов и студентов на кафедре медицинской реабилитации затруднено вследствие, прежде всего, серьезных финансовых затрат на приобретение подобных комплексов. По мнению М.Д. Горшкова (2013) стоимость такого оборудования, как правило утраивается при переходе от простых конструкций на более высокий уровень реалистичности [10].

Поэтому расширение возможностей по обучению курсантов через увеличение номенклатуры и

уровня представления тренажеров на кафедре в дополнение к кейс-методу и деловым играм, является перспективным направлением улучшения ее деятельности. Наиболее доступными для применения в учебном арсенале кафедры являются тренажеры (симуляторы) визуального уровне реалистичности, которым относятся интерактивные электронные учебники, диагностические и лечебные алгоритмы, карты ориентировочных основ действий и др., ведется разработка обучающих компьютерных игр. Все материалы используются в как в повседневном образовательном процессе на кафедре, так и для организации дистанционного обучения врачей, что позволяет разнообразить форму изучаемого материла (текст, аудио- и видеоматериал).

Выводы

Таким образом, современная подготовка врачей возможна только в системе практико-ориентированного образования, основанного на компетентностном подходе. Важной задачей реализации КП в медицинском образовании является внедрение современных технологий повышения качества обучения врачей, а также создание условий для эффективного и качественного обучения.

Применение современных образовательных технологий (кейс-метод, деловая игра, симуляционное обучение) позволяет курсантам кафедры медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины обучаться выполнению профессиональных действий, нарабатывать практические навыки и умения. Такой подход в преподавании практически воспроизводит формы реальной профессиональной медицинской деятельности. Перспективным направлением совершенствования учебного процесса врачей-курсантов в соответствии с концепцией непрерывного образования и компетентност-ного подхода является внедрение и широкое применение симуляционного обучения, основанного на применении медицинских симуляторов и тренажеров различного уровня реалистичности.

Литерату ра/References

1. Киселева Е.В. Сущность компетентностного подхода в высшем образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017; 2:47-53. [Kiseleva E.V. Sushchnost' kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2017; 2:47-53. (in Russ.)]

2. Швиренко И.Р., Поважная Е.С., Лыков А.А., Зубенко И.В., Терещенко И.В. Проблемные вопросы реализации компетентностного подхода на примере изучения медицинской реабилитации. / Мат. науч.-метод. конф. «Реализация компетентностного подхода на додипломном и последипломном этапах высшего профессионального образования»; 18.04.2018 г.; Донецк; Под ред. проф. Г.А. Игнатенко, проф. А.Г. Джоджуа; Донецк: ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО, 2018. С. 454-459. Доступно по: http://dnmu.ru/wp-

content/uploads/2018/04/materialKonfer_competentPodhod_fix3_26 0418.pdf. Ссылка активна на 17.07.2018. [Shvirenko I.R., Povazhnaya E.S., Lykov A.A., Zubenko I.V., Tereshchenko I.V. Problemnye voprosy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda na primere izucheniya meditsinskoy reabilitatsii. (Conference proceedings). Materialy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda na dodiplomnom i poslediplomnom etapakh vysshego professional'nogo obrazovaniya»; 2018 Apr 18; Donetsk; Donetsk: M. GORKY DONDMU. 2018. p. 454-459. (in Russ.)]

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. 3-изд.; М.: Академия, 2009. [Panfilova A.P.

Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie. 3rd ed.; M.: Akademiya, 2009. (in Russ.)]

4. Sakakushev BE, Marinov BI, Stefanova PP, Kostianev SS, Georgiou EK. Striving for Better Medical Education: the Simulation Approach. Folia Med (Plovdiv). 2017 Jun 1; 59(2): 123-131. doi: 10.1515/folmed-2017-0039. [Sakakushev BE, Marinov BI, Stefanova PP, Kostianev SS, Georgiou EK. Striving for Better Medical Education: the Simulation Approach. Folia Med (Plovdiv). 2017 Jun 1; 59(2):123-131. doi: 10.1515/folmed-2017-0039. (in Russ.)]

5. Полянская Н.А., Власенко Н.Ю., Гетман Н.А. Современные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций студентов-медиков. Успехи современного естествознания. 2015; 9-1:72-76. Доступно по: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35529. Ссылка активна на 17.07.2018. [Polyanskaya N.A., Vlasenko N.Yu., Getman N.A. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii formirovaniya professional'nykh kompetentsiy studentov-medikov. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015; 9-1:72-76. (in Russ.)]

6. Шеметова Г.Н., Губанова Г.В., Беляева Ю.Н. Возможности использования инновационных кейс-технологий при преподавании клинических дисциплин в медицинском ВУЗе. Aktualni pedagogika. 2016; 4:52-55. [Shemetova G.N., Gubanova G.V., Belyaeva Yu.N. Vozmozhnosti ispol'zovaniya innovatsionnykh keys-tekhnologiy pri prepodavanii klinicheskikh distsiplin v meditsinskom VUZe. Aktualni pedagogika. 2016; 4:52-55. (in Russ.)]

7. Путинцев А.Н., Алексеев Т.В. Кейс-метод в медицинском образовании: современные программные продукты. Международный жур-

нал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 12-9:16551659. Доступно по: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=11141. Ссылка активна на 17.07.2018. [Putintsev A.N., Alekseev T.V. Keys-metod v meditsinskom obrazovanii: sovremennye programmnye produkty. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2016; 12-9:1655-1659. (in Russ.)] 8. Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дубовая А.В., Дудчак А.П., Лимаренко М.П., Тонких Н.А. и др. Ролевые игры на последипломном этапе обучения в медицинском вузе. Смоленский медицинский альманах. 2016; 2:15-21. [Bordyugova E.V., Pshenichnaya E.V., Dubovaya A.V., Dudchak A.P., Limarenko M.P., Tonkikh N.A. i dr. Rolevye igry na poslediplomnom etape obucheni-ya v meditsinskom vuze. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh. 2016; 2:15-21. (in Russ.)]

9. Швиренко И.Р., Поважная Е.С., Лыков А.А., Зубенко И.В., Терещенко И.В., Пеклун И.В. Проблемные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях. Университетская Клиника. 2017; 3(24):1:181-187. [Shvirenko I.R., Povazhnaya E.S., Lykov A.A., Zubenko I.V., Tereshchenko I.V., Peklun I.V. Problematic issues of medical rehabilitation in modern conditions. University Clinic. 2017; 3(24):1:181-187. (in Russ.)]

10. Симуляционное обучение в медицине. Под ред. проф. А.А. Сви-стунова; сост. М.Д. Горшков. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. [Simulyatsionnoe obuchenie v meditsine. Ed by prof. A.A. Svistunova; Design by M.D. Gorshkov; Moscow: First Moscow State Medical University I.M. Sechenov, 2013. (in Russ.)]

Сведения об авторах

Швиренко Игорь Разикович - к. мед. н., доцент, заведующий кафедрой медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины ДонНМУ им. М. Горького; рабочий адрес: пр. Ильича, 12, г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР), 283003; раб. тел.: (062)-295-57-46; электронная почта: shvirenko@gmail.com; shvirenko@yandex.ru

Пеклун Ирина Владимировна - к. мед. н., доцент, доцент кафедры медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины им. М. Горького; рабочий адрес: пр. Ильича, 12, г. Донецк, ДНР, 283003; раб. тел.: (062)-295-57-46; электронная почта: peklun.irina@yandex.ru

Поважная Елена Станиславовна - к. мед. н., доцент, доцент кафедры медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины им. М. Горького; рабочий адрес: пр. Ильича, 12, г. Донецк, ДНР, 283003; раб. тел.: (062)-295-57-46; электронная почта: kaffizio@mail.ru

Зубенко Инна Валерьевна - к. мед. н., доцент, доцент кафедры медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины им. М. Горького; рабочий адрес: пр. Ильича, 12, г. Донецк, ДНР, 283003; раб. тел.: (062)-295-57-46; электронная почта: inzubenko@mail.ru

Терещенко Ирина Валерьевна - к. мед. н., доцент, доцент кафедры медицинской реабилитации, ЛФК и нетрадиционной медицины им. М. Горького; рабочий адрес: пр. Ильича, 12, г. Донецк, ДНР, 283003; раб. тел.: (062)-295-57-46; электронная почта: itereschenko70@mail.ru

Поступила 28.04.2018 г. Received 28.04.2018 г.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта Conflict of interest. The authors of this article confirmed financial or any other support with should

интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить. be reported.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.