Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЦИКЛОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТЕРАПИЯ" В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЦИКЛОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТЕРАПИЯ" В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛИ / СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христуленко А.Л., Тарадин Геннадий Геннадьевич, Гнилицкая В.Б., Стуликова Е.Л., Ракитская И.В.

Непрерывное медицинское образование (НМО) - новая форма повышения квалификации медицинских работников, которая отличается непрерывностью процесса, использованием инновационных технологий (дистанционных, электронных и др.), а также возможностью выстраивания персонального пути повышения квалификации, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов. В статье приводится опыт внедрения НМО на кафедре терапии им. профессора А.И. Дядыка факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького. Отражены вопросы создания образовательных программ, методического обеспечения и средств обучения. Акцент сделан на методике проведения семинарско-практических занятий на циклах повышения квалификации. Особое внимание уделено ресурсному и информационному обеспечению, включая размещение учебных материалов на электронном ресурсе «Информационно-образовательная среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христуленко А.Л., Тарадин Геннадий Геннадьевич, Гнилицкая В.Б., Стуликова Е.Л., Ракитская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF PRACTICAL LESSONS DURING POSTGRADUATE EDUCATION COURSES FOR THE STUDENTS MAJORING IN "THERAPY" IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF EDUCATION

Continuous medical education (CME) - new format of advanced training for medical specialists which is a continuous process, using innovative technologies (distant, electronic and others), also an opportunity to develop a personal plan of advanced training. It provides knowledge, skills, abilities and competencies essential for the specialists. The article highlights the experience of the integration of CME by the Department of Therapy named after A.I. Dyadyka at the Internship and Post-graduate education Department at M. Gorky Donetsk National Medical University. Such issues as creating educational programs, methodological supply and teaching tools are highlighted. The emphasis was placed on the methods of organizing seminars and practical classes during advanced training courses. Special attention was paid to resource and informational supply including uploading study materials in electronic resource "Information-educational environment".

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЦИКЛОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТЕРАПИЯ" В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 616.1/4:371.315.6:37.018.46 DOI: 10.34215/1609-1175-2021-1-90-93

Методическое обеспечение практических занятий циклов повышения квалификации по специальности «терапия» в системе непрерывного медицинского образования как средство повышения эффективности обучения

А.Л. Христуленко, Г.Г. Тарадин, В.Б. Гнилицкая, Е.Л. Стуликова, И.В. Ракитская, И.С. Маловичко

Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, Донецк, Донецкая Народная Республика/Украина

Непрерывное медицинское образование (НМО) - новая форма повышения квалификации медицинских работников, которая отличается непрерывностью процесса, использованием инновационных технологий (дистанционных, электронных и др.), а также возможностью выстраивания персонального пути повышения квалификации, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов. В статье приводится опыт внедрения НМО на кафедре терапии им. профессора А.И. Дядыка факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького. Отражены вопросы создания образовательных программ, методического обеспечения и средств обучения. Акцент сделан на методике проведения семинарско-практических занятий на циклах повышения квалификации. Особое внимание уделено ресурсному и информационному обеспечению, включая размещение учебных материалов на электронном ресурсе «Информационно-образовательная среда».

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, рабочая программа, модули, семинарско-практические занятия,

информационно-образовательная среда Поступила в редакцию 08.06.2020 г. Получена после доработки 15.09.2020 г.

Для цитирования: Христуленко А.Л., Тарадин Г.Г., Гнилицкая В.Б., Стуликова Е.Л., Ракитская И.В., Маловичко И.С. Методическое обеспечение практических занятий циклов повышения квалификации по специальности «терапия» в системе непрерывного медицинского образования как средство повышения эффективности обучения. Тихоокеанский медицинский журнал. 2021;1:90-3. doi: 10.34215/1609-1175-2021-1-90-93

Для корреспонденции: Тарадин Геннадий Геннадьевич - канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой терапии им. проф. А.И. Дядыка ФИПО Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького (283003, г. Донецк, пр-т Ильича, 16); ORCID: 0000-0003-3984-8482; e-mail: taradin@inbox.ru

Methodological support of practical lessons during postgraduate education courses for the students majoring in "therapy" in the system of continuous medical education as a tool to improve the efficiency of education

A.L. Khristulenko, G.G. Taradin, V.B. Gnilitskaya, E.L. Stulikova, I.V. Rakitskaya, I.S. Malovychko

M. Gorky Donetsk National Medical University, Donetsk, Donetsk People Republic/Ukraine

Summary: Continuous medical education (CME) - new format of advanced training for medical specialists which is a continuous process, using innovative technologies (distant, electronic and others), also an opportunity to develop a personal plan of advanced training. It provides knowledge, skills, abilities and competencies essential for the specialists. The article highlights the experience of the integration of CME by the Department of Therapy named after A.I. Dyadyka at the Internship and Post-graduate education Department at M. Gorky Donetsk National Medical University. Such issues as creating educational programs, methodological supply and teaching tools are highlighted. The emphasis was placed on the methods of organizing seminars and practical classes during advanced training courses. Special attention was paid to resource and informational supply including uploading study materials in electronic resource "Information-educational environment".

Keywords: continuous medical education, work program, modules, seminars and practical classes,

information-learning environment Received 8 June 2020; Revised 15 September 2020

For citation: Khristulenko AL, Taradin GG, Gnilitskaya VB, Stulikova EL, Rakitskaya IV, Malovychko IS. Methodological support of practical lessons during postgraduate education courses for the students majoring in "therapy" in the system of continuous medical education as a tool to improve the efficiency of education. Pacific Medical Journal. 2021;1:90-3. doi: 10.34215/1609-1175-2021-1-90-93

Corresponding author: Gennadiy G. Taradin, MD, PhD, associate professor, head of the Therapy Department DIPT, M. Gorky Donetsk National Medical University (16 Ilyicha Ave., Donetsk, 283003, Donetsk People Republic/Ukraine); ORCID: 0000-0003-3984-8482; e-mail: taradin@inbox.ru

© XpucmynenKO A.R., Tapaöuu LL, rnunu^an B.E., CmynuKOBa E.R., PaKumcKan M.B., ManoBUHKO M.C., 2021

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это система последипломного обучения, обеспечивающая непрерывное совершенствование знаний, умений и навыков в течение всей профессиональной жизни врача, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение его профессиональных компетенций. Система НМО внедряется с целью повышения качества последипломной подготовки врачей и провизоров. Она заключается в обеспечении целенаправленной подготовки специалистов для выполнения четко определенных трудовых функций [1, 2].

Вопрос о НМО имеет корни в странах Западной Европы и США, где достаточно давно действует система Continuous Medical Education. НМО считается аналогом этой образовательной системы. В Российской Федерации НМО в качестве ведущего варианта последипломного образования уже принята и работает в течение нескольких лет [3].

В настоящее время в системе НМО нашего университета обучаются специалисты, получившие диплом об окончании интернатуры или ординатуры, сертификат специалиста или свидетельство об аттестации по специальностям «неонатология», «общая практика - семейная медицина», «урология», «травматология», «педиатрия» и «дерматовенерология». Врачи-терапевты обучаются в системе НМО с 1 января 2018 г., тогда к обучению по данной системе приступили специалисты, получившие диплом об окончании интернатуры или ординатуры, сертификат специалиста или свидетельство об аттестации по специальности «терапия» после 1 января 2017 г.

Обучение специалистов в системе НМО представляет собой комплексное формирование образовательной модели повышения квалификации, включающей программы по основной и дополнительной образовательной деятельности [4].

Коллектив кафедры терапии им. проф. А.И. Дя-дыка факультета последипломного образования начал проводить обучение в системе НМО с 1 января 2018 г. К 1 сентября этого года были подготовлены и утверждены рабочие программы и учебные планы по всем модулям обучения, методические указания для обучающихся и методические рекомендации для преподавателей. Совместно с сотрудниками Министерства здравоохранения ДНР проводится работа по своевременному информированию руководителей здравоохранения о новых принципах повышения квалификации с целью упорядочения набора врачей на циклы повышения квалификации в системе НМО. Формируется «база данных» врачей-курсантов различных специальностей. Особое внимание преподавателей направлено на сохранение качества преподавания. Решение этой проблемы видится, в том числе, и в создании методического обеспечения циклов НМО [5].

Характеристика модулей системы непрерывного медицинского образования

Согласно рабочим программам предполагается прохождение обучения по следующей схеме: 1-й год - мо-

дуль 1 (вопросы кардиологии), 2-й год - модуль 2 (актуальные вопросы ревматологии), 3-й год - модуль 3 (актуальные вопросы гастроэнтерологии и пульмонологии). Длительность каждого модуля - 36 часов. На 4-м году обучения курсанты проходят курсы тематического усовершенствования, продолжительностью 72 часа, на 5-м году - модуль 4 (36 часов), посвященный актуальным вопросы нефрологии, эндокринологии и гематологии. После этого сдается квалификационный экзамен. В 2018 г. был выполнен только модуль 1, в 2019 г. - модули 1 и 2, в дальнейшем, с 2020 по 2022 гг. включительно, планируется «наслоение» модулей: в 2020 г. к вышеперечисленным добавляется модуль 3, в 2021 г. - тематическое усовершенствование, а в 2022 г. - модуль 4.

Методическое обеспечение модулей системы непрерывного медицинского образования

В течение ряда лет в нашем университете разрабатывалась, внедрялась и ныне успешно функционирует система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов. Основа ее изложена в методических рекомендациях для преподавателей «Единая медицинская система управления качеством подготовки специалистов медицинского вуза». На базе этих рекомендаций создается все методическое обеспечение занятий, как на додипломном, так и на последипломном уровнях.

На кафедре терапии им. проф. А.И. Дядыка, как средство реализации единой методической системы управления качеством подготовки специалистов медицинского вуза, создано методическое обеспечение практических занятий для слушателей, повышающих квалификацию в системе НМО по специальности «терапия». Разработаны методические указания для обучающихся, рекомендации для преподавателей и фонд оценочных средств по всем темам модулей (основная образовательная деятельность) и цикла тематического усовешенствования (дополнительная образовательная деятельность) в соответствии с существующими требованиями. Методические указания и рекомендации составлены согласно последним международным и российским стандартам по ведению пациентов с соответствующими заболеваниями.

В разделе «Актуальность темы» излагается учебное, профессиональное, мировоззренческое, личностное значение каждой конкретной темы. Далее формулируются цели обучения - общая и конкретные. Раздел «Содержание обучения» начинается списком основной и дополнительной литературы, необходимой для достижения конкретной цели. Изучение материала в логике профессиональной деятельности обеспечивает граф-логическая структура содержания темы. В дальнейшем формулируются положения для теоретической подготовки, которые обучающийся должен усвоить для выполнения целевых видов деятельности в пределах данной темы. Они относятся к узловым вопросам тем и к элементам графа логической структуры.

Ориентировочной основой действия служат различные схемы, таблицы, алгоритмы и т.п. К важному условию достижения цели обучения относится выработка ориентировочной основы действий, которую необходимо сопроводить поэтапным описанием семинарско-практического занятия. Для обучения используются целевые задания и средства самоконтроля (тесты с эталонами ответов). Задания, входящие в состав тестов, охватывают все цели, задачи и узловые вопросы каждой темы. Краткие методические указания к семинарско-практическим занятиям знакомят слушателя с основными этапами и методикой их проведения. В конце методических указаний прилагаются технологическая карта, в которой отражены этапы занятия, время и место его проведения, учебные пособия, графы логической структуры, темы и алгоритм.

Структура семинарско-практического занятия в рамках системы непрерывного медицинского образования

В начале занятия, после ознакомления с актуальностью темы, общей и конкретной целями занятия, проводится определение исходного уровня знаний. Для этого используются тесты исходного уровня, правильность решения которых преподаватель проверяет по эталонам ответов. Затем слушатели участвуют в утренней клинической конференции, где они вместе с преподавателями активно участвуют в обсуждении текущих диагностических и лечебных вопросов, касающихся пациентов клиники. Далее проводится самостоятельная работа под руководством преподавателя, во время которой слушатели курируют тематических больных, осваивают методики современных методов исследования, решают ситуационные задачи. После окончания курации делается клинический разбор тематических больных, во время которого обсуждаются современные взгляды на вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины, диагностики, лечения, профилактики и трудовой экспертизы изучаемых заболеваний. После выполнения слушателями всех заданий, преподаватель анализирует самостоятельную работу каждого курсанта и подводит итог занятия.

Используемые средства обучения

В качестве средств обучения на практических занятиях используются учебные пособия обучающего типа. Под руководством заслуженного деятеля науки и техники Украины, д-ра мед. наук, профессора А.И. Дядыка подготовлены учебные пособия и монографии для слушателей циклов НМО «Ишемическая болезнь сердца: стенокардия», «Гипертоническая болезнь», «Сердечная недостаточность», «Артериальные гипертензии в современной клинической практике», «Осложнения инфаркта миокарда», «Клиническая нефрология», «Приобретенные пороки сердца» и др. В них изложены современные представления о диагностике и тактике ведения пациентов с учетом последних рекомендаций рабочих групп Европейского общества кардиологов, Американской коллегии кардиологов и Американской

ассоциации сердца, Российские федеральные рекомендации. Создана серия электронных учебных пособий «Ишемическая болезнь сердца: стенокардия», «Сердечная недостаточность», «Артериальные гипертензии в современной клинической практике», «Приобретенные пороки сердца», «Нефрология».

Перечисленные учебные пособия относятся к руководствам управляющего типа, ориентированным на конечные цели обучения и направленным на подготовку к конкретной практической деятельности. Структура пособий идентична. Во вступлении освещены вопросы актуальности темы, эпидемиологии заболевания, представлены общая и конкретные цели обучения. Основная часть пособий состоит из глав, посвященных клинической картине, диагностике и лечению заболевания. В конце каждой главы приведены задания с ответами выборочного типа для контроля полученных знаний и навыков. В конце пособий представлены обучающие задачи кластерного типа с выборочными ответами, моделирующие работу с пациентами во внеаудиторных условиях. На некоторые задачи даны развернутые эталоны ответов и комментарии. В приложение вынесены тестовые задания формата А, аналогичные тем, которые используются при проведении текущего и итогового контроля. Прилагаются также графы логической структуры темы, диагностические, тактические и лечебные алгоритмы. Учебные пособия составлены в соответствии с требованиями системы программно-целевого управления качеством подготовки специалистов нашего университета. Содержание и объем пособий выдержаны согласно принятой дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации по специальности «терапия», утвержденной в Министерстве здравоохранения и Министерстве образования и науки ДНР. В самое последнее время издано учебное пособие «Нефрология» под соответствующим грифом. Пособия в первую очередь предназначены для самостоятельной подготовки слушателей циклов НМО к практическим занятиям.

Информационно-образовательная среда

С целью реализации программы перехода на НМО был создан и поддерживается самостоятельный электронный ресурс [6, 7]. Портал НМО нашего университета (https://nmo.dnmu.ru/) - это самостоятельная электронная медицинская информационно-образовательная среда, ресурсы которой доступны в интернете. Материалы, размещенные на портале, разработаны ведущими специалистами на основании современных научных знаний (доказательной медицины). Информация подготовлена с учетом позиции научно-практического медицинского сообщества (мирового, европейского и российского) по соответствующим специальностям.

Ресурс предназначен для информационного сопровождения обучения слушателей по системе НМО. В своей структуре информационно-образовательная среда содержит курсы для внеаудиторной подготовки к практическим занятиям, разделенные на модули по

тематике рабочих программ. В соответствии с положением о НМО предусматривается ежегодная самостоятельная образовательная активность слушателей, которая состоит из посещения конференций, а также прохождения информационных модулей, согласующихся по тематике с основным курсом и предоставляющих углубленную информацию. Каждый модуль рассчитан на самостоятельную работу от 1,5 до 3 часов, с последующим итоговым тестированием. При успешном прохождении итогового тестирования (наличии более 80% правильных ответов) слушатель в автоматическом режиме получает электронный сертификат о начислении кредитов (дополнительных баллов НМО), подтверждающий успешное прохождение обучающего модуля и присвоение за образовательную активность одной зачетной единицы трудоемкости. Предусматривается расширение тематики образовательных модулей для предоставления возможности формирования самостоятельной индивидуальной траектории обучения.

Так, в модуле 1, посвященном вопросам кардиологии, в ходе цикла разбираются такие базовые темы, как «Артериальная гипертензия», «Ишемическая болезнь сердца», «Хроническая сердечная недостаточность», «Нарушения ритма сердца» (с акцентом на фибрилляцию предсердий), «Реанимационные мероприятия при неотложных состояниях». Тематика материалов, предлагаемых для самостоятельного изучения в информационно-образовательной среде, не дублирует пройденный материал и включает в себя темы «Кар-диомиопатии», «Миокардиты», «Основы электрокар-диодиагностики», «Симптоматические артериальные гипертензии», «Трепетание предсердий», «Электрокардиография при ишемической болезни сердца» и др.

Такие же подходы в информационно-образовательной среде практикуются для слушателей модуля 2: на очном цикле разбираются вопросы «Ревматизм», «Пороки сердца», «Системные заболевания соединительной ткани», «Системные васкулиты», а для самостоятельного изучения размещены материалы, касающиеся анкилозирующего спондилита, дерматомиозита, системной склеродермии, остеопороза, глюкокорти-коидных препаратов, цитостатиков, нестероидных противовоспалительных препаратов и др.

Кроме того, кафедра терапии принимает активное участие в организации и проведении конференций по различным проблемам внутренних болезней: «Поражение внутренних органов при ВИЧ-инфекции», «Актуальные вопросы пульмонологии», «Неотложные состояния в клинике внутренних болезней», «Избранные вопросы кардиологии», «Избранные вопросы нефрологии», «Суставной синдром в практике терапевта» и др.

Таким образом, создание и совершенствование методического обеспечения практических занятий циклов повышения квалификации по специальности «терапия» в системе НМО, средств обучения, как на очном, так и на заочном этапах, продолжается. Эту работу можно считать важным звеном повышения эффективности образования в системе НМО. С учетом

того, что внедрение этой системы продолжается, опыт организации циклов повышения квалификации по специальности «терапия» позволит кафедре им. проф. А.И. Дядыка эффективнее организовывать циклы повышения квалификации и по другим специальностям: кардиологии, ревматологии, гастроэнтерологии, нефрологии и пульмонологии.

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи. Источник финансирования: авторы заявляют о финансировании работы из собственных средств. Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования - АЛХ, ГГТ Сбор и обработка материала - ВБГ Написание текста - ЕЛС, ИВР, ИСМ Редактирование - АЛХ, ГГТ

Литература / References

1. Клевно В.А., Кучук С.А. Роль медицинской организации в НМО на примере ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014;3:68-70. [Klevno VA, Ku-chuk SA. The role of a medical organization in a CME based on the example of GBUZ MO "Office of forensic medicine". Meditsinskoe obrazovanie i professionalnoe razvitie. 2014;3:68-70. (In Russ).]

2. Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Непрерывное профессиональное образование врачей-стоматологов в Российской Федерации. Российская стоматология. 2015;8(3):48-51. [Naigovzina NB, Luchinskii AV. Continuing professional education of dentists in the Russian Federation. Rossiiskaya Stomatologiya. 2015;8(3):48-51 (In Russ).]

3. Игнатенко Г.А., Багрий А.Э., Ващенко А.В., Тарадин Г.Г., Гнилицкая В.Б., Христуленко А.Л. и др. Организация циклов повышения квалификации в системе непрерывного медицинского образования на кафедре терапии им. проф. А.И. Дядыка ФИПО ГОО ВПО ДОННМУ им. М. Горького - начало. Университетская клиника. 2020;1:129-34. [Ignatenko GA, Bagriy AE, Vashchenko AV, Taradin GG, Gnilitskaya VB, Khristulenko AL, et al. Organization of continuing education courses in the system of continuing medical education on the department of therapy named after prof. A.I. Dyadyk State Educational Organization of Higher Professional Education "M. Gorky Donetsk National Medical University". Universitetskaya Klinika. 2020;1:129-34 (In Russ).]

4. Ибрагимов Т.И. Совершенствование системы последипломного образования врачей-стоматологов. Маэстро стоматологии. 2012;145:10-2. [Ibragimov TI. Improving the system of postgraduate education of dentists. Maestro Stomatologii. 2012;145:10-2 (In Russ).]

5. Агафонов Б.В., Шевцова Н.Н., Чуднов В.П., Купряшина Н.В., Елманова Т.В. Опыт организации непрерывного профессионального образования для врачей общей практики Московской области. Земский врач. 2011;1:39-42. [Agafonov BV, Shevtsova NN, Chudnov VP, Kupryashina NV, Elmanova TV. Experience in organizing continuing professional education for general practitioners in the Moscow Region. Zemskii Vrach. 2011;1:39-42 (In Russ).]

6. Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России. Высшее образование в России. 2012;10:107-11. [Andreev AA. The formation and development of distance learning in Russia. Vysshee Obrazovanie vRossii. 2012;10:107-11 (In Russ).]

7. Буянкина Р.Г., Соколова О.Р. Опыт внедрения интернет-технологий дистанционного обучения в подготовке детских стоматологов. Cathedra. 2016;57:62-5. [Buyankina RG, Soko-lova OR. Experience in implementing Internet distance learning technologies in the training of pediatric dentists. Cathedra. 2016;57:62-5 (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.