Научная статья на тему 'Интернет-проект как площадка для непрерывного постдипломного медицинского образования'

Интернет-проект как площадка для непрерывного постдипломного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НМО / E-LEARNING / DISTANCE LEARNING / INTERNET TECHNOLOGIES / CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клим Наталия Михайловна

В последние годы все чаще с высоких трибун говорится о необходимости повышения профессионального уровня российских врачей и, в связи с этим, об актуальности внедрения в практику непрерывного постдипломного медицинского образования (НМО). Оптимальная форма его реализации дистанционное обучение с применением интернет-технологий. На примере образовательного интернет-проекта для врачей, представленного на сайте Medpro.ru, в статье разбирается стратегия и тактика онлайн-обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клим Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Project as a Platform for Continuing Postgraduate Medical Education

The task of improving the professional standards among Russian physicians and, accordingly, the urgent need to introduce continuing postgraduate medical education (CME) have been voiced more and more often in the upper political circles over the last few years. The optimal format for its implementation is distance learning that relies on internet technologies. Using the example of an obligatory project of internet-based training for physicians presented on webpage Medpro.ru, we analyze strategic and tactical problems of online learning.

Текст научной работы на тему «Интернет-проект как площадка для непрерывного постдипломного медицинского образования»

ш

tt

о <

а. ш о

X

л ц

<

о о ш

е

о а.

40

Интернет-проект как площадка для непрерывного постдипломного медицинского образования

Н.М. Клим

Сайт Medpro.ru, Москва, Россия

В последние годы все чаще с высоких трибун говорится о необходимости повышения профессионального уровня российских врачей и, в связи с этим, об актуальности внедрения в практику непрерывного постдипломного медицинского образования (НМО). Оптимальная форма его реализации - дистанционное обучение с применением интернет-технологий. На примере образовательного интернет-проекта для врачей, представленного на сайте Medpro.ru, в статье разбирается стратегия и тактика онлайн-обучения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение, интернет-технологии, непрерывное медицинское образование, НМО, е-Ьеатш^.

CL

О

LQ _0 Ш

X

ш

о ^

о

X

X

ш

о х

ш

При современном развитии медицинской науки, когда буквально каждый месяц появляется что-то новое - вносятся коррективы в этиологию и патогенез заболеваний, патентуются принципиально новые диагностические, терапевтические и хирургические методики, в том числе и высокотехнологичные, появляются новые лекарственные препараты и уточняется фармакодинамика уже известных - повышать квалификацию врачей раз в пять лет явно недостаточно. Комментируя необходимость непрерывного постдипломного медицинского образования (НМО), профессор Г.П. Арутюнов, заведующий кафедрой внутренних болезней и общей физиотерапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, отметил: «Современный темп развития медицинских технологий требует от врача непрерывного повышения своей квалификации, зачастую в режиме "здесь и сейчас". Только такой подход может обеспечить высокий уровень компетентности и профессионализма медицинских специалистов. <...> Когда речь идет о борьбе за здоровье и жизнь пациентов, нет ничего страшнее профессионального бессилия».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД К НМО

Представить, что случится чудо и в один прекрасный день все отечественные врачи начнут регулярно освежать свои знания, довольно трудно. Речь идет о серьезной реорганизации всей системы постдипломного медицинского образования, и тут требуется поддержка на государственном уровне - в первую очередь, Минздрава. И первым шагом министерства на пути к повышению профессионального уровня врачей стало создание 18 февраля 2013 г. Координационного Совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Совет возглавили

заместитель Министра здравоохранения И.Н. Кагра-манян и Президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В состав Совета вошли руководители профессиональных медицинских обществ, представители Минздрава и ведущие специалисты в области медицинской науки и образования.

Цели и задачи непрерывного постдипломного медицинского образования интуитивно понятны всем -это повышение качества медицинской помощи и квалификации медицинских кадров. На первом заседании Координационного Совета эксперты сошлись во мнении, что непрерывное медицинское образование в России должно быть индивидуальным, доступным, разнообразным и качественным; активное участие в его практической реализации будут принимать профессиональные медицинские общества.

На втором заседании (22 мая 2013 г.) члены Совета обсудили разработанный специалистами пакет документов по непрерывному медобразованию и приняли решение: не внедрять подготовленные предложения в масштабах страны сразу, а предварительно осуществить пилотные проекты в регионах. Пилотными регионами станут Москва, Липецкая область, Республика Татарстан. В дальнейшем к ним присоединятся Саратовская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан и Омская область.

И.Н. Каграманян считает: «Последипломное образование должно стать интересным и удобным для медицинских работников, с возможностью обучаться на рабочем месте. Для этого будут внедряться современные дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии, как это происходит в большинстве развитых стран». С ним согласен и профессор Л.М. Рошаль: «Необходимо менять структуру непрерывного последипломного образования, созда-

вая его заново в совершенно иной форме, с включением дистанционных методов обучения, компьютерных программ и телемедицины».

ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

На сегодняшний день послевузовское образование российских врачей состоит из обязательного образования, которое включает интернатуру и ординатуру, и дополнительного - в виде курсов переподготовки, сертификационных циклов, а также общего и тематического усовершенствования врачей. Разумеется, все формы этого обучения являются очными - врач лично присутствует на занятиях и чаще всего повышает свою квалификацию с отрывом от практической деятельности.

Для непрерывного образования такая схема не подходит - иначе врачу просто не хватит времени на то, чтобы применить свои знания. Оптимальная форма обучения в данном случае - дистанционная с использованием интернет-технологий. Участники конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине», прошедшей в сентябре 2012 г., отмечали следующие преимущества такого обучения:

• гибкий график - время прямых трансляций лекций и семинаров можно варьировать в зависимости от пожеланий слушателей; кроме того, интернет-технологии позволяют выкладывать обучающие видеоролики в записи; таким образом, врачи получают возможность повышать профессиональный уровень в любое удобное для себя время;

• свобода выбора - врачи могут сами выбирать программу обучения, какой курс или модуль они будут проходить;

• доступность качественного образования - чтобы пройти обучение, врачу не нужно ехать в другой город (тратить деньги и время), он может получить все необходимые знания, не выходя из дома (и даже не вставая с рабочего места), что особенно важно для врачей из отдаленных регионов и небольших городов;

• уникальность - возможность приглашения лучших специалистов для чтения лекций и проведения прямых трансляций уникальных методов диагностики и операций из ведущих клиник страны/ мира;

• актуальность и новизна - программа онлайн-об-учения может в режиме реального времени корректироваться с учетом обновления информации по проблематике, а также сами слушатели, обозначая круг своих профессиональных интересов, могут инициировать дополнения к программе;

• экономия бюджета - онлайн-обучение обходится на 50% дешевле традиционных методов образования.

По мнению экспертов, дистанционное обучение с применением интернет-технологий можно использовать как для повышения профессиональной информированности врачей в рамках НМО, так и для тематического и общего усовершенствования. Переходя от теории к практике, некоторые медицинские НИИ и крупные государственные медучреждения при поддержке профессиональных обществ уже сейчас включились в создание пробных курсов дистанционного обучения на основе модульной системы. Их первый опыт проведения онлайн-курсов выявил две основные проблемы, которые требуют решения:

• техническая (не во всех регионах России имеется

доступная и качественная интернет-связь);

• психологическая (недостаточная готовность врачей к дистанционному обучению - не хватает мотивации, а, следовательно, самодисциплины).

Между тем, решение этих проблем в какой-то мере уже найдено. В российском сегменте интернета существуют профессиональные сайты для врачей, где собирается технически оснащенная аудитория, заинтересованная в получении новых знаний. Речь идет не о социальных сетях для медиков, где основное времяпрепровождение пользователей - неформальное общение и обсуждение наболевшего, а о проектах с образовательным уклоном, к которым в большей или меньшей степени сегодня можно отнести три: Medpro.ru, Medtusovka.ru и Evrika.ru. Medtusovka.ru изначально позиционировала себя как социальная сеть, но со временем переключилась на размещение видеозаписей докладов с медицинских конференций, а затем и на вебинары со специалистами. Evrika.ru действовала по той же схеме, однако сменила направление совсем недавно.

В отличие от этих двух сайтов Medpro.ru сразу был задуман именно как образовательный интернет-проект, направленный на повышение профессионального уровня медицинских специалистов. Благодаря сотрудничеству с ведущими российскими и западными вузами, на Medpro.ru проводятся прямые трансляции курсов тематического усовершенствования, вебинары с экспертами, а также реализуется модульная система онлайн-обучения.

MEDPRO.RU - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКА ДЛЯ ВРАЧЕЙ

Medpo.ru официально был открыт в июне 2012 г. и всего за год своего существования приобрел среди врачей репутацию надежного источника профессиональной информации. Создание ресурса, ориентированного на постдипломное медицинское образование, - задача амбициозная и сложная, особенно в условиях независимого интернет-проекта. Однако благодаря четкой направленности на повышение уровня и качества знаний специалистов, Medpo.ru собрал макси-

41

ш

tt

о <

а. ш о

X

л ц

<

о о ш

е

о а.

42

CL

О LO _ü m

х

ш

О ^

О X

X

ш

о

X

а:

ш

мально мотивированную аудиторию - практикующих врачей, заинтересованных в повышении своего профессионального уровня.

Пользователи Medpro.ru являются не только потребителями новых знаний, но и сами принимают участие в образовательной политике проекта - включаются в диалог с редакцией (пишут на электронную почту и в чат во время прямых трансляций курсов), предлагают актуальные темы онлайн-лекций и веби-наров, рекомендуют экспертов, мнение которых они хотели бы услышать. Причем довольно часто речь идет не только о российских лидерах мнений, но и об ученых с мировым именем. Примером такого «заказанного» обучающего материала стал цикл онлайн-лекций о хронической сердечной недостаточности, который провел член Американской коллегии кардиологов, руководитель Отделения экспериментальной терапии Центра сердечно-сосудистых инноваций (Чикаго, США) профессор М. Георгиаде. Его порекомендовал пригласить в качестве эксперта один из активных пользователей Medpro.ru, кардиолог из Москвы.

На начало июня 2013 г. на Medpro.ru зарегистрировано более 10 тыс. врачей, и каждый месяц число новых пользователей растет. Если за май 2013 г. на проект пришли около 600 врачей, то за первую половину июня

- уже порядка 800. Следует отметить, что, как и положено проекту для специалистов, Medpro.ru закрыт для лиц, не имеющих высшего медицинского образования (кроме раздела «Новости»). Получить доступ ко всем возможностям проекта можно только после регистрации, в которой подтверждается статус врача (по диплому или номеру сертификата специалиста), активация каждого аккаунта происходит после одобрения редакции. Политика Medpro.ru позволяет зарегистрироваться любому врачу независимо от его места жительства, однако большинство составляют граждане Российской Федерации

- около 80%. Medpro.ru предоставляет врачам полный спектр самой актуальной медицинской информации, систематизированной по специальностям: более 1500 научных статей, свыше 200 видеолекций и слайд-шоу, а также тематические обзоры, клинические случаи, календарь мероприятий, анатомический атлас, справочник лекарств, медицинские стандарты и новости. Кроме того, наиболее активные пользователи Medpro.ru могут получить бесплатный доступ к медицинской базе знаний (журналам и книгам) издательства Elsevier. Однако, как показывает статистика, наибольший интерес врачей вызывает образовательная база, которая представлена он-лайн-курсами тематического усовершенствования. В зависимости от темы курс проходят от нескольких сотен до нескольких тысяч пользователей.

Предоставление врачам доступа к образовательным ресурсам подразумевает подключение к платформе Medpro.ru онлайн-курсов различных медицинских вузов (как российских, так и западных). На данный момент

наиболее активно развивается сотрудничество с Columbian University Medical School (Нью-Йорк, США), в рамках которого любой пользователь Medpro.ru сможет бесплатно пройти онлайн-курс по своей специальности и получить именной сертификат. Также в рамках сотрудничества был успешно опробован уникальный формат дистанционного обучения - прямые онлайн-трансляции сертификационных образовательных курсов:

• по кардиологии («Сердечная недостаточность: современные устройства и хирургические вмешательства», 16 мая 2013 г.);

• по гастроэнтерологии («Инновации в лечении гастроэнтерологических заболеваний и состояний», 25-26 апреля 2013 г.);

• по внутренним болезням («Внутренние болезни: обзор и новые достижения», 2-7 июня 2013 г.). Последний курс, оказавшийся наиболее сложным

с точки зрения графика трансляции и плотности информации, собрал максимальное количество участников. Рассмотрим его подробнее.

ОПЫТ ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ

Прямая онлайн-трансляция сертификационного курса Columbian University Medical School «Внутренние болезни: обзор и новые достижения» длилась шесть дней - со 2 июня (воскресенье) по 7 июня (пятница) 2013 г. Ежедневно трансляции на Medpro.ru начинались в 16:00 и заканчивались в 1:15 по московскому времени.

Курс включал 66 лекций по 45 минут, которые были сгруппированы по следующим специальностям: гематология и онкология, нефрология и эндокринология, гастроэнтерология и ревматология, заболевания сердечно-сосудистой системы, пульмонология, инфекционные болезни и гастроэнтерология. Большая часть лекций (до 23:45) шла с синхронным переводом.

Желание прослушать данный курс выразили 1376 пользователей Medpro.ru. В дни проведения трансляции всем этим пользователям отправляли напоминание и информацию: что, где, когда. Для получения сертификата нужно было прослушать определенное количество лекций - в результате сертификат получили около 900 врачей.

О том, насколько формат дистанционного обучения оказался привлекательным для врачей, свидетельствует статистика прироста аудитории. Если в первый день к онлайн-трансляции подключились всего 100 пользователей, то в последующие дни количество врачей увеличивалось в 2-3 раза. Особой популярностью пользовались лекции по сердечно-сосудистым заболеваниям. Очевидно, что здесь наблюдался эффект «сарафанного радио»: врачи, прослушавшие лекции экспертов с мировым именем, рекомендовали своим коллегам присоединиться к слушателям трансляции. Показателен пример, когда один из пользователей

Medpro.ru организовал на своем рабочем месте показ онлайн-трансляции для коллег, о чем сообщил редакции в письме: «Обращаюсь к вам по просьбе группы преподавателей (и вместе с тем практикующих врачей) нашего медицинского колледжа. Мы совместно изучаем доклады курса «Внутренние болезни: обзор и новые достижения». Мы смогли организовать вещание в отдельной аудитории для группы преподавателей. И выражаем Вам огромную благодарность».

Хочется отметить, что с каждым днем курса врачи проявляли все большую активность в чате. И если вначале они обсуждали технические нюансы и перевод, то в дальнейшем на первый план вышло обсуждение лекций, сравнение отечественной и американской медицины и возможность применения полученных знаний.

Данная трансляция показала, что большинство врачей, зарегистрировавшихся на Medpro.ru, обладают мощной мотивацией на получение новых знаний и профессиональный рост и заинтересованы в дистанционном образовании. Достаточно сказать, что многие из них, находясь в других часовых поясах (например, жители Сибири и Дальнего Востока), вынуждены были пожертвовать сном ради того, чтобы дослушать лекции до конца.

Онлайн-трансляция образовательного курса «Внутренние болезни: обзор и новые достижения» прошла успешно и даже получила неожиданное продолжение. В ходе трансляции один из пользователей обратил внимание на рекламу нового образовательного курса Columbian University Medical School по ревматологии и через чат попросил организовать на Medpro.ru эту онлайн-трансляцию с переводом. К просьбе присоединились остальные врачи, и руководство Medpro.ru пошло навстречу пожеланиям: в июне 2014 г. состоится прямая трансляция указанного курса.

ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ

В ближайших планах Medpro.ru - развивать сотрудничество по вопросам образования с российскими медицинскими вузами и профессиональными обществами, продолжать сотрудничество с западными университетами, подключать к имеющейся интернет-платформе но-

вые курсы тематического и общего усовершенствования, внедрять модульную систему обучения и любые другие формы повышения квалификации врачей. Medpro.ru также готово к сотрудничеству с Министерством здравоохранения по предоставлению платформы для размещения сертификационных курсов в рамках НМО.

«Наша главная задача заключается в том, чтобы дать любому российскому врачу точку доступа к новейшим знаниям и опыту мировой медицины, дать ему возможность получить ответы на важные вопросы, не отрываясь от работы, - отмечает руководитель проекта Medpro.ru Е.М. Львова. - И нам удалось создать «живую», постоянно развивающуюся интерактивную среду, в которой не существует ни языковых, ни территориальных границ в профессиональном общении и образовании медицинского сообщества».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно много говорить о модернизации, о внедрении стандартов и прочих важных и полезных вещах, но высокотехнологичные методики и суперсовременное оборудование изменят в лучшую сторону ситуацию в российском здравоохранении только тогда, когда отечественные врачи научатся ими в совершенстве пользоваться. Постоянная актуализация знаний по специальности и непрерывное повышение уровня профессиональной подготовки врачей - залог качества медицинской помощи, которая будет оказана пациентам, а, следовательно, и залог здоровья нации. Опыт образовательного интернет-проекта Medpro.ru показал, что врачи заинтересованы в повышении своего профессионального уровня, а дистанционное медицинское онлайн-обучение в России востребовано. При этом костяк мотивированной аудитории спонтанно собирается на уже существующих образовательных интернет-площадках с устоявшейся репутацией, что стоит иметь в виду при внедрении непрерывного медицинского образования.

Сведения об авторе:

Клим Наталия Михайловна

главный редактор сайта Medpro.ru, канд. биол. наук Адрес для переписки:

115114, Москва, Павелецкая наб., д. 2, стр. 3 Телефон: +7 (495) 792-5202 доб. 168 E-mail: nklim@medweb.ru

43

PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Internet Project as a Platform for Continuing Postgraduate Medical Education

N.M. Klim

The task of improving the professional standards among Russian physicians and, accordingly, the urgent need to introduce continuing postgraduate medical education (CME) have been voiced more and more often in the upper political circles over the last few years. The optimal format for its implementation is distance learning that relies on internet technologies. Using the example of an obligatory project of internet-based training for physicians presented on webpage Medpro.ru, we analyze strategic and tactical problems of online learning.

KEYWORDS: distance learning, internet technologies, continuing medical education, e-Learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.