Научная статья на тему 'Инновационные формы обучения врачей-интернов на кафедре педиатрии и неонатологии ФИПО'

Инновационные формы обучения врачей-интернов на кафедре педиатрии и неонатологии ФИПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВРАЧИ-ИНТЕРНЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / POSTGRADUATE EDUCATION / INTERNS / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лимаренко М. П., Пшеничная Е. В., Бордюгова Е. В., Дубовая А. В., Тонких Н. А.

В статье освещены проблемы повышения эффективности последипломного образования врачей-интернов на кафедре педиатрии и неонатологии ФИПО. Рассмотрена необходимость внедрения в педагогическую практику дистанционной формы обучения. Предложены пути совершенствования видов и методов самостоятельной работы врачей-интернов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лимаренко М. П., Пшеничная Е. В., Бордюгова Е. В., Дубовая А. В., Тонких Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TEACHING OF INTERNS AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS AND NEONATOLOGY

The article deals with the problem of effectiveness increse of postgraduate education of interns in pediatrics. The necessity to introduce distance education in teaching process has been examined. The ways of improving types and methods of self-instruction of interns were suggested.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы обучения врачей-интернов на кафедре педиатрии и неонатологии ФИПО»

УДК 616-053.2:378.147+614.252:374.6

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ И НЕОНАТОЛОГИИ ФИПО

Лимаренко М.П., Пшеничная Е.В., Бордюгова Е.В., Дубовая А.В., Тонких Н.А.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, 83003, Донецк, пр. Ильича, 16,

Резюме. В статье освещены проблемы повышения эффективности последипломного образования врачей-интернов на кафедре педиатрии и неонатологии ФИПО. Рассмотрена необходимость внедрения в педагогическую практику дистанционной формы обучения. Предложены пути совершенствования видов и методов самостоятельной работы врачей-интернов.

Ключевые слова: последипломное образование, врачи-интерны, дистанционное обучение.

INNOVATIVE TEACHING OF INTERNS AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS AND NEONATOLOGY

Lymarenko M., Pshenichnaya Ye., Bordyugova Ye., Dubovaya A., Tonkykh N.

Donetsk National Medical University named after M. Gorky, 16, Illich str., 16, Donetsk, 83003

Absrtact. The article deals with the problem of effectiveness increse of postgraduate education of interns in pediatrics. The necessity to introduce distance education in teaching process has been examined. The ways of improving types and methods of self-instruction of interns were suggested. Key words: postgraduate education, interns, distance education.

Основным направлением совершенствования процесса повышения квалификации врачей на этапе последипломного образования является внедрение современных форм обучения. Интернатура - первый шаг к самостоятельной работе врача, поэтому важно, начиная именно с этого этапа, направлять усилия молодого специалиста к самосовершенствованию. Традиционные методы обучения врачей-интернов в первую очередь направлены на приобретение и углубление знаний путём передачи информации с последующим её воплощением в конкретные профессиональные действия по готовому алгоритму. Такой подход на сегодняшний день при подготовке врачей вполне оправдан в связи с переходом практического здравоохранения на оказание медицинской помощи населению в соответствии с разработанными протоколами. Однако данная методология обучения не способствует разви-

тию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, хотя именно на этом постулате базируется концепция дистанционного обучения как новой формы последипломного образования.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учётом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий [2, 5].

Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к обучающемуся, недостаточное ис-

пользование активных форм обучения, ди-рективность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, жесткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения [5, 7]. Таким образом, дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей: повышает посещаемость мероприятий за счёт онлайн-участников и просмотров записей; привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу разных причин; предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции; привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн-занятию; обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан; обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения; даёт возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний; стимулирует самостоятельную познавательную деятельность обучающегося [5, 6].

Для реализации организационных условий и методологических подходов, способствующих повышению эффективности обучения врачей в интернатуре, необходимо выделить и решить ряд задач. Прежде всего, следует определить сущность, содержание и структуру дистанционного обучения. Затем очертить организационные условия и методологические подходы, способствующие его развитию на этапе последипломного образования.

Дистанционное обучение при подготовке врачей-интернов - это инновационная организация учебного процесса, которая реализуется в определённой педагогической системе, базирующейся на принципе самостоятельного обучения врача и интерактивного взаимодействия преподавателя и интерна [1].

Результативность дистанционного обучения на последипломном этапе образования врачей в решающей степени зависит

от следующих факторов: эффективного взаимодействия преподавателя и врача; налаженной активной обратной связи; качества предварительного проектирования процесса дистанционного образования и способов управления им; разработанных дидактических материалов [3]. Современные компьютерные программы позволяют обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, а новые технологии, такие как интерактивные электронные учебные пособия, мультимедийный контент, сеть Интернет способствуют более активному привлечению учащихся к процессу обучения. Интерактивные возможности систем доставки информации позволяют наладить и стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [2].

Изучение методологии внедрения дистанционной формы обучения на этапе последипломного образования врачей должно организовываться с учётом возможностей новых информационных технологий и ориентироваться на формирование развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний и профессиональной мобильности [3, 4].

Кроме того, дистанционная форма обучения может использоваться как временное мероприятие для осуществления процесса образования в период карантина или при условиях невозможности проведения очного обучения (т.ч. в период проведения активных боевых действий) с последующим переходом к традиционной форме для приобретения и контроля усвоения навыков и умений. Так же курсы дистанционного обучения могут быть использованы для внеаудиторной самостоятельной подготовки.

Отличительной особенностью дистанционного обучения от традиционных форм последипломного образования врачей, прежде всего, является предоставление интернам возможности самостоятельно получать необходимые знания, используя современные информационные технологии. Большим подспорьем явилось создание в

2014-2015 учебном году в университете электронного ресурса «Информационно-образовательная среда Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького», который широко использовался на нашей кафедре педиатрии и не-онатологии ФИПО. Преподавателями кафедры были созданы курсы самостоятельного обучения по педиатрии для врачей-интернов 1 -го и 2-го года обучения по специальности «Педиатрия» и интернов 1 -го года обучения по специальности «Общая практика-семейная медицина».

Каждый курс содержит общую информацию с предоставлением календарно-тематических планов лекций и практических занятий, электронных адресов преподавателей для осуществления обратной связи с обучающимися, чат и др. Кроме того, курс включает лекции, согласно кален-дарно-тематическому плану, и материалы для подготовки к практическим занятиям. Последние содержат методические указания для подготовки к каждой теме занятия, ссылки в Интернете на базовый учебник, дополнительную литературу, интерактивные занятия, задания для самостоятельной работы и тестовый контроль. По данной системе на кафедре прошли обучение 62 врача-интерна.

Перед началом работы с предлагаемыми курсами каждый обучающийся должен зарегистрироваться на сайте «Информационно-образовательная среда», войти в личный кабинет и подключиться к изучаемому курсу. Далее ознакомиться с календарно-тематическим планом лекций и практических занятий и приступить к освоению тем, начиная с 1 -ой.

Последовательность изучения конкретной темы практического занятия включала, прежде всего, ознакомление с методическими указаниями к занятию. В них изложены цели занятия, основные и дополнительные источники информации, теоретические вопросы, которые необходимо усвоить в ходе подготовки к занятию, тестовые задания. Далее врач-интерн мог ознакомиться с лекцией по данной теме, чаще представленной на сайте в виде мультимедийной презентации. В последующем обу-

чающийся изучал теоретический материал по теме занятия, используя базовый учебник, основные и дополнительные источники информации, учебные пособия, разработанные сотрудниками кафедры.

Далее интерну необходимо было проработать интерактивный блок к занятию. Особенностью работы с ним явилось то, что время прохождения материала было ограничено. После ознакомления с информационными страницами обучающемуся задавался ряд вопросов, на которые необходимо было ответить, чтобы продолжить обучение. В случае неправильного ответа врач возвращался на соответствующую страницу лекции для повторного изучения теоретического материала. Оценка за освоение информационного блока формировалась автоматически, но не учитывалась при оценивании всего занятия.

В последующем интерну предлагалось выполнить ряд заданий для оценки знаний. Как правило, обучающийся получал несколько заданий, на которые необходимо было ответить и обосновать свой ответ. Следует отметить, что задания для самостоятельной работы, как правило, моделировали конкретную клиническую ситуацию, в которой необходимо было установить пациенту предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику, выставить окончательный диагноз, назначить лечение, наметить реабилитационные или профилактические мероприятия. Выполненные работы высылались преподавателю по электронной почте. Оценка за данный вид работы входила в общую оценку за занятие. Задание оценивалось «неудовлетворительно» при неправильном установлении окончательного диагноза.

Кроме того, в конце каждого занятия интерну предлагалось пройти тестирование. К каждой теме преподавателями было подготовлено в среднем по 10 тестов. Итоговое тестирование оценивалось системой в режиме онлайн. При правильном решении 90-100% тестовых заданий обучающемуся выставлялась оценка «отлично», 75-89% правильных ответов предполагало оценку «хорошо», 60-74% - «удовлетворительно». При правильном решении менее

60% тестовых заданий врач за данный вид работы получал оценку «неудовлетворительно». Если у обучающегося возникали вопросы, то он мог их задать в чате соответствующей темы.

Предполагалось, что средняя оценка за дистанционное обучение составляла 30% оценки за модуль, 70% её - оценка, полученная во время очного обучения. Проведенное анкетирование врачей-интернов после окончания курса дистанционного обучения показало, что у 47 (75,8%) обучающихся данный информационный ресурс явился хорошим подспорьем для вне-

аудиторной самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии.

Таким образом, парадигмой дистанционного обучения на последипломном уровне образования врача является самостоятельная целенаправленная работа с использованием современных образовательных технологий, эффективность которой зависит от методологически грамотно структурированного преподавателем процесса и информационно-коммуникационных возможностей учебного заведения.

Литература

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс [Текст]. - М.: Издательство ММИЭИФП, 2002. - 264 с.

2. Ващенко, В.Ю. Дистанционная форма обучення. История. Проблемы. Перспективы развития [Текст]. [Електронний ресурс] / В.Ю. Ващенко, В.А. Скляров, К.О. Козяков // Вюник Схщноукрашського нацюнального ушверситету iменi В. Даля. - Електронне наукове фахове видання. - 2009. - № 6Е. - Режим доступу до журн.: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/vsunud/2009-6E/Index.htm

3. Дистанционная форма обучения при подготовке врачей-интернов на кафедре педиатрии и неонатологии ФИПО [Текст] / М.П. Лимаренко, Е.В. Пшеничная, Е.В. Бордюгова и др.. // Сборник научных трудов памяти проф. Е.М. Витебского «Проблемные вопросы педагогики и медицины». - Донецк, 2015. - С. 142-145.

4. Калмыков, А.А., Орчаков, О.А., Попов, В.В. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию [Текст]. Учебное пособие. - М., 2005. - 196 с.

5. Марчук, Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 78-85.

6. Пимонов, Р.В. Технологический подход к организации дистанционного обучения в условиях повышения квалификации военных специалистов в вузе [Текст]: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Пимонов Роман Владимирович. - О., 2007. - 225 с.

7. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] // Режим доступа: http://distant.ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped.htm#_ftnref1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.