Научная статья на тему 'Клинический разбор больного как интерактивный метод обучения'

Клинический разбор больного как интерактивный метод обучения Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1795
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР БОЛЬНОГО / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / CLINICAL EXAMINATION OF THE PATIENT / INTERACTIVE METHOD

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дудчак А.П., Дубовая А.В., Тонких Н.А.

В работе представлен опыт проведения клинических разборов больных на кафедре педиатрии факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. Клинические разборы больных интерактивный метод обучения, способствующий повышению квалификации врачей-интернов, педиатров, ординаторов стационара, преподавателей кафедры, воспитывающий клиническое мышление, формирующий менталитет врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дудчак А.П., Дубовая А.В., Тонких Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An experience of clinical analysis of patients at the Department of Pediatrics of M. Gorky Donetsk National Medical University is presented. Clinical analysis of patients is an interactive method of teaching, promoting further training of interns, pediatricians, hospital interns, teachers of the department, raising clinical thinking that forms a doctor’s mentality.

Текст научной работы на тему «Клинический разбор больного как интерактивный метод обучения»

УДК: 616-053.2-071:378.147

КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР БОЛЬНОГО КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД

ОБУЧЕНИЯ

Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дудчак А.П., Дубовая А.В., Тонких Н.А., Лимаренко М.П.,Марченко Е.Н., Соколов В.Н.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького 83003, Донецк, пр. Ильича, д. 16

Резюме. В работе представлен опыт проведения клинических разборов больных на кафедре педиатрии факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. Клинические разборы больных -интерактивный метод обучения, способствующий повышению квалификации врачей-интернов, педиатров, ординаторов стационара, преподавателей кафедры, воспитывающий клиническое мышление, формирующий менталитет врача. Ключевые слова: клинический разбор больного, интерактивный метод

CLINICAL STUDY OF THE PATIENT AS AN INTERACTIVE METHOD OF TEACHING

Bordugova E.V., Pshenitchnaya E.V., Dudtchak A.P., Dubovskaya A. V., Tonkikh N.A., Limarenko M.P., Martchenko E.N., Sokolov V.N.

Donetsk National Medical University named for M. Gorkiy, 16, Iliich pr, Donetsk, 83003

Summary. An experience of clinical analysis of patients at the Department of Pediatrics of M. Gorky Donetsk National Medical University is presented. Clinical analysis of patients is an interactive method of teaching, promoting further training of interns, pediatricians, hospital interns, teachers of the department, raising clinical thinking that forms a doctor's mentality. Keywords: clinical examination of the patient, interactive method

Чтение книг еще никого не сделало врачом; его создает практика, и только она. ... Твоими глазами должны быть глаза опыта.

Парацельс

Одним из наиболее эффективных способов передачи информации слушателям на последипломном этапе обучения в медицинском вузе является интерактивное занятие. Во время интерактивной учебы появляется возможность наблюдать и изучать опыт других людей, получать дополнительную информацию, анализировать,

моделировать ситуации, совместно в группе обучения искать пути решения поставленных задач. Интерактивные занятия позволяют задействовать не

только разум человека, но его чувства и эмоции, побуждают к творчеству [1, 5, 7]. Интерактивной формой организации практической подготовки обучающихся, согласно профессиональным медицинским образовательным программам, является клинический разбор больного.

Подготовка врача включает в себя формирование системы профессиональных теоретических знаний, навыков и умений. Центральное место в процессе подготовки врача занимает формирование

клинического мышления [2].

Специфичность клинического мышления требует и особых путей его формирования [6]. В связи с этим одним из важных условий успешной подготовки врача является методика проведения

клинических разборов больных. Клинический разбор - это одна из форм семинара, целью которого является формирование дифференцированного подхода к лечению больного, умения применить свои знания на практике. Клинические разборы - школа усовершенствования различных клинико-психологических навыков [3],

необходимых для формирования психологической культуры, развития межличностных отношений,

прогнозирования профессиональной

карьеры [4].

Цель настоящей работы - представить многолетний опыт проведения

клинических разборов больных на кафедре педиатрии факультета интернатуры и последипломного образования (ФИПО) Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.

На кафедре педиатрии ФИПО Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького в течение 45 лет существования еженедельно проводят клинические разборы больных. В них принимают участие врачи-педиатры предаттестационных и/или циклов тематического усовершенствования,

специализации, врачи-интерны,

клинические ординаторы, аспиранты, преподаватели кафедры, врачи отделения.

За много лет сложилась методика проведения клинических разборов, которые проводят в одном из стационарных отделений баз кафедры. В качестве ведущего обычно выступает заведующий кафедрой. Мероприятие готовят заранее, подбирают больного, ведение которого вызывает определенные трудности в диагностическом, и/или лечебном плане, или представляют больного с редко встречающейся патологией (при получении согласия пациента и/или его родителей). Историю болезни пациента, предназначенную для клинического разбора, тщательно изучает

лечащий врач, которым может быть ассистент кафедры, клинический ординатор, аспирант, врач-интерн или сотрудник больницы. К разбору готовят результаты лабораторных (клинические и биохимические анализы крови, мочи и др.) и инструментальных методов

исследований (рентгенография,

электрокардиография (ЭКГ), эхо-кардиография, электроэнцефалография, данные суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления, компьютерной или ядерно-магнитно-резонансной

томографии, реоэнцефалографии и др.).

Врач, докладывающий сведения о больном, подробно знакомит

присутствующих с жалобами, анамнезом заболевания и жизни, результатами лабораторных и инструментальных исследований, осмотров специалистов (окулист, ортопед, невролог и др.), формулирует клинический диагноз. При необходимости, участники клинического разбора задают дополнительные вопросы докладчику. После ответа лечащего врача на уточняющие вопросы, слушателям представляют пациента. В ходе осмотра и беседы с больным заведующий кафедрой обращает внимание присутствующих на анамнестические данные, особенности объективного статуса, отдельные симптомы или результаты

дополнительных исследований. Затем отвечает на вопросы пациента или его родителей.

Уже в отсутствие пациента продолжают обсуждение истории болезни с результатами осмотра и обследования. Заведующий кафедрой интересуется мнением присутствующих, начиная, как правило, с наименее опытных врачей. В основном, это обучающиеся (интерны, врачи специализации, молодые врачи больницы), затем предлагают высказать свое мнение аспирантам, клиническим ординаторам, врачам тематического усовершенствования и

предаттестационных циклов. В конце выясняют мнение преподавателей кафедры - ассистентов и доцентов, а также наиболее опытных врачей больницы. В заключение дискуссии заведующий

кафедрой подводит итог клинического разбора, приводит аргументы в пользу основного и сопутствующего

клинического диагноза, перечисляет имеющиеся осложнения. В заключение сотрудник кафедры озвучивает

литературную справку по обсуждаемому заболеванию, иллюстрируя материал таблицами, рисунками, фотографиями, или представляет материал в виде мультимедийной презентации со ссылкой на литературные данные.

С нашей точки зрения, клинические разборы, прежде всего, имеют значение для молодых обучающихся, сотрудников кафедры и клиники. На разборах начинающими врачами совершенствуется

методика сбора жалоб, анамнеза, осмотра больного, трактовка результатов дополнительных исследований. Наиболее опытные преподаватели и врачи больницы делятся с начинающими педиатрами своим опытом в постановке диагноза, грамотного назначения комплексного лечения, рекомендаций по профилактике рецидива болезни, диспансерного наблюдения и социально-медицинской реабилитации.

Клинический разбор больного является для молодых врачей образцом дальнейшей профессиональной деятельности. Общение обучающихся между собой, с учителями и наставниками демонстрирует

интерактивный характер взаимодействия (рис. 1).

Обучающийся

Рис. 1 Схема интерактивного взаимодействия между участниками клинического разбора.

Качественно проведенный клинический разбор больного является примером врачебного мастерства и продолжением многолетних университетских традиций.

Таким образом, клинический разбор больного - это базис профессиональной деятельности, интерактивный метод, который, несмотря на богатую историю, сохраняет свою актуальность в настоящее время, позволяет воспитывать клиническое мышление, формировать врачебный менталитет. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, помня слова академика Е.М. Тареева: «Известен только один путь формирования врача: больной - книга, книга - больной».

Литература

1. Артюхина А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - 212 с.

2. Головской Б.В. Формирование клинического мышления - существенная составляющая последипломной подготовки врачей первичного звена / Б.В. Головской, Я.Б. Ховаева, Е.Н. Бурдина, С.Ю. Ховаев // Клин. мед. - 2015. - № 10 (93). - С 74-78.

3. Клинические разборы в психиатрической практике / Под ред. проф. А.Г. Гофмана. -4-е изд., доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 720 с.

4. Мокия-Сербина С.А. Пути совершенствования подготовки врачей-интернов педиатров и общей практики — семейной медицины по разделу «Педиатрия» / С.А. Мокия-Сербина, Т.В. Литвинова, В.В. Чечель // Здоровье ребенка. - 2015. - №6 (66). - С. 142-144.

5. Нагорная Н.В. Пути активизации деятельности врачей-интернов / Нагорная Н.В., Острополец С.С., Бордюгова Е.В. и др. // Здоровье ребенка. - 2011. - №3(30). - С. 7274.

6. Пчельников Ю.В. Значение клинического разбора больных со студентами 5-6 курса на кафедре педиатрии ВГМУ / Ю.В. Пчельников, И.М. Лысенко, В.П. Лялькова // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 70-й науч. сес. сотр. ун-та, 28-29 янв. 2015 г. - Витебск: ВГМУ, 2015. - С. 149-150.

7. Ходжаян А.Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе / А.Б Ходжаян, Н.В. Агранович // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 11 (часть 1). - С. 149-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.