УДК 61 (071.1):378.147+371.315
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Воробьёва О.В., Бордюгова Е.В., Дубовая А.В.,
Лимаренко М.П., Пшеничная Е.В.,
Дудчак А.П., Тонких Н.А., Соколов В.Н., Марченко Е.Н.
Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, 83003, Донецк, пр. Ильича, д. 16 doneck.pediatria-fipo@list. ru
Резюме. В статье изложены цели, основные методические принципы, классификация интерактивных методов обучения. Представлены результаты их 4-летнего использования на кафедре педиатрии и неонатологии факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького.
Ключевые слова: интерактивное обучение, последипломное медицинское образование.
INTERACTIVE METHODS AS AN INNOVATIVE FORM OF TRAINING IN POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION
Vorobyova O. V., Bordyugova Ye. V., Dubova G. V.,
Limarenko M.P., Pshenichnaya Ye.V.,
Dudchak A.P., Tonkih N.A., Sokolov V.N., Marchenko Ye.N.
Donetsk National Medical University named after M. Gorky, 83003, 16, pr. Illicha, Donetsk [email protected]
Abstract. The purpose, basic methodological principles and classification of interactive teaching methods are described in the article. The results of their 4-year implementation at the Department of Pediatrics and Neonatology for the Faculty of Internship and Postgraduate Training of Donetsk National Medical University named after M. Gorky are presented as well. Key words: online training, postgraduate medical education.
Образование нельзя считать подготовкой к жизни, ведь образование - это и есть жизнь. Всемирная федерация медицинского образования
Последипломное образование - специализированное совершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта [2, 5]. Основное направление современного последипломного образования - поиск инновационных форм и методов обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов и самосовершенствование обучающихся [1, 2, 5]. Одними из них являются интерактивные методы обучения [1,
4].
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -взаимный, «act» - действовать). Интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентирован-ному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), при этом и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса [6]. Педагог чаще выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя усло-
вий для инициативы обучающихся [2]. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих коллег. Новые знания и умения формируются на основе такого опыта [1]. Важным условием является при этом поддержание в процессе сотрудничества атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную деятельность [5].
Основными целями интерактивного обучения являются повышение эффективности образовательного процесса, усиление мотивации к изучению дисциплины, формирование и развитие профессиональных, коммуникативных навыков, анализа и рефлексивных проявлений, владение современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации [1, 4].
Основными методическими принципами интерактивного обучения являются:
- тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;
- всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной деятельности, в котором обучающиеся выполняют различные ролевые функции;
- поддержание всеми обучающимися непрерывного визуального контакта между собой;
- - активное использование технических учебных средств, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
- постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия;
- вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для обучающихся положений;
- интенсивное использование индивидуальных способностей при работе в малых группах;
- соблюдение правил работы в группе, сформулированных самими обучающимися;
- реализация в процессе обучения «ожиданий» обучающихся;
- обучение принятию решений в условиях определенного регламента [2, 5]. Классификация интерактивных методов обучения включает в себя следующие:
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры:
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов:
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала:
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Обучающийся в роли педагога.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
7.5. Использование и анализ видео- и аудиоматериалов.
7.6. Практическая задача.
7.7. Кейс-метод.
7.8. Разбор ситуаций из практики участника.
8. Работа с документами:
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем.
10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатов [1, 4].
На кафедре педиатрии и неонатологии факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького в течение последних 4 лет на практических занятиях по рациональному вскармливанию детей первого года жизни, заболеваниям раннего возраста, врождённым порокам сердца, железодефицитным и иммунодефицитным состояниям, вегетативной дисфункции, неотложной помощи, которые проводятся с интернами и врачами курсов повышения квалификации, исполь-
зуются ролевые игры, работа в малых группах, дискуссия и др.
Ролевая игра - один из методов обучения, при котором участники разыгрывают различные роли на основе ситуаций, связанных с темой занятия [2, 5]. Целью использования ролевой игры является проведение демонстрационного показа конкретных видов деятельности или отработка определенных навыков, а также закрепление полученных знаний [1, 4]. С помощью ролевой игры можно определить наличие тактического и (или) стратегического мышления, способности анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения, возможности и мотивы других людей, влиять на их поведение [6].
Проведение ролевой игры предусматривает следующие этапы [1]:
1. Фокусировка (концентрация внимания,
мотивация активного участия, объяснение целей игры).
2. План и правила игры.
3. Деление на группы. Определение задач
для каждой группы.
4. Распределение ролей.
5. Подготовка к игре.
6. Ролевая игра.
7. Обратная связь.
Целью работы в малых группах является повышение степени вовлеченности слушателей в учебный процесс. Указанный метод интерактивного обучения предоставляет участникам возможность обмена опытом и мнениями, расширения знаний [2, 4]. При работе в малых группах центр внимания переносится с преподавателя на участников, к работе привлекаются все обучающиеся.
Дискуссия - высокоэффективный метод для закрепления знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций [1, 5]. Это целенаправленное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Одна из главных задач дискуссии - не столько всестороннее и глубокое решение проблемы, сколько побуждение участников задуматься над ней, а также осуществить анализ, а возможно, и пересмотр своих убеждений и представлений,
уточнить и определить свою позицию, научиться аргументированно отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью [3, 4].
Дискуссия может быть стихийной (не регламентируется), свободной (минимальная степень регламентации) и управляемой (существуют спикеры, чья позиция известна заранее) [1].
К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность [3].
Нами используются следующие формы дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, перекрестная дискуссия, групповая дискуссия и т.д. [2, 5].
Наиболее часто во время практических занятий используем управляемую групповую дискуссию. Для её проведения из обучающихся создаём подгруппы, в которых обсуждают те или иные аспекты темы занятия. Обсуждение может быть проведено двумя способами: либо все подгруппы анализируют один и тот же аспект проблемы, либо из темы выделяем отдельные фрагменты. В конце дискуссии с помощью преподавателя обучающиеся делают обобщения, формулируют выводы.
Критериями эффективности проведения дискуссии при этом служат:
- удовлетворение, получаемое обучающимися после дискуссии;
- умение обучающихся правильно, логично изложить своё и чужое мнение;
- культура дискуссии, соблюдаемая врачами;
- умение обучающихся пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор;
- получение в ходе дискуссии новых знаний и социального опыта;
- умение обучающихся пользоваться имеющимися знаниями;
- умение встать на точку зрения другого;
- живой обмен мнениями в ходе дискуссии [3, 4].
По результатам анкетирования 563 слушателей (126 врачей-интернов различных специальностей и 437 врачей циклов повышения квалификации), проводимого после окончания каждого цикла обучения на протяжении последних 4 лет, 95,2% врачей-интернов и 91,3% врачей циклов повышения квалификации положительно оценили использование интерактивных методов обучения, 97,3% обучающихся отмечали целесообразность их использования в последипломном образовании.
Согласно результатам обсуждения с преподавателями, указанные методы обучения повысили степень самостоятельной подготовки к занятиям и активности врачей во время их проведения, мотивацию к обучению, способствовали развитию клинического мышления, тренировали умения обосновывать собственную позицию в профессиональной сфере.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения перспективно в последипломном медицинском образовании.
Литература
1. Артюхина, А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском ВУЗе [Текст]: учебное пособие / А.И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград, 2011. - 32 с.
2. Володин, Н.Н. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) [Текст] / Н.Н. Володин, А.Г. Чучалин, В.С. Шухов // Лечащий врач. - 2000. - № 3. - С. 26-29.
3. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект) [Текст] / М.С. Дианкина. - Москва, 2000. - 124 с.
4. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - Вып. 1, ч. 3. - 71 с.
5. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -52 с.
6. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - М: «Сентябрь», 2000 - 79 с.