Научная статья на тему 'Ролевые игры на последипломном этапе обучения в медицинском вузе'

Ролевые игры на последипломном этапе обучения в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1058
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ROLE-PLAYS / POSTGRADUATE TRAINING / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дубовая А.В., Дудчак А.П., Лимаренко М.П.

Одной из форм интерактивного обучения являются ролевые игры, позволяющие провести демонстрационный показ конкретных видов деятельности, отработать определенные навыки, закрепить полученные знания. В статье представлены рекомендации для преподавателей по организации деловых игр на кафедрах факультета последипломного образования медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дубовая А.В., Дудчак А.П., Лимаренко М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE - PLAYS AT THE POSTGRADUATE COURSE AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

One forms of interactive training is a role-play. Role-plays demonstrate specific activities, fulfill certain skills and reinforce knowledge. Recommendations for teachers on the organization of role-plays at the departments of the Faculty of Postgraduate Education of Medical University are represented.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры на последипломном этапе обучения в медицинском вузе»

УДК: 61:378.147+614.252:374.6

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Бордюгова Е.В., Пшеничная Е.В., Дубовая А.В., Дудчак А.П., Лимаренко М.П., Тонких Н.А., Соколов В.Н., Марченко Е.Н.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, 83003, Донецк, пр. Ильича, д. 16

Резюме. Одной из форм интерактивного обучения являются ролевые игры, позволяющие провести демонстрационный показ конкретных видов деятельности, отработать определенные навыки, закрепить полученные знания.

В статье представлены рекомендации для преподавателей по организации деловых игр на кафедрах факультета последипломного образования медицинского университета. Ключевые слова: деловые игры, последипломное обучение, медицинский вуз.

ROLE - PLAYS AT THE POSTGRADUATE COURSE AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

Bordyugova E.V., Pshenichnaya E.V., Dubovaya A.V., Dudchack A.P., Limarenko M.P., Tonkikh N.A., Sokolov V.N., Marchenko E.N.

Donetsk National Medical University named for M. Gorkiy, 16, Iliich pr, Donetsk, 83003

Abstract. One forms of interactive training is a role-play. Role-plays demonstrate specific activities, fulfill certain skills and reinforce knowledge. Recommendations for teachers on the organization of role-plays at the departments of the Faculty of Postgraduate Education ofMedical University are represented.

Keywords: role-plays, postgraduate training, medical university.

Актуальность

Важной особенностью последипломного образования врачей является акцент на профессиональную практическую подготовку. Во время учебы в высшем учебном медицинском заведении выпускник получает необходимый для начала трудовой деятельности минимум представлений, знаний и умений по выбранной специальности. В дальнейшем, на протяжении всей жизни происходит совершенствование приобретенных ранее и полученных в процессе работы знаний и умений. Учитывая это, особое значение приобретает качество последипломного образования [2, 3, 7].

Одним из наиболее эффективных способов передачи информации слушателям на последипломном этапе обучения в медицинском вузе является интерактивное

занятие, представляющее собой подготовку через осмысление собственных действий. Во время интерактивной учебы появляется возможность наблюдать и изучать опыт других людей, получать дополнительную информацию, анализировать, моделировать ситуации, совместно в группе обучения искать пути решения поставленных задач. Интерактивные методы преподавания позволяют задействовать не только разум человека, но его чувства и эмоции, побуждают к творчеству. Одной из форм интерактивного обучения являются ролевые игры [4, 5, 8].

Цель настоящей работы - представить рекомендации для преподавателей по организации ролевых игр на кафедрах факультета последипломного образования медицинского университета на основании

литературных данных и собственного опыта.

Ролевые игры применяют с целью демонстрационного показа конкретных видов деятельности, отработки определенных навыков, закрепления полученных знаний [2, 5, 7].

Ролевая игра - метод обучения, во время которого участники разыгрывают различные роли на основе ситуаций, связанных с темой занятия. Основная черта игры

- условность действий, что делает занятие живым и увлекательным, позволяет не испытывать страха за последствие ошибок. Ролевые игры способствуют развитию навыков клинического мышления, решения проблем, отработки различных вариантов поведения в сложных ситуациях, воспитанию понимания и сочувствия к другим людям. Во время ролевой игры обучающиеся разыгрывают ситуации человеческих взаимоотношений в свете предварительно изученных принципов [2, 3, 4].

Преимущества деловой игры [1, 5, 6]: розыгрыш ролей создает благоприятный для обучения климат, поскольку вся группа активно участвует в инсценировке реальных клинических случаев; участники пробуют себя в реальных жизненных ситуациях, не поддаваясь при этом риску предоставления неточной информации пациенту или нанесения ему какого-либо вреда; розыгрыш ролей помогает участникам лучше понять, что чувствует пациент в данной ситуации;

- преподаватель может продемонстрировать эффективные приемы и те, которых следует избегать в ведении больных;

- ролевые игры способствуют развитию сопереживания, поскольку ставят участников на место их пациентов. Недостатки метода [1, 5]:

ролевые игры могут казаться надуманными, далекими от реальности, слишком похожими на спектакль;

- ролевые игры отнимают время;

- обучение происходит наиболее эффективно для тех, кто выполняет ролевые игры;

пребывание в роли зрителей может быть утомительным, особенно, если «представление» окажется не слишком удачным.

Ролевые игры применяют в ситуациях, когда [2, 8]:

необходимо ознакомить участников с навыками общения с пациентом во время проведения консультирования (например, по вопросам рационального вскармливания ребенка и др.); необходимо научить выполнению какого-либо навыка или клинической процедуры на муляжах (например, непрямой массаж сердца и др.); участникам необходимо овладеть навыками обучения других выполнению различных клинических процедур (скажем, попросив одного участника научить другого определению пульса на бедренной артерии, проведению пульсокси-метрии и др.).

Ролевая игра дает возможность [3, 5]: исследовать собственное привычное поведение;

выйти за пределы привычных поведенческих шаблонов;

усвоить действия, необходимые в жизненных ситуациях.

Во время деловой игры важно приблизить условность к реальности: сюжет и роли брать из типичных жизненных или клинических ситуаций [3, 9].

Видеосъемка во время ролевой игры позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к действию, что усиливает обучающий эффект. Всегда, «изнутри» мы воспринимаем себя иначе, чем со стороны. Анализ ролевой игры дает возможность пересмотреть стереотипы собственных действий, задуматься над тем, насколько они оправданы. Такой подход называется «проблематиза-ция», он повышает готовность к пересмотру и перестройке взглядов и отношений [1,

5].

Ролевая игра с отработкой действий дает возможность закреплять желаемые навыки [9]. Иногда проблематизация и отработка действий составляют содержание

двух последовательных этапов ролевой игры.

Преподаватель использует эту методику следующим образом [1, 5]:

определяет цель, решает, чему должны научиться участники во время разыгрывания ролей;

- придумывает простую ситуацию;

- объясняет, что должны делать слушатели, которые принимают участие в ролевой игре и за чем должна следить аудитория;

- задает вопросы, подчеркивающие особенности воображаемой ситуации, как наблюдателям, так и исполнителям ро-

ники, и как это соответствует исследуемой теме.

Этапы проведения ролевой игры носят условно-рекомендательный характер, ведь процесс может быть детализирован в большей или меньшей степени. Выделяют 7 этапов:

1. Фокусировка. Концентрация внимания, мотивация активного участия, объяснение целей игры.

2. План и правила игры. Объяснение, каким образом будет происходить игра, основные задачи и функции, отведенное время на этапы проведения игры.

Если запланировано, что не все участвуют в ролевой игре, надо объяснить задачи наблюдателям. Наблюдатели не вмешиваются в действия, их задачей является запись хода игры с последующим комментарием.

3. Деление на группы. Распределение и определение задач каждой группе.

4. Распределение ролей группа осуществляет самостоятельно или это делает преподаватель. Роли могут быть подготовлены, каждая роль иметь описание, предоставляемое участникам. Возможен вариант, когда группа, исходя из определенной ситуации, сама распределяет роли и их задачи.

5. Подготовка к игре. Группам предоставляется время для осмысления полученного задания, включения в проблему,

подготовку стратегии и проведения игры.

6. Ролевая игра. Проведение ролевой игры может происходить одновременно во всех группах, при условии, что часть группы выполняет роль наблюдателя, или поочередно, если в роли наблюдателей выступают остальные участники.

7. Обратная связь. Обсуждение игры можно провести в два этапа: сначала - ролевая обратная связь, а затем - деловая обратная связь. Во время ролевой обратной связи участники комментируют происходящее, не выходя из своих ролей. Затем - вне роли - говорят о своих чувства и мыслях. Проводится обсуждение в общем кругу - анализ игры.

К участникам ролевой игры обращаются на «вы», а не «он» / «она». Для обратной связи используют условные преференции, предлагают альтернативу (например, «Я думаю, было бы эффективнее, если бы вы ...») [1, 5].

Наиболее ценным этапом для учебного эффекта и самым продолжительным по времени является «обратная связь». Чтобы плодотворно обсудить действия участников ролевой игры, необходимо тщательно планировать время для каждого из этапов. Обсуждение должно продолжаться не менее трети времени, предназначенного для упражнения [3, 6].

Советы преподавателю [1,2]:

- разработайте сценарии ролевых игр заранее;

- сделайте ролевые игры, насколько возможно, приближенными к реальности;

вносите в ваши сценарии важные концепции, которым вы хотите научить участников;

2-5 человек, предоставляя всем присутствующим возможность прорепетировать роли;

после выполнения ролевых игр в небольших группах, выберите одну из них, согласную показать свою ролевую игру другим участникам программы. После этого попросите всю группу про-

лей;

подводит итог мероприятию, обобщая то, чему должны были научиться участ-

комментировать выполнение. Обратная связь должна основываться на всем объеме полученных знаний; соблюдайте правила обратной связи. Дайте возможность участникам ролевых игр первыми выступить с собственными комментариями. Сосредоточьте внимание на специфических моделях поведе-

конкретные случаи из практики;

не злоупотребляйте ролевыми играми.

Участники ролевых игр ценят «индивидуальный подход». Стоит потратить несколько минут для того, чтобы рассказать, что понравилось и что можно было бы изменить.

Очень важно, чтобы обратная связь была конструктивной. Людям свойственно делать акцент на негативных аспектах деятельности, вместо тех вещей, которые им удались. Также существует риск того, что слова преподавателя могут звучать как критика человека, выполнявшего задачу, вместо того, чтобы фокусироваться на деятельности этого человека. Конструктивные отзывы должны предоставляться в ключе общих усилий, направленных на решение проблемы или улучшение процесса.

Метод отзывов по пунктам хорошо срабатывает для создания атмосферы, в которой происходит совместное решение проблем, и где коллеги работают слажено, а не критикуют друг друга [1].

Метод отзывов по пунктам выглядит так: «Вот что мне понравилось в занятии...» - положительные пункты. «Вот аспекты, которые мне бы хотелось изменить...» - отрицательные пункты, но высказанные как конкретные способы улучшения или изменения ситуации.

Последовательное использование этого метода существенно помогает усиливать уверенность участников в себе.

Для отработки навыков принятия решений и решения проблем на основе определенной ситуации используют метод моделирования [2, 4]. Моделирование воспроизводит реальный мир в учебной комнате. Его можно представить как ролевую игру,

в которой активно участвуют все обучающиеся. Игра строится так, чтобы участники могли увидеть результат своих действий в реальном жизненном сценарии. Моделирование может быть «живое» или компьютерное. Обычно при моделировании сценарий ситуации четко разрабатывают заранее, и участникам дают роли, которые они должны выполнять в течение игры. Бывают сценарии, где есть общая всем известная цель, но роли других исполнителей не известны, и каждый сам решает, как вести себя в данной ситуации.

Моделирование может помочь участникам предусмотреть, как они будут реагировать в определенных ситуациях, как будут справляться с поставленными задачами [3].

Преимущества метода [1, 2]: моделирование базируется на реальных клинических примерах, что позволяет участникам увидеть, как они смогут применять новые навыки и знания на практике; - все активно участвуют;

немного правил выполнения моделирования;

все могут применять навыки решения проблем, принятия решений, общения. Недостатки метода:

игра требует тщательной подготовки, она должна быть так же сложна, как ситуация из настоящей жизни, которую игра имитирует»

подготовка требует много времени, так как участникам важно понять сценарий, принять решение о плане своих действий и определить их влияние на ситуацию;

во время игры у участников возникает много идей, и поэтому нужно отвести достаточно времени для их обсуждения. Как проводить «живое» моделирование [1, 2, 3, 4]?

1. Определение и подготовка сценария. Преподаватель готовит сценарий путем создания ситуации, иллюстрирует проблему, над которой работают слушатели. Для того, чтобы моделирование было успешным, сценарий должен быть достаточно сложным, с разными акте-

ния;

отмечайте положительные моменты; используйте как основу ролевых игр

рами, которые представляют разные точки зрения. Сценарий не должен содержать четкого указания на разрешение ситуации: оставив выбор за участниками, что дает им возможность практиковать навыки принятия решений и решения проблем.

Преподаватель прописывает сценарий, роли и задачи, готовит раздаточный материал для каждого из участников моделирования.

2. Представление моделирования. Преподаватель определяет сцену для моделирования. В зависимости от целей упражнения, преподаватель вправе рассказать только несколько деталей сценария. Можно распределить роли между различными участниками и раздать им листки с заданиями. Преподаватель раздает письменные инструкции участникам. Он объясняет, как долго нужно выполнять моделирование, определяет место, где это будет происходить, и другие необходимые детали.

3. Проведение моделирования. Во время ролевой игры преподаватель выполняет роль наблюдателя. Одна из целей моделирования - обучение принятию решения или решение проблемы, основываясь на недостаточной или неправильной информации. Поэтому преподаватель обычно не дает ответов даже на самые простые вопросы по поводу ролей и задач.

Наблюдая за тем, как разворачивается моделирование, преподаватель может иногда добавить новый «поворот» к ситуации, для того, чтобы обеспечить участникам практику работы с неожиданными изменениями.

4. Обсуждение моделирования. После того, как закончилось выделенное время или моделирование завершилось, преподаватель проводит обсуждение. Этот этап требует от участников анализа того, что они делали в течение моделирования, как бы они изменили или улучшили свои действия, и затем ответа, как бы они применили свои новые навыки и знания на практике.

Моделирование требует от участников решения вопроса, как работать с другими людьми для того, чтобы выполнить сложную задачу. Нужно оставить достаточно времени в конце для обдумывания и обсуждения. Важно увидеть, насколько хорошо обучающиеся решат проблему, так же необходимо показать участникам, как их личность и стили управления влияют на работу.

Пример ролевой игры для врачей-педиатров:

15 августа, температура воздуха 32°С. Мама Ирина с ребенком Иваном и бабушкой Марией Петровной пришли на прием к педиатру в детскую поликлинику.

Иван - ребенок 4 месяцев 10 дней, имеет массу 6000,0 г, второй ребенок в семье, получает грудное вскармливание.

Бабушка ночью кормит ребенка молочной смесью, т. к. «Ирина должна поспать».

Бабушка предлагает поить Ивана водой и соком, поскольку очень жарко!

Бабушка также спрашивает у педиатра: «Не пора ли вводить в рацион кашу, ведь он «маленький?»

Медсестра осуществляет измерения, врач оценивает эффективность вскармливания Ивана и проводит консультирование семьи.

Динамика массы Ивана: масса при рождении - 3600,0; в 1 месяц - 4400,0; в 2 месяца - 5300,0; в 3 месяца - 5800,0. В 3 месяца ребенок стал получать ночное кормление смесью из бутылочки. Масса в 4 месяца - 6000,0 г.

Информация для преподавателя.

Врач должен оценить вскармливание Ивана и расспросить маму:

Съедает ли ребенок всю смесь? Если да, то не хочет ли Иван еще?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педиатр должен оценить массу ребенка, используя график «Масса к росту для мальчиков». Является ли эта масса нормальной?

Нанести показатели на график: масса при рождении - 3600,0; в 1 месяц - 4400,0; в 2 месяца - 5300,0; в 3 месяца - 5800,0. В

3 месяца ребенок стал получать ночное кормление смесью из бутылочки. Масса в

4 месяца - 6000,0 г, 6 месяцев - 6100,0 г.

На основании полученных ответов врач должен понять, почему начали вводить смесь и использовать бутылочку для кормления. Педиатр старается убедить семью, в том, что мама ночью должна снова кормить грудным молоком. Необходимо объяснить, что ночью образуется больше молока, и если ребенка часто прикладывать к груди, молока у матери будет больше. Необходимо во время ролевой игры обосновать нецелесообразность введения воды и сока.

Вскармливание из бутылочки является опасным в отношении развития кишечной инфекции, аллергии, снижения количества молока, а также возможности вскармливать ребенка грудью.

Вода ребенку не нужна. Лактация приспосабливается к потребностям ребенка и способна обеспечить его необходимым количеством жидкости.

Педиатр и медсестра должны предоставить матери исчерпывающую информацию и обеспечить наглядными материалами по организации исключительно грудного вскармливания. Повторный визит должен быть назначен через неделю для того, чтобы убедиться, что мама поняла все правильно и выполняет данные рекомендации.

В ходе проведенного сотрудниками кафедры педиатрии и неонатологии ФИПО анкетирования после окончания цикла педиатрии 96,5% интернов и 98,4% курсантов положительно оценили предложенные ролевые игры и отметили целесообразность их использования на последипломном этапе обучении педиатров.

Выводы

Таким образом, главное назначение ролевых игр - моделирование клинической работы врача, уменьшение степени новизны и неожиданности возможных ситуаций, развитие творчества у участников. Учебная ролевая игра на последипломном этапе медицинского образования должна стать интегральным методом обучения и контроля в условиях, приближенных к реальным, что позволит объективно оценить готовность врача к профессиональной деятельности. Следует помнить народную мудрость: «Самый хороший учитель в жизни - опыт». «Чтобы стать кузнецом, надо ковать!».

Литература

1. Вороненко, Ю.В. Дидактичш технологи викладання питань репродуктивного здоровя. [Текст] Навчально-методичний поабник для викладачiв / Ю.В. Вороненко, А.1. Бойко, Н.Г. Гойда. Кшв. - 2011. - 192 с.

2. Думанский, Ю.В. Использование деловых игр в последипломном обучении врачей [Текст] / Ю.В. Думанский, Е. Савченко, Е.В. Середенко // Питання експериментально'1 та клшчно! медицини. Сборник статей. - 2011. - Випуск 15. - Т. 2. - С. 158-164.

3. Князева, О.В. Игровые технологи в процессе подготовки студентов медицинского колледжа к работе с пациентами пожилого возраста [Текст] / О.В. Князева // Человек и образование. - 2013. - № 1 (34). - С. 109-112.

4. Нагорная, Н.В. Пути активизации деятельности врачей-интернов [Текст] / Н.В. Нагорная, С.С. Острополец, Е.В. Бордюгова и др. // Здоровье ребенка. - 2011. - № 3 (30). -С. 72-74.

5. Наумов, Л.Б. Учебные игры в медицине [Текст] / Л.Б. Наумов. - М., 1986. - 186 с.

6. Одилова, Н.Ф. Эффективность использования ролевих игр в процессе обучения [Текст] / Н.Ф. Одилова // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2., № 12. - С. 121-124.

7. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы / Под ред. А.А. Деркача. -М.: изд-во РАГС. - 2009. - 368 с.

8. Ходжаян, А.Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе [Текст] / А.Б Ходжаян, Н.В. Агранович // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 11 (часть 1). - С. 149-153;

9. Шушляпин, О.И. Личностно-ориентированный и групповой подход при самостоятельной работе в вузах: обоснование некоторых активных и инновационных методов обучения [Текст] / О.И. Шушляпин // Новости медицины и фармации. - 2011. - № 16 (379). - С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.